Увлекаетесь ли вы историей? |
да, очень |
|
66% |
[ 154 ] |
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории |
|
2% |
[ 6 ] |
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься |
|
1% |
[ 3 ] |
нет, но хотелось бы |
|
4% |
[ 11 ] |
По стольку по скольку... |
|
5% |
[ 12 ] |
раньше улекалась(ся) |
|
4% |
[ 10 ] |
скорее да, чем нет |
|
14% |
[ 33 ] |
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией |
|
0% |
[ 1 ] |
Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?
Tannit:
22.02.17 00:35
Древнеегипетский криминальный талант
Люблю «Историю» Геродота и могу рассказывать об этом труде бесконечно долго…
Геродот был смелым неутомимым любознательным путешественником, оставившим миру уникальное бесценное наследство. Он полностью заслужил свое звание - «Отец Истории». Будучи новатором, он сделал для исторической науки столько, сколько не сделал ни один из его последователей.

Геродот Галикарнасский (около 484 г до н. э. - около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк.
Объемный труд «История» представляет собой не только выдающийся письменный памятник - это неисчерпаемый кладезь знаний о традициях и обрядах, религии и мифах Древнего мира. При всей его общей значимости и особой ценности отдельных собранных Геродотом фактов, в нем есть очень интересные главы, в которых тесно переплетены реальные свидетельства и вымысел, они являются своеобразными ребусами. К таким относится детектив эпохи Рамсесидов из книги «Евтерпа».
Вторая книга - Евтерпа - содержит, по большей части, неточную и далеко не полную хронику Саисской династии, записанную со слов жрецов Мемфиса, а так же включает проверенные факты и легенды о царях других эпох, начиная с Древнего Царства, без соблюдения последовательности, обычаи египтян 6-5 века до н.э. и личные наблюдения и замечания Геродота.

Мемфис. Инеб-Хедж («Белая стена»), Мен-нефер («хорошее место»). Первая столица Древнего Египта. Город построен на границе Верхнего и Нижнего Египта, на западном берегу Нила.
В 121 главе книги «Евтерпа» нашли отражение события, имевшие место в конце эпохи Рамсесидов, но упомянутые в начале главы гигантские статуи принадлежат Рамсесу II.

Рамсес II - Ра-меси-су мери-Амон («Рождённый Ра, возлюбленный Амоном»), сын Сети I и царицы Туйи. Фараон XIX династии, правил, приблизительно, в 1279—1213 годах до н. э. Один из величайших царей Древнего Египта.
Жил долго, правил мудро, воевал много и успешно с ливийцами, нубийцами, сирийцами, финикийцами и хеттами, заслуженно носил титул А-нахту («Победитель»), занимался масштабным монументальным строительством, расширил мировую торговлю, заключил выгодные династические браки, имел большой гарем и оставил после себя многочисленное потомство. На передней стене храма Абидоса сохранились изображения и частично имена 119 детей Рамсеса (59 сыновей и 60 дочерей), но возможно, детей было больше - 111 сыновей и 67 дочерей.
В народе его любовно называли «Сесу» или «Сессу». У Геродота Рамсес II - «Сесострис». Египетский историк Манефон из Себеннита (IV - III вв. до н. э.) в первую очередь упоминает его прозвище, а потом имя: «Сетозис, который называется также Рамессес». Диодор Сицилийский называет его «Осимандий», вероятно, возводя это имя от тронного - Усер-маат-Ра.
Известняковая статуя, около 10 м. На фараоне - белая корона Верхнего Египта.
Колоссы Рамсеса обнаружены в 1820 году недалеко от южных ворот храма Птаха итальянским археологом Джованни Кавиглиа. Вторая статуя была восстановлена, хранилась до последнего времени в Гизе, копия находится в Гелиополисе, ее высота- 11 м.
Изваяния Рамсеса II во времена Геродота еще стояли в храме Пта в Мемфисе.
Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных культовых сооружений Древнего Египта. В комплекс входят два сооружения - Большой храм, посвященный Рамсесу II и трем богам, Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор для супруги жена Рамсеса II Нефертари-Меритенмут, о чем свидетельствует надпись:
«Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе на вечно, ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности... для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце».

Литографии Дэвида Робертса. «Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835гг»

Гигантские, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого перед входом в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит другие подобные сооружения.
По свидетельству «отца истории», в годы правления царя Рамсенита произошло дерзкое ограбление царской сокровищницы - по сути, государственного банка - попавшее в анналы.
Древнеегипетский криминальный талант
Геродот «История», Книга 2 «Евтерпа», гл. 121:
121. После Протея, рассказывали жрецы, царская власть перешла к Рампсиниту. Он оставил памятник — преддверие, стоящее к западу от храма Гефеста. Перед этим преддверием он велел поставить две статуи высотой в 25 локтей. Одну из них, стоящую на северной стороне, египтяне называют «лето», а другую — на южной — «зима». Первой статуе они поклоняются, а с той, которую называют «зимой», поступают как раз наоборот.
Этот царь, по рассказам жрецов, был очень богат, и никто из позднейших царей не мог превзойти его богатством или хоть как-то сравняться с ним. Желая сохранить свои сокровища в безопасном месте, царь повелел построить каменное здание так, чтобы одна стена его примыкала к внешней стене царского дворца. Строитель же коварно обманул царя и придумал вот что: он сложил камни так, что один из них можно было с легкостью вынуть двум и даже одному человеку. И вот, когда здание было готово, царь велел сложить туда свои сокровища.
Спустя некоторое время строитель в предчувствии кончины призвал сыновей (а у него их было двое) и поведал им, какую хитрость применил при строительстве царской сокровищницы ради того, чтобы обогатить их. При этом он все точно объяснил сыновьям, как вынуть камень, и указал, на каком расстоянии в ширину и высоту [от края стены] лежит он. Если они не забудут этого, добавил строитель, то станут «казначеями» царских сокровищ. После этого строитель скончался, а сыновья тотчас же принялись за дело. Ночью они подкрались ко дворцу, нашли этот камень в здании [сокровищницы], легко вынули его и унесли с собой много денег. Когда же царю случилось как-то войти в сокровищницу, он удивился, что в сосудах не хватает золота, но не мог, тем не менее, никого обвинить, так как печати были целы и сокровищница заперта. Царь дважды и трижды открывал сокровищницу, и раз от разу там оказывалось все меньше золота (ведь воры продолжали похищать его). Тогда он сделал вот что: приказал наделать капканов и поставить их около сосудов, полных золота. А когда воры пришли в обычное время, как и раньше, то один из них проник в сокровищницу и только лишь приблизился к сосуду, как тотчас же попался в капкан. Поняв, в какой он беде, вор тотчас же кликнул брата, рассказал, что случилось, и приказал как можно скорее спуститься и отрубить ему голову, чтобы и другой брат не погиб, когда его самого увидят и опознают, кто он. А тот решил, что брат прав, и поступил по его совету. Он вставил затем камень [на прежнее место] и ушел домой с головой брата.
На другое утро царь вошел в сокровищницу и был поражен, увидев тело вора в западне без головы, а сокровищницу нетронутой, без всякой лазейки для входа и выхода. В недоумении царь сделал вот что: он повелел повесить тело вора на городской стене (прим.: В Египте обычно трупы казненных выставляли на столбах на стене), затем поставил около тела стражу с приказанием, если увидят, схватить и немедленно привести к нему всякого, кто вздумает оплакивать или сетовать о покойнике.
Когда тело вора было повешено, то мать его пришла в негодование. Она обратилась к оставшемуся сыну и велела ему каким бы то ни было способом отвязать и привезти домой тело брата. Если же сын не послушается, то мать грозила прийти к царю и донести, у кого находятся царские сокровища. Мать принялась жестоко бранить уцелевшего сына, а тот не мог ее успокоить и тогда придумал вот какую хитрость. Он запряг своих ослов, навьючил на них полные мехи вина и затем погнал. Поравнявшись со стражами, которые стерегли тело, он потянул к себе два или три завязанных в узел кончика меха. Вино потекло, и он стал с громкими криками бить себя по голове, как будто не зная, к какому ослу сначала броситься. А стражи, увидев, что вино льется [рекой], сбежались на улицу с сосудами черпать льющуюся [из меха] жидкость, считая, что им повезло. Вор же, притворно рассерженный, принялся осыпать их всех по очереди бранью. Стражи старались утешить его, и через некоторое время он сделал вид, будто понемногу смягчается и гнев его проходит. Наконец он согнал ослов с улицы и снова стал навьючивать [мехи].
Затем у них начались разговоры, и, когда один из стражей рассмешил его какой-то шуткой, он дал им еще мех. А стражи тут же на месте расположились пить, причем приглашали и его остаться, чтобы вместе выпить. Он позволил себя уговорить и остался с ними. Во время попойки стражи чрезвычайно любезно пили за его здоровье, и он тогда подарил им еще мех с вином. От славной выпивки все стражи скоро захмелели. Сон одолел их, и они завалились спать тут же на месте.
Была уже глубокая ночь. Тогда вор снял тело брата со стены и затем остриг в насмешку всем стражам правую щеку наголо (Прим: Сторожа были чужеземцы-наемники; египтяне брили себе головы и бороды). Потом навьючил тело брата на ослов и погнал домой. Так он выполнил приказание своей матери.
Когда же царю сообщили, что вор похитил тело, он распалился гневом и захотел во что бы то ни стало узнать, кто этот хитрец, придумавший такие ловкие плутни. А сделал царь для этого вот что. (Я-то, впрочем, этому не верю). Он поместил будто бы свою дочь в публичный дом, приказав ей принимать всех без разбора. Но прежде чем отдаться, она должна была заставить каждого [мужчину] рассказать ей свой самый хитрый и самый нечестный поступок в жизни. А кто расскажет историю с вором, того она должна схватить и не отпускать. Дочь так и сделала, как приказал отец. Вор же понял, чего ради царь отдал такое приказание. Он решил превзойти царя хитростью и сделал вот что. Отрубив руку по плечо у свежего мертвеца и, скрыв ее под плащом, вор пошел к царской дочери. Когда он явился к ней, царевна задала ему тот же вопрос, как и другим, и он рассказал, что совершил самый нечестивый поступок, отрубив голову брата, попавшего в западню в царской сокровищнице, а самый ловкий поступок, когда напоил допьяна стражей и унес висевшее на стене тело брата. Царевна же, услышав эту историю, хотела схватить его. А вор в темноте протянул ей руку мертвеца. Та схватила ее, думая, что держит его собственную руку. Вор же оставил отрубленную руку в руке царевны и выбежал через дверь. Когда царю сообщили об этой [новой] проделке, царь поразился ловкости и дерзкой отваге этого человека. Тогда, наконец, царь послал вестников по всем городам и велел объявить, что обещает вору полную безнаказанность и даже великую награду, если тот явится перед его очи. А вор поверил и явился к царю. Рампсинит же пришел в восхищение [от него] и отдал за него замуж свою дочь, как за умнейшего человека на свете. Ведь, как он полагал, египтяне умнее прочих народов, а этот вор оказался даже умнее египтян.

Сказка ложь, да в ней намек... на судебный процесс. Дело было громкое. Преступление совершили не сыновья архитектора, а простые рабочие, обслуживавшие фиванский некрополь в Долине Царей.

В Долине Царей (Вади Бибан-эль-Мулук) в период Нового царства, в течение 500 лет (XVI - XI вв. до н. э.) создавались гробницы для фараонов, сановников и их родственников. Некрополь состоит из двух частей - Восточной, где находится основной массив гробниц, и Западной, где расположена небольшая группа усыпальниц, самой крупной из которых является гробница Аменхотепа III.

Сет-Маат, «место истины» (Дейр эль-Медина) — один из группы фиванских некрополей, а также поселение ремесленников, которые работали над созданием храмов Долины царей и Долины цариц в «городе мёртвых». Расположен на западном берегу Нила напротив Луксора, на полпути между Мединет-Абу и Рамессеумом. Поселение возникло при Тутмосе I и просуществовало до правления Рамсеса XI.
Нет сомнений, что царские склепы подвергались разграблению на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации, но расследование, проведенное в 16-й год правления фараона Рамсеса IX, (приблизительно в 1127—1109 гг. до н. э.), было тщательно задокументировано. Папирус Эббота и, продолжающий его, папирус Амхерста-Капара, хранящиеся в Британском музее - об ограблении усыпальницы фараона XIV династии Себекемсафа и жены его царицы Нубхаас в Долине Царей - являются уникальными свидетельствами давнего уголовного дела.
По доносу некоего Песиура, было арестовано более двух десятков рабочих некрополя. Некоторые из них под пытками признались в преступлении.
Признание каменотеса Аменпнуфера, сын Анхернахта:
«Мы взяли наши медные инструменты и пробили ход в пирамиде этого царя. Через ее внутреннюю часть мы нашли ее подземные камеры, и мы взяли факелы в руки и опустились вниз. Мы пробились сквозь щебень, которым было забито отверстие тайника и нашли этого бога (фараона) лежащим в глубине своей усыпальницы, и мы нашли место погребения царицы Нубхаас, его супруги, лежащей рядом с ним. Они были защищены плитами и покрыты щебнем. Мы пробили их и нашли их останки [там]. Мы открыли их саркофаги и их гробы, в которых они были, и мы нашли почтенную мумию этого царя, который был вооружен мечом. Множество амулетов и золотых украшений было у него на шее и на голове — золотая диадема. Почтенная мумия царя была сплошь покрыта золотом, и гробы его были внутри и снаружи украшены золотом и серебром и покрыты всевозможными драгоценными камнями. Мы забрали золото, найденное на почтенной мумии этого бога, и амулеты, и украшения, бывшие у него на шее, а также [золото] с гроба, в котором он покоился Мы нашли царицу в точно таком же состоянии. Мы забрали также все, что нашли на ней, и сожгли их гробы. Мы забрали все их убранство, которое мы нашли, из золотых, серебряных и бронзовых предметов и поделили это между собой. Так как нас было девять человек... то на каждого пришлось двадцать дебенов золота, что составляет всего сто восемьдесят дебенов (1 дебен=91 г). Таким образом, на долю каждого пришлось 820 г золота, а всего было похищено 16 кг 380 г, не считая обломков украшений [гробов]. Затем мы переправились в Фивы».
Осквернители могил были казнены, ибо, по представлению древних египтян, совершили самое страшное, какое может быть на свете, кощунство.
Такова проза жизни. Древний мир был совсем не романтичным, а прозаичным и жестоким.
Геродот усомнился, что фараон отправил дочь на панель, между тем, этот сюжет повторяется у него в рассказе о Хеопсе (Хуфу), которого представляет тираном и деспотом, якобы правившим после Рампсенита.
126. А Хеопс, в конце концов, дошел до какого нечестия, по рассказам жрецов, что, нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей добыть некоторое количество денег – сколько именно, жрецы, впрочем, не говорили. Дочь же выполнила отцовское повеление, но задумала и себе самой оставить памятник: у каждого своего посетителя она просила подарить ей, по крайней мере, один камень для сооружения гробницы. Из этих-то камней, по словам жрецов, и построена средняя из трех пирамид, что стоит перед великой пирамидой (каждая сторона этой пирамиды в полтора плефра).
Что же до брака царской дочери с простолюдином, то это маловероятно. Наследование власти в Древнем Египте было матрилинейным, поэтому традиционно фараоны женились на родных сестрах. Но правление было патриархальным, и если в царской семье оставался хотя бы один наследник мужского пола, то он являлся первым претендентом на трон. Таково было правило. Все остальное - исключения, и эти исключения знаменовали приход к власти новой династии, которые были пронумерованы позже историками.
Следует заметить, что древнеегипетский детектив Геродота – соответствующий канонам жанра, сказочный и со специфическим восточным юмором – является первым в мире криминальным романом. Его главный герой – безымянный египетский паренек - молод и умен, вызывает симпатию, и в финале, вместо наказания, получает в жены царскую дочь. Вероятно, он послужил прототипом известного персонажа «1001 ночи», багдадского вора Алладина. Ставший популярным во всем мире сборник арабских сказок окончательно сформировался сравнительно поздно, примерно в XV веке, а Каир в XII—XIII веках был главным культурным центром Востока.
Сюжет о строителе-воре можно найти в древнегреческой мифологии, и детальное сходство эпизода о потайном входе в сокровищницу и злом умысле ее создателя наводит на мысль о заимствовании или общем источнике.
Древние народы контактировали гораздо больше и чаще, чем кажется, несмотря на языковой барьер и расстояния. При этом версии греков имеют совсем иной подтекст. Древнегреческая трагедия отличается от египетской сказки. Ментальности разные. В загробном мире греков ждал беспросветный Аид, а не беззаботное продолжение земной жизни. В параллельном древнегреческом сюжете преступника постигала кара. По сути это пример неотвратимости наказания.
Одинаковое деяние - а результаты прямо-противоположные.
Павсаний «Описание Эллады»
Книга IX. Беотия, XXXVII, 3-7:
«Эргин заключил мир с Гераклом, и, стремясь, восстановить прежнее благополучие и богатство, он ни о чем другом больше не думал, так что он не заметил, как он дожил до старости без жены и без детей. Когда же у него накопились богатства, то тут он захотел иметь и детей. Когда он пришел в Дельфы и вопросил бога о детях, то Пифия ему изрекла:
«Сын Климена Эргин из славного рода Пресбона!
Поздно пришел ты сюда и жаждешь потомства. Но все же
Пробуй на старое дышло накинуть новую петлю».
3. Когда он на основании этого вещания взял себе молодую жену, у него родились Трофоний и Агамед. Есть предание, что Трофоний был сыном Аполлона, а не Эргина. Лично я этому вполне верю, как и всякий, кто ходил к Трофонию, чтобы получить от него вещание. Говорят, когда они выросли, они оказались искусными строителями: для богов - храмов, для людей - дворцов. Они выстроили храм Аполлона в Дельфах, а Гириею - сокровищницу. Но здесь они сделали так, что один из камней можно было вынимать снаружи, и поэтому они всегда могли брать, что хотели, из спрятанных здесь сокровищ. Гирией был повергнут в полное недоумение, видя, что ключи и всякие печати целы и невредимы, а количество сокровищ все уменьшается. Тогда он приделал к сосудам, в которых у него лежало серебро и золото, петли или капканы, или что-либо подобное, что должно было захватить и задержать того, кто войдет б туда и коснется сокровищ. Этот капкан и захватил Агамеда, когда он вошел туда. Тогда Трофоний отрубил ему голову, чтобы на следующий день он не подвергся пыткам и мучениям и о нем самом не открылось бы, что он принимал участие в этом дерзком преступлении. Трофония поглотила здесь расступившаяся земля, там, где в Лебадийской роще есть так называемая Пропасть Агамеда, а около нее мраморная доска памятника».

Генрих Гейне
Christian Johann Heinrich Heine (1797 - 1856)
Царь Рампсенит
Только к дочери вошел
Царь в чертоги золотые -
Засмеялась и царевна,
И рабыни молодые.
Засмеялись и арабы;
Даже евнухам потеха;
Даже мумии и сфинксы
Чуть не лопнули со смеха.
Говорит царевна: "Вора
Я поймала, да слукавил:
Хвать его, а он в руке мне
Руку мертвую оставил.
Поняла его теперь я -
Он и ловок и не робок;
Крадет мимо всех задвижек,
Всех замков, крючков и скобок.
У него есть ключ волшебный,
И, когда прийдет охота,
Отпирает им он двери,
И решетки, и ворота.
Я не дверь ведь запертая -
И хоть клад твой сберегала,
Да и свой-то клад девичий
Нынче ночью прогадала".
Так с отцом царевна шутит
И порхает по чертогу;
Снова евнухи и слуги
Рассмеялись понемногу...
А наутро целый Мемфис
Засмеялся; к крокодилам
Весть дошла - и те всей пастью
Засмеялися над Нилом,
Как на нильском на прибрежье
Стал глашатай - с ним и свита -
И прочел, при звуках трубных,
Он рескрипт от Рампсенита.
«Рампсенит, царь над царями
И владыка над Египтом,
Верноподданным любезным
Возвещает сим рескриптом:
В ночь на третие июня
Тысяча... такое лето
Перед рождеством Христовым,-
Вот когда случилось это,-
Из сокровищницы нашей
Тать похитил непонятно
Много камней драгоценных,
И потом неоднократно
Похищал. Затем-то на ночь
Пред казной у самой двери
Нашу дщерь мы положили,
Но не дался тать и дщери.
Прекратить татьбу желая,
А притом - для возвещенья
Симпатии нашей к татю,
И любви, и уваженья -
Нашу дщерь ему в супруги
Отдаем беспрекословно
И наследником престола
Признаем его любовно.
Но, как будущего зятя
Местожительство безвестно,-
Сей рескрипт ему объявит
Нашу милость повсеместно.
Января второе, в полдень,
В лето - тысяча... такое
Перед рождеством Христовым.
Rhampsenitus rex. Мероэ».
Тать был избран царским зятем
По прямым словам рескрипта,
А по смерти Рампсенита
Венчан был царем Египта.
Он царил, как и другие;
И искусства процветали,
И торговля... Нет сомненья,
Что при нем не много крали.
21 октября I860
(перевод - Лев Мей)

В блоге: Читая Геродота… (1 часть)
В блоге: Читая Геродота… (2 часть)
...
Peony Rose:
22.02.17 20:34
Давненько не приносила ничего, вот решила поделиться.
Полезные ресурсы для интересующихся 1917 годом и революцией.
1917. Свободная история
Революция 1917 года
(за наводку благодарность evera)
П.С. Всем большое спасибо за познавательные посты, пойду посмотрю то, что пропустила ))
...
Настёна СПб:
24.02.17 00:09
» КНЯЗЬ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ СКОПИН-ШУЙСКИЙ
КНЯЗЬ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ СКОПИН-ШУЙСКИЙ
(8.11.1586-23.04.1610)

Родился будущий полководец 8 ноября 1586 г. в семье боярина Василия Фёдоровича Скопина-Шуйского и его жены Елены Петровны Татевой. По преданию, повитухи обратили внимание на старый жемчуг в доме боярина, который - после того, как младенец издал первый крик - вдруг обрел прежний блеск. Это посчитали добрым знаком: мальчик проживет жизнь, наполненную ратными подвигами.
Современники отмечали, что Михаил Васильевич был роста высокого, стати богатырской, обладал сильным духом и мудростью. В 17 лет он получил придворный чин стольника. Лжедмитрий I молодому человеку доверял: именно Михаил привез в Москву инокиню Марфу (Марию Нагую), признавшую в самозванце сына... В 1606 г. царский трон занял Василий Иванович Шуйский (
"возведен он был без участия Земского собора, а только партией знатных бояр и преданных князю москвичей"), а его юный племянник стал воеводой.
Царь направил Михаила Скопина-Шуйского против армии Ивана Болотникова. На реке Пахра, под Москвой, молодой воевода выиграл сражение, и государь тут же назначил его командовать войском, осаждающим Тулу - последний оплот Болотникова. И вновь молодой князь показал себя талантливым полководцем. Тулу защищали храбро и упорно, но все же город пал. А Скопин-Шуйский за проявленную доблесть получил чин боярина.
Весной 1607 г. польские паны возобновили военные действия против России. На этот раз они выдвинули на политическую арену Лжедмитрия II. Захватчики дошли до Москвы, осадили ее, орудовали на севере страны и даже появились в Поволжье. Василий Шуйский не смог организовать достойный отпор вражеским войскам. В марте 1608 он поручил Михаилу вести политические переговоры со шведами в Великом Новгороде. Шведы согласились вместе с Россией выступить против поляков и Лжедмитрия II (за территориальные уступки, конечно). По прошествии небольшого времени Михаил Васильевич собрал войско, состоящее из молодых и неопытных дворян, вольных крестьян и казаков. Основательно подготовить их к ратному делу времени не было, т.к. Москва настоятельно просила помощи. В июле 1609 молодой талантливый полководец со своим неопытным войском освободил Тверь. Военный успех способствовал тому, что к плохо обученной армии присоединились отряды из Заволжья, Нижнего Новгорода и северных русских земель. Они состояли из более опытных в военном деле людей, и войско вскоре стало представлять собой серьезную силу. Успешные действия Скопина-Шуйского вынудили захватчиков снять осаду с Троице-Сергиевой лавры, которая продолжалась 8 месяцев. Именно после освобождения знаменитого монастыря Михаила стали называть "надеждой Руси".
В марте 1610 г. молодой полководец разбил вражеские отряды на подступах к Москве и во главе своего войска торжественно вступил в столицу под звон колоколов. Москвичи со слезами радости встретили освободителя. А вот в царском дворце недоброжелатели начали плести интриги против успешного и талантливого боярина. Во главе интриганов встали дядья Михаила (особенно старался Дмитрий Иванович, сам имевший виды на престол). Они стали нашептывать государю, что молодой князь хочет занять царский трон. И отношение Василия Шуйского к племяннику резко изменилось, хоть до этого времени царь любил своего талантливого родственника и щедро награждал за военные и дипломатические успехи. Михаилу решили нанести упреждающий удар: но ее на поле брани в честном бою, а подло и тайно в самой Москве. В дни победного триумфа, когда Скопин-Шуйский принимал поздравления от жителей столицы, Прокопий Ляпунов предложил популярному полководцу сместить государя и самому сесть на престол. После этого по дворцу поползли слухи о мнимом заговоре, сильно напугав царя. Василий Шуйский вызвал к себе племянника и прямо спросил, хочет ли тот царствовать, свергнув дядю? Михаил ответил, что у него и в мыслях такого не было. Государь сделал вид, что поверил, но в душе затаил злобу на любимого народом родственника.
За пару недель до очередного военного похода крестили сына князя Воротынского. Тот попросил Михаила Васильевича стать крестным отцом. Крестной матерью стала Екатерина Шуйская (жена Дмитрия Ивановича и дочь Малюты Скуратова). Во время празднования она угостила племянника чаркой хмельного меда. Вскоре у молодого человека пошла носом кровь. Боярина увезли домой, и после 10 дней мучений, 23 апреля 1610 г., Михаил Скопин-Шуйский скончался... После его смерти в Москве начались волнения. Толпы людей двинулись к дому Дмитрия и Екатерины Шуйских, обвиняя их в убийстве. Только подоспевшие стрельцы предотвратили расправу.
Молодого князя с почестями захоронили в Архангельском соборе Московского Кремля в царской усыпальнице...
Шведский военачальник Якоб Делагарди, ставший другом Скопина-Шуйского, сказал про него:
"Московские люди, не только в вашей Руси, но и в землях государя моего не видать уже мне такого человека!" Как знать, если бы Михаил Васильевич остался жив, может быть, Смутное время закончилось бы гораздо раньше...
Скопин-Шуйский был героем, но о нем забыли. Историк Ярослав Леонтьев предполагает, что причиной этого могла стать неблаговидная роль патриарха Филарета, сотрудничавшего с самозванцами. Отсюда нежелание его и его сына царя Михаила Романова возводить борца с Лжедмитрием II на пьедестал героя. Известность Скопина-Шуйского на протяжении XIX в. росла. Бронзовая фигура молодого князя была помещена в соседстве с другими выдающимися людьми Отечества в скульптурной композиции памятника Тысячелетие России в Великом Новгороде. К началу XX в. популярность Михаила Васильевича достигла того уровня, который позволял предположить, что вскоре в его честь появятся памятники и названия улиц. С приходом к власти большевиков историк отмечает "второе забвение" князя. Что может объясняться симпатиям большевиков и лично Сталина к историческим бунтарям, в том числе Ивану Болотникову, против которого воевал Скопин-Шуйский. До недавнего времени фигура молодого полководца оставалась на обочине историографии. Лишь сегодня наблюдается "вторая реабилитация" Михаила Скопина-Шуйского.
(
Источники: "Загадки истории" Алексей Стариков, "Русские победы" Павел Коротич, Википедия).
Таня, спасибо за Древний Египет

!
Элли, о первом проекте знаю. А в "Революции 1917" прошла тест: оказывается, я меньшевик-оборонец

.
...
Vlada:
27.02.17 20:42
Настёна СПб писал(а):Крестной матерью стала Екатерина Шуйская (жена Дмитрия Ивановича и дочь Малюты Скуратова). Во время празднования она угостила племянника чаркой хмельного меда. Вскоре у молодого человека пошла носом кровь. Боярина увезли домой, и после 10 дней мучений, 23 апреля 1610 г., Михаил Скопин-Шуйский скончался..
Травили неугодных во все века. И чем талантливее и успешнее был человек, тем больше шансов, что умрет раньше времени. Зависть, зависть людская - вот причина многих наших бед.

Так мало прожил князь, даже для того времени очень мало!
...
Vlada:
02.03.17 23:59
» История третья. Пулан Деви
Женские имена на карте Индии
История третья. Март. Пулан Деви

Выбор героини сегодняшнего рассказа может показаться кому-то странным накануне праздника. Но мне кажется, что именно Международный женский день 8 марта можно проиллюстрировать биографией Пулан Деви, так как в свое время праздник был рожден теми, кто боролся за права женщин.
Она прославилась как Королева бандитов, легенда индийских бедняков, а умерла в статусе депутата парламента.
Пулан (в другом написании – Фулан) Деви родилась в нищей семье самой низшей касты. Думаю, нет нужды объяснять, что это означает. В одиннадцатилетнем (!) возрасте родители выдали ее замуж за сорокалетнего вдовца, который оказался сексуальным извращенцем.
Через несколько лет девочка не выдержала побоев и тяжелой работы и сбежала от него, тем самым, поставив себя в глазах общества в положение изгоя. Теперь ее считали падшей женщиной, которую можно безнаказанно насиловать, что и проделали с ней сначала родственники покинутого мужа, а затем полицейские, к которым Пулан попала после того, как эти родственнички обвинили ее в воровстве. Заступиться за несчастную было некому. По индийским обычаям, выходя замуж, девушка полностью переходит в семью мужа.
Вскоре Пулан Деви похитили местные уголовники, и она стала наложницей главаря. Маллах учил Пулан стрелять: «Убьешь одного - схватят и повесят как убийцу, убьешь два десятка - приобретешь славу», - говорил он.
Но и окруженная бандитами и находясь под защитой их главаря, которого она полюбила, Пулан однажды была схвачена тхакурами из Бехмая (тхакуры - одно из названий касты раджпутов). Они три недели насиловали ее и водили по деревне обнаженной.
Маллах впоследствии был убит, и Пулан решила отомстить за его смерть. С этого момента она возглавила шайку бандитов. Банды Деви странствовали по северным штатам Индии и грабили и убивали представителей высших каст. Одним из самых жестоких и громких преступлений стала «Резня в День святого Валентина», когда члены банды зарезали в деревне Бехмай 22 человека (по видимому, тех самых, что насиловали ее и водили по деревне). Бандиты пришли к ним, переодевшись полицейскими.
Поймать бандитов никто не мог. Они были словно заговоренные. Но в 1983 г. Пулан Деви сама сдалась полиции и объявила, что отдает себя на суд Махатмы Ганди и индуистским богам, но не полицейским, что сделало ее еще более популярной. Маленького роста и вовсе не красавица, Пулан получила прозвище «Королева бандитов». Против нее было выдвинуто обвинение в 55 тяжких преступлениях. В тюрьме Пулан провела всего 11 лет, так как утверждала на суде, что лично никого не убивала. За эти годы при помощи сидевшей в тюремной камере писательницы она решила рассказать о своей жизни в автобиографии «Я, Пулан Деви». Сама она так и не успела научиться читать и писать. Книга имела успех, по ней в 1994 г. в Болливуде сняли художественный фильм «Королева бандитов».
После выхода на свободу Деви создала почти политическую организацию «Эклавиа сена», чтобы учить бедняков защищаться от произвола богатых. Пулан Деви стала в Индии символом борьбы с кастовым гнетом. Популярность Деви решили использовать политики, и в 1996 г. она стала депутатом индийского парламента. Дважды она побеждала на выборах, и этому способствовало обожание народа, с которым она говорила о страданиях и бедах. Впрочем, это была чистая правда: даже в условиях Индии, где миллионы бедняков, история жизни Пулан Деви кажется ужасной.
В 2001 году королева бандитов была убита. Выдвигалось несколько версий, кто и почему заказал убийство легенды. Одна из них – месть родственников убитых в деревне Бехмай. Другая версия – убийц подослал муж Пулан Деви. К тому времени она стала весьма обеспеченным человеком, а кому, как не вдовцу, достанется имущество умершей жены? Но также есть версия, что это месть бывших членов банды Деви. Нельзя сбросить со счетов и тот фактор, что популярность Пулан Деви в народе была проблемой для правящей коалиции.
Родилась 10 августа 1963 г., Индия, Уттар-Прадеш
Умерла 25 июля 2001 г. (37 лет), Индия, Нью-Дели
ПартияСамаджвади парти
В браке с Путти Лал
Родители Мула Деви, Деви Дин
В заключение – небольшой документальный видеосюжет о Пулан Деви.
...
Настёна СПб:
03.03.17 00:09
"КРОВАВЫЙ ГОСПОДАРЬ ВАЛАХИИ": ВЛАД III ДРАКУЛА (~ноябрь 1431 - декабрь 1476 +)
Кровавый господарь Валахии - крохотного государства на территории современной Румынии - Влад III Цепеш Дракула, сажающий всех на кол и пивший кровь своих жертв. Таким его представляют наши современники. Он погиб почти 600 лет назад в бою за независимость своей страны, был глубоко религиозным человеком, защитившим Европу от турецкого ига, ему приписывают тысячи невинно казненных людей. Каким же был на самом деле Влад III Дракула, почему приобрел такую славу? Предлагаю вам ознакомиться с реальными историческими фактами о жизни Влада Цепеша.
1.
Дракула и Цепеш. Прозвище Дракул, которое первоначально звучало как Дракул (без "а"), Влад III унаследовал своего отца, также правителя Валахии - Влада II Басараба. Он был рыцарем Ордена Дракона, и ему полагалось носить на своей одежде изображение дракона. Но Влад II даже начал чеканить монеты с изображением этого мифического чудовища. И это еще больше укрепило за правителем прозвание Дракул. Его сын Влад III унаследовал это прозвище в несколько измененном виде. Скорее всего, Дракула - "сын дракона". Наименование Цепеш Влад получил уже после смерти и означало оно в переводе с румынского - дословно - "сажающий на кол". При жизни его так не называли. Это прозвище стало появляться в документах спустя несколько десятилетий после его смерти.
2.
Тиран и вымышленный персонаж. Влад Цепеш действительно был тираном, хотя многие его "зверства" сильно преувеличены. Тиранами были многие правители того времени - способствовала атмосфера постоянных междоусобных войн. Почему же именно Дракула стал так известен? Всему виной роман о вампирах писателя Брэма Стокера. Стокер писал книги ужасов, не бывшие успешными. Познакомившись с ученым из Венгрии, который рассказал о Владе Дракуле и его зверствах, у писателя родилась мысль переделать его в вампира. В своем произведении Стокер многое исказил и придумал. Например, в жизни Дракула был князем Валахии, а книжного графа писатель переселил в Трансильванию. Естественно, Влад спал не в гробу, а в обычной кровати.
3.
Причины жестокости. Сильное влияние на психику молодого Дракулы оказали годы его пребывания в Турции. Оттуда он вернулся психическим калекой. Дело в том, что его отец, чтобы удержаться на троне, заручился поддержкой турецкого султана, который в ответ потребовал "залог". Правитель Валахии должен был отправить двух своих сыновей в Турцию. Так Влад вместе с младшим братом попали во дворец султана. Было им тогда 14 и 6 лет соответственно. В этом плену они провели 6 лет. Там были сыновья и других правителей, подчиненных Османской империи. Чтобы показать молодым людям, что бывает с непокорными, султан ежедневно устраивал на их глазах массовые казни с сажанием на кол и вспарыванием животов. Это не могло не отразиться на психике молодого Влада. Позже он применял все усвоенные уроки как в своей стране, так и против турок. Другим аспектом, повлиявшим на его моральное состояние было то, что сын султана положил глаз на его младшего брата, сделав своим наложником. И третье событие, добившее психику молодого Дракулы, стало известие, что на родине его отцу отрубили голову, а старшего брата заживо похоронили.
4.
Патриот и освободитель. Заняв престол после смерти отца, при помощи того же султана, Влад Цепеш страстно мечтал сбросить со своей страны турецкое иго. Несколько лет он исправно платил дань, изображая покорность, а сам тем временем собирал армию. Однако он отказался платить и объявил открытую войну Турции. Впоследствии Влад не единожды побеждал вражескую армию даже с малочисленным отрядом. Считают, что иногда его воины одевали на себя шкуры животных, и тогда турки полагали, что имеют дело с оборотнями.
5.
Борьба с воровством. Влад Дракула поборол в своей стране воровство, но какими методами! Каждый вор, независимо от того, что он украл, должен был быть казнен. Иногда за день происходило десятки таких казней. Его палачи так наловчились сажать людей на кол, что кол выходил под лопаткой, и бедняга мучился еще от нескольких часов до суток. В результате таких мер воровство действительно искоренилось. Говорили, что можно было уронить монету, а через неделю найти ее на том же месте, т.к. никто не осмелился бы ее поднять.
6.
Тюремное заключение. Влад Цепеш 12 лет провел в тюрьме у венгерского короля, куда попал в результате предательства. Говорили, что даже в тюрьме проявлялась его жестокая натура. От скуки он ловил мышей и насаживал на маленькие колышки. Пока Влад находился в заключении, дурная слава о нем и его жестокостях разлетелась по окрестностям. Когда Дракула вышел и вновь занял трон, люди, раньше боготворившие его, теперь стали панически его бояться.
7.
Смерть Дракулы. Погиб Влад Дракула в бою с турками, как свидетельствуют историки, его убили свои (по мнению некоторых, Цепеша спутали с турком). После смерти ему отрубили голову, которую, по легенде, отправили султану. Где точно находится могила Влада, достоверно не известно, считаете, что на территории одного из монастырей. Археологи исследовали несколько могил в разных монастырях: одна оказалась пустой, во второй - кости быка и всякий хлам, в двух других голова покойника была на месте.
8.
Религия в жизни Дракулы. Влад Цепеш был глубоко религиозным человеком, всячески одаривал церкви и монастыри, делал щедрые пожертвования. Имея жену-католичку, брата, принявшего ислам, сам Влад оставался православным, чем вызывал гнев служителей всех трех конфессий.
9.
Национальный герой. Влад III Дракула правил своей страной трижды, теряя трон в результате заговоров и междоусобиц, но каждый раз возвращая его вновь. В общей сложности он провел на троне 10 лет, оставшись в людской памяти не только жестоким человеком, но героем и патриотом своей родины. Влад не пустил в страну турок, способствовал образованию Румынии как отдельного государства, единственный противостоял могущественной Османской империи. Влад был фанатичным борцом за правду, не признающим интриг и компромиссов, обладал специфическим чувством справедливости, считал себя наделенным властью карать и наказывать. В Румынии установлено несколько памятников Владу Дракуле.
10.
Замок Дракулы. Граф Дракула - литературный персонаж, не имеющий ничего общего с реальным Владом Дракулой. Но благодаря роману Румыния стала центром туризма для поклонников вампирских саг и просто любопытствующих. Все хотят посмотреть на замок Дракулы. По всей стране разбросано множество замков, о каждом из которых гиды говорят, что он принадлежал Колосажателю. На самом деле все эти замки сам Влад в глаза не видел, т.к. они были построены после его смерти. Но настоящий замок Дракулы все же существует - это крепость Поенари. Также в городе Сигишоаре сохранился дом, в котором родился Влад.
Дракула, он же Влад Цепеш, румынский господарь, он же вампир и чудовище, он же освободитель, национальный герой, справедливейший и беспощадный... Так трудно разобраться, где правда, а где ложь...
(
Источники: "Топ-10 реальных исторических фактов о Дракуле"; статья "Два мира, два кумира" Михаила Рябова и Андрея Якубского).
ЭРЕ ТИА "ТЕМНЫЙ ЛОРД"
Мой князь, мой темный лорд, враги у замка.
Ты видишь? - Войско верное твое
Неотвратимо гибнет. И внезапно
Над полем боя взвилось воронье.
Ты видишь пламя, слышишь крики боли?
Но мы, сжимая зубы, все сильней,
И капли воска на ладони Бога,
Бессильны перед волею твоей.
Крушим, смешав с своею кровь заката.
Ломаем в щепки черные щиты,
Пятная герб, прославленный когда-то, -
Священный цвет извечной темноты.
Мой князь, мой темный лорд, штурмуют стены.
И сумрак заливает мерзкий свет.
Твои глаза молчат, и губы немы.
Ужели, правда, нам спасенья нет?!
Ты смотришь вдаль, туда, где гор отроги
Хребтом дракона разделяют мир.
Что видишь ты за тем глухим порогом, -
Быть может, жизни наш последний миг?
И что же слышишь ты за шумом битвы?
Твой лик красноречивей, чем слова.
И, если не безумия улыбка,
Быть может, то улыбка торжества?!
Мой князь, мой темный лорд, но что я вижу?!
На поле боя вражий легион
Рукой невидимой разбросан, неподвижен.
И стаи черных птиц со всех сторон.
Сквозь прорези бойниц ты смотришь в небо.
И тень ложится на твое лицо.
Холодная улыбка, маска гнева...
И тьма вокруг тебя сплошным кольцом.
Безмолвный крик. Взгляд раненного зверя.
Победа? Пораженье?.. Их цена
Дороже, чем жестокие потери,
Дороже дани, что взяла война...
Мой князь, мой темный лорд, прошу, ответь мне -
Что видишь ты за гранью бытия?!
Я вижу, как уносится сквозь вечность
Душа, что уж на веки не моя.
9.05.2006
...
Vlada:
03.03.17 10:07
Настя, спасибо за Дракулу! И вроде бы читано-перечитано, но это другой взгляд на правителя Румынии, более реальный. Насколько мне известно, у него были дети - Влад, Михня Злой, Михаил. Интересно, как сложилась их судьба. Вообще, можно было бы сделать цикл историй о самых жестоких правителях мира. Впрочем, глубоко убеждена, что понять их деяния можно, только оказавшись в то время и на их месте. Я никого не оправдываю, но разве не так? Читая биографию Пулан Деви, я удивлялась, как она могла выжить (такая юная, почти ребенок) после всего, что с ней делали мужчины! И корни ее жестокости - в их поступках.
...
Нивера:
03.03.17 11:00
Трагичная история жизни Пулан Деви. Название фильма "Королева бандитов" перекликается с фильмом "Тайны мадам Вонг", где мадам называли королевой пиратов. Но судьбы этих женщин абсолютно разные, как и мотивы, толкнувшие обеих на преступления.
Vlada писал(а):И корни ее жестокости - в их поступках.
Согласна, думаю это был способ ее выживания - мечта о мести. Ведь отомстив, она сдалась властям.
Vlada писал(а):Впрочем, глубоко убеждена, что понять их деяния можно, только оказавшись в то время и на их месте. Я никого не оправдываю, но разве не так?
Думаю, что понять смысл можно и сейчас, но вот дать этическую оценку невозможно без реалий времени и места.
...
Настёна СПб:
04.03.17 19:31
Vlada писал(а):Насколько мне известно, у него были дети - Влад, Михня Злой, Михаил. Интересно, как сложилась их судьба.
Я только начала знакомиться с Дракулой, поэтому еще мало что знаю. Михня, старший, какое-то время правил в Валахии, потом его убили. Мирча и Влад (сыновья от второго брака) служили у венгерского короля. А вообще, почему-то, с детьми Дракулы все очень запутанно. В разных источниках даются разные даты, имена, старшинство.
Vlada писал(а): что понять их деяния можно, только оказавшись в то время и на их месте. Я никого не оправдываю, но разве не так?
Тут я согласна с
Ириной:
Нивера писал(а):понять смысл можно и сейчас, но вот дать этическую оценку невозможно без реалий времени и места.
...
Настёна СПб:
06.03.17 00:21
"А У КНЯЗЯ ВСЕСЛАВА..."
Полоцкий князь Всеслав Брячиславич (~1029 - 14.04.1101) воевал с детьми Ярослава Мудрого, хоть и совсем недолго, но занимал киевский трон, а в летописях и народных сказаниях этот князь изображается просто фантастической личностью. Его называли вещим, чародеем и даже оборотнем-волколаком.
Всеслав был сыном полоцкого князя Брячислава Изяславича - внука крестителя Руси Владимира. О его матери сведений не сохранилось. Зато в "Повести временных лет" есть упоминание о загадочном рождении будущего князя-чародея. Там сказано, что мать родила Всеслава от волхования. При этом указывается, что
"на голове его оказалось язвено." Волхвы повелели матери:
"Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти." Одни исследователи считают, что "язвено" - особое родимое пятно, которое впоследствии Всеслав прикрывал повязкой. По другой версии, князь родился "в рубашке", или "сорочке". Так в народе называют случаи, когда ребенок появляется на свет в оболочке околоплодного пузыря. Всеслав мог носить кусочек этой кожицы в качестве оберега. Кстати, в наши дни часто можно услышать выражение "родился в рубашке" в отношении человека, чудом избежавшего несчастья. Это отголосок древних верований. Однако древние славяне считали рождение "в рубашке" не только признаком везения, но и оборотничества. По поверьям, такой человек мог приобрести дар оборачиваться в зверя т научиться колдовству.
В русских былинах есть такой персонаж - богатырь Волх Всеславич, прославившийся не только силой и доблестью, но и способностью превращаться в различных животных. Многие историки полагают, что именно Всеслав стал его прототипом. Описывая в былине взросление Волха, народные сказители отметили, что он едва ли не с пеленок стал осваивать ратное дело и носить доспехи. Когда ему исполнилось 7 лет, матушка отдала его учиться, и
"грамота Волху в науку пошла". А с 10 лет богатырь начал постигать древнюю мудрость: обращаться ясным соколом, серым волком, гнедым туром с золотыми рогами. Конечно, это лишь мифы. И все же летописцы неоднократно упоминали о сверхъестественных способностях полоцкого князя и называли его не иначе как Чародеем. Вот, например, как представлен Всеслав в "Слове о полку Игореве":
"...сам в ночи воином рыскал; До петухов он из Киева успевал к Тьмутаракани, К Херсону великому волком он путь перерыскивал".
В 1044 г. умер отец Всеслава, и князь унаследовал Полоцкое княжество. Спустя 10 лет его правления умер князь Киевской Руси Ярослав Мудрый, и государством стали править трое его сыновей: Изяслав, Святослав и Всеволод. Поначалу Всеслав отлично ладил с Ярославичами и даже в 1060 г. совместно с ними ходил на военный поход против кочевников-торков. Но впоследствии их отношения испортились. Из-за чего возник конфликт история умалчивает, но разногласия дошли до того, что Всеслав собрал армию и пошел войной на Киевскую Русь.
Примечательно, что этому событию предшествовали прямо-таки мистические явления. В 1063 г. новгородская река Волхов 5 дней текла вспять. В 1065 г. в небе на западе появилась огромная звезда с красными лучами и произошло солнечное затмение. Вскоре после затмения рыбаки на реке Сетомль выловили неводом странное уродливое существо. Конечно, все эти явления расценили как дурные предзнаменования.
Беда не заставила себя ждать - в 1065 г. Всеслав начал открытую борьбу против Киевской Руси. Сначала он с дружиной совершал набеги на соседние княжества, в том числе разорял и киевские земли. Затем попытался захватить Псков, но безуспешно: город выдержал, и князь был вынужден отступить. А в 1067 г. случилось то, чего так опасались новгородцы: полоцкое воинство захватило Новгород, и
"пожег Всеслав город". При этом князь снял с новгородского Софийского собора колокола и перевесил их на свой собственный полоцкий Софийский собор. Всеслав выстроил его специально, чтобы продемонстрировать, что Полоцк достоин занять на Руси положение, равное Киеву и Новгороду. Вообще, полоцкие князья, род которых тоже шел от Рюрика (точнее, от старшего сына Владимира и Рогнеды Полоцкой), никогда не признавали старшинство Киева на русской земле, что часто приводило к усобицам.
Описывая поход Всеслава в 1065 г., авторы "Слова о полку Игореве" не забыли упомянуть о колдовской сущности князя:
"Лютым зверем в полночь поскакал он из Белграда, Синею мглою обвешенный. Поутру же, стрикузы водрузивши, раздвинул врата Новугороду, Славу расшиб Ярославову, Волком помчался с Дудуток к Немиге". На упомянутой реке Немиге дружина Чародея встретилась с войском Ярославичей. Узнав о взятии Новгорода, те собрали армию и поспешили остановить захватчиков. Битва состоялась в начале марта, воинам пришлось сражаться в лютый мороз, утопая в снегу. Всеслав потерпел поражение, но ему удалось избежать гибели и вернуться в Полоцк.
Спустя несколько месяцев князь получил послание из Киева: Ярославичи предлагали заключить мир и приглашали его явиться на переговоры. Всеслав согласился прекратить усобицу и отправился на ладье в город Оршу, где стояло лагерем вражеское войско. За свою безопасность он не беспокоился, ведь правители Киевской Руси поцеловали крест, гарантируя ему неприкосновенность. Но приглашение на мирные переговоры оказались ловушкой: Ярославичи нарушили клятву. Они схватили Всеслава, отвезли в Киев и посадили в темницу.
Неизвестно, сколько бы продлилось заточение Всеслава, если бы в 1068 г. войско Ярославичей не разгромили половцы. Киевляне решили, что виной поражения стало плохое правление их князя Изяслава и его воеводы Коснячко. В городе вспыхнуло восстание. При этом горожане вспомнили о томящемся в темнице Всеславе Чародее. Несмотря на то, что полоцкий князь совершал набеги на Киевскую Русь, он пользовался большим почетом и слыл искусным воином.
"Уж он-то наверняка способен избавить нас от неприятеля", - решили люди. Увидев, что задумали киевляне, дружина посоветовала Изяславу:
"Пошли верного человека к Чародею. Пусть обманом подзовет его к окошку и пронзит мечом". Но Изяслав отказался, сказав, что не станет убийцей родственника. В результате Изяславу пришлось бежать из города, а Всеслав, сам того не желая, занял трон Киевской Руси. Правда, его княжение продолжалось недолго - всего 7 месяцев. Уже на следующий год Изяслав, при поддержке польского войска, вернулся отвоевать киевский престол. Сначала Всеслав решил дать ему бой и даже выдвинул навстречу дружину. Но... либо понял, что не одолеет, а может, не захотел сражаться за княжество, доставшееся ему против воли, тогда как его ждал родной Полоцк... В общем, когда киевское войско стояло лагерем у Белгорода, Чародей под покровом ночи покинул его и вернулся на родину. Лишившись князя, киевляне разошлись по домам и вскоре распахнули городские ворота перед прежним правителем.
Изяслав не простил Всеславу этот, пусть и невольный, но захват власти. Снова заняв трон Киевской Руси, он пошел походом на Полоцк, взял его приступом и поставил там князьями своих сыновей: сначала Мстислава (который вскоре умер), а затем Святополка. Но уже в 1071 г. Всеслав Чародей смог вернуть свое княжество. После этого он княжил в Полоцке еще 30 лет, все эти годы не прекращая борьбы с правителями Киевской Руси, и умер своей смертью 14.04.1101 г.
(
Источник: "Русский князь был оборотнем?" Олег Торосов)
КОГАН НАДЕЖДА "У КНЯЗЯ ВСЕСЛАВА"
А у князя Всеслава ни богатства, ни славы,
О могучей дружине не разносится слух,
Только когти да зубы, да звериная шуба,
Да горячее сердце и охотничий нюх.
Ах ты, князюшка-княже, светло-серая шерстка,
Что же ты не наденешь свой парчовый наряд?
Ты ступаешь упруго, смотришь прямо и жестко.
Да недобрые сказки про тебя говорят...
Посмотри, как другие речи плавные строят,
Поиграют очами, да укажут перстом,
Удалою улыбкой душу темную скроют,
Сыновьями Перуна восходя на престол.
Бьют земные поклоны деревянным святыням,
Жен берут из-за моря - королевских кровей,
Возлегают на ложе к белотелым княгиням,
Чтоб зачать волооких владык-сыновей.
А у князя Всеслава нет жены величавой...
Лунной ночью я песню для тебя пропою,
Чтоб остался ты, княже, сыном вольной дубравы,
Мужем гордой волчицы в заповедном краю.
И не надо нам власти и сокровищ несметных,
Мой жестокий и нежный, мой лесной побратим.
К родникам приникая, мы с тобою бессмертны,
Словно серые тени над землею летим.
2004
...
Vlada:
06.03.17 18:50
Настёна СПб писал(а):А У КНЯЗЯ ВСЕСЛАВА..."
Настя, спасибо, с большим интересом прочла статью о полоцком Всеславе. Вот вам и родичи: все равно воевали и грызлись. Кое-что перечитываю сейчас из чуть более ранней истории - времена Владимира и Рогнеды)). В январе посмотрела фильм "
Викинг", он мне
очень не понравился, и решила освежить свои знания. И если о Киеве того периода читала много, то о Полоцке знаю мало.
...
Настёна СПб:
06.03.17 20:10
Vlada, спасибо

! В борьбе за власть мало кто (и тогда, и сейчас) обращает внимание на родственные связи.
Vlada писал(а): В январе посмотрела фильм "Викинг", он мне очень не понравился
Ну, он мало кому понравился (и по разным причинам)

. Не, я не смотрела. Жду, может, они сериал состряпают, раз при первом монтаже осталось шесть часов, которые урезали до двух. Это как с
"Адмиралом": от фильма я плевалась, а сериал нежно люблю.
Tannit писал(а):Трудишь, прям не покладая рук, дорогой наш популяризатор истории.
Стараюсь

. Историю надо знать

, или хотя бы интересоваться. Да и я сама, в процессе, узнаю много нового.
Tannit писал(а):Я бы с удовольствием почитала какую-нибудь научную монографию о князе Всеславе.
Я бы тоже, но вообще ничего не нашла. Знаю, есть художественные романы "Железный волк" Сергея Булыги и "Тропой Чародея" Леонида Дайнеко.
...
Tannit:
10.03.17 17:43
Возвращение к Дракуле
Цитата:Как оказалось, кроме "дракона поверженного" Влад Дракул еще использовал изображение "дракона, поражающего животное, похожее на льва. Эта табличка говорила о принадлежности князя к ордену Дракона."
Возможно, Дракуле этот герб приписали из-за дракона, а на самом деле он его не использовал.
На страницах, посвященных Дракуле, есть такое изображение (не нашла большого размера).

Не знаю, откуда этот барельеф.
Это символика королей Венгрии. Мотив появился еще во времена династии Арпадов («Дом Святых королей» 1000-1300гг)
И здесь, как раз, прослеживается прямая связь с королем Сигизмундом, но в символике Ордена Дракона используется только дракон.
С Орденом Дракона тоже оказалось все не так просто.
Полное название Ордена – «Орден побежденного дракона святого Георгия Победоносца». То есть, как я и говорила, это Орден Святого Георгия, а не дракона как такового.
Сигизмунд I Люксембург завоевал в 1408 г. Боснию, и, как полагается уважающему себя сюзерену, для придания легитимности своим действиям воссоздал сербский рыцарский орден, основателем которого считается легендарный сербский герой Милош Обилич. Такой красивый жест сделал. Ордену были придуманы циничные девизы «O quam misericors est Deus» (лат. «О, как милосерден Господь») и Justus et paciens (лат. «Оправданно и мирно»), что весьма точно характеризует Сигизмунда как креативного монарха. Цели ордена, естественно, назывались благие - защита венгерского королевского дома от внутренних и внешних врагов, а католической церкви — от еретиков.
Еще немного интересного о Дракуле, в период плена у венгерского короля Матьяса Корвина.
М. Михай.
Влад Цепеш-Дракула. Самая дурная репутация на свете
Матиаш предпочел сделать вид, что поверил наветам, и свалить неудачу в борьбе с Османской империей, в которую по его собственной вине превратилась победа Дракулы, на самого победителя.
После Пештской крепости, где обращение с ним было, согласно его княжескому рангу, почтительным, но, возможно, суровым, Дракула был переведен в Вышеград - королевский замок в четырех милях от Буды вверх по Дунаю. Большую часть своего плена он провел именно там.
Заточение Дракулы в легендах о нем описывается наиболее красочно. Там фигурируют мрачные подземелья, роман Цепеша с дочерью Матиаша, для доступа которой к любовнику-арестанту был прорыт подземный ход, женитьба на этой дочке и переход Влада в католическую веру...
Все это - самые настоящие сказки. Женою Дракулы в то время была не дочь Матиаша (у которого, кажется, детей вообще не было), а кузина. Бракосочетание состоялось еще до ареста Цепеша. В плену он нормально жил вместе с женой, не используя для этого никаких подземных ходов, и она родила ему двоих сыновей. В католическую веру Влада никто не обращал: отказ от православия сразу бы лишил его фигуру политической ценности как одного из претендентов на валашский трон. А иметь в своем распоряжении лишнего претендента Матиашу было выгодно для оказания давления на других господарей.
Одну из таких сказочек, попавшую не только в устные легенды, но и в письменные источники и до сих пор повторяемую практически всеми пишущими о Дракуле, я просто обязан разоблачить.
История одиннадцатая. Кровожадность Дракулы
Попав в заточение и лишившись своего излюбленного занятия, Дракула утешался тем, что, за неимением человеческих жертв, сажал на кол крыс, мышей и птиц.
Приводя этот эпизод, авторы книг ссылаются на русские источники, а в немецких он не упоминается, так что я долго считал правдивой эту психологически впечатляющую деталь. Пока не прочел описания реальных условий содержания Цепеша под стражей и полного текста Кирилло-Белозерской рукописи, опубликованного в одной из хрестоматий.
Я обнаружил, что русские источники, несмотря на большую мягкость по отношению к Дракуле, чем в немецких памфлетах, вовсе не так уж милосердны к нему. Приводя много оправдывающих Цепеша деталей, они все же сохраняют поучительный тон и хотя бы формально осуждают его жестокости. Влад назван там исчадием дьявола и злодеем. Но рукописи присущ некоторый оттенок восхищения Цепешем, и ее полемичность по отношению к немецким сочинениям состоит не в отрицании фактов злодеяний, а во мнении, что это вещь необходимая, иногда полезная.
Эпизод с птицами и крысами описан кратко, однако содержит бытовые подробности, выдающие полное незнание автором того, как в реальности была обставлена неволя Цепеша. Там сообщается, что крыс и мышей он ловил сам, а птиц покупал на базаре, и что деньги на жизнь в тюрьме (и на покупку бедных птичек) он зарабатывал портняжным ремеслом!
На самом же деле ни мрачных застенков, полных крыс, ни необходимости портняжить для пропитания, ни игрушечных казней не было.
Реальность оказывается не менее красочной, но совсем другой. Вышеградский замок, где обитал Влад, заслужил в то время название "второй Альгамбры", "рая земного". Там было все - от сотен роскошных залов до висячих садов, от фонтанов и прудов до библиотеки и площадок для проведения рыцарских турниров. Влад вполне цивилизованно жил с женой и детьми в пятиэтажной "башне Соломона", отводимой для содержания самых знатных пленников. В ней полвека назад жил в заключении сам будущий германский император Сигизмунд Люксембургский. Получив свободу и одержав верх в политической схватке, он поселился в той же самой башне, лишь приказал ее еще больше благоустроить. Теперь эти роскошные императорские покои достались Владу.
Средств, отпускаемых на жизнь драгоценного узника, было более чем достаточно на самые изысканные яства и одежды. Можно было бы еще предположить, что Цепеш развлекался кройкой и шитьем в качестве хобби, однако это противоречит всем другим сведениям о нем. Куда вероятнее, что Влад, искуснейший наездник и заядлый турнирный боец, посвящал свое время излюбленному занятию - тренировкам на турнирном поле.
А сама выдумка насчет казни мышей и птичек оказывается бродячим сюжетом, приписывавшимся многим из деятелей той эпохи, кому-то с большим основанием, кому-то, как и Цепешу, безо всяких оснований.
У Дракулы, заключенного в Вышеградском дворце и надежно охраняемого "черным войском" - еще одним из чешских отрядов на службе у короля Матиаша - было все. Все, кроме свободы.
...
Настёна СПб:
10.03.17 18:42
Таня, спасибо за информацию

!
Tannit писал(а):На страницах, посвященных Дракуле, есть такое изображение
У меня в книге есть похожее изображение. Написано, что
"на этой монете, выпущенной Владом Дракулом во время правления, можно четко увидеть дракона." Качество картинки не очень, я вообще курицу какую-то вижу

.
Tannit писал(а):Полное название Ордена – «Орден побежденного дракона святого Георгия Победоносца». То есть, как я и говорила, это Орден Святого Георгия, а не дракона как такового.
Тогда не понятно, почему в истории орден остался под названием Ордена Дракона.
Tannit писал(а):М. Михай.
Можно было бы еще предположить, что Цепеш развлекался кройкой и шитьем в качестве хобби, однако это противоречит всем другим сведениям о нем. Куда вероятнее, что Влад, искуснейший наездник и заядлый турнирный боец, посвящал свое время излюбленному занятию - тренировкам на турнирном поле. А сама выдумка насчет казни мышей и птичек оказывается бродячим сюжетом, приписывавшимся многим из деятелей той эпохи
Т.е., чем занимался Дракула на досуге в годы своего заточения, точно не известно. А предположить можно все, что угодно

.
...
Tannit:
10.03.17 19:49
Настёна СПб писал(а):Tannit писал(а):На страницах, посвященных Дракуле, есть такое изображение
У меня в книге есть похожее изображение. Написано, что
"на этой монете, выпущенной Владом Дракулом во время правления, можно четко увидеть дракона." Качество картинки не очень, я вообще курицу какую-то вижу

.
Птица, по идее, орел - символ Священной Римской Империи. Вряд ли это ворон Матьяса Корвина (Ворона).
Настёна СПб писал(а):Тогда не понятно, почему в истории орден остался под названием Ордена Дракона.
Свойства побежденного дракона передались победителю, случаются такие семантические казусы. И символом Ордена, опять-таки, был Дракон.
По слухам, у Влада Цепеша доспехи были похожи на чешую.
...