Gerxard:
23.04.17 15:27
Красная горка ( обряды и традиции)
Красная горка — веселый народный праздник, в котором тесно переплелись православные и языческие традиции. Праздник привязан к Светлому Воскресению Христову и отмечается в первое воскресенье после Пасхи.
Православная церковь в этот день отмечает Антипасху или Фомино воскресенье.
Слово "красный" на славянских наречиях означает "красивый, цветущий, веселый". Сама весна и лето именуются красными, потому что погода стоит ясная, и природа является во всей своей красе.
Красная горка означает красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местностях горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками. Праздник символизирует возрождение, победу жизни над смертью, весны над долгой зимой. Суть праздника – встреча и приветствие весны в ее полной силе и красоте. В старину считали, что природа к этому дню уже полностью находится во власти яркой цветущей весны, а впереди ждет летняя страда и сбор урожая. С большим нетерпением ожидала праздник молодежь, которая издревле встречала праздничную зарю на красивой возвышенности.
Православная церковь придала празднику новый смысл, связав его с христианскими событиями. "Антипасха" — греческое слово, и приставка "анти" значит не "против", а "вместо", то есть повторение праздника на восьмой день после Пасхи.
Это как дополнение к Пасхе, ведь именно в этот день после окончания длительного поста можно венчаться — Церковь после долгого перерыва начинает совершать таинство бракосочетания.
На Красную горку традиционно празднуется огромное количество свадеб. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.
"Кто на Красну Горку женится — тот во век не разженится!"
Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских "Апостольских постановлениях", которые датируются примерно 380 годом, а описание Иерусалимского богослужения в этот день — в "Паломничестве Эгерии", примерно в 400 году.
Богослужение Антипасхи, по действующему Иерусалимскому уставу совершается по чину двунадесятых (главных) праздников, хотя формально сам день к таким праздникам не причислен.
В память о чуде уверения апостола Фомы этот день называют Фоминой неделей. В церковнославянском языке словом "неделя" именуется воскресенье — день, когда нужно отдыхать и посвятить время Богу.
В этот день богослужение связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое произошло вечером на Пасху, когда Христа увидели только десять апостолов, среди которых не было Фомы. Второе — на восьмой день после Пасхи, когда Спаситель явился всем одиннадцати апостолом, в том числе и Фоме. Согласно Писанию, апостол Фома, отсутствующий во время первого явления, не поверил в то, что Иисус Христос воскрес, поэтому Спаситель явился к нему на восьмой день после своего чудесного воскрешения. Фома, увидев Христа, воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Эти его слова означали не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Него как в Бога. На что Иисус ему ответил: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — «полюдье».
В XIX в. Красная горка отмечалась широко и празднично. К празднику готовились заранее. Было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Молодые девчата всячески старались привлечь к себе внимание – вплетали в косы яркие ленты и надевали красочные платки.
Красная горка считалась девичьим праздником. В этот день проводились массовые гуляния, игры, хороводы, сватовство, песнопения. Плохой приметой считалось для молодых людей сидеть в праздник дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, не смогут найти себе пару.
С Красной Горкой поздравляем!
В этот праздник вам желаем,
Чтоб водили хороводы,
Чувства внутренней свободы,
Чтоб в душе жило веселье,
Чтоб сегодня песни пели,
Это праздник позитива,
Так отпразднуйте красиво.
1. Традиция «красногорочных» свадеб
По традиции полагается, что свадьба, заключенная в день Красной горки будет точно залогом счастливой и весьма долгой жизни молодых влюбленных. На самом деле, все дело в том, что Красная горка есть самый первый день после достаточно длительного Великого поста и пасхальной недели, когда священники могли снова венчать абсолютно всех кто пожелает. И именно тот, кто успел пожениться, в этот день, а это было достаточно тяжело, так как батюшка просто физически не успевал поженить всех желающих, то молодые, в свою очередь, просто обязаны были быть ну очень счастливыми в семейной жизни.
Со стороны язычества, в этот день свадьбы играли лишь потому, что он был посвящен Яриле – богу солнца. То есть все браки, заключенные в этот воскресный день, благословлялись с неба. Семейные пары освящались Солнцем и поистине должны были быть весьма богатыми, искренне счастливыми, а также с обильным потомством.
2. Традиция " Посещения молодых"
Еще одной весьма хорошей традицией, которая в свою очередь соблюдается не только на Красную горку, но и на Масленицу, является посещение молодых, которые уже поженились именно вначале этого года. Тем самым считали, что семейная жизнь у посетивших гостей сложится очень складно, и они также в скором времени сыграют свадьбу. Таких дорогих гостей, угощали всеми блюдами, которые напрямую связаны с яйцами, то есть – крашеными яйцами, яичницей и так далее. Этот выбор блюд, исходил из того, что яйцо в свою очередь символизировало необычайную гармонию и мир в его красоте.
3. Традиция делать яичницу.
Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками.
4. Хороводные игры
Во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гуляние.
Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а за тем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку; в завершение игры девушки пели.
5. Смотрины невест
Во многих местах в Фомино воскресенье утраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье.
Девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.
6. Встреча весны
Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего возможно и произошло название праздника «Красная горка».
Девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:
«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, серце девичье лаской согревай, добрым-молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имя-рек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имя-рек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и каравай, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...». Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.
7. Опахивание села
Чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. И ни в коем случае к данному обряду Красной горки не допускались мужчины.
В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с иконой Казанской Божьей Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты.
Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место (весьма добрым знаком считалось, если при замыкании круга получался крест), женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Молодежь старалась с наилучшей стороны показать свои умения и таланты — девушки пели и танцевали, а парни демонстрировали свою ловкость и силу в небольших состязаниях.
Празднования продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.
8. Обряд на счастье
На Красную горку также проводили обряд на счастье – люди скатывали крашенные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьется, то его владельца ожидает счастье и удача.
Красная горка, как и многие другие праздники, связана с различными приметами, в которые многие люди верят по сей день. Наиболее распространенные из них — на богатство, счастье и здоровье.
Так, чтобы не знать недостатка в деньгах, на Красную горку необходимо умыться перед иконой. При этом самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.
Для привлечения счастья люди в этот день загадывали желание на монетку и бросали ее в колодец или водоем. Считалось, что это принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.
Чтобы получить долголетие и крепкое здоровье, на Красную горку было принято молиться Господу. Люди верили, что в данный праздник их молитвы слышит не только Бог, но и усопшие родственники, которые также будут помогать молящимся.
Тем, кто соблюдает приметы на Красную горку, год сулит материальное благополучие и счастливое супружество. Но следует помнить, что эти суеверия, как и любые другие, церковь не одобряет.
Источник : просторы интернета
Насчет погоды: раньше в этот день всегда была теплая, солнечная погода, снимали верхнюю одежду и только один раз в детстве помню был ливень. Но, последние года погода не радует. Прохладно, дождь... Вот и сегодня, пока дождя нет, но пасмурно и сыро.
Пока писала, начал накрапывать дождик.
...
Tannit:
17.05.17 12:50
» Пенелопа – миф о верности

Пенелопа – миф о верности
Имя Пенелопы стало нарицательным.
Пенелопа – символ высшей степени супружеской верности. Ее преданность мужу тем ценнее, что не была вызвана суровой необходимостью. Более сотни знатных женихов сваталось к ней, но не один из них не смог покорить ее сердца. Все двадцать лет, прошедшие после разрушения Трои, Пенелопа жила надеждой на возвращение своего мужа, Одиссея.
Однако образцовая показательность Пенелопы подвергалась сомнению уже в древние времена.
Пенелопа - дочь Икария, брата царя Спарты Тиндарея, и нимфы Перибеи, двоюродная сестра Елены Спартанской. Этимология имени Пенелопы связана со словом «чирок» (птица из рода речных уток).
Историческая реальность
Итака - родина Одиссея, была небольшим островом, подобным многим другим в островной части Древней Греции, который не отличался ни богатством природных ресурсов, ни особым плодородием почв, ни многочисленным населением. Но ее цари были очень богаты.
Благосостояние многих древних правителей, гордо именовавших себя «царями», не значительно превышало доходы их подданных. Более того, как свидетельствует Геродот, «в древние времена встречались цари, у которых не было не только подданных, но и средств к существованию» (VIII, 137). Объявить себя царем мог любой амбиционный человек, обладающий волей, силой и оружием, достаточными для того, чтобы захватить островок или хотя бы покорить какое-нибудь захудалое поселение, откуда, правда, потом мог быть с треском изгнан или, хуже того, убит.
Цари Итаки властвовали вполне легитимно. И не беднели. Потому что у них имелся особый источник дохода, позволявший им богатеть - пиратство.
В древние времена морской разбой не считался преступлением, а слова «купец» и «пират» были синонимами. Одиссей, пират по призванию, не упускал случая похвалиться разбойничьими трофеями, как величайшей из заслуг:
«Лучшее брал я себе из добыч, и по жеребью также
Много на часть мне досталось; свое увеличив богатство,
Стал я могуч и почтен меж народами Крита...»
(XIV, 232-234).
Одним из основных мест для засады служил, неоднократно упомянутый Гомером, островок в проливе между Итакой и Кефаллинией.
«Между Итакой и Замом гористым; его именуют
Астером; он невелик; корабли там приютная пристань
С двух берегов принимает»,
(IV, 845-847).
Этот остров использовал для засад Одиссей, а позже на нем женихи Пенелопы подстерегали ее сына, Телемаха.
«Выбрав отважнейших в шайке своей, женихи им велели,
Между Итакой и Замом крутым притаится в засаде»,
(XV, 28-29).
Стратегически важное местоположение Итаки привлекало женихов больше, чем сама Пенелопа, которая, возможно, еще сохраняла женскую привлекательность, но по меркам того времени считалась старухой. Устранение Телемаха, единственного законного наследника царя Итаки, значительно ускоряло и упрощало возможность завладеть вожделенным островом.
Такова проза жизни.

«Одиссей и Полифем», Arnold Bockling

«Одиссей и сирены», J. W. Waterhouse
«Кирка и свиньи», William Riviеre
Женихи Пенелопы и Гомер-любовник
Обратимся к эпической поэзии.
Известно, что Одиссей по возвращению на Итаку убил женихов Пенелопы, если верить Гомеру, их было 108, из них 15 названы по именам.
У Аполлодора приведен список из 129 имён.
(26) Вернувшись на родину, Одиссей застал свой дом разграбленным. Сочтя его погибшим, к Пенелопе стали свататься женихи. С Дулихия прибыло пятьдесят семь женихов: (27) Амфином, Тоант, Демоптолем, Амфимах, Эвриал, Парал, Эвенорид, Клитий, Агенор, Эврипил, Пилемен, Акамант, Терсилох, Агий, Климен, Филодем, Менептолем, Дамастор, Биант, Телмий, Полиид, Астилох, Схедий, Антигон, Марпсий, Ифидамант, Аргий, Главк, Калидоней, Эхион, Ламас, Андремон, Агерох, Медонт, Агрий, Пром, Ктесий, Акарнан, Кикн, Псерас, Гелланик, Перифрон, Мегастен, Трасимед, Ормений, Диопит, Мекистей, Антимах, Птолемей, Лесторид, Никомах, Полипойт, Кераос. (28) С острова Самы двадцать три: Агелай, Писандр, Элат, Ктесипп, Гипподох, Эвристрат, Архемол, Итак, Писенор, Гиперенор, Ферет, Антистен, Кербер, Перимед, Кинн, Триас, Этеоней, Клитий, Протой, Ликет, Эвмел, Итан, Лиамм. (29) С Закинта сорок четыре: Эврилох, Лаомед, Молеб, Френий, Индий, Минис, Лиокрит, Проном, Нисас, Даемон, Архестрат, Гиппомах, Эвриал, Периалл, Эвенорид, Клитий, Агенор, Полиб, Полидор, Тадитий, Стратий, Френий, Индий, Десенор, Лаомедонт, Лаодик, Галий, Магнет, Олойтрох, Бартас, Теофрон, Ниссей, Алкароп, Периклимен, Антенор, Пеллант, Кельт, Перифант, Ормен, Полиб и Андромед. (30) С самой Итаки собралось двенадцать женихов: Антиной, Проной, Лиод, Эврином, Амфимах, Амфиал, Промах, Амфимедонт, Аристрат, Гелен, Дулихией и Ктесипп.
После смерти души женихов попали в Аид, где их обступили тени героев Троянской войны и поинтересовались причиной скоропостижной гибели стольких славных мужей. Выслушав рассказ о беспримерной верности Пенелопы, царь Агамемнон, убитый собственной супругой Клитемнестрой, произнес хвалебную речь о верности жены Одиссея:
«Счастливый сын Лаэрта, Одиссей хитроумный,
Верю: взял в жены деву несравненной добродетели!
Сердце непоколебимое билось в груди
Дочери Икария, столь долго сохраняя верную память
Своему избраннику. Никогда не угаснет ее слава.
Даже бессмертные по всей земле песнями разносят
Радостную и почетную хвалу мудрой Пенелопе».
Одиссея, XXIV, 193 - 198.

«Пенелопа»
«Афина и спящая Пенелопа»
Гомер, сравнивая Пенелопу по красоте и совершенству с олимпийскими богинями, окружил ее ореолом непреходящей славы. Мудра, добра, скромна... Но! Имеются компрометирующие факты, не просто наводящие тень, а вопиюще безобразные!
Действительно, почему Пенелопа должна отличаться от других жен героев осады Трои? Ее двоюродные сестры, Елена и Клитемнестра, в чьи жилах текла бессмертная кровь Зевса, не отличались постоянством. Сама Пенелопа была дочерью легкомысленной нимфы Перибеи и Икария, который во времена бурной молодости, после изгнания с родины, отличился любовными подвигами в Этолии, где имел связь с четырьмя нимфами, родивших ему еще пятерых сыновей.
Так, в литературной среде возник еще один миф - Гомер не упомянул об известных эпизодах биографии Пенелопы и превознес ее, как идеальную жену, потому что был ее любовником! Мол, аэд не всегда был старым и, определенно, не был слепым, о чем свидетельствует его детальное описание Итаки – он пребывал на острове достаточно долго, чтобы все осмотреть и запомнить. И пребывал он там, в отсутствие царя Одиссея, и даже «утешал» его печалющуюся супругу... И не ведали злоязыкие, что Гомер родился, предположительно, через три столетия после падения Трои, но подобное объяснение устраивало тех, кто сомневался в верности Пенелопы.

Фрагмент краснофигурной вазы, 480-470 годы до н. э.
«Темное» прошлое Пенелопы или плод греха и позора
Ряд античных авторов утверждает, что у Пенелопы был внебрачный ребенок. И этот ребенок - никто иной, как Пан, козлоногий и рогатый бог лесов и полей, покровитель пастухов и их стад. «Отец истории» прямо так и пишет – «Пан - сын Пенелопы».
145. У эллинов самыми младшими из богов считаются Геракл, Дионис и Пан. У египтян же, напротив, Пан – самый древний бог, один из сонма так называемых восьми первых богов. А Геракл принадлежит к сонму двенадцати так называемых вторых богов, Дионис – к третьему сонму, который произошел от этих двенадцати богов. Сколько лет, по словам египтян, прошло от Геракла до царя Амасиса, я уже упомянул выше. От Пана, по их расчетам, прошло еще больше времени, от Диониса же гораздо меньше, хотя все-таки до царя Амасиса – 15000 лет. И это, как утверждают египтяне, они знают точно, так как всегда вычисляют и записывают года [царей и верховных жрецов]. Напротив, от Диониса, которого считают сыном Семелы, дочери Кадма, до нашего времени протекло самое большее 1600 лет, от Геракла, сына Алкмены, – около 900 лет, а от Пана, сына Пенелопы (эллины ведь считают Пана сыном Гермеса и Пенелопы), прошло до сегодняшнего дня еще меньше лет, чем от Троянской войны, – только 800 лет.
(56) Из Меркуриев один родился от отца Неба и матери Дня, у него, по преданиям, позорно похотливая природа, так как он возбудился при виде Прозерпины. Еще один, сын Валента и Корониды, живет под землей, он зовется еще Трофонием. Третий — сын Юпитера третьего и Майи; от него и Пенелопы, говорят, родился Пан. Четвертый имел своим отцом Нила, египтяне считают недозволенным называть его по имени. Пятый, которому поклоняются фенеты, как говорят, убил Аргуса, по этой причине бежал в Египет и сообщил египтянам законы и письменность. Египтяне этого называют Тотом, и так же называется у них первый месяц в году.
(38) Некоторые же сообщают, что Пенелопу, соблазненную Антиноем, Одиссей отослал к ее отцу Икарию; когда Пенелопа прибыла в аркадскую Мантинею, она родила там Пана от Гермеса. (39) Другие же говорят, что Пенелопа была убита Одиссеем и причиной ее гибели было то, что Амфином ее соблазнил.
Согласно мантинейскому преданиию, Одиссей обвинил жену в том, что она пригласила в дом ухажёров, и выгнал ее. После чего Пенелопа вернулась в Мантинею, где умерла и была захоронена в кургане, который стал местной достопримечательностью.
Дурид Самосский, не зная пределов правдоподобия, утверждал, что Пан - плод греха Пенелопы и всех ее (118) женихов, и называл ее «бассарой» (наряд блудниц).
Пенелопа – мать Пана. И это такая же правда, как то, что она осталась до конца верной Одиссею.
Младенец - волосатый, бородатый, рогатый и козлоногий - рассмешил олимпийцев, за что получил имя «Понравившийся всем», то есть «Пан» и был принят в сонм богов. В его неуравновешенном характере сочетались любовь к вину и веселью и глубокая меланхолия. Как божество стихийных сил природы он был способен наводить на все живое беспричинный страх, названный в его честь – «паникой».
Почему Пан, сын красивых родителей, получился столь уродливым?
Тропы древнегреческих мифов туманны и неисповедимы, однако физиологическим деталям уделялось особое внимание. Так возник сюжет о том, Гермес напал на Пенелопу в облике козла.
Метаморфозы у возбудившихся олимпийцев – обычное дело. Сам «отец богов» Зевс соблазнял смертных женщин, превращаясь то в быка, то в прекрасного лебедя, и даже струился золотым дождем. Однако у него не случалось подобных накладок, как вышло с Паном.
Может, все дело в том, что Гермес взял Пенелопу силой?
Гермес - бог торговли, красноречия и обмана, а, еще раньше, покровитель воров и бродячих торговцев, увидел юную Пенелопу, пасущую на лакедемонских лугах стада овец своего отца Икария, и, страстно возжелав ее, наскочил на нее в облике великолепного козла, в маленьком гроте, где та пряталась от грозы.
Гермес, надо думать, не хотел признавать Пана своим сыном.
И можно представить какой диалог произошел между ними при встрече.
Гермес (окинув взглядом Пана с головы до ног): - Что за чудовище? Ты, должно быть, плод звериной любви... Ты рожден козой от козла?
Пан (без обиды): - Тем козлом был ты, папа. Вспомни, как наскочил на мою маму Пенелопу в гроте во время грозы. Я не виноват, что такой уродился.
Гермес (оглядевшись по сторонам, дабы убедиться, что его никто не слышит): - Хорошо, сынок. Подойди и обними меня, но очень прошу, не называй меня при посторонних «папой».
Хотя сторонники абсолютной верности Пенелопы утверждают, что произошла подмена имен, и матерью Пана являлась тезка супруги Одиссея, жившая где-то в материковой части Греции.
Где заканчивается эпос...
В «Одиссее» по сказочному чудесный конец.
Семья царя Итаки благополучно воссоединилась, боги оправдали Одиссея, обвиненного в убийстве женихов, и установили мир между ним и родственниками убитых.
После долгожданной встречи Одиссей и Пенелопа жили долго и счастливо, и умерли в один день?
А, вот, и нет!
В античном литературном наследии можно продолжение истории.
Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека»:
(36) Телегон же, узнав от Кирки, что он сын Одиссея, отправился в морское путешествие с целью отыскать своего отца. Прибыв на остров Итаку, он стал угонять овец из стада. Когда Одиссей попытался воспрепятствовать этому, Телегон, державший в руках копье, наконечник которого оканчивался шипом ската, поразил Одиссея, и тот умер. (37) Узнав затем, что это был его отец, Телегон его оплакивал, после чего вместе с Пенелопой перевез его тело к Кирке. Там Телегон женился на Пенелопе. Кирка же отправила обоих на Острова Блаженных.
Еще один парадокс, каких в лабиринтах греческой мифологии предостаточно. Как Пенелопа могла отправиться на «Острова Блаженных», если ее могила находится в Мантинее?
Несмотря ни на что, образ Пенелопы стал символом верности, эталоном идеальной супруги. С подачи Гомера, он сохранился на протяжении трех тысячелетий, и в значительной степени потому, что людям свойственно создавать идеалы.
Как сказал Протогор: «Человек есть мера всех вещей», а каждый конкретный пример служит мерилом человеческих достоинств или слабостей, как Пенелопа - верности, Елена - красоты, а Клитемнестра - коварства.
Пенелопа. Музей Ватикана
Николай Заболоцкий
Одиссей и сирены
Однажды аттическим утром
С отважной дружиною всей
Спешил на кораблике утлом
В отчизну свою Одиссей.
Шумело Эгейское море,
Коварный туманился вал.
Скиталец в пернатом уборе
Лежал на корме и дремал.
И вдруг через дымку мечтанья
Возник перед ним островок,
Где три шаловливых созданья
Плескались и пели у ног.
Среди гармоничного гула
Они отражались в воде.
И тень вожделенья мелькнула
У грека, в его бороде.
Ведь слабость сродни человеку,
Любовь — вековечный недуг,
А этому древнему греку
Всё было к жене недосуг.
И первая пела сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!»
Вторая богатство сулила:
«Ко мне, корабельщик, ко мне!
В подводных дворцах из берилла
Мы счастливы будем вполне!»
А третья сулила забвение
И кубок вздымала вина:
«Испей — и найдешь исцеленье
В объятьях волшебного сна!»
Но хмурится житель Итаки,
Красоток не слушает он,
Не верит он в сладкие враки,
В мечтанья свои погружен,
И смотрит он на берег в оба,
Где в нише из каменных плит
Супруга его Пенелопа,
Рыдая, за прялкой сидит.
1957

Пенелопа: миф о верности
Peony Rose писал(а):Таня, так ты еще и историк? И востоковед? Здорово!
Куда уж еще-то?
...