Елену Сафонову часто называют актрисой загадкой. Она не так часто выходит на съемочную площадку, в самом начале своей творческой биографии ушла из театра, не участвует в телешоу, избегает журналистов и не балует своих поклонников выходами в свет. Но, несмотря на такой довольно закрытый образ жизни, она по-прежнему на пике популярности. Ее, как и раньше помнят режиссеры, зовут на съемки, хоть и значительно реже, чем хотелось бы.
Семья девочки имела непосредственное отношение к искусству. Папа Всеволод Сафонов был прославленным актером, сыгравшим в таких знаменитых лентах как «Солдаты», «Белорусский вокзал», «Дело пестрых». Маму звали Валерия Рублева, она долгие годы проработала на киностудии «Мосфильм» в качестве режиссера.
В детстве Леночка очень часто была с родителями на работе и ей очень хорошо знакомо «закулисье», ведь ее с раннего возраста брали с собой на съемки в разные места. Она постоянно крутилась возле осветителей и звукооператоров, стараясь помочь по мере сил. Так постепенно формировалась мечта – поступить в театральный вуз и продолжить дело родителей.
Окончив школу, Елена решила идти навстречу своей детской мечте и отнесла документы во ВГИК. Ей не удалось поступить с первого раза, неудачной была и вторая попытка. И только на третий год, в 1975-м, Сафоновой удалось стать студенткой актерского факультета ВГИКа, и попасть в мастерскую к режиссеру Т.Лиозновой.
Сафонова не долго училась в этом вузе – после второго курса по семейным обстоятельствам она уезжает в Ленинград, где поступает в ЛГИТМиК, который она закончила в 1981-м. С новеньким дипломом молодая актриса оказывается в Театре им.Комиссаржевской, на сцену которого она выходила на протяжении одного сезона. Сафонова решила оставить театр и полностью посвятить себя работе в кино.
К моменту ухода из театра у Елены был уже приличный опыт съемок в кино. Дебютной работой стала картина «Ищу мою судьбу», режиссера А.Манасаровой, где Елена стала старшеклассницей Любой.
После этого она снималась во второстепенных ролях, и только в 1983-м ей доверили главную роль в картине «Возвращение Баттерфляй».
А вот настоящая слава накрыла Сафонову в 1985-м, после того, как на экраны вышла картина «Зимняя вишня», где ей досталась главная роль – Ольга. Как всегда, в дело вмешался случай, и стал счастливым для Елены. Первоначально эту роль отдали другой актрисе — Наталье Андрейченко, но у нее совершенно не было возможности участвовать в съемках и выбор пал на Сафонову, которая подходила по типажу.
После проката картины Сафонову признали лучшей актрисой года. Режиссеры засыпали ее предложениями участвовать в новых интересных проектах, все печатные издания украсили ее фотографией свои обложки, а женщины донимали мастеров в парикмахерских, требуя сделать такую же стрижку, как у «зимней вишни».
Сафонову рвут на части. Она дала согласие на участие в съемках режиссерам Сергею Бодрову-старшему, П.Лунгину и С.Микаэляну. В это время началось сотрудничество актрисы и режиссера Никиты Михалкова, который предложил ей роль в картине «Очи черные». Сафонова снималась с прославленным М.Мастроянни. В Советском Союзе эта картина стала невостребованной, зато за рубежом ее приняли с большим интересом, и о Сафоновой заговорили. Елену занесли в списки выездных, и она смогла побывать за границей.
После проката за границей фильма «Очи черные», к ней начали присматриваться не только отечественные режиссеры. Сафонова получает приглашение от Клода Миллера, который с радостью ждет ее в своей картине «Аккомпаниаторша». Елена соглашается, и получает главную роль. Партнером по съемкам стал актер С.Лабарт, который давно и безнадежно был в нее влюблен.
Самюэль впервые увидел Елену в фильме «Очи черные», и с тех пор не находил себе места. По сюжету фильма они играли влюбленных, но вскоре стали настоящими влюбленными. Елена решается на переезд в далекую Францию. Она очень быстро овладела французским языком, могла свободно участвовать в съемках и выходить на сцену театра.
В это время Сафонова получила много предложений в театре и кино. Самой заметной работой в театре стала роль Марины Цветаевой, а в кинематографе она засветилась в картинах «Женщина на ветру», «Ветер с востока», «Мадемуазель О».
Российские режиссеры тоже активно участвуют в творческой биографии актрисы Сафоновой. Ей приходится мотаться на съемки в Россию, где в этот период она задействована в картинах «Музыка для декабря», «Президент и его женщина», «Принцесса на бобах».
В 1996-м Сафонова оставила Францию, и вернулась на Родину.
Уже в постфранцузский период сыграла более тридцати ролей, среди которых хотелось бы отметить Лизу в фильме «Женская собственность».
В 2017-м сняли четвертую часть «Зимней вишни», где Сафонова снова стала главной героиней.