Примечания от автора.
Для начала сразу скажу, что статья пишется о любви и романтике в гетеросексуальной паре, так как сама я пишу только гет и имею такую же ориентацию. Поэтому я не в курсе, как всё это дело протекает в гомосексуальных парах. А писать то, о чём понятия не имеешь, по меньшей мере глупо.
И должна предупредить, что в статье описаны эмоции как мужчины, так и женщины. И, хотя сама я девушка, я всё же взяла на себя ответственность описать мужскую точку зрения, так как очень долго изучала всё это и даже защитила диплом по направлению "семейная психология", где отношения мужчины и женщины — это основа основ. В этой статье я постаралась трансформировать свой опыт и знания в литературные приёмы, как делаю это в своих произведениях. Поэтому тут много психологического анализа, без которого, как мне кажется, создать правдоподобную историю и тем более персонажей очень сложно. Тем не менее, я старалась писать просто и доступно, чтобы могли понять все.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
Для начала, каждому автору нужно ответить для себя именно на этот вопрос. Потому что это великое чувство никогда не бывает одинаковым. А именно — какую именно любовь автор хочет показать.
Давайте разберём самые яркие примеры:
Для одних любовь — это необходимость в человеке . Как правило, именно такую любовь чаще всего описывают и романтизируют. Когда персонажи, да и люди в жизни не представляют своё существование без какого-то человека, думают только о нём и готовы на всё что угодно ради него. Звучит красиво. Но так ли это на самом деле? Подобная потребность может оказаться губительной как в отношениях, так и в ситуациях, когда чувства не оказываются взаимными. Такая любовь может стать маниакальной, когда начинаются преследования предмета обожания. Может появиться одержимость, и дело вообще закончится суицидом. "Потому что я не могу жить без него!".
Другой вид любви — тихая, или договорная . Звучит некрасиво, но не стоит судить предвзято. По большей части здесь человек сам принимает решение и влюбляется в кого-то силой воли (поверьте, и такое существует) или может начать отношения, руководствуясь логическим выборам, а возможно и поддавшись обстоятельствам. Подобный приём часто можно увидеть в разного рода аниме. Когда девочка признаётся в любви мальчику, а тот решает: "А почему бы и нет?" и начинает с ней встречаться, постепенно привыкает и влюбляется. Здесь может и не быть бешеной страсти, но зато можно увидеть уважение и заботу. В жизни тоже такое случается. Люди понравились друг другу и затем начинают ходить на свидания, проводить время вместе. Иногда появляются чувства, иногда нет. Раньше не всегда женились по любви, и молодым говорили, что любовь придёт позже. Имелась в виду именно вот такая вот любовь, через уважение. Она, как правило, очень крепкая, и, глядя потом на старичков, которые дожили в браке до золотой свадьбы, многие умиляются: вот это любовь так любовь! Но иногда это просто привычка быть вместе и страх что-то поменять в своей жизни.
Ну и третий вид любви — нежная . Когда человеку хорошо просто от того, что он встретился глазами с предметом воздыхания. Когда достаточно просто знать, что этот человек ходит по земле, что он счастлив, даже если он не в курсе о твоём существовании. Это самое чистое проявлению любви, но она, не имея ответа, через какое-то время может затухнуть. Тихо, почти незаметно, оставив после себя просто маленькую грусть и вздох при воспоминании. А если она получается взаимной, то два таких человека светятся, как лампочки. Им настолько хорошо вдвоём, что до остального мира дела нет. Это может быть родительская любовь, когда мама любит своё дитя, несмотря ни на какие обстоятельства. Этот вид любви так же может стать жертвенной. Когда, даже любя, отпускают человека, лишь бы он был счастлив. В жертву себя можно приносить и в отношениях, когда отдаёшь себя человеку всю без остатка, что тоже перегиб и не есть хорошо.
(Как видите, везде есть положительные и отрицательные стороны. Но сейчас поговорим именно о положительных, к отрицательным вернёмся чуть позже)
Все эти виды чувства, как правило, в чистом виде встречаются редко. Они комбинируются и могут меняться из одного в другое, обратно и вообще в третье. Прежде чем приступать к описанию романтической линии, сразу определитесь — какая именно она будет.
Так же следует ответить на такие вопросы:
• Как любовь повлияет на девушку?
• Как любовь повлияет на парня?
• И как их любовь повлияет на основной сюжет? (если вы пишите не просто любовный роман и комбинируете жанры)
Определившись с этим, вам станет более или менее понятно, какими должны стать их отношения.
Вообще, совет для любого произведения: всегда, начиная работу, имейте хотя бы общее представление о том, какой будет конец.
КАК ЖЕНЩИНА ПРОЯВЛЯЕТ СВОИ ЧУВСТВА.
Для начала, женщина — существо эмоциональное. Даже в самой сухой равнодушной особе есть частичка, которая жаждет выплеснуть свои эмоции. Она может быть в зародышевом состоянии, она может спать до поры до времени, но она есть у каждой.
Соответственно, когда в девушке или женщине поваляются романтические чувства, эмоции начинают в ней играть всеми цветами.
Но опять же, золотое правило в проработке любого персонажа — всё зависит от характера .
Те, кто знаком с аниме-культурой, знают, что создатели оной любят делить персонажей по стереотипам — яндаре, цундаре и т.д. Я же, в свою очередь, не рекомендую обращаться к этим шаблонам. В основном из-за этого самого характерного слова: "шаблон". Это, конечно, проще — взять готовый характер и вставить на его основе персонажа, но тогда ваша работа не будет ничем отличаться от множества подобных. В крайнем случае постарайтесь эти характеры скомбинировать.
Вот вам ещё одно правило: в природе ничего не существует в чистом виде!
Но давайте разберём характеры немного подробнее:
Если героиня скрытный интроверт , то свои эмоции она будет показывать неохотно или неуверенно. Интроверты в большинстве случаев боятся показывать любые чувства. А когда хочется их показать, начинается когнитивный диссонанс, которым можно описать фразой "и хочется и колется". И если они решаются, то часто это сопровождается часами подготовки, размышлениями о мелочах, репетиций придуманных диалогов. И если после такой нервотрёпки они всё же решаются показать или рассказать о своих чувствах, то, как правило, жутко волнуются, краснеют, могут заикаться и мямлить. Отказ воспринимают очень болезненно и чаще всего ещё больше замыкаются в себе. В уже состоявшихся отношениях такие персонажи довольно редко демонстрируют свою заботу и любовь, но если это делают, то ожидают от предмета обожания достойной реакции. Ведь по их меркам это почти подвиг. И если реакции нет или она слаба, могут обидеться и посчитать, что их не любят или не ценят. Описывая такую героиню, стоит уделить достаточно времени её внутренним размышлениям и конфликтам. Например, когда она хочет что-то сделать (не обязательно романтичное), но боится реакции окружающих людей, внутри у неё будет настоящая гражданская война. Не обязательно расписывать это на три страницы, но упомянуть стоит для того, чтобы подчеркнуть её образ.
Активная и энергичная героиня экстраверт тоже может стесняться своей влюблённости, но долго переживать или смущаться она вряд ли будет. Подумает, поварится в своих мыслях и пойдёт напролом. Они не стесняются показывать чувства. Запросто могут у всех на виду подойти к парню, поцеловать, обнять и т.д. Они могут делать вид, что легко относятся к жизни, но не стоит думать, что это действительно так. В глубине души любая девушка будет заморачиваться по поводу отношений. Просто кто-то это выплёскивает, а кто-то копит в себе. Если вы хотите создать жизнерадостную героиню, то, демонстрируя читателю её чувства, постарайтесь уделить внимания не только тому, как она подошла, что-то сказала, поцеловала, угостила и т.д., но и тому, что происходит у неё внутри. Например, парень похвалил её за что-то; она может отшутиться, но внутри у неё всё будет прыгать от счастья. Если же парень ничего не сказал и вообще отмахнулся от неё, она опять же может сделать вид, что всё в порядке, но внутри она будет очень расстроена.
Это две крайности характера, которые тоже следует комбинировать в разных пропорциях. Но основа всегда она: девушки крайне эмоциональны, но уже от каждой зависит, в какой степени они эти эмоции проявляют. Через внутренние переживания или через внешние действия.
К слову, к истерикам, которые выносят парням мозг, склонны больше те девушки, которые свои эмоции пытаются скрыть в себе. Просто однажды, как говорится, "накопилось".
Также я хочу отдельно рассказать про девушек-показушниц. Это те, кто на публике ведут себя по-одному, а со своим парнем или наедине совершенно по-другому. Это может быть девушка яркая и энергичная на людях, но замкнутая и застенчивая наедине. И наоборот: скромная при посторонних и раскрепощённая среди своих. Такие девушки тоже проявляют чувства по-разному. Чаще всего её настоящий образ — это тот, который проявляется, когда она наедине с собой или близкими, поэтому, описывая её чувства, лучше руководствоваться этим.
Всё вышеописанное характерно для нашего века. Если вы пишете исторический роман, то поведение девушек того времени очень отличается. Они более скромны и менее склонны демонстрировать чувства. В те времена мало у кого был взрывной характер, да и те были вынуждены его скрывать, потому что правила приличия были на первом месте. И большое значение имело воспитание.
КАК МУЖЧИНА ПРОЯВЛЯЕТ СВОИ ЧУВСТВА.
На этом пункте я остановлюсь поподробнее, так как романтику в основном пишут барышни, и нам понять себя и друг друга легко, а вот с мужскими образами сложнее.
Так вот вышеописанные типы характеров и поведений частично можно применить и к мужчинам, но не полностью. Помните, что мужчины на демонстрацию чувств довольно скупы. Не нужно делать из них эмоциональных истеричек или бабу в брюках.
Немного психологии:
Многие женщины-авторы делают грубейшие ошибки в описании мужских образов. Они со своей женской стороны хотят, чтобы мужчина выразил любовь так, как это понимает женщина. Поэтому нередко встречаются мачо-герои, которые могут страдать из-за любви, истереть и со слезами на глазах клясться в любви до гроба. Вот почему над мужскими образами в дамских романах сами мужчины часто смеются: некоторые авторы наделяют героев женскими видами эмоций.
Может, для кого-то это откровение, но мы выражаем любовь по-разному. Недаром говорят, что мужчины с Марса, женщины с Венеры. И не просто так появляются стереотипные фразы о женской истеричности и о мужской бесчувственности.
Вот вам пример на пальцах: женщина выражает любовь в кружочках, а мужчина в треугольничках. И все проблемы между парами в том, что женщина, привыкшая к кружочкам, ждёт именно их от своего мужчины, не замечая его треугольничков. И, не находя их, думает, что её не любят. И наоборот. А потом все удивляются, почему они расстались, ведь так любили друг друга.
Не спорю, эмоциональные мужчины существуют, но, как правило, ради эмоциональности они жертвуют своей мужественностью. Возвращаясь к примеру, что я привела выше: вы когда-нибудь видели сильного уверенного в себе мужчину, который, обливаясь слезами, признавался в любви? По мне, очень нелепое зрелище, даже смешное. Невольно уважение к такому падает. Появляется даже что-то вроде отвращения. К такому романтические чувства сложно испытывать, только жалость. (Вообще, если мужчина слишком много говорит, тем более о чувствах, стоит усомниться либо в его мужественности, либо в честности)
И тут возникает вопрос: но ведь женщина сама описала такого героя, значит, она такого хочет, почему же ей не нравится? Вот вам и демонстрация женской логики. Суть в том, что женщине иногда сложно выразить то, что она хочет. Она хочет любви и романтичного героя, но пытается показать это своим способом. Однако внутренняя сущность (можете назвать это инстинктом) отвергает такого мужчину, так как в нём не хватает мужественности и по качествам он похож на женщину.
Вроде всё так просто: женщины — это женщины, мужчины — это мужчины, но почему-то очень многие авторы наступают на эти грабли.
Поэтому совет: если хотите разочаровать в мужском персонаже и показать его в невыгодном свете, устройте ему истерику. Он тут же потеряет зрительские симпатии.
Но вернёмся к тому, какие же мужчины на самом деле.
А они, в отличие от женщин, свои чувства и привязанность стараются больше показать делом и поступками, а не словами.
Он демонстрирует свою любовь, проявляя заботу о своей девушке.
Даже банальности вроде починки розетки, забивания гвоздя (здесь важно то, что он это делает по собственному желанию, а не после втыка со стороны) можно расценивать как признак того, что женщина, для которой он это делает, ему дорога.
Соответственно, в рассказе, чтобы показать чувства героя, следует вставить моменты, когда он заботится о героине. Особо хорошо смотреться будут моменты, когда он помогает ей именно там, где ей это нужно и именно тогда, когда это нужно, но НЕ НЕОБХОДИМО! То есть спасти жизнь или выручить в беде тоже хорошо, но тут может сработать банальная порядочность, желание сделать добро и т.д. А если он делает что-то, что в принципе делать не обязательно, это говорит об искреннем желании.
К примеру, на веранде дома героини перегорела лампочка. В свете нет особой необходимости, и героиня вроде помнит о ней, но "руки не доходят". И тут появляется герой и такой: "оп-ля, лампочка не горит". Пошёл, поменял и сидит чаёк попивает.
Дальше можно продемонстрировать отношение девушки к этому мужчине. Если она ничего к нему не испытывает, она может сухо сказать "спасибо" или даже возмутиться, что он лезет в её дела. Мужчина увидит, что его забота (треугольничек) не понравилась, и он может воспринять это как отказ.
Если же героиня принимает его заботу и он ей нравится, она, скорее всего, улыбнётся и искренне его поблагодарит. Мужчина же, увидев благодарность, сам будет очень рад и воодушевлён, возможно, смущён. И он воспримет это как благосклонность к своей персоне, и ему захочется ещё что-то для неё сделать.
Таким образом, демонстрируется взаимная симпатия. Если вы хотите описать любовь, то лучше это начинать показывать в обычных, на первый взгляд ничего не стоящих мелочах, как то же вкручивание лампочки, а вот через "Ах, он красавчик, хочу его, трусики теряю" показывается только сексуальное напряжение и страсть. Не спорю, она тоже нужна, но, думаю, все уже в курсе, что секс не всегда равняется любви. О чём почему-то большинство авторов, особенно западных, забывают.
Также стоит помнить о характере персонажа. Если парень открытый, энергичный и уверенный в себе, он запросто даже при героине может взять и вкрутить эту лампочку, не обращая внимания на её вяленькие протесты. Если он скромный и стеснительный, то, скорее всего, он дождётся, пока героиня скроется из виду, быстро эту лампочку поменяет и будет делать вид, что он тут совсем не при чём. И, тем не менее, будет внимательно следить за тем, как героиня прореагирует на его поступок.
Мужчинам важно знать, как женщина относится к его знакам внимания. И они расстраиваются, если она их не замечает или реагирует отрицательно.
Отдельно должна сказать, что есть и те мужчины, которые будут специально акцентировать внимание на лампочке и чуть ли не хвастаться своим поступком. То есть они будут напрашиваться на похвалу, что говорит о том, что им очень не хватает внимания. Здесь героине стоит быть острожной. Это может быть как заботой, так и желанием удовлетворить собственное ЧСВ. Подобное поведение стоит показывать, если хочется описать героя как, например, бабника, который просто хочет поскорее окрутить девушку, то есть поматросить и бросить. Иными словами, ему важно поскорее произвести впечатление, и потому он будет акцентировать внимание на своих поступках. "Посмотри, как я крут!".
Тем не менее, я не утверждаю, что мужчины совсем не говорят слова любви. Говорят. Но это, как правило, происходит тогда, когда он на все сто уверен в своих чувствах, когда доверяет своей девушке и не боится выглядеть перед ней слабым (а признание в любви для мужчины равносильно признанию в своей слабости). То есть он может вовсю демонстрировать свои чувства, через нежность, заботу, ласку, но избегать произносить это слово на букву "л".
Также, если мужчина начинает говорить о любви, есть вероятность, что он врёт. То есть говорит, чтобы соблазнить, удержать рядом с собой или, как ни странно, чтобы девушка от него отстала хотя бы на время и дала заняться своими делами. Проще говоря, можно перевести эту фразу как "Да люблю, оставь меня уже в покое!". Поэтому еще один способ показать персонажа в невыгодном свете — продемонстрировать его лицемерие фальшивым признанием в любви. Оно, чаще всего, поспешно, не к месту и направлено на то, чтобы вызвать снисхождение или жалость. "Ну, я же люблю тебя!".
Мужчины любят что-то дарить девушкам. Поэтому его расположение можно показать через небольшой подарок. Не нужно ничего шикарного (вроде автомобиля, золота и бриллиантов). Богатство и щедрость можно показать и другим способом. Персонаж, который дарит в нужный момент какой-нибудь брелок или банку кофе или заявляется с половником, который украшен бантиком, будет выглядеть по-хорошему смешным и милым. И в то же время будет видно, что подарок от сердца, а не просто потому, что так принято.
И признаться честно, дорогими машинами и бриллиантами в литературе сейчас никого не удивишь. А вот хоть кто-нибудь дарил половник?
Не стоит забывать и про внутренний мир мужчины. Они склонны переживать и анализировать все ситуации не меньше, чем женщина. Другое дело, что длится это не неделями. Мужчины быстрее принимают решения. Потому можно описать, как он задумчиво смотрит в окно, вспоминая героиню. И боже упаси вас в этих воспоминаниях (да и в любых впечатлениях героя о героине) описывать её одежду, украшения или причёску. Поверьте мне на слово, мужчины в своём большинстве практически не обращают на это внимания. Им важен только целостный образ. Привлекательно выглядит или нет. И если он помнит, во что она была одета, значит, он СПЕЦИАЛЬНО это запоминал или у него хорошая визуальная память.
Размышляя о героине, мужчина, скорее всего, будет вспоминать то, как она на него реагировала. Улыбнулась ли она? Нахмурилась ли? Как она повернулась? Что ему сказала?
Плюс неплохо было бы определить, кто ваш мужчина по восприятию. Если визуал, то будет вспоминать улыбки и взгляды, аудиал чаще будет думать о её голосе и вспоминать её слова, кинестетик же вполне может вспомнить её волосы, кожу (вещи, к которым хочется прикоснуться) и даже запах её духов.
Но, несмотря на все характеристики, что я тут понаписала, везде есть исключения. Хочу вам рассказать о мужчинах-зажигалках. Это энергичный, как правило, постоянно позитивный и чаще всего очень откровенный человек. Он настолько самоуверен, что его не волнует мнение окружающих. В наше время встретить таких — большая редкость, но, я думаю, всё же стоит о них написать.
Эти мужчины не боятся своих чувств и эмоций. Они могут прямо сказать девушке, что она ему нравится, не скрывать своих намерений. Как я уже писала выше, просто взять и вкрутить лампочку, не беспокоясь о том, что подумает героиня. Они способны глубоко и трепетно любить свою избранницу и в то же время не убиваться и не унывать, если получат отказ. Денёк-два похандрил — и снова в бой, на новые свершения. Они не склонны много размышлять, но склонны много и часто действовать. Такому, кстати, вполне свойственно подарить вместо цветов половник, вытащить грустную героиню на ночную прогулку и дурачиться, чтобы поднять ей настроение.
Такого мужчину не все женщины воспринимают всерьёз, считая, что у него детство кое-где застряло. Чтобы обратить внимание героини на себя, ему следует сделать что-то действительно серьёзное и эффектное, что произведёт на неё впечатление. Я не говорю о бесполезной, но романтичной ерунде вроде миллиона алых роз, признание в любви с помощью толпы людей, какого-нибудь флэш-моба и т.д. Это только подтвердит его дурачество. Лучше всего серьёзный поступок, совершенно ему не свойственный, чтобы героиня смогла посмотреть на него другими глазами.
К слову это можно проделать с любым персонажем. Чтобы дать героине возможность посмотреть на него "другими глазами" (или чтобы он вышел из френдзоны) он должен сделать что-то ему совершенно не свойственное. Вот тихоне и скромнику как раз пойдёт флэш-моб с сотней людей.
В общем, резюмирую: Каждый мужчина в душе рыцарь и завоеватель. Им нравится ухаживать за девушками, угождать им и проявлять заботу. Совершать подвиги во славу своей избранницы. И он будет совершать их чаще, если избранница будет "подпитывать" это его стремление. То есть как с лампочкой: искренне благодарить и давать понять, что это им нравится.
КАК ПОКАЗАТЬ ЧУВСТВА ГЛАЗАМИ ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА.
Не стоит забывать про этот важный пункт. Потому что персонажи не живут на необитаемом острове. И даже если так, всегда есть хоть какая-то реакция на них со стороны. Даже просто читатель — уже третье лицо.
В произведении очень важно показать отношение персонажей трезвым взглядом. Герои, понятно, влюблены и носят розовые очки. По сути, они предвзяты и даже неадекватны местами. А вот с помощью других персонажей можно показать реальность или стороннее мнение.
Например, глазами сварливой бабки-соседки, которая всё видит в негативном ключе. "Ходють тут, понимаешь... хахаля, понимаешь, себе завела. Худющий, патлатый... Что девка нашла в этом дрыще?".
Или наоборот: героиня в упор не видит чувств героя, считая его другом, зато это хорошо видят её подруги.
Или же герои влюблены и души друг в друге не чают. Их идиллию можно показать через друзей, которые закатывают глаза, глядя на эту ванильную сахарность.
Через описание пары глазами другого человека можно раскрыть их с новой стороны. А можно и раскрыть персонажа, который за ними наблюдает. Например, одиноким людям неприятно смотреть на парочки, тем более если они сами недавно с кем-то расстались. А влюблённым, наоборот, проще увидеть себе подобных.
Это также и взгляд со стороны, который можно использовать в виде интриги. То есть героиня влюблена в прекрасного и заботливого человека, она на седьмом небе от счастья. Всё у них хорошо и будет ещё лучше, а потом повествование переключается на прохожего и мы видим, что всё это фальшивка. Мужчина, например, обнимая девушку, кривится от того, что всё это ему в обузу. Так до читателя можно донести, что не всё так гладко у этой пары.
Или наоборот. Двое ругаются, и чуть ли не до драки доходит, каждый расходится в свой угол. А другой персонаж видит то, что они не показывают друг другу: как героиня украдкой вытирает слезу, а парень оглядывается и грустно смотрит вслед уходящей девушке. Причём это можно описать и словами автора, автор тоже может считаться третьим лицом.
Приёмов очень много, и их использование дополнит картину.
КАК ЖЕНЩИНА ПЕРЕНОСИТ НЕСЧАСТНУЮ ЛЮБОВЬ.
Опять же, частично я об этом уже рассказала. Женщина эмоциональна. Она будет плакать, она может впасть в истерику. В порыве чувства может повыбрасывать вещи или порезать одежду парня, если это разрыв отношений. Может также неудачно постричься, понапридумывать и самой поверить в тысячи небылиц и вообще натворить глупостей. Всё потому, что, поддавшись сильным эмоциям, она перестаёт себя контролировать.
Ещё она может впасть в продолжительную депрессию, жаловаться подругам. Некоторые, особенно те, кто чувствует себя пострадавшей стороной, могут пойти мстить. Некоторые особо злобные личности могут мстить всю жизнь.
Те девушки, которым разбили сердце в самом начале, например, не ответили взаимностью, в основном, реагируют не так бурно, но тоже депрессия-слёзы, мелодраматические фильмы и объедание вкусняшками. Большинство женщин склонны заедать свои неудачи.
Те, кому отказали, скорее всего, постараются избегать того, к кому у них были чувства, и очень глубоко будут переживать любую новость об этом человеке. Как хорошую, так и плохую. Те же, кто расстались, тоже могут либо стараться забыть, либо, наоборот, следить и выпытывать любую мелочь. Тут всё, как всегда, зависит от характера персонажа.
Если нужно показать страдание героини, опишите её обычный день. То, как ей наплевать на свою внешность, опишите апатию и безразличие по отношению к тем вещам, которые были ей важны. Для неё всё теряет смысл. Заострите внимание на паре мелочей, но не увлекайтесь слишком сильно. Можете описать момент, как её глаза вдруг заметили что-то связанное с любимым человеком, как плохо ей стало и т.д. Можно добавить подруг, которые стараются её утешить, или маму. Это тоже неплохо. Мама тоже может быть подругой.
Эти же моменты можно использовать для налаживания отношений с другими людьми. Как правило, девушка в такие моменты очень уязвима, и если подруга, с которой она была в ссоре, постарается её подержать, то, скорее всего, они помирятся.
Нередко после подобных переживаний у героини может упасть самооценка. Но может быть и наоборот, она почувствует себя свободной и решит стать лучше, как говорится, "чтобы всем доказать..."
КАК МУЖЧИНА ПЕРЕНОСИТ НЕСЧАСТНУЮ ЛЮБОВЬ.
Всё же несмотря на всё то, что я тут написала, мужчины не менее ранимы, чем женщины. Но они более агрессивно реагируют на свои неудачи. То есть если девушка может порезать одежду парня, выбросить или испортить его вещи, то парень в приступе ярости может разгромить всё. И плевать, где его вещи, а где вещи девушки.
Но это яростное проявление.
В основном мужчины очень многое проживают в себе. Пытаются не раз проанализировать ситуации, понять, где была ошибка. Или же могут следить и мстить, могут игнорировать или стараться избежать встречи с девушкой.
Но вот тяжёлые депрессии у них бывают реже. А если они случаются, то в разы глубже, чем у девушек, но короче.
Экстраверты, скорее всего, пойдут куда-нибудь развлекаться "назло". Они будут всеми силами доказывать всем вокруг и себе, что им пофиг на всё.
Интроверты же будут переживать в одиночестве и грузить себя изнутри. Им сложнее выбраться из этого состояния, поэтому тут, как нигде, нужны друзья, которые помогут.
Вообще, мужчины редко долго переживают из-за разрыва отношений или того, что их отвергли. По крайней мере, они будут вовсю стараться, чтобы остальные не узнали, что творится у него внутри. Потому что переживание — это признание своей слабости. А мужчины, как вы уже должны понимать, не любят казаться слабыми.
Еще должна отметить одну важную вещь про мужчин-бабников. Многие авторы берут на вооружение пример, когда бабнику отказали, и он такой: "Ах! Как она посмела?! Я ее добьюсь!". Спешу вас разочаровать, в жизни такое происходит крайне редко. Подобные мужчины, какими бы красавцами они ни были, привыкли сталкиваться с отказами и нарастили себе "толстую кожу". Получив отказ в одном месте, они скорее переключатся на другую девушку, ведь "в пруду полно рыбы". И через какое-то время он и думать забудет о той, что ему отказала.
Есть и те, у кого спортивный интерес к определенной девушке, и на отказ они тоже реагируют спокойно, будто это и не серьезно вовсе. Это психологический прием "не реагировать на то, что тебе не нравится или не угодно".
КАК ОПИСАТЬ ВРЕМЕННОЕ РАССТАВАНИЕ И ВОССОЕДИНЕНИЕ ЛЮБЯЩЕЙ ПАРЫ.
Для начала, нужно чётко представлять, какой характер у героев. И какого рода у них отношения. Если они люди, у которых романтика движется медленно и постепенно, если они скромники и скупы на проявления чувств, то вряд ли они будут рыдать, повисая друг на друге.
Но даже у таких пар расставание может быть очень трогательным. Какая-нибудь нежная ласка и грустная улыбка, пара слов вроде "будь осторожна(-жен)" — этого вполне достаточно, чтобы показать их привязанность.
И в тоже время подобная сцена совсем не увяжется с эмоциональной парой. Такие, как раз наоборот, будут лезть обниматься, всплакнут. До последнего будут стоять рядом, с тоской глядя на уходящий поезд (или улетающий самолёт).
Хотя глядеть с тоской может любой. Это подойдёт даже интровертам.
И не стоит забывать о том, что на поведение может влиять не только характер, но и настроение. То есть активная девушка сначала вся такая навеселе, оптимистична, обнимает, целует. Но потом, словно приходит осознание и веселое настроение заменяется грустью. Так же и весёлый энергичный парень: он может вести себя как ни в чём не бывало, шутить, а потом в последнюю минуту выдать какую-нибудь заботливую и серьёзную фразу.
Опять хочу напомнить, что эмоционируют, в основном, девушки. Парни, по большей части, будут стараться избежать ярких проявлений эмоций. Поэтому герой, скорее всего, будет успокаивать героиню, даже если чувствует то же самое. Для этого он может сменить тему разговора, ободрить, пошутить. Даже если неудачно. Тем не менее, парни тоже могут проявлять привязанность. Целовать, обнимать девушку.
Встреча через время не сильно отличается от прощания, разве что превалирует больше радость, чем грусть. А так всё то же самое. Либо короткие нежные объятия, либо порывистые. Ситуации, которые часто показывают в фильмах, довольно редки. Например, когда парень подхватывает девушку и начинает с ней кружиться. Точнее, такое может быть, но у молодой пары. В порыве чувств те могут и забыть, что находятся посреди людей.
Более спокойные пары могут встать друг напротив друга и молча неотрывно смотреть в глаза. И то, и то выражает радость при встрече.
Самое интересное происходит, когда в паре один энергичный экстраверт, а другой скромный интроверт. Один будет ярко проявлять свою чувства и радость, другой же будет жутко стесняться.
КАК ОПИСАТЬ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ЛЮБВИ.
Не самое приятное дело, негативная любовь, но таковая тоже существует. Частично я уже рассказала о ней в предыдущих пунктах, но, думаю, стоит остановиться здесь поподробнее.
Наверняка у вас сразу появляется преставление, что негативная сторона любви — это когда разбито сердце, когда человек страдает, когда начинает мстить или убивать себя. Да, частично это так, но негативная сторона может появиться и в отношениях.
В первую очередь это, конечно, пресловутая ревность.
Многим девушкам нравится, когда парень ревнует. Он вроде как показывает то, что девушка ему дорога. И наоборот, парням нравится, когда ревнует девушка. Однако ревность может доходить до опасных крайностей.
Минутка психологии:
Что такое вообще — ревность? Чаще всего это страх человека, что партнёр его покинет, нередко ревность сопровождается низкой самооценкой: "Она найдёт кого-то лучше, чем я". Неуверенностью в себе: "За что она меня полюбила?".
Вообще, любая ревность — это недоверие к партнёру. То есть сомнение в его верности. Неверие в собственные возможности удержать с собой любимого человека.
Уже не так привлекательно, да?
Тем не менее, стопроцентно уверенных в себе людей нет. Поэтому лёгкую ревность можно показать, и она может дать романтике некую пикантность. Также с помощью ревности можно раскрыть комплексы персонажа или выставить его в невыгодном свете.
Таким образом, в истории не стоит описывать героя как преуспевающего, крутого мачо, уверенного в себе, перед которым девушки штабелями падают, а потом описывать, как он дико ревнует героиню. Это не демонстрирует его любовь, а показывает его низкую самооценку, и вся его крутость уже не так впечатляет. Но он и не должен быть сухарём. Он может высказать своё неодобрение, сдвинуть брови, предъявить права на девушку, выпендриться пред соперником, но никак не закатывать истерики, не орать и не ссориться с героиней из-за приступов ревности. Вспомните! Мужчины не должны истерить.
И наоборот: парень-очкарик и неудачник не будет спокойно реагировать на то, что его девушка общается с другими, этот как раз будет съедать сам себя от ревности.
А вот девушки, к сожалению, более склонны ревновать своего парня. В основном это менталитет современности, по которому девушка обязательно должна найти себе мужчину, женить его на себе и, сделав выбор, вцепиться в него всеми ногтями, чтобы не упустить. Такому стереотипу подвержены не все, но большинство. Тем не менее, на них распространяются те же правила. Уверенная девушка знает себе цену и не будет заморачиваться с ревностью, а вот неуверенная в себе будет постоянно названивать своему молодому человеку, стараться его контролировать, что бы ни дай бог никакая "курица" его не увела.
Парни, как правило, либо сдаются, становясь подкаблучниками, либо бросают назойливых барышень, приобретая предвзятое мнение о любой особи женского пола.
И после этого люди ещё спрашивают, откуда берутся циники среди парней? Почему они не хотят отношений и предпочитают девушек на одну ночь? Потому что отношения после собственного опыта или наблюдая за друзьями, они видят именно такими. А им нужны такие заморочки? Ни один уважающий себя мужчина такого отношения не потерпит.
Это, кстати, всем авторам на заметку: если хотите создать героя-циника, потерявшего уважение к женщинам и не доверяющего им, опишите в его прошлом вот такой вот пример (это может быть и пример родителей), когда женщина вовсю пытается вертеть мужчиной, жёстко его контролировать и командовать им.
Ещё одна негативная сторона любви и отношений — это манипулирование, или, по-другому, абьюз. По сути, это когда один персонаж издевается над другим. Причём это чаще всего непонятно даже объекту издевательств. Как так? А очень просто.
Банальные примеры. Возьмём парня, который пропадает на время, не звонит, никак не даёт о себе знать. Девушка в это время переживает: что случилось, вдруг несчастье, вдруг изменяет, вдруг разлюбил? А потом парень объявляется, "Чего с ума сходишь? У меня всё нормально, это мои проблемы". Вроде успокаивает, вроде всё хорошо, но через некоторое время всё может повториться. И опять нервы, переживания и успокаивание по принципу: "Чего истеришь на пустом месте?". Здесь идёт обесценивание чувств героини, и чрез некоторое время она привыкнет, что об неё вытирают ноги.
Роли, конечно, могут и поменяться, но суть одинакова.
В данном примере парень ни во что девушку не ставит, он может заверять, что любит, может даже сам в это верить, но это нездоровые отношения. Его проблемы становятся важнее, а то, что она там чувствует, — это её забота. И на её проблемы ему плевать.
Это мягкий пример, но часто начинается именно с подобного. А дальше постоянные упрёки "Да сколько можно переживать на пустом месте", постоянное взращивание чувства вины "Если бы ты не доставала меня, я бы не пропадал", ультиматумы "Веди себя хорошо, тогда останусь с тобой" и т.д.
Человек медленно и верно становится безвольным. Ему нельзя сказать лишнего слова, у него пропадает собственное мнение и появляется зависимость. "Как же так, а вдруг он меня бросит, да кому я буду нужна?".
На самом деле, подобное "подтачивание" человека — большая проблема нашего социума, и то, что я рассказала, лишь малая часть. (Если эта тема интересна, поищите статьи в интернете про манипулирование в отношениях и абьюз). А рассказала я это для того, чтобы можно было отобразить эти приёмы в литературе, там, где это нужно.
Такие пары, как правило, на людях делают вид, что всё хорошо, но один из них постоянно под давлением или страдает. Если нужно показать несчастного героя в отношениях, то вот вам золотая жила. А банальное: "Он скучный, он меня не понимает" сострадания, увы, не вызывает. А "Он мне изменяет" — уже банальная банальщина, хоть и актуальная.
А вот отношения с манипулятором (или абьюзером) часто на первом этапе очень красивые и романтичные. Такой человек считает себя самым лучшим и прекрасным и многие покупаются на его уверенность в себе, не замечая, как этот "уверенный в себе" начинает возвышаться путём унижения остальных, а впоследствии и своей второй половинки.
(Вот вам ещё маленький пример: такие люди очень часто ни в грош не ставят людей в сфере обслуживания. Они грубят официантам, по-хамски разговаривают с продавцами или с прислугой в отеле. Добавляя подобные сцены, можно очень хорошо раскрыть такого персонажа)
Если хорошо разобраться, то такие отношения похожи на отношения хозяина и раба. Один получает всё, другой старается лишь угождать, лишь бы не ушёл, не ударил, не нудел, оставил в покое (например, при очередном скандале)...
Самое печальное, что такие отношения очень сложно разорвать, тем более, если им уже год и более, к этому времени самооценка пострадавшего уже почти на нуле и в голове только: "Как же так... я не могу без него/неё". А все потому, что зачастую "жертва" даже не осознаёт своего положения и считает, что в целом всё хорошо.
Очень плодотворная почва для творчества и описания душевных страданий героя. Если вы хотите описать, как ваш герой справляется с трудностями, не обязательно писать о долгах, горячих точках или противостоянии мафии. Попытайтесь вытащить его из таких отношений. Это будет похлеще многих бандитских разборок, уж в плане душевных страданий точно.
Также можно на этом фоне написать очень чувственную романтику, когда в жизни героя появляется кто-то хороший и добрый, помогая справляться трудностями и заставляя вновь поверить в себя.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
КАК ОПИСАТЬ ЧУВСТВА, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТСЯ ПОСТЕПЕННО.
Это один из важнейших пунктов в данной статье, хоть и стоит последним. А всё потому, что очень мало людей умеют описывать отношения, которые развиваются постепенно. Чаще всего герои сразу влюбляются или начинают друг другу нравиться или не нравиться, если сюжет про отношения через ненависть. То есть, соответственно, они друг на друга реагируют.
Другими словами, стоит героям встретиться — и мы сразу наблюдаем за тем, как появляются чувства, осознанные или нет.
На кратком примере я расскажу вам, как можно построить постепенное развитие отношений.
Первая встреча.
Он: Вы археолог? Вот, я вам привёз скелет динозавра.
Она: Да спасибо, поставьте сюда.
Всё. Никаких: "ах, он красавец", "ах, она обворожительна". Чётко, сухо, по существу. Никаких мыслей, никаких описаний со стороны персонажей. А если они есть, то только нейтральные и бесстрастные.
Вторая встреча.
Он: Вот вам ещё скелет.
Она: Что-то он какой-то странный.
Он: Так будете брать или нет?
Можно небольшой диалог, но, опять же, в нейтральных тонах. Помните: их ничего не связывает. Избегайте любых намёков на флирт. Должно пройти какое-то время для обычного знакомства.
К третьей встрече можно добавить уже что-то более личное.
Например, парень приезжает раньше и застаёт героиню заснувшей от переутомления. Он может подумать что-то о том, какая она уставшая, или о том, стоит ли её будить. Не нужно тут же добавлять, какая она хорошенькая или какие у неё ножки. Нет, просто мысли о человеке, опять же, без намёка на флирт, романтику или симпатию.
После этого небольшой разговор на всё ту же тему работы, но можно добавить мыслей и впечатления от этой встречи или человека.
Он: "Что-то она сегодня непривычно тихая. Раньше всё досконально осматривала и возмущалась каждой пылинке".
Она: "А он молодец, на этот раз даже квитанция правильно заполнена".
И помните. Мир не крутится вокруг их начавшихся или не начавшихся отношений. Все эти встречи должны разбавляться другими будничными или не очень делами. То есть надо насытить их жизнь и чем-то другим. Соседкой, кошкой, булочной, подругой со странностями, родителями, пожарной машиной в три часа ночи, выигрышем в лотерею, поломанным телевизором, чем угодно. Герои должны жить. Отношения героев на первых порах не должны выглядеть на общем фоне чем-то особенным. По степени важности они должны быть наравне с покупкой корма для кошки и сработавшим посреди ночи будильником.
А уже через несколько встреч можно добавлять персонажей в мысли друг друга, но осторожно.
Он (рассматривая какой-нибудь доисторический скелет): "Хм... ей бы понравились эти кости".
Она: "Сегодня опять доставка, интересно, что он сегодня привезёт. Может трицераптора?..".
Опять же, в первых мыслях не стоит показывать личное отношение одного персонажа к другому. Никаких характеристик. Лучше всего в начале их связать тем, что объединяет героев.
А уже после этого можно добавлять впечатления и оценки.
"Она сегодня симпатичная".
"Ох, он побрился".
Тут герои начинают присматриваться.
В диалоги можно добавлять элементы флирта или шутки. То есть продемонстрировать желание персонажа понравиться другому.
Но не забывайте то, что все эти этапы могут проходить не равномерно. Например, герой уже созрел для флирта, а героиня все ещё вся в своих костях и скелетах и не замечает его попытки произвести впечатление. Или наоборот: она принаряжается для встречи с ним, он такой: "Вот тут нужна ваша подпись", после чего разворачивается и уходит как ни в чём не бывало.
После того, как сделан первый шаг, должен, как ни странно, произойти второй. И ещё, и ещё. Более смелые попытки флиртовать, более близкое общение. Можно столкнуть персонажей не по работе. Или создать момент, когда один из них разоткровенничается.
Лучше всего создать ситуацию, когда герои узнают друг друга, но не намеренно, а как-то даже случайно. Опишите, как возникает взаимная симпатия, но не демонстрируйте ее. После этого можно добавить размышления о том, есть ли вообще шанс? Нравится он/она или нет? Выйдет из этого что-то хорошее или нет? Минутки сомнения возникают у всех.
И не забывайте про личную жизнь персонажей. У каждого из них помимо работы и встреч есть ещё много чего: семья, друзья, интересы и тд. Или, если это фентази, это могут быть битвы, сражения, погони. Фантастика: перестрелки, полёты по космосу. Детектив: расследование, улики, подозреваемые. Разбавляя всё это, вы создаёте впечатление реальной жизни.
После этого персонажам можно добавить какую-то трудность. В моём примере: героиню перевели в другой музей, героя поставили на другой маршрут, и т.д.
Как герои преодолеют трудности, как будут общаться всё время — это важно и составляет основу романтических отношений. Так же не стоит забывать и о том, о чём я писала выше: о характерах и специфике поведения мужчин и женщин. Пример, что здесь приведён, — не эталон и не шаблон, это вариант. Герой может быть тем самый мальчиком-зажигалкой, который неизменно поднимает скучающей на работе героине настроение. Каждая встреча сопровождается смехом, и героиня постепенно влюбляется в него, переживает о том, как она, серая мышка, понравится такому человеку, а он вдруг ни с того ни с сего зовёт её на свидание.
Или наоборот. Она — уверенный в себе учёный со степенями и логическим мышлением, а он — простой работяга, пытающийся хоть как-то показать себя с лучшей стороны.
Самый важный приём — это поначалу не придавать важность их общению. Избегать любой формы флирта. При построении описаний и диалогов попробуйте представлять персонажей другого пола или возраста, чтобы сразу отмести сексуальные подоплёки. А флирт вводите постепенно и аккуратно. Потом можно описать ненавязчивое впечатление от очередной встречи. У него поднялось настроение, вдруг мир стал краше и т.д. Но не объясняйте причин. Типа это само собой получилось.
Но читатель поймёт, что это первые признаки влюблённости. Вообще, не делайте из читателей дураков, объясняя им всё и вся. Поверьте, читатели видят и понимают очень многое. И они ценят произведения, где есть, что домыслить. Я не имею в виду оборвать конец — и думайте, что хотите. Легкая недосказанность местами придает очарования истории и эффект вовлечения.
Можно, кстати, идти и от противного. Например, герой, такой мачо, сразу заприметил симпатичную девушку и недвусмысленно предложил ей провести весёлую ночку. Получил отказ и забил на это дело. Героиня же стала его сторониться, но по определённым причинам они продолжали пресекаться. Работа, общие друзья или учёба в одной группе. Герой, приняв отказ, перестал оценивать героиню как сексуальный объект, приключившись на других, а героиня наоборот начала к нему присматриваться. Или же она обиделась и старается его игнорировать, а он продолжал за ней наблюдать, понимая, что она начинает ему нравиться всё больше и больше. (И опять напоминаю: нужно разбавлять всё это буднями, которые СОВЕРШЕННО не касаются другого из главных героев).
Но помните, первые разговоры после фиаско вначале тоже должны быть нейтральными. А попытки флирта должны тут же одним из них пресекаться.
Симпатия должна появляться не при второй встрече, а постепенно. Сначала "вот вредина", потом "а, эта та вредина", "а ничё такая вредина", "да, в общем-то, она и не вредина", "да она симпатяжка", "о, а вот и наша красоточка", "о, а вот, наконец, и она", "наконец-то пришла, я соскучился"...
Главное правило: постепенность и переключение внимания.
То есть чем больше промежуточных этапов, тем лучше. Но не увлекайтесь слишком. Всё должно быть в меру.
Надеюсь, данная статья поможет авторам в написании и проработке романтических и не очень отношений. Я буду этому очень рада.
P.S. Любите друг друга и пишите побольше милых и светлых историй о настоящей любви.