Sandrine Lehmann:
» Книга 1 Глава 59 (новая версия)
В памяти Отто слишком свежи были еще те дни, когда он стартовал в последних номерах по разбитым трассам, поэтому сейчас ему и тринадцатый номер казался счастливым, хотя в Загребе он ему удачи не принес. А сегодня на своем любимом Лауберхорне он заполучил номер семь. Если бы ему дали возможность выбирать, он бы и сам выбрал семерку. Трасса еще вполне свежая, но уже есть понимание, как ее идти на скорости – небесполезная штука для того, кто на контрольной тренировке не сильно выпрыгивал из штанов. Ну и для такого состояния снега стартовать в последних номерах первой десятки – самое выгодное.
Его многоуважаемые конкуренты и соперники скучковались поблизости – вся шайка-лейка лидеров сезона в даунхилле волею жребия и регламента FIS расположилась в первой десятке. Айсхофер стартовал четвертым и, поскольку до него пойдут трое, которые объективно слабее лидеров зачета скоростного спуска, можно смело сказать, что его старт положит начало реальной гонке. Пятым пойдет Бэйтс, шестым - Летинара, седьмым - Ромингер, восьмым - Хайнер, девятым - Граттон, десятым - Торсен. Эксперты считали, что именно эта группа гонщиков разыграет пьедестал между собой. И у них были основания на это мнение: Лауберхорн – не место для удачливых выскочек, он умеет указать любому его место. Как и Штрайф, трасса скоростного спуска в Венгене покорялась только лучшим из лучших. Случалось в Кубке не раз и не два, когда победа на менее требовательных трассах доставалась не лучшему. Могли сложиться сразу несколько факторов в пользу определенного гонщика – в первую очередь, конечно, погода могла внести серьезные коррективы, но сегодня точно такого не случится. Погода как по заказу, такая, что даже семидесятый стартовый номер (в протоколе значилось именно столько участников) получит более или менее равные условия с сильнейшими.
В календаре Кубка мира обе гонки – Лауберхорн и Ханненкаммреннен – следовали одна за другой через неделю. Две культовые трассы – Лауберхорн и Штрайф – далеко не всегда выбирали одних и тех же любимчиков, но, если такое случалось, победитель обеих гонок провозглашался по обе стороны границы величайшим. И среди экспертов находилось немало таких, которые поставили под большое сомнение, что Ромми светит что-то на классических трассах – парень слишком молод и неопытен, чтобы сходу нагнуть подряд и самую длинную и скоростную, и самую технически-сложную трассу Кубка мира. Отто, как обычно, игнорировал все прогнозы – и такие, и, напротив, самые для себя лестные. Журналисты спрашивали его, что он думает об этих высказываниях, но он никогда не отвечал, отделываясь кратким «без комментариев». Время покажет. А Дед утром перед гонкой напомнил Отто о том, что, случись ему в самом деле оформить дубль на классике, это будет весомой заявкой и на общий зачет.
Стартовый городок, как обычно, напоминал многолюдную ярмарку в главный базарный день. В глазах рябило от многоцветья стартовых костюмов разных сборных (как обычно особо выделялись красные оверолы швейцарцев и бело-красные австрийцев, разбавленные цветами других сборных – таких же сильных и опасных, но не настолько многочисленных. Хозяева этапа – швейцарцы – как всегда на домашнем этапе получили дополнительную квоту и выставили аж четырнадцать человек – больше, чем югославы, русские и шведы, вместе взятые. Но федерация, как это повелось в последнее время, возлагала все надежды в первую очередь на Ромми. Дед, Регерс и прочая братия просто вибрировала от волнения. Сам же Отто выглядел спокойным, как удав, но те, кто хорошо его знал, понимали, что это чистая видимость и в самом деле его буквально тошнит от нервного напряжения.
В карманах нет сигарет, в рюкзаке ни капли коньяка, в желудке колом стоит кое-как проглоченный утром тост. Только авиашоу немного отвлекло, но ненадолго. При этом на гонщика постоянно нацелены не меньше пяти камер сразу, а то и больше десятка. Он разминается, слушает воркотню Регерса, вместе с де Орси проверяет готовность оборудования. Собрал волосы в хвост низко на шее, надел шлем. Плотнее кутается в куртку – начало знобить. Привычно, без досады шуганул очередного газетчика, который поинтересовался гонораром за приснопамятный постер. А тут на трассу выпустили первого открывающего. Сегодня их в протоколе трое. Много – на случай, если кто-то не сможет добраться до финиша, что на такой трассе, как Лауберхорн, более чем просто вероятно.
От разминки Отто отвлекся только чтобы посмотреть, как пройдет Эйс. На монитор в стартовой зоне транслировалась съемка со всей протяженности трассы. Парни столпились вокруг, глядя, как с трассой справляется великий гонщик. Оттого, что какой-то наглый выскочка спихнул Эйса на второе место общего зачета, он не перестал быть великим. Сам наглый выскочка напряженно следил за выступлением соперника. Да, Олли в отличной форме, и его колено не заковано в ортез. Отто не хотелось думать о том, выдержит ли его колено четырехкилометровую трассу и две с половиной минуты сумасшедшего напряжения, когда гонщики выдерживают постоянные запредельные перегрузки.
2:32.45. Классный результат. На контрольной тренировке самым быстрым временем было 2:33.27. Эйс почти на секунду улучшил этот показатель. Из зоны торможения он буквально выползал, совершенно вымотанный.
А тут на трассу вышел канадец Бэйтс. Отто, до старта которого оставалось два гонщика, завершил разминку и натянул поверх оверола майку со своим номером 7. Де Орси положил на снег его «россиньолы». Пора…
Он уже не успел выяснить, как прошли Бэйтс и Летинара и смог ли кто-то из них оспорить результат Айсхофера. Да и какая, в сущности, разница? В этот момент его волновало только собственное выступление. Сигнал «омеги» свидетельствовал о том, что до старта Отто десять секунд. Максимальное напряжение, последний судорожный вдох перед рывком. Стартовый зуммер ударил хлыстом по нервам, и Отто сорвался со стартовой площадки, не сводя взгляда с первых ворот. С бешеной скоростью крутится секундомер, отменяя сотые и тысячные доли секунд, складывающихся в эти две с половиной минуты, которые решат так много, ради которых он живет, отказывает себе в стольких радостях и пашет, как каторжный…
Первая половина трассы крутая и коварная, виражи и траверсы требуют выкладываться по полной, забывая о том, что силы понадобятся и ниже, чтобы дойти до финиша. Сложность еще состоит в том, что часть трассы проходит по узким коридорам, с большим риском влететь в ограждение. В прошлом году один из гонщиков так убрался в рекламный щит, что до сих пор никто не знал, сможет ли он вернуться в спорт. На одном из виражей Отто экстремально приблизился к ограждению – носок его левой лыжи прошел буквально в трех сантиметрах от фанерного щита, заставив миллионы зрителей затаить дыхание, гадая, чем закончится эта авантюра, но Ромми пошел на риск вполне сознательно, заранее выходя на траекторию, оптимальную для первого прыжка – Руссишпрунг - и для использования в нем коронной фишки – максимально раннего выхода из полета.
Дальше идут два «слепых» поворота, которые заранее не видны из-за уклона трассы, но Отто хорошо помнит и их, и как там поставлены флаги. Вылетает на длинный траверс, закрывается, идеально обрабатывает петлю перед большим трамплином Хундшопф. Из-за свиста ветра в ушах и в первую очередь из-за стопроцентной концентрации он не слышит взрыв воплей болельщиков по бокам трассы – тут их довольно много. Кричат, потому что он лидирует, везет Эйсу 0,21. Но впереди еще три четверти трассы…
Приземлился на ледяном горбу, привычно закрывшись, и попал в компрессионную яму, в которой важно не только не терять стойку, но и выбрать правильную траекторию захода на повороты, которые идут следом. Это важно – малейшая ошибка приведет или к огромной потере скорости, или проигрышу по траектории, недаром комментаторы любят на выходе из этой связки строить прогнозы на результат гонки для каждого спортсмена. Если человек заходит в железнодорожный тоннель, проигрывая более четверти секунды, можно предположить почти со стопроцентной уверенностью, что лидерства на финише ему не видать. Впрочем, лидерство перед Вассерштацьон не означает ничего – важно пройти хорошо всю трассу, а не только ее верхнюю половину. И все же полтрассы уже позади, а Отто обходит Эйса уже на 0,38.
Рене перед экраном телевизора забыла, что надо дышать. -0,38! Прикрыв живот ладонью, она забилась в угол дивана. Наверное, ей не стоило бы смотреть гонки с участием Ромми, но… это было сильнее нее. Когда ему предстоял старт, она теряла покой и так и рвалась к телевизору. Только не позволяла себе прогуливать занятия в университете, но найти повтор после гонки легко на любом канале. Больше всего Рене боялась, что он может упасть и разбиться, но, к счастью, вместе с ярчайшим талантом Боженька даровал ему стабильность и устойчивость. Еще она боялась, что рядом с ним на трибуне у пресс-вол засветится Клоэ или еще какая-нибудь красотка, но, расставшись с Рене, он прекратил эту практику. Другие парни охотно приглашали на теплое местечко подружек или жен: Эйса обычно сопровождала Таня, Филиппа Граттона его супруга Марианн, Фло Хайнер развлекал публику, выгуливая каждый раз новую подружку, любая из которых выглядела, как призерша конкурса красоты, но Ромми, который мог бы запросто делать то же самое, теперь коротал время на лидерской трибуне в гордом одиночестве.
Сумасшедший прыжок с Хундшопф он преодолел уверенно и красиво и достойно завершил его ранним приземлением и мощным разгоном – засечка на отрезке давала почти полсекунды преимущества, а пометка скорости на подходе к Вассерштацьон показала, что скорость Отто выше, чем у тех, кто прошел трассу до него.
- Жаль, что ты его не видишь, - пробормотала Рене, поглаживая животик. – Господи, твой папа просто прекрасен, и мы с тобой очень хотим, чтобы он выиграл, правда? – Тут она задумалась. А стоит ли говорить про этого мужчину «твой папа»? Пусть он великолепен на трассах, но заслуживает ли он зваться отцом? Ведь он ее бросил. А бросив, потерял право и на Рене, и на ее ребенка. А за первоклассные гены ему спасибо: наверное, ребенок будет так же хорош, как и отец, тут моральный аспект роли не играет. Хотя, как знать…
В невинной ранней юности Рене полагала, что, чтобы родился талантливый и красивый ребенок, его родители должны любить друг друга. Отмеченные Божьей искрой детки рождаются только от большой любви, так она считала. Когда она подросла и подрастеряла романтические очки, поняла, что в генетике это так не работает, но, глядя на Отто, не могла отделаться от ощущения, что его родители, должно быть, в самом деле сильно любили друг друга, иначе не могли бы зачать такого прекрасного сына. А вот ее ребенку это вряд ли светит. Отец совсем не любил мать. Впрочем, возможно, она любила за двоих…
А Отто тем временем проскочил под железнодорожным мостом и теперь летел по просеке между стенами елового леса, вылетая из тени на яркий солнечный свет и снова ныряя в тень. Он почти не раскрывался, держался в очень низкой стойке, и Рене достаточно долго варилась в этом котле, чтобы понимать, что это говорит о том, что сил у него еще достаточно: если физические кондиции спортсмена оставляют желать лучшего, он не может долго такую выдерживать. Как и все прочие, она знала про его травмированное колено и про то, что перспективы могут быть самыми разными – от успешного завоевания Большого Хрустального Глобуса до досрочного завершения сезона из-за необходимости операции. Наверное, ни за что в Швейцарии не переживали в эти дни так сильно, как за мениск двадцатиоднолетнего парня.
А между тем он шел по Лангетрайен – коварному пологому участку, на котором нет зубодробительного рельефа или тяжелой компрессии, но тут исключительно важно сохранить скорость, для чего ни на секунду не выходить из обтекаемой стойки. Но до этого места любой спортсмен, каким бы суперменом он ни был, добирался уже достаточно уставшим, что сильно усложняло задачу. Но Отто сохранял скорость…
Дикая боль в напряженных мышцах, понимание, что еще полтрассы впереди и нельзя расслабляться… Он отлично помнил, что секундное расслабление означает невосполнимую потерю скорости и проигрыш, поэтому держался, стиснув зубы. А накопившаяся усталость делала ноги деревянными, а тело непослушным, вступая в противоречие с несгибаемым духом. Из последних сил Отто держал стойку и заставлял себя проходить виражи по-своему чисто и агрессивно, и плевать, что он всего лишь мальчишка по сравнению с мощными гуру скоростных дисциплин, которым он осмелился бросить вызов. Допустим, чисто физических силенок у них и побольше, да и характером они ему не уступают, но найдется ли среди них еще такой упрямый баран, который при отсутствии иных ресурсов будет переть на чистом упрямстве, пока не рухнет замертво? Совершенно измотанный спортсмен вышел на Ханегшюсс – вот тут скорость можно набрать, начинается сильный уклон, кое-где приходится даже тормозить, и вот это понимание, где и сколько тормозить, чтобы сохранить баланс между скоростью и безопасностью и чистотой скольжения, приходит только с опытом. Регерс с утра ему все ужи прожужжал этим отрезком, потому что знал, что с техникой у Ромингера полный порядок, а вот зарваться и перейти грань допустимого риска он может. И Отто позволил себе разогнаться по максимуму: спидометр показал 165.7 км/час, близко к рекорду на этой трассе всех времен. Эйс тут оказался медленнее – 165.1. Теперь перед Ромми в полный рост вставала новая задача – просто удержаться на лыжах и вписаться в следующий поворот. Он не хуже других понимал, какими последствиями чревато падение на такой скорости, а лыжи становилось удерживать все труднее, безумно уставшие, забитые мышцы ног неохотно подчинялись воле гонщика. Снова единственным доступным ресурсом становилось знаменитое ромингеровское упрямство. А потом начались виражи – те самые печально известные три виража у финиша, которые валили спортсменов не хуже бугров или узких аллей наверху. Нужно быть очень опытным и выдержанным гонщиком в великолепной физической форме, чтобы справиться с ними после двух убийственных минут преодоления Лауберхорна. Кто способен на такое в двадцать один?
Только Отто Ромингер. Последняя засечка перед финишем и -0.55. Взрыв ликования на трибунах, море швейцарских флагов колышутся в руках тысяч болельщиков, от восторженных воплей и звона альпийских колоколов закладывает уши. Солдаты-срочники и полиция сдерживают обезумевшую толпу, готовую вырваться на финишный круг и приветствовать своего любимца. А он подходит к Зильберхорну - последнему прыжку перед финишем. Фотографы торопятся ухватить шикарный кадр гонщика, летящего в нескольких метрах над снегом на фоне зеленых елей, синего, пронизанного солнечными лучами неба и остроконечных заснеженных пиков Альп.
Финиш. Пригнувшись, Ромми пролетает финишную черту и тормозит, подняв кантами снежное крыло. -0.59 – новый лидер! От взрыва восторженных воплей, казалось, содрогнулись близлежащие горные хребты. Радости публики нет предела – на домашней трассе швейцарец оказался сильнее всех! Конечно, рано говорить о его победе после того, как финишировали семеро из заявленных семидесяти, но реально поспорить с ним тут могло еще пять-шесть человек, а, если учесть, что он привез второму сильнейшему после себя гонщику больше половины секунды, его выступление оказалось самой серьезной заявкой на победу.
Устал. До безумия. Непонятно, как дойти до пресс-волл, доковылять уже не на деревянных, а на совершенно чугунных ногах. Отстегнул лыжи, поднял над головой. Трибуны беснуются. Эйс на лидерском месте пожал плечами: это не Кандагар, где незримые небесные весы качнулись на ничтожных две сотых секунды в его пользу. Здесь Ромми оказался весьма убедителен: полсекунды говорят сами за себя. Ведь Олли прошел трассу на пределе, нигде не ошибался, выбирал идеальную траекторию, насколько это возможно, соблюдал непревзойденный баланс между атакой и риском, что такое есть у этого мальчишки, чтобы взять да обойти могучего соперника с таким огромным преимуществом?
Кто может дать ответ на этот вопрос?
На этот раз никто из спортсменов не обратил внимание на ставший уже привычным эскорт чирлидеров Ромми – четырех девчонок с буквами О и Т. Да и самому Отто не до них. Он слишком занят – заставляет измученное тело держать вертикальное положение и перемещаться на завоеванную позицию у пресс-волл. Его хватило только на то, чтобы помахать рукой своим болельщикам и продемонстрировать миру, что на сей раз лыжи Россиньоль оказались самыми быстрыми. Это правила игры. То, что теперь ему предстоит часа два простоять на лидерской трибуне – не радует. Хочется сесть или, еще лучше, лечь. А еще лучше – лечь под одеяло и проспать часов двадцать подряд. Но этим планам не суждено сбыться: сначала два часа минимум ждать награждения, потом выдержать саму церемонию и пресс-конференцию. А завтра слалом. Потом садиться за руль и пилить до Цюриха. И вот только там, если повезет, можно будет выспаться. У БМВ барахлит карбюратор, а у Отто не доходят руки разобрать и посмотреть, в чем дело…
Соревнования продолжались, на трассе Флориан Хайнер. Конечно, тиролец попытался навязать лидеру борьбу, первый отрезок зеленый -0.03, второй – красный, но всего лишь 0.01. Но потом и он начал отставать. Когда он подошел к Вассерштацьон, его проигрыш лидеру составил 0.14. Немного, и Отто и Эйс непроизвольно переглянулись. Лайнер не желал смириться с тем, что кто-то там возомнил себя сильнее него, и очень хотел расставить точки над «i». Но и ему чего-то не хватало. Скорость на Ханегшюсс 164.9, на засечке отставание на 0.23. Теперь он боролся не с Ромми, а с Эйсом, и не за победу, а за второе место.
На последнем отрезке он отставал на 0.36, и Отто выдохнул, понимая, что отыграть столько Фло никак не сможет, а Эйс, напротив, вибрировал от волнения. Фабио Летинара – пока третий – незаметно исчез с трибуны, понимая, что лучше делать это сейчас, когда никто на него не смотрит и камеры прикованы к происходящему на трассе. А через несколько секунд Флориан финишировал вторым, опередив Эйса на 0.08. Это была более или менее равная борьба,
Граттон – пятый номер в мировом рейтинге даунхилла – честно финишировал четвертым, вырвав две сотые у Фабио. Тем самым сбылись прогнозы экспертов – эта группа сильнейших разыграла между собой пьедестал, не подпустив никого из оставшихся к первой тройке. Соревнования закончились победой Отто Ромингера.
_______
За работу с текстом спасибо Галине (gallina)
...