Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Настёна СПб: > 16.11.17 18:49


Peony Rose писал(а):
Для себя я сделала вывод: славяне в отношении жертв были не хуже и не лучше других народов. Жертвы были, но это было не каждый день, а при особых обстоятельствах (война, голод, мор, похороны знати и пр.)
Элли, спасибо за ответ Flowers ! Вот и у меня создалось впечатление, что человеческие жертвы приносились в каких-то "экстремальных" ситуациях. Ну и традиционная девушка в жертву Велесу или на Купалу.

Peony Rose писал(а):
Меня одинаково смущают и возгласы христиан о том, что на Руси до Крещения все было плохо, и возгласы родноверов о том, что в то же время все было радужно-хорошо и все цвели и пахли

Аналогично. Когда, допустим, в литературе описывают, как наши кровожадные предки людей резали почем зря, то меня начинают терзать смутные сомнения. Также удивляет, когда говорят "а у них-то" девиц в омут бросали, а у нас куколок/чучело. В XIX веке, может, уже и чучело...

...

Vlada: > 16.11.17 19:39


Peony Rose писал(а):
Меня одинаково смущают и возгласы христиан о том, что на Руси до Крещения все было плохо, и возгласы родноверов о том, что в то же время все было радужно-хорошо и все цвели и пахли

Пиончик, ты озвучила мои мысли! Из-за первой части твоего предложения я прямо возненавидела тот самый фильм с Данилой Козловским "Викинг". Non
Нивера писал(а):
Интересно, почему у них с семьей Ганди были разногласия, наверно по политическим вопросам?

Ирина, я сразу хотела об этом написать, да вот забыла. Пишу сейчас. Гаятри Деви возглавляла оппозиционную партию, и это повлияло, конечно, на отношения с семьей Ганди, но главной причиной была другая. Об этом нечасто пишут, но все же. Индира Ганди всю жизнь ненавидела умных, красивых женщин, происходящих из высшей касты. Последняя королева Джайпура как раз из таких. Я с уважением отношусь к Индире, но она тоже имела своих тараканов в голове. Smile
Настёна СПб писал(а):
Насколько в дохристианской Руси были распространены человеческие жертвоприношения?

Отличный вопрос! Надо бы покопаться в литературе... А, вообще, любая цивилизация не избежала жертвоприношений, не говоря уже о более древних временах. И если понимать жертвоприношения широко, то все войны 20 века (их же не просто так вели), на мой взгляд, это жертвоприношения во имя целей определенных людей. ИМХОшечка.

...

Прикольная Лулу: > 17.11.17 13:18


Цитата:
Лулу, пишите два (лучше информативных) сообщения, и вы с нами


Какая с меня информация по истории? Sad Я люблю почитать tender

...

Прикольная Лулу: > 17.11.17 14:26


Настёна СПб писал(а):
что вас наиболее интересует. Эпоха? Личности?


Эпоха Наполеона. А если в российской истории- Иван Грозный и его время.

Спасибо за ссылки на темы. Обязательно почитаю. Flowers

...

Vlada: > 02.12.17 14:15


Добрый день, леди! Пришла зима, а вместе с ней праздники и балы). Да, самые настоящие балы. И в поисках идей для шитья исторического платья эпохи модерн я нашла много другого об одежде разных эпох. Мне особо понравились видео, в которых показано, как происходил процесс одевания одежды. Столько предметов надеть на себя и не упасть под тяжестью)). Помнится, я даже что-то выкладывала ранее, поэтому, если повторюсь, не ругайте.










...

Vlada: > 06.12.17 00:06


 » История двенадцатая. Рошанара Бегум

Женские имена на карте Индии. История двенадцатая. Декабрь. Рошанара Бегум

Рошанара Бегум (Бегам)(3 сентября 1617 – 11 сентября 1671) являлась могольской принцессой, второй дочерью императора великих Моголов Шах-Джахана и его главный супруги, императрицы Мумтаз-Махал. Рошанара была блестящей женщиной, талантливым поэтом и, к моменту ее смерти в 1671 году, одной из самых известных женщин в империи Моголов. Хотя, прочитав о ее жизни, я бы еще прибавила, что она была интриганкой, любила власть и деньги.
У Рошанары было четыре брата, достигших зрелости (другие умерли в раннем возрасте). Самый старший - Дара Шикох, любимый сын Шаха Джахана и наследник Павлиньего трона. Шах Шуджа, второй сын, был непокорным губернатором Бенгалии, желавший захватить трон отца. Аурангзеб, третий сын, был номинальным губернатором Декана. Мурад, самый младший сын, был назначен губернатором штата Гуджарат, но он оказался настолько слабым и бездарным правителем, что Шах-Джахан лишил его титулов, отдав их старшему сыну. Это вызвало семейную борьбу между Шахом Джаханом и его озлобленными младшими сыновьями, которые решили свергнуть стареющего императора и захватить престол для себя. Во время этой борьбы за власть Дара Шикох получил поддержку своей старшей сестры, Джаханары Бегум (о которой я рассказывала в сентябре), а Рошанара Бегум встала на сторону Аурангзеба. Благодаря ей был сорван заговор отца и старшего брата против Аурангзеба. Согласно истории, Шах Джахан направил Аурангзебу письмо с приглашением посетить Дели, чтобы мирно урегулировать семейный кризис. Однако, по правде говоря, Шах Джахан планировал захватить, заключить в тюрьму и убить Аурангазеба в тюрьме, поскольку рассматривал своего третьего сына как серьезную угрозу престолу. Когда Рошанара узнала о письме, она отправила посланника к Аурангзебу, изложив истинные намерения своего отца, и предупредила его, чтобы держался подальше от Дели.
Аурангазеб был чрезвычайно благодарен Рошанаре за своевременное предупреждение. Когда война преемственности была разрешена в пользу Аурангзеба, она быстро стала могущественной фигурой при дворе. Опасаясь, что Дара Шикох может отомстить ей за ее роль в войне за престолонаследие, если сможет вернуться к власти, Рошанара настаивала на том, чтобы старшего брата казнили. Легенда гласит, что когда Дара был обезглавлен, Рошанара обернула кровавую голову в золотой тюрбан, аккуратно упаковала и отправила отцу в подарок от Аурангзеба и нее. Шах Джахан, который открыл пакет, был так огорчен видом головы своего любимого сына, что упал без сознания на пол. Он не мог прийти в себя много дней после этого.
Отношения Рошанары со старшей сестрой Джаханарой были испорчены ревностью, поскольку последняя, несомненно, была любимой дочерью отца. Рошанара взяла верх над своей сестрой, когда Аурангазеб отстранил Джаханару с поста главы Императорского гарема, и поставил вместо нее младшую сестру.
В конце концов, однако, Рошанара и Аурангзеб тоже поссорились. Могольские принцессы были обязаны оставаться одинокими еще со времен Акбара, чтобы их потомство не бросило вызов престолу. Рошанара, по слухам, имела любовников. Кроме того, она правила гаремом Аурангзеба железной рукой и заслужила ненависть многих жен своего брата. Она также любила золото и землю, и накапливала богатства в больших масштабах, брала взятки. Это привело к многочисленным жалобам на нее. Кроме того, она вопиюще злоупотребляла широкими полномочиями Аурангазеба, предоставленными ей непосредственно перед отъездом на продолжительную военную кампанию в Декан, для достижения собственных финансовых целей.
Ее враги вскоре донесли все Аурангазебу. Сам очень строгий мусульманин, Аурангзеб разозлился на то, что сестра вела слишком свободный образ жизни, и из-за ее жадности. По возвращении в Дели он лишил Рошанару своих полномочий, изгнал ее из своего двора и приказал остаться в уединении и жить благочестивой жизнью в ее дворце в саду за пределами Дели. После установления правления Аурангзеба Рошанара все еще боялась последствий своих действий и попросила брата построить для нее дворец вдали от обнесенного стенами города. Она решила держаться подальше от политики, которая становилась опасной и неопределенной. Рошанара решила вести эзотерическую жизнь в своем дворце в Дели, в Рошанара Багх, саду, который она спроектировала и заказала сама.
Она никогда не выходила замуж и жила в своем дворце до конца своей жизни.
Рошанара умерла в возрасте 54 лет и похоронена в своем саду.

...

Vlada: > 01.01.18 19:49


 » Женщины Акбара. История первая. Мать императора.

Продолжаю в новом году индийскую тему, немного изменив подачу материала. Представляю вам цикл "Женщины Акбара". Как известно, это величайший из могольских правителей в Индии.
Женщины Акбара. История первая. Мать императора.
Hamida Banu Begum
Хамида Бану Бегум была женой второго могольского императора Хумаюна и матерью его преемника, Акбара. Также она известна под именем, данным ей сыном - Мариам Макани.
Хамида родилась в 1527 году в семье Шейха Али Акбара Джами, персидского наставника могольского принца Хиндала Мирзы, младшего сына первого императора Моголов Бабура. Матерью Хамиды была Маха Афроз Бегум. С будущим мужем принцем Хумаюном Хамида Бану Бегум познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой, когда часто посещала дом Мирзы Хиндала. Принц жил в изгнании после своего побега из Дели из-за армии Шер Шаха Сури, желавшего восстановить афганское правление.
Когда зашли переговоры о браке Хумаюна с Хамидой Бану Бегум, и сама Хамида, и Хиндал Мирза выступили против этого, возможно, потому, что они были связаны друг с другом. Вероятно, Хамида была влюблена в Хиндала, хотя есть только косвенные доказательства этому. В своей книге «Хумаюн-Нама» сестра Мирзы и близкий друг Хамиды, Гулбадан Бегум, отметила, что в те дни Хамиду часто видели во дворце ее брата, и даже во дворце их матери Дильдар Бегум. Первоначально Хамида отказалась от предложения, но, в конце концов, после сорока дней преследования и по настоянию Дилдар Бегум, согласилась выйти замуж за Хумаюна. Брак состоялся в день, выбранный самим императором, заядлым астрологом. Это случилось в середине дня в понедельник сентября 1541 года в Патре. Таким образом, Хамида стала младшей женой правителя.
Два года спустя, после опасного путешествия по пустыне, 22 августа 1542 года, Хамида и император Хумаюн достигли маленького восточного города Умеркота, управляемого Рана Прасадом. Там им предоставили убежище. Через два месяца ранним утром 15 октября 1542 года здесь родился будущий император Акбар. Мальчику при рождении дали имя Джалал-уд-Дин Мухаммед Акбар.
В последующие годы Хамида Бану Бегум совершила многочисленные трудные путешествия, чтобы следовать за своим мужем, который все еще находился в изгнании. Сначала, в начале декабря 1543 года, она с сыном отправилась в лагерь в Юне, затем совершила опасное путешествие из Синда в Кандагар. Оставив своего маленького сына, Хамида сопровождала своего мужа в Персию, здесь они посетили святыни ее предка, Ахмада Джами, и шиитское святилище в Ардабиле в Иране, месте происхождения династии Сефевидов, что очень помогло им в последующие годы. В 1544 году она родила дочь, после этого вернулась из Персии с войском, данным Хумаюну шахом Ирана, и в Кандагаре встретилась с Дильдар Бегум и Мирзой Хиндалом. Своего сына Акбара она не видела несколько лет, но уже в 1548 году и она и Акбар сопровождали Хумаюна в Кабул. В ноябре 1554 года, когда Хумаюн отправился в Индию, она осталась в Кабуле. Хумаюн взял под контроль Дели в следующем 1555 году, но умер в течение года после возвращения, скатившись вниз по ступенькам своей библиотеки в Пурана-Кила. Сыну Хумаюна и Хамиды было на тот момент тринадцать лет, и ему предстояло стать величайшем правителем могольской Империи.
Хамида Бану Бегум присоединилась к Акбару из Кабула только во время его второго года правления, в 1557 году. Известно, что она вмешивалась в политику в некоторых случаях, например, во время свержения министра Байрам хана. Однажды Хамида Бану Бегум и ее невестка Рукия Султан Бегум (главная жена Акбара) умоляли императора пощадить некоего человека, повинного в смерти другого, но Акбар отказал по религиозной причине. Позже, когда Принц Салим, будущий император Джахангир, восстал против своего отца Акбара, Хамида Бану взяла на себя дело своего внука, и после этого последовало примирение, несмотря на то, что Салим убил любимого министра Акбара Абу-аль-Фазля. Император безмерно уважал свою мать: известно, что Акбар брил голову и подбородок только в двух случаях: первый раз - при смерти своей кормилицы Анги, а другой - при смерти матери.
Умерла мать императора 29 августа 1604 года в Агре, всего за год до смерти ее сына Акбара и почти полвека после смерти мужа, и похоронена в гробнице Хумаюна.
В кинематографе ее образ воплотила Пунам Синха в фильме Ашутоша Говарикера «Джодха и Акбар»

Наргис в фильме «Хумаюн» 1945 г. режиссера Мехбуба

и другие актрисы.
С вами была Vlada. Продолжение следует...

...

Vlada: > 15.01.18 23:50


 » Женщины Акбара. История вторая. Кормилица императора

Женщины Акбара. История вторая. Кормилица императора
Период 1560—1562 годов правления династии Великих Моголов называют «периодом правления юбок». И это не случайно. Будущий великий правитель Акбар был в то время слишком молод, чтобы полностью править самостоятельно. На него оказывали большое влияние не только мать и первый министр, но и коалиция, стоявшая за кормилицей, практически ставшей ему приемной матерью. Эту женщину звали Махам Анга, и она заботилась о молодом Акбаре, поскольку его собственная мать, Хамида Бану Бегум, была в основном в отъезде, а отец, Хумаюн, жил в изгнании на протяжении многих лет. По некоторым сведениям, Махам Анга была дочерью Мубрики Бегум, одной из многочисленных жен императора Бабура, отца Хумаюна.
В 1556, после смерти Хумаюна, регентом при наследнике и главным министром стал Байрам-хан. С 1556 по 1560 г. он самостоятельно управлял империей Великих Моголов. В 1560 году Акбар взял власть в свои руки, а Байрам-хан из-за придворных интриг был отстранён от управления государством и удалён от двора. К этому была причастна Махам Анга, у которой был сын Адхам-хан Кока. Кем был его отец достоверно неизвестно, однако существует мнение, что Адхам-хан был побочным сыном падишаха Хумаюна (то есть вполне возможно он приходился единокровным братом Акбару!). Тут встает интересный вопрос: если Махам Анга действительно была дочерью Бабура, выходит, она согрешила с единокровным братом? (матери у них были, понятно, разные). Как бы там ни было, но если своего сына Махам Анга родила от Хумаюна, то вполне понятны амбиции этой женщины. Чем ее сын хуже, чем другой сын Хумаюна, Акбар?.. Будучи с детства приближен к будущему падишаху, Адхам Кока после его воцарения получил военный чин пандж-хазари («командира 5000») и хорошо зарекомендовал себя при осаде Манкота. В третий год правления падишаха Акбара визирь Байрам-хан пожаловал ему джагир в районе Бхадавар на юго-востоке от города Агры, где должен был воевать с местными раджпутскими кланами. Джагир - господствующая форма феодального землевладения в Империи Великих Моголов XVI—XVIII вв. Владелец джагира (джагирдар) фактически являлся полновластным правителем своего владения, получал в свою пользу часть земельного налога и был обязан за это содержать определённый отряд наёмной конницы; при этом формально вся выделенная в джагир земля продолжала принадлежать падишаху. Недовольный своим джагиром Адхам Кока обвинил Байрам-хана в пристрастии. В 1561 году, когда Байрам-хан с семьей отправился с паломничеством в Мекку, возле Гуджарата он был предательски убит.
Кормилица Махам Анга де-факто стала регентом Могольского государства после изгнания Байрам-хана в 1560 году и до принятия Акбара полной власти в 1562 году. Визирем был назначен Муним-хан. Муним-Хан-и-Ханан был генералом еще при Хумаюне, также служил губернатором Бенгалии и Бихара в 1574-1575 годах.
Махам Анга, несомненно, пользовалась в те годы значительным влиянием; этому способствовали неопытность Акбара, слабость Муним-хана, а также то доверие, которое питал Акбар к ней и ее родственникам. Дурное правление этих лет должно быть объяснено тем, что Акбару не удалось найти способного министра, который мог бы заменить Байрам-хана.
Следующие драматические события привели к тому, что отношения между кормилицей и императором дали трещину. 29 марта 1561 года сын кормилицы, полководец Адхам-хан, разбил войска малавского султана Баз-Бахадур-шаха при Сарангпуре, взял столицу султаната город Шадиабад и захватил сокровища и гарем Баз-Бахадур-шаха. Главную жемчужину – жену султана Малвы, известную танцовщицу и поэтессу Рупамати, ему взять не удалось – чтобы не достаться врагу, она приняла яд.. От неё остались лирические песни на языке хинди, отличающиеся простотой формы и пылким чувством. Песни Рупамати до сих пор еще поются на её родине. Захватив богатейшую добычу, Адхам-хан отправил в Агру падишаху Акбару всего несколько слонов с дарами, а остальное присвоил. Захваченных в плен малавцев (кроме наложниц султана) казнили.
Поведение Адхам-хана в Малве шокировало падишаха Акбара. Махам Анга попыталась предупредить сына, но Акбар прибыл в ставку Адхам-хана быстрее и потребовал у военачальника отчёта о его действиях в отношении добычи и пленников. Адхам-хан вынужден был вернуть присвоенную добычу, и был официально прощён Акбаром. Однако вскоре падишаху донесли, что его молочный брат утаил у себя двух самых красивых наложниц Баз-Бахадур-шаха. Когда об этом узнала Махам Анга она хладнокровно велела убить этих девушек чтобы обелить сына перед Акбаром.
Адхам-хан был смещён с должности командующего малавской армией. Влияние Махам Анги на падишаха так же резко уменьшилось и в ноябре 1561 года Акбар назначил визирем её недруга Атка-хана, вызванного из Кабула. В 1562 году Адхам-хан со своими приближенными ворвался в служебное помещение визиря в Агре, примыкающее к покоям падишаха Акбара и его гарему, неожиданно ударил безоружного визиря Атка-хана кинжалом, а затем приказал одному из своих телохранителей добить его. После убийства Адхам-хан попытался попасть в гарем, однако его двери оказались запертыми изнутри. В это время из своих покоев появился падишах Акбар, услышавший шум и увидевший убийство Атка-хана. Адхам-хан бросился к падишаху и, то ли прося о прощении, то ли желая напасть на Акбара, схватил его за руку. Падишах в ответ ударил его в лицо и приказал сбросить тело Адхам-хана вниз через перила лестницы. Когда выяснилось, что сын кормилицы не умер, разгневанный Акбар приказал поднять его наверх и сбросить второй раз. После этого тело Адхам-хана было отправлено в Дели.

Падишах лично сообщил Махам Анге о гибели её сына, после чего она через сорок дней умерла от потрясения. Акбар велел построить Адхам-хану и его матери великолепную гробницу в Мехраули в нетипичном для могольской архитектуры стиле. Подобные гробницы характерны для захоронений династии Сури (1540—1557гг) и династии Лоди. В 1830-х годах британский офицер Блейк из Бенгальского муниципалитета переделал гробницу в свою резиденцию и передвинул захоронения, устроив в гробнице гостиную (!!!Интересно, как это восприняли индийцы...). После смерти Блейка загородная резиденция использовался многими британцами: в одно время здесь был полицейский участок и почтовое отделение. Гробницу освободили и отреставрировали по приказу лорда Керзона. Захоронение вернули на прежнее место под центральный купол, однако гробница матери Адхам-хана была утрачена.
Образ Махам Анги можно увидеть в историческом кино об Акбаре. Ила Арун в роли кормилицы в фильме «Джодха и Акбар» 2008 г.

Также образ Махам Анги воплотила Ashwini Kalsekar в сериале Jodha Akbar

...

Нивера: > 17.01.18 10:18


Vlada, спасибо за интересные исторические статьи. Flowers
Хамида - женщина, разделившая тяготы правителя в скитаниях и борьбе за трон, и одновременно она смогла сохранить уважение сына, хотя не была постоянно рядом с ним. Заинтересовал момент
Vlada писал(а):
Также она известна под именем, данным ей сыном - Мариам Макани.

Имеется в виду посмертный титул?

Кормилица Акбара, Махам Анга, оказалась амбициозной, умной женщиной, таких в истории можно найти немало. Но, как это часто бывает, когда ставка делается на недальновидного человека, она проиграла в своей борьбе за власть.

...

Vlada: > 03.02.18 00:10


 » Женщины Акбара. Жёны и наложницы.

Женщины Акбара. История третья. ЖЕНЫ И НАЛОЖНИЦЫ АКБАРА. Вступительная часть.
Начну с того, что я очень люблю всемирно известный индийский фильм 2008 г. «Джодха и Акбар», повествующий о любви могольского императора и раджпутской принцессы, ставшей женой Акбара. Но этот фильм не отражает всей правды о семейной жизни Акбара. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе. Почему непростом? Да потому, что даже точное количество жен императора трудно установить – источники называют от 22 до 30 жен, а количество его наложниц – от 200 до 300. Кроме того, если даже принять версию 22 жен, то далеко не все имена женщин известны, и в анналах истории они остались как «дочери такого-то».
Привожу список:
брак: ♀ Ачанак Бегум
брак: ♀ Шахзада Рукайя Султан Бегум , главная жена падишаха
брак: ♀ Дочь Джамал Хана из Мевата
брак: ♀ Дочь Абдуллы-хана
брак: ♀ Наваб Салима Султан Бегим Сахиба
брак: ♀ Махараджкумари Шри Натхи Бай Сахиба ,
брак: ♀ Хамида Бану Мариам уз-Замани Бегум Сахиба , еще одна главная жена
брак: ♀ Прежняя Жена Абдул Васы
брак: ♀ Биби Даулат Шад
брак: ♂ Дочь Миран Мубарак Шаха Фаруки II ,
брак: ♂ Дочь Султана Мухаммада Насыра Уд-дин Хусейн Шаха , Десятый брак Акбара
брак: ♀ Синдх Бегум Сахиба , Одиннадцатый брак Акбара
брак: ♀ Баиджи Лал Радж Канвари Сахиба , Двенадцатый брак Акбара
брак: ♀ Баиджи Лал Бханумати Канвари Сахиба , Тринадцатый брак Акбара
брак: ♀ Дочь Нахар Дас Исар Даса , Четырнадцатый брак Акбара
брак: ♀ Дочь Раджи Шри Джаи Чанд из Нагаура , Пятнадцатый брак Акбара
брак: ♀ Касыма Бану Бегум Сахиба ,
брак: ♀ Дочь Махаравал Шри Аскаран Сахиб Бахадура
брак: ♀ Ражкумари Шри Рукмавати Баиджи Лалл Сахиба , Восемнадцатый брак Акбара
брак: ♀ Дочь Раджи Шри Кешо Дас Ратхора из Мерта , Девятнадцатый брак Акбара
брак: ♀ Дочь Насыр Хана , Двадцать первый брак Акбара
брак: ♀ Дочь Кази Изы из Казвина , Двадцатый брак Акбара
брак: ♀ Дочь Шри Шри Махараджи Лакшми Нараян Бхуп Бахадура, Раджи Кооч Бехара , Двадцать второй брак Акбара

Конечно, меня не мог не заинтересовать факт подобного многоженства императора. Большое количество наложниц меня вовсе не смущает, ибо в гаремах турецких султанов их тоже было достаточно. Но жены?.. Вот какое объяснение этому факту я нашла у автора Бэмбер Гаскойн, «Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана»:
« […]раджа Джайсалмера попросил соизволения принять от него одну из дочерей для императорского гарема; девушка была милостиво принята, и за ней послали Бхагвана Даса. […] раджа Биканера предложил свою племянницу; она также была принята. В конечном итоге у Акбара насчитывалось более трехсот жен, но политические преимущества этого потока предлагаемых царских дочерей, одну из которых позднее доставили даже из Тибета, были неисчислимы. Реальное число обитательниц гарема доходило до пяти тысяч, среди них немало пожилых женщин, но еще больше юных прислужниц или амазонок из России (??? – вопросы от меня) и Абиссинии в качестве вооруженной охраны — все они имели статус рабынь. Именно они, если требовалось, становились наложницами императора. Три сотни женщин считались истинными женами, хотя Коран ограничивает их количество четырьмя. Однако в одном из стихов Корана, допускающем двоякое истолкование, содержится намек на допущение так называемой мута, временной, договорной формы брака, в отличие от пиках, обозначающей совершение ортодоксальной брачной церемонии. В брак, обозначаемый словом «никах», можно было вступить со свободной мусульманской женщиной после совершения соответствующей церемонии, и должно было вступать в подобный брак (по крайней мере, иметь такое намерение) на всю жизнь. Брак мута мог быть заключен со свободной женщиной-иноверкой, не сопровождался традиционной церемонией и совершался по взаимной личной договоренности между мужчиной и женщиной на точно определенный срок. Бадавни описывает замечательные споры между Акбаром и его учеными богословами-улема-ми на предмет того, можно ли считать на основе принципа мута, что император состоит в законном браке с огромным количеством своих жен. Стороны обменивались доводами, приводили и опровергали прецеденты ровно до тех пор, пока Акбар, отчасти напоминая своим поступком известный эпизод из истории правления английского короля Генриха VIII, не сместил своей волей суннитского кази, который не разделял точку зрения императора, и не заменил его кази-шиитом, с этой точкой зрения согласным. Позже Акбар имел наглость издать декрет, утверждающий, что человеку обыкновенному лучше всего иметь одну жену. Возможно, он судил при этом на основе собственного опыта».
Несмотря на такое количество жен, к 26 годам у Акбара не было наследника. Жены, конечно, рожали, но либо девочек, либо мальчиков, которые вскоре умирали. Акбар много молился сам о наследнике, просил других молиться о том же. Шейх Салим Чишти из Сикри предсказал ему, что у него родятся три сына. Так оно и случилось! В честь первого сына (будущего императора Джахангира) мальчику дали имя Салим (его матерью была та самая раджпутская принцесса, о которой сняли фильм).
Наиболее известны факты из жизни трех жен Акбара: Рукайи Султан Бегум, Мариам уз-Замани, Салимы Султан Бегим. О них будет подробный рассказ.

продолжение следует...

...

Vlada: > 04.02.18 23:07


 » Женщины Акбара. История третья. ЖЕНЫ И НАЛОЖНИЦЫ АКБАРА .

Женщины Акбара. История третья. ЖЕНЫ И НАЛОЖНИЦЫ АКБАРА.
Рукайя
Благодарю кинематографу, многие люди думают, что главной (а то и единственной) и любимой женой Акбара была раджпутская принцесса Джодха. Однако до брака с ней Акбар уже был женат. Главной его женой всю жизнь была Рукайя (другое написание имени – Рукийя) Султан Бегум. Она была внучкой первого Могольского императора, племянницей второй жены третьего императора, сторонницей четвертого в его преемственности и приемной матерью пятого! Рукайя Султан Бегум имела большое влияние в Империи великих Моголов.
Итак, Рукайя была внучкой Бабура, и это делало ее очень высокородной принцессой, поскольку в ней соединилась кровь потомков Тамерлана (через прабабку) и Чингисхана (через прадеда). Родилась она в 1542 г. и была единственной дочерью своего отца Хиндала Мирзы и матери Султанам Бегум. Хиндал был женат только один раз и поэтому его преданность по отношению к своей жене очевидна. Он был самым младшим и самым любимым сыном императора Моголов Бабура, и приходился сводным братом императору Хумаюну, отцу Акбара. В 1551 году, когда Хиндал Мирза пал в битве, помогая Хумаюну, его дочери Рукайе было всего девять. Дядя Хумаюн устроила ее брак со своим сыном, будущим правителем Акбаром. Он отдал все богатства своего покойного младшего брата молодой паре, в том числе провинции Газни. Брак Рукайи с Акбаром был торжественно заключен около Джаландхара, Пенджаб, когда им обоим было по 14 лет. Примерно в то же время ее 18-летняя двоюродная сестра Салима Султан Бегум вышла замуж за значительно более старшего регента Акбара Байрама- хана. Пройдет время, и овдовевшая Салима станет женой Акбара.
Рукайя стала Падишах Бегум после вступления мужа на престол Моголов. Она, в отличие от своего мужа, была прекрасно образована. Ни в одном из доступных мне источников ничего не сказано о внешности этой женщины: была ли она красива или имела недостатки? На картинке - современная актриса Лавина Тандон в роли Рукайи. Но независимо от того, сколько браков заключил Акбар за всю свою жизнь и того, сколько наложниц было у него в гареме, Рукайя всегда была его главной супругой до самого конца. Ее положение и статус в сердце Акбара всегда были выше и больше, чем у любой другой женщины в его жизни, потому что она понимала его лучше всех. Фактически, в современном понимании она была женой-консортом. Став старше, Акбар признал, что если бы в молодости он был мудрее, он не был женат более чем один раз. Ему приходилось заключать брак по политическим мотивам или же «из вежливости» (именно таким был его брак с Салимой Султан Бегум). Кроме того, Рукайя оказалась бездетной, и это тоже было важной причиной для заключения браков с другими женщинами. Акбару нужны были сыновья.
Правда, существует мнение, что Рукайя все же родила двойню – девочку и мальчика, умерших во младенчестве, однако историки считают, что матерью этих детей была одна из наложниц. Теперь уже не узнать правду, но ясно, что Рукайя страдала оттого, что у нее нет детей. Но она заботилась о детях императора от других женщин. Акбар также отдал ей на воспитание новорожденного принца Хуррама, своего внука, чтобы она заботилась о нем как мать.
Рукайя приняла на себя все обязанности по воспитанию Хуррама, будущего императора великих Моголов – Шах-Джахана. Ее отношения с отцом мальчика Джахангиром тоже были очень теплыми и поэтому в его автобиографии мы находим слова нежности о ней. Позднее Рукайя воспитывала одну из дочерей Хуррама. Ей же было поручено заботиться о будущей императрице Нур Джахан (любимой женщине Джахангира) в то время, когда она прибыла с дочерью после смерти первого мужа ко двору. За четыре года, что они провели вместе, их отношения стали близкими и родственными. Голландский писатель-торговец и путешественник Питер Ван ден Броке описал их отношения в своей Индостанской хронике: "эта Бегум [Рукайя] испытывала большую привязанность к Мехр-ун-Ниссе [Нур Джахан]; она любила ее больше других и всегда держала рядом."
Императрица всегда играла важную роль в политике Акбара. В начале 1600-х годов Рукайя вместе с другой женой Акбара,Салимой Султан Бегум, сыграла важную роль в урегулировании конфликта между сыном и отцом, в конечном итоге помогая проложить путь для восхождения принца к могольскому трону. В 1601 году Салим восстал против Акбара, он также планировал и совершил убийство верного советника и близкого друга Акбара, Абуль Фазла. Эта ситуация стала очень критичной и настолько взбесила Акбара, что никто не осмелился ходатайствовать о Салиме. В конце концов, именно Рукайя Султан Бегум и Салима Султан Бегум просили у него прощения. Акбар удовлетворил их желания, и Салиму разрешили предстать перед императором.
Помимо ее роли в суде, она также владела торговыми кораблями Империи, чтобы осуществлять различные заграничные сделки. Рукайя была самой старшей дамой в гареме и при дворе во время правления ее мужа, а также в правлении его преемника. Кроме своего собственного дворца в Фатехпуре Сикри, Рукайя владел дворцами за пределами форта в Агре, недалеко от реки Джамуна - привилегия, предоставленная только Могольским принцессам, а иногда и императрицам, которые были в почете.
В 1607 году Рукайя совершила паломничество к садам Бабура в Кабуле и впервые посетила мавзолей отца Хиндала Мирзы, а также других своих предков. Ее сопровождали Джахангир и принц Хуррам.
Рукайя Султан Бегум умерла в возрасте 84 лет, в 1626 году, пережив мужа более чем на двадцать лет, и была похоронена в саду Бабура, в настоящее время в Кабуле, Афганистан. Ее могила была построена по велению ее внука и приемного сына, который к тому времени стал императором Великих Моголов Шах-Джаханом.
Рукайя является главным персонажем в удостоенном наград историческом романе Инду Сундарсана "Двадцатая жена" (2002) и его экранизации, а также ключевым персонажем в историческом романе Танушри Поддера "Дочь Нур Джахана" (2005). Кроме того, Рукайя играет важную роль в историческом романе Гарольда Ламба "Нур Махал" (1935). Отображен ее образ и в телевизионном сериале «Джодха и Акбар» (не путать с одноименным фильмом).

...

Элен-ка: > 05.02.18 12:55


Влада, спасибо за замечательные статьи. Не знала о таком большом гареме Акбара, и считала Джотху самой любимой женщиной (судя по фильму Laughing ). А оно вон как оказывается!
Но именно она родила наследника, может потому ей такие почести в истории?
Жду продолжения! wo

...

Vlada: > 08.02.18 17:19


Леди, спасибо за ваши лайки! Я сама с большим удовольствием разыскиваю информацию о женщинах Акбара.
Элен-ка писал(а):
Не знала о таком большом гареме Акбара, и считала Джотху самой любимой женщиной (судя по фильму Laughing ). А оно вон как оказывается!
Но именно она родила наследника, может потому ей такие почести в истории?

Думаю, Лена, ты права, но есть еще одно обстоятельство, я о нем обязательно расскажу, работаю над статьей. Но и сегодня я не с пустыми руками.
**
Женщины Акбара. История третья. ЖЕНЫ И НАЛОЖНИЦЫ АКБАРА. продолжение...

Салима Султан Бегум

Начну с того, что в доступных мне источниках, выложенных в Интернете, дата рождения и смерти четвертой жены Акбара Салимы Султан Бегум разнятся. По одним данным, она родилась 23 февраля 1539 г., по другим - 5 марта 1540. Салима была дочерью тетки Акбара по отцу Гулрух Бегум и ее мужа, наместника Каннауджа, Нур-уд-Дина Мухаммада Мирзы. Гулрух Бегум - дочь первого императора Моголов Бабура и его жены Дилдар Бегум; таким образом, она была единокровной сестрой второго Могольского императора Хумаюна и сестрой младшего брата Хумаюна, Хиндала Мирзы. Гулрух Бегум известная своей красотой и достижениями в императорской семье, умерла через четыре месяца после рождения дочери. Отец Салимы был связан родственными связями с султаном Абу Саидом Мирзой из Империи Тимуридов через его сына, Султана Махмуда Мирзу. Поэтому Салима был двоюродной сестрой не только императора Акбара, но и двоюродной сестрой императрицы Рукайи Султан Бегум, главной жены Акбара.
Сначала она по воле своего дяди Хумаюна была обручена с Байрам- ханом / Bairam Khan (будущим регентом Акбара). Хумаюн пообещал Байраму, что он отдаст свою племянницу в жены, как только Индия будет завоевана (что было достигнуто в правлении Акбара). Это повысило бы престиж Байрама среди вельмож, так как брак сделал его членом императорской семьи. После того, как Акбар сменил Хумаюна, 7 декабря 1557 года в Джаландхаре, Пенджаб, состоялась свадьба Салимы и Байрам-хана. Салима стала второй женой Байрама после дочери Джамаль-хана Мевата, которая являлась его первой женой и матерью его сына Абдур Рахима.
Супружеская пара, у которой была значительная разница в возрасте - около сорока лет – за время трехлетнего брака не имела совместных детей. Незадолго до своей смерти Байрам- хан потерял свое престижное положение в Империи, поскольку он был спровоцирован на восстание против Акбара теми заговорщиками, которые хотели удалить его. Восстание дважды подавлялось Акбаром и он подчинялся ему. В качестве наказания за восстания Байрама лишили всех привилегий, но оставили в живых. Он должен был отбыть с семьей в Мекку, но был убит группой афганцев в 1561 году.
Салима Бегум вместе со своим четырехлетним пасынком Абдур Рахимом добралась до Ахмадабада после многих трудностей. Акбар был потрясен печальными известиями о смерти своего бывшего учителя и опекуна. По его приказу Салима и Абдур Рахим с большой честью и уважением были доставлены к императору. Акбар был сильно впечатлен способностями Салимы Султан Бегум, и сам женился на ней в том же году.
Салима оставалась бездетной на протяжении всего брака, однако некоторые источники ошибочно идентифицировали ее как мать сына Акбара Султана Мурада Мирзы.
Салима была высокообразованной и чрезвычайно одаренной женщиной: она известна как талантливый писатель и известный поэт своего времени. Писала Салима под псевдонимом Makhfi , позже этот же псевдоним использовала не менее талантливая поэтесса принцесса Зеб-ун-Нисса. Салима была страстным любителем книг и очень любила читать. Она не только собрала большую собственную библиотеку, но и свободно пользовалась библиотекой Акбара.
Салима вела учет своих встреч с императором и состояние дел, являясь, таким образом, одной из важнейших дам при дворе великих Моголов. Она имела большое влияние на Акбара и его старшего сына. Как я уже писала ранее, Салима сыграла решающую роль (вместе с Рукайей Султан Бегум) в переговорах об урегулировании отношений между Акбаром и принцем Салимом, когда отношения отца и сына испортились в начале 1600-х годов. Акбар отправил Салиму в Аллахабад, чтобы передать известие о прощении принцу. Она пошла со слоном по имени Фатех Лашкар, специальной лошадью и одеянием почести. Принц тепло принял ее и согласился вернуться с ней в Агру.
Во время правления Джахангира Салима Султан Бегум и Рукайя Султан Бегум вновь проявили свое политическое влияние, успешно обеспечив помилование могущественного Мирзы Азиза Коки. Азиз Кока был приемным братом Акбара и, следовательно, большим фаворитом в гареме на протяжении десятилетий. Одна из его дочерей вышла замуж за старшего сына Джахангира Хусрау Мирзу (Khusrau Mirza), и когда Хусрау восстал против своего отца в 1606 году, Азиз Кока был обнаружен в заговоре с самого начала. Азиз Кока, несомненно, получил бы смертную казнь, если бы не Салима Султан Бегум.
В 1575 году Салима отправилась в Мекку, чтобы совершить паломничество вместе со многими другими родственниками Тимуридами. Она была единственной женой Акбара, которая сопровождала паломников, самого Акбара отговорили от путешествия только мольбы Абуль Фазля.
Салима умерла в Агре после болезни. Дата ее смерти, как и дата рождения, тоже разнится: по одной версии, она умерла 17 декабря 1612 г., по другой – 2 января 1613 г. По приказу Джахангира ее тело было захоронено в саду Мандаркар в Агре. Этот сад был когда-то высажен по ее приказу. Джахангир хвалил Салиму как за ее природные качества, так и за благоприобретенные, говоря: "она была украшена всеми хорошими качествами... у женщин эта степень мастерства и способностей встречается редко».
Как и образ Рукайи, образ Салимы отражен в романе "Двадцатая жена". В кино Рия Дипси изображала Салиму в исторической драме «Bharat Ka Veer Putra - Maharana Pratap», также Салима была изображена Манишей Ядав в сериале «Джодха и Акбар». Есть еще один сериал, «Акбар Великий/ Akbar the great» , в котором можно увидеть персонаж Салимы (не нашла имя актрисы):

...

VictoriyЯ Kolesnikova: > 23.02.18 23:27


 » Зенобия - восставшая царица Пальмиры

Я давно читала книгу Б.Смолл "Царица Пальмиры",а несколько лет назад узнала,что эта правительница и на самом деле существовала.И мне стало интересно...





Великие и Легендарные.
Зенобия - восставшая царица Пальмиры



"...Её называли новой Клеопатрой,которая не хотела сдаваться римскому императору Аврелиану без боя."История императоров" описывает ее "самой благородной и красивой из всех женщин Востока".Она была умной,энергичной,образованной,отважной и очень честолюбивой.Современные историки говорили,что из двух мужчин(Зенобия и ее муж ) царица - лучший мужчина.В то время это был один из лучших комплиментов.В середине 3 в.н.э. Рим находился в упадке,чем решила воспользоваться властительница богатого пальмирского царства.Захватила принадлежащие Римской империи территории на Востоке,объявила их независимость и даже подумывала о том,чтобы пойти войной на великий Рим.За свои честолюбивые амбиции пришлось дорого заплатить..."



Зенобия(240-после 274/275),также известная как эль-Забба бин Амр ибн Тараб ибн Хасан ибн Адина ибн ль-Самида,Бат-Заббаи(по-арабски ее имя звучало как Зейнеб или Зубейда бен Захайя бет Ярхайя; по-арамейски - как Бат-Заббай или Бат-Себин ; по-римски - как Юлия Аурелия Зенобия Септимия), Зенобия Септимия, Ксенобия - Царица Воинов, - правительница Пальмирского царства(267-272/273).
Античный город Пальмира находился в центре Сирии и образовался благодаря подземной реке Эфке,родившей в пустыне огромный оазис.Небывалой роскоши и экономического расцвета достиг в 3 в.н.э. благодаря легендарной царице,наделенной необычной красотой и редким умом.
Достоверных данных о происхождении Зенобии нет.Согласно предположению,имела как арабские,так и арамейские корни. Один из "Авторов жизнеописаний Августов",ненадежный источника 4 в.н.э.,некий Требеллий Поллион сообщает,что сама царица считала себя потомком Птолемеев и даже самой Клеопатры.Знала египетский язык и являлась поклонницей египетской культуры.Согласно другим сведениям,ее мать была египтянкой из богатой александровской семьи,а отец(Забаи Бен Селим) - бедавийским вождем и сенатором римского парламента(может,поэтому объясняется ее образованность).
В 258 г.Зенобия выходит замуж за пальмирского князя Одената 2,который становится правителем Пальмиры в этот же год, и становится его 2 женой.Молодой князь оказался пленен неземной красотой девушки.
Обладая выносливостью и умея хорошо держаться в седле,Зенобия часто сопровождала мужа в походах.Без видимой усталости могла пройти пешком с солдатами несколько миль,в битвах всегда была среди воюющих,а при необходимости наравне с мужчинами осушить не одну чашу вина и остаться при этом в здравом уме.
Оденат восторгался любимой женой,считая ее своей надежной и мудрой помощницей.Они были счастливы в браке.Говорили,что она соблюдала в жизни такую чистоту,что даже мужа знала только ради зачатия.Разделив с ним ложе один раз,затем,выждав месячные,в дальнейшем воздерживалась,если оказывалась беременной.
Но в 27 лет Зенобия стала вдовой.По одной версии,ее муж стал жертвой заговора Рима,правителя которого пугала растущая популярность и высокий статус. Согласно второй - был отравлен родственниками,мечтавшими занять его место.Но как бы то ни было,Оденат и его старший сын Герод от первой жены скончались,предположительно,от руки Меония,двоюродного брата(племянника?) царя.Даже были версии,что Зенобия помогала Меонию убить Герода,чтобы ее сын стал наследником.
Рим не признал за младшим сыном Одената Вабаллата,которому было меньше десяти,титул его отца,а Зенобия не собиралась признавать решение римского императора.Поэтому она объявила себя регентшей Вабаллата и взяла правление в свои руки.Будучи человеком образованным и решительно честолюбивым,царица строила большие планы - расширение границ Пальмирской державы и полной независимости от Рима.Получив поддержку подданных,Зенобия повела войско а Малую Азию,потом в Египет,завоевав при этом Сирию и Палестину по пути.
Уверенные действия царицы поддерживал ее наставник и советник,философ-неоплатоник Кассий Лонгин,которого позже назначили министром.
В Пальмире начали чеканить монеты с изображением Зенобии и ее сына Вабаллата,были установлены статуи Одената и Зенобии.Это был период наибольшей славы пальмирской царицы.Своими смелыми действиями она обратила внимание всего античного мира,встав в один ряд с такими женщинами-правительницами,как легендарная ассирийская царица Семирамида,повелительница Древнего Египта Клеопатра,прославленная царица Савская.
К этому времени новым императором Рима стал Аврелиан.Он выступил против Зенобии в 272 г.,разбив ее войска(численность доходила до 70 тысяч) в битвах при Антиохии и Эмсе.Подойдя к Пальмире,император написал письмо Знобии,в котором предлагал сдаться.Но ответ был отрицательным.Тогда разгневанный Аврелиан начинает осаду Пальмиры.
Согласно сведениям византичного историка 5 в.н.э. Зосима,Зенобия,узнав о поражении,пыталась бежать ночью в Персию за поддержкой,но была перехвачена у самой переправы и доставлена к императору.Тот сохранил жизнь царице,но не пощадил членов совета,где был и Лонгин.Пальмира была беспощадно разграблена и разрушена.
В октябре 274 г.Зенобию вместе с пленницами вывезли в Рим для участия в триумфальном шествии.
Изюминкой была,притягивая взгляды всех зрителей,женщина,одетая в необыкновенно красивый,переливающий драгоценными камнями наряд.Уверенной походкой,с гордо поднятой головой,Зенобия шагала по улицам Рима,вызывая завистливые взгляды женщин и восхищенные - мужчин.В свои 34 года она все так же была прекрасна.
Отвечая тем,кто упрекал императора в том,что он,храбрейший муж,вел в своем триумфе женщину,словно какого-то полководца,в письме к римского сенатору и народу дал следующий отзыв:"Право,те,кто упрекает меня,не находили бы для меня достаточно похвал,если бы знали,что это за женщина!".
Бывшую царицу не посмели казнить,ибо вызывала слишком глубокое уважение.
Так закончилось царствование Зенобии.Аврелиан поселил ее недалеко от Рима,в поместье Тиволи.О дальнейшей судьбе сведений не осталось.Говорили,что,став римской пленницей,прожила совсем немного,чуть больше года.Еще - что вышла замуж за римского сенатора и имела еще детей.Зосим писал,что Зенобия заболела и умерла по дороге в Рим.
То,что не удалось сделать с Клеопатрой Октавиану Августу,получилось сделать императору Аврелиану :провести восточную пленницу по улицам Рима.
Бывшая царица хоть и прожила недолго,потомки же остались в Италии и пользовались достаточной известностью.Например, в 5 в.н.э. епископа Флоренции звали Зенобий,вполне вероятно,что он мог быть одним из потомков.
Правление этой легендарной царицы было недолгим,но она укрепила и украсила свой город.Пальмира навсегда осталась в истории городом-сказкой,символизирующим красоту,роскошь и помпезность,а Зенобия запомнилась как сильная,отважная правительница и очаровательная женщина.

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение