Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

AlAngel: > 08.06.16 03:57


Девочки, всем привет!
Настя, спасибо Flowers А я и не знала)

...

Настёна СПб: > 10.06.16 00:40


 » "КОЛОКОЛА ГРАДА КИТЕЖА"

"КОЛОКОЛА ГРАДА КИТЕЖА"

Пожалуй, самая красивая легенда земли русской - о граде Китеже. До сих пор отзвук ее слышится из светлых вод озера Светлояр...
По одному из преданий, Китеж был основан князем Георгием, сыном Всеволода Большое Гнездо.
Отправился молодой князь по городам русским и всюду повелевал строить "церкви каменны". Так он основал Нижний Новгород и рядом построил город Малый Китеж (ныне Городец). Волею судьбы именно в нем скончался его знаменитый племянник Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды.
Из Малого Китежа поехал князь "сухим путем" и вышел к озеру Светлояру. Красота его поразила Георгия Всеволодовича, и повелел он строить здесь новый город, и назвал его Большой Китеж.
Однако вскоре Георгий Всеволодович покинул основанный им город и отправился во Владимир, где после смерти брата сделался наследником престола и великим князем.
...Через много лет судьба вновь привела его в Большой Китеж, но при трагических обстоятельствах: "В лето 6747-е (1239 г.) пришел войной на Русь безбожный царь Батый, и разорял, и огнем жег, и людей же мечу предавал..."
Собрав дружину, Георгий Всеволодович пошел с нею на Батыя, но, потерпев неудачу, отступил к Малому Китежу. Батый осадил город. Под покровом темноты князь ушел с дружиной к Большому Китежу. Наутро татары ворвались в город, но не найдя в нем князя, стали пытать жителей. Один горожанин - Гришка Кутерьма - не вынес боли и рассказал о Большом Китеже. Батый двинулся в погоню. Княжеская дружина встретила татар у самого города, и в сражении Георгий Всеволодович был убит. На том месте бьет с тех пор из-под земли святой источник. Китежские жители, видя подступающих врагов, собрались на главной площади и стали отчаянно молиться Господу Богу и Пресвятой Богородице о спасении града. Батый подошел к Китежу, и вдруг на его глазах произошло чудо: город опустился на дно озера, а землею накрыло крепостные стены.
"И город Большой Китеж невидим стал и был покрыт рукою Божию и по прошению святых и праведников. И невидим он будет вплоть до пришествия Христова." На месте прекрасного города остались лишь святое озеро да холмы по его берегам.
Все это можно было считать красивой сказкой, если бы не интересные явления, происходящие иногда на Светлояре. Звон китежских колоколов и сейчас бывает слышен над озером, но услышать его может лишь человек с чистой душою. Если повезет, можно встретиться с такими людьми и от них самих услышать удивительные истории.
Бабушка Поля из села Владимирского рассказала, что 10-летней девочкой слышала она чудесное пение над озером. Как зачарованная слушала Поля чудесные звуки, а потом рассказала все отцу. Тот решил, что на дочери лежит Божье благословение. И верно. Позднее она чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни: отказали ноги. Никакое лечение не помогало, пока добрые люди не стали ей носить воду из святого озера и обливать ею ежедневно. Через некоторое время она смогла ходить.
Бабушка Поля показала и все китежские святыни: и волшебный пень о трех стволах, земля из-под корней которого лечит суставы, и речку с целебной водой от глазных болезней, и место, где Владимирская икона на березе висела, и фундамент разрушенной часовни на Владимирской горе, куда перенесли эту икону. Дотронуться до основания часовни означает на год оградить себя от бед.
Но самое удивительное - это возникающие вдруг образы невидимого города.
Владимирцы рассказывают, как их односельчанин, похоронивший сына-самоубийцу, дал обет все 40 дней ходить вокруг озера. Шел он однажды и каждой березке кланялся: "Господи, помилуй!" Навстречу ему вышел старец в белых одеждах и научил правильной молитве. С тех пор каждый владимирец ее знает: "Горы крутые, люди святые, Под водою скрытые, Сходите к престолу Господнему, Помолитесь за нам, грешных". Старец исчез, а мужику на 40-й день явился сын и поклонился: "Спасибо, отец, ты меня из ада вымолил!"
Однажды приезжие богомольцы пошли молиться на Китежскую гору. Было это утром, но вдруг сделалось темно и Успенская гора "открылась", т.е. стала прозрачной. И увидели они внутри нее церковь, а в ней люди и дети с ними, в левой руке у каждого свечка горит, а правой - крестятся... В другой раз старички-паломники видели крестный ход по воде с пением...
Действительно ли мог существовать и исчезнуть в одночасье таинственный град?
Ученые выяснили, что озеро Светлояр образовывалось поэтапно - в результате тектонических провалов. Первый был полторы тысячи лет назад, второй - 700 лет и третий - 300-350. Т.е. даты провалов озера и событий, описываемых в летописи, совпадают! За внезапным опусканием озера могли наблюдать наши предки, сохранившие память об этом событии. Но был ли при этом город? Следов культурного слоя на берегах озера не обнаружено. А вот со дна Светлояра, с 25-метровой глубины, водолазы достали фрагменты частокола, обработанного человеческими руками. Правда, местные жители уверяли, что они нашли еще и золотой крест, который увезли неизвестно куда. Члены другой экспедиции огородили Китежскую гору, пытаясь представить размеры древнего города. Но самого его не увидели. А вот одна бабушка и дети, заглянувшие к ним посмотреть на "град Китеж", услышали чудесный колокольный звон. Набатным гулом встретил Китеж двух петербургских художников... Так подает знак сокровенный град, живущий в другом измерении, людям, искренне верящим в его существование...
...Существование города на месте озера пока не отрицается. Хотя последние исследования подтверждают версию, что прообразом Китежа была русская пограничная крепость на реке Ватоме - в 50 км. отсюда. Крепость была разрушена во время татаро-монгольского нашествия. От потомков стражей земли русской и могли услышать легенду о городе в глухих лесах. Загадочное же название "Китеж" созвучно с Кидекшей, построенной близ Суздаля тем же князем Георгием Всеволодовичем.
...И поныне жива легенда о чудесном граде в самых отдаленных уголках России. Как светлый источник, нужна она нам всем: "Там Русь сыстари на чистоте стоит - какова была при прадедах, такова - до наших дней".

(Источник: статьи Марианны Никольской и Алексея Ерофеева).

...

Gerxard: > 11.06.16 18:20


Настен, я за тобой не успеваю! Спасибо за интересные статьи! Flowers

Настёна СПб писал(а):
"ДОЧЬ РЕНЕССАНСА": ЛУКРЕЦИЯ БОРДЖИА


А вот Лукреция меня привлекает и никакой антипатии у меня не вызывает. Ведь даже главное обвинение против нее : инцест с братом и отцом ( которое сейчас все мусолят, кому не лень), вполне возможно всего лишь выдумка. Борджиа ненавидели и поэтому вокруг них рождались сплетни и слухи. И вполне возможно, что первый муж пустил слух, а остальные с удовольствием подхватили.

Настёна СПб писал(а):
"ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ..."


Красивые рисунки подобрала! wo Вспомнила , что в одном детском журнале ( по-моему " Барвинок") была напечатана книжечка, в которой, как раз рассказывалось о кикиморах, домовых, водяных, леших и т.п. Ее нужно было вырезать и шить. Долго у меня хранилась.

Настёна СПб писал(а):
Татьяна Ясина писал(а):
Рекомендую. Книга эта есть у меня дома.
А-а-а, тоже хочу такую книгу домой


Я тоже хочу почитать, а в электронном виде нет. Mr. Green

Настёна СПб писал(а):
"КОЛОКОЛА ГРАДА КИТЕЖА"


Какая красивая легенда!

AlAngel писал(а):
Графиня Элизабет Батори


Алена, спасибо за статью! rose Читала я об этой кровавой графине. Ее история напоминает историю русской помещицы Дарьи Николаевны Салтыковой. Бедные слуги и крепостные, оказавшиеся у власти таких психически больных и знатных людей.

...

Татьяна Ясина: > 11.06.16 18:31


Gerxard писал(а):
Настёна СПб писал(а):
Татьяна Ясина писал(а):



Gerxard писал(а):
Рекомендую. Книга эта есть у меня дома.



Gerxard писал(а):
А-а-а, тоже хочу такую книгу домой
Я тоже хочу почитать, а в электронном виде нет. Mr. Green


Заглядывай в блог. Я рано или поздно что-то из этой книги начну давать, правда, в таком виде, который авторские права не нарушит Mr. Green Кстати о блоге. Я выложила про Камо грядеши три поста. В меню пока нет - фотки не могу подобрать. Первая часть опубликована и в теме Сенкевича

...

Настёна СПб: > 13.06.16 00:29


 » "ПРЕКРАСНАЯ ФЛОРЕНТИЙКА": СИМОНЕТТА ВЕСПУЧЧИ

"ПРЕКРАСНАЯ ФЛОРЕНТИЙКА": СИМОНЕТТА ВЕСПУЧЧИ
(28.01.1453-26.04.1476)

Когда Симонетта Каттанео прибыла из Генуи во Флоренцию, к своему будущему мужу Марко Веспуччи, и шагнула из тьмы кареты на свет полуденного солнца, - всем, кто встречал ее, красота этой тоненькой девочки показалась ослепительной, божественной, неземной. Ее рыжие волосы горели червонным золотом, кожа была белее, чем лепестки гиацинтов, все линии лица и тела изумляли изяществом, словно не живая женщина предстала перед гостями почтенного купца Веспуччи, а ожившее произведение искусства.
Когда впервые увидел Симонетту художник Сандро Боттичелли - точно не известно. Он дружил с семьей Веспуччи и мог присутствовать при встрече молодоженов. А может - узнал ее позже, когда ее красота уже прославилась на всю Флоренцию. В любом случае - Симонетта стала для него вдохновением. Его любовью. Его идеалом. Он рисовал ее в образах Венеры, Весны, Грации - и Богоматери с младенцем на руках.
Симонетта Катанео родилась 28 января 1453 г. или в самой Генуе, или в местечке Портовенере, в богатой купеческой семье. По некоторым сведениям, семьи генуэзцев Каттанео и флорентийцев Веспуччи были деловыми партнерами и решили скрепить свои взаимоотношения еще и браком между детьми. Симонетту обручили с ее ровесником Марко еще в колыбели. А обвенчали, когда и жениху, и невесте исполнилось 15 лет: в апреле 1469 в Генуе, в церкви Сан-Торпете.
Молодожены приехали во Флоренцию и поселились в фамильном доме Веспуччи: Барго д'Оньисанти. Вскоре после приезда правитель города Лоренцо Медичи Великолепный дал пир в честь Марко и Симонетты Веспуччи, на котором равно чествовались представитель старинного рода и красота его юной жены. Культ Красоты - вот так, с большой буквы! - был свойственен эпохе Возрождения вообще, но итальянскому Ренессансу особенно, поэтому красота Симонетты значила для окружающих больше, чем красота любой другой красавицы в другое время и в другом месте. Красота Симонетты воспринималась как драгоценное явление природы, достойное поклонения.
Влюблены в нее были многие. В их числе - и сам Лоренцо Великолепный, и его брат Джулиано Медичи (25.10.1453-26.04.1478). Но если Лоренцо был нехорош собой и сознавал свое уродство, то Джулиано считался красавцем, и кроме того, был одним из самых ловких и блистательных рыцарей во Флоренции. На турнирах он сражался в честь Симонетты - и побеждал. В честь Симонетты он устраивал праздники.
Они стали любовниками. Взаимная любовь великолепного воина и прекрасной дамы, похожих на персонажей рыцарского романа, показалась всем естественной: эти двое должны были полюбить друг друга, ибо не было среди мужчин равных Джулиано, а среди женщин - Симонетте. Анджело Полициано, поэт и друг Лоренцо Медичи, воспел их любовь в поэме "Стансы на турнир" и оставил такое воспоминание о Симонетте: "Среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом ее привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили ее, что это казалось вещью необыкновенной: много мужчин любили ее без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли ее без злобы." Даже влюбленный в Симонетту Сандро Боттичелли часто изображал их рядом, в том числе в образах влюбленных друг в друга богов Марса и Венеры... Да и 23-летний Леонардо да Винчи не устоял перед очарованием Симонетты и изобразил ее на турнире - в доспехах и с веером.
Но Флоренция коварна - мимолетно подаренное ею счастье, неожиданны удары судьбы. Симонетта Веспуччи умерла в возрасте 23-х лет от чахотки и - как считали некоторые из современников - от переутомления: как бы плохо она себя не чувствовала, она обязана была присутствовать на всех флорентийских празднествах, поскольку все - начиная с Лоренцо Великолепного - желали услаждать взоры ее красотой. С распущенными волосами, наряженная в яркие шелка и убранная цветами, она сидела на пирах или вела традиционный танец девушек... Хотя некоторые поговаривали и об отравлении... Когда Симонетта скончалась, всю ночь перед похоронами при свете факелов, в открытом гробу возили ее по городу, чтобы флорентийцы могли в последний раз полюбоваться этим прекрасным лицом.
Лоренцо Медичи вспоминал: "Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в ее свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: "Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней"... С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее... Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали непревзойденной. В ее облике явилась истина слов Петрарки: "Прекрасна смерть на лике сем прекрасном"..."
Симонетту погребли в церкви Оннисанти, которую семья Веспуччи построила еще в 1383 г.
Марко Веспуччи женился во 2-й раз. Одного из своих сыновей он назвал Джулиано, словно демонстрируя, что не держит зла на Медичи за то, что тот практически похитил у него жену.
Джулиано Медичи заказал Боттичелли портрет любимой. Потрясенный художник запечатлел покинувшую этот мир девушку сосредоточенной и задумчивой перед лицом Вечности. Такой запомнилась ему Симонетта в последние дни свое жизни.
Джулиано пережил Симонетту всего на два года: он погиб на вторую годовщину ее смерти, 26 апреля 1478, во время пасхальной мессы в церкви Санта-Мария-дель-Фьоре, от рук убийц, покушавшихся на его брата Лоренцо Великолепного...
Сандро Боттичелли пережил Симонетту на 34 года и обессмертил ее красоту на своих полотнах: почти на каждом из них в центре - Симонетта, только более розовая, здоровая и сияющая, чем она была при жизни. Великий художник завещал, чтобы его похоронили рядом с ней.
В XVII в. церковь была полностью перестроена в барочном стиле, однако сохранилось 4 фрески XV в. работы Доменико Гирландайо, и на одной из них, ради которой, собственно, асе стремятся посетить Оннисанти, изображена Мадонна, покрывающая своим плащом все семейство Веспуччи. По правую сторону от нее на коленях стоят мужчины, по левую - женщины. Мужчина в белом - это Марко Веспуччи. А большеглазый пухлогубый подросток рядом со ним - Америго Веспуччи: когда он вырастет, он отправится в плавание через океан и опишет новый континент, который в его честь назовут Америкой! Единственная женщина с непокрытой головой - это Симонетта: ей, несмотря на статус замужней женщины, разрешили носить девичью прическу и не прикрывать волосы, чтобы ничто не мешало любоваться ее красотой. Кстати, на этой фреске, написанной еще при жизни Симонетты, она не слишком-то похожа на ослепительные образы с картин Боттичелли. Но может быть, чтобы достоверно запечатлеть красоту, пленившую всю Флоренцию, нужно было обладать гением Боттичелли?


(Источник: "100 великих красавиц" Е.Прокофьева, М.Скуратовская; журнал "Следопыт", статья М.Никольской).

...

Настёна СПб: > 15.06.16 00:17


 » "ЛЕГЕНДА О РОЗАМУНДЕ": ДЖЕЙН ДЕ КЛИФФОРД

"ЛЕГЕНДА О РОЗАМУНДЕ": ДЖЕЙН ДЕ КЛИФФОРД (~1150-1176)


"Красивую историю рассказывают про это царствование [Генри II Английского], историю о Прекрасной Розамунде. А рассказывается в ней о том, как король был ослеплен любовью к прекрасной Розамунде, которая была самой прелестной девушкой в мире, и как велел он в Вудстокском парке выстроить для нее красивый чертог. И как возвели его посреди лабиринта, так что пройти туда можно было лишь с помощью клубка шелковых нитей. А злая королева Алиенора, ревнуя к прекрасной девушке, узнала тайну клубка и предстала перед ней с кинжалом и чашей, полной яда, и предложила ей выбрать между двумя этими смертями. И как прекрасная Розамунда, пролив множество слез и напрасно умоляя жестокую королеву сжалиться над ней, приняла яд и упала замертво посреди своего чудесного чертога, а ничего не понимающие птички весело порхали и пели вокруг нее, - пишет Чарльз Диккенс в "Истории Англии для юных". - Прекрасная Розамунда действительно существовала, и была она, осмелюсь сказать, самой прелестной девушкой в мире. Король действительно любил ее, а злая королева Алиенора, конечно, ревновала. Но, увы - я говорю "увы", поскольку эта история мне очень нравится, - не было ни чертога, ни лабиринта, ни шёлкового клубка, ни кинжала, ни яда. Увы, Розамунда удалилась в монастырь под Оксфордом и мирно окончила там свои дни. Сестры-монашки убирали гробницу шелками и часто украшали цветами, в память о ее молодости и красоте, которые зачаровали короля, когда он тоже был молод и впереди у него была вся жизнь."
Так что же произошло на самом деле? Где правда и где вымысел?
Девушку звали Джейн, Джейн де Клиффорд. Розамундой, "розой мира", ее прозвали позже - за красоту. Дочь рыцаря Уолтера де Клиффорда, хозяина заика на границе с Уэльсом, родилась около 1150 г. О ее жизни до встречи с королем известно совсем не много - скорее всего, Джейн жила какое-то время при монастыре Годстоу, который легенды назовут местом ее упокоения.
Когда Генри впервые увидел Розамунду, мы тоже не знаем. По одной из романтических легенд, они встретились совсем юными, это была любовь с первого взгляда. Генри пообещал жениться на девушке, но ему пришлось вернуться на континент. Но, судя по датам, - не сходится.
Скорее всего, встреча произошла около 1163 г., когда Генри II, по пути в Уэльс, заехал в замок Клиффорд. К тому времени у женатого короля была репутация большого поклонника женской красоты. Его супруга Алиенора Аквитанская не была злобной фурией из легенды (тут бы я поспорила Laughing ). Она была умна, образованна, красива, обладала сильным характером. И не обращала внимание на любовниц мужа...
Правда, Розамунда оказалась не "очередной". Говорили, что сэр Уолтер был против отношений дочери с королем, и отослал ее в Корнуолл. Откуда получил известие, что Розамунда, вместо того, чтобы жить в одном из монастырей, живет с Генри... Связь эта оказалась крепкой и длилась много лет. Король искренне привязался к красавице - быть может, именно потому, что Розамунда была покорна его воле, а не стремилась к власти сама, как его супруга королева Алиенора.
Этот роман постоянно обрастал новыми неправдоподобными легендами. Король якобы женился на Розамунде, или, по крайней мере, пообещал это сделать, не сказав, что женат. Поэтому и поселил девушку в лабиринте - чтобы они с королевой не узнали о существовании друг друга. Говорили, что Розамунда родила королю сыновей - Джеффри (будущего архиепископа Йоркского) и Уильяма (ставшего графом Солсбери). Но- нет, все бастарды Генри рождены другими любовницами. Если у них с Розамундой и были дети, то сведений о них не сохранилось.
Все последующие годы прекрасная Розамунда либо путешествовала вместе с королем, либо жила в Вудстоке, где Генри ее навещал. У короля были дела по всей стране, он постоянно был в разъездах - Розамунда его ждала...
В 1174 г. один валлийский церковник начал публично высмеивать Розамунду, называя ее "Rosa-immundi", роза распущенности". Задеть при этом он, конечно, пытался короля, и цели своей достиг - игру слов охотно подхватили. Розамунда, которую, по всей видимости мучило осознание греховности связи с королем, принимает решение расстаться с Генри и отправиться в монастырь.
Спустя два года, в 1176, Розамунда тихо скончалась в монастыре Годстоу. Генри искренне оплакивал прекрасную возлюбленную. По одной легенде, Розамунда сказала, что когда некое выбранное ею дерево в монастырском саду превратится в камень, это будет означать, что она прощена за свои грехи и принята в Царствие Небесное. Ее гробница, воздвигнутая перед алтарем, была украшена резьбой в виде роз и изображением чаши - возможно, именно эта чаша и породила версию гибели от яда.
И отец Розамунды, и король, и другие любившие ее люди сделали монастырю богатые пожертвования. К месту упокоения Прекрасной Розамунды приходило множество людей, особенно молодых девушек, которые видели в ней скорее раскаявшуюся Магдалину. Но в 1199 г., возмущенный таким поклонением останкам "шлюхи", епископ Линкольнский велел перезахоронить Розамунду на церковном кладбище. Там она покоилась до тех пор, пока монастырь не был разрушен.
Конечно, королева Алиенора не имела никакого отношения к смерти Розамунды. Даже если бы она и ревновала, что маловероятно - в этот момент она находилась в заточении. Генри взял супругу под страду после того, как их старший сын поднял мятеж против короля. Генри так и не простил Алиеноре то, что она посмела с ним бороться. Не простила ей этого и Англия, для которой Алиенора навсегда осталась чужестранкой.
Поэтому и возникают легенды о злобной королеве - балладам и историям о прекрасной Розамунде и ее гибели от рук Алиеноры несть числа.
Правдой остается одно - Розамунда была Прекрасной, и за свою красоту ей пришлось раскаяться.

(Источник: "100 великих красавиц" Е.Прокофьева, М.Скуратовская).

...

Настёна СПб: > 18.06.16 00:22


 » "ОДНА-ЕДИНСТВЕННАЯ ФРИНА..."

"ОДНА-ЕДИНСТВЕННАЯ ФРИНА..."

Герои пьесы греческого писателя Лукиана восхищались прекрасной статуей: "Она стоит гордая, с легкой усмешкой, вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только чресла слегка прикрывает она рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела." "Какая соразмерная спина! Какие полные бока - как раз по ладоням, обнимающим их! Какой красивой линией изгибаются мышцы ягодиц! Они не прилегают слишком плотно к костям из-за худобы, и ее расплываются в чрезмерной полноте. А как сладостна улыбка этих ямочек, запечатлевшихся по обеим сторонам бедер!"
Речь идет о знаменитой статуе богини Афродиты Книдской, взглянуть на которую ежегодно являлись тысячи людей. "О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!" Да, она была богиней любви и красоты, но ведь статую ваяли с живой женщины... Фрина, послужившая прославленному скульптору Праксителю моделью, войдет в историю как обладательница не просто красоты - красивых женщин много, - а красоты идеальной. Той, которой поклоняются, точно божеству.
Красавицу звали Мнесарет, что в переводе означает "та, что помнит о своих добродетелях". Что ж, если счесть красоту добродетелью, то имя она оправдала. А вот прозвище "Фрина" было получено позднее и означало оно... "жаба". Нет, ничего особо обидного - просто кожа ее была смугловатой. Нередкое явление, и прозвище это носили и другие женщины. Но помним мы одну-единственную Фрину...
Годы ее жизни мы знаем лишь приблизительно - ~390-330 г.г. до н.э. Неизвестно нам и то, как и почему дочь врача, девушка из состоятельной, образованной и уважаемой семьи, стала гетерой, "подругой" - т.е. куртизанкой. Может быть, семью Мнесарет изгнали из родного городка Феспии в Беотии, и у нее просто не было другого выхода, а, может быть, свободная и обеспеченная жизнь этой высшей прослойки жриц любви показалась девушке куда более заманчивой, чем замужество и замкнутая жизнь на "женской половине" дома...
Так или иначе, она приехала в Афины и вскоре стала одной из самых востребованных и известных гетер. Спустя несколько лет она уже была настолько богата, что могла бы удалиться от дел. Но, видимо, к тому времени Фрина привыкла ко всеобщему поклонению, что отказаться от него и зажить скромной и спокойной жизнью уже не могла. Зато она могла выбирать возлюбленных по своему вкусу, и даже возникла легенда о царе Лидии, который был так некрасив, что прекрасная гетера запросила с него сумму настолько огромную, что ему пришлось ввести в своей стране новый налог. Эта легенда многое говорит о власти красоты Фрины.
Кто знает, осталась бы эта красота в памяти людей, если бы не великий Пракситель. Фрина стала его натурщицей, и, восхищенный ее телом, скульптор решил изваять статую богини полностью обнаженной - чтобы показать людям эту красоту. Фрина отличалась скромностью и, в отличие от многих других гетер, появлялась весьма просто одетой, и даже не посещала общественные бани. Но ради статуи Афродиты она согласилась позировать нагой.
Так и Афродита, и Фрина в ее лице, богиня и гетера, впервые предстали перед публикой без одежд. Жители острова Кос, по заказу которых и была изваяна статуя, не решились поставить в своем святилище нагую богиню и выбрали другую работу Праксителя, для которой, предполагают, тоже позировала Фрина. Зато жители Книда приобрели первую - и не пожалели - ведь увидеть эту совершенную красоту захотело множество людей... Увы, до наших дней Афродита Книдская не дошла, сохранились лишь многочисленные копии. А о самой богине говорили, сто она гневалась на скульптора за то, что тот посмел выставить ее на всеобщее обозрение без одежд: "Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала: "Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?"
Сама же Фрина раз в год, во время Элевсинских мистерий, приходила в храм Афродиты и, сбросив одежды, шла окунаться в море. Говорят, что вид обнаженной красавицы в морских волнах вдохновил знаменитого художника Аппелеса написать картину ?Афродита Анадиоимена", т.е. "выходящая из моря" - ведь согласно одному из мифов, богиня родилась из пены морской.
Но подобная красота вызывает не только восхищение, но и зависть. Один отвергнутый поклонник Фрины подал на нее в суд. За что? За оскорбление все тех же Элевсинских мистерий, за богохульство, за развращение афинян, за то, что увлеченные беотийкой, они забывают о службе на благо отечества... Нет, смерть Фрине не грозила, но суд присяжных мог приговорить ее к позорному изгнанию и конфискации имущества.
У нее оказался достойный защитник, известный в Афинах оратор Гиперион. На этот раз ему не понадобилось хваленое красноречие - он просто сбросил с ее плеч одежду, обнажив до пояса (по другой версии, это сделала сама Фрина). В таком божественном, совершенном теле, сочли судьи, могла быть только чистая душа. И Фрину оправдали!
После этого Фрина, как говорили, еще долго жила с выручившим ее Гиперионом и до преклонных лет оставалась удивительно красивой - благо, о главном своем богатстве, красоте, она заботилась всю жизнь.
После смерти Фрины преданный поклонник ее красоты, Пракситель, изваял статую из чистого золота, которую установили в храме Дельфийского оракула. "Фрина, дочь Эпикла из Феспий", - было написано на постаменте. Не всем было по нраву такое преклонение пере гетерой, и статую потребовали убрать. Но она стояла еще долго, пока ее не пустили на золотые слитки...
Но мир до сих пор любуется этой красотой, пусть и в копиях. Ибо красота божественна и вечна.

(Источник: "100 великих красавиц" Е.Прокофьева, М.Скуратовская).

На фото: фрагмент моей любимой картины "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" Г.Семирадского (понимаю, что не шедевр, но обожаю ее!) и та самая Афродита.

...

Gerxard: > 19.06.16 10:55


Наконец, добралась и сюда.

Настя, спасибо за новые статьи! Flowers

Настёна СПб писал(а):
"ПРЕКРАСНАЯ ФЛОРЕНТИЙКА": СИМОНЕТТА ВЕСПУЧЧИ


Об Симонетте Веспуччи и Джулиано Медичи, я первый раз прочитала в серии Ж. Бенцони " Флорентийка". Но, меня больше тогда заинтересовал Лоренцо Великолепный. Может кто-то порекомендует книги о нем.

Настёна СПб писал(а):
"ЛЕГЕНДА О РОЗАМУНДЕ": ДЖЕЙН ДЕ КЛИФФОРД


Настёна СПб писал(а):
(тут бы я поспорила )




Настёна СПб писал(а):
Не простила ей этого и Англия, для которой Алиенора навсегда осталась чужестранкой.


Думаю, не только потому что была чужестранкой, но и потому что подняла мятеж против короля. Ввергла страну в усобицу на целых 2 года. И ради чего?

Настёна СПб писал(а):
"ОДНА-ЕДИНСТВЕННАЯ ФРИНА..."


Настена, очень интересно. wo

...

Настёна СПб: > 19.06.16 12:26


Gerxard писал(а):
Об Симонетте Веспуччи и Джулиано Медичи, я первый раз прочитала в серии Ж. Бенцони " Флорентийка". Но, меня больше тогда заинтересовал Лоренцо Великолепный. Может кто-то порекомендует книги о нем.
Во "Флорентийке" они все же на втором плане. А книги... Есть "Медичи. Крестные отцы Ренессанса" Пола Стратерна, но там про весь клан. Вообще про весь wo .

Gerxard писал(а):
но и потому что подняла мятеж против короля. Ввергла страну в усобицу на целых 2 года. И ради чего?
Да, согласна... Прямо гамлетовский вопрос Laughing ...

...

Consuelo: > 19.06.16 15:11


Gerxard писал(а):
Но, меня больше тогда заинтересовал Лоренцо Великолепный. Может кто-то порекомендует книги о нем.

Есть биография Ивана Клуласа "Лоренцо Великолепный" (мне понравилась).

Поздравляю с праздником Святой Троицы!

...

Настёна СПб: > 23.06.16 00:28


 » "И УМЕРЛИ В ОДИН ДЕНЬ..."

"И УМЕРЛИ В ОДИН ДЕНЬ...": ФРАНЧЕСКО I МЕДИЧИ И БЬЯНКА КАПЕЛЛО

Все началось тогда, когда юная венецианка БЬЯНКА КАПЕЛЛО (1548-20.10.1587) встретила красивого юношу Пьетро Бонавернутри и неожиданно для себя влюбилась. У находчивого Пьетро был план - соблазнить красавицу, жениться на ней и получить внушительное приданое. Вскоре девушка поняла, что ждет ребенка. Ее отец был разъярен, и пожелал отдать юношу под суд. Но молодые любовники, обвенчавшись в деревенской церквушке, решились на бегство. Они добрались до Флоренции, где жили родители жениха, и поселились в небольшом доме, вдалеке от чужих глаз.
Так продолжалось бы долгие годы, но однажды Бьянка выглянула в окно и увидела проезжавшего мимо богатого сеньора. Он был невысок, некрасив, со смуглой кожей и глубокими темными глазами. Бьянка знала, что это - ФРАНЧЕСКО МЕДИЧИ (25.03.1541-19.10.1587), сын и наследник герцога Козимо I Тосканского. Тот поднял глаза... С этой минуты таинственная незнакомка навсегда вошла в его сердце. Очень скоро Бьянка стала любовницей Франческо, который не жалел на новую подругу денег, хотя и считался довольно скупым в отношениях с женщинами. Его сердце было переполнено самыми нежными чувствами, да и для Бьянки теперь существовал лишь этот мужчина.
Немного о Франческо. Как и все Медичи, он покровительствовал искусству. Но особенно его интересовали естественные науки. Франческо занимался химией и алхимией. В его личной лаборатории находилась кунсткамера, где были собраны различные курьезы, а также минералогические образцы... Отца Франческо, герцога Козимо, не устраивала связь сына с замужней женщиной, к тому же беглянкой. Он нашел ему жену.
ИОГАННА АВСТРИЙСКАЯ (24.01.1547-20.10.1587) была младшей из 15 детей в семье, мать умерла через 2 дня после ее рождения. Получила обширное образование в области философии, искусства, музыки, говорила на французском, испанском, итальянском, венгерском и латыни, не считая немецкого.
18.12.1565 г. состоялось ее бракосочетание с Франческо Медичи. Организацией праздника занимался Джорджо Вазари. В числе фресок, созданных в честь свадьбы, были фрески в Палаццо Веккьо и Коридоре Вазари, а также фонтан Нептуна. На свадебном торжестве Бьянка блистала в таком роскошном наряде, что затмила красотой невесту. С этого дня во Флоренции не осталось ни одного человека, кто не знал бы сеньору Бонавернутри, возлюбленную Франческо.
Все время замужества муж игнорировал болезненную, меланхолическую Иоганну, рожавшую только девочек (их единственный сын умер в 5-летнем возрасте), к которой, в добавок, с неприязнью относились подданные из-за ее габсбургского происхождения. К ней хорошо относился лишь свекор Козимо I, повелевший специально для Иоганны декорировать особый дворик: в люнеттах написали виды Австрии, а для фонтана привезли статую Верроккьо "Путти с дельфином".
...Однажды Пьетро Бонавернутри был убит неизвестными. Бьянка попросила Франческо прекратить поиски убийц. Тот согласился, тем более, что некоторые полагали, что именно герцог организовал убийство мужа любовницы. Другие обвиняли саму Бьянку.
В 1574 Франческо стал великим герцогом Тосканским. В тот день он поклялся Бьянке, что как только станет свободным, женится на ней и проживет с любимой до конца своих дней. Какими бы фантастическими ни казались клятвы, герцог смог их сдержать.
10.04.1578 г., беременная 8-ребенком, Иоганна упала с лестницы флорентийского Палаццо Дукале (также встречается версия об отравлении). Новорожденный сын тотчас скончался. На следующее утро умерла и Иоганна. Ходили слухи, что коварная любовница герцога была причастна к ее смерти. Когда траурная процессия двигалась к собору, Бьянка выглянула в окно, а Франческо отсалютовал ей. "Триумф Бьянки был мелочным, непристойным и отвратительным". Через два месяца, 5.06.1587, герцог Тосканский женился на Бьянке.
Венчание происходило тайно, однако такое положение бывшую любовницу не устраивало. И она решилась на неосторожный и рискованный шаг: сообщила о своем замужестве самому венецианскому Сенату, и просила присвоить ей наивысший титул "Дочери Венецианской республики и Кипра". Сенат выполнил ее просьбу, что вызвало негодование среди приближенных Франческо. Но тот не обратил ни малейшего внимания на странную выходку любимой супруги. Напротив, он все больше времени проводил в покоях у жены, и вскоре Бьянка сообщила, что ждет ребенка.
И вот тут начался спектакль. Все месяцы Бьянка подкладывала под платье подушки, а когда наступил день разрешения от бремени, к ней привезли деревенского младенца. Ребенка назвали Антонио, а Франческо был счастлив своему отцовству... Чтобы о тайне никто не узнал, Бьянка отравила трех служанок, однако четвертая скрылась и рассказала всю правду Фердинандо, брату герцога. Тот недолюбливал новую невестку. Считали, что она не раз пыталась его отравить, потому что Фердинандо был законным преемником Франческо.
Бьянка не успокаивалась. Однажды она решила еще раз использовать удобный случай, когда пригласила Фердинандо на ужин. Приготовив своими руками прекрасные воздушные пирожные, Бьянка предложила их родственнику с самой обворожительной улыбкой. Однако проницательный Фердинандо, заподозрив неладное, отказался от угощения. Тогда ничего не подозревающий Франческо пододвинул тарелку со сладостями к себе и съел несколько штук. Его жена, холодея от ужаса, протянула руку и взяла последние пирожные.
Через несколько минут Франческо потерял сознание. Побледневшая Бьянка сидела у постели мужа. К вечеру 19.10.1587 г. герцог Тосканский умер. Утром скончалась и его супруга... По более прозаической версии их отравил Фердинандо. Мышьяком.
Их похоронили раздельно. Великий герцог Тосканский Фердинандо I сказал о Бьянке Капелло: "Она не наша".

(Источник: "100 великих историй любви" А.Сардарян; Википедия).
Портреты, наверное, объяснять не надо: Бьянка, Франческо, Иоганна.

...

Gerxard: > 24.06.16 17:57


Настена, спасибо за новую статью! Poceluy Про Бьянку и Франческо читала , как раз в книге "100 великих историй любви" А.Сардаряна.

Настёна СПб писал(а):
По более прозаической версии их отравил Фердинандо. Мышьяком.


Мне эта версия кажется более правдоподобной. Предыдущая чересчур похожа на книжный роман. Почему Бьянка не забрала тарелку, а позволила мужу съесть отравленные пирожные ? В конце концов, увидев, что он тянется за ними, могла бы в обморок упасть и мужу было бы не до пирожных. Так для нее это было неожиданно, что не сообразила? И почему она не подумала, что муж может их взять ? Да еще и съела их сама. Так любила мужа? Или боялась, что с ней будет после его смерти, особенно , если докажут ее причастность к отравлению ?

...

Настёна СПб: > 06.07.16 00:19


 » ФЕОДОРА ВИЗАНТИЙСКАЯ (497/500-28.06.548)

"СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА ФЕОДОРА" : ФЕОДОРА ВИЗАНТИЙСКАЯ
(497/500-28.06.548)


Православная церковь чтит ее память как святой праведницы, однако первая половина жизни Феодоры была весьма далека от святости. Она родилась в 497 г. [по другим данным - в 500]. Случилось это, по разным сведениям, то ли в Сирии, то ли в Малой Азии. Вероятнее всего, однако, местом рождения Феодоры, что означает "дарованная Богом", был Константинополь, столица Византийской империи. Ее отец, Акакий, работал смотрителем в одном из константинопольских цирков. Несмотря на протесты церкви, в Византии еще не были отменены бои гладиаторов с львами, медведями и прочими хищниками, которых держали в тесных клетках под трибунами. За этими хищниками и надзирал отец Феодоры.
Цирков в Константинополе было два - "голубой", принадлежавший партии венетов, объединявшей земледельцев, и "зеленый", который содержала партия прасинов, выражавшая интересы торговцев и ремесленников. "Партийность" византийских цирков объяснялась тем, что все постановления властей по традиции зачитывались именно в цирках. Население, по закону об "аккламациях", своими возгласами одобрения или неодобрения выражало свое к ним отношение. Чтобы привлечь публику в свой цирк, т.е. на свою сторону, партии устраивали не только сражения гладиаторов с хищниками, но и другие представления. В "зелёном" цирке, где работал Акакий, зрителей развлекали музыканты, танцовщицы и актрисы. Среди актрис Акакий и нашел себе жену, родившую ему трех дочерей. Имя этой женщины история не сохранила. Известно лишь, что она относилась к жизни довольно легко - когда Акакия задрал медведь, она тут же вышла замуж за нового смотрителя зверинца. Трех дочерей надо было кормить, а бессловесные хищники не могли пожаловаться, что им не докладывают мяса...
Следует оговориться, что эти сведения о семье Феодоры сообщил историк Прокопий Кесарийский. Он был современником императрицы, занимал высокие должности при дворе Юстиниана и написал о нем немало льстивых сочинений. Но одновременно в глубокой тайне сочинял книгу, где император и его супруга изображались настоящими демонами в человеческом облике. Книгу так и называли "Тайной историей", хотя подлинное ее название - "Анекдота", т.е. "неподходящее для издания". Прокопий поведал об августейшей чете столько гадостей, что позже ученые не раз сомневались в его объективности. Может быть, он мстил Юстиниану и Феодоре за какие-то обиды, а может, искренне возмущался положением, когда о правителях позволялось говорить только хорошее. Например, в официальных биографиях Феодора называлась сенаторской дочерью, с юности преданной благочестию. Прокопий же в своей книге утверждал, что предприимчивая мамаша Феодоры приспособила свою дочь к заработкам, когда той не было и 10 лет. Девочка, как и ее сестры, участвовала в представлениях мимов, которые развлекали публику, изображая скабрезные сцены. Для женщин это занятие почти всегда совмещалось с проституцией, а самых молодых и красивых актрис выписывали во дворцы знати для участия в оргиях. Прокопий живописал это, смакуя подробности: "Как только она подросла и созрела, она тотчас стала гетерой из тех, что в старину называли "пехотой". Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела." Историк признавал, что Феодора (как и ее сестры) была необычайно красива и остроумна, но осуждающе замечал: "У этой женщины не было ни капли стыда, и никто никогда не видел ее смущенной... Она была в состоянии, громко хохоча, отпускать остроумные шутки и тогда, когда ее колотили по голове. Сбрасывая с себя одежды, она показывала первому встречному и передние, и задние места, которые даже для мужа должны оставаться сокрытыми."
Утверждал Прокопий и то, что Феодора была неистощима в любви - отдавшись на пиру знатным юношам, она переключалась на их слуг, "а их бывало порой до 30." Он рассказывал также, как в цирке, на виду к всех, "она появлялась в одном лишь шелковом пояске и демонстрировала удивительную гибкость тела, сладострастными движениями бедер завлекая будущих клиентов." Благочестивые горожане, по свидетельствам Прокопия, обходили ее стороной, чтобы не осквернить себя общением с распутницей, а встреча с нею ранним утром предвещала неудачный день. И еще - "она часто бывала беременной, но почти всегда ей удавалось с помощью ухищрений вызвать выкидыш." Впрочем, она не убереглась и родила-таки сына Иоанна. Отцом его был сановник Гекобол, который так влюбился в Феодору, что увез ее в Ливию, где был наместником. Однако скоро сильный характер и острый язык актрисы вызвали недовольство вельможи, и он ее выгнал.
Феодора оказалась в Египте, тогда принадлежавшем Византии. В богатой и многолюдной Александрии она попыталась заняться прежним ремеслом, но конкуренция местных проституток быстро загнала ее в третьеразрядный портовый бордель. Казалось, там она и должна была окончить свои дни, но Феодоре повезло. Она познакомилась со столичной актрисой Македонией, принявшей близко к сердцу злоключения соотечественницы. Македония не только дала новой подруге денег на возвращение в Константинополь, но и впервые ввела ее в церковь, познакомив с александрийским патриархом Тимофеем. Он был монофизитом - представителем секты, признававшей толь божественную природу Христа, но не человеческую. Монофизиты сравнительно недавно уступили власть в Константинополе православным "двуприродникам", но в Египте и Сирии все еще составляли большинство. Это знакомство настолько сильно повлияло на Феодору, что в дальнейшем она всегда тяготела к монофизитам. По легенде, за свои религиозные убеждения Феодора была заключена в Египте в темницу. Ее продержали там несколько месяцев, но от веры она не отказалась.



Феодора вернулась в Константинополь около 520 г. По официальной версии, она полностью отказалась от прежнего образа жизни, занялась прядением шерсти. Как говорится в житии, "была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии." Прокопий же утверждает, что Феодора тем временем начала активно подыскивать себе мужа. В этом ей помогала подруга Македония, которая и познакомила Феодору с префектом Юстинианом, дядя которого, Юстин, недавно стал императором Византии. Случилось это после того, как бездетный император Анастасий перед смертью усыновил своего главнокомандующего Юстина, отличавшегося умом и честностью. По всей видимости, он был славянского происхождения. Славянином был и Юстиниан - по слухам, в детстве [родился будущий император в 483 г.] он пас коз и носил имя Управда, но, попав в Константинополь, сменил на греческое. Прокопий в "Тайной истории" весьма нелестно характеризовал Юстиниана: "Неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийств и грабежа, склонный к распрям, большой любитель нововведений, легко податливый на зло, никакими советами не склоняемый к добру, скорый на замысел и исполнение дурного, о хорошем же даже слушать почитающий за неприятное занятие." Но даже этот ненавистник Юстиниана признавал, что тот был равнодушен к роскоши, деятелен, умен и превыше всего ставил благо государства, - словом, имел все задатки, чтобы стать выдающимся правителем.
Правда, путь к трону для него чуть было не оказался отрезан из-за любви к Феодоре. Едва увидев бывшую гетеру, Юстиниан влюбился в нее. И это была не просто страсть, а уверенность, что он нашел свою вторую половину. Когда Феодора осмелилась попросить своего покровителя сделать ее законной женой, он обещал предпринять все, чтобы так оно и было. Юстиниан был даже готов нарушить закон, запрещавший членам императорской семьи браки с низкорожденными, и отказаться ради любимой от всех привилегий. Но было еще одно препятствие - жена Юстина, Евфимия, была категорически против женитьбы любимого племянника на бывшей проститутке. Однако оба препятствия удалось преодолеть - по настоянию Юстиниана его дядя отменил закон как "устаревший", а тетка неожиданно скончалась. Прокопий утверждал, что в этом деле не обошлось без Феодоры, которая в Александрии якобы приобрела немалые познания в составлении ядовитых снадобий...
Свадьба состоялась в 525 г., а через два года, когда Юстин отдал Богу душу, Юстиниан унаследовал титул василевса. Вместе с ним пришла к власти Феодора, заняв невиданно высокое для византийских цариц положение. Ее трон стоял рядом с золотым престолом муж, вместе с ним она принимала сановников и иностранных послов, и Юстиниан, не стесняясь гостей, спрашивал у супруги совета. "И народ не возмутился, - негодовал Прокопий, - а счел за честь повиноваться ей и быть ее рабом!"
Может быть, причиной тому была красота, которую Феодора не утратила с возрастом. "Она была красива лицом и к тому же исполнена грации, невысока ростом, бледнолица, однако не совсем белая, но чуть смуглая", - так описывали ее современники. Многие думали, что новая императрица не забудет прежних привычек и скоро украсит голову мужа рогами, но ошиблись - репутация Феодоры была безупречна. Едва ее заподозрили в излишней привязанности к красавцу-конюшему Ареовинду, как тот исчез неведомо куда. Та же участь постигла ее подросшего сына Иоанна, когда он явился просить у матери высоких постов. За ней осмелился ухаживать лучший полководец Византии Велизарий, но она сумела сосватать ему в жены свою подругу, тоже бывшую гетеру. И та исправно информировала Феодору о планах Велизарий, который был опасен для Юстиниана из-за своей популярности в армии.
В 532 г. брак Юстиниана и Феодоры подвергся самому серьезному испытанию. В начале года рост налогов вызвал в столице волнения, впервые объединившие партии "голубых" и "зеленых". Императорская гвардия не сумела подавить бунт, и он выплеснулся на улицы города. С криками "Ника!" ("Побеждай!") восставшие захватили арсенал, разграбили и сожгли лавки, дома богачей и даже церкви. Обвинив во всех бедах императора, они вступили в сговор с племянником императора Анастасия, Помпеем, и предложили ему занять трон. Юстиниан оказался осажден в своем дворце и уже готовился бежать на корабле в Египет, но тут вмешалась Феодора. По свидетельству того же Прокопия, она заявила: "Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть - лучший саван." Правда, эту фразу Прокопий приводит в официальной летописи. Вероятно, Феодора из-за недостатка времени выразилась короче. Но так или иначе после ее слов император решил остаться. Феодора и Юстиниан уговорили Велизария предпринять атаку на ипподром, где собрались восставшие. Загородив все выходы, солдаты-варвары начали в упор расстреливать толпу из луков, а потом взялись за мечи и не щадили никого. К утру на огромной арене ипподрома громоздились холмы из трупов - погибло до 30 тысяч человек. Помпей и поддержавшие его сенаторы по настоянию Феодоры были казнены.
После этого власть царственной четы больше никто не оспаривал. Юстиниан, мнивший себя великим стратегом, начал войны почти со всеми соседями и, как ни странно, везде преуспел. Сам он ни разу не появлялся на поле боя, и все победы были заслугой полководцев и дипломатов, виртуозно применявших правило "разделяй и властвуй". Византийцы разбили давних врагов-персов, отбили у вандалов Северную Африку, у вестготов - часть Пиренейского полуострова. Победив остготов, они завладели Италией и былой столицей - Римом. Казалось уже, что империя вот-вот будет восстановлена в прежних границах. Чтобы продемонстрировать величие государства, василевс с супругой затеяли во многих городах грандиозное строительство. Пять лет в Константинополе строилось "восьмое чудо света" - новый храм Святой Софии, взамен сгоревшего во время восстания "Ника". Купол собора диаметром 31 метр девять веков оставался крупнейшим в Европе и до сих пор, превращенный в мечеть, напоминает о временах Юстиниана. В разных концах Византии появились новые города и крепости, некоторые нередко получали имя Феодорополис.
По приказу императора ученые юристы во главе с Трибонианом составили новый свод законов, который много сотен лет оставался образцом для юристов. И это не смотря на то, что в нем, по настоянию Юстиниана, были введены суровые и весьма экзотические кары за многие преступления. Например, уличных в мужеложстве велено было водить по городу, привязав им на шею отрезанные половые органы. Преследовал Юстиниан и инакомыслие: по его распоряжению была закрыта знаменитая Платоновская академия в Афинах, а ее профессора высланы за пределы Византии. Язычников и еретиков было приказано увольнять с госслужбы, а если они продолжали заниматься открытой пропагандой своих взглядов - казнить. Все указы принимались Юстинианом совместно с Феодорой. Кажется полной правдой то, что она, по свидетельству Прокопия, якобы сообщала в тайном письме одному персидскому вельможе: "Мой муж ничего не предпринимает, не посоветовавшись со мной." Особенно ревностно она занималась защитой прав женщин - к примеру, узаконила их право требовать развода и раздела имущества. Она закрыла многочисленные столичные притоны и выкупила у владельцев содержавшихся там женщин. Отрекшихся от своей профессии проституток она отправила в монастырь Метанойя, что значит "покаяние". Правда, порядки, которые установила Феодора в этом монастыре, были так строги, что иные обитательницы в отчаянии бросались со скал в море. Сама Феодора отличалась теперь строгим благочестием, дважды в день молилась о регулярно совершала паломничества в сопровождении огромной свиты и личной гвардии из 4000 человек. Хотя в православие она, по мнению историков, так и не обратилась, упорно покровительствуя монофизитам, нередко наперекор воле императора. Когда африканское племя нубийцев захотело принять крещение и Юстиниан отправил к ним православных миссионеров, Феодора велела задержать их и добилась, чтобы крестили нубийцев монофизиты.
Главным пороком Феодоры, как писал Прокопий, была мстительность. Историк сообщал, что чиновники, назначенные на должность без ее согласия, как правило, кончали карьеру опалой и позорной смертью. Известен случай, когда она за небольшую провинность продержала в дворцовой тюрьме одного из сановников целых 3 года, и никто не посмел заступиться за беднягу. Чтобы устранить непокорного ей префекта столицы Иоанна Каппадокийского, она обманом вынудила его примкнуть к мнимому заговору против императора. Узнав об этом, Юстиниан разгневался и велел постричь Иоанна в монахи. Когда в 543 г. император заболел чумой - это была знаменитая "Юстинианова чума", погубившая сотни тысяч людей от Сирии до Британии, - на императорском совете Велизарий заявил, что нового правителя выберут военные, а не "придворные интриганы", нанеся тем самым смертельную обиду Феодоре. К всеобщему удивлению, василевс понравился, и участь полководца была бы незавидной, если бы его супруга Антонина горячими мольбами не упросила пощадить ее мужа. Правда, позже он все же попал в опалу и был, если верить легенде, лишен зрения.
Двадцать лет бывшая гетера вместе с супругом управляла Византией, пока в начале 548 г. неизвестная болезнь [скорее всего - рак] за несколько месяцев не лишила императрицу сил и ее хваленой красоты, превратив Феодору в живую мумию. Императрица скончалась 28 июня и была похоронена в церкви Двенадцати апостолов. В память о любимой жене Юстиниан повелел воздвигнуть сразу несколько храмов, в одном из которых - в итальянской Равенне - были установлены сохранившиеся по сей день мозаичные портреты супругов. Овдовевший император провел последние годы в строгом безбрачии. По словам поэта Кориппа, "старец уже ни о чем не заботился и весь погружался в ожидание вечной жизни". Хотя за свою жизнь Юстиниан истребил громадное количество людей, он был уверен, что попадает в рай, где его ждет любовь всей его жизни - Феодора.
Юстиниан Великий умер в ноябре 565 г. Поскольку детей у супругов не было, престол занял племянник Юстиниана Юстин II. После этого один император сменялся другим, Византия то ослабевала, то вновь крепла, пока окончательно не погибла под натиском турок-османов. И все эти сотни лет подданные империи помнили женщину, которая, по их мнению, воплощала все хорошие и дурные качества Византии. Распутная и благочестивая, жестокая и милосердная, мелочная и щедрая - такой была святая грешница Феодора.


(Автор статьи Вадим Эрлихман).

...

Gerxard: > 09.07.16 11:03


Настя, спасибо за еще за одну интересную статью! Serdce

Настёна СПб писал(а):
Прокопий поведал об августейшей чете столько гадостей, что позже ученые не раз сомневались в его объективности.


Прочитав статью, у меня создалось впечатление, что Прокопий имел личную обиду к Феодоре. Если о Юстиниане он что-то хорошее сказал :
Цитата:
"...был равнодушен к роскоши, деятелен, умен и превыше всего ставил благо государства"

,то о Феодоре ни одного доброго слова, даже , наоборот, всю вывалил в грязи и судя по всему много преувеличил.

Настёна СПб писал(а):
Чтобы привлечь публику в свой цирк, т.е. на свою сторону, партии устраивали не только сражения гладиаторов с хищниками, но и другие представления.


Ха. А ничего в этом мире не меняется. Наши политики и сейчас устраивают представления и делают все, чтобы привлечь на свою сторону ( концерты, реклама, денежки, привлекают известных актеров, певцов и спортсменов и т.п. ). Mr. Green

...

Vlada: > 11.07.16 19:46


 » Леди Годива

Всем добрый вечер! Спасибо за новые статьи, обязательно ознакомлюсь. Я тоже не с пустыми руками, вчера не успела выложить, но сегодня готова.
Моя героиня - леди Годива

Каждый год 10 июля на улицах британского города Ковентри появляется странная процессия. Впереди верхом на лошадях едут обнаженные женщины, а вслед за ними идут люди в старинных костюмах. Процессия движется через весь город от первого кафедрального собора к центральному парку, где проводится ежегодный фестиваль, посвященный национальной героине – леди Годиве.
Легенда о благородной спасительнице
Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы. Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит. Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу. Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени. Взято с http://www.softmixer.com/2012/08/blog-post_3320.html


Предлагаю вам посмотреть анимационный фильм «Легенда и леди Годиве»


Образ леди Годивы воплощен в поэзии, живописи и скульптуре, кино и музыке.
Поэзия
Строки английского поэта Альфреда Теннисона:

…она поспешно поднялась
Наверх, в свои покои, расстегнула
Орлов на пряжке пояса – подарок
Сурового супруга – и на миг
Замедлилась, бледна как летний месяц,
Полузакрытый облачком… Но тотчас
Тряхнула головой и, уронивши
Почти до пят волну волос тяжелых,
Одежду быстро сбросила, прокралась
Вниз по дубовым лестницам – и вышла,
Скользя, как луч, среди колонн, к воротам,
Где уж стоял ее любимый конь,
Весь в пурпуре, с червонными гербами.
На нем она пустилась в путь – как Ева,
Как гений целомудрия. И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она…


Осип Мандельштам

С миром державным я был лишь ребячески связан,
Устриц боялся и на гвардейцев смотрел исподлобья --
И ни крупицей души я ему не обязан,
Как я ни мучил себя по чужому подобью.

С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой
Я не стоял под египетским портиком банка,
И над лимонной Невою под хруст сторублевый
Мне никогда, никогда не плясала цыганка.

Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
Я убежал к нереидам на Черное море,
И от красавиц тогдашних -- от тех европеянок нежных --
Сколько я принял смущенья, надсады и горя!

Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
Он от пожаров еще и морозов наглее --
Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый!

Не потому ль, что я видел на детской картинке
Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой,
Я повторяю еще про себя под сурдинку:
-- Лэди Годива, прощай... Я не помню, Годива...


Леди Годиву упоминают также Саша Черный в стихотворении "Городская сказка" ("...стан, как у леди Годивы"); Иосиф Бродский в "Литовском ноктюрне" ("В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже "отчизна" на ощупь - как Леди Годива").


В музыке





Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: «I’m a racing car passing by like Lady Godiva».

Образ леди Годивы просто просится на экран! Еще сто лет назад сняли первый немой фильм о Годиве!




Кажется, поступок леди хотели повторить и многие другие дамы! Скажем, Фиби, героиня «Зачарованных». Или героиня Ким Новак. Или дона Бейжа в одноименном сериале, и еще…


А вот ссылочка для тех, кто хочет приобрести украшение или подарок с изображением Годивы http://www.etsy.com/ru/market/godiva

Вот так леди Годива вошла в историю и осталась на века! thank_you

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение