Не могу я пройти мимо этого произведения. Боролась вчера с собой весь день. Скажу сразу, замечаний будет много. Но все, что я напишу ниже, будет написано вовсе не с целью покритиковать, а просто обратить внимание уважаемого Автора на определенные вещи. Возможно, если Автор и дальше будет двигаться в том же направлении, ему это поможет.
Но сначала я хочу сказать следующее. Уважаемый автор, позвольте выразить Вам мое глубочайшее уважение за тот труд, который был Вами проделан, за то, что вы решили взять такую непростую тему, как исторический рассказ с сложным сюжетом. Это ОЧЕНЬ непросто. Исходя из такой заявки автоматом вылезает следующее: исторические события, быт, нравы, одежда, язык, сословные отношения, а еще никто не отменял героев и сюжет. И все это надо свести воедино. Вы изначально задали себе очень высокую планку, до которой вынуждены были тянуться на протяжении всего вашего повествования. Если бы это был спорт, а не конкурс рассказов, если бы здесь присуждались коэффициенты сложности, то ваш рассказ для меня пошел бы с максимальным базовым коэффициентом. Спасибо Вам за то, что решили рассказать про Россию, про наших "Маш и Петь". Для меня это очень ценно. Спасибо вам за то, что вы решились написать о войне. Что замахнулись. Вы смелый человек.
Писать текст с учетом историчности - сложно невероятно, приходится подбирать каждое слово, аккуратно собирая предложения. Всего один неудачный оборот - и тебя тут же выбивает.
Поверьте, я знаю, насколько сложно бывает писать такой текст.
Поэтому в начале пройдусь немного по неудачным, на мой взгляд, словам:
Цитата:Едва начали сгущаться ранние зимние сумерки, от помпезного особняка на Фонтанке – петербургской резиденции Оболенских-Северских – отъехал груженый сундуками санный экипаж
Слово "резиденция" явно не из этого рассказа, особенно если речь идет о середине 19 века в России. Наверное, лучше употребить слово "особняк".
Цитата:Пойдем со мной, крошка...
Если мы опять же говорим о России, слово "крошка" не звучит. Наверное, сюда более подошло бы слово "дитя".
Цитата:- Мы об этом уже никогда не узнаем, сестренка, сама понимаешь. А Читау... красивая женщина. Умная, страстная, чувственная...
Здесь надо взять в расчет то, что это разговор брата и сестры. Причем сестра - девица скромная и хорошего воспитания. Не может брат говорить со своей невинной сестрой ТАК, особенно употребляя слово "чувственная". ИМХО Это на грани обсуждения плотских утех уже. Глаз режет.
Дальше... сам язык. Если говорить о языке повествования, то ваш рассказ делится для меня на две части. До разговора с братом и после. До встречи с Митей идет описание столичной жизни, и вы стилизуете текст под старину, украшая его. И эти украшения здорово утяжеляют повествование. После встречи с братом, там где идут госпиталь, война, текст лишается красивых выражений и, по моему мнению, только выигрывает от этого. Глаза начинают лететь по строкам сами, не спотыкаясь на сложные конструкции.
Я прекрасно понимаю, что восприятие читателем текста - вещь сугубо индивидуальная, но лично для меня вот такие вещи утяжеляли повествование:
Цитата:высокородно приосаненные плечи
Цитата:меж величественных колонн, обрамляющих парадный вход
Вот это предложение очень тяжелое:
Цитата:Истомина тревожно вздрогнула, воззрившись на величественно шествующую вдоль бело-облачного ряда дебютанток худощавую женщину в сапфирово-синем платье, удачно оттеняющем благородную седину ее волос.
на мой вкус такая вычурность придает некую театральность, неестественность. Вот здесь все гораздо атмосфернее:
Цитата:Тюфяки уже без кроватей расстелены рядами на полу. У входа – столики с бумагой. У стены - разложенные на подставке примочки, бинты, компрессы, груды корпии, свечи. В углу – большой кипящий самовар и два стола с кружками и чайниками, чуть поодаль – водка, вино, кислое питье, рюмки.
Вокруг полумрак и какая-то страшная, неестественная тишина.
И сразу зазвучала тишина.
Это что касается языка. Теперь про героев. Резанула глаз Истомина)))
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Фамилия, увы, актерская. Вообще, хочу сказать, что придумать фамилию персонажу костюмного произведения, так, чтобы и звучало, и не было чрезмерной вычурности - убиться -не встать. Это сложно. Правда. Кажется, мелочь, но всю голову сломаешь. Лично мне такое не под силу, и я прибегаю к справочнику дворянских фамилий. Знаете, очень мало сложных дворянских фамилий среди знати. Их очень много среди героев ЛР, чтобы придать лоск. Но в реальности... Юсупов, Еропкин, Муравьев, Салтыков и т.д. и т.п.
Идем по героям дальше.
Но перед этим скажу несколько слов про сюжет. Вы создали любовный треугольник. Это здорово. И очень грамотно и правильно, на мой взгляд, все это впоследствии разрулили. 1. Евгений. Его страсть к Истоминой, которая у героя потом угасает и рождается любовь к девушке, с которой он связывает свою судьбу. 2. Настя. Ее любовь, преданность и последующее счастье как награда. 3. Истомина. Запретная страсть замужней женщины, падение и трагичный финал.
Мне очень нравится такая раскладка.
Мне очень нравится присутствие в произведении двух офицеров: Евгения и брата. Две истории, две судьбы, два финала.
Было интересно читать про Пирогова - несомненно, настоящего героя той войны. Кроме этого, очень понравилось то, что вы подняли тему сестер милосердия, рассказали о них. Это было. И будет позже, в Первую мировую.
Но теперь я пройдусь по каждому герою отдельно.
Настя. Мне кажется, что этот образ вам удался наиболее целостным.
Истомина. Вот здесь у меня не очень сложилось. Либо она опытная женщина, либо женщина высоких моральных принципов, которая впервые познала любовь, пала, а потом измучилась раскаяньем. Что-то одно. У вас больше получается второй вариант. Образ сложный и трагический. Но тогда надо будет чистить текст, убирая "развратные" глаза и т.д. Потому что по сути героиня не развратна)))
Что еще, смутила реакция мужа. Честно, с трудом себе такое представляю. Чтобы на обозрение всей дворне, да еще разорвав нижнюю сорочку. Не очень верю.
Так же как не очень верю и в то, что Пирогов окровавленными пальцами мог взять за подбородок Настю. Она сестра милосердия - да, но еще и дворянка. Это слишком бесцеремонно.
И Евгений... мне очень понравилось, как вы подали встречу героев в госпитале, то, что Настя за героем ухаживала, то, как он в ней увидел ангела (что вполне естественно в сложившихся обстоятельствах), то, что она просто даже заслужила его любовь и признательность. Герои узнали друг друга. Ведь, увлеченный Истоминой в столице, Евгений даже не глядел на Настю. И тут, наконец, смог узнать ее как человека. Но вы упустили из внимания заложенный вами треугольник.
Вы прописали последствия для Истоминой (расплату), для Насти (ссылку и решение стать сестрой милосердия), но не закончили эту тему с Евгением. Он был светский красавчик, попал на войну. Изменилась ли его мировоззрение? Кто для него стала Истомина? Воспоминанием? Просто ушедшей страстью? Ведь он так по ней убивался! Если война переменила его, если он ее забыл - это надо обязательно написать.
Мне кажется, что нить Истомина-Евгений со стороны Евгения у вас не дописана до конца.
И еще я не поняла, чем в самом начале Настя настолько неприлично себя вела, что ее услали в деревню, а мама срочно уехала на воды.
Что еще...
Мне очень понравилась панорама вашего рассказа, то, что вы позволили читателю побывать в столице, в провинции, в месте боевых действий. Вы дали очень широкую и яркую картинку. Очень понравились мелочи, из которых и складывается атмосфера: и расшитый кошелек, и светлое платье дебютантки, и слово "передник". Это дорогого стоит.
Вот, наверное, основное, что я бы хотела сказать.
И еще раз, спасибо. И еще, пожалуйста, не снижайте своих планок. С каждым новым произведением задавайте себе сложные цели и - тянитесь! Не бойтесь!