Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Tannit: > 30.11.16 12:15


Спасибо за интересную статью!
На самом деле, тема "народные сказки" - шире и глубже, если начать делить по периодам, говорить об архетипах и прототипах персонажей, параллельной мифологии и заимствованиях, языческом наследии и христианством переосмыслении древних традиций и подведения новой морали, адаптированных библейских, античных и героических(ордынской поры) сюжетах, хранящих свидетельства об инициациях.
Не все сказки "вымышленные". Отдельные, если верить Рыбакову Laughing, отражают реальные исторические события.
Так же интересна этимология имен персонажей.
Ведьма, которая выступает отрицательным персонажем, между тем "ведунья", дама, хранящая некие сакральные знания. Слово "волшебник" (почти "волхв") - напоминает о традиции волшбы, волхования, термин "колдун" отсылает к колядованию. По мере искоренения язычества - хотя и Грозный, и Петр 1 продолжали бороться с исконной славянской верой - и в процессе формирования христианской ментальности, многие образы были переосмыслены и превратились из положительных в отрицательных.
Еще раз, спасибо за работу, Настя. Flowers

...

Нивера: > 30.11.16 17:11


Настя, спасибо за рассказ! Flowers
Настёна СПб писал(а):
Поэтому остановилась только на волшебных, и то совсем немного.

А мне в детстве именно волшебные сказки и нравились. Бытовые и о животных обычно пролистывала.

Хотела немного дополнить.
Есть предположение, что имя "Кощей" произошло от древнего названия священный книг "кощун". Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них знаниями. Хранителя этого наследства и называли «кощеем», его книги передавались из поколения в поколение, именно поэтому Кощей "бессмертный".
В страшного же злодея, колдуна, бессердечного, жестокого и могущественного, Кощей превратился во время введения христианства, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово «кощунство», то есть следование древним, нехристианским обычаям.

...

Tannit: > 30.11.16 17:33


Приветствую!
Нивера писал(а):
Есть предположение, что имя "Кощей" произошло от древнего названия священный книг "кощун". Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них знаниями. Хранителя этого наследства и называли «кощеем», его книги передавались из поколения в поколение, именно поэтому Кощей "бессмертный".
Да, верно. Уже писала где-то на форуме об этимологии слова "кощунство", в связи с христианским переосмыслением семантики, как произошло с тем же словом "басня".
Кощуны - изначально, сами тайные знания и силы, полученные из некоего предмета, дарованного богами избранным людям: в славянстве - "коща" (короб, корзина), но по смыслу этот предмет тождествен рогу изобилия или волшебному котлу. Позже "кощи" или "кущи"- это сакральные тексты, от которые дали название хранителям, так же могло перейти на носители информации. Но это нюансы.

...

Настёна СПб: > 25.12.16 00:21


 » ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ РОЖДЕСТВО В ПЕТЕРБУРГЕ

Вот, выудила из блога рождественскую историю.

"ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ РОЖДЕСТВО В ПЕТЕРБУРГЕ"

В дореволюционном Петербурге Рождество - второй по значению после Пасхи праздник - отмечали в семейном кругу. День этот был наполнен ожиданием чуда, а чудо не терпит суеты.


Вместо пролога. "В Петербурге не только наступали холода и шел снег, но накатывалось нечто хмурое, грозно мертвящее, страшное. И в том, что все эти ужасы все же вполне преодолевались, что люди оказывались хитрее стихии, в этом было нечто бодрящее". (Из воспоминаний Александра Бенуа).
Колючая иностранка. В каждом уважающем себя петербургском доме ставили рождественскую елку. Обычай этот был введен еще Петром I, но указ исполняли неохотно - традиция, появившаяся в Германии, не пришлась по душе. Распространению обычая во многом способствовали российские немцы, и уже к началу XX в. елка стала непременным атрибутом зимних праздников. Но ее "немецкое" происхождение против нее же и обернулось: в 1914 г., во время Первой мировой войны, елку запретили указом Святейшего Синода. В конце XIX в. в Петербурге появились елочные базары. Выбирали елки тщательно, не жалея времени, по сути превращая поход на базар в настоящее действо.
Из романа Петра Краснова "Ненависть": "Гурочка подумал: "Рождество подходит, и как это оно так незаметно подкралось? Значит, вероятно, привезли уже елки? И повсюду в городе: на рынках, на Невском, у Думы, в Гостином дворе, на Конно-Гвардейском бульваре - елки. Целые леса елок. Во всех магазинах выставки игрушек и подарков. Надо пойти..." У Косого рынка, с колоннам высокой галереи, с широкими отверстиями подвалов внизу, мужики выгружали елки. Пахнуло душистым лесным запахом мха и хвои... Вдоль панелей вырастал настоящий лес. Елки - большие, в два человеческих роста - "вот такую бы нам!", и маленькие, еле от земли видные, в пять коротеньких веток - становились аллеями..."
Искусно и искусственно. К началу XX в. газеты стали призывать горожан беречь живую природу и заказывать искусственные елки. Впрочем, это считалось едва ли не форсом, роскошью. Один петербургский богач прославился тем, что заказал искусственную елку "вышиной в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материей и лентами. Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов, верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями, кольцами, нижние ветки - цветами и конфетами и разнообразными фруктами". Ёлочные украшения привозили из Германии, но многие делали украшения сами - из цветной бумаги клеили цепи, фигурки зверушек, делали украшения и из специальных заготовок, которые продавались в мелочных лавках. В некоторых воспоминаниях встречаются рассказы о любимых детьми хлопушках с сюрпризами - маленькими игрушечками.
Просто объеденье. Вплоть до Рождества соблюдали строгий пост, занимались благотворительностью, читали книги духовного содержания... А Рождественский сочельник - последний день поста - был суматошным: наводили чистоту, крахмалили скатерти, запекали окорока и гусей, варили студень, пекли пироги... За стол садились лишь с появлением на небе первой звезды. "Звезда, звезда! Я вижу звезду!" - радостно кричал кто-нибудь из младших в семье. Но стол в сочельник был постным, и, только вернувшись с торжественной праздничной церковной службы, приступали к праздничной трапезе: поросенок, жаренный с гречневой кашей, гусь с яблоками, рыбные закуски, рулеты, пироги. К началу XX в. на праздничном столе появились анчоусы, омары, рябчики, индейки... "Петербургская газета" регулярно сообщала о том, сколько тысяч поросят, гусей, уток и кур было съедено в Петербурге в рождественские и новогодние дни. Например, под зимние праздники 1912 г. было продано 250 тыс. поросят, 260 тыс. кур и уток, 110 тыс. гусей, 75 тыс. индеек. "Редкий столичный обыватель обойдется в Рождество без рябчика или традиционного гуся" - писали газеты.
И вас с праздничком! С утра уже отправлялись с поздравлениями - поздравляли начальство, знакомых, друзей. Случалось делать в день до 15 визитов. Если хозяина дома не было, оставляли визитную карточку с загнутым углом - знак того, что гость приходил лично. Дети городской бедноты - дворников, ремесленников, водовозов - поздравляли хозяев, получая от тех небольшие подарки. Поздравить с Рождеством приходили полицейские, рабочие, банщики, мелкие торговцы - специально для поздравляющих пекли пироги и покупали водку. На рождественской неделе устраивали детские праздники и рассылали приглашения на приемы и балы.
Интересно. В XIX в. популярность приобрели рождественские рассказы, которые публиковали журналы и газеты. Рассказы эти напоминали о том, что в мир пришел Спаситель, чтобы помочь "труждающимся и обремененным", и поэтому в этот день особенно важно проявить заботу о ближних, примириться с врагами. Рождественские рассказы писали Н.Лесков, Ф.Достоевский, А.Куприн, Н.Телешев, Л.Андреев и другие.
Дары волхвов. Рождество считалось праздником семейным и, в первую очередь, детским. Пока приготавливали и украшали елку, дети томились в ожидании, когда, наконец, родители и гости с детьми сядут за праздничный стол, зажгут свечи и... Хлопали хлопушками, водили хороводы вокруг елки, пели песни, зажигали бенгальские огни. Детские подарки под ёлкой - непременный атрибут праздника. Вот уж благодать была в предпраздничные дни для продавцов игрушек: куклы, ценой от 5 копеек до 100 рублей, детские пистолеты, кукольная мебель, железная дорога, модели машин, паровых мельниц... В 1913 г. появилась английская чудесная игрушка - детский беспроволочный телеграф, благодаря которому дети могли общаться друг с другом, находясь на разных улицах города.
Из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны, сестры Николая II: "...Дети и все остальные должны были ждать, пока император не позвонит в колокольчик. И тут, забыв про этикет и всякую чинность, все бросались к дверям банкетного зала. Двери распахивались настежь, и мы оказывались в "волшебном царстве". Весь зал был уставлен рождественскими елками, сверкающими разноцветными свечами и увешанными позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями... Возле каждой елки ставили маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками.".
Чего желали друг другу. Во второй половине XIX в. возникла традиция дарения рождественских открыток. Поначалу их привозили из Германии, только подписи ставили русские. Но уже в конце века появились и открытки российского производства. В их создании принимали участие известные художники - И.Билибин, А.Бенуа, К.Маковский, Л.Бакст. Сюжеты русских открыток были неисчерпаемы, их ассортимент считался самым разнообразным в Европе. Очаровательные нарядные детишки, шутливые сценки из деревенской жизни, крестьяне и городские барышни, веселые котята и цыплята, зимние пейзажи, бытовые сценки на рождественскую тему, стол с рождественской трапезой... Поздравлявшие "С Рождеством Христовым", "С Новым годом", а то и "С Рождеством Христовым! С Новым годом!" посылали открытку, желая адресату того, что на ней изображено: целующаяся пара - чтобы встретить любовь, праздничный стол - чтобы всегда денег на угощение хватало. Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества, - это тоже было всем понятное, хотя и своеобразное, пожелание.
Вместо эпилога. "В Петербурге зима была суровая и жуткая, но в Петербурге же люди научились превращать ее в нечто приятное и великолепное". (Из воспоминаний Александра Бенуа).

(Журнал "Ваш досуг", статья Марины Шиковой и Ирины Дониной).

ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМИ НОВОГОДНИМИ ПРАЗДНИКАМИ!

...

Vlada: > 31.12.16 19:59


Всем доброго вечера! Спешу поздравить всех с наступающим Новым годом! И хочу пожелать вам мира, добра, здоровья и удачи!
И во-вторых, хочу повиниться, что долго не появлялась. Помогала сыну писать диплом, причина уважительная. (У него дисграфия с детства, приходится проверять тексты).
Накопились кое-какие интересные материалы по истории, после праздника начну выкладывать. Огромное спасибо всем вам за поддержку темы, особенно Настене. Низкий поклон!
Настёна СПб писал(а):
"ХУАНА КАСТИЛЬСКАЯ (6.11.1479-12.04.1555): БЕЗУМНАЯ ЛЮБОВЬ КОРОЛЕВЫ"

Успела прочитать этот пост, хотя и знакома с этой историей, все равно интересно. Всем, кого тоже заинтересовала эта история, я рекомендую посмотреть шикарный фильм "Безумие любви" ( в оригинале Juana la Loca ). В главных ролях: Пилар Лопес де Айяла, Даниэль Лиотти. Бесподобная игра Пилар! И очень красивый Даниэль! И, кстати, по своему происхождению аткриса Пилар Лопес де Айяла -потомок самого Христофора Колумба! Wink

...

Настёна СПб: > 01.01.17 02:16


Всем новогоднего добрейшего Poceluy ! Я буквально на минутку.

СВЯТКИ: 7 - 19 ЯНВАРЯ


Святками, или Святыми днями, называют двенадцать дней - с 7 по 19 января, т.е. от Рождества Христова до Крещения. В это время запрещаются пост, коленопреклоненные молитвы, бракосочетания и многие виды работ. Во все эти дни справляются святочные обряды, проходят увеселения, гадают, ходят ряженые по дворам и улицам. И делаются важнейшие наблюдения за природными явлениями, которые кладутся затем в основу предсказаний.
Календарь. Согласно народным традициям, у восточных славян год начинался весной - 1 марта. В 1492 г. с переходом на юлианский календарь начало нового года было перенесено на 1 сентября. Два с лишним столетия новый год встречали на Руси осенью. И вот 15 декабря 1699 г. царь Петр I издал указ: "...Считать новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 г. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни". С 1700 г. было введено и новое летоисчисление - "от Рождества Христова", а не "от сотворения мира". Таким образом российская календарная система "ради лучшего согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" была приведена в соответствие с той, что была принята на Западе еще в XVI в. До 1918 г., до перехода России на новый, григорианский, календарь, Рождество приходилось на 25 декабря, Новый год - на 1 января и Крещение - на 6 января. Православная церковь до сих пор придерживается старого, юлианского, календаря. А по новому стилю Рождество отмечают 7 января, Новый год - 14, а Крещение - 19 января. [Вот с Новым годом я немного запуталась.]
Заново родиться. В традиционном мировоззрении зимний солнцеворот (21 декабря) воспринимается как глобальное космическое явление. Солнце из своего низшего положения на небосводе начинает подниматься все выше и выше, будто бы рождается заново. В это переходное время мир людей сближается с иным - потусторонним - миром и как бы существует опасность разрушения земной гармонии и даже всего космоса. Вот почему, с одной стороны, люди оберегают себя от воздействия враждебных сил, вырвавшихся на волю (отсюда и переодевания - ряженье, маскарады), а с другой, есть возможность узнать о будущем, прибегая к различным гаданиям, когда устанавливается связь этого мира с миром иным.
Время гаданий. Гадания всегда были и остаются основным святочным развлечением, особенно девушек. Каждая из них хочет заглянуть в будущее, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает ее впереди. Но прежде всего гадали об общем благополучии семьи и урожае. На Святках можно гадать каждый вечер, но наиболее верными считаются гадания в ночь на Рождество, Васильев день (Новый год) и Крещение. Гадают везде, но есть места, где связь с потусторонним миром наиболее реальна. Например, в овине, бане, на перекрестке дорог, у колодца, проруби. Вспомните русские сказки, где девушка прыгает в колодец, чтобы достать веретено; возвратившись же из того, иного мира, она становится невестой царевича. За час до полуночи холили "слушать" на перекресток. Услышать пение - к свадьбе, плач - к несчастью, стук - к покойнику, вой собаки - к пожару и т.п.
Маскарад. Непременное развлечение святочных праздников - ряженье. Если в городах устраивались балы-маскарады, то в деревнях эта традиция существовала в несколько иной форме: молодые парни, а иногда и девушки ходили ряжеными от дома к дому только с Нового года до Крещения. Чаще рядились стариками и старухами, цыганами, барином, в маски животных: быка, лошади, козы, медведя и др. Даже разыгрывались целые представления - народные комедии "Царь Максимилиан", "Степан Разин" и др. Играли и смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: так жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей и всего мира.

(По материалам статьи Людмилы Лаврентьевой из журнала "Следопыт").

...

Настёна СПб: > 03.01.17 00:26


"ПОЗВОЛЬТЕ ВИДЕТЬ ВАШ УБОР..."


И через столетия мы продолжаем интересоваться Пушкиным, эпохой, в которую он жил, людьми, окружавшими его. Хотелось бы вам знать, во что они одевались?

"Не выездной" Пушкин никогда не был на родине своих предков - в Африке. Да и в Европе он тоже никогда не был. Не видел ни Лондона, ни Парижа, хотя названия обеих европейских столиц часто упоминаются в его сочинениях. И чаще всего - как центры европейской моды. Одежда, модные мелочи, поведение составляли облик щеголя. Светский человек был должен следить за модой. "Обычай деспот меж людей" - и, как человек своего круга, Пушкин прекрасно разбирался в современных модах. Отсюда такая точность его характеристик при упоминании модного туалета. Щегольский туалет Онегина - "в последнем вкусе" - в 1819 г. составляют панталоны, фрак, жилет, широкий боливар (цилиндр с широкими полями) - по европейской моде. Его кабинет наполнен мелочами, на европейское происхождение указано:

Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.


Модный обычай распространялся мгновенно. Источников информации было достаточно: французские журналы, французские эмигранты, устные рассказы и письма русских путешественников. Признанным центром красоты и стиля был Париж, где "в вихре моды" проматывались семейные состояния. Вот из чужих краев возвращается граф Нулин

С запасом фраков и жилетов,
Шляп, вееров, плащей, корсетов,
Булавок, запонок, лорнетов,
Цветных платков, чулков a jour,
....
С bon-mots парижского двора,
С последней песней Беранжера,
С мотивами Россини, Пера,
Et cetera, et cetera.


Судя по этому перечню, запасы графа предназначены не только для него самого: веер - чисто дамская принадлежность. Фраки и жилеты, конечно же, шили и в Петербурге, французские модистки встречались и в Москве, но - и здесь не может быть никаких сомнений! - парижские наряды считались шикарнее отечественных и становились образцами для российских модников.
Описанное в "Графе Нулине" случилось в 1825 г. Что же носили в Париже? Об этом дважды в месяц сообщалось в прибавлении к журналу "Московский телеграф", и что особенно важно - со всеми подробностями: иметь репутацию щеголя или модной дамы было совсем не просто. "Фиолетовый фрак с бархатным воротником, бархатный жилет цветом ala Valliere с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике, панталоны из черного казимира, чулки со стрелками, башмаки с золотыми пряжками, бриллиантовая булавка на галстуке, сложенном маленькими складками: вот так должен быть одет по-модному мужчина, который делает визиты в новый год", - сообщал "Телеграф" в январе. В марте щеголи носили "три жилета вдруг: один черный бархатный, на нем красный, наконец сверх обоих - суконный или казимировый черный." Весь же гардероб щеголя в 1825 г. "необходимо должен" был включать 8 полных пар платья: "французскую, большого туалета, бальную, для малых вечеров, для верховой езды, неглиже, без карманов, для выезда на охоту"; 5 сюртуков, включая, например, белый "Англинский" с перламутровыми пуговицами и гусарский "с бранденбургами и снурком"; 5 плащей: бальный, с шиншиллой, для прогулки в экипаже, шотландский (в клетку) и теплый. "Но вот что еще не решено, - иронизирует обозреватель "Телеграфа", - сколько должно иметь галстуков? У одного щеголя насчитали только цветных 72, у другого цветных 154!.." В сентябре поутру щеголи должны были повязывать на шею шелковые красные платки в полоску, а модные булавки изображали "кисть винограда с двумя эмалевыми листками" (в январе галстучную булавку украшал эмалевый голубок на золотой веточке). В декабре верхние жилеты делались из бархата с маленькими фиалками, вытканными на белом атласном поле или с темно-красными цветами (такой цвет называли "кашу") на голубом поле. Итак, запас фраков, жилетов, плащей, булавок, цветных платков et cetera, et cetera, который везет граф Нулин - необходимый минимум.
Мода в Париже менялась чуть ли не ежемесячно. В июне "Телеграф" писал: "Только что успели мы показать наблюдателям мод парижскую форму мужских шляп, как мода уже понизила тульи." Оглядываясь на прошедший 1824 г., обозреватель журнала замечал, что рука моды не знала праздности: "...едва ли когда-нибудь она столько проказила со своими поклонниками, как в нынешнем году: сперва она обрезала поля мужских шляп, потом увеличила их до крайней степени, спустила и пригладила воротники фраков и подняла их снова; женские шляпки потерпели такую же перемену: сперва под огромными шляпами не видно было прелестного личика, потом мода дозволила им выглянуть на белый свет..."
Но конечно, мода не ограничивала свое влияние формой или цветом: она диктовала поведение. Прибавление к "Телеграфу" сообщало об этих курьёзах в рубрике "Модные обычаи". 1825 г. был ознаменован феноменом "Жоко" (Jocko). Так называлась повесть сочинителя Пужана об индийской обезьяне, которая произвела в Париже всеобщее потрясение: дамы были восхищены, поэты переписывали прозу стихами, в театре de la Porte St.Martin поставили пьесу, имевшую успех, каких бывает мало.
Появились шляпки и платья a la Jocko. В мае "Телеграф" писал о том, что веера a la Jocko в страшной моде: "...они лакированные, черные с золотом; на середине их в медальоне изображена Жоко, когда она старалась играть на гитаре." На платках a la Jocko, вошедших у щеголих в моду, по углам были вытеснены синяя, лиловая, красная и черная обезьяны. Многочисленная партия щеголей предпочла булавки с обезьяной также модным булавкам с совой или миниатюрными батистовыми цветочками. В июне на туалетах парижанок место небольших бронзовых бюстов различных знаменитостей заняли фигурки Жоко. "Итак, - констатирует обозреватель, - великие люди уступают места свои - обезьяне!"
Необычайная августовская жара породила моду на купания. "Многие купаются по 3 раза, - сообщал "Телеграф", - поутру в реке, пополудни в Китайских банях, ввечеру в ванне. Выдуман даже модный манер бросаться в воду, как Жоко, согнувшись по обезьяньему."
Сам "Московский телеграф" было, безусловно, модной новинкой и, возможно потому попал в текст поэмы Пушкина. Журнал начал выходить в 1825 г. и стал незаменим для дам, позволяя им даже в деревне оставаться на высоте моды.
Парижский щеголь граф Нулин, оказавшись в деревне, снисходительно оглядывает провинциалку Наталью Павловну:

Позвольте видеть ваш убор;
Так... рюши, банты, здесь узор;
Все это к моде очень близко. -
"Мы получаем "Телеграф", -


гордо объявляет Наталья Павловна, и она может совершенно не краснеть: парижские модные картинки в ноябрьском журнале датированы ноябрем! Граф забывает о Париже...

Самое решительное изменение в 1825-25 г.г. претерпела талия женского платья. Это была почти революция моды. В том же обозрении "Взгляд на Москву в 1824 г." "Телеграф" как о важном событии в жизни государства сообщал об уничтожении коротких корсетов, "совершенно не приличных стройному стану, столь обыкновенному россиянкам". Но мода еще не устоялась, низкие талии - на естественном своем месте - новшество и в 1825 г.
Наталья Павловна, нетерпеливо расспрашивающая графа Нулина о парижских новинках и начавшая с высоких материй: "А что театр?", "Какой писатель ныне в моде?" (все это, впрочем, тоже очень важно), все-таки не выдерживает и задает главный вопрос: "Как тальи носят?" И получает подтверждения: "Очень низко. Почти до... вот по этих пор." Напомним, что среди прочего Нулин везет с собой запас корсетов, лучших - парижских - и, видимо, модных, т.е. уже длинных. Но заметим, что мужчины в это славное время тоже носили корсеты - мода требовала тонкой талии.
Ироничное замечание Пушкина в "Евгении Онегине": "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей" - вполне справедливо и сегодня. Впрочем, сам поэт лишь отчасти ироничен. Его Татьяна - "верный снимок" du comme il faut (что "Телеграф" переводит - "как должно"). В апреле 1825 г. в Париже иметь у себя "бронзы, часы, канделябры, даже люстры... цвета зеленого или темно-антикового, и отнюдь не позолоченные", иметь "на подсвечниках прозрачные хрустальные кружки, сверх металлических", а также курильницы с духами, которые без огня распространяли бы аромат, означало жить comme il faut. Комильфо - высшая оценка самовластной моды, противостоящая другой - низшей, тому, что, говоря словами Пушкина, "в высоком лондонском кругу зовется vulgar". Конечно, не каждому доступно жить comme il faut, но каждый обязан не быть vulgar. А между ними - множество оттенков.

(Источник: журнал "Следопыт", статья Ларисы Агамалян).

...

Татьяна Ясина: > 03.01.17 01:05


Ещё в XIX веке Пушкин был переведён на казахский язык. Перевёл его Абай - казахский акын, которого принято считать основоположником казахской поэзии. Образ Татьяны Лариной у Абая прочно ассоциировался с образом его любимой девушки Тогжан. До сих пор для казаха имя Тогжан тесно связано с именем Пушкинской героини. Кстати и меня многие казахи так называют. Я уже знаю это и сразу называю два варианта, разрешая обращаться ко мне так как удобнее собеседникам. Уже настолько к этому привыкла, что подобная практика перекинулась на общение не только с казахами))) Так что я и Тогжан, И Тахмина, и Тамиля... Ой, разошлась однако Laughing

...

Vlada: > 04.01.17 21:39


 » История первая.Женские имена на карте Индии.Мастани

Мне нравится история, а еще я увлекаюсь культурой Индии и смотрю индийские фильмы, в том числе исторические. Совместив все это, решила открыть новую рубрику «Женские имена на карте Индии»

История первая. Мастани
Чтобы лучше визуально представлять некоторые моменты, использую кадры из художественного фильма «Баджирао и Мастани» Bajirao Mastani 2015 г.
Место действия
Земли народа маратхи, первая половина 18 века.
Маратхи – древний народ. Выносливые горцы и искусные наездники, маратхи умело использовали местоположение своих поселений на высоких плато, отвесные склоны которых создавали непреодолимые препятствия для нападавших. Их родиной была территория с центром в Пуне. Отсюда маратхи совершали завоевательные походы на восток, через Центральную Индию, доходя до границ Бенгалии, и на север, подступая к Дели; они установили также свое господство над прибрежной полосой Махараштры. Маратхи сыграли важную роль в истории Индии. Пешвой маратхов в описываемый период был Баллал Баладжи Бхат (18 августа 1700 — 28 апреля 1740), также известный как Баджирао. Пешва — индийский титул у маратхов, близкий к премьер-министру, с XVIII века, с правления пешвы Баладжи Висванатха, должность стала наследственной и фактически означала верховного правителя. Баджирао был индийским генералом, считается, что он провёл 41 битву, и ни одной не проиграл
Баджирао с 1721 г. был женат на Кашибай, от которой у него родились четыре сына, двое умерли во младенчестве, а другие два впоследствии также стали пешвами.
Героиня нашей истории принцесса Мастани
Мастани - дочь Махараджи Чхатрасала и его персидско- мусульманской жены, бывшей придворной танцовщицы Низама Хайдарабада. Чхатрасал из Панны до сих пор почитается как народный герой (он боролся с моголами). Когда армия Великого Могола из Аллахабада, Мохаммада Кхан Бангаш, вторглась в 1727 г. в царство отца Мастани, вся их семья была заключена в тюрьму. Чхатрасал направил секретное сообщение к Баджирао с просьбой о помощи. Баджирао отозвался на просьбу Чхатрасала, пришёл и победил армию Бангаша, и Чхатрасал вновь занял престол. Помощь маратхов привела к полному изгнанию Моголов из Бунделкханда и укреплению там маратхского влияния. В благодарность, Чхатрасал отдал Баджирао свою дочь Мастани и треть своих земель.
По историческим свидетельствам, Мастани (она родилась по некоторым сведениям в 1699 г.) была красивой женщиной и прекрасной наездницей, умела метать копьё и фехтовать, также была талантливой танцовщицей и певицей.


Не совсем ясно мне, почему Мастани не была еще замужем в это время, ведь ей было почти 28 лет! Однако она покорила Баджирао и сама влюбилась в него. Она сопровождала Баджирао в его военных кампаниях. Мастани родила сына, названного Кришна-рао, но брамины отказались признать его индусом из-за мусульманских предков, и Баджи-рао пришлось записать сына мусульманином и дать ему имя Шамшер-бахадур. Он стал известным воином, но в 27-летнем возрасте погиб в битве при Панипате.


Любовь индуса Баджирао к Мастани, и пренебрежение его к жене Кашибаи возмущали его мать Радхабаи. Из-за нетерпимости его семьи к Мастани, Баджирао позже построил отдельную резиденцию для Мастани, на некотором расстоянии от своего основного дворца.
В знак уважения к Радхабаи, брат Баджирао, Чимнаджи, попытался отправить Мастани в изгнание. Старший сын Баджирао, Баладжи, также пытался принудить Мастани оставить его отца, но она отказалась. Взбешенный Баладжи поместил Мастани под домашний арест, пока Баджирао был на военной кампании. В апреле 1740 года Баджирао, осматривая свои земли в Кхаргоне, вдруг заболел и умер. Мастани умерла вскоре после смерти Баджирао в том же 1740 году в деревне Pabal близ города Пуна. Как рассказывают легенды, не смогла пережить смерть возлюбленного.
Кашибаи забрала 6-летнего сына Мастани - Шамшера и воспитала как собственного. Потомки Мастани сейчас живут в Бхопал, Индор и Сехоре. Кашибай была доброй, и ради мужа даже готова была принять Мастани как вторую жену Баджирао, но этому яростно противилась мать пешвы и другие его родственники.
Сохранилась гробница Мастани Махал в Pabal. В Пуне есть озеро, в котором купалась Мастани (оно было вырыто по приказу Баджирао специально для Мастани и существует до сих пор). Мастани жила некоторое время в своем дворце Шанивар Вада, сооруженном в 1736 году в городе Пуна. Из-за нетерпимости семьи пешвы позже построили отдельный домик для в Мастани в Kothrud в 1734 году на некотором расстоянии от дворца Шанивар-Вада (он не сохранися).



Peshwa Bajirao | Biography | Real Story of The Great Maratha Warrior

...

Нивера: > 04.01.17 23:05


Vlada писал(а):
История первая. Мастани

Спасибо, очень интересно. Very Happy Индия для меня это терра инкогнита.
Vlada писал(а):
Старший сын Баджирао, Баладжи, также пытался принудить Мастани оставить его отца, но она отказалась.

Старший сын не побоялся гнева отца?
Vlada писал(а):
яростно противилась мать пешвы

Радхабаи - властная женщина, не желающая упускать возможность влиять на сына.
Vlada писал(а):
Кашибаи забрала 6-летнего сына Мастани - Шамшера и воспитала как собственного.

Первая жена Баджирао - великодушная и действительно добрая женщина.
Vlada писал(а):
Как рассказывают легенды, не смогла пережить смерть возлюбленного.

Это понятно. Главный вопрос - не помог ли кто из любящих родственников.

А как правильно пишется: "Баджирао" или "Баджи-рао". Рао - титул или часть имени?

...

Vlada: > 04.01.17 23:14


Нивера писал(а):
Старший сын не побоялся гнева отца?

Он ненавидел Мастани, так как часто заставал свою мать Кашибаи плачущей
Нивера писал(а):
Первая жена Баджирао - великодушная и действительно добрая женщина.

Да, ее ребенок родился чуть раньше сына Мастани, но через несколько лет умер.
Нивера писал(а):
А как правильно пишется: "Баджирао" или "Баджи-рао". Рао - титул или часть имени?

Чаще всего встречаю в русском написании совместное имя Баджирао, а это я в тексте по-разному написала, невнимательная была((. Но с именами всегда есть трудности...
Нивера писал(а):
Спасибо, очень интересно.

Ирина, а фильм какой красивый! Многие предвзято относятся к индийскому кино, но оно очень разное.
Что ж, раз в месяц буду выкладывать новую историю из этой рубрики.
**
А пока побежала читать все пропущенные материалы за последний месяц!

...

Настёна СПб: > 05.01.17 00:24


"ПОЛЬСКИЙ КОРОЛЬ НА МОСКОВСКОМ ТРОНЕ"


Если бы Смутное время закончилось победой поляков?
Одним из самых ярких событий Смуты начала XVII в. стала присяга пустому трону, которую давали русские бояре летом 1610 г. На троне должен был сидеть польский королевич Владислав (9.06.1595-20.05.1648). Но не так никогда и не приехал в Москву. А если бы все сложилось иначе? Какое будущее ждало нашу страну под польским правителем?
Летом 1610 г. казалось, что Смутное время не может закончиться для России ничем иным, кроме как потерей независимости. Польское войско нанесло тяжелое поражение русско-шведской армии в сражении под Клушино. Царь Василий Шуйский, избранный в 1606-м после убийства Лжедмитрия, свергнут. Польские полки под командованием гетмана Жолкевского расположились под Москвой с одной стороны. Воинство Лжедмитрия II - с другой. Трусливые бояре спешно посылают королю Речи Посполитой Сигизмунду III льстивые письма, изъявляя готовность присягнуть на верность его сыну Владиславу...
Тяжелые годы. Тогда Россию спасло лишь мужество ее выдающихся граждан: патриарха Гермогена, находящегося в заключении, но призывающего народ начать борьбу против интервентов; князя Дмитрия Пожарского, который отважно сражался в составе двух народных ополчений; Кузьмы Минина, решительно затеявшегося организацией Второго ополчения в Нижнем Новгороде и собравшего войско, которое после упорных боев освободило столицу; и многих-многих других.
Однако судьба страны буквально висела на волоске. Влиятельные московские бояре летом 1610 г. без колебаний присягнули пустому трону, на котором должен был восседать "царь" Владислав Жигимонтович (Сигизмундович). Поляки были допущены в Кремль, а за порядком на улицах Москвы следили войска Речи Посполитой. По всей стране орудовали банды - русские, шведские, немецкие и даже французские... На местах царил хаос и беззаконие. Семибоярщина - совет, созданный боярами-предателями, - рассылала по всем городам приказы от имени "польского царя", требуя сложить оружие и подчиниться.
Решающим фактором в реальной истории стала излишне жесткая позиция короля Речи Посполитой Сигизмунда III. Этот властолюбивый и сильный правитель никогда не пытался скрыть, что, предлагая на русский трон своего 15-летнего сына, фактически править он собирается сам. При этом, будучи ярым католиком и считая себя "защитником веры", Сигизмунд на полном серьёзе требовал, чтобы все население России перешло из православия в "латинскую веру". Прояви он чуть больше понимания русского характера, начни действовать как мудрый и дальновидный политик - кто знает, может быть, польская династия действительно укрепилась бы на московском престоле. Какое будущее тогда ожидало бы Россию и Речь Посполитую?


Договор с католиками. Итак, предположим, что Владислав действительно прибыл на Россию и принял православие. После этого Речь Посполитая стала трехсоставным государством: Польша и Великое Княжество Литовское - на западе, Россия - на востоке. Основой для религиозного единства стала Брестская уния 1596 н., которая сохраняла за русской церковью право служить по византийскому обряду и пользоваться церковнославянским языком, однако переводила ее в подчинение к римскому пае.
Легко предположить, что патриарх Филарет Романов (а именно он был главой посольства, которое договаривалось об условиях воцарения Владислава) позволил бы себя убедить в пользе объединения церквей. Ведь до своего пострижения Федор Никитич Романов слыл истовым "западником": носил европейское платье, любил щегольнуть в обществе иноземными манерами. При этом Филарет наверняка сумел бы договориться с Сигизмундом и папскими легатами, что униатство должно внедряться на Руси в очень мягкой форме.
В 1612 г. между Русской церковью и католиками была заключена Краковская уния. Она закрепляла верховенство папы римского, однако предоставляла православным фактическую автономию. А заодно отменяла взаимные проклятия, наложенные в 1054 г. Папа Лев XI и патриарх Филарет договорились, что православные и католики перестают считать друг друга еретиками. При этом сложные вопросы христианской догматики решили обойти, постановив, что богословские споры должны быть решены на специально созванном Вселенском соборе. Этот собор так никогда и не будет созван, а две церкви продолжат существовать независимо друг от друга. О том, что русский патриарх считается теперь подчиненным папы, постарались широко не объявлять. О существовании Краковской унии в России долгое время знали только митрополиты и епископы.
Потом принялись за обработку приходских священников. В конце концов, прихожане постепенно обнаружили, что церковь стала другой. Однако на любой возмущенный вопрос у священников имелся заранее заготовленный ответ. Службы же изменились только в незначительных деталях. Измученный долгими годами Смуты народ не нашел в себе сил поднимать восстание "за старую веру". Личностей масштаба протопопа Аввакума, способных проповедью воодушевить толпу, не нашлось. Или их заблаговременно прибрал к рукам предусмотрительный Филарет. Так удалось угодить всем. Католики считали, что они "присоединили восточную церковь", а православные гордились тем, что "сохранили истинный обряд".
Император всеславянский. Сделав сына русским царем, Сигизмунд III и не думал выпускать власть из собственных рук. Проводником его воли, а так же фактическим правителем России на ближайшие годы стал комендант Кремля Александр Гонсевский. Военными же операциями руководил талантливый полководец Станислав Жолкевский. В течение пары лет он предпринял несколько походов для искоренения банд и подавления частей сопротивления. Он разбил остатки войск Лжедмитрия II, расправился с гайками грабителей, выдворил интервентов (себя поляки таковыми уже не считали). В битве возле Симонова монастыря под Москвой им были разбиты силы Первого ополчения, состоявшего главным образом из казаков и бывших сторонников Лжедмитрия II.
Попытки собрать Второе ополчение в Нижнем Новгороде провалились - никто не верил в победу этого начинания, а тяжело раненный под Москвой князь Дмитрий Пожарский прямо заявил, что "лучше уже поляки, чем война без конца".
Наведя порядок в своих новых русских владениях, Сигизмунд III полностью сосредоточился на возврате шведской короны, которой его лишили в 1595 г. Успех сопутствовал ему и здесь. Шведский парламент не решился спорить с тем, кто только что одолел Московию. Новое могучее государство, вобравшее в себя четыре страны, стало серьезной силой, с которой теперь приходилось считаться.
Тем временем в 1618 г. грянула Тридцатилетняя война. Начавшись с противостояния католиков и протестантов в Германии, она быстро разрослась до масштабов всеевропейского конфликта. Польско-русско-шведская держава стала одним из его активных участников. Польская удаль, шведская организация и русская отвага сделали армию Сигизмунда практически непобедимой. Тем более после своевременно заключенного союза с католической Францией. После завершения войны в 1648 г. Германия окончательно развалилась на мелкие враждующие княжества, Священная римская империя перестала существовать, а вся Европа была разделена на зоны влияния между Людовиком XIV и Владиславом (Сигизмунд III умер в 1632).
После этого ничто не мешало Объединенному королевству Польши, России и Швеции заняться решением давно назревшего "восточного вопроса". Это стало делом жизни уже преемника Владислава - его сына Сигизмунда Казимира. Балканские страны, изнывавшие под османским игом, с радостью приняли предложение о помощи от "братьев-славян". Начавшаяся в 1655 г. Великая балканская война завершилась в 1663-м полным изгнанием турок с полуострова. Большинство освобожденных стран присоединилось к державе Сигизмунда Казимира на правах автономии. Полную независимость сохранила только Болгария, с которой был заключён Тырновский договор "о вечном мире и братстве". После этого, в августе 1669 г., Сигизмунд Казимир официально провозгласил себя "защитником христианства" и "императором всеславянским". Титул был подтвержден папой римским, русским патриархом и главой лютеранской церкви Швеции.
Это был зенит славы и силы. Впереди был XVIII век, в котором новую империю ждала серьезная борьба за гегемонию в Европе с Францией, Испанией и Англией. Вот только, к сожалению, для страны России места в этом новом мире уже не было.
Ну вот как-то так... И я подумала: может, 4 ноября - не такой уж и надуманный праздник?..

(Источник: журнал "Загадки истории", статья Виктора Банева. А так все из блога).

...

Нивера: > 05.01.17 22:27


Vlada писал(а):
Ирина, а фильм какой красивый!

Да, отрывок с танцем - чудесный. Сколько чувственности и эротичности, а обнажены только ступни, руки до локтя и очень скромное декольте.
Vlada писал(а):
Что ж, раз в месяц буду выкладывать новую историю из этой рубрики.

С нетерпением буду ждать. Very Happy

Настёна СПб писал(а):
ПОЛЬСКИЙ КОРОЛЬ НА МОСКОВСКОМ ТРОНЕ

Да, богатая тема. А если еще вспомнить Р. Брэдбери с его бабочкой. Wink
Если бы у Федора Годунова было бы больше сторонников, то может и Смутного времени бы не было?

...

Настёна СПб: > 05.01.17 22:48


Нивера писал(а):
Настёна СПб писал(а):
ПОЛЬСКИЙ КОРОЛЬ НА МОСКОВСКОМ ТРОНЕ
Если бы у Федора Годунова было бы больше сторонников, то может и Смутного времени бы не было?

Но у Федора Годунова вообще не было сторонников. Парнишку, конечно, жаль, но первый Лжедмитрий - мой фаворит . Если бы он казнил Шуйского и вовремя прогнал поляков (да еще и на Ксении женился, но это уже совсем из разряда несбывшейся мечты)... Эх!

...

Vlada: > 05.01.17 23:33


Настёна СПб писал(а):
"ПОЛЬСКИЙ КОРОЛЬ НА МОСКОВСКОМ ТРОНЕ"

Очень интересно. Хотя история не любит сослагательного наклонения ("если бы"...), но подумать над этим всегда интересно. Думаю, истоки наших неприязненных отношений с Польшей кроются уже здесь.
Настёна СПб писал(а):
первый Лжедмитрий - мой фаворит . Если бы он казнил Шуйского и вовремя прогнал поляков (да еще и на Ксении женился, но это уже совсем из разряда несбывшейся мечты)... Эх!

А я вот читала книгу о Федоре Алексеевиче, царе, сыне Алексея Михайловича, и тоже впервые увидела его другими глазами. Не больным мальчиком, которым его изображают школьные учебники, а образованным молодым человеком, который успел за свое короткое правление немногое из того, что задумал, и что позднее приписывали другим, в том числе царю Петру. В общем, до Петра власть могла и не дойти, будь Федор крепче здоровьем и имей наследников. Crazy

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение