S Gal:
12.04.16 18:53
» Как написать Пролог, советы начинающим авторам
Дорогие друзья, я уже давно хотела поднять в клубе эту тему, да все как-то не получалось.
Итак, давайте поговорим о прологе. Что же это за такое загадочное блюдо и как его правильно приготовить? Сегодня мы обсудим, для чего же он служит, нужен ли он в вашем произведении или лучше вовсе обойтись без него, а также когда и как его надо правильно писать.
Пролог можно сравнить со своеобразной легкой закуской, которую подают перед основным блюдом, и эта закуска должна раздразнить и пробудить аппетит, побудить проглотить всю книгу целиком. Но если она неправильно приготовлена и подана, пересолена, и переперчена, то может вызвать обратный эффект - испортить аппетит, породить неприязнь и отвращение к вашему произведению, так что его бросят читать на первых страницах.
Пролог – это первая страница, предложение или абзац произведения, которые затягивают зрителя своей историей и вызывают желание продолжить чтение.
Так для чего же на самом деле служит пролог и какова его основная задача?
Главная цель пролога – пробудить интерес и проложить путь в историю, которую предстоит рассказать читателю. Хозяин дома (автор) – продавец дома. Встречает на пороге и приглашает войти. Цель - продать. Если сообщить, что дом старый, фундамент - поплыл... Зато цена небольшая. Пойдете смотреть? А если услышите, что дом старинный, добротный, с отличной родословной. Правда, время сделало свое дело... Но хозяин готов сделать скидку на ремонт. Начнется осмотр и расчет сметы на предстоящие работы. Чувствуете разницу? Так и с прологом.
Задача - продать дом (книгу). Или сдать в аренду на время продажи, чтобы не простаивал. Кстати, в структуре литературного произведения пролог – атрибут необязательный. Но в начале текста должен находиться продающий эпизод. И это факт.
Итак, если уж объяснять по-научному, то прологом в книгах обозначаются предисловия, а в драмах пролог еще служит и своеобразной подготовкой читателя к началу трагедии. И тут автор должен понять, что первое, что видит читатель - это пролог. И он как автор должен сделать так, чтобы пролог заинтриговал читателя и заинтересовал его развитием дальнейшего сюжета. К большому сожалению, для более удачливого написания книги нельзя допускать слишком длинный пролог.
В самом прологе должна быть скрыто поставлена основная тема вашего сюжета. В прологе возможен колоссальный разрыв между временем сюжета и временем обозначенным в прологе, но только если это отобразится впоследствии в вашем сюжете книге. И если вы напишите пролог правильно, и он заставит читателя начать читать первую главу книги, то это станет вашей первой и самой важной победой в написании книги.
Пролог должен включить в себя не просто предисловие и повествование о чем-либо, но и свою микро-драму, микро-трагедию, которая взбудоражит читателя. Пролог может открыть замаскированно то, что впоследствии ждет всех героев в конце. Еще лучше будет, если автор применит креативный подход и сможет повергнуть читателя в шок, но все это имеет очень большие риски, вас просто могут не понять, а могут наоборот с очень большим интересом проникнуться вашей идеей подобного описания сюжета. Пролог - это своего рода спойлер, который автор рассказывает своим читателям.
Не знаю, почему многие начинающие писатели так любят использовать пролог. Предполагаю, что у многих редакторов вызывает тошноту уже одно заглавие «пролог», набранное курсивом на полстраницы, да и притом, если еще перед или после этого их взор тешит пышный «ыпыграф», связь которого с повествованием установить трудно хотя бы потому, что загадочный смысл «ыпыграфа» ускользает сразу после прочтения. Подобное сочетание штампов – и ваш роман кандидат в корзину. Почему?
У начинающего автора часто бывает так, что пролог и первая глава, а то и первые главы, живут отдельно друг от друга. Читатель забывает о прологе через пять страниц первой главы. Он захламляет роман эпизодами, которые не собирают внимание читателя воедино, а рассеивают, утомляют и тем отнимают у читателя желание читать. Бывает и так, что то, что начинающий писатель считает прологом, оказывается лишь первым эпизодом первой главы, неоправданно от нее отрезанным. Это меньший грех, но при этом писатель не знает, что у него творится с композицией.
Всех так и зачаровывает одно слово – пролог. Многие видят в нем украшение своего романа, и считают его удачным началом лишь потому, что от него веет чем-то необычным и редким.
А между тем пролог – самая обычная вещь. А редкая она потому, что
не всегда и не каждая история должна начинаться с пролога.
Начинающим авторам некоторые опытные писатели советуют соблюдать простое правило пролога: до последнего отбрыкивайся, отбивайся от возможности начать с пролога! Пролог – это тиран композиции. Еще одна рамка, в которую нужно вогнать роман. И делать это стоит лишь тогда, когда это необходимо. Так давайте же рассмотрим на примерах, когда пролог действительно необходим.
Повесть-сказка Волкова «Желтый туман» без пролога полностью бы развалилась. Тут в пятой книге цикла – приключения Страшилы, Железного Дровосека, Льва и девочки Элли/Энни. Причиной их приключения становится борьба с колдуньей Арахной. В экспозиции повести автору нужно подать и краткое содержание первых четырех книг, и историю колдуньи Арахны до ее сна в пять тысячелетий. И все нужно без пролога как-то вставить в основной рассказ. Если бы Волков вставил повествование, не разбивая прологом, то мы бы получили книгу-мутанта, в которой сначала долго описывали главную героиню – колдунью Арахну, ее жизнь, усыпление, пробуждение, неудавшийся поход и месть Волшебной стране, а затем резко перескочили бы на других героев. Им было бы уделено по объему гораздо меньше места, и книга была бы про грозную колдунью Арахну, а не про приключения героев цикла – они бы просто мелькали на заднем плане или были бы насильственно выпячены. Предположим, что Волков начал бы роман с действия главных героев – колдунья наслала Желтый туман на Волшебную страну и Страшила с Железным дровосеком послали за Энни и ее друзьями. Это ж сколько бы пришлось громоздить ретроспективных эпизодов, и как их пришлось бы подавать? Небольшой пролог об уснувшей Арахне делает свое дело: читатель знает, что злая великанша уснула на пять тысяч лет и проснется в новых обстоятельствах. В каких? Тут его величество пролог после вопроса делает многозначительную паузу. Собственно, все дальнейшее повествование является ответом на этот вопрос и герои оказываются в центре приключений, стремясь ответить на вопрос пролога.
Роман «Учитель фехтования» без пролога не имел бы центра тяжести. Он бы начинался в центре повествования о чудаковатом учителе фехтования. Читатель бы настроился на лад психологического и философского романа, и затем этот настрой перебило бы появление роковой женщины Аделы да Отеро. Тогда бы читатель думал, что имеет дело с любовным романом. А тут еще встревоженный обыском маркиз де Аяла доверил бы ему роковой конверт – и мы бы имели дело с приключенческим жанром. В общем получили бы набор не связанных между собой обстоятельств, элементов разных жанров, а не роман. Пролог же связывает все ниточки воедино.
У романа «Сумерки» есть маленький пролог. Но не будь его, читатель был бы дезориентирован, видя простой подростковый роман, где поведение главного героя лишено всякой мотивации, а его сверхъестественные качества притянуты за уши. Пролог предупреждает, что повествование приведет к обстоятельствам более драматичным, нежели в обычной подростковой любви и героиня попадет в необычные фантастические обстоятельства. Без пролога роман просто делает прихотливый сюжетный поворот, меняя жанр с любовного на вампирскую историю. Без пролога читатель погрузился бы в переживания героини. Пролог здесь позволяет читателю догадываться, кто Эдвард на самом деле, раньше героини, и его не потрясает новость, что герой - вампир. Здесь уже в романе главное – развитие отношений героев, а не эффект загадки, и пролог сглаживает этот излишний эффект.
Сложный пролог в романе Кинга «Керри». Если бы его не было, мы бы получили слезливую историю про толстую противную девку, которую высмеяли одноклассницы, а потом она всем отмстила с помощью телекинетических способностей. А роман о том, как опасно быть умственно ленивым и нравственно вялым, и как страшна нравственно вялая среда, порождением которой и стала Керри. Статья в прологе о том, как на дом трехлетней Керри обрушился град камней, должна была послужить жителям городка грозным предупреждением. Но умственно ленивые жители лишь подивились. В самом начале автор комментирует последствия того, что учинила Керри. Выжившие жители, как бы не притворялись, что разрушения города Керри было неожиданностью, положа руку на сердце, понимали, что ее просто довели, а в таком состоянии и простой ребенок мог бы учинить что угодно, пусть и меньших масштабах. И опять – общественная леность и безучастие допустили это. Итак, Кинг в своем прологе дает понять, что жители городка Чемберлен, будь они пытливы по уму и чутки в душе, предотвратили бы трагедию. Какую и как? Вот об этом узнаём из основного повествования…
Разновидности прологов.
Из этих примеров мы видим, что прологи бывают разными. Прологи могут быть информативные, событийные и атмосферные.
Еще один достойный пример – ПРОЛОГ АТМОСФЕРНЫЙ. Начало романа "Парфюмер". Патрик Зюскинд рассказывает о смертоносной вони средневекового Парижа и создает внушительную для "читательского нюха" атмосферу. Все последующие действия героя оправданы: мы сопереживаем ему на протяжении действия, осознавая, что "храм построен на костях". Эпизод не выделен в пролог, но вплетен в завязку так искусно, что мы продолжаем чтение, не пытаясь бросить начатое дело.
СОБЫТИЙНЫЙ ПРОЛОГ - подача читателю события-крючка. Представим пример как продажу билета в Рио на Карнавал. Мы опишем программу праздника так, чтобы у любителя острых ощущений возникло желание съездить, поглазеть, поучаствовать. Рассчитаем стоимость: расходы на дорогу, проживание, питание, экскурсии; добавим стоимость аренды "перьев". И ненавязчиво предложим вариант "все включено" с хорошей скидкой. А уж потом расскажете в книге, что же с героем произошло в том самом "Рио". Тут не обойтись без передачи атмосферы Карнавала. Налицо перекличка событийного и атмосферного прологов. Но акцент сделан не столько на описание, сколько на вовлечение читателя внутрь пестрой толпы.
ИНФОРМАТИВНЫЙ ПРОЛОГ - описание "исходного события". В сюжет оно могло и не войти, зато повлияло на его рождение. Не всем интересно, что произошло с Россией после Октябрьской революции. Не стоит обманывать ожиданий, но и не стоит отказываться от возможности разыграть. Поразмышляв о жизни пчел, можно поведать о горькой судьбе героя, подведя читателя к мысли, что даже в бочке дегтя есть ложка меда. То, что Вы заявите в прологе в качестве ружья - прямо ли, косвенно, - обязано выстрелить. Дозируйте информацию. Избыток или недостача - одинаково опасны. Продавая читателю историю, осторожно вовлекайте его в трапезу. Делая акцент на плюшках, не упускайте из виду, что может оказаться, что в этот самый момент читатель постится. Впрочем, читателю может понравится аромат кушанья - он с удовольствием угостит приятеля.
А теперь рассмотрим непосредственно, как правильно приготовить и подать пролог, с чего начать и чего не стоит делать ни в коем случае.
Написание пролога - не всегда простая задача. Хорошо подумайте, нужно ли писать пролог. Не все прологи должны писаться перед началом работы над книгой. Если вы не уверены, что с ним делать, тогда пропустите написание пролога, пока у вас не появится четкое представление о его форме. После того, как вы поймете, что с этим делать или после того, как вы напишете сам роман, вы можете вернуться к началу и написать пролог.
Знайте, какие виды историй нуждаются в прологе. Иногда он может быть просто неуместен в произведении. Все зависит от первого параграфа первой главы. Напишите первый параграф, первую сцену. Если вы чувствуете, что погружаете читателя в историю слишком быстро, то тогда вам необходимо написать пролог.
ВЫБЕРИТЕ ГЕРОЕВ, которые будут описываться в прологе. Возможно, нужно описать тех героев, которые будут незначительно описаны в самом произведении. Пролог чаще всего не включает в себя основных героев или их основных друзей. Он может, наоборот, описывать малолетних злодеев, противоборствующую сторону, союзников героев или каких-либо еще героев. Иногда в прологе не описываются даже характеры! Могут описываться лишь события, важные для истории.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЯЗЫК. Он является основным ключом, чтобы держать читателя на протяжении всей истории. Если вы пишете о каком-то событии, то почитайте для начала об этой катастрофе в исторической литературе. Используйте его для написания пролога, а именно опишите его, как если бы вы писали предисловие к исторической книге. Если вы создаете общую сцену действия, как например, злодей прогуливается с напыщенным видом по замку, рассказывая закадычным друзьям, как он собирается захватить мир. Пишите так, как будто вы пишете часть из самого романа.
ПОДУМАЙТЕ О ДЛИНЕ ПРОЛОГА. Длина пролога может варьироваться. Это может быть 10 страниц или всего лишь 1-2 страницы для поверхностного ознакомления. Если вы описываете место действия, то, скорее всего, пролог будет больше по размеру, чем просто описание самого события.
СОХРАНЯЙТЕ ТОН ПОВЕСТВОВАНИЯ. Тон – это как рассказчик описывает историю. Воспользуйтесь следующим примером (это пример правильного тона повествования): "Богатый банкир, Иван Васильевич Котелков уже третий раз ходил из стороны в сторону по своему кабинету. Пока он блуждал, он объяснял план по захвату мира своим двум последователям, Николаю Свиноте и Петру Отмороженному." Теперь можете ли вы сказать, что эта история выглядит как комедийная или как драматическая? В принципе, юмористических черт здесь больше, чем драматических хотя бы из-за имени негодяя и вида банкира, похожего на робота с котелком. К тому же ни один человек в здравом уме не согласится, что они могут захватить мир. Юмористические истории чаще всего выставляют негодяя глупцом. Если вы хотите, чтобы ваша история про банкира была помрачнее, тогда вам следует написать: "Иван Неправильный проскользнул в свою лабораторию, бормоча себе под нос. У него были сложности с созданием плана по захвату мира, который отверг его. Два его старших научных сотрудников док. Елена Опаль и док. Петр Асташенко смотрели на эту идею с ужасом. А в прошлый раз, научный сотрудник сказавший руководителю, что будет невозможно привести план в действие, вскоре умер при загадочных обстоятельствах." Заметьте, насколько стало теперь похоже произведение на детективный роман. Указание смерти в произведении обычно ломает на корню всю юмористическую составляющую вашего произведения. Но, конечно, нужно помнить, что все зависит от выбранного вами жанра повествования.
С чего же начать написание пролога, чтобы читатель не бросил книгу на третьей странице, а редактор заинтересовался и продвинулся дальше по тексту. Начать очень сложно, казалось бы, есть идея, придуман сюжет и линии, описаны герои, все до мелочей продумано… а начать никто не может. Не потому что лень, а просто не знают, с чего начать, чтобы подойти к закрутке сюжета.
НАЧНИТЕ С ДИАЛОГА. Пусть персонаж скажет то, что заставит читателя спросить: «Что только что произошло?!», а затем дайте ему более полную информацию. Будьте проще. Например, если история рассказывает о герое, который страдает от потери родной сестры, то сделайте примерно такое вступление: «Прощай, Элизабет».
НАЧНИТЕ С ЭМОЦИИ. Если ваш персонаж будет злиться на протяжении всей истории, значит, нужно показать его гнев. Пусть герой бросится в истерику с самого начала, и читатель захочет узнать причину этого.
НАЧНИТЕ С ЧЕГО-ТО, ЧТО ИСПУГАЕТ ИЛИ ВЗБУДОРАЖИТ ЧИТАТЕЛЯ. К примеру, первое предложение книги Джули Энн Питерс «Между мамой и Жо» таково: «Я сижу на холодной металлической плите, и вся моя рубашка покрыта пятнами от крови».
НАЧНИТЕ С ПРОТИВОРЕЧИЯ. Например, «У меня хорошая работа, любящая жена, трое детей. Я здоров. Так почему же я чувствую, будто произошло нечто крайне ужасное?» Такой подход отлично срабатывает в эмоциональных рассказах.
НАЧНИТЕ С ИНТЕРЕСНОГО ОПИСАНИЯ. К примеру, Эрин Хантер начинает книгу «Закат» следующим образом: «Над лесом стояла удушливая ночь». Это красивая характеристика. Просто убедитесь, что при использовании подобного метода пролог продвигает историю дальше. Не зацикливайтесь на описании.
О чем нужно и что не стоит писать в начале книги.
Начало должно быть небольшим, достаточно емким и захватывающим, чтобы читатель захотел читать дальше. Интрига сразу — приветствуется. Посмотрите, как закручивает интригу с самого начала Борис Акунин в произведении «Любовница смерти»:
«…Вчера в третьем часу пополуночи жильцы доходного дома общества «Голиаф», что на Семеновской улице, были разбужены звуком падения некоего тяжелого предмета, после чего раздался протяжный вой…»
Согласитесь — в одном предложении и начало и интрига. Читатель сразу окунается в ночь, позапрошлое (или начало прошлого) столетие (поскольку доходный дом на Семеновской так сейчас не называют). Сразу представляется старинный двор где-нибудь в Питере, ночь, собаки воют и… что –то произошло!
Или возьмем великого Михаила Булгакова и его начало «Мастера и Маргариты»:
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй, плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке, был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках…
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека…»
Начало немногим больше предыдущего, но более объемное. Тут и интрига, и описание товарищей. В общем, при таком начале хочется читать дальше. Итак, пишем такой вариант, который вызывает интерес: интрига, любопытное происшествие, интересный и необычный персонаж. Да, и необходимо помнить, что начало должно быть эмоциональным, поскольку читатель, покупая книгу, хочет эмоций (в зависимости от жанра) и плох тот автор, который не дает читателю эти переживания с самого начала.
НЕ СДАВАЙТЕСЬ, если вы не в состоянии придумать что-нибудь прямо сейчас. Просто начните писать историю и, в конце концов, вы сочините отличный пролог.
Самые распространенные ошибки начинающих авторов, чего делать не следует.
Как вы поняли, следующие примеры применять нельзя. По крайней мере — не рекомендуется.
НИКОГДА не начинайте пролог с любого рода избитых фраз, таких как крик персонажа: «Я тебя ненавижу!» Это вообще не эффективно. Начните с действия. Не вдавайтесь в подробности окружения героя или внешнее описание обстановки или персонажа. Пускай данная информация потихоньку просачивается в вашем произведении. Окуните читателя непосредственно в происходящие сейчас события. Это не означает, что вы не можете использовать описания. Только делайте это так, чтобы не утомить читателя.
ТАЙНА, КОТОРАЯ СОВСЕМ НЕ ТАЙНА. Например, «…Началась эта история с одного очень таинственного события: Иван Петрович, что живет в соседнем парадном, этим утром пошел в магазин и… купил там пива для похмелья…» Вы будете смеяться, но такие псевдо-приемы очень часто встречаются среди начинающих. Если вы узнали свой кусочек, задумайтесь над началом произведения еще раз.
ИЗЛИШНИЙ РОМАНТИЗМ: «…Мужчина стоял посреди площади и мечтал о великих сражениях, бесконечной любви, думал про высшие материи. Ветерок, который трепал ему волосы, задумался, что же на самом деле проносится перед глазами этого человека? Какие мысли его одолевают и что за желания осыпали его голову, словно пепел у большого кострища…». Тут, думаю все и так ясно.
Не нужно также писать длинное заунывное описание природы и не нужно прописывать общеизвестные истины. Не описывайте людей, которые больше в тексте не встретятся, например, «…я увидел, как моя соседка с третьего этажа наклонилась над трупом и что-то ему прошептала…» И все. Больше в тексте упоминаний о соседке нет. В этом случае читатель будет постоянно держать ее в голове и очень разочаруется, когда дочитает книгу до конца, не встретив соседку в тексте ни разу.
Ваше произведение не должно начинаться с нравоучений или философских размышлений. Во-первых, поучения никто не любит, а во-вторых, философию не дают концентрированно. Ее равномерно распределяют по книге. Поэтому не нужно размышлять о смысле бытия и начинать рассказ с вопроса «Что делать?». Если читатель, жалея потраченные деньги, и продолжит чтение (в случае, если такая книга все–таки появится), то редактор издательства точно забудет о вашей книге на веки вечные. По крайней мере, большинство редакторов.
МЕЖДУ ПРОЛОГОМ И ОСНОВНЫМ ПОВЕСТВОВАНИЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МАКСИМАЛЬНЫЙ ВРЕМЕННОЙ РАЗРЫВ, КОТОРЫЙ МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧИВАЕТ ПАУЗУ В ПОВЕСТВОВАНИИ. ЭКСПОЗИЦИЯ В ОСНОВНОМ ПОВЕСТВОВАНИИ ДОЛЖНА БЫТЬ МИНИМАЛЬНОЙ И ОБСЛУЖИВАТЬ ЛИШЬ СЛУЧАЙ, КОТОРЫЙ ДАЕТ ТОЛЧОК К ПОВЕСТВОВАНИЮ, А НЕ ВЕСЬ РОМАН.
Начинающие авторы обожают забивать временную паузу между прологом и начальным повествованием кучей экспозиционных элементов. В экспозиции к начальному эпизоду основного повествования дают только необходимую информацию. Движение дальнейшего повествования начинается с начального эпизода, до него развития нет. И если заполнить паузу между прологом и начальным эпизодом, то образуется запруда и болото, читатель бултыхается в не развивающемся повествовании, пытается запомнить одновременно несколько сюжетных линий. Вернемся к нашим примерам.
Роман «Кэрри» имеет четкое начало – тот случай, после которого Кэрри начинает понимать, каким даром она обладает. Между прологом и началом повествования максимально временной разрыв, эта пауза не заполняется ничем. Но Кинг в экспозиции к начальному эпизоду дает только ту информацию, которая помогает наблюдать за разыгравшейся драмой в душевой.
В романе «Сумерки» пролог представляет из себя предкульминационный эпизод, выбранный из повествования. Обратите внимание на классический прием. Его часто используют при смешении жанров, когда надо предупредить читателя, что это не чисто любовный роман, боевик и проч. Этот вид пролога позволяет вести неторопливое последовательное повествование с развернутой подачей экспозиции. Но опять-таки – экспозиция должна обслуживать первый эпизод повествования. В экспозиции дана вся жизнь Беллы, хоть и предельно кратко. Там умещается вся экспозиция романа, потому что она вся и обслуживает начальный эпизод и объясняет, почему Изабелла едет в Форкс. Стефани Майер лавирует короткими проверенными галсами в промеренных водах – эффективный прием предкульминационного пролога, хорошо поставленная маленькая экспозиция, которую не надо раскидывать по повествованию и ломать голову где и как это сделать. Даже при малых возможностях и знании законов литературы можно добиться успеха.
СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОЛОГОМ И НАЧАЛОМ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Связь между прологом и началом повествования может быть явная, может быть скрытая, но она всегда есть. Порой начинающий писатель создает интригующий пролог, но ничего не связывает его с началом повествования – ни время, ни место, ни герои, ни идеи. Связь по расчету горе-автора раскроется в середине повествования, где уже запамятовавший читатель едва-едва вспомнит о том, что читал в начале. В общем, плохой писатель рассчитывает на хорошую память читателя. Как уже говорилось выше, провал пролога состоит в том, что о нем забывают через пять страниц, если о событиях пролога ничто не напоминает. А между тем основное повествование должно начать прояснять вопрос, заданный в прологе.
В случае с повестью «Желтый туман» все очевидно. Пролог объединен с началом повествования общими героями, а так же последовательной причинно-следственной связью. Вопрос пролога прост: что будет делать Арахна после того, как ее временно обезвредили? Ответ в повествовании. Но есть связи и посложнее.
В романе «Сумерки» связь обратная во времени. Если мы имеем дело с предкульминационным эпизодом в прологе, то подразумевается, что он интригует следствием. (Героиня идет на смерть). Вопрос пролога: «Как Белла дошла до такой жизни?» заставляет обратиться к основному повествованию. Здесь обратная связь следствия и причины. Также пролог объединен с основным началом общим лицом – героиней.
А вот роман «Керри»... Автор отказывается от прямой хронологии. Одновременно с последовательным изложением событий, приведших к трагедии, он делает в романе вставки, как бы выдержки из научных исследований, научно-популярных статей и приводит документы, которые появились входе исследования произошедшего. Весь роман пронизан чувством свершившегося. Здесь и просматривается связь пролога и основного повествования: поиск причины трагедии, тех моментов, которые привели к трагедии и тех, которые могли бы помочь предотвратить ее, если бы… если бы… Связь с прологом и начальным эпизодом больше смысловая – вот тот эпизод, внимание к которому могло бы что-то изменить.
В романе «Учитель фехтования» связь очень тонкая, лейтмотивная, тематическая. Заговоры в коррумпированных верхах и политическая активность населения. Пролог задает вопрос: «Каковы последствия передачи компромата на некое должностное лицо?» Начальная глава частично отвечает на этот вопрос: «В условиях политически нестабильной ситуации они могут быть… непредсказуемы». Держись, читатель!
ПОРОЖДЕНИЕ ИНТРИГИ В СОЧЕТАНИИ ПРОЛОГА И НАЧАЛА ПОВЕСТВОВАНИЯ
Пролог и начальный эпизод – это две части взрывчатого вещества. При их соединении создается эффект взрыва. Ситуация пролога и ситуация начального эпизода должны порождать интригу при сочетании друг с другом. Если их сочетание оставляет читателя равнодушным – ваш толстый опус через десять страниц пустят на папильотки.
В прологе Арахна заснула в те времена, когда Волшебная страна была беззащитна под ее колдовством. В начале основного повествования она просыпается пять тысяч лет спустя. Она - та же самая. А вот мир изменился. За пять тысяч лет! Что ждет Волшебную страну? Что ждет Арахну? Да ведь это будет серьезный конфликт! Что же будет дальше?
В прологе Белла добровольно идет на смерть. Что к этому привело? В начале повествования она обычный подросток, едет в захолустный городок, где ничего не происходит! Так как же она попала в такую экстремальную ситуацию?
В прологе произошло аномальное явление с домом Керри, автор сразу упоминает, что Керри обладает телокинетическими способностями, о которых никто не подозревал. Вот она в начале повествования их стихийно проявляет после шоковой унижающей ситуации. Что же ждет героиню, обладающую такой мощной силой, да еще подвергнутой остракизму в среде подростков?
ИНТРИГА ВНУТРИ ПРОЛОГА
В «Желтом тумане» пролог простой и не содержит в себе загадок. Для развития повествования здесь достаточно той интриги, которую порождает столкновение пролога с начальным эпизодом. Если вы можете решить начало простым прологом без интриги, то вам повезло. Хотя нынче модны интригующие прологи, и начинающие писатели пытаются создать загадку на пустом месте даже там, где повествование могло быть интересно само по себе, без того, чтобы по ходу развития прояснять тайны пролога. Если вам приходится начинать вещь с пролога, помните, что вам придется начинать вещь с низкого старта. Если вам приходится начинать вещь с пролога, в котором внутри интрига – вам приходится начинать вещь с обратного старта, что является еще более сложной задачей. Без необходимости, конечно, задачу себе усложнять не стоит. Но иногда без этого не обойтись.
Без интриги в прологе читатель мог бы принять роман «Сумерки» за рядовой любовный роман про девочку-подростка и неадекватного парня. Медленное развитие событий в романе утомило бы читателя, если бы его не подогревала мысль о том, что простые события приведут к необычному стечению обстоятельств. Читатель знает, что эта внешняя обыденность приведет к драматическим обстоятельствам – героиня должна будет совершить отчаянный поступок. «Почему Белла идет на смерть? В какой дом?», – вот интрига внутри пролога, вопрос, на который будет отвечать ВСЕ повествование. Тут еще накладывается обычная интрига столкновения пролога и начального эпизода, о которой мы говорили выше - как же героиня дошла до жизни такой? - и мы в результате получаем целый букет интригующих вопросов, что и лишает историю налета банальности.
Интрига существует и внутри пролога «Керри». Что заставило трехлетнюю девочку обрушить камни с неба на свой собственный дом? Почему такое чудо было быстро позабыто? Почему после него Керри не проявляла себя до шестнадцати лет? Теперь прибавляем обычную интригу, которая создается при столкновении пролога с первым эпизодом: что же будет с девочкой, обладающей такими способностями, живущей в постоянном стрессе из-за того, что она изгой в подростковой среде? Получаем целый букет вопросов, который толкает повествование вперед с большой мощью.
Пролог «Учителя фехтования» порождает несколько интригующих вопросов: «Что за министр? Что за авантюриста он принимал? На кого передал компромат авантюрист министру? И что в этом компромате?» Прибавим теперь обычную интригу при столкновении пролога и начала повествования: «Как поведет себя порядочный и честный учитель фехтования, если его вовлекут в чужую игру?» Опять получаем букет вопросов, ответом на которое может быть развитие повествования. Интрига внутри пролога чаще всего бывает у вещей смешанных жанров, чтобы заранее предупредить читателя, что он имеет дело не с простой вещью. Распределить ответы на вопросы, заданные внутри пролога довольно трудно. Это означает, что у романа – жесткая, подчиненная прологу конструкция. Жесткие конструкции писать может только мастер, который не будет закатывать глазки и говорить, что не знает, какая у него строка будет следующая, и что он полагается на Вдохновение. Знайте, что если перед вами книга с прологом с интригой внутри – ее автор претендует на то, чтобы называться мастером. А раскрытие интриги внутри пролога по ходу повествования должно показать, мастер ли он на самом деле.
Давайте подытожим:
*Нужен ли выделенный пролог или достаточно эпизода в начале первой главы?
*Выбрав наличие пролога, убедитесь, что это действительно пролог, а не то, что вы за него выдаете.
*Придерживайтесь выбранной формы пролога. Вовлекая читателя в игру, не обманывайте его ожиданий.
*Между прологом и основным повествованием должен быть максимальный временной разрыв.
*Убедитесь, что ваш пролог привязан к основному повествованию и в нем присутствует интрига.
*Убедитесь, что вы не выдали все секреты сюжета и его детали в вашем прологе.
*Избегайте излишней информативности. Информация - это основа вашего романа и поэтому очень важна.
*Используя описания, не утомляйте ими читателя.
*Помните, что точка зрения в прологе не должна разниться с точкой зрения в самом произведении, если только пролог не пишется от третьего лица.(Не пишите пролог от имени друга, если собираетесь писать саму историю от имени героя. Это может запутать читателя) Будьте аккуратны, выражая свои мысли в прологе...
И всегда помните, для какой аудитории вы пишете, если вы, к примеру, пишете юмористический рассказ или для подростков о повседневной жизни, не пытайтесь писать серьезным языком.
Итак, на этом я закругляюсь и откланиваюсь. Надеюсь, перечисленные выше советы, рекомендации и примеры послужат всем на пользу. Конечно же, эта статья не является обязательным руководством к применению, и безоговорочным правилом по написанию прологов. Что из вышеприведенных советов и рекомендаций применять, дело ваше, но надеюсь, она не разочарует и поможет и дальше совершенствоваться в писательском мастерстве.
Прошу учесть, что при написании статьи я не ставила целью кого-то принизить, обидеть, или заработать себе некие лавры, используя чужие идеи присвоить себе ее авторство. Данная статья является собирательной, и все цитируемые и приводимые в ней мысли советы и рекомендации собраны воедино из различных разрозненных в сети источников.
Желаю всем удачи, хорошего настроения, вдохновения и дальнейших творческих успехов!
***
...