Allegra:
06.02.23 17:07
lisitza писал(а):Выставлялись религиозные книги 13-17 веков с иллюстрациями, посвященными Рождеству Христову.
Боже, какие красивые цвета, и как хорошо сохранились!
lisitza писал(а):Красную делали из каких-то червяков и также разводили желтком.
Очевидно, из кошенили.
lisitza писал(а):Вот это священнеческое одеяние, опять-таки по словам отца Аршака, сшито из палатки Наполеона.
Если это правда, то ничего себе палатка! Золотом заткана, и сами узоры красивейшие.
...
Masjanja:
06.02.23 21:23
lisitza писал(а):Всем добрый день. На днях я ходила на совершенно потрясающую экскурсию. О том, что в Старом городе Иерусалима есть Армянский квартал, я писала уже не раз. И вот в музее этого квартала проходила выставка книжной миниатюры. Выставлялись религиозные книги 13-17 веков с иллюстрациями, посвященными Рождеству Христову. Мы ходили между столами, любовались, охали, а время от времени подходил смотритель библиотеки, отец Аршак, и старался что-то объяснить и рассказать.
lisitza писал(а):Самый старый экспонат относится к 1260 году.
Изумительная книга! А какие сочные краски - словно восьмисот лет и не прошло.
lisitza писал(а):А для защиты книг от паразитов использовали лук и чеснок. По словам нашего сопровождающего, их подмешивали в краску и смазывали их соком страницы.
Я где-то читала, что иногда пергамент для защиты от грызунов и прочей гадости обрабатывали сосновой живицей, то есть скипидаром. Но лук с чесноком - это ядерная смесь. Или их использовали по отдельности?
lisitza писал(а):Помимо пристанища для временных выставок, это постоянно действующий музей. Открыт он на месте странноприимного дома, и мы можем видеть выходящие в коридоры двери с номерами.
Очень похоже на атриум какого-нибудь современного отеля.
lisitza писал(а):Самый крупный экспонат музея - мозаика со множеством птиц.
Невероятная красота и кропотливый труд. Ахх...
lisitza писал(а):И еще один интересный экспонат. Вот это священнеческое одеяние, опять-таки по словам отца Аршака, сшито из палатки Наполеона.
От кутюр просто!
lisitza писал(а):Мне кажется, экскурсия получается довольно обширной, поэтому продолжение следует.
Жду с нетерпением.
Алла, спасибо за интересный рассказ! Я с огромным удовольствием читала и картинки рассматривала.
П.С. Надеюсь, вчерашнее землетрясение вас не задело.
...
lisitza:
07.02.23 01:07
» Религиозная мозаика Армянского квартала
Allegra писал(а):lisitza писал(а):Красную делали из каких-то червяков и также разводили желтком.
Очевидно, из кошенили.
Я даже не знаю таких.
Allegra писал(а):lisitza писал(а):Вот это священнеческое одеяние, опять-таки по словам отца Аршака, сшито из палатки Наполеона.
Если это правда, то ничего себе палатка! Золотом заткана, и сами узоры красивейшие.
Вероятно, палатка - это сама ткань, а вышивка, в том числе и золотом, сделана уже на готовой вещи.
Лена, спасибо. Землетрясение нас не задело. Кто-то говорил, что потряхивало. Я вообще все проспала.
Знаю, что наши спасатели в Турцию отправились.
Про пропорции лука и чеснока в качестве анти-паразитарных мер не знаю, просто упоминалось и то, и другое. Причем, говорили, что пергамент твари-вредители не едят, а бумага им нравится.
Продолжаем. Выходя из музея, наша гид предложила пройтись по закрытой части квартала, максимум, прогонят. Группа из трех человек тут же согласилась похулиганить. Я уж думала, идем тайком, но гид все же попросила разрешения у вездесущего отца Аршака. Тот скривился, но разрешил ссылаться на себя. Мы и пошли. Вскоре, и в самом деле, пришлось ссылаться.
Всего через несколько шагов по запретной территории нас окликнул охранник.
Буквально рядом с музеем стоит библиотека, а рядом с ней фигуры из армянского туфа.
Еще чуть дальше - школа с огромной спортивной площадкой, примыкающей к городским стенам. Расположившийся посреди плотно забитого строениями Старого города Армянский квартал обладает поистине крупными свободными площадями. Тут, пожалуй, надо сделать небольшую остановку и уточнить некоторые исторические моменты. Скажу честно, раньше я слышала совершенно иное и здесь могу ссылаться только на гида. По ее словам, армяне жили в Иерусалиме еще со времен Маккавеев, то есть, в сотых годах до новой эры. А в восьмидесятых годах до новой эры армянский правитель Тигран Великий ненадолго захватил территорию Иудеи, включая Иерусалим, и присоединил к своим титулам еще один - "царь Иудеи и Набатеи".
Мы же дошли до входа в обычно недоступный монастырь Архангелов.
Рядом ворота, через которые армяне выводили к выходу из Старого города осажденных иорданцами жителей Еврейского квартала во время Войны за независимость.
В уютном монастырском дворике кайфуют кошки настоятеля.
Вот этой оливе приписывают чудотворные свойства в деторождении.
Череда скромных арок ведет к совсем закрытой церковенке.
А венчает дворик небольшая часовня.
В Армянском квартале действует какое-то иное ощущение времени. Здесь еще не закончилось Рождество.
А античная колонна служит подпоркой для лестницы на второй этаж жилого дома.
Интересный крест вручали в общине за хорошие дела. Вот его изображение.
Он поразительно похож на крест ордена францисканцев: крупный центральный и четыре маленьких по сторонам от него. Этот крест был символом всех паломников, достигших Иерусалима. А по словам нашего гида, это и вовсе карта мира: в центре Иерусалим, а вокруг четыре стороны света, в которые разошлась благая весть.
Выйдя в открытую часть Армянского квартала, мы так же "на слабо" - вдруг открыта - отправились в Ассирийскую церковь. Она принадлежит общине сиро-яковитов, которая частично живет в Сирии. Удивительно, но ассирийский и, похоже, арамейский язык еще используются.
Вот вымпел общины - золотой орел распахнул крылья на красном фоне. Здесь же видна надпись над входом в церковь. Одна из ее строк на арамейском.
Внутри церковь небольшая, но любопытная.
Сами прихожане всегда считали эту церковь старейшей в Иерусалиме. Вокруг вроде бы строения времен крестоносцев. Но при очередном ремонте на стене церкви обнаружили вырезанную в камне табличку на сельском диалекте арамита.
Ее перевод гласит, что здесь был дом Марии, матери Иоанна, прозванного Марком, и позже этот дом провозгласили церковью. Табличка относится к первому-второму веку нашей эры. Так что, какие-то основания для утверждений местных прихожан существуют. А еще в этой церкви висит икона Марии, авторство которой приписывают евангелисту Луке.
Немного дальше есть неприметная лесенка в очередной лабиринт улиц, с которой можно сделать довольно симпатичный кадр Старого города.
А еще чуть дальше владения очередного религиозного меньшинства - маронитов.
Получилось так, что на Халкидонском Церковном Соборе (451 г.н.э.) марониты поддержали точку зрения большинства на слияние человеческого и божественного в Иисусе, но территориально оказались среди народов-"отступников", сторонников меньшинства, а именно: армян, сирийцев и коптов-египтян, которые предпочли не углубляться в характеристики этого слияния. По-видимому, жить среди сторонников другого догмата было не слишком уютно, но в исторически короткое время византийцев сменили парфяне, позже мусульмане, котором догматические споры внутри чужой религии были вовсе безразличны. В итоге, марониты сохранились как религиозная группа в рамках христианства, а позже и вовсе выделились в отдельную этническую группу. В настоящее время они в достаточно дружеских отношениях с государством Израиль и даже пытаются добиться разрешение на официальный призыв в Армию обороны Израиля.
В следующем дворике обнаруживаем еще привет из старых времен: калитку в мечеть Якуба.
Когда-то здесь стояла церковь Якова Персидского, но не устояла и перешла к следующим владельцам, сохранившим прежнее имя в названии мечети. Ну и забавно, как на этой картинке переплетается старое и новое: уже старинная, почти невидимая из-за стены мечеть, тележка, на которой до сих пор вручную развозят товары по рынку, и кот, флегматично взирающий на все происходящее с сидения современного мотоцикла.
Таким интересным получился у нас Армянский квартал с запретными уголками, с совершенно невероятными историями, настоящей религиозной мозаикой и доступными лишь знатокам намеками на прошлое. По-моему, очень здорово.
...
Allegra:
07.02.23 10:35
Ох, как же я люблю все эти старинные строения - улочки, арочки, лестницы и даже тесные дворики!
Со всех сторон тебя окружает сама история. Правда, если задуматься, а как там живётся сейчас, есть ли там современные условия, то восторг идёт на убыль.
Очень жаль, что всё это разрушается. Красивая частично винтовая лесенка, подпёртая колонной, выглядит очень непрочной. Я бы побоялась пройти по ней.
lisitza писал(а):Ну и забавно, как на этой картинке переплетается старое и новое: уже старинная, почти невидимая из-за стены мечеть, тележка, на которой до сих пор вручную развозят товары по рынку, и кот, флегматично взирающий на все происходящее с сидения современного мотоцикла.
Да, я поулыбалась, глядя на фото. После всей старины - вдруг современный мотоцикл, да ещё и кот сверху.
Спасибо за экскурсию! Действительно, сложная религиозная мозаика, в которой ещё попробуй разберись.
...
Masjanja:
07.02.23 20:46
lisitza писал(а):Буквально рядом с музеем стоит библиотека, а рядом с ней фигуры из армянского туфа.
Ух ты! А я была уверена, что туф светлый, а тут прямо-таки терракотовый цвет. Может, потому что армянский...
lisitza писал(а):Еще чуть дальше - школа с огромной спортивной площадкой, примыкающей к городским стенам. Расположившийся посреди плотно забитого строениями Старого города Армянский квартал обладает поистине крупными свободными площадями. Тут, пожалуй, надо сделать небольшую остановку и уточнить некоторые исторические моменты. Скажу честно, раньше я слышала совершенно иное и здесь могу ссылаться только на гида. По ее словам, армяне жили в Иерусалиме еще со времен Маккавеев, то есть, в сотых годах до новой эры. А в восьмидесятых годах до новой эры армянский правитель Тигран Великий ненадолго захватил территорию Иудеи, включая Иерусалим, и присоединил к своим титулам еще один - "царь Иудеи и Набатеи".
lisitza писал(а):В уютном монастырском дворике кайфуют кошки настоятеля.
Кошаки-то на породистых похожи.
lisitza писал(а):Вот этой оливе приписывают чудотворные свойства в деторождении.
А зачем огородили тогда? Или только кошакам можно?
lisitza писал(а):Череда скромных арок ведет к совсем закрытой церковенке.
lisitza писал(а):А венчает дворик небольшая часовня.
Какими же чужеродными выглядят здесь достижения цивилизации: солнечные батареи, прожектор и все железяки.
lisitza писал(а):В Армянском квартале действует какое-то иное ощущение времени. Здесь еще не закончилось Рождество.
lisitza писал(а):А античная колонна служит подпоркой для лестницы на второй этаж жилого дома.
У меня вообще возникло ощущение, словно рассказ идёт о давних-давних временах. В общем-то так и есть.
lisitza писал(а):Таким интересным получился у нас Армянский квартал с запретными уголками, с совершенно невероятными историями, настоящей религиозной мозаикой и доступными лишь знатокам намеками на прошлое. По-моему, очень здорово.
Очень здорово! Замечательная экскурсия и прекрасный рассказ. Алла, спасибо большое!
...
lisitza:
26.02.23 21:06
» Фестиваль цветов, оливы и фермы в пустыне
И снова здравствуйте. У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов. Правда, они должны смениться белыми и фиолетовыми, но в эти выходные закончился месячный фестиваль "Даром адом", то есть, "Красный юг". На его последние дни мы с сыном и попали. Хвастаюсь.
Здесь можно гулять, любоваться цветами, сидеть на травке и кайфовать. А рядом работает настоящая деревенская ярмарка с местной едой, каруселями, попрыгушками и катанием на лошадях.
По дороге мы заехали в небольшой религиозный поселок Зимрат. Здесь выращивают цветы на продажу, держат небольшой показательный скотный двор и, для привлечения туристов, парк олив. Интересные деревья свозят с окрестных мест и высаживают заново. Оливы легко приживаются на новом месте, восстанавливаются после повреждений и возрождаются, пережив старение и умирание. В больших количествах смотрятся очень экзотично.
А в это дерево угодил "град" и застрял в стволе. Болванку опустошили и оставили на месте. По прошествии восемнадцати лет олива ожила.
Немного дальше, в местечке Маон, можно полюбоваться мозаичными полами синагоги пятого-шестого веков с изображениями местных животных и птиц, упоминаниями жертвователей и апсидой, направленной на Иерусалим.
Интересно, что неподалеку раскопали остатки церкви похожего вида и времени. И предполагают, что над обеими постройками работали одни художники.
А вот следующее место в поездке - настоящая иллюстрация более поздней истории страны, уже после обретения независимости. Южная часть страны, пустыня Негев, никогда не отличалась большим населением, а в первые десятилетия существования Израиля и подавно. Тогда власти предлагали всем желающим брать и обрабатывать столько земли, сколько люди осилят. Так возникали отдельно стоящие фермы, в том числе и эта.
Сперва, в 1961 году, здесь поселились два приятеля. Затем один вышел из дела, а другой женился и привез в эту глушь жену - молоденькую иерусалимскую девочку, незнакомую с сельской жизнью. Уже в 24 года она осталась вдовой с двумя детьми, но отказалась продать хозяйство. Какое-то время занималась всем сама, затем вновь вышла замуж. Сейчас на ферме живут ее дочь, второй муж и внуки. Здесь держат овечье стадо в 650 голов, производят свои сорта сыра и принимают туристов. Вокруг условия Дикого Запада - ветра, проселочные дороги и воровские бедуинские кланы. Неподалеку есть какие-то поселки, но отвечают за ферму по-прежнему ее жители.
И напоследок, снова немного природы: река Бсор с навесным мостом и дикими черепашками, первые маки и поля диких хризантем. Зимой это русло наполняется, а летом на каких-то участках может и пересохнуть.
А эта нежность - асфоделий, о котором я впервые услышала в "Гарри Поттер и философском камне". Если не ошибаюсь, в цветочном словаре этот цветок обозначает сожаление.
...
Allegra:
26.02.23 21:21
lisitza писал(а):Оливковый парк в Зимрат
Вот это стволы! Оливковые деревья я видела, но с тонкими стволиками, а это прям
энты какие-то.
lisitza писал(а):Синагога в Маон
Какая же кропотливая работа - эти мозаики.
А там впереди - дикие заросли кактусов.
...
lisitza:
26.02.23 21:27
А эти кактусы - символ местных уроженцев, сабры. Они колючие и жесткие снаружи, а плоды мягкие и сладкие. А еще в самих плодах тоже есть иголочки, очень мелкие и болезненные. Через пару недель они растворяются в крови, но до этого причиняют много неприятностей.
...
Allegra:
26.02.23 21:34
lisitza писал(а):А эти кактусы - символ местных уроженцев, сабры. Они колючие и жесткие снаружи, а плоды мягкие и сладкие.
Их ещё и едят!
...
lisitza:
26.02.23 22:01
Едят. Не знаю, правда, как чистят.
А вот настоящий энт (они же мужского рода?) Написано, что ему три тысячи лет, наш гид счел, что полторы. Все равно немало.
...
Masjanja:
26.02.23 23:01
lisitza писал(а):И снова здравствуйте. У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов. Правда, они должны смениться белыми и фиолетовыми, но в эти выходные закончился месячный фестиваль "Даром адом", то есть, "Красный юг". На его последние дни мы с сыном и попали. Хвастаюсь.
Боже! Травка зелёная, цветы красные, какая красота, как же чудесно!
lisitza писал(а):По дороге мы заехали в небольшой религиозный поселок Зимрат. Здесь выращивают цветы на продажу, держат небольшой показательный скотный двор и, для привлечения туристов, парк олив. Интересные деревья свозят с окрестных мест и высаживают заново. Оливы легко приживаются на новом месте, восстанавливаются после повреждений и возрождаются, пережив старение и умирание. В больших количествах смотрятся очень экзотично.
Не просто экзотично, а просто как с другой планеты. А что вокруг деревьев намотано?
lisitza писал(а):А в это дерево угодил "град" и застрял в стволе. Болванку опустошили и оставили на месте. По прошествии восемнадцати лет олива ожила.
Обалдеть!
lisitza писал(а):Немного дальше, в местечке Маон, можно полюбоваться мозаичными полами синагоги пятого-шестого веков с изображениями местных животных и птиц, упоминаниями жертвователей и апсидой, направленной на Иерусалим.
Какая тонкая и изысканная работа!
А кактусы там как оказались? Это родные-местные или привезли откуда?
lisitza писал(а):Интересно, что неподалеку раскопали остатки церкви похожего вида. И предполагают, что над обеими постройками работали одни художники.
lisitza писал(а):А вот следующее место в поездке - настоящая иллюстрация более поздней истории страны, уже после обретения независимости. Южная часть страны, пустыня Негев, никогда не отличалась большим населением, а в первые десятилетия существования Израиля и подавно. Тогда власти предлагали всем желающим брать и обрабатывать столько земли, сколько люди осилят. Так возникали отдельно стоящие фермы, в том числе и эта.
Пёсу не жарко? В такой-то шубе.
lisitza писал(а):И напоследок, снова немного природы: река Бсор с навесным мостом и дикими черепашками, первые маки и поля диких хризантем. Зимой это русло наполняется, а летом на каких-то участках может и пересохнуть.
Я смотрела и просто бездумно любовалась. Аххх....
lisitza писал(а):А эта нежность - асфоделий, о котором я впервые услышала в "Гарри Поттер и философском камне". Если не ошибаюсь, в цветочном словаре этот цветок обозначает сожаление.
Как лилейник растёт: пучок мечевидных листьев и стрелка с цветками.
lisitza писал(а):А вот настоящий энт (они же мужского рода?) Написано, что ему три тысячи лет, наш гид счел, что полторы. Все равно немало.
Полторы тысячи? Божечки, а как они подсчитали? Действительно, на энта похоже.
Алла, какая замечательная прогулка! Мне стало так радостно посреди свежевыпавшего снега. Спасибо огроменное!
...
lisitza:
26.02.23 23:16
Masjanja писал(а):lisitza писал(а):И снова здравствуйте. У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов. Правда, они должны смениться белыми и фиолетовыми, но в эти выходные закончился месячный фестиваль "Даром адом", то есть, "Красный юг". На его последние дни мы с сыном и попали. Хвастаюсь.
Боже! Травка зелёная, цветы красные, какая красота, как же чудесно!
Да, хорошо, еще и небо синее и солнце теплое.
Masjanja писал(а):lisitza писал(а):По дороге мы заехали в небольшой религиозный поселок Зимрат. Здесь выращивают цветы на продажу, держат небольшой показательный скотный двор и, для привлечения туристов, парк олив. Интересные деревья свозят с окрестных мест и высаживают заново. Оливы легко приживаются на новом месте, восстанавливаются после повреждений и возрождаются, пережив старение и умирание. В больших количествах смотрятся очень экзотично.
Не просто экзотично, а просто как с другой планеты. А что вокруг деревьев намотано?
Думаю, это шланги для капельного орошения
Masjanja писал(а):lisitza писал(а):А в это дерево угодил "град" и застрял в стволе. Болванку опустошили и оставили на месте. По прошествии восемнадцати лет олива ожила.
Обалдеть!
Самим не верится. Да еще сейчас в этих краях совсем не спокойно. Возле каждой автобусной остановки стоит бомбоубежище.
Masjanja писал(а):А кактусы там как оказались? Это родные-местные или привезли откуда?
Наверное, местные.
Masjanja писал(а):lisitza писал(а):Интересно, что неподалеку раскопали остатки церкви похожего вида. И предполагают, что над обеими постройками работали одни художники.
lisitza писал(а):А вот следующее место в поездке - настоящая иллюстрация более поздней истории страны, уже после обретения независимости. Южная часть страны, пустыня Негев, никогда не отличалась большим населением, а в первые десятилетия существования Израиля и подавно. Тогда власти предлагали всем желающим брать и обрабатывать столько земли, сколько люди осилят. Так возникали отдельно стоящие фермы, в том числе и эта.
Пёсу не жарко? В такой-то шубе.
Не знаю, там несколько похожих собак, может, пастухи, очень общительные и шерстяные.
Masjanja писал(а):lisitza писал(а):И напоследок, снова немного природы: река Бсор с навесным мостом и дикими черепашками, первые маки и поля диких хризантем. Зимой это русло наполняется, а летом на каких-то участках может и пересохнуть.
Я смотрела и просто бездумно любовалась. Аххх....
Мы с сынуликом еще по мосту туда-обратно прогулялись и по окрестным тропинкам поскакали. С дочкой я испугалась.
А он верещал, но шел. Даже за руки не хватался.
Masjanja писал(а):lisitza писал(а):А эта нежность - асфоделий, о котором я впервые услышала в "Гарри Поттер и философском камне". Если не ошибаюсь, в цветочном словаре этот цветок обозначает сожаление.
Как лилейник растёт: пучок мечевидных листьев и стрелка с цветками.
Masjanja писал(а):Алла, какая замечательная прогулка! Мне стало так радостно посреди свежевыпавшего снега. Спасибо огроменное!
В этом и цель была. Рада доставить удовольствие. Зато я в фейсбуке ваши снежные фотки ловлю и подвываю.
...
Elka:
27.02.23 02:15
lisitza писал(а):У нас тут уже настоящая весна, вокруг Иерусалима доцветает миндаль, на юге заканчивается цветение анемонов. Это настоящие красные луга цветов.
Действительно, настоящая весна! И уже даже явно не ранняя!
А красные цветы это маки? Или анемоны?
Allegra писал(а):А там впереди - дикие заросли кактусов.
Это же опунция? Я такие заросли только в Аланье, в Турции видела. Вот красота, наверное, когда они цветут! В какой месяц они у вас зацветают? У нас, в Геленджике, в июне, или в конце мая. Ещё интересно - цветы желтые или розовые?
lisitza писал(а):Они колючие и жесткие снаружи, а плоды мягкие и сладкие. А еще в самих плодах тоже есть иголочки, очень мелкие и болезненные. Через пару недель они растворяются в крови, но до этого причиняют много неприятностей.
Я около нашей беседки в Геленджике посадила опунции, они разрослись (но не так, конечно, как у вас
) и даже через пару лет зацвели. А потом у нас появился малыш и мне пришлось выкорчевать их, чтобы ребёнок не мог занозить руки. У опунций имеются, так называемые, глохидии - маленькие пучки очень тонких, но коварных, иголочек. Если они попадают на кожу, потом очень болезненные ранки, и эти "занозы" очень трудно вытащить.
Я высадила эти выкопанные опунции на общественной территории, там уже были другие посажены, и каждую весну они радуют глаз красивыми крупными желтыми цветами. А через дорогу у соседей - цветут розовыми цветами, но там и сорт другой, "лепёшки" с явными крупными иголками.
Плоды бывают, я слышала, что их едят, но у самой даже не было мысли попробовать.
lisitza писал(а):А вот настоящий энт (они же мужского рода?) Написано, что ему три тысячи лет, наш гид счел, что полторы.
Феноменальный вид! Фантастически красиво! 🌳
Спасибо за экскурсию!
...
lisitza:
27.02.23 08:45
Элен, красные цветы - это преимущественно анемоны. Маки пока видны только на одной фотографии - отдельные цветочки среди желтых хризантем. Энт - это та же старая олива, просто очень разросшаяся, у них же новые побеги примыкают к отмирающему стволу. Это Эйлин назвала предыдущие деревья энтами, а я поддержала.
Опунций я живьем практически не вижу, все-таки городская жительница, не могу вспомнить цветы. А есть их точно можно, просто пусть от иголок чистят на рынке, они умеют.
Да, весна у нас красивая. Есть еще ирисы на севере, но туда я в этом году вряд ли попаду. Жаль только, что скоро опять придет жара и очень многое высохнет.
...
lisitza:
17.03.23 15:38
» Пурим в Иерусалиме
У нас недавно прошел, наверное, мой любимый еврейский праздник - Пурим. Один из немногих, он основан не на Торе (Ветхом Завете), а на более поздней книге. Кажется, единственный, где Бог напрямую не появляется вообще, и при всех чудесных случайностях и совпадениях все делают люди. И наконец, очень близкий светскому населению, поскольку позволяет подурить в свое удовольствие без руководящих указаний сверху в прямом и переносном смысле.
Вкратце история такова. В шестом веке до новой эры еврейское население было из Иудеи (окрестности Иерусалима) изгнано в Персию. Под конец периода изгнания у тамошнего царя Ахашвероша (Ортоксеркса) в советниках оказался ярый антисемит Аман, задумавший убить всех евреев империи. Ему даже удалось убедить в этой затее царя и быстренько разослать соответствующие приказы во все концы страны. Зато другой советник, еврей Мордехай, чья племянница была женой царя (кстати, тот не знал ни об их родстве, ни о ее еврействе), убедил ту помочь, и после всех перепетий еврейские жители страны получили право защищаться и одолели всех врагов. И с тех пор празднуют спасение от "окончательного решения вопроса". Интересно, что в старых городах, обнесенных на момент событий стеной, празднуют на следующий день после всего остального мира. К числу этих городов относится и Иерусалим.
Заповеди празднования в религиозном мире на удивление мягкие: перечитать эту историю, помочь бедным, обменяться сладкими подарками и устроить пир. В светском мире все еще проще: нарядиться и хорошо повеселиться, обмен сладостями принят, но не обязателен.
И как раз в иерусалимский Пурим я отправилась на экскурсию в наши религиозные районы (правда, более спокойные) Нахлаот, наделы. Часть из этих "наделов" до сих пор находится в частной собственности фондов и филантропов, выкупивших их еще в девятнадцатом веке. Таковы, например, "батей Ранд" (дома Ранда), названные в честь первого хозяина этой земли и строителя квартала. Здесь живут ультраортодоксы, и жизнь особо не меняется. Говорят здесь и на идиш, и на иврите, на общем балконе вдоль всего здания собираются поболтать и обменяться новостями, а пуримским утром местные наряженные детишки бегают и разносят подарки соседям.
То же происходит и в соседнем районе.
Пройдет совсем немного времени, и улицы опустеют, и народ разойдется пировать.
Интересно, что в этих районах мы совсем не видели взрослых в костюмах. Да и детские наряды довольно незатейливы: герои той давней истории, зверюшки, просто персонажи с улицы. Зато мы видели подготовку к празднованию. За открытыми дверями накрывались большие семейные столы, где-то нас приглашали зайти и выпить в честь праздника.
Нарядился и сам город.
На последнем снимке театр Жерар Бахар. Когда-то здесь проходил едва ли не самый драматичный суд нашего времени - над Адольфом Эйхманом. А сейчас в скверике рядом читают историю спасения от другого злодея, также закончившего дни на виселице.
...