Олиана:
10.08.19 20:11
Давно, давно для дамского клуба мной был сделан вот такой пересказ нескольких великолепных книг Альбины Даниловой, Людмилы Третьяковой и Елены Чижовой об известных в истории женщинах: о Е.К.Воронцовой и её невестке М.В.Воронцовой. Я добавила факты и из других книг, однако теперь уже не вспомнить, что откуда взято. Если такой пересказ заинтересует прочитавших и они возьмутся за источник, я буду этому рада.
Пересказ биографий Элизы Воронцовой и Марьи Васильевны Воронцовой
Графиня Елизавета Ксаверьевна Браницкая была дочерью поляка на русской службе, родовитого, но по сравнению со своей женой небогатого, а точнее обедневшего: он прокутил огромное состояние и поправил свои дела женитьбой. А его женой (матерью Элизе) стала племянница Потемкина, Александра Энгельгардт, одна из племянниц всемогущего морганатического мужа императрицы Екатерины. Эти сестры Энгельгардт были известны, кроме своей красоты, необычно скандальной славой - пять из них были... любовницами своего родного дяди, он был братом их матери. Лишь младшая, шестая, избежала этой участи. Для нас об этом слышать просто дико, но надо понимать, что не во всех культурах родственные браки запрещены: и в мусульманстве, и в западном христианстве женятся на двоюродных по сей день, и лишь современная наука генетика подтверждает правильность принципов православного христианства. Потемкин был родом из тех мест, где живут католики и униаты, видимо, поэтому он не видел для себя препятствий. Однако и для того времени такой разврат был чрезвычайным, но ему многое прощалось за выдающиеся заслуги перед государством. После фактического разрыва с императрицей она, как умная женщина, по-прежнему ставила своего тайного мужа очень высоко и делала очень много для его родни. И племянницы, говорят, не страдали, дядюшка-любовник их баловал и, потешившись, выдавал их замуж за небогатых, но родовитых дворян. Богатые отказывались. Известно, что небогатый дед Льва Толстого тоже отказался от подобной чести, сказав: С чего он взял, что на его бляди женюсь! И оттого его карьера протекала с препятствиями. Однако, выйдя замуж, все они становились примерными матерями, и мать Элизы, видимо, на своем опыте обжегшаяся, дочь свою держала до 26 лет при себе, как маленькую, чуть ли не в детские платьица со штанишками наряжала, наконец, выдала ее замуж и жила с дочерью в ее доме. Этого зятя она обожала. Кстати сказать, увиделись Элиза и Михаил в Париже, после победы русских войск над Наполеоном. Туда привезла свою младшую дочь мать и там в нее влюбился завидный жених. Там и свадьбу сыграли в 1819 году.
А выдала она ее замуж за необычного человека. То, что он был знатен и богат, это значит сказать немного. Михаил Воронцов был сыном заслуженного вельможи, дипломата в Англии, прожившего лет 20 в Англии и сына воспитавшего англоманом. Дед этого человека был канцлером Российской империи при Елизавете и при Петре 3-м, а тетка - знаменитая Екатерина Дашкова, а на другой тетке Елизавете собирался жениться... царь Петр Третий - сначала хотел развестись со своей Екатериной.
Затем Потемкин избрал этого Воронцова в управители новороссийским краем, только что завоеванным (у Турции отвоевали: Крым, теперешнюю украинскую Херсонскую область, Одесскую, Бессарабию - то есть Молдавию, и северное Причерноморье). Огромная ответственность. И Михаил Воронцов получил эту ответственность "по наследству" - и впоследствии передал ее сыну Семену. Современники говорят, что с такой ролью они все справлялись доблестно, дивиденды были у них невероятные, но зато и дело они делали. Не то что нынешние владельцы нефтегазовых труб. Воронцовы в буквальном смысле с нуля освоили всю эту колоссальную территорию.
И на тот момент, когда Элиза попала в поле зрения А.С.Пушкина и тем прославилась, М.С. Воронцов жил в Одессе, и к нему под его руководство попал двадцатилетний Пушкин. Пушкин влюбился в графиню, писал ей стихи, и разглашал тайны ее сердца, как, впрочем, и еще один великосветский гуляка Александр Раевский, этот даже обвинил Элизу, что она плохо смотрит за... их дочерью. То есть прямо на улице вот так и крикнул. А другие современники считают, что дочь Воронцовых Софья была - вылитая Пушкин. Раевский был братом Марии Волконской, той самой, что поехала за мужем в Сибирь - а Пушкин написал про нее, когда ей было 14 лет: "Как я завидовал волнам", ему хотелось с любовью лечь к ее ногам. В мятежных бурях двадцатого века не уцелело достоверных изображений Софьи Воронцовой. Я нашла только один ее портрет в юном возрасте. И она на нем - копия Михаила Семёновича. А значит, сплетни о ее происхождении - это только сплетни. У сплетен имен нет, но у опровержения клеветы есть авторы. Вера Вяземская и Филипп Вигель в воспоминаниях говорят, что и Раевский, и Пушкин, флиртовали с Воронцовой и мысленно уже праздновали успехи, как вдруг до нее дошли слухи, что и как про нее эти два господинчика говорят. А говорили, например, что (Пушкин) нарисует мадам Воронцову в 8-ми позах камасутры. И тогда супруги изгнали обоих из дома, а Пушкин был отослан Воронцовым обратно - ведь его прислали туда на службу, а ни о какой службе он и думать не думал. И тогда поехал Пушкин в село Михайловское и написал там несколько лучших стихов об Элизе. Потому что сплетни сплетнями, камасутра камасутрой, а влюблен потомок негров был бешено. А про Раевского Воронцов написал письмо начальнику тогдашней полиции, что тот на улицах пристает к его жене - вот до чего довели начальника огромного края!
Осталась эпиграмма обозленного Пушкина на Воронцова, где хлестко, но напрасно он его обзывает полумилордом, полукупцом и полудураком, что не соответствует действительности. Но с этих пор об Элизе почти нечего стало сказать - она сделала выводы и не допускала трепачей в свою личную жизнь. Очень хорошо известно про ее мать - незаурядная была женщина, на ее руках умер Потемкин, она была владелицей знаменитой Белой Церкви, она была экономна и не пускала деньги на ветер, а вот на бедных и т.п. благотворительные дела тратила щедро. Еще у нее были владения на Украине и она сразу поняла, что там надо жить и смотреть за всем самим - а то поляки-управляющие все растащили. И жила и насаждала сады и леса, и говорила знакомому: ты думаешь, тут что было 20 лет назад? тут была степь голая, а вот теперь лес сплошь... и в ее украинских селах крестьяне-православные наконец перестали быть принуждаемы принять католичество - это была политика польских помещиков по отношения к украинцам и белорусам, везде и во всем чинить препоны некатоликам...
И знаменитый дворец в Алупке, жемчужина Крыма - был построен в основном на ее деньги! Он наполнялся сокровищами, которых теперь нет - этот дворец грабили несколько раз, но это было уже после жизни Элизы и Михаила. Этот дворец был устроен матерью для Элизы и ее детей... Детей у нее родилось шестеро, но выжил лишь старший Семен и младшая Софья.
Дети - источник не только радостей, но и печалей. Богатые тоже плачут. Не родись красивой, а родись счастливой. Все эти истины Елизавета Ксаверьевна познала на себе сполна. Когда умирали новорожденные дети, это еще не было так горько, как если умирают уже большие, умные и любимые. А выжившие тоже ведут себя не так, как надо бы...
Любимый сын и единственный наследник Воронцовых, умный и красивый Семен, женился, не спросив родителей, на вдове Алексея Столыпина. У нее был сынок Николай, вылитый свой отец - князь... Барятинский. Этого мальчика не записали в родовую книгу Столыпиных, а Мария Столыпина и не скрывала, что мальчик - не Столыпин. Родня мужа ее ненавидела - еще совсем молодой Алексей умер от огорчений. Он женился на Марии по горячей любви, невзирая на то, что Мария эта, урожденная Трубецкая, казалось бы - девушка из высшего общества - была любовницей цесаревича, будущего царя Александра Второго. Царь Николай и царица Александра старались выдать скомпрометированную девушку за человека, которого Мария любила еще детской невинной любовью, и фактически отдали ему приказание жениться. Но тот успел опередить их - отдал свое состояние, а у него оно было немалое, своему младшему женатому брату. И стал в одночасье бедным - такой муж Марии был не нужен. А когда Мария уже была за Столыпиным замужем, любимый не оттолкнул ее в качестве любовницы. Это и был Барятинский, невероятный красавец и покоритель Кавказа. И вот Семен Воронцов, наследник владений, сравнимых по размерам и богатству с королем какого-нибудь европейского государства, увидел вдову Столыпина и женился. Злые языки утверждают, что родители не были на свадьбе сына из-за отвращения к такой женщине. Однако есть свидетельства, что в это время Михаил Воронцов был серьезно болен и присутствовать мог лишь на обручении. Я думаю, что болезнь могла быть не только причиной, но просто поводом, чтобы не ходить на эту огорчившую свёкров свадьбу. Мария Воронцова стала вести себя по отношению к плохо принявшей ее семье вызывающе, свекры пытались с нею сблизиться, но она грубо их отталкивала. И, конечно, богачи Воронцовы, не обязанные жить все вместе в одной хрущевке, могли жить в своих дворцах, не видя друг друга, раз так уж вышло. Михаил Воронцов получил от царя назначение столь же почетное, сколь и опасное - ему пришлось с 1844 года жить в Грузии и править всем Северным Кавказом. Между тем шли годы, а невестка не родила ни одного ребенка в этом браке. Род Воронцовых пресекался.
Тогда Мария нашла женщину, которая за деньги отдала ей новорожденного сына и обязалась молчать об этом. Мария привязала к животу подушечку и изображала беременность. Однако свекры заподозрили обман. Они жили вдали от сына с женой, но попросили свою знакомую проследить за невесткой. И в тот самый момент, когда Мария была с привязанной подушкой у себя дома, а через внутренние комнаты их дворца несли ребенка, вдруг в комнатах появилась эта знакомая, княгиня, и застала врасплох заговорщиков. Дело раскрылось. Свекры выразили свое негодование - они не хотели, чтобы все их владения достались неизвестно кому. Конечно, после этого отношения испортились окончательно. Хотя очень возможно, что детей не было не по вине жены, а по вине мужа. У Семена не было и побочных детей, хотя ради справедливости надо сказать, что были ли у него любовницы вообще, неизвестно. В браке с прославленной красавицей любовницы не нужны - но что было до брака, история умалчивает.
Затем умер муж Элизы - и она решила жить в Одессе, где была счастлива в молодости. В
Михаил Воронцов построил за свою жизнь город Николаев, Херсон, Одессу пыльную и грязную превратил в один из лучших городов России, развел элитные виноградники в Крыму (ему привозили за большие деньги лозы из Франции, Италии, Испании и Германии - а Мишка меченый их пустил под вырубку в 1985 году - так ублюдок боролся с пьянством. Чье все это теперь? А строили крестьяне, потомственные каменотесы и камнерезы из центральных русских губерний: московские, владимирские и тульские. И еще осталась память о Воронцове, что когда города и уезды поступали под его начальство, соседи им завидовали. А сын получил назначение заменить отца по службе. В повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» есть точное описание супругов Воронцовых, особенно Марьи Васильевны, которая очаровала даже настороженного горца (Хаджи-Мурат попал в сложную ситуацию, ему было не до русских женщин, однако в ее присутствии он на время отвлекся от тяжелых мыслей, находясь у Воронцовых в гостях.
Семен умер еще не старым, и по законам России все наследство отходило в пользу родственников отца Воронцова. Мария заблаговременно зафрахтовала иностранный корабль и втайне погрузила на него все движимое имущество из Алупкинского дворца и вывезла из России. Очевидцы писали: она приказала даже свинтить дверные ручки. Наследники получили ободранный дворец. С этого момента, какие бы вещи там ни появились, до прежних им было далеко. После революции были разграблены и они. Последние раритеты исчезли из дворца, ставшего музеем при советской власти, уже во время перестройки. Пять лет назад экскурсоводы мне говорили о том, что и на их памяти исчезли экспонаты, и у их предшественников тоже было о чем вспомнить, чего больше нет в этом знаменитом дворце, который грабили сто пятьдесят лет, и теперь только стены, статуи и несколько портретов говорят о былом баснословном богатстве. Тогда же рассказывали, что знаменитости арендуют дворец для проведения своих торжеств (юбилей Софии Ротару, к примеру). С 2014 года содержание Воронцовского дворца находится в руках России, и что будет сделано для него, наверное, говорить рано.
Мария стала жить в Италии и в Россию не приезжала никогда. Ее сын жил при ней, он был безволен, подавлен своей матерью и даже не женился.
Портрет Марии кисти Зарянко висит в Третьяковской галерее, там она еще Столыпина, на нем женщина лет 25, смотрит она надменно и строго, и немного нагло, как бы говоря - мне безразлично, как вы станете обо мне сплетничать, я буду так богата и независима, что все сплетники будут мне целовать ноги. Она там в белом платье без единого украшения - этим подчеркнуто, что ее красота такова, что эта дама в украшениях не нуждается. Уже Воронцову, ее писал знаменитый художник Винтерхальтер, который обычно писал царствующих особ: королеву Британии Викторию да жену Александра Второго императрицу Марию, которую муж разлюбил и приезжал повздыхать о былом к Воронцовым, но ему там уже ничего не обломилось.
А что же Элиза, ее свекровь? А она жила до 89 лет в своем дворце в Одессе, дочь Софья вышла замуж за графа Шувалова. Дворец в Алупке принадлежал им, Софья родила матери внуков, те -правнуков, и тем была утешена ее старость. Однажды Элиза попросила своего родственника взять на корабль и утопить в открытом море шкатулку. В той шкатулке хранилась запись о венчании Екатерины Второй и Потемкина, она осталась Элизе от матери. Впрочем, копия такой записки сохранилась у других родственников - а родственников было много. Сестры ее вышли замуж за польских графов Потоцких, братья тоже были совершенными поляками, и мало общего было у нее с этой родней, хотя когда-то Екатерина Вторая думала этим браком сблизить поляков с русскими. Тетки Элизы по матери также вышли замуж за знатных людей, получили огромные богатства в приданое. Кузина Элизы Юлия Самойлова стала музой Карла Брюллова, мы ее видим на его картинах. Еще одна тетка построила дворец в Балашовском уезде Саратовской губернии, который в конце 19 века обессмертил художник Борисов-Мусатов - знаменитая Зубриловка. Еще одна тетка вышла замуж за Юсупова - тоже громкая фамилия. И так далее - тут нет ничего негромкого, муж еще одной тети был графом Литта и привез в Россию картину Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", и тд и д.
Осталось лишь сказать, что, когда Элизе было 50 лет, она приехала в Петербург по делам мужа и там постаралась увидеться со вдовой Пушкина. Натали было 30 лет, она была в расцвете красоты, а Элиза лишь сохраняла следы ее. Она сказала вдове того, кто ее прославил, несколько добрых слов и с тех пор они уже не виделись. Стихотворения, посвященные А.С.Пушкиным Элизе Воронцовой: Талисман, Сожженное письмо, Желание славы, еще некоторые могут тоже быть о ней... когда Пушкин начинал писать в Михайловской "Евгения Онегина", то при сотворении образа Татьяны Лариной в первую очередь имел в виду тоже Элизу.
На портретах в молодости Е.К.Воронцова - высокая, стройная блондинка, с прозрачными глазами, вздернутым носиком, пухлыми губками. Она не только красива, она интересна даже и через 200 лет.
А талисман, который она подарила, был перстень с сердоликом, неправильной формы, красным, ярким, с вырезанными караимскими словами, предохранял Пушкина от несчастной любви.
Талисман этот был украден в 1917 году с выставки. Сердолик был с большим восьмиугольным камнем, крученое витое золото эффектно смотрится на портрете кисти Тропинина, хотя для позирования художнику Пушкин надел перстень повернутым внутрь ладони камнем: поэт не хотел причинить неприятностей богине своей юности.
...
Vlada:
02.09.19 17:03
ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ.
История десятая.
Уда Деви
В центре перекрестка на улице Сикандар баг в городе Лакхнау стоит статуя женщины, несущей винтовку и идущей вперед с решительным взглядом. Надпись на основании гласит, что перед нами Уда Деви, героиня мятежа 1857 года. Когда говорят о роли женщин в восстании 1857 года, сразу вспоминают имена рани Лакшмибай и Бегум Хазрат Махал (о них я упоминала ранее). Но были ли это единственные женщины, которые участвовали в борьбе? Конечно же, нет. За свободу своего княжества боролись и женщины не привилегированных сословий. И, возможно, не упоминание их в исторической литературе вызвано тем, что принадлежали они к маргиналам общества, а их жертвы не принимались во внимание, и никто не позаботился рассказать о них. Или причина их "отсутствия" в том, что в традиционном патриархальном обществе женщины не рассматривались как воины?
Одной из таких женщин была Уда Деви. Она родилась в маленькой деревне в королевстве Ауд, Уттар-Прадеш. Видя растущий гнев индийского народа против британской администрации, она обратилась к наложнице правителя - Бегум Хазрат Махал - с просьбой записаться на военную службу. Чтобы подготовиться к предстоящему сражению, Бегум помогла ей сформировать женский батальон под ее командованием. Когда британцы напали на Авад, Уда Деви и ее муж были частью вооруженного сопротивления. Когда она услышала, что ее муж погиб в битве, она развернула свою последнюю кампанию в полную силу. Уда Деви и ее сестры-далиты были так называемыми Вирангини (амазонками/героинями) индийского восстания 1857 года против Британской Ост-Индской компании.
Осенью 1857 года Северная Индия находилась в состоянии фактической анархии. Всеобщее восстание против растущей гегемонии Британской Ост-Индской компании поглотило города Дели, Джанси и Канпур. В Лакхнау небольшой британский гарнизон цеплялся за жизнь в резиденции (собрание зданий) на берегу реки Гомти. Окруженный мятежниками и не имевший достаточного снабжения, сокращающийся отряд британских солдат и верных индийских сипаев балансировал на грани уничтожения в течение лета 1857 года. Колонна британских солдат прорвалась в сентябре, но у них не хватило огневой мощи, чтобы снова уйти. В ноябре генерал Колин Кэмпбелл прорвал линию фронта и в конце концов спас захваченный гарнизон. Во время этого "второго освобождения Лакхнау" 93-й шотландский полк Кэмпбелла продвигался вдоль южного берега Гомти, пока не достиг дворца Сикандарбага. Британские войска встретили отчаянное сопротивление со стороны повстанцев, укрепивших позиции. В последовавшей за этим битве более 2000 повстанцев и много солдат погибли в рукопашной схватке. После того, как англичане захватили Сикандарбаг, один офицер отметил, что у многих британских жертв были пулевые ранения, указывающие на крутую, нисходящую траекторию. Подозревая, что снайпер прячется на соседнем дереве, британские офицеры открыли огонь по дереву и сбили с ног повстанца, который с глухим стуком упал замертво. Дальнейшее расследование показало, что мятежницей на самом деле была женщина низшей касты по имени Уда Деви Паси, которая надела мужскую одежду для участия в восстании. Уильям Форбс-Митчелл в "Воспоминаниях о великом мятеже" пишет об Уде Деви: "она была вооружена парой тяжелых кавалерийских пистолетов старого образца, один из которых все еще был у нее за поясом заряжен, а ее сумка все еще была наполовину полна боеприпасов, в то время как со своего насеста на дереве, который был тщательно подготовлен перед атакой, она убила более полудюжины человек."
Прошло больше чем полтора века с тех событий. Тем не менее, память об Уде Деви сохраняется общинами далитов (неприкасаемых) которые лелеют ее как образец бесстрашной женщины.
...
Vlada:
15.10.19 23:48
ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ.
История одиннадцатая
Джхалкари Бай: Индийское Восстание 1857 Года или Забытая История Далитов
Еще один – альтернативный - взгляд на восстание 1857 года.
Пояснение: далитами (угнетёнными) называли людей из ряда каст неприкасаемых.
Джхалкари Бай была легендарной женщиной-воином далитов, которая сыграла решающую роль в Индийском восстании 1857 года во время битвы при Джханси в женской армии королевы Лакшмибай. Индийское восстание 1857 года во многих отношениях считалось первым вызывающим восстанием против британского правления в Индии. Почему взгляд на женщин-далитов в истории 1857 года имеет решающее значение? История Джхалкари Бай определяет политическое и социальное положение далитов в Индии. В 1857 году число женщин-далитов, участвовавших в радикальной вооруженной борьбе, значительно превышало число мужчин-далитов. Ранее в дискуссиях о мятежниках 1857 года роль Джхалкари Бай, принадлежащей к касте неприкасаемых кори, в основном игнорировалась.
Джхалкари Бай была единственной дочерью Садобы Сингха и Джамуны Деви. Она родилась 22 ноября 1830 года в деревне Бходжла близ Джханси. Ее семья принадлежала к касте Кори. После смерти матери ее вырастил отец. В очень юном возрасте ее учили владеть оружием, ездить верхом и сражаться как воин. Она также убила дикого леопарда в лесу палкой, которую она использовала, чтобы пасти скот. Слухи о мужестве и отваге девушки были услышаны Пураном из Намапур Джханси, который сам был из касты Кори. Пуран был отважным и знаменитым борцом, опытным в стрельбе из лука и знатоком верховой езды, огнестрельного оружия и владения мечом. Он сказал матери, что хочет жениться на Джхалкари. Отец девицы согласился, и их брак был заключен в 1843 году.
В различных повествованиях Джхалкари Бай изображается бессмертной мученицей, а также идеальной женщиной, которая помогала мужу в его традиционном занятии ткачеством, а также иногда сопровождала его в королевский дворец. Тело и лицо Джхалкари Бай напоминали рани Лакшмибай. Они подружилась, и на Джхалкари Бай была возложена обязанность возглавить женское крыло армии, известной как Дурга Даль. Когда началось восстание 1857 года, правители были в основном заинтересованы только в спасении своих тронов, и для них это не было борьбой за свободу. Именно далиты превратили это в борьбу за свободу. Когда британцы окружили Форт Джанси, Джхалкари Бай яростно сражалась. Именно благодаря ей рани Лакшмибай сбежала из дворца живой. Джалкари Бай якобы приняла облик рани и сражалась от ворот Дантии и Бхандари до ворот Уннао. Ее муж погиб, сражаясь с англичанами, и когда Джхалкари Бай услышала об этом, она стала "раненой тигрицей", убив многих британских мужчин. Ей удавалось обманывать их долгое время, прежде чем ее настоящая личность была обнаружена. По некоторым версиям, внезапно в нее попало много пуль, и она умерла. Некоторые утверждают, что она была освобождена, дожила до 1890 года и стала легендой своего времени. Официально считается, что 5 апреля 1857 года Джалкари Бай погибла в сражении с англичанами.
Истории о Джхалкари Бай бросают вызов авторитетной истории рани Лакшмибай. Многие в Индии считают, что её имя должно быть высоко оценено и высечено золотом на страницах индийской истории. Женщина-далит без королевства и дворца, без дорогих украшений и блестящей одежды, женщина, не являющаяся ни королевой, ни дочерью какого-либо феодала, ни женой - это та, кто сражался самоотверженно и бесстрашно. Ее жертва намного превосходит любую другую. В наше время день рождения Джхалкари Бай празднуется в Уттар-Прадеше как Гаурав Дивас (день гордости), но игнорируется основной брахманической академией и средствами массовой информации. В то время как истории высших каст подчеркивают вклад сопротивления героинь высших каст, таких как Джханси Рани, проблемы, поставленные перед основной историей, говорят нам, что война за независимость была выиграна далитами и борцами сопротивления Бахуджан, такими как Джхалкари Бай и Уда Деви. Генерал британских войск при встрече с ней сказал: “Если бы хоть один процент индийских женщин был похож на Джалкари, британцам вскоре пришлось бы покинуть Индию.” Сегодня история Джхалкари Бая живет в регионе Бунделькханд Индии и вдохновляет женщин-далитов повсюду!
...