Будучи внебрачным сыном Громовержца и смертной женщины Леты, Аполлон еще до своего рождения подвергся бесчисленным гонениям со стороны законной жены Зевса – Геры, которая послала гигантского змея Пифона беспокоить, а по возможности и уничтожить Лету и ее сына. Когда Аполлон вырос и окреп, он отомстил змею, убив и замуровав его в скале. Однако, яд змея был так силен, что от его смрада в стенах скалы-гробницы стали появляться трещины.
Тут заканчивается одна легенда и начинается следующая. Однажды невдалеке от такой трещины решил отдохнуть пастух. Заснув, он надышался исходящими от скалы ядовитыми испарениями. У него начались галлюцинации, но это был не бессвязный бред, а предсказания будущего, которое открыл ему Аполлон. Узнавшие об этом жрецы прогнали пастуха, а на месте его привала легендарные зодчие Трофоний и Агамед соорудили святилище Аполлона. Древнейший храм был воздвигнут в IX в. до н. э., а затем, после сильного пожара, восстановлен с еще большим великолепием в VI в. до н. э.
Первые паломники стали приходить сюда, стремясь получить совет у Пифии - самого известного оракула древнего мира, и продолжали стекаться в Дельфы в большом количестве вплоть до IV века нашей эры. Лучшим временем для посещения был седьмой день месяца, когда каждый мог задать оракулу вопрос и получить совет в решении как мелких проблем, так и крупных. Найденные в Дельфах дощечки с надписями позволяют утверждать, что на протяжении веков вопросы, занимавшие людей, не претерпели больших изменений. Люди хотели знать, верны ли им их супруги, можно ли доверять другу, принять ли то или иное предложение о найме на работу.
Оракулом должна была быть женщина, наделенная богом Аполлоном даром провидения. В церемонии вместе с жрицей-пифией принимали участие жрецы храма, которые интерпретировали ее предсказание. Считается, что перед началом обряда пифия жевала листья лавра, посвященного Аполлону (листья этого растения содержат цианин калия, что приводит к галлюцинациям, а при чрезмерном их употреблении - и к смерти), затем, отпив глоток воды из священного ручья Кассотиды, садилась над расщелиной и, постепенно приходя в бессознательное состояние, окутанная подземными испарениями, начинала произносить слова, которые жрецы внимательно слушали и записывали как предсказание.
По одну сторону от выложенного камнем священного пути до сих пор стоит "камень Сивиллы", который находится в том месте, где происходил описанный выше обряд.
Наиболее известное предсказание было дано лидийскому царю Крезу (546 г. до н. э.). На его вопрос - стоит ли начинать войну с персами, оракул ответил: "Крез, Алис перейдя, великое царство разрушит" (Алис – пограничная река). Крез потерпел поражение и его царство было завоевано персами. Жрецы храма заявили, что предсказание сбылось, так как оракул не уточнил, какое именно царство будет разрушено.
Дельфийский оракул известен не только как таинственное место ок¬культных гаданий, но и как средоточие знаний, и оче¬видно, что он прославился благодаря многим факторам. Он был расположен в центре Древней Греции и очень популярен. Следовательно, жрецы, служившие там, име¬ли большой приток информации о людях со всего Средиземноморья и не только, включая политических и ре¬лигиозных лидеров, а также простых крестьян, солдат и моряков. Фактически оракул был древним информаци¬онным центром, а жрецы руководили сетью по сбору новостей.
Трудно переоценить влияние Дельф во всем эллинистическом мире. В пору своего расцвета Дельфы по-настоящему утопали в золоте. Каждый греческий город-государство считал своим долгом принести щедрую жертву Аполлону. Города оставляли свои подарки в специальных хранилищах - сокровищницах. Наиболее сохранившаяся из них - Афинская. Как само здание, так все его содержимое было даром Афин Дельфам.
Восстановленная сокровищница
Посетители попадают на территорию археологического заповедника с юго-востока, через римскую агору. Затем путь идет по древней Священной дороге, по сторонам которой располагались сокровищницы и памятники-обеты. В их числе были афинская стела в честь Мильтиада, командовавшего греческими войсками в битве при Марафоне. На повороте Священной дороги стоит сокровищница афинян. Ее воздвигли в 490-485 гг. до н.э. на средства от трофеев, захваченных в битве при Марафоне. Это одно из немногих сооружений святилища, которые удалось восстановить. Украшавшие ее скульптуры находятся в музее. Дальше можно видеть булевтерий, а за ним — святилище Геи. Вдали виднеется нагромождение скал. Первая из них — скала Сивиллы, пророчествовавшей здесь до появления Аполлона. На другом утесе находился памятник наксоссцев 580 г. до н.э.: десятиметровая колонна, увенчанная фигурой сфинкса (сфинкс и ионическая капитель находятся в музее).
Неподалеку от входа в храм Аполлона стоял Платейский треножник (золотое сооружение, венчающее мраморную колонну). Это прославленный памятник в честь победы греков над персами при Платеях в 479 г. до н.э.
Затем взгляду открывается храм Аполлона. Первый храм, датировавшийся 548 г. до н.э., был уничтожен страшным пожаром. Те руины, которые вы видите, уцелели от более поздней постройки — IV в. до н.э. Дорический периптер имел 23,8 м в ширину и 60,3 м в длину. На стенах были высечены изречения семи мудрецов, к примеру, такое: "Познай самого себя". На фасадах было по 6 двенадцатиметровых колонн, по сторонам — по 14 колонн. На фронтонах находились статуи Аполлона, Артемиды, Лето и Диониса. В этом храме в полной мере царила жрица Пифия: погруженная в транс, восседала она на священном треножнике, и ее пророчества повергали в трепет тысячные толпы паломников, явившихся испросить совета у оракула. В храме находился омфал — священный камень, который, как говорили, упал с неба и обозначал место, где находился "пуп земли". Считалось, что в этом месте встретились два орла, посланные Зевсом один с востока, другой — с запада.
Посетители попадают на территорию археологического заповедника с юго-востока, через римскую агору. Затем путь идет по древней Священной дороге, по сторонам которой располагались сокровищницы и памятники-обеты. В их числе были афинская стела в честь Мильтиада, командовавшего греческими войсками в битве при Марафоне, дары Аргоса (от них остались два полукруглых основания), сокровищницы сифнийцев и эолийцев. На повороте Священной дороги стоит сокровищница афинян. Ее воздвигли в 490-485 гг. до н.э. на средства от трофеев, захваченных в битве при Марафоне. Это одно из немногих сооружений святилища, которые удалось восстановить. Украшавшие ее скульптуры находятся в музее. Дальше можно видеть булевтерий, а за ним — святилище Геи. Вдали виднеется нагромождение скал. Первая из них — скала Сивиллы, пророчествовавшей здесь до появления Аполлона. На другом утесе находился памятник наксоссцев 580 г. до н.э.: десятиметровая колонна, увенчанная фигурой сфинкса (сфинкс и ионическая капитель находятся в музее). Неподалеку от входа в храм Аполлона стоял Платейский треножник (золотое сооружение, венчающее мраморную колонну). Это прославленный памятник в честь победы греков над персами при Платеях в 479 г. до н.э.
храм Артемиды
Затем взгляду открывается храм Аполлона. Первый храм, датировавшийся 548 г. до н.э., был уничтожен страшным пожаром. Те руины, которые вы видите, уцелели от более поздней постройки — IV в. до н.э. Дорический периптер имел 23,8 м в ширину и 60,3 м в длину. На стенах были высечены изречения семи мудрецов, к примеру, такое: "Познай самого себя". На фасадах было по 6 двенадцатиметровых колонн, по сторонам — по 14 колонн. На фронтонах находились статуи Аполлона, Артемиды, Лето и Диониса. В этом храме в полной мере царила жрица Пифия: погруженная в транс, восседала она на священном треножнике, и ее пророчества повергали в трепет тысячные толпы паломников, явившихся испросить совета у оракула. В храме находился омфал — тот самый священный камень, который, как говорили, упал с неба и обозначал место, где находился "пуп земли". Считалось, что в этом месте встретились два орла, посланные Зевсом один с востока, другой — с запада.
Омфал
В период расцвета греческих полисов жречество храма находилось под влиянием аристократической Спарты. Тут происходили Пифийские игры – общегреческие празднества в память победы Аполлона над Пифоном. Они проводились сначала раз в восемь лет, потом - каждые четыре года. Первоначально это были соревнование поэтов и музыкантов, покровителем которых и был Аполлон, но с 586 г. до н. э. в программу игр были включены и спортивные состязания. Последние Пифийские игры прошли в 394 г. н. э. В это время императором Феодосием I был окончательно разорен и закрыт сам храм.
На рубеже XX века археологические раскопки в Дельфах открыли остатки храма, театра, ипподрома, посвятительных памятников, много надписей, что позволило восстановить общий вид святилища.
В центре обнесенной стеной священной территории, на высокой террасе стоял храм Аполлона, построенный в дорическом стиле. Это было закрытое здание с большим числом статуй и других украшений, многие из которых можно увидеть в музее Дельф. При входе в храм стояла статуя Аполлона. В храме среди прочих святынь хранился и омфал. (Аполлон часто изображается сидящим на нем). В сокровенную часть храма, где находился оракул, никто не мог входить, кроме пифий.
От входных ворот к храму вела мощенная дорога. Священная дорога была украшена большим количеством статуй (бронзовых, золотых и медных). Говорят, что Нерон, недовольный предсказанием оракула, забрал около 300 из них.
У подножия скалистой восточной стены вода священного Кастальского источника наполняла каменную нишу, в которой паломники совершали омовение. Отверстия в "лице" скалы предназначались для их подношений. Священным считался и другой источник – Кассотида
.
На южной стороне располагались уступами на горном склоне многочисленные сокровищницы, множество статуй и памятников стояло по обеим сторонам дороги. В северной части священной территории находились театр и здание для собраний, на стенах которого были картины на мифологические темы (Аид, падение Трои), а к северо-западу от него – ипподром.
Уже в прошлом столетии здесь начали проводить раскопки, а в 1902 г. построили музей. Сейчас рядом с археологическим заповедником находится небольшая деревушка, не представляющая никакого интереса. Туристы могут переночевать там после целого дня, посвященного осмотру открытых в ходе раскопок памятников. Деревня состоит всего из двух улиц: первая — торговая, где полно всевозможных лавок, ресторанов и прочих туристических заведений, в том числе отелей; вторая, идущая параллельно, выглядит более живописно. Древние греки считали Дельфы центром мира, а для современного туриста, путешествующего по Греции Дельфы должны стать центральной точкой. Древний памятник расположен на южных склонах Парнасских гор, откуда открывается вид на широкую долину с оливковыми деревьями. Один этот вид производит неизгладимое впечатление. В Дельфах много туристов в любое время года.
В настоящее время Дельфы являются одной из жемчужин в историческом наследии Греции. Развалины огромного храмового комплекса в сочетании с окружающей природой производят неизгладимое, хотя и достаточно мрачное впечатление.
реконструкция храмового комплекса (Метрополитен Музей)