Ваш выбор |
||||||
Колин Ферт |
|
60% | [ 35 ] | |||
Пирс Броснан |
|
39% | [ 23 ] |
Всего голосов: 58 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?
whiterose: 26.07.18 10:08
Люблюкниги: 27.07.18 18:10
Tktyf-ktcbr: 28.07.18 07:03
НатальяКалмыкова: 28.07.18 18:15
sensa: 30.07.18 11:00
eska: 02.08.18 18:07
lorka: 04.08.18 07:27
Л илия: 05.08.18 12:06
whiterose: 06.08.18 18:38
helen-ogon: 07.08.18 08:12
PoDarena: 14.08.18 17:46
Большое читательское интервью, посвященное выходу романа «Времена года»
Вопросы от Насти (Nastaska)
Настя: Мне всегда интересно, как рождается название книги. Это же невообразимо сложно придумать такое название, которое бы максимально точно отражало ее содержание. А как появилось название книги "Времена года"? И что было вначале: название книги или музыка Вивальди?
Кажется, Наташа говорила, что Вивальди был позже. Понятно, если бы наоборот. Название музыкального произведения - название книги. Потому что совпадение, на мой взгляд, идеальное. Музыка словно специально написана для этого романа.
В конце каждой главы был коллаж и музыка из цикла "Времена года", что дополняло и усиливало восприятие и украшало сюжет. А как это будет в книге?
Наташа: Я могу назвать точную дату рождения названия романа. У меня в рабочих материалах осталось письмо. 21 июля 2016 года. И я отлично помню этот день. Мы с семьей ездили в Москву на праздник варенья. А это было время, когда работа над «Автостопом» находилась в самом разгаре. И там по сюжету намечалась прогулка Дуни и Вани по столице, поэтому я совмещала приятное с полезным: наслаждалась днем, а заодно прошла весь маршрут героев. Домой вернулась поздно, и меня ждало письмо от Даши (которая из-за разницы во времени в эту пору уже спала).
Отрывок:
«В общем, с чего все началось. Я пошла гуглить, что такое Убер, потому что я любознательная. И прочла в Вики статью про основателя Убера - Трэвиса Каланика.
И вот что про него пишет Вики. «По данным на 2015 год, Каланик встречается с Габи Хольцварт, с которой он познакомился на вечеринке, организованной Шервином Пишеваром . Хольцварт — скрипачка и пишет для Huffington Post. Пишевар встретил её, когда она играла на скрипке у торгового центра Trader Joe's».
Меня эта фраза зацепила, и я увидела картину. Успешный мужчина в деловом костюме и девушка, играющая на скрипке на улице. Осела картинка. А тут Илья! И я представила картину, как он идет после разрыва с Дуней. Может быть, ноги его сами несут в метро, в котором он не был сто лет. И тут - она. Играет. Причем для меня очевидно, что она играет не ради денег. Что она студентка консерватории. И эта игра на скрипке на улице - либо на спор, либо какой-то социальный эксперимент, либо элемент обучение у экстравагантного педагога. Но ясно одно - девочка из нормальной семьи и талантливая скрипачка. Увлеченная, так скажем. Играет хорошо, вдохновенно.
И Илья цепляется за музыку. Останавливается. Слушает и что-то с ним в это время происходит. Что-то. Пока трудно сказать - что. А потом, когда она заканчивает играть, он словно просыпается. Протягивает ей купюру, крупную - рубли, евро, доллары - не знаю. А она сначала оторопела, а потом начинает отказываться. И на этом я сказала себе. Строго так. Даша, СТОП!))) Но знаю, как она будет его называть. Июль. Потому что он Илья Юльевич».
В этот день родилось еще и отчество, которое мы потом ввели в «Автостоп».
И, конечно, ночью я спешно строчила ответ.
Отрывок:
«То, что ты мне написала - это абсолютно бьет с тем, о чем я думала. До музыканта я не дошла, но о девушке, которую он встретит буквально на улице или в кафе, которая будет что-то делать на спор - да)))) И именно девушке - студентке! И именно вот в этот момент времени!
Все идеально ляжет в начало рассказа. Новелла "Времена года". 12 частей. 12 месяцев. И первый месяц закончится как раз на том, как девушка отказывается принимать деньги. Второй - например, свидания. Третий - постель. И т.д. Ссора, провал экзамена (это потом обдумаем) - картинки жизни… ее зовут Майя)))) И она - Май)))»
Вивальди появился позже. Мы думали, как оформить главы, чего-то там фантазировали, а потом у меня в плей-листе заиграл Вивальди, и мысль: «Мы слепые! Все гениальное – просто. «Времена года» Вивальди – идеально! Двенадцать глав – двенадцать пьес. Каждая глава – название месяца, и у Вивальди каждая пьеса – отдельный месяц, плюс – струнные».
В книге имеются иллюстрации-натюрморты. Как-то вот так получилось. Плюс мы сделали плей-лист. Каждой главе соответствует определенная музыкальная композиция.
Настя: Какой момент в книге для Вас самый-самый пронзительный, и какой был самым сложным и трудным при написании.
Даша: Самый пронзительный – это Синий Пьеро в «Июне». Мне кажется, это момент, когда Илья максимально открыт, он не думает, он только чувствует. Трудных моментов в написании не было. Поразительно легкий и прозрачный в плане письма роман.
Наташа: Самый пронзительный – наверное, «Март» (попытка соблазнения) и «Июнь» (когда Майя начала рисовать, и Илья ушел из номера). Самый трудный – «Август» (небольшая описательная часть противокризисных мер в компании). Я не могу сказать, что он был очень сложным, но требовалось время для настроя и какая-то особенная сосредоточенность.
Настя: Самый безрассудный на авторский взгляд поступок Ильи, Май?
Наташа: Пустить Май жить к себе в квартиру. Это со стороны Ильи. Что касается Майи… тут сложно выбрать. Одна «Цыганочка» чего стоит)))
Даша: Его – это, однозначно, то, что он пустил ее в свой дом. Это безрассудство высшей меры. Конечно, белый флаг он выкинул, когда приехал в консерваторию. Но пустить Май на свою территорию – это чистое безумство. От отчаяния.
Ее – соблазнение дракона. Риск был сумасшедший. Но она откуда-то знала, что Драконы делают с девственницами. Ну, что не едят их. Но риск был. Мог и сожрать.
Настя: Как Вы думаете, какой комплимент от читательниц понравился бы Илье Юльевичу больше всего?
Даша: У вас такой великолепный хвост. Как вы за ним ухаживаете, Ваше Драконшество? (шутка). Вы очень умный и дальновидный человек, Илья Юльевич. С вами приятно иметь дело.
Наташа: Боюсь, тут дело обстоит совершенно наоборот. По сути, Илья тот человек, который независим от мнения окружающих. По-настоящему ему важно лишь мнение небольшой группы дорогих для него людей и все.
Боюсь, что на любые слова в свой адрес он лишь скажет негромко: «Спасибо».
Другое дело, что он умудрился сделать как-то так, что между авторами (если кто-то что-то сделал и довольно удачно) наивысший комплимент звучит так: «Илья Юльевич одобряет» или «Илья Юльевич аплодирует. Сдержанно».
Как авторы дошли до жизни такой, они и сами объяснить не в состоянии.
Настя: Сейчас, когда книга закончена, хотели бы Вы что-то изменить в ней?
Наташа: Нет. Когда книга была только-только закончена, в голове постоянно прокручивались какие-то мысли, «надо ли было сделать то или это». Но вот прошло время и абсолютно четкое понимание, что ты не хочешь изменить в ней ни слова. Там все так, как и должно быть.
Даша: Пока нет. Может быть, позже захочется.
Настя: Июль - коньяк с шоколадом, Сева - венский штрудель, а Май?
Даша: Видимо, панакота с лимончелло.
Наташа: Май – очень вкусная конфета с двухслойной начинкой, и что это за начинка, можно угадать, лишь попробовав. Но вариант Даши мне нравится больше)))
Настя: В каких моментах авторский взгляд был один, а герои поступили по-своему?
Наташа: Сходу вспоминается «Март». Когда мы разрабатывали план романа и раскидывали события по месяцам, приход Майи в кабинет Ильи казался забавным и из серии «это чтобы вам скучно не жилось, Илья Юльевич», когда же через достаточно продолжительный период времени приступили к его написанию, оказалось, что это почти драма.
Даша: Маленький принц в «Яре» из уст Май. Была битва, которую автор в моем лице проиграл.
Настя: Почему Июль сначала принял решение отправить Май к родителям (в августе), а потом позволил Май остаться? Он мог лишь повести бровью, и Май подчинилась бы. И обсуждался ли такой вариант, насколько по-другому пошли бы события?
Наташа: Я думаю, что это в чистом виде «слабость сильного человека». Он принял решение, понимая, что так будет правильно, и так сделать нужно. Но решение это далось ему нелегко, и когда он его озвучил – наткнулся на протест Майи. Наверное, основная часть сил Ильи ушла на то, чтобы принять решение, настроиться на разговор, и когда девушка стала активно возражать, он не смог проявить твердость. Потому что, отпуская ее, он снова оставался один, она же, возражая, говорила: «Я с тобой, и я с тобой, потому что мне нужен ТЫ». А это то, к чему он так долго шел. А дальше Майя повела себя уже не как девушка, а как женщина – она смогла его разговорить, она его выслушала, она дала ему пристань в своих объятьях. И это уже очень по-женски. Здесь незримо изменилось распределение ролей в отношениях, здесь стала сильней она, потому что бывают такие ситуации, в которых женщина сильнее просто в силу того, что она – женщина. Он нашел свою гавань, он нашел свою пристань.
Другой вариант развития событий мы не рассматривали. Мы просто представить себе не могли, что Май его оставит, особенно после того, сколько они уже прошли вместе к тому моменту.
Настя: У авторов есть волшебная папочка, в которую собиралось и складывалось всё, что могло иметь отношение к героям. В папке под названием "Времена года" остались интересные задумки, заначки... что-то такое, что вам хотелось бы показать в книге, но по каким-то причинам осталось за кадром?
Даша: Папочка? Там целый сундук невообразимых размеров! Чего в нем только нет. Что-то, может быть, и покажем. Если удастся привести в приличный вид.
Наташа: Я до сих пор жалею, что не удалось показать момент, когда Илья просил у Михаила Львовича руки Майи. Картинка настолько ярко видится, это краткое утвердительное предложение: «Я женюсь на вашей дочери». Но текстово сцена никак не ложилась в Эпилог. Пришлось от нее отказаться.
Настя: Илья очень проницательный человек, разбирается в людях. Как он мог так долго иметь в друзьях такого Леню?
Наташа: Как ни странно, мне хочется объединить этот вопрос с другим. Вот этим.
Croshka: Какую музыку Илья слушал лет в семнадцать?
Наташа: Хочется объединить, потому что и музыка в семнадцать, и Леня – это некая этапность жизни. Я не думаю, что Илья не понимал суть Лени, он и в «Автостопе» Дуне говорил: «Какие друзья? Ты думаешь, случись у меня завтра неприятность, мне кто-нибудь поможет? Да конкуренты плясать будут от радости, что я навернулся, и быстро растащат и поделят моих партнеров и клиентов между собой, успев при этом переругаться».
А позже, во «Временах года», маме: «Есть друг Лёня, которому я должен помочь, потому что он друг. Но я не знаю, поможет ли он когда-нибудь мне».
И вот здесь – некая этапность. Сначала школа и институт (получение образования), потом начало карьеры (период до Дуни), потом период Дуни, а потом жизнь после Дуни. Вот как это видится.
Что Илья слушал в семнадцать? Я не назову точную композицию или исполнителя. Наверное, как и у всех, было время рока. Но вот человека, который жил роком – я не вижу. Зато отлично вырисовывается клубная музыка. И вообще, наверное, клубная культура. Думаю, учеба в школе давалась легко, и закончил он школу хорошо, на радость папе. Потом были два образования: одно в отечественном ВУЗе, другое – за границей. И это, несомненно, девушки, тусовки, машины, клубы. И те музыкальные композиции, которые там крутятся. Ничто человеческое нам не чуждо.
Дальше мальчик возвращается домой и начинает трудовую деятельность, сначала под присмотром, потом самостоятельно. Трудоспособность, образование и прочие необходимые для этого качества имеются. Первые трудности, первые успехи, деньги, девушки, жизнь прекрасна. Наверное, Леня мог появиться на этом этапе. Вместе тусуемся, вместе знакомимся с девушками, вместе проворачиваем сделки и делим прибыль.
А дальше Илья минует период «мальчишества» и «постмальчишества», приходит взрослость, период тусовок позади, все больше времени занимает работа, его организация развивается, пошли другие ориентиры и цели. И в этот момент появляется Дуня. И есть ощущение, что это его первые по-настоящему серьезные и длительные отношения. Иначе он бы так долго не шел до совместного проживания, он долго зрел. Просто до этого были легкие связи, а Дуня – другое. И Леня здесь – человек, который идет параллельно с Ильей. Он тоже переступил период тусовок, и общение сохранилось. И вы как бы идете вместе, поддерживаете отношения, и вроде все хорошо. Ты знаешь правила игры и не задаешь себе ненужных вопросов. Годы общения, откровенных подстав нет, можно сказать – друг.
Уход Дуни - это переломный момент, конечно, который повлек за собой, кроме всего прочего, огромную переоценку жизни. Что тебе нужно в жизни? Что в ней главное? Что настоящее? Что поддельное? Готов ты поддельное видеть рядом с собой и делать вид, что все в порядке? И тут Леня все отдаляется и отдаляется.
Настя: Есть в книге такие моменты, о которых авторы могут сказать "Это не поддается объяснению!".
Даша: Сама книга не поддается объяснению. Ни логическому, ни метафизическому. Как никогда чувствовала себя инструментом, через который что-то приходит и происходит. Любопытное чувство)
Наташа: Много. Сейчас, по прошествии времени, я не понимаю, откуда, например, взялся Лорка. Откуда вообще возникла идея со стихами и рисунками? Почему именно Лорка? Я помню только, как на полу в зале лежали стопки книг с поэзией из книжного шкафа, я их листала и откладывала в сторону: Филатов – не то, Есенин – не то, Маяковский – не то, восточная поэзия – не то, Маршак, Киплинг, Бернс, Шекспир… а в голове: «Лорка, он идеален».
Слова Майи о Маленьком принце тоже из этой серии.
Настя: У Вас талант рождать второстепенных героев, которые заслуживают отдельной истории. Планируется ли книга о Севе?
Даша: Они приходят самочинно! Но Сева - как раз не тот случай. Он был до ИЮ и до Май. Сюда мы его просто пригласили. И Шпельский великодушно согласился. Его история давно сочинена. Осталось ее написать.
Вопросы от Светы (bazilika)
Света: Кто автор сценария, что вдруг припомнился Май в чужой, мужской ванной комнате?
Даша: Судьба же! Но Май, как человек более чуткий, смогла увидеть его раньше Июля.
Света: Илья изложил одному из авторов уже осознанную необходимость? То есть - вариант развития событий "Времен года" был один - единственно возможный, и родился как бы одномоментно с прорисовкой образа Июля? Или - на том интервью в башне с автором - он просто потребовал компенсации - подарка, отката?))) И было ясно, что доля его - царская, и заберет он в результате - гораздо больше, чем потерял, но наполнить сундуки данью пришлось не вдруг, а мучительно подбирая варианты.
Наташа: Судя по приведенным выше кусочкам переписки, Илья приходил одновременно к двум авторам, требуя компенсации))) И как из нее же видно – мучительных вариантов не было. Оно само выскочило из сундука, сразу четкое и прорисованное. Моментально появилась структура, никаких сюжетных «затыков». Роман писался на удивление легко – словно песня пелась. Но вот что действительно осозналось авторами не сразу, так это, что «доля его – царская». Мы планировали новеллу, то есть произведение небольшого объема. Думали, сейчас быстренько напишем, каждый месяц странички на три-четыре… а в итоге – полноценный роман. Герои нас «дожали», их совсем не устраивала новелла. Причем, обоих. Взяли все сполна.
Но при этом надо сказать, что и благодарность героев за их историю была щедрая. Мы столько много всего прослушали, просмотрели, узнали. Мне кажется, я даже слышать музыку стала по-другому. Словно кто-то приоткрыл ранее закрытую дверцу и впустил. Даже давно знакомые и заслушанные произведения вдруг зазвучали по-новому. Лично для меня открытием стало «Рондо каприччиозо» Сен-Санса. Мало того, что это одно из самых популярных произведений композитора, оно было в моей домашней фонотеке. То есть совсем знакомое. И тут, пока писали «Май» и крутили его, мне показалось, что я вообще до этого его не слышала, то есть не видела всю красоту мелодии, лишь набор звуков. Оно словно раскрылось, как цветок распускается из бутона, и зазвучало по-настоящему. Это удивительно.
Света: Сама я склоняюсь к тому, что это полностью его история, даже если это сон его, впоследствии воплощенный авторами, но - его. Конечно, его признания не дождешься, но доказательство этому - есть в тексте))). Только в его истории (сне)- могло так сложиться, что у будущей тещи нет имени)))- мама, потом бабушка - это только в его голове этот архетип не нуждается в дополнительной идентификации))).
Даша: Так если рассуждать, то и у июльской мамы нет имени. И у пап оно есть вынужденно – иначе бы не было Июля – Ильи Юльевича, и МайМихалны тоже. Это история двоих – Она и Он, Май и Июль, Весна и Лето. Остальное мы планировали дать условно и схематично. Почти получилось. Если не считать Михаила Львовича, в котором внезапно прорезались черты Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Но, в общем-то, в вопросе все сказано. Для Ильи очень мало что нуждается в дополнительной идентификации. Достаточно того, что его Май идентифицирован сверхподробно.
Света: Когда Илья осознал, что жизнь уже воплощает с трудом, но узнаваемый - осознаваемый сценарий? Когда заиграла скрипка? Или тогда же, в ванной? Или - когда поехал внезапно к Консерватории...
Наташа: Я думаю, когда подъехал к консерватории. Четкое ощущение необратимости было именно там, когда они сказали друг другу: «Здравствуй». С этого момента все началось по-настоящему. Он стал переписывать и исправлять ванную, и остановиться уже не мог.
Вопросы от Croshka
Croshka: Как впервые пришел и появился Илья? Какие черты или штрихи в нем были первыми? Откуда он?)
Наташа: Из «Автостопа»))) А если серьезно, то когда сочиняли общий контур «Автостопа», возникло три героя: Ваня, Дуня и Илья (мы изначально рассматривали вариант треугольника). Имя у него появилось сразу, и то, что он занимается строительством, тоже как-то сразу нарисовалось. Что еще было изначально: профессиональное честолюбие, умение носить костюм, воспитание и хорошая машина. И не виделось, что Дуня с ним не по доброй воле. Все остальное пришло уже в процессе написания текста.
Croshka: Как пришло понимание того, что его парой будет именно Май?
Даша: Внезапно и без предупреждения. Просто щелк – и все. Картинка из пролога перед глазами. Вечер, ветер, снег, девочка, скрипка. Вот, Илья Юльевич, ваше счастье, как заказывали. Илья Юльевич посмотрел и кивнул. Все. У Драконов один кивок – это все равно что контракт кровью подписали.
Наташа: Даша показала шапку и все. Звезды сошлись))) такие перспективы сразу возникли…
Croshka: И какая у Ильи была любимая игра или игрушка, когда Июль был маленьким?
Наташа: Думаю, конструктор.
Вопросы от Светы Гриськовой (lor-engris)
Света: Один из моих любимых моментов в романе - спонтанное знакомство Июля с родителями Май. Все описано настолько детально, живо и правдоподобно, что не покидает ощущение: авторы "подглядели" это знакомство в чьей-то реальной жизни. Отсюда вопрос: есть ли прототипы - люди или события, вдохновлявшие на написание конкретных сцен?
Наташа: Из жизни взято много различных моментов, но все они в романе прошли, скорее, штрихами, совсем прямого переноса не было. Четких прототипов нет, но есть понимание мира бизнеса, ненормированного рабочего дня, ритма жизни, жесткого тайм - менеджмента, все это – личный опыт. Есть понимание, что такое руководитель, и какова его ответственность перед людьми. Презентация в банке страховых продуктов для клиентов – взято из жизни, имеет место быть. Устрицы с Алисой – картинка была взята из парижского ресторанчика, в который мы случайно зашли с мужем. Во Франции устрицы очень популярны, и люди просто заходят так поужинать - заказывают устрицы и вино. Краткое описание апреля в Италии – это из поездки привезла впечатления. Концерт в галерее – я случайно попала на такой в Англии (в музее). У меня даже программка сохранилась, я ее фото потом Даше пересылала, когда мы обсуждали главу «Июль». То есть вот каких-то совсем прямых переносов людей и сцен в роман – не было, но жизненный опыт, наблюдение, общение с людьми, воспоминания – все работало в плюс. Даже снимаемая в студенчестве маленькая комнатка в хрущевке в районе Черемушек))) И Рожественский базар на Тверской! Яблоко, которым перемазалась Май – я такое сыну покупала, когда мы гуляли по центру вечерней предновогодней Москвы.
Даша: Да. И люди, и события, и даже места действия. Хороший давний друг – дитя кулис. Фактура многая взята оттуда.
Света: Рассорить героев, разлучить их "навсегда", чтобы потом свести обратно спустя какое-то время, повзрослевших и осознавших, что жить друг без друга не могут, - довольно распространенный авторский ход, которого избежали создатели "Времен года". Но, если пофантазировать, что (или кто) могло бы заставить Май "навсегда" расстаться с Июлем? А Июля - с Май? Рассматривался ли такой вариант развития событий?
Даша: Мы их не видели по раздельности совсем. Такой вот нетипичный роман вышел, где герои не расстаются. Не находилось ни одной сколько-нибудь убедительной причины, чтобы их развести, хотя мы пытались, вы же помните? Наверное, что-то могло бы их развести, но пока этого «что-то» не видно. Даже если очень сильно фантазировать. Варианты придумываются, но отскакивают от этой пары. От блестящей драконьей чешуи.
Наташа: Я начну с последнего вопроса: рассматривался ли такой вариант событий? Нет. Любое произведение – это не только сюжет, но и герои. Герои – это характеры. И их поступки продиктованы не в последнюю очередь особенностями характера. Илья старше Майи, опытнее, он одним словом умеет дать понять, как не надо, будь то знакомство с родителями или задержавшиеся поздние гости. И она понимает, и делает выводы. При кажущейся пассивности, он в этом танце ведет, незаметно, но четко. Он контролирует ситуацию. Выдумать на этом фоне что-то просто ради того, чтобы в сюжете была ссора, разлука, показалось неуместным. Если «разлучать» - тогда это надо было делать не позже «Марта», потому что потом герои расстались на два дня, и этого хватило обоим. Илья, потерявший Дуню, не мог себе позволить потерять Майю. А дальше были главы «Май» и «Июнь», потом «Июль» и «Август», которые герои пережили вместе. Мне кажется, что за это время их отношения не просто окрепли, они вызрели. После того, что Илья и Майя прошли вдвоем, «разлучать» их осенью было уже поздно. Там, наоборот, просился следующий «скрепляющий» шаг, который они и сделали (вечер в театре).
Если говорить об отношениях уже в браке, снова не получается. Что может стать причиной? Его работа. Но Майя изначально это знала и приняла, как неотъемлемое условие. Ее ограничение свободы и роль домохозяйки. Нет. Он никогда этого делать не будет, зная, что для нее значит музыка. Бытовые вопросы. Не в их случае. Ребенок. Нет. Это желанный ребенок, к появлению которого оба абсолютно готовы (в том числе и психологически). Деньги. Нет. У Майи всегда будут средства, но при этом она не видится человеком, который делает бездумные траты. При всей склонности к спонтанным поступках, она очень цельный человек, и семья (муж, ребенок) и музыка – ярко выраженные приоритеты. Его невнимание. Точно нет. Он слишком хорошо знает жизнь, чтобы не понимать, какое это счастье – найти Майю. Конечно, будут усталость, ворчание, плохое настроение, споры, все будет, но это недостаточный повод для разлуки. Если смоделировать ситуацию, то это должно быть что-то очень глобальное. Измена. Но в их случае представить измену у меня не получается.
alen: 14.08.18 19:51
digori: 14.08.18 20:29
Ирэн Рэйн: 14.08.18 20:33