Гермеса Трисмегиста считают первым алхимиком, который знал секрет добычи и очищения золота из вкрапления этого метала, содержащихся в кварце. Египтяне считали золото металлом бога Солнца. Жрецы тщательно оберегали секрет получения и очистки золота и следили за соблюдением магических ритуалов при проведении магических реакций. Так в результате творческого союза магии и химии возник термин «алхимия».
Гермесу Трисмегисту поклонялись на берегах Нила как богу, который помогает душам умерших добратся до ворот подземного мира. В те времена столицей Египта была Александрия, образованное население которой составляли именно греки, и поэтому именно под влиянием греков сформировалась философия и появились труды, автором которых являлся Гермес Трисмегист. Количество этих трудов, посвященных тайнам природы и мироздания, по разным оценкам, колеблется от 20000 до 36525. некоторые авторы говорят всего о нескольких десятках книг. Как бы там ни было, в те времена философам было выгодно творить от имени древнего бога, чтобы придать философской доктрине большой вес, но в то же время ни один из известных уважаемых авторов древности не выражал ни малейшего сомнения в том, что Гермес Трисмегист действительно существовал. К их числу относятся Гелен, Тертуллиан и Платон. По имени бога Гермеса науки о тайных знаниях стали называть «герметическими»
Что касается захоронения Гермеса, то исследователи сходятся во мнении, что гробница, где была найдена «Изумрудная скрижаль», принадлежала какому-то неизвестному магу. Ее обнаружили только в 1828 году, когда времена бурного интереса к алхимии и поиску философского камня и эликсира бессмертия уже миновали.
Бога Гермеса египтяне отожествляли с богом Тотом, которого почитали как изобретателя письменности. А слово «Трисмегист» буквально означает «трижды величайший». Таким образом, полное имя прародителя герметических наук – Тот Гермес Трисмегист. Все тексты Гермеса написаны на греческом языке. Говорят, что большая их часть погибла, когда была сожжена библиотека в Александрии. Последователи герметического учения Гермеса Трисмегиста считали, что в своих рукописях «величайший» изложил основы тайных знаний, древнюю мудрость, но изложил эти знания таким образом, чтобы непосвященные не могли понять божественной мудрости.
«ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ»
«… То, что находится внизу, подобно тому, что находится наверху. И то, что наверху, подобно тому, что внизу, и, таким образом, все сущее представляет собой одно чудесное целое…»
«Все сущее происходит от Одного, от его сущности и через его силу».
Эти слова Гермеса указывают на то, что познавший высшую божественную мудрость познает путь к Богу и божественной мудрости, через которую просветляется его душа.
«Солнце – ее отец, Луна – ее мать. Ветер носил ее в своем чреве. Земля – ее кормилица…»
«Власть ее – отец всякого совершенства во всей Вселенной. Она восходит от земли к небу и снова исходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших сфер мира».
«Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого… Таким образом, ты обретешь успех во всем в этом мире…»
«И отойдет от тебя всякая темнота…»
В другом своем сочинении – «Помандресе» («Помандре») – Гермес Трисмегист описывал свой опыт прохождения испытаний, которые были приняты среди жрецов перед тем, как ученик пройдет посвящение:
«… Стать жрецами могли только подготовленные ученики, которые прошли некие испытания и получили доступ к тайным знаниям. Испытания, которые устраивали жрецы для своих учеников, отличались особой требовательностью и жестокостью… Финальная часть испытания включала «большой»экзамен на знание древних тайн, после чего испытуемый пробивался через какие-то темные галереи и «лабиринты страстей» и в конце концов… оказывался в каком-нибудь каменном мешке, где его встречал жрец, который закрывал каменный склеп тяжеленной каменной крышкой…»
Гермес описывал, что именно в тот момент, когда крышка каменного склепа (где он ни много ни мало пребывал целых три дня и три ночи) открылась, на него сошло божественное откровение и он узрел Божественный Свет, и этот Свет был Словом Бога… И «все вокруг было наполнено ярким Светом», и сам Творец тогда наказал ему (Гермесу) нести Свет божественного Слова (огня) людям…
Надо сказать, что в прежние времена практически не существовало разницы между понятиями «жрец» и «маг». В представление людей зачастую это было одно и тоже. Разделение понятий «священнослужитель» и «маг» произошло гораздо позднее, на тои этапе становления христианства, когда началась охота на ведьм.