АРИСТОКРАТИЯ
Мужские костюмы шили из шелковых и полушелковых тканей, легкого бархата большей частью одноцветных, плюша и разных видов сукна, при этом верх и подкладу делали из тканей контрастного цветов.
Мужской парадный костюм включал в себя:
1.Аби (
франц. habit - одежда)- французское название верхней мужскойодежды с узкими полочками. Модная одежда придворных XVIII в. Шили А. из бархата, борта украшалиизящной вышивкой золотом, серебром, цветным шелком., уменьшенного объема (по сравнению с ранним рококо).
Аби плотно облегал грудь и талию, имел несколько складок-фалд в боковых швах, и шлицу с фальшивой застежкой на спине.
С конца XVIII в. аби стали носить только при дворе.
2.Под аби одевали жилет. Жилет шили, применяя различные ткани, спинка и полочки могли отличаться и по цвету и по фактуре. Жилет был коротким.
Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была белоснежная рубашка из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным кружевными оборками — «жабо».
3. На ноги надевали кюлоты - узкие штаны длиной до колена или немного ниже его. Они застегивались внизу на пуговицу, и иногда у них были карманы. Поверх кюлотов дворяне часто надевали белые шелковые чулки, а буржуа — цветные. К концу века кюлоты стали чаще шить без карманов и с откидным передом (на манер матросских брюк).
4.Вместо галстука стали носить черную ленту из тафты. Придворные аби и жилеты шились из однотонного шелка и украшались золотой или серебряной вышивкой. Мужчины носили башмаки на невысоком каблуке и плоские легкие туфли, украшенные пряжкой эскарпен.
5.Перчатки, плащи шпага на поясной портупее дополняли костюм.
6.Мужские прически в стиле «рококо» представляли собой завитые в локоны или гладко зачесанные назад волосы. Сзади их связывали черной лентой или прятали в черный мешочек-«кошелек». Аристократы пудрили волосы, а также носили белые пудреные парики. Лицо гладко брили.
Модным головным убором в 18 веке стала «треуголка», которую носили даже женщины. Мужчины часто держали ее на сгибе левой руки, а не на голове.
Повседневный костюм:
1.С 70-х гг. в мужском костюме произошли радикальные изменения. В моду повсеместно входит английский суконный «фрак», постепенно вытеснивший аби из повседневной формы одежды.
2.Фрак носился как гражданская одежда. Более практичен в быту и дома. Его всегда носили без шпаги, и у него не было карманов.
Фрак шили из тканей темных строгих расцветок или из шелка. Крой его был облегающий, воротник стоячий или отложной и отогнутые от талии полы. Покрой фрака часто менялся.
Традиционно фрак был прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой.
Под фрак надевают
жилет — укороченный, прилегающей формы, с высокой застежкой.
3. Также моден с 70-х гг. стал английский «редингот» — верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Первоначально редингот служил костюмом для верховой езды.
4.У повседневных рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо.
5.Узкими оставались и кюлоты. Наряду с белыми появились полосатые шерстяные чулки.
6.В употребление входят более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, и сюртук — чаще всего из полосатого сукна.
7.Мужской обувью были башмаки с большими металлическими пряжками. Для утренней прогулки и верховой езды служили сапоги-ботфорты.
Цветовая гамма этого периода включает нежные оттенки коричневого, желтого, зеленого. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, жилет и кюлоты) выполняли одного цвета или жилет и кюлоты — однотонные, фрак — в тональной гармонии; иногда фрак и кюлоты делали из одной ткани, а жилет — белый с богатой вышивкой цветным шелком. В конце века жилет и фрак стали выполнять из полосатой ткани, кюлоты из гладкокрашеной.
Основным видом отделки мужского костюма были кружева и пуговицы. Кружева, разнообразные по плотности и рисунку, применялись для пышных жабо и белых галстуков, завязывавшихся большим бантом высоко под подбородком. Драгоценные скульптурные, чеканные, эмалевые пуговицы украшали фрак и кюлоты. Постепенно пуговиц становилось всё больше, а сами они стремительно уменьшались в размере. Это не мешало осыпать пуговицы бисером, покрывать чеканкой, гравировать на них имя владельца. Часто под стеклянную крошку засушенных насекомых, рисунки пером и акварелью нарисованные портреты.
Мужской костюм. Около 1790 г. . Костюм из трех элементов: аби,весткоут и кюлоты; аби и кюлоты из голубого разрезного вельвета в полоску с блестками и стеклянными украшениями; вышивка металлическими нитями; пуговицы обшиты тем же материалом; вестоут из белого узорчатого шелка.
Украшением костюма служили также брелки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к поясу кюлот. В качестве дополнения брали трость, а самые страстные модники выходили в свет вооружившись огромным веером, с резными перламутровыми фигурками красочными росписями, в том числе весьма фривольного содержания.
В гардеробе каждого уважающего себя аристократа хранилось огромное количество белья: дюжины рубашек, подштанников, сотни пар чулок, бесчисленные подвязки, нарядные шейные и носовые платки. Также дома носили различные халаты. Сундуки для хранения белья превратились в пузатые комоды, покрытые китайским лаком, с выдвижными ящичками, способными вместить всё сразу.
Традиционным досугом благородного человека была карточная игра, любимым время провождением – прогулки по саду Тюильри и на бульварах и верховая езда. Модным развлечением считалось посещение дорогих кондитерских, где подавали чай и горячий шоколад. Мода пить шоколад пришла из Испании и оттуда попала во Францию, а затем в Англию и др. страны. Кофейни в XVIII веке становятся местом учёных бесед, состязаний в остроумии, литературных, позже, политических дискуссий. Также популярны были ярмарочные театры кукол и балы-маскарады в «Опера».
Модная одежда стоила очень дорого, поэтому предприимчивые парижские портные давали её напрокат модным щеголям из провинции.
Этикет, принятый в XVIII веке, не позволял демонстрировать слишком серьёзное отношение к чему-либо, поэтому и дуэлянты являлись на дуэли разряженными как на бал, но удары наносили вполне серьёзно. Сапоги, шпоры , оружие – всё это подчёркивало доблесть дворянина. Готовность к защите своей чести на дуэли была постоянной. Дуэли неоднократно запрещались, но они происходили регулярно. Вызов на дуэль назывался билетом, поединок вёлся по жёстким правилам. В соответствии с неписанным этикетом к делу приступали, расстегнув камзолы, сорвав с себя пояса и наколенные повязки и, распустив шнуровку на штанах. Излюбленным местом для выяснения отношений в Париже был Пре-о-Клер, луг у стен монастыря Сен-Жермен де Пре.
Галантный век, длившийся до 1789 года, проявлял себя даже в манере вести войну. Офицеры с обеих сторон обменивались приветствием, предоставляя врагу право первого выстрела. Недаром о сражениях той эпохи говорили, что это были войны в «кружевах и манжетах».
ПРОСТОНАРОДЬЕ.
Буржуа, зажиточные горожане, чиновники и служащие, а также слуги в богатых домах, подрожали одежде знати. Правда не в слишком ярких расцветках, да и в большинстве своем это распространялось на фраки. Аби - оставалось привелегией дворян. Ярые патриоты предпочитали символизм.
Бедняки одевались скромнее, их одежда в первую очередь призванна быть удобной, дабы не мешать исполнению тяжелой работы. Поэтому, как правило она состояла из широких штанов, сшитых из грубой ткани, простой рубахи и не менее простого жакета, дешевого аналога фрака. Шляпы были круглые, напоминающие кателки, либо удобные береты. Из обуви традиционно носили сабо.
Разумеется ткани для одежды- самые дешевые, самые блеклые и непримечательные.