Эх, наконец, прорвало и написала отзыв. Правда я не умею классически, чтобы только по фильму. И сдерживать эмоции не люблю.
Так что обдумывать пыталась последнюю часть, а вместо этого невольно всё прошлое вспомнила, связанное с ГП.
Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть вторая.
Гарри Поттер – Десять лет жизни.
Вот сижу, понимаю, что эмоции так и прут, а слов именно начать нет. Начинать всегда сложно. И поэтому не уверена, что отзыв будет только о фильме, потому что он – всего лишь итог огромной части жизни, детства, которое прошло вместе с ним.
Я отлично помню, как началась для меня история про Гарри Поттера. Родители услышали по радио, что мир заболевает книгами о мальчике-волшебнике и решили порадовать десятилетнего ребёнка на Новый Год. Купили ему в магазине сразу три книги и принесли домой. Тогда я ещё не знала, что ждёт меня на страницах и уж точно не анализировала, как делаю это сейчас.
Просто взяла и за неделю прочитала их все. А потом перечитывала снова и снова, наверное, несколько месяцев. С удовольствием таскала у мамы журналы и газеты, где писали про то, что грядёт экранизация. Когда вышел первый фильм, чуть ли не со слезами просила, чтобы меня обязательно сводили в кинотеатр. И ведь сводили.
Тогда это была сказка детская, наверное, просто сказка. Красивый замок, герои, которые вмиг ожили – ведь именно такими ты себе их представляешь. Детские эмоции, детское счастье от того, что наконец видишь своими глазами всё, что только-только было лишь на бумаге.
А потом ожидание. В день рождения подарили мне четвёртую книжку. Она забавная была – с вверх ногами приклеенным переплётом – ошибка, видимо, закралась.
Сказка начала превращаться в действительно сложную историю с гораздо более глубоким смыслом, чем виделся изначально.
Год за годом, ожидание и «Дары смерти», за которыми пришлось охотиться по книжным Калуги – удивительно, но в первый же день в центральных магазинах раскупили всё, вчистую, осталась одна пёстрая реклама на дверях. Повезло – на ранке встретился заветный томик и был прочитан в тот же вечер. От корки до корки.
Знаете, это похоже на взрыв воздушного шарика. Когда надуваешь, надуваешь, радуешься, что он растёт – а тут раз и лопается. Столько эмоций, раскрытых тайн и… конец. Что же дальше?
А дальше фильмы. Я их полюбила, несмотря на то, что они часто очень сильно отличались от книг. В частности – «Принц Полукровка», который я смогла посмотреть от силы раза два, тогда как остальные части в прямом смысле слова заучила наизусть.
Известие о том, что последнюю книгу разделят на две части, почему-то очень обрадовало. Если из других было что выкинуть – квиддич, некоторые не такие существенные линии, то из «Даров» попросту сложно что-то вынуть, ибо книга идёт сплошняком – по одной линии, не прерываясь на какие-то посторонние сюжеты.
Часть один посмотреть в кинотеатре не получилось, поэтому её я героически ждала на DVD. Дождалась, посмотрела спустя полгода после официального выхода и… почем-то впервые была в полном восторге от того, как часть сняли. Кто-то скажет скучно, кто-то, что не так, как хотелось бы, а как по мне – отлично. Просто отлично.
И всё. Вдруг стало ясно, что впереди и ждать то всего ничего. Один единственный фильм. Конец в прямом и окончательном смысле этого слова, безо всяких постскриптумов.
Так получилось, что побывать в кинотеатре получилось лишь на самом первом фильме, когда я была маленькой. Потом как-то не заладилось – всякий раз не оказывалось возможности. И поэтому сейчас, в девятнадцать лет, когда уже ничего не держит и детство ушло пойти в кинотеатр оказалось чем-то самим собой разумеющимся. Чтобы поставить красивую точку в этой истории. Сговорились с подругой, купили билеты, запаслись платочками и вперёд.
Знаете, первая эмоция после просмотра фильма – жуткая пустота. Вот реально – обычно обсуждаешь, радуешься, а тут – пустота. Не потому что плохо. Хорошо, очень хорошо. Тут другое. Просто когда раньше смотрела фильмы или читала книги – всегда знала, что будет продолжение, ещё. А теперь только вспоминать. И воспоминание долгое получилось – в десять лет длиной.
Но всё-таки было, что анализировать. Потому что читая отзывы, я расстроилась – многим не понравилось, а меня вот устроило почти всё. Вроде нормально – у всех разные ожидания, восприятия, а всё равно обидно.
Общая картина фильма выстроилась сразу – драма. Разрушенный Хогвартс, разрушенные судьбы тех, кто теперь погиб будто бы реально, а не просто на бумаге.
Немного сумбурное начало, которое как-то не имело особенного значения – хотелось поскорей оказаться в Хогвартсе. Странно, да? В книге мне ограбление Гринготса не мешало, а в кино ужас как хотелось в школу вернуться наконец-то.
И вот, вернулись. Почему момент с выходом Гарри считают пафосным? Не знаю, может, потому что он расходится с тем, что было в книге? По-моему, вышло очень эффектно. Наиболее достойный момент, сыгранный Рэдклиффом, потому что в нём была сила что ли. Не хотелось встряхнуть его с воплем «проснись, ты на войне».
Гримёрам минус за грим Северуса, а Мэгги Смит огромный плюс за ту силу, которую она вложила в МакГонагалл. Неповторимую, сильную защитницу родных стен замка. Она выглядела так, будто не только атаки пожирателей отобьёт, но и Волдеморта запросто победит, если представится такой шанс. В который раз убеждаюсь, что возраст актёра очень часто имеет значение.
Битва получилась красивой, но уж очень быстрой. Немножко пролетела мимо и в тоже время понравилась. Когда Тонкс и Люпин тянули друг к другу руки, подумалось «пусть они хотя бы в фильме не умрут, пожалуйста». Но увы, из песни слов не выкинешь. Те, к кому за многие книги привык, один за другим уже более реально стали «уходить». Когда «погиб» Фред, по щекам потекли слёзы. Рада, что не показали в кино момент его смерти – чую, что совсем разревелась. Если этот кусочек потому появится в расширенной версии (режиссёрской её зовут, кажется), не знаю, как посмотрю.
Смерти в Хогвартсе получились тихими. Словно в тумане. Драма всех и каждого в отдельности в молчании. Почти всё.
Потому что когда умирал Северус Снейп в зале не осталось равнодушных – заплакали все. Даже маленький ребёнок за моей спиной зарыдал в голос – а детей ведь не обманешь.
Этот момент затмил, наверное, всё. Остальное вспоминаю по прошествии десяти дней словно в тумане, а смерть и воспоминания Северуса забыть не могу. Потрясающая актёрская игра Рикмана, яркие флешбэки, те самые фразы, которые так хотелось услышать – всё смешалось на редкость удачно и проникло в самую душу. Человеческая трагедия, вся суть которой уместилась в несколько минут. Любовь, глупая ошибка, предательство, невыносимая боль, с которой и жить наверное не хотелось и тайна, которую Северус рассчитывал, должно быть, забрать с собой, но передумал в последний момент. Представляю, какого было тем, кто не читал книг, но полюбил книги. Северус любил Лили. Любил настолько же сильно, насколько сильно ненавидел Джеймса Поттера. И ради неё защищал её сына. Так просто, но так глубоко и душевно.
Когда вот так веришь тому, что видишь, невольно закрадывается вопрос. В чьи глаза он смотрел, умирая? В глаза Гарри, потому что считал себя виноватым в смерти Лили и в конечном итоге в душе желал его прощения или в глаза той, которую любил всю жизнь?
Не детская сказка получилась. Скорее взрослая драма. Как-то даже закралась мысль о том, что сама по себе история Северуса достойна отдельного взгляда, отдельного фильма. Потому что это сильная линия. Но это из области фантастики.
«Смерть» Гарри. Вот тут действительно не хватило. Не хватило надрыва, который был всего несколькими секундами ранее, когда мы увидели воспоминания. На то, чтобы получить его, не так уж и много было нужно.
Вдумайтесь на секунду. Умер, для них для всех умер Гарри Поттер.
Тот, за кого они умирали и готовы были умирать до последнего.
Их надежда, их избранный, их освободитель, друг. Друг.
Мальчик, который выжил, чёрт бы их всех побрал.
А всех их словно заморозило. Словно они решили, что ничего не произошло. Я ждала волчьего воя Хагрида, ужаса на лицах тех, кто увидел мёртвого Гарри. В этом месте я ждала трагедии. Конца, если хотите. Чтобы даже зритель поверил в его гибель. Но, увы…
Следующий запомнившийся момент – битва Гарри и Лорда. Странно, но лично для меня она получилась очень логичной что ли. Магловские жесты, отвратные Волдеморту? Позволю себе не согласиться. Потому что я лично увидела в этом логику, пусть и странную, режиссёра и считаю, что он прав.
В «пинках ногами» была человечность, как не странно. Да, Лорду должно претить всё магловское. Но он всё равно человек, пусть и разорвавший свою душу. Он несмотря ни на что способен на эмоции, способен потерять контроль. Вспышка гнева, когда забываешь всё.
Я считаю, что нам пытались передать человечность этого момента. Чтобы мы на минутку вспомнили, что Том Реддл – всего лишь человек, способный на вспышки гнева.
Злодеи всегда в конечном итоге люди глубоко несчастные, никуда от этого не уйдёшь.
Всё? Нет.
В следующий раз слёзы навернулись (если они вообще исчезали) на вокзале. Казалось бы, ты знаешь, что этот момент наступит. Ты же это уже читал. Но теперь это всё. Сказка уносится во время вместе с Хогвартс-экспрессом и грустными взглядами Гарри, Рона и Гермионы.
Многие из нас с ними выросли и повзрослели. И мы в этот момент словно не смотрим эпилог. Мы вмести с ними смотрим, как уносится от нас наша история.
Я не знаю, было ли это так или просто моё глупое восприятие такое? Не знаю.
Грустно прощаться. Всегда грустно. Но приходится. Наверное, это к лучшему, но всё равно немножко жаль…
Перечитываю свои сумбурные мысли и думаю, что наверное и лишнего тут немного, просто эмоции… Надеюсь, вам хватило сил это дочитать.