В Западной Европе богиня почиталась со времен неолита как единственное божество. Именно кочевые народы арийского происхождения - кельты и германцы - внесли в божественный пантеон мужских богов. Тем не менее на протяжении всей античной эпохи богиня оставалась в почитании самой популярной.
Кельты распространились на обширной территории, простиравшейся от Австрии до берегов Атлантики. На территориях, завоеванных Римом, они ассимилировались с римскими захватчиками (галлороманцы), за исключением западной части: Бретани, Странны галлов, Шотландии и Ирландии.
Среди многочисленных имен кельтской богини фигурирует прежде всего Дану. Дочь Дагда, Вселенского Отца, Дану сравнивают с Афиной. От Дану пришло удивительное преданное поклонение бретонцев Святой Анне, которой она стала в христианстве. Несомненно это было одно из самых распространенных имен богини. Его находят в центральной Европе и в России, где оно осталась в названиях рек - Дунай и Дон. Его находят также на юге Индии в традиции дравидов.
Наряду с Дану почиталась Бригитта. Это имя означает "мощь". Она пережила ариев, которые пытались заменить ее богом Огма, была интегрирована с христианством и стала "Святой Бригитой". Праздник огня 2 февраля, посвященный ей, будут отправлять священники. Та, которая была раньше "Матерью Дагды", с появлением христианства становиться "Матерью Иисуса". Бригитта была хранительницей знания, культуры и искусств.
Латинской интерпретацией Тройной богини явилась Матрес. В эпоху Возрождения эту богиню с тремя аспектами неосознанно изображали в многочисленных скульптурах и живописи, например "Три Грации". Культ Матрес был широко распространен в Галлии, Бретани и на большей части Германии. Ее имя Матроне было дано реке Марне. Богиня Секане, подобная ей, дала свое имя реке Сене.
После римского завоевания в Галлии продолжали поклоняться кельтским богам, затем они слились с римским пантеоном. Таков случай с Эпоной, которая становиться богиней-покровительницей римской кавалерии. Впрочем, она останется единственной кельтской богиней, официально почитаемой в Риме в один из посвященных ей праздников. Для кельтов лошадь была священным животным и богиня Эпона всегда изображалась на лошади. Ее культ был очень распространен на севере Галлии, в Бургундии и в Германии. В 50-ти километрах западнее Парижа город Эпон напоминает о былой славе культа этой богини. Белая лошадь в сотню метров, высеченная из мела в Афингтоне (Беркшир) в Англии также свидетельствует о значении поклонения богине Эпоне.
Белисама было еще одним именем кельтской богини. Оно означало "лучезарная". Белисама покровительствовала ремесленничеству и ткачеству и ассоциировалась римлянами с Минервой (Афиной). Она занимала очень важное место в народном поклонении: ей были посвящены многочисленные места. И сегодня мы находим эти следы: Беллем в Орне, Белесмес в Индре-и-Луаре, Белеймас в Дордонии и т.д.
Серридвен, белая богиня, была очень почитаема в Англии, что изобразил Р. Грав в своей известной книге "Белая Богиня". Серридвен отличалась тем, что имела сосуд, вместилище Знания, Милости и Возрождения. Когда пришло христианство, этот сосуд стал источником мифа у кельтов о поиске чаши Грааля. Искать Грааль раньше означало искать вместилище богини, чтобы получить освобождение. Таким образом, мы видим, что этот сосуд соответствует Священному Сосуду, который всегда сопровождает культ богини и символизирует сакрум и Кундалини. Статуя церкви Гранд Мадре в Турине (Италия) представляет Грааль в форме священного сосуда в руках Великой Богини.
В северной Европе, как впрочем и повсюду, культ богини преобладал над культом какого-либо патриархального бога. Богиню Мать находят на обширной территории, простирающейся от Скандинавии (богиню звали Фригг), до большей части Германии (ее имя было Фрейя) и Италии у народов ломбардов (культ Фреа). Она была супругой Одина или Водина, и испытала со своим божественным супругом те же злоключения, что и Гера в Греции, Бригитта в стране кельтов. Именно Фреа дала название англо-саксонской пятнице (Friday - на английском и Freitag - на немецком). Она была почитаема, и о ней все знали. Имя Фреа означает "горячо любимая". Подобно Афине в Греции, именно к ней обращались при брачных церемониях. Ее многочисленные аспекты делали ее бъектом различных обращений к ней:
Volla, богиня изобилия,
Eir, богиня излечения,
Sjofn, та, кто обращает мысли к любви,
Vör, богиня мудрости,
Syn, богиня справедливости,
Hlyn, богиня, защищающая от опасности,
Gna, богиня Знания, Вестница.
И многие другие.
Народы Восточной Европы, в частности венгры, также имели своих богинь - Boldogasszony, Zemes Mate.великий культ почитания Девы Марии русской православной церковью свидетельствует о предшествующей культуре, когда богине поклонялись повсеместно. Имена больших и малых русских рек происходят от имен богини. В прошлом славянские народы России называли богиню Мокошь, Морена, Лада, Заря. Мокошь ассоциировалась с такими женскими работами как ткачество и шитье. Лада, имя означающее гармонию, была богиней любви, красоты и плодородия. Как и Афина, Заря имела оружие и давала своим поклонникам мужество и защиту в битвах. На территории Украины богиня изображалась со священной спиралью и называлась Адити - это имя находят в санскритской литературе в Индии. После принятия христианства культы Богини Матери на Руси были запрещены. Они были заменены, как и повсюду, культам святым девам. Так, Мокошь была заменена святой Параскевой, покровительницей ткачества и торговли, или Святой Пятницей, игравшей важную роль. На народном наречии пятница означает "матушка". Чтобы защитить женщин и дать им отдых, в святую пятницу запрещалось ткать.