miona:
» Конфуцианство
Lapunya писал(а): Vlada писал(а):А еще ближе 24 мая - День славянской письменности и культуры! ВОТ ЭТО ТЕМА!!!!
по-моему, мы ее еще вчера начали


Судя по нашему, местному почти 20- летнему опыту, лучше ее и ....Боюсь, что в вечную переквалифицируется...

- лучше на современность не сползать! Уж больно пакостно на душе становится - со всех сторон!
Я вот славян на Урале искала, зачиталась зороастризмом, а потом на очень умного и хитрого китайца напала... Давайте и мы немного успокоимся и чего-нибудь подчерпнем и припомним. (
Хотя, группа заезжих историков весьма рьяно доказывала, что это учение отодвинуло и задержало развитие Поднебесной на несколько веков)Конфуцианство
Рубрика - Конфуцианство Легенды повествуют о том, что когда Лао-Цзы был очень стар, его посетил ученый молодой человек из соседней провинции. Этот молодой человек , который провел большую часть своей жизни в учении, явился, чтобы задать несколько вопросов. Как и Лао-Цзы, он был озабочен состоянием жизни в Китае. Он также верил в то, что в старые добрые времена “Золотого Века” жизнь людей была лучше, да и страна в целом была более процветающей. Этим молодым человеком был Конфуций. Он пришел к этим убеждениям путем длительного изучения и исследования древней китайской литературы. По мере того как он собирал и переводил классическую литературу, он нашел то, что по его мнению, было ключом к разгадке более счастливой жизни прежних дней. Чтобы по-настоящему понять философию Конфуция, мы по-прежнему обращаемся к его комментариям по поводу этой классики. Аналекты - рассказы о Конфуции, а также и его рассуждения о жизненных ситуациях - это повествование о том, что нужно делать, чтобы достичь блага.
И Лао-Цзы, и Конфуций были обеспокоены социальной и нравственной незрелостью своего поколения. На вызов, брошенный жизнью, Лао-Цзы дал радикальный ответ, что законы и обычаи его времени противоестественны, и поэтому следует уклоняться от их исполнения. Конфуций как истинный консерватор учил, что следует сохранять и должным образом развивать все лучшее, что осталось от прошлого. В этом прошлом находится ключ к настоящему и грядущему. Он не стремился основать ни новую религию, ни новую этическую систему.
Перед Конфуцием встали те же основные вопросы, которые занимали Лао-Цзы. Что такое жизнь? Как я могу наилучшим образом прожить в этом мире? Как жить, чтобы быть счастливым? Кто я? За частью ответов Конфуций, как и Лао-Цзы, обратился к природе и Дао. Он заметил, что все в природе находится в гармонии друг с другом. Он пришел к заключению, что человек может учиться у природы. Самое лучшее, что люди могут сделать в этом мире, это следовать путем природы и гармонии.
Как и для Лао-Цзы, гармония в то время была идеалом и для Конфуция. Так в чем же разница между этими двумя людьми? Прежде всего, это были две очень разные личности. Во всех проблемах, с которыми они сталкивались, несходство их точек зрения определяло различие решений, которые они предлагали. В то время, как Лао-Цзы склонялся к тому, чтобы быть “индивидуалистом”, Конфуций полагал, что главная ответственность человека - - это ответственность перед обществом. Человек не является человеком в отрыве от своих собратьев. Таким образом, гармония для человека означает гармонию с другими людьми. Лао-Цзы полагал, что главной обязанностью человека было познать себя и достичь гармонии непосредственно с Дао. А Конфуций полагал, что человек обязан сотрудничать с другими и выполнять те требования, которые предъявляет ему общество. Безусловно, корни такого рода взаимодействия находятся в Дао, но уровень человеческого опыта является той промежуточной точкой, через которую люди выражают свою связь со вселенной. Когда личность развивает свою способность к гармонии с близкими, она становится способной понять всеобщую гармонию.
Конфуций видел, что не все люди ведут себя в соответствии с правилами сотрудничества и взаимной помощи. Для его практического ума это означало только то, что люди нуждаются в некоторых определенных правилах. В своих трудах Конфуций придавал особое значение таким правилам, воспроизводя и интерпретируя древние традиции китайского общества. Он не видел необходимости в добавлении новых правил. Его долгом, как он его понимал, было обобщить и передать потомкам сведения о старых традициях и нормах поведения в китайском обществе. Он не писал ничего нового, так как верил древним и любил их.
Все правила первоначально возникают из человеческих потребностей. Таким образом появляются все хорошие законы. Совместное проживание людей создает проблемы, и правила вырабатываются, чтобы разрешать эти проблемы. Там, где живет вместе множество людей, существует больше проблем, чем там, где людей мало. Органы управления огромного города гораздо более сложные, чем органы управления крошечной деревушки. Население Китая уже сейчас велико. И в основном благодаря Конфуцию, в стране сохранилось множество правил. Все эти правила являются попытками сделать жизнь более благополучной. Они не должны навязываться, как правила дорожного движения. Они более похожи на правила хорошего тона.
Правила представляют собой наибольшую ценность, когда они конкретны. Люди, предпочитающие жить в организованном обществе, чувствуют себя более уютно, когда существуют определенные правила, представляющие собой единую целостную систему. Именно поэтому в течение многих лет конфуцианцы придавали огромное значение многосложным сборникам правил, охватывающих все, начиная с того, как провести время с другом, и заканчивая тем, как поклоняться предкам. Предписано, как одеваться и как вести беседу. В правила внесены даже позы и походка, поэтому тот, кто искренне старался, мог сделать все правильно. Следование правилам показывало реальное стремление сотрудничать со своими собратьями.
Для того чтобы люди могли узнать, как им следует жить, Конфуций описал “совершенного человека”, “царственного человека”. Конфуций назвал его “царственным” из-за своей веры в то, что правители были учителями. Однако каждый в любое время мог жить как совершенный человек.
Совершенный человек вырабатывал в своем характере Пять Постоянных Добродетелей, которые он тренировал до тех пор, пока они не становились такими же естественными, как дыхание. Благие деяния были его неотъемлемой частью. Когда Конфуций говорил о себе, что только после семидесяти он смог следовать велениям своего сердца, не переступая границ правильного, он чересчур скромничал. Тем не менее истинный конфуцианец не жалеет времени на то, чтобы сделать правильный образ жизни столь привычным, чтобы поступать правильно даже не задумываясь.
Истинное отношение Первая из Пяти Постоянных Добродетелей касается отношений с другими людьми. Совершенный человек стремится быть в гармонии с людьми. Он знает, что не сможет выполнить свою задачу в жизни до тех пор, пока не будет жить в ладу с другими. Правильное отношение выражается в поведении. В людях скрыто зерно такого отношения, но ему надо помочь прорасти. Под таким добродетельным отношением иногда понимают закон самоконтроля.
Истинное поведение Второй Постоянной Добродетелью является надлежащий образ действий. Человек благородного ума изучил правила поведения. Он знает, как применять их в каждой ситуации, с которой он сталкивается. Он знает все правила этикета, которые определяют, что именно требуется от человека в каждой конкретной социальной ситуации. Он знает все церемонии и ритуалы, относящиеся к почитанию предков. Он знает, как сесть, как встать, как беседовать, как ходить, как владеть своим лицом при любых обстоятельствах. Тем не менее все эти ритуалы и действия не имеют значения, если в человеке нет правильного отношения. “Если у человека нет милосердия, то какой ему прок от церемоний”.
Истинное знание Третьей Постоянной Добродетелью является знание. Совершенный человек - это человек знающий. Он должен быть образован,’для того чтобы точно соответствовать требованиям. Целью конфуцианца было постепенное развитие до уровня, когда выученные правила становятся привычкой. Предметами, которые формируют у человека правильные нравственные привычки, являются история, литература и гражданское право, составляющие китайскую классику. Совершенный человек так планирует свое образование, чтобы в него вошли все эти необходимые предметы. Веками классика составляла основу образования в Китае. Современная эпоха ввела новые области знания, однако конфуцианец по-прежнему относится с уважением к классике.
Когда Конфуций подчеркивал важность образования, он не предлагал ничего нового. Он повторял то, что говорили древние, и придавал этому особое значение. Общественный порядок зиждется на основах морали - морали надлежащих слов и поступков. Как и древние, Конфуций считал, что мораль должна использоваться во все сферах жизни, но особенно важно ее применение в сфере управления, так как правители являются учителями для всех. Они могут преподать урок нравственности, когда сами являются примером высокой нравственности и добродетели. Только через это мог бы окончательно установиться новый золотой век, когда все люди относились бы друг к другу доброжелательно и с уважением.
Истинное состояние духа Согласно Четвертой Постоянной Добродетели совершенный человек должен развить такое состояние духа, которое необходимо, чтобы оставаться верным себе и милосердным к своим ближним. Он должен обладать такими качествами, чтобы все, что он делает, было достойным вкладом в общество. Что бы он ни делал - это улучшает человеческие отношения.
Истинное постоянство Значение Последней из Пяти Постоянных Добродетелей выделено в самом названии - это постоянство. Достигнув первых четырех добродетелей, совершенный человек упорно их придерживается. Он неизменно добр и полезен. Он знает, что он должен делать в каждом конкретном случае, и всегда знает, как сделать это. Поскольку он прорастил семена добродетели в глубине своей души, он находится в гармонии со всем в этой вселенной. Поскольку он находится в гармонии с самим собой, он - часть космической гармонии. Вот почему он может сделать все, что нужно, когда это необходимо.
Конфуцианцы часто говорили об “истинной гуманности”. Человек может прийти к ней, потому что, как считали конфуцианцы, она присутствует в каждом еще при рождении. Эти природные доброта и любовь могут быть развиты через чувство полезности для других. Самый известный конфуцианец более позднего времени Мен-Цзы подчеркивал природную доброту человека. Когда он и Конфуций говорили о человеческой доброте, они имели в виду его способность жить в постоянном согласии с другими людьми. Как мы видели, сначала нужно пройти целый курс подготовки. Должны быть усовершенствованы поведение, привычки, образ мыслей и суждения, Когда человек разовьет себя до уровня совершенного человека, он сможет быть душевным, полезным и добрым. “Семена” доброты в его душе сделают возможными эти качества. Человек становится способным на такое количество хороших дел, что китайцы даже не пытаются перечислить их одно за другим. Их “Золотое правило” выражено через отрицание, тем не менее оно полно смысла для других. “Не делай другому того, чего не хочешь себе”.
В качестве одного из аспектов своей теории, направленной на то, чтобы сделать праведную жизнь доступной для каждого, конфуцианцы подчеркивали пять типов важных межличностных взаимоотношений, которые требовали доброты и такта. Когда-то они преподавались каждому школьнику, однако, эта система образования была упразднена в начале нашего века. Но многие конфуцианцы по-прежнему считают, что если бы каждый приложил “Пять Постоянных Добродетелей” к этим пяти типам взаимоотношений, начался бы настоящий золотой век. Если счастью и гармонии суждено быть, то десять человек, вовлеченных в эти связи, должны проявлять добродетельность в своем поведении и в отношении друг к другу, если они:
* муж и жена
* отец и сын
* старший брат и младший брат
* начальник и подчиненный
* друг и друг
Следует отметить, что обе стороны в таком взаимодействии имеют определенные обязательства. Каждый несет ответственность за то, чтобы действовать, говорить и думать в соответствии с понятиями о доброте и сотрудничестве. Кто-то может возразить, что все это не может быть абсолютным. Что же делать людям одиноким? Но конфуцианцы действительно придерживались идеалов доброты и милосердия ко всем своим ближним и ко всем людям на земле. Однако один человек не сталкивается со всеми другими людьми на земле. Его круг общения ограничен. Именно по этой причине перечислены только пять типов межличностных отношений. Действительно, гораздо лучше, когда человек относится доброжелательно и с уважением к нескольким людям, с которыми он общается часто, чем торжественно провозглашать о своей “любви” ко всем людям. Он никогда не узнает всех людей. Правильная жизнь заключается в правильных действиях по отношению к людям, с которыми постоянно встречаешься в повседневной жизни.
Задолго до того момента, откуда берут начало исторические книги, китайцы верили, что первейший долг для человека - это почитание своих родителей. В традиционно больших семьях китайцев к родителям, прародителям и прапрародителям относятся как к очень мудрым, горячо любимым и глубоко уважаемым. Их смерть не уменьшает уважения, с которым к ним относятся. Почитание предков - это средство расширить родственные чувства за рамки смерти. Конфуций и конфуцианцы сыграли главную роль в том, что преданная любовь к родителям является высшим идеалом в Китае.
Детям в Китае никогда не предоставлялась свобода выбора и поведения, которые известны нам на Западе. Чтобы выработать у них правильное поведение и отношение к жизни, их с самого начала воспитывают доброжелательно, но жестко. Поэтому непослушание встречается крайне редко, а неуважение еще реже. Почитание детьми своих родителей простирается до того, что они подчиняются решениям, которые родители принимают за них, включая выбор мужа или жены. Китайцы считают, что в подобных вопросах родители гораздо мудрее своих детей.
Естественно, отношения в семье быстро изменились одновременно с другими переменами двадцатого столетия. Политическое развитие и перемены уже привели к известной ломке старых семейных традиций и могут привести к еще большим переменам в будущем. Однако сыновняя почтительность к старшим была так долго неотъемлемой частью жизни китайцев, что она все еще продолжает оказывать свое влияние в Китае.
Конфуций поощрял культ или почитание предков потому, что полагал, что это помогает человеку выработать верную позицию и правильное поведение. Когда человек приносит дары к мемориальной доске в память об умершем предке, он вспоминает о своих истоках и своей любви. Это вызывает у него чувство уважения и преданности. Сохранение сыновней почтительности даже после смерти предков свидетельствует о еще большем почитании, чем просто уважение по отношению к живым родителям.
Многие конфуцианцы приносили дары и совершали жертвоприношения в честь умерших, даже если никогда не верили, что их души там присутствуют. Конфуцианцы считали это оправданным потому, что это помогало формировать хорошие привычки уважения к другим. В то же время это способствовало укреплению общества. По этим двум причинам конфуцианство включает почитание предков в число важнейших аспектов человеческого поведения.
При жизни Конфуций был уважаемым учителем, но только одним из многих учителей. Пока он был жив, его славы и известности не были достаточно для того, чтобы его учение было использовано правителями. Напротив, он долгие годы пытался убедить одного правителя за другим использовать его идеи, но все было безрезультатно. У него было несколько верных учеников, которые были уверены в превосходстве его идей, но остальные не были с этим полностью согласны. Понадобилось несколько столетий после его смерти, чтобы учение Конфуция о нравственности начало приобретать большое значение в жизни китайцев. Китайская классика, на которую он потратил столько времени, была принята за основу при сдаче государственными служащими экзаменов для занятия ими правительственных постов. Это ознаменовало время, когда весь строй жизни китайцев стал основываться на конфуцианстве.
В течение более двух тысяч лет мысль Конфуция господствовала в образовании, управлении и культуре. Официально этому был положен конец вскоре после начала нашего столетия, однако, люди меняются не так быстро, как .формы правления. Не все люди сразу забыли старые традиции. Идеалы Конфуция так никогда и не достигли полного воплощения, несмотря на то, что они помогли сформировать китайскую цивилизацию. Иногда правители и политики старались казаться более искренними последователями его учения о нравственности, чем это было на самом деле, надеясь, что эти внешние проявления верности Конфуцию помогли бы им завоевать расположение людей, когда они посмертно осыпают его титулами и почестями или делают это по отношению к его потомкам.
Конфуций был для Китая - и в меньшей степени для Японии - великим учителем. Его почитали намного выше, чем кого бы то ни было за всю историю страны.
Учения Конфуция
«Я передаю и ничего не выдумываю» — говорил Конфуций.
Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге «Лунь юй» (VI в. до н. э.), название которой принято переводить как «Беседы и суждения». Она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных афоризмов Конфуция и описаний важных эпизодов его жизни.
Основы учения Конфуция:
— добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга.
— стремление к совершенному общественному порядку, «ли», достигаемому путем этики и благодаря развитию человека.
— понятие о благородном муже
Конфуций писал, что в обучении нужно:
1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.
2. Благодаря вопросам идти вглубь себя.
3. Познавая себя — познать Небо и Законы.
4. Познавая Небо и Законы — познать других людей.
5. Познавая других людей — создать общество как отражение Духовных благ.
...
miona:
» Крым: национальные отношения на полуострове
В Крыму вышла книга о предателях на службе у нацистов.
Симферополь, Апрель 14 (Новый Регион – Крым, Анна Мариху) – В симферопольском издательстве «Антиква» вышла новая книга известного крымского историка Олега Романько «
Немецкая оккупационная политика на территории Крыма и национальный вопрос (1941-1944)». Автор исследования представил основанный на фактах сравнительный анализ сотрудничества с оккупантами представителей различных этносов, населяющих Крымский полуостров.
Главной темой исследования являются национальные отношения на полуострове. Оккупация рассматривается как фон событий, тогда как их стержень – комплекс взаимоотношений немецкого военно-политического руководства с населением оккупированного Крыма. Во вступительном слове Романько указывает, что национальный вопрос в годы немецкой оккупации имеет для Крыма не только научно-практическое значение – многие проблемы современной крымской действительности уходят своими корнями в период Второй мировой войны. В первую очередь это касается сотрудничества определенной части крымско-татарского населения с оккупантами, что и послужило в мае 1944 года причиной для выселения татар. Сейчас эта трагическая страница истории войны является предметом политических спекуляций, что никак не способствует ее объективному рассмотрению. Романько сумел избежать излишней политизации этой темы: упреждая обвинения в предвзятости, он построил свое исследование на сравнительном анализе национальных отношений в среде различных народов, населяющих крымский полуостров. Свои предатели имелись в каждом народе, поэтому перед читателем проходят крымско-татарские формирования, подразделения украинской полиции и «власовцы». Книга дает глубокий, основанный на фактах сравнительный анализ их человеческой трагедии, приведшей к предательству. Заключительный раздел исследования посвящен жесткой реакции советских властей на немецкую национальную политику.
Помимо редчайшего документального материала книга также снабжена многочисленными иллюстрациями, значительная часть которых впервые представлена широкому кругу читателей.
Кандидат исторических наук Олег Романько является единственным крымским исследователем, который занимается малоизвестными и болезненными вопросами военно-политического коллаборационизма, национальной политики Германии на территории СССР, исламского фактора в политике нацистов. В его авторском багаже имеется пять монографий, опубликованных в США и России. Еще одна монография готовится к публикации в московском издательстве «Астрель».
Стоит отметить, что сторонники и лидеры крымско-татарского меджлиса (нелегальный этнический «парламент») крайне враждебно воспринимают любые попытки изучения истории татарских формирований, действовавших в годы оккупации полуострова. Каждое упоминание о коллаборационистах вызывает шквал обвинений в «великорусском шовинизме послевоенных переселенцев» и «попытке оправдать депортацию». Поэтому большинство крымских историков предпочитают не связываться со столь щепетильной темой."
Вот материал из книги Иванова В.
СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ЭПОПЕЯ 1941-1944ГГ ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ.
«Крым должен быть освобожден от всех чужаков и заселен немцами», - заявил Гитлер на совещании в ставке 19 июля 1941 года. По его предложению Крым превращался в имперскую область Готенланд (страна готов). Центр области Симферополь переименовывался в Готсбург (город готов), а Севастополь получал название Теодорихсхафен (гавань Теодориха, короля остготов, правившего в 493-526 гг.).
По проекту Гиммлера Крым присоединялся непосредственно к Германии. 9 июня 1942 года на совещании начальников СС и полиции Гиммлер заявил, что война не имела бы смысла, если бы после нее, в частности, Крым не был в течение 20 лет полностью колонизован немцами, и притом только по расовому принципу, по принципу крови.
Исторически возвращение Крыма в состав Германии основывалось на том факте, что во второй половине IV века в Таврику вторглись пришедшие с берегов Балтийского моря германские племена готов, которые жили здесь, наряду с другими народами, и в средние века. В июле 1942 года Фрауенфельд организовал археологическую экспедицию, которой руководил начальник СС и полиции в Тавриде бригадефюрер СС фон Альвенсле-бе, а полковник Вернер Баумельбург выполнял обязанности археолога. Были обследованы руины Феодоро - столицы одноименного грекоязычного княжества, которое было разгромлено войсками турецкого султана Мехмеда II в 1475 году. Вывод: это типичный образец германской фортификации. По итогам экспедиции Баумельбург написал работу «Готы в Крыму», в которой утверждал, что Алустон (Алушта), Горзувитай (Гурзуф), Каламита (Инкерман) построены готами. Собранные материалы Фрауенфельд использовал для своей книги «Причины и смысл нашей борьбы». Он выдвинул проект автомагистрали, которая связала бы Гамбург с Крымом и позволила преодолевать путь за два дня, и предлагал в качестве прислуги для отдыхающих на крымских курортах немцев использовать крымских татар. В конце 1941 - начале 1942 года были уничтожены цыгане, крымчаки, евреи. А 5 июля 1942 года на совещании командования вермахта и полиции был рассмотрен вопрос о переселении жителей Крыма. Принято решение о создании лагерей для проведения «расового обследования населения». «Расово качественных» оставляли в Крыму или переселяли на юг Украины. По приказу Гиммлера началось формирование подразделений СС для охраны концентрационных лагерей и ликвидации оставшихся «расово неполноценных».
Оккупация города немецкими войсками продолжалась с 1 июля 1942 до 9 мая 1944 года. С первого дня в городе начал устанавливаться новый порядок. С 9 июля 1942 года с целью выявления коммунистов, комсомольцев, установления людских резервов трудоспособного населения в городе была проведена перерегистрации населения.
Это помогло немцам выявить лиц, согласных сотрудничать с новыми властями. В городе был установлен жесточайший режим прописки. Каждый житель обязан был прописаться в течение 48 часов в полиции. Если во время проверки документов в доме оказывался человек без прописки - расстреливалась вся семья.
Ортскомендатура ввела комендантский час: осенью-зимой - с 17.00 до 6.00, летом-весной - с 20.00 до 6.00. Не имеющие ночных пропусков задерживались полицейским патрулем, подвергались проверке в полиции и отправлялись на принудительные работы сроком до 10 дней.
Для поддержания «нового порядка» в городе были созданы карательные органы. В угловом здании на ул. Красный спуск (современная ул. В. Кучера) разместилась немецкая жандармерия (глава лейтенант Шреве), насчитывающая более 20 человек.
На ул. Частника, дом 90, расположилась служба безопасности (СД) во главе с штурм-шарфюрером Майером. В СД работали семь следователей, три переводчика, отряд охраны из 20-25 человек. Основной задачей СД было выявление коммунистов, сотрудников органов госбезопасности и милиции, работников госаппарата, партизан и подпольщиков.
Ортскомендатуру (местная комендатура), которая размещалась на ул. Ленина (современное здание Ленинского райсуда), до 30 июля 1942 года возглавлял майор Купершлягель, затем был назначен подполковник Ганш. В ее подчинении находились городская управа во главе с бургомистром, или городским головой (Н. Мадатов, а с августа 1942 года П. Супрягин), и шуцполиция (немецкая полиция). Без указания или разрешения ортс-коменданта ни горуправа, ни шуцполиция не могли проводить никаких мероприятий. Основная задача всех восьми отделов горупра-вы состояла в организации обеспечения немецких воинских подразделений и учреждений продовольствием и материальными ресурсами.
На улице Пушкинской в доме № 2 размещалось главное управление русской вспомогательной полиции во главе с главным полицмейстером Б. В. Корчминовым-Некрасовым. В составе управления в 1942 году было 120 человек, в 1944-м - около 300.
При главном управлении вспомогательной полиции была создана следственно-розыскная часть, или криминальная полиция. В декабре 1942 года она стала именоваться вспомогательной полицией безопасности и перешла в подчинение СД.
Кроме карательных органов в Севастополе действовали разведывательные органы: тайная полевая полиция (ГФП), отдел контрразведки Абвера «Дариус-305». Все немецкие органы управления и власти были призваны насаждать «новый порядок» в Севастополе.
На территории Севастополя с первых дней оккупации было создано более 20 лагерей военнопленных: на горе Матюшенко (территория современного ПО «Севастопольгаз»), в Камышовой бухте, в здании бывшей тюрьмы на пл. Восставших, на территории школы № 16, Лазаревских казарм, в районе ГРЭС, на Северной стороне и др. В июле 1942 года в Инкерманском лагере было уничтожено 450 военнопленных, в августе 1942-го массовые расстрелы были произведены во всех лагерях.
Немцы ввели практику закапывания военнопленных. С ноября 1942 года они стали ежедневно выгонять по 20-30 человек из лагеря военнопленных в Лазаревских казармах и заживо закапывать их в воронках от авиабомб. После освобождения Севастополя было обнаружено 190 таких воронок, в которых было 2020 трупов.
В первых числах декабря 1943 года из Керчи в Севастополь прибыли три эшелона с военнопленными (около 2,5 тыс. чел.). 8 декабря 1943 года их погрузили на баржи и в открытом море баржи подожгли.
На другой день на баржу погружено около 2 тыс. военнопленных, баржа также ушла в море, откуда больше не вернулась. В начале января 1944 года на одну из барж было погружено 240 раненых военнопленных, баржа вышла в море, где ее подожгли. Пытавшихся спастись вплавь расстреливали из пулеметов.
Чуть позже в Севастополь прибыл эшелон с военнопленными, вагоны были под пломбами. Когда вагоны вскрыли, то все военнопленные оказались мертвы.
Всего в Севастополе было уничтожено более 15 тыс. военнопленных. За годы оккупации немецко-фашистские захватчики повесили, расстреляли, сожгли в топках и на баржах, утопили в море более 27 тыс. и угнали в фашистскую неволю свыше 45 тыс. севастопольцев и военнопленных.
Гражданское население Севастопольского округа, в состав которого в августе 1943 года вошли Балаклавский, Ялтинский, Албат-ский (ныне Куйбышевский) и Бахчисарайский районы, согласно декабрьской перерегистрации, составляло около 15 тыс., в том числе: мужчин - 4 тыс., женщин - 7 тыс., детей - 3 тыс.; русских - 12 тыс., татар - 1 тыс., других национальностей - 2 тысячи.
Население оккупированного Севастополя в возрасте от 15 до 60 лет должно было работать 28 дней в месяц на строительстве оборонительных сооружений, шоссейных и железных дорог, на расчистке улиц, домов, собирать металлолом. Полиция насильно сгоняла на работу жителей, устраивала облавы в местах скопления людей. Уклонившихся от трудовой повинности подвергали репрессиям.
В соответствии с приказом под кодовым названием «Мрак и туман» проводился насильственный угон жителей города в Германию.
Только с сентября 1942-го по январь 1943 года из Севастополя в Германию было насильственно вывезено более 30 тыс. мирных жителей. Особенно драматичным был период апрель-май 1944 года, когда гитлеровцы эвакуировали своих солдат и военную технику. В качестве прикрытия при налетах советской авиации мирных жителей (в основном женщин и детей), захваченных во время облав, грузили на верхние палубы немецких и румынских судов и барж. Таким образом, за период с 1 по 5 мая 1944 года в качестве живого щита на палубах судов было вывезено свыше 3 тыс. мирных жителей Севастополя, а всего за апрель-май 1944 года - свыше 9 тысяч.
В самом городе гражданская власть была передана в руки городской управы, которую весь период немецкой оккупации возглавлял городской голова П. Супрягин. Несмотря на трудности, жизнь города постепенно налаживалась, во всяком случае об этом так писалась в оккупационных газетах:
«Севастополя не узнать: улицы очищены от мусора, по чистым тротуарам с книжками и тетрадями утром торопится детвора; в городе открыто 2 средних и одна начальная школы... По воскресеньям горожане с удовольствием слушают музыку и пение в театре, организованном отделом просвещения. Питание улучшается с каждым днем: открыто 5 столовых, хлебных магазинов, 3 пекарни, хлебозавод, мельница. Рыбаки снабжают город рыбой. Уже работают водопровод, электростанция, швейные, обувные, строительные мастерские. Выдано 169 патентов ремесленникам» (Голос Крыма. - 1942. - 2 дек.).
«Открыта городская больница, 3 поликлиники, 2 амбулатории... Возрождаются из развалин и пепла промышленные предприятия города. Уже работают мраморный завод, мыловаренное предприятие... Комендантом г. Севастополя издан приказ об обязательном обучении детей в возрасте от 8 до 16 лет» (Голос Крыма. - 1942. - 13 дек.).
«Улица. По ней проходит тропинка среди развалин домов, скрученных двутавровых балок, трамвайных столбов. Когда-то это была главная улица Севастополя. Теперь вместо живой и говорливой южной толпы здесь буйные заросли диких маков, репейника, донника и чертополоха... Внизу Исторического бульвара меж развалин живописно расположился базар, на нем полно всякой всячины» (Голос Крыма. - 1943. - 30 июня).
«На бывшем проспекте Фрунзе, выходящем на Приморский бульвар, большое оживление. Восстанавливается одна бывшая гостиница... На Графской пристани на лавочках сидят люди. Они ждут катера... Во все стороны снуют люди...» (Голос Крыма. - 1943. - 12 нояб.).
В феврале 1943 года началось движение городских катеров от Графской пристани на Северную сторону. Ввиду полного разрушения восстановление трамвая не осуществлялось (во время немецкой оккупации движение трамвая во многих городах Украины было возобновлено).
Работали «Верфь» - судоремонтные мастерские на базе полуразрушенных мастерских Главвоенморпорта, завод «Вулкан» (на месте завода № 54) по ремонту оружия. С апреля 1943 года начал работать «Мраморный завод» горуправы, изготавливавший памятники, чернильные приборы и пепельницы из мраморной крошки с видами Севастополя, частично возобновились добыча флюсов в районе деревни Кадыковка и в Мраморной балке, выпуск виноградных соков на базе госхоза «Профинтерн». Восстанавливались кустарные промыслы по добыче извести и камня для двух ремстройконтор, добыча и заготовка дельфиньего жира для варки мыла (г. Балаклава). Рыбацкая община обеспечивала немецкие воинские части рыбой, частично рыбная продукция выдавалась населению по карточкам, пускалась в свободную торговлю.
С 14 апреля 1943 года в Севастополе была разрешена свободная торговля. Имеющий патент был обязан ежедневно уплатить взнос 1 руб. (продающие продукты и домашние вещи на руках), 3 руб. (продающие на столах), 5 руб. (продающие на возах).
Цены на рынках были высокими (средняя зарплата работающего 250-300 руб.):
десяток яиц - 120-150 руб.,
1 кг сала или масла - около 1 тыс. руб.;
булка хлеба - 180-200 руб.
Ставка годового патента на промыслы менялась несколько раз. 27 декабря 1942 года она составляла от 100 руб. (ремонт и чистка обуви, деятельность врачей, художников и других лиц свободных профессий) до 1400 руб. (рестораны, кафе и т. д.).
В городе работала больница для гражданского населения (в помещении школы № 14 и рядом стоящем здании) на 140 коек с отделениями: инфекционным, терапевтическим, гинекологическим и венерологическим. Персонал - 27 врачей и других медработников, в основном из числа бывших военнопленных. Для амбулаторной помощи были открыты три поликлиники и две амбулатории (на Северной стороне и в Инкермане). В общей сложности в них работало около 80 медицинских работников.
Как уже сообщалось, 18 сентября 1942 года было восстановлено движение поездов на линии Бахчисарай - Севастополь, а затем и до Симферополя. Один раз в неделю (по вторникам) по железной дороге приходила почта из Симферополя.
В Севастополе с января 1943 года работали четыре школы:
№ 1 - на Петровой слободке (помещение детского сада рядом со школой № 16);
№ 2 - на ул. Пирогова;
№ 3 - на ул. Щербака;
№ 4 - на Северной стороне (ныне № 9).
Общее количество учащихся - около двух тысяч, 40 педагогов.
Культурная жизнь города была сосредоточена в театре, открытом в декабре 1942 года в помещении на ул. Ленина (рядом с Музеем КЧФ). Работали Покровский собор, кладби- щенская церковь, мусульманская мечеть.
А теперь "язык документов":
Командующему войсками оперативного тылового района группы армий «Юг»
Начальник полиции безопасности и СД крепости Севастополь
Крепость Севастополь, 16 июля 1942 г.
Оперативная обстановка в крепости Севастополь и прилегающих районах в течение пятнадцати суток с момента взятия крепости (включая 15 июля) характеризуется следующими основными факторами:
• - полным подавлением организованного сопротивления русских, как на суше, так и на
море, у берегов Крыма;
• - успешными наступательными действиями войск группы армий «Юг», продвинув
шихся в направлении Кавказа до подступов к городу Ростов-на-Дону и в направлении
Волги до большой излучины Дона;
• - засоренностью освобожденной территории Крыма многочисленными бандообразова-
ниями, именующими себя партизанами, скрывающимися в горах, готовыми принять во
оруженных русских из разбитых полков и подразделений;
• - наличием в прибрежной зоне, в развалинах самой крепости Севастополь, в прилега
ющих деревнях сотен мелких разрозненных остаточных групп и отдельных вооружен
ных матросов, солдат, командиров противника и партийных функционеров;
• - засоренностью освобожденной крепости многочисленной агентурой большевиков и их
пособников, готовых дать укрытие недобитым матросам и комиссарам.
Наиболее характерные враждебные проявления за данный период (с 1 по 15 июля включительно):
• - до 12 июля включительно продолжалось сопротивление фанатически настроенных
русских в районах мысов Фиолент и Херсонес; до конца 3 июля к ним пытались пробить
ся суда противника: 4 быстроходных тральщика, 17 сторожевых катеров и, по неполным
данным, 6~ 10 подводных лодок;
• - в течение второй половины дня 8 июля, в ночь на 4 июля и весь день 4 июля остаточные
группы делали попытки пробраться вдоль берега и уреза моря, чтобы выбраться из окру
жения, но в районе лощины, левее батареи-форта «Максим Горький-2», им преграждали
путь наши прочные засады, сформированные из пулеметчиков и автоматчиков;
• - в течение 3-15 июля на территории крепости преимущественно в ночное время уби
то и пропало без вести 278 военнослужащих, что доказывает наличие значительного чис
ла преступного проболышевистски настроенного элемента;
• - во время обысков, проведенных 8-9 июля в домах, развалках, подвалах, сараях, с по
мощью военнослужащих выявлены сотни лиц, дававших приют солдатам и матросам
противника;
• - 9 июля сожжена автомашина в районе железнодорожного вокзала, преступники
скрылись;
• - 12 июля убиты два полицейских;
• - 14 июля взят русский врач, укрывавший под видом больных раненых.
Всего с 1 по 15 июля включительно ликвидировано (не считая военнослужащих, окруженных вблизи вышеуказанных мысов) 178 вооруженных групп противника из числа комиссаров, командиров, матросов и солдат, 27 бандообразований из числа гражданских лиц, 76 одиночных бандитов. При этом реквизированы автоматы, винтовки, наганы, 7 лошадей, 3 радиостанции, из них 2 коротковолновые.
Стабилизирующие меры:
2 июля приступили к исполнению обязанностей:
• - управление политической полиции и СД крепости Севастополь; начальник - обер-
штурмбаннфюрер СД Фрик;
• - комендатура крепости Севастополь, комендант - майор Купфершлегер;
• - городская управа; бургомистр Садатов;
• - русская вспомогательная полиция в составе лиц, перешедших на сторону Великогер-
манского рейха, общим числом 120 человек, полицмейстер Краминов.
Специально прибывшей в крепость зондеркомандой СС в составе 800 человек, управлением СД, комендатурой, полицией совместно с привлеченными в помощь воинскими подразделениями проведен ряд крупномасштабных молниеносных акций с целью выявления комиссаров, командиров Красной Армии, большевиков из гражданских лиц, комсомольцев, все выявленные оформлены (убиты). 12 июля на спортивном стадионе «Динамо» были собраны жиды (количество - округленно - 1500), которым предварительно, был дан приказ нашить на рукавах желтую звезду; собранные оформлены.
14 июля из прибрежной зоны крепости, разрешающей обзор бухты, слежение за движением судов, в срочном порядке выселены все жители, ширина зоны - 2-4 км; выразившие недовольство оформлены.
Четырежды издан приказ ортскоменданта, обязывающий всех сдать излишки продовольствия за исключением 10 кг мучных продуктов, 10 кг крупяных, 1 кг жировых. Отсутствие продовольствия заставит всех быстро пройти перерегистрацию, укрывшие продукты оформлены.
15 июля издан приказ ортскоменданта об обязательной перерегистрации населения, которая поможет довыявить коммунистов, партийных функционеров, переодетых военных, укрывающийся преступный элемент.
Оберштурмбаннфюрер СД Фрик
Примечание. «Оформлены» - значит расстреляны.
Приказ
Приказ утверждаю: Оберштурмбанифюрер СД Фрик
Комендатура крепости Севастополь, 16 июля 1942 г.
Всем рабочим, работницам и служащим предприятий немедленно явиться на места своих прежних работ. Лица, не явившиеся на работу, будут рассматриваться как саботажники с применением к ним строжайших мер наказания: по условиям военного времени - расстрел.
Особо обращаю внимание лиц, работавших на предприятии, именовавшемся «Морской завод». Они обязаны немедленно явиться в полицай-управление и получить в паспорте отметку «Верфь», так как в Севастополе со дня на день начнет работу судоремонтная верфь. Те, кто не явится в течение трех дней, будут расстреляны.
Ортскомендант
Управляющему судостроительными и судоремонтными предприятиями Юга. Рейхскомиссариат «Украина», г. Николаев
Начальник полиции безопасности и СД крепости Севастополь
Крепость Севастополь, 16 июля 1942 г.
Относительно состояния севастопольского судоремонтного морского завода, наличия рабочей силы, возможности возобновления режима работы.
В соответствии с директивой рейхсфюрера Великого рейха генерала СС Гиммлера докладываю:
Беглый осмотр предприятия произведен. Здания цехов разрушены, оборудование вывезено. Доки южной стороны разрушены. В лучшем состоянии док северной стороны, ба-топорт подорван, но подлежит восстановлению. Стапеля горели, сохранность частичная. Мортонов эллинг подорван.
Во избежание ошибок, которые имели место при взятии Николаева, мною был произведен ряд молниеносных крупных и малых акций для фиксирования рабочей силы. Каждый выявленный работник предприятия получил квитанцию-расписку: «Скрепляю подписью, что я получил сообщение об обязательной явке на работу. Мне известно, что за невыполнение приказа у меня или у моей семьи будет конфискован дом, двор и все имущество. Если я и после этого не явлюсь на работу, то мой дом будет сожжен, а мои родные взяты в качестве заложников».
Каждого выявленного работника завода доставляли в комендатуру, сажали в машину. В сопровождении солдат он объезжал крепость, указывая местонахождение не менее чем трех работников завода. После этого получал право возвращения к семье. Таким способом удалось уже выявить более трехсот специалистов.
Допросы с применением разной степени устрашения показали, что в ноябре 1941 года пароходом «Красная Кубань», теплоходом «Грузия», транспортом «Черноморец», транспортом «Ворошилов», пароходом «Коммунист», теплоходом «Ногин» были вывезены крупногабаритные станки предприятия, инструмент, листовая сталь и прокат; более трех тысяч специалистов с членами семей, а также малогабаритные изделия, сортовой металл, цветной металл, режущий инструмент, сварочное оборудование, штампы, прочее. Значительная часть этого имущества завода находится в настоящее время в Туапсе. Необходимо, чтобы вместе с войсками в Туапсе вошли наши люди и специалисты Управления Южных верфей. Имущество завода должно быть незамедлительно возвращено в Севастополь.
Обрисованная картина опустошения может вызвать нежелательную реакцию пессимизма при оценке возможностей незамедлительного возобновления работ завода. Это не так. Допросы, а также захваченная документация неопровержимо доказывают: нет такого опустошения, при котором оперативный судоремонт исключен. Уже после вывоза большевиками оборудования на заводе неоднократно восстанавливались кузнечный и корпусный цехи, кислородная станция, литейная, медницкий участок, стапеля, малый Мортонов эллинг, что разрешало вести ремонт судов, в частности парохода «Серов», который был подвергнут сильнейшим бомбовым ударам и подводная лодка, которая ремонтировалась на малом Мортоновом эллинге, после повреждения бомбовым ударом наших самолетов 29 мая! Ремонт был значительный: в районе пятого отсека разошлись но швам листы наружной обшивки. В результате проведенного ремонта лодка ушла из Севастополя своим ходом!
Кроме того, осмотр территории завода доказал с полной неопровержимостью, что на предприятии до последних дней изготовлялись противотанковые ежи, которые делались из рельсов бывших трамвайных путей, бронеколпаки для дотов. Тут до последних дней вели ремонт легких танков. Кроме того, есть неопровержимые доказательства, что значительная часть работников завода, укрываясь в многокилометровых штольнях, вырытых в горе, работала до последнего часа. Там обнаружены следы 35 станков, прессов, компрессорной установки, опреснительной установки, вентиляционной установки. Специалисты определяют, что в штольнях шло производство минометов марки РМ-50, батальонных минометов марки БМ-82 и мин. Эти подземные коридоры - отделения морского завода.
Вывод: русские рабочие доказали свою способность эффективно работать на режим большевиков. Нет никаких оснований полагать, что они не смогут так же эффективно работать на пользу рейха.
Необходимо: ни в коем случае не допуская снижения заданного нами энергичного ритма, в ближайшие дни провести детальную инспекцию предприятия, для чего прислать специалистов из Управления верфей. Темп, темп, темп - условие того, что ошибки, допущенные в Николаеве, не расползутся язвами саботажа в Севастополе. Каждый русский с первого дня установления нового порядка должен чувствовать твердую власть и направляющую руку. Должен понимать: мы, немцы, - здесь и отсюда - не уйдем!
Немедленно осмотреть крейсер русских, полузатопленный в бухте в результате успешных действий нашей авиации. Имя этого крейсера - «Червона Украина», что значит «Красная Украина», «Большевистская Украина», «Коммунистическая Украина». Восстановление крейсера усилит наш флот на Черном море и резко увеличит престиж наших судоремонтных служб.
Немедленно принять все меры к подъему и восстановлению 100-тонного плавкрана и плавдока, затопленного в бухте, для чего срочно организовать два аварийно-спасательных отряда из специалистов Управления верфей и русских рабочих. Без подъемных механизмов и дока ремонт судов невозможен.
Наши действия: в соответствии с директивой рейхсфюрера завод объявлен «особым имуществом рейха», находится под охраной. Продолжая энергично выявлять работников завода среди гражданских лиц, принимаем не менее энергичные меры для выявления специалистов нужного профиля среди военнопленных.
Мы сильны, как никогда. Служба безопасности вошла в крепость Севастополь, вооруженная опытом работы с русскими колониальными рабочими за год военных действий в России. Мы полны решимости действовать целенаправленно и эффективно, опираясь на специалистов Управления верфей.
Оберштурмбаинфюрер СД Фрик
Обращение к населению г. Севастополя
Крепость Севастополь, 25 июля 1942 г.
Благодаря бдительности Германской Армии обнаружено уже немало шпионов, агентов и диверсантов, оставленных большевиками при их отходе из Севастополя только лишь для Вашего личного вреда. Те из них, которые поняли, что их задачи бесполезны и наносят только лишь ущерб гражданскому населению, добровольно явились к Германским частям и признались в своей виновности. Проверив их показания, мы направили их в другие населенные пункты Крыма на работу, чтобы сберечь их от мести фанатиков.
Тех же, которых мы задержали при исполнении их преступной деятельности, карали смертью. Нам известно, что среди гражданского населения находится еще много шпионов, агентов и диверсантов, а также сотрудников таковых, которые остались в городе по приказу бывших советских руководителей, успевших спасти свою собственную жизнь, сбежав на Большую землю. Нам еще известно, что среди этих агентов находится много мужчин, девушек и женщин, которые раньше принимали такие поручения под нажимом большевистских властей, а теперь не поставили еще в известность Германское Командование о своей деятельности только лишь под страхом мести большевистских сыщиков и палачей.
Всем этим предоставлена еще возможность добиться прощения за их преступления.
Мы призываем их явиться немедленно в одно из подразделений Германской Армии и сдать свои рации, оружие и другие вспомогательные принадлежности. Мы гарантируем им жизнь и предоставление по собственному желанию места работы в другом населенном пункте Крыма. Тот, кто не явится добровольно и будет продолжать свою преступную работу или же будет иметь преступные намерения, будет беспощадно приговорен к смертной казни.
Вышеуказанное касается и всех тех, которые знают таких шпионов, агентов и диверсантов или которым известно их местонахождение, планы и задачи.
Мы делаем каждого гражданина города Севастополя ответственным за жизнь и здоровье Германской Армии, за устранение всех диверсионных актов, как пожары, взрывы и т. д.
Настоящим приказываю:
Если в одном из домов или их предместье днем или ночью с кем-либо из Германской Армии случится что-либо вредное, безразлично каким образом, то жители данного дома будут расстреляны.
Если произойдут диверсионные акты (пожары, взрывы мин и т. д.), нападения или выстрелы на улицах или площадях одного участка города, то я эвакуирую этот участок города, а жители будут привлечены к принудительной работе. В особо тяжелых случаях будут приняты строжайшие меры.
Мы имеем только лишь одну цель: восстановление города, защиту, спокойствие, подходящую работу для каждого и, наконец, обеспечение беззаботной человеческой жизни.
Комендант крепости Севастополь
Приказ
Крепость Севастополь, 14 сентября 1942 г.
Ввиду необходимости сохранения и усиления охраны порядка в городе-крепости Севастополь для пользы и процветания каждого единого жителя с 14 сентября 1942-го года приказываю выполнять следующие меры паспортного порядка.
Постоянное и кратковременное проживание в городе допускается на основании особого разрешения:
а) на постоянное жительство - Ортскомендатуры;
в) для жительства до 3-х дней - паспортного отдела;
с) каждый житель, который хочет принять в свою квартиру не местного жителя, должен раньше помещения его в своей квартире предъявить паспортному отделу документы на получение разрешения;
с1) не местные жители, которые без разрешения находятся в городе, и ХОЗЯЕВА, которые без разрешения дали им квартиру, БУДУТ РАССТРЕЛЯНЫ;
е) военным лицам, легионерам, добровольцам также запрещается давать квартиру без разрешения;
Г) прописка и выписка должна быть проведена в течение 48 часов.
Комендатура крепости Севастополь
Командующему войсками оперативного тылового района группы армий «Юг»
Начальник полиции безопасности и СД крепости Севастополь
Крепость Севастополь, 14 сентября 1942 г.
Оперативная обстановка в крепости Севастополь и прилегающих районах в течение четырнадцати суток сентября (включая 14 сентября) характеризуется следующими основными факторами:
• - полным порядком в крепости. Для доказательства можно сослаться на напечатанный
в газетах доклад имперского министра по делам оккупированных территорий Альфреда
Розенберга, который среди «городов-жемчужин Черноморского побережья», где «наши
солдаты чувствуют себя спокойнее, чем дома», назвал не только город Ялту, но и крепость Севастополь;
• - успешными наступательными действиями войск группы армий «Юг», форсировав
ших на Кавказе реку Терек, а на Волге, вышедших на улицы Сталинграда;
• - продолжающей иметь место засоренностью освобожденной территории Крыма бан-
дообразованиями русских, именующих себя партизанами, скрывающимися в горах и деревнях;
• - остаточной засоренностью освобожденной крепости агентурой большевиков и их пособников;
• - достоверно установленным фактом отсутствия организованного подполья, оставлен
ного русскими при отступлении (меры к организации подполья местными гауляйтерами
большевиков предпринимались еще в ноябре 1941-го года. Причины распада русского
подполья в Севастополе до конца не установлены);
• - решительным подавлением со стороны служб СД любой попытки самопроизвольного
возникновения подполья, как в среде военнопленных, так и среди гражданского населения. Сегодня можно с уверенностью сказать: подполья в крепости нет и уже не будет. До
казательство - дисциплина и порядок в крепости, отсутствие сколько-нибудь значи
тельных диверсионных актов. (Что не исключает мелких проявлений враждебности.)
Наиболее характерные враждебные проявления за данный период (с 1 по 14 сентября включительно):
• - на территории крепости преимущественно в ночное время убито и пропало без вести
8 военнослужащих;
• - 9 сентября убит полицейский;
• - 14 сентября взяты три русских врача, укрывавших, под видом больных, комиссаров и
командиров.
Всего с 1 по 14 сентября включительно ликвидировано 18 одиночных бандитов. При этом реквизированы два автомата, 6 винтовок, три нагана, гранаты. Стабилизирующие меры:
• - в целях решительного подавления саботажа на морской верфи начато широкое выявление лиц, работавших на ней прежде и уклоняющихся от работ на ремонте судов, выда
ющих себя на бирже труда за хлебопеков, грузчиков, дворников, водопроводчиков, сантехников;
• - каждому выявленному вручена квитанция-расписка: «Скрепляю подписью, что я по
лучил сообщение об обязательной явке на работу на свое прежнее рабочее место. Мне из
вестно, что за невыполнение приказа я буду рассматриваться как партизан и буду соот
ветственно тому наказан. Если я и после этого не явлюсь на работу, то буду арестован я и
все мои родные в качестве пособников саботажнику»;
• - 2 сентября 87 выявленных, отказавшихся подписать квитанцию-расписку, оформлены;
• - 8 сентября 87 выявленных оформлены;
• - 7 сентября 42 выявленных и 97 родственников оформлены;
• - 9 сентября соответственно 18 и 20;
• - 10 сентября 8 выявленных и подписавших квитанции-расписки, но впоследствии пытавшихся скрыться, оформлены;
• - 11, 12, 13, 14 сентября все выявленные подписали квитанции-расписки.
В результате проявленной твердости и неуклонности в выполнении поставленной задачи затянувшийся саботаж на морской верфи можно считать подавленным.
Оберштумбаннфюрер СД Фрик
Управляющему судостроительными и судоремонтными предприятиями Юга. Рейхскомиссариат «Украина», г. Николаев
Начальник полиции безопасности и СД крепости Севастополь
Крепость Севастополь, 14 сентября 1942 г.
Относительно состояния севастопольских судоремонтных предприятий, наличия рабочей силы, возможного режима работы докладываю:
14 сентября 1942-го года в крепости Севастополь начал функционировать завод, расположенный на Минной пристани и в Артиллерийской бухте (бывшие мастерские военного порта);
• - зачислены на работу 18 инженеров и 73 рабочих, выявление специалистов продолжается;
• - с первых дней оккупационного режима ведутся под моим личным наблюдением работы по подъему плавучего крана и, что еще более важно, подготовка и подъему русского
крейсера; немецкий флот на Черном море может и должен получить мощный корабль;
• - главная морская верфь крепости «Морской завод» в строй действующих не введена;
но успехи с открытием двух филиалов с несомненностью доказывают, что решение этой
задачи - дело ближайших недель.
Вывод: Возобновление судоремонтных работ в крепости возможно и в начальной стадии уже осуществлено.
Необходимо, развивая достигнутый нами успех, приложить все силы: а) к успешному подъему крейсера; в) к успешному подъему плавучего крана;
с) к подъему дока, для чего необходимо усилить тыл - это крепкие мускулы сражающегося фронта.
Выражаем еще раз свое неудовольствие Управлению верфей в непонятной медлительности в выполнении наших требований на присылку специалистов (желательно немцев), что снижает эффект наших усилий.
Необходимо усилить квалифицированными специалистами (желательно немцами) группу подъема, возглавляемую капитаном Хагельманом. Ни в коем случае не допуская снижения заданного нами на новой верфи темпа ремонта катеров, не далее как в конце этого месяца начать работы на главной верфи Севастополя - Морском заводе, для чего укомплектовать кадры завода, создать немецкую администрацию, выделить из числа русских, проверенных в Николаеве, рабочую группу-ядро, приступить к ремонту трех тральщиков, эсминца, др. судов.
Наши действия: в соответствии с вышеизложенным Служба безопасности вошла в крепость Севастополь вооруженная опытом работы в русских колониях, действовала целеустремленно, эффективно. Наша деятельность здесь, без сомнения, надежное подкрепление исторической победы наших войск.
Служба полиции безопасности и СД полна нетерпения быть достойной истории, гения фюрера и шагать в ногу с победно шагающими солдатами вермахта.
Обврштурмбаинфюрер СД ФрИК[/quote]
Это реальный документ, определяющий судьбу нашего города и , соответственно судьбы всей захваченной территории. И довольно ясно просматриваются и причины ВОВ, и следствия...
...