Тина Вален:
13.10.13 23:04
"Нана"
Понимаю, почему этот роман подвергался цензуре.
ГГ очень развращенная, беспринципная женщина. Она даже не куртизанка, ибо это определение несет все же какую-то ответственность, а обычная проститутка. Она без разбора использует мужчин, играючи губит их жизни. Конечно, это и их выбор тоже, но Нана поражает цинизмом.
А в целом роман понравился, читался легко. Оценка 5
...
Consuelo:
17.10.13 13:57
Тина Вален писал(а):"Нана"
Тина, держи за отзыв
!
Тина Вален писал(а):Понимаю, почему этот роман подвергался цензуре.
ГГ очень развращенная, беспринципная женщина. Она даже не куртизанка, ибо это определение несет все же какую-то ответственность, а обычная проститутка. Она без разбора использует мужчин, играючи губит их жизни. Конечно, это и их выбор тоже, но Нана поражает цинизмом.
А еще Нана глупа. Читала несколько лет назад, но хорошо помню сюжет. Я даже рада была, что Золя остался верен реализму и не стал лепить из куртизанки какой-то идеальный образ. Сам автор считал Нана - образцом разложения и полнейшей деградации. Хотя, откуда ей было набраться добродетелей, при таком-то детстве...
Тина Вален писал(а):А в целом роман понравился, читался легко. Оценка 5
...
Nissa:
11.01.14 11:16
Решила выложить отзыв на единственную, к своему стыду, прочитанную книгу у автора. Все остальное, только обзорно изучала.
Жерминаль
Тяжелый роман: уныло, безысходно, угнетающе. НО! Читать всем! Да, Золя много вниманию уделяет быту, все очень фактографично. Такой разительный контраст ощущаешь между жизнью богатых и бедных, настолько детально автор описывает ее, что я даже чувствовала запах свежеиспеченных булочек; сырость и холод, тяжелое давление сводов шахты. Жизнь изображена такой, какова она есть. Но, я бы не назвала его беспристрастным исследоватлем жизни. Автор верил, что его исследование поможет людям решить проблемы добра и зла, управлять жизнью...
Оценка 5.
Тина Вален писал(а):"Нана"
Понимаю, почему этот роман подвергался цензуре.
Consuelo писал(а):А еще Нана глупа.
Тоже пыталась прочесть этот роман, но цинизм и развращенность героини на первых же страницах книги меня спугнули что ли.
Противно так стало.
Не смогла я...
А потому отложила его романы до луших времен, когда я стану старше и мудрее, смогу относится к литературе более философски...
...
Consuelo:
27.02.14 17:31
«Карьера Ругонов»
«Карьера Ругонов» - это первый роман, своего рода прелюдия, открывающая многотомный цикл под названием «Ругон-Маккары», посвященный различным поколениям одной семьи. Стиль повествования Эмиля Золя не перестает меня восхищать! Каждая черточка, каждая маленькая деталь прописаны и вплетены в общую канву сюжета, только наполняя и обогащая его, в конце концов, давая читателю прочувствовать события, о которых рассказывает сюжет. Нам показан эпизод из жизни небольшого провинциального городка Плассана, накануне больших перемен, а именно, государственного переворота, когда падет Вторая Французская республика и ей на смену придет Вторая Империя. На фоне общегосударственных изменений разворачивается история семьи Ругон-Маккара. Наследница землевладельца, окончившего свои дни в сумасшедшем доме, Аделаида Фук, и сама, кстати, не такая как окружающие, на что они постоянно указывают, выходит замуж за бывшего своего батрака, крестьянина Ругона. Аделаида совершенно не обращает внимание на пересуды городских кумушек и живет своим миром. Вскоре у пары рождается сын, Пьер, но умирает его отец. Однако недолго шла вдова одна по жизни, и вот ее уже застали за связью с местным пьяницей и контрабандистом Маккаром, от которого у нее рождаются двое незаконнорожденных детей. Спустя какое-то время Аделаида вновь примеряет вдовий наряд. Однако все эти переживания сильно повредили рассудку и без того, нервной женщины. Пьер, сын от первого мужа, Антуан и Урсула – дети от Маккара, живут все вместе, в равной степени получая материнскую любовь и ласку. А тем временем, дети росли и обретали свой характер, каждый унаследовал положительные и множество отрицательных черт своих родителей. Каждый из выросших детей обзавелся своими семьями. Иными словами, первые представители семейства Ругон-Маккары приобрели массу дурных свойств, которые и передавались из поколение в поколение. Жадность, подлость, трусость, коварство, злобность, распущенность, лень и сибаритство…можно перечислять практически до бесконечности. Пожалуй, только двоих – Паскаля и Сильвера – можно выделить из сонма порочных родственников. Оба чистые душой, оба чужды всем перечисленным наследственным чертам своих семей, оба непонимаемы своими родными.
«Он жил мечтой о всеобщем счастье — излюбленной мечтой всех обездоленных, и слова: «свобода, равенство, братство» звучали для него как благовест, заслышав который, верующие опускаются на колени». Как оплоты редкой чистоты и искренности вырисована юная и трагическая пара – Сильвер и Мьетта, наполненные высоких идеалов и надежды, но попавшие в жернова неумолимой борьбы политических сил, закулисной и военной действительности. Ах, как низко и подло поступили родные с Сильвером! Вместо того, чтобы его спасти, они, желая сами защитить свои, пардон, шкуры и низменные интересы наживы, и пальцем не пошевели ради юной жизни. Грязные интриги, мелкие подлости – и на этом фоне чистые и наивные отношения Сильвера и Мьетты. Бьющий в глаза контраст. Но Эмиль Золя является представителем французского реализма в литературе, поэтому чуда ждать не приходится, все максимально приближенно к действительности. То, что происходило в одном провинциальном городе, отражало события, захлестнувшие всю страну, но только здесь, в небольшом масштабе все показано ярко, наглядно, без прикрас, и нечем прикрыться карьеристам, ради своих интересов готовых идти по головам, да и пиявкам, ничего не делающим, но только присосавшимся к окружающим и требующим все новых и новых подношений.
«Провинциальная медлительность, над которой подсмеиваются в Париже, таит предательства, коварные убийства, тайные победы и тайные поражения. Затроньте их интересы, и эти мирные люди, не выходя из дому, убьют вас щелчками так же верно, как убивают из пушек на площадях». Здесь есть и разглагольствующие политиканы, прячущиеся за спинами других и как что, укрывающиеся в своих норах. Здесь есть и лицемеры, есть и поджигатели, с упоением наблюдающие за гибелью своих жертв. Удивительный автор Эмиль Золя, умеющий показать реальность и человека, и общества, и государства, да все и достоверно, и увлекательно, и остро.
«Я готов поджечь город, чтобы погреть себе руки!» - вот она, философия этих негодяев.
Оценю на
5.
...
Иса:
18.06.14 17:40
Вот и произошло моё знакомство с автором. Да такое, что распирает от мыслей и чувств
.
"Жерминаль"
Не выдержала и дочитала с компа. Настолько автор держал в напряжении где-то с середины в ожидании развязки, что хотелось всё бросить и поскорее узнать, что произойдёт с героями и чем закончится эта книга. И буквально до последней страницы я не знала, останется ли
Боялась надеяться... Ведь автор без прикрас показывал беспощадный реализм происходящего. Но попробую по порядку...
Начинала я с аудиокниги и большую часть текста усвоила не глазами
. Юрий Заборовский неплохой исполнитель (на 7 из 10 для моих ушей
), но первые несколько глав только вслушивалась. Там довольно много описаний, не скажу, что они напрягали, но и затянуло поэтому наверное не сразу. Но чем дальше в лес, а точнее вглубь шахт, чем дольше происходило знакомство с героями, тем сильнее захватывало и увлекало повествование. Ну а к середине было уже полное погружение в этот революционный роман. С головой. И всем сердцем.
Эмиль Золя - представитель натурализма, поэтому в его романе нет приукрашиваний и соплей, всё изображено, как есть. Читая, видишь объективную картину происходящего - с разных углов обзора и точек зрения. Простые труженики-углекопы, ведущие подчас скотский образ жизни, но у которых есть своя гордость. Пресыщенные буржуа, мающиеся бездельем. Наёмный директор Компании, завидующий голодным беднякам, только потому, что его мерзкая жена ставит ему рога, а он к ней не прикасается. Машинист Суварин - беглый дворянин, казалось бы, умный человек,
но в итоге - безумный террорист
.
Денелен - пожалуй, единственный из владельцев шахт, вызывающий уважение... Расснер - уволенный углекоп, ставший кабатчиком. Столько характеров и судеб. Как же много героев меня бесили...
Больше всего возмущал этот директор, господин Энбо. Так он терзался своей эгоцентрической любовью к развратной жене, что аж тошно, а ведь мог её выгнать с позором и развестись. Но нет, плевать ему на всех, будет и дальше продолжать терпеть это, как последняя тряпка, вымещая зло на несчастных шахтёрах
. А Катрин? Самая настоящая овца. И своими овечьими повадками (этой покорностью судьбе и всем встречным и поперечным) дико меня раздражала
. Оправдывает её только возраст и воспитание от таких же покорных-бессловесных людей... Поэтому жалко мне её, как и всех этих несчастных людей, которые умирали за корку хлеба, чтоб буржуа жили в разврате и ни в чём себе не отказывали... Как жалко всех животных, которых мучили и убивали. И крольчиху Польшу, над которой издевался Жанлен с прихвостнями
(из-за этого мне совсем не жалко ни Лидию, ни Бебера - тупых покорных овец, которые были исполнителями любых прихотей этого опасного подростка-маньяка), и лошадей шахты. Про лошадей было особенно грустно слушать и читать...
Боевую, так и не увидевшую света, и Трубача, не смирившегося с вечной тьмой, до слёз жалко.
И Этьен - этот идеалист из народа, движимый самыми лучшими побуждениями, вызывал искреннюю симпатию. Но всё-таки он допустил несколько глупых и роковых ошибок. Самое первое, что сильно покоробило - ну зачем было начинать забастовку зимой??? Когда в кассе взаимопомощи так мало денег. Почему было не дождаться хотя бы весны? И они так легко поддались на провокацию...
Но больше всего меня возмутило, что разрушили в итоге шахты Денелена и не тронули ни одну шахту Компании. И почему, если уж они были такими голодными, не обчистили дом директора? Ладно хоть Мегре отомстили - хотя надругательство над трупом было мерзким.
Признаюсь, сначала я думала, что первая попытка
не удастся, но потом будет вторая - победная - забастовка. Но нет, первая оказалась почти на всю зиму...
Под конец - эпизод с солдатами и апофеоз всего - хладнокровный терроризм Суварина, оплакивавшего съеденную крольчиху, но отпустившего приятеля умирать. Рабочие так и не добились повышения оплаты труда или хотя бы возврата к старым расценкам
. Меня это прямо прибило... Но их прижали к стенке и результат - такой несправедливый, но закономерный, ведь забастовка началась зимой (ну ёпрст! летом хоть овощами можно питаться) и что-то другое они не придумали сделать... Но автор не пессимист и читая о мыслях героев, понимаешь - начало положено и это был всего лишь первый шаг, первый блин комом... а дальше - народ ещё покажет.
Мыслей куча. Книгу стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы сравнить свою жизнь с жизнью углекопов и порадоваться за себя, почувствовать разницу. Почувствовать себя живым, свободным и сытым. Ну а те самые описания... Они там такие... погружающие чтоли - чуть ли не сам начинаешь чувствовать запахи угля, сырости, ощущать себя под толщей земли и видеть всё глазами героев.
Единственное, к чему не могу не придраться - это страсти по хлебу. Вот, ё-моё, всегда меня это вымораживает, когда описывают голод. Честно скажу, никогда не любила пословицу "Хлеб - всему голова" (и довольно долго оставалась худой
). Да почему, блин, голова, если без него спокойно можно прожить? А если под хлебом имеется ввиду еда вообще, так так и надо говорить - едаааа или пища!
В конце-концов, ведь были же у них огороды и лес рядом. Летом они смогли бы прожить и дольше продержаться на забастовке... Но это так - крупинка дёгтя затесалась
.
По 10-балльной -
9. Хотела начать знакомство с Золя с несерийной книги, но просчиталась, а теперь хочу прочитать всю серию "Ругон-Маккаров", хотя произведения там можно считать отдельными. Было бы здорово встретить знакомых героев в других книгах автора...
...
Леди Грация:
03.07.14 06:04
"Тереза Ракен"
Тяжелая книга своим реализмом, тех как показано поведение людей без всяких прикрас. Читала не отрываясь при этом сюжет развивается очень динамично. Золя замечательно передал атмосферу, которая царила в Пассаже и в лавке, описание выше всяких похвал. Было интересно читать о развитие отношений между Терезой и Лораном, их душевные муки. Замечательно переданы образы главных героев, которые получились живые. Одним словом классика. За роман только 5 баллов.
...
Consuelo:
29.11.14 23:56
«Завоевание Плассана»
Эмиль Золя, безусловно, один из лучших творцов французского реализма в классической литературе. Удивительный мастер тонко и в нескольких словах раскрыть картину бытия одного человека и целого общества. У месье Золя по-настоящему богатый, щедрый язык и завораживающий стиль повествования. «Завоевание Плассана» входит в масштабную серию «Ругон-Маккары» (четвертая по порядку издания), охватывающую не одно поколение страдающих, алчущих, борющихся, метущихся. Середина XIX века. Автор погружает читателя в жизнь небольшого города Плассан, накануне череды изменений, в очередной раз потрясших французское государство. Господин Муре живет в своем доме, с женой, двумя сыновьями, дочерью и бойкой на язык служанкой. Все идет своим чередом. Сыновья учатся в школе: Октав – разгильдяй и непоседа, Серж – способный и покладистый. Четырнадцатилетняя Дезире, к сожалению, поражена одной из болезней семьи, она отстает в развитии. Жена господина Муре, его довольно близкая родственница, Марта, тихое, немного забитое существо, однако, довольное своим жребием и не стремящееся что-либо изменить. В целом, достаточно мирное и благополучное семейство, с хорошим достатком, прекрасным домом и ухоженным садом. Читатель имеет честь познакомиться поближе и с буржуазным обществом Плассана, его противоборствующими силами: легитимистами, орлеанистами, бонапартистами, республиканцами. Последних меньшинство и они не представлены зажиточными и богатыми горожанами. Удивительно реалистичный срез буржуазной жизни в эпоху больших перемен. На фоне города Плассан мы можем лицезреть повсеместную борьбу взглядов французского общества середины XIX столетия. Примечательно, что автор ставит дом Муре как раз между домами противоборствующих сил. Размеренная жизнь города и семьи Муре меняется, когда в дом заезжает новый постоялец, аббат Фожа вместе с матерью. Шаг за шагом, день за днем, аббат отхватывает все больше и больше пространства, как в отдельно взятом доме господина Муре, так и в целом городе. Рушатся прежние устои, разламывается и семья Муре. Один за другим дети покидают отчий кров, а после их отъезда семья начинает окончательно разваливаться. Аббат Фожа насторожил сразу же, не только читателя, но и конечно, месье Муре, с подозрением и неприятием к нему отнесшегося. Не зря. Мнительная и экзальтированная Марта, из-за своей безумной любви поспособствовавшая удалению мужа в сумасшедший дом, хладнокровный и жестокий аббат Фожа, под скромной сутаной скрывающий страсти и стремления к власти и влиянию, лицемерные и себялюбивые «сливки» городского общества, жадные и бессовестные родственники аббата, вызывали отвращение, по меньшей мере. Больше всего жаль было даже не Марту, хотя и ее есть за что пожалеть, но ее мужа. Да, Муре, вероятно, самая трагическая фигура во всем романе. Подковерные интриги, заговоры и козни, безусловно, не могут произвести приятное впечатление. Книга оставила большое впечатление и море пространства для размышлений.
Оценка – «
5».
...
Consuelo:
07.02.15 22:45
«Проступок аббата Муре»
Сюжет романа «Проступок аббата Муре», являющегося частью масштабной серии о представителях семейства Ругон-Маккары, повествует о судьбе младшего сына Марты и Франсуа Муре – Серже. С юности он отличался особой богобоязненностью, и еще в романе «Завоевание Плассана» определяется его жизненный путь – в семинарию и церковь. Аббат Муре отличался какой-то экзальтированной религиозностью. Он избегал всего, что может хоть как-то отдалить его от Бога и отвратить от чистоты веры, в том смысле, в каком Муре ее понимает. Он сторонится женщин и даже знаний, считая, что они могут привести его к измене пути истинного. А, впрочем, нельзя назвать веру Муре бескорыстной, ибо он четко представляет для себя место подле Господа Бога. Он четко исполняет свои обязанности священнослужителя и присматривает за младшей сестрой Дезире, отстающей в развитии (сказывается череда близкородственных браков в роду). Однако в жизни аббата Муре появляется роковая фигура – женщина, молоденькая Альбина. И тут, автор погружает нас в душевную борьбу и терзания молодого священника. Муре истово молится Господу об исцелении его от пагубного влечения. И Бог дает ему шанс начать все заново. Жизнь Сержа условно делится на до тяжелой болезни и после нее. Однако ничто уже не спасет его от грехопадения. В сердце Сержа идет непрекращающаяся борьба между любовью к Богу и земной любовью к простой девушке Альбине. Да, он грешит еще раз. Но в первый раз, в забытье болезни, он не до конца осознавал смысл происходящего. Теперь же, любовь к Альбине не приносит больше ни радости, ни спокойствия его мятущейся душе. Финал романа соответствует духу реализма, которому неизменно следовал Эмиль Золя. В целом, мне роман понравился, потому как мне, в принципе, интересны истории о душевной борьбе и проблеме выбора, с которыми сталкиваются герои повествования.
Оценка – «
5».
...
Nelita Arven:
08.06.15 18:47
«Западня»
После прочтения у меня возникло впечатление, будто меня макнули головой в очень грязную лужу, настолько тяжёлым оказалось произведение. Золя показывает, к какой ситуации могут привести пьянство, лень и разврат. Признаюсь честно, ни сочувствия, ни жалости к Жервезе и Купо я не испытываю, потому что считаю, что они сами виноваты в своей беде. Если бы они не шли на поводу у мыслей о том, что от работы нет никакого толка и у низменных инстинктов, то прожили бы нормальную жизнь честных рабочих, и их смерть не была бы настолько страшной. Какой резкий контраст между симпатичными, трудолюбивыми молодыми людьми в начале и страшными, опустившимися стариками в конце! Вообще название романа двойственное, с одной стороны, «Западня» - это кабачок, где приличные люди становятся пьяницами и доводят себя до животного состояния, а с другой, в западню в виде нищеты и сумасшествия ввергли себя главные герои из-за неправильного образа жизни. Хотя огромная вина в их моральной деградации лежит также на Лантье, он мне больше всех не понравился, это трутень и паук в одном лице, который живёт за чужой счёт и плетёт свою паутину, он очень хитрый и коварный, умеет расположить к себе людей и играть на их слабостях, я бы такого обошла десятой дорогой. Я очень удивилась недальновидности и глупости Вирджини, у неё желание позлорадствовать над несчастьем Жервезы затмило мысль о том, что проходимец Лантье точно так же поступит и с ней. Другие герои мне тоже были очень неприятны, это тупые примитивные обыватели, живущие сегодняшним днём, думающие кто о материальных благах, кто о выпивке, кто о вкусной еде, и не желающие работать над собой, но такого резкого отвращения, как Лантье, у меня не вызвал никто, было неприятно, что он продолжает очень даже неплохо жить в то время, как бедствуют другие.
Единственный симпатичный мне герой — это кузнец Гуже. Он сильный, умный, благородный человек, было очень приятно, что он исповедует революционные идеалы и читает книги, что уже отличает его от прочих героев, которые и близко не открыли хотя бы страницу, мне кажется, что они погрязли в пучине алкоголизма и разврата от элементарной бездуховности. А Гуже остался человеком, то, что он не стал пить, зависело не только от его духовных ценностей и моральных качеств, но перед ним стояла грустная история его отца, он молодец, что не опустился до уровня обывателей, а остался собой. Обидно, что личная жизнь у такого человека пошла наперекосяк из-за того, что объектом его чувств стала неподходящая женщина, я вообще думаю, что только Гуже любил Жервезу, а она всего лишь позволяла себя любить, если бы она его любила по-настоящему, то не пала бы так низко. В сцене, когда Гуже предлагает Жервезе бежать, а она отвечает отказом, я очень на неё злилась, потому что у неё был прекрасный шанс выбраться из помойной ямы и начать новую жизнь, а она этим шансом не воспользовалась, к тому же лишила хорошего человека надежды на счастье. Признаком благородства Гуже можно назвать то обстоятельство, что он не стал хуже относиться к любимой женщине даже тогда, когда она опустилась дальше некуда, мне всё же хочется верить в то, что однажды ему улыбнётся удача и он встретит прекрасную, достойную его женщину.
Радует, что мальчики Клод и Этьен рано покинули дом и не узнали, что произошло с их матерью, тем более что Этьен был в этом доме чужим. Хоть об этом прямо не написано, но мне кажется, что единственным человеком, который его понимал, был Гуже. А Нана — всего лишь продукт своей среды и соответствующего воспитания (точнее, его полного отсутствия). Мне кажется, что при других обстоятельствах она не стала бы прожигательницей жизни.
В целом книга написана очень талантливо, очень легко представить каждого её персонажа, она затрагивает серьёзные и глубокие социальные проблемы, но она оставила у меня настолько тяжёлые и мрачные впечатление, что я вряд ли буду её перечитывать. Оценка 8 баллов.
...
Consuelo:
09.06.15 13:49
Nelita Arven писал(а):«Западня»
Неля, держи
за прекрасный отзыв!
Nelita Arven писал(а):После прочтения у меня возникло впечатление, будто меня макнули головой в очень грязную лужу, настолько тяжёлым оказалось произведение.
Да, у Золя вообще все романы такие тяжелые, по крайней мере, из того что мне пока удалось прочитать. Реализм во всей красе, что тут поделаешь!
Поэтому, конечно, тяжеловато читать его романы подряд.
Nelita Arven писал(а):но перед ним стояла грустная история его отца, он молодец, что не опустился до уровня обывателей, а остался собой.
Жаль, что не все герои Золя пошли по этому пути: многие, помня о судьбах родителей, все равно повторяли их путь.
Nelita Arven писал(а):В сцене, когда Гуже предлагает Жервезе бежать, а она отвечает отказом, я очень на неё злилась, потому что у неё был прекрасный шанс выбраться из помойной ямы и начать новую жизнь, а она этим шансом не воспользовалась, к тому же лишила хорошего человека надежды на счастье.
Думаю, он уже была основательно заражена червяком деградации, при чем сама стремилась на дно, не пытаясь выплыть...
Nelita Arven писал(а):В целом книга написана очень талантливо, очень легко представить каждого её персонажа, она затрагивает серьёзные и глубокие социальные проблемы, но она оставила у меня настолько тяжёлые и мрачные впечатление, что я вряд ли буду её перечитывать
Я очень люблю автора именно за его реалистичный социальный аспект, но читать, да, очень тяжело.
Неля, что еще читала у Золя?
...
Nelita Arven:
12.06.15 20:44
Consuelo писал(а):Думаю, он уже была основательно заражена червяком деградации, при чем сама стремилась на дно, не пытаясь выплыть...
К сожалению, да, а так у неё всё хорошо начиналось...
Consuelo писал(а):Жаль, что не все герои Золя пошли по этому пути: многие, помня о судьбах родителей, все равно повторяли их путь.
Мне кажется, что они оказались слабохарактерными, Купо так точно.
Consuelo писал(а):Неля, что еще читала у Золя?
Кристина, ещё я читала у Золя "Жерминаль" и "Страницу любви", причём вторую книгу я прочитала где-то года через три после первой. Помню, что в "Жерминале" было очень жалко Катрин и девушку, которую задушил сумасшедший старик, не помню, как её звали, кажется, Сесиль, а Жанлен был больше всех неприятен, помню, что ещё русский анархист шокировал в самом конце. Что касается Этьена, то помыслы у него были хорошие, но реализовал он их неправильно, что и привело к трагической истории.
А в "Странице любви" сама любовь мне казалась какой-то неестественной, сложилось впечатление, что главная героиня любила не реального человека, а созданный ею образ.
Сейчас я читаю "Творчество" , где главным героем является старший сын Жервезы - художник Клод, прототипом которого является друг Золя Поль Сезанн. После выхода этого романа Сезанн настолько сильно обиделся на Золя, что перестал с ним вообще разговаривать и мне стало интересно, что же послужило причиной сильной обиды на художника. Кстати, а прототипом Этьена в "Жерминале" является молодой Винсент Ван Гог, который был проповедником у шахтёров, помогал им и работал с ними в шахте.
...
Nelita Arven:
18.06.15 21:53
"Творчество"
Как и в других произведениях Золя, в этом романе имеются сложная коллизия, неоднозначные персонажи и непростые события. У героев есть реальные прототипы, так прототипом главного героя Клода Лантье (старший сын Жервезы из «Западни» является знаменитый художник Поль Сезанн, в детстве друживший с Золя, самого себя автор вывел в лице писателя Сандоза, пишущего эпопею об одной семье (аллюзия на цикл «Руггон-Маккары»), да и прототипы остальных — явно известные личности, причём я уверена, что если бы я узнала их имена, то они бы мне очень много сказали. Я сначала думала, что прототипом Фажероля является Эдгар Дега, но дальнейшая судьба литературного персонажа не соотносится с биографией великого художника. Признаюсь честно, я понимаю чувства Сезанна после выхода романа, ну кому будет приятно, когда лучший друг считает тебя неудачником, чьё творчество не способны оценить современники, и которому ничего не остаётся, кроме как покончить с собой? Конечно, Золя не это имел в виду, он хотел показать, что бывает, если талантливый художник перерос своё время и что если обыватели не в состоянии оценить его творчество, то это может закончиться только трагедией. Но Сезанн явно это воспринял именно так, как я написала выше, и поэтому обиделся. С одной стороны, я его прекрасно понимаю, никому бы не понравилось такое мнение лучшего друга, а с другой, я и Золя оправдываю, потому что по-другому он не мог написать, иначе его произведение не было бы реалистичным. К сожалению, горькая правда состояла в том, что художники-импрессионисты и постимпрессионисты не были признаны обществом, многие из них умерли в нищете, все они стали известными только после смерти.
Теперь о героях. Клод и Кристина оба одержимые, только Клод одержим творчеством, а Кристина пылает чересчур уж страстной любовью к Клоду, да так, что готова на любые унижения и неудобства, лишь бы ему было хорошо. Они настолько пошли на поводу у своих страстей, что это закончилось трагедией. Клод, конечно, любил Кристину, но она всё же не занимала в его жизни столь важного места, как он в её жизни. У него была идея-фикс, связанная с созданием шедевра, такое впечатление, что он создал себе образ идеальной женщины и его нарисованная дама с Кристиной слились в этот образ. Мне кажется, что надо было повнимательнее отнестись к реальному человеку и не отождествлять его с нарисованным существом, вот творчество и встало между супругами, потому что Клод не разделял нарисованный и реальный миры, нет, он не сумасшедший, просто у него очень ярко работало воображение, ревность Кристины я могу понять, но она была какой-то чересчур болезненной. Что меня очень покоробило, так это то, что из-за своей одержимости Клод и Кристина не занимались собственным ребёнком и были к нему равнодушны, в целом они были ужасными родителями, даже друг Клода Дюбюш и то оказался лучше как отец, любил своих детей и заботился о них. А это что такое: не развивать способности мальчика, не общаться с ним, относиться к нему как к мебели и не видеть в нём личность! Неудивительно, что Жака ждал такой ужасный конец и его мне жалко гораздо больше, чем родителей.
А друзья Клода очень неприятные и мерзкие, когда он считался перспективным художником и основателем новой школы, они так и вились вокруг него, а когда у него начались проблемы, тут же отодвинулись от него, да ещё стали обвинять его в своих несчастьях. А ему очень была нужна дружеская поддержка, так что вина «друзей» в трагедии Клода тоже есть, причём немаленькая. Даже вроде бы не оттолкнувшие художника Фажероль и Сандоз и то вызвали раздражение. Фажероль вёл себя так, как будто делал Клоду одолжение и пытался ему помочь не потому, что искренне сочувствовал, а для того, чтобы иметь хорошую репутацию у своих покровителей. А Сандоз ничего плохого не сказал и не сделал, но он мог бы морально поддержать друга, а то всё вёл разговоры о том, как ему тяжело и как он недоволен своими произведениями, а сам имел хорошие доходы от их издания и жил припеваючи.
Особо отвратительный эпизод — история с картиной «Мёртвый ребёнок». Было очень неприятно, что Клод нарисовал умершего сына, я почувствовала в этом редкостный цинизм. Реакция публики на эту картину меня совсем не удивила.
Несомненно, роман написан очень талантливо, прекрасно раскрыт внутренний мир героев, описания красочные и глубокие, коллизия нестандартна, но очень многие вещи произвели на меня тяжёлое впечатление, поэтому высший балл поставить не могу. Оценка 5-
...
Consuelo:
22.06.15 13:05
«Его превосходительство Эжен Ругон»
Роман «Его превосходительство Эжен Ругон», являющийся частью масштабной серии Эмиля Золя под общим названием «Ругон-Маккары», погружает читателя в политическую элиту и высшее общество эпохи Третьей империи, иначе говоря, правление последнего монарха Франции – императора Наполеона III Бонапарта. В данной книге месье Золя в очередной раз доказал свой заслуженный статус одного из лучших представителей направления реализма во французской литературе. Несмотря на то, что живем мы уже аж в XXI веке, ничего существенно не изменилось с тех пор: все также чиновничество, все также местничество, все также решается по знакомству, все также решается в кулуарах, а далеко не всегда в кабинетах министров. В центре повествования – Эжен Ругон: политик, личность цельная, с сильной волей, хваткой и работоспособностью. Большую часть своего рабочего времени господин Ругон тратит, как ни странно, не на прямые должностные обязанности, но на обустройство/пристройку других людей. В самом начале романа мы сталкиваемся с крахом Эжена Ругона, его вынужденным уходом в отставку, однако, в скором времени судьба вознесет героя до поста министра. И все это время карьерных скачков Ругона окружают те, кто так или иначе пытается за его счет и с его помощью устроить свои собственные дела. И, в общем-то, окружение знает его «ахиллесову пяту» - склонность к потаканию лести, а потому, те, кто что-нибудь от него хочет, безбожно льстит Ругона и восхваляет до небес. Но эти же люди готовы отвернуться от бывшего благодетеля в минуту его неудач и падений. Одной из колоритных фигур романа является мадемуазель Клоринда: дама, надо сказать, не из самых приятных, ибо властолюбива и беспринципна. После отказа Ругона на ней жениться, Клоринда несколько лет мстит отвергнувшему ее кавалеру. И таким образом, всю свою жизнь она подчинила неприкрытой мести Ругону, что, естественно, не пошло ей на пользу во всех прочих отношениях. Однако в итоге, ей все же пришлось склонить голову перед победившей волей Эжена Ругона. Роман, в целом, безусловно понравился: раскрытие персонажей, характеров, динамика повествования и прекрасное описание мельчайших деталей (как всегда мастерски у автора).
Оценка –
5.
...
Fleur-du-Bien:
10.07.15 00:03
"Дамское счастье"
Моим знакомством с Эмилем Золя стал его роман "Дамское счастье". Главным героем произведения является магазин, который и поделился своим названием с книгой. Конечно же, писатель рассказывал и о милой Денизе, и предприимчивом Октаве Муре, но царит на страницах романа так же, как и возвышается над торговыми кварталами Парижа, именно он – магазин женской мечты, заставляющий разоряться мелких лавочников, изо всех сил цепляющихся за ускользающее прошлое. Как же жаль их – торговцев тканями и зонтиками! Но прогресс не остановить! Пришла пора огромных универмагов, где можно найти все. Автор не только создает реалистичную картину, скрупулезно обрисовывая работу магазина и этапы его расширения, но и балует читательниц описаниями восхитительных тканей и изысканных туалетов.
Принадлежит "Дамское счастье" Октаву Муре. Не могу сказать, что данный герой понравился мне без всяких "но" и "если". История его первого брака, изначальное отношение к Денизе – все это коробило. Но, кажется, к концу романа месье Муре встал на путь исправления.
Дениза же – замечательная героиня: честная, смелая, сильная. Наверное, она – единственная во всей французской литературе приехавшая в Париж провинциалка, которая сумела сохранить свои нравственные устои. Только временами хотелось, чтобы Дениза отбросила свою привычную кротость и дала отпор обидчицам. Но и над Золушкой сестры долго издевались, пока не состоялась та самая встреча на королевском балу. Денизу тоже ждало её счастье, которое она получила даже без помощи феи-крестной и хрустальной туфельки.
Прекрасный роман. Думаю, когда-нибудь с удовольствием его перечитаю. Оценка – "отлично".
...
Consuelo:
16.07.15 12:55
«Накипь»
Бессчётное число молодых провинциалов направлялось в столицы, дабы покорить ее и подняться на вершину социальной лестницы. Октав Муре - один из таких карьеристов, оказавшихся в Париже, и сумевших своими амбициями и энергией тать успешным капиталистом. Свой путь к успеху он выбрал довольно специфичный – через прекрасных дам, в первую очередь, супругу владельца хорошо устроенного магазина. Муре еще предстоит доказать, что, несмотря на свой скользкое и далеко не самое моральное поведение, к коммерции он таки не просто способен, но и удачен. А пока, поселившись в многоквартирном жилом доме, месье Муре познакомится с нравами разнокалиберных парижан: от господ с благопристойным фасадом, но грязней исподней и до слуг, которые ни в чем не уступают по упадку нравов своим хозяевам. Вот месье, женатый, но запросто содержащий в любовницах сестру своей жены. А вот мадам, ставящая превыше всего деньги, а потому пытается выдать замуж своих дочерей-бесприданниц, обучая их совращению потенциальных женихов. Вот респектабельные с виду замужние дамы, изменяющие супругам с кем попало, и даже не всегда по «любви». А вон судья – поборник нравственности, обзаведшийся любовницей, которая его постоянно обирает. С утра весь дом оглашается криками и бесконечной бранью, вперемешку с грязными слухами и сплетнями. А по ночам слышны сдавленные крики рожающих от господ служанок. Эмиль Золя, в очередной раз, подтверждает свой статус мастера жанра реализма, откровенно препарируя загнивающую суть своих героев. Муре же быстро поняв, в чем истинная суть бытия своих соседей, начинает ухаживать то за одной, то за другой дамой. Надо сказать, Октав не вызывает особой симпатии, ибо он волокита без всяких принципов. Утром он пожимает руку приятелю, а вечером укладывает в постель его жену. Иными словами, упадок нравов во всем.
Оценка –
5.
...