Регистрация   Вход

Люция:


Хоть некоторые проблемы разрешились. Поля не отправили с военной службы, и Юля теперь перестала быть тайной женой. А то нелегкое это дело быть чемоданом без ручки для собственного мужа.
А родители Поля поняли, что Юля бывшая актерка или им еще предстоит об этом узнать. И как они на это отреагируют.

...

Аэлита:


Здравствуйте, Юля! Очень нравятся ваши исторические романы, бывают неточности, но у кого их нет. Особенно понравился роман "Не говори мне о любви". Но вот роман "Звезда любви" слегка разочаровывает. Обычно я молча читаю и восторгаюсь, но здесь удивили несколько моментов, поэтому даже решила зарегистрироваться, может вы сможете их объяснить. Вы уж простите, но чтобы князь, как бы он не был увлечен, пригласил актрису на танец на великосветском балу?! В те времена это было исключено. Там присутствовали юные девушки, порядочные замужние женщины и такой поворот событий просто был невозможен. Также как и триумфальное появление Юли под руку с мужем на балу у Горчакова. Ведь многие видели ее в качестве актрисы и когда она пела, и после в театре. И что всем все равно? Никакого скандала, только поздравления? Все это немного притянуто за уши. Это все же середина XIX века, даже не начало XX, когда представители знати уже вовсю безнаказанно женились на балеринах и прочих кокотках. Извините за критику, не смогла удержаться.

...

alenatara:


Ой, счас влезу...
Аэлита писал(а):
Вы уж простите, но чтобы князь, как бы он не был увлечен, пригласил актрису на танец на великосветском балу?!

А почему нет? Князь на то и князь - это высшая знать, а им позволялась гораздо больше, чем тем же баронам. Да и он же ее всего лишь пригласил на танец, он и с любовницей в обществе появлялся - это норма, в принципе
Аэлита писал(а):
Также как и триумфальное появление Юли под руку с мужем на балу у Горчакова. Ведь многие видели ее в качестве актрисы и когда она пела, и после в театре. И что всем все равно? Никакого скандала, только поздравления?

Так скандал все еще может раздуться...Это же не нынешние времена, где каждый день известных личностей и в газетах печатают, и по телевидению крутят, а там Юлю еще пока просто никто не узнал - она и появлялась на сцене всего пару раз - даже мать Поля, которой Юля показалась знакомой Все еще может быть...

...

Аэлита:


alenatara писал(а):
Аэлита писал(а):
Вы уж простите, но чтобы князь, как бы он не был увлечен, пригласил актрису на танец на великосветском балу?!
А почему нет? Князь на то и князь - это высшая знать, а им позволялась гораздо больше, чем тем же баронам. Да и он же ее всего лишь пригласил на танец, он и с любовницей в обществе появлялся - это норма, в принципе


Здравствуйте Smile Да потому нет, что было бы нарушение всех норм приличий большого света. Представители знати могли ездить к актрисам, заваливать их цветами после спектакля, покупать им дома и драгоценности, водить в ресторации, но отличать актрис (приглашать на танец) на глазах у женщин своего круга, причем именно на балу, даже не в театре, это моветон, а проще сказать, исключено. Я просто достаточно много прочитала и читаю документальных источников, мемуаров и литературных произведений, затрагивающих именно XIX век, иначе не стала бы утверждать.

...

dulina:


Аэлита писал(а):
Здравствуйте, Юля! Очень нравятся ваши исторические романы, бывают неточности, но у кого их нет. Особенно понравился роман "Не говори мне о любви". Но вот роман "Звезда любви" слегка разочаровывает. Обычно я молча читаю и восторгаюсь, но здесь удивили несколько моментов, поэтому даже решила зарегистрироваться, может вы сможете их объяснить. Вы уж простите, но чтобы князь, как бы он не был увлечен, пригласил актрису на танец на великосветском балу?! В те времена это было исключено. Там присутствовали юные девушки, порядочные замужние женщины и такой поворот событий просто был невозможен. Также как и триумфальное появление Юли под руку с мужем на балу у Горчакова. Ведь многие видели ее в качестве актрисы и когда она пела, и после в театре. И что всем все равно? Никакого скандала, только поздравления? Все это немного притянуто за уши. Это все же середина XIX века, даже не начало XX, когда представители знати уже вовсю безнаказанно женились на балеринах и прочих кокотках. Извините за критику, не смогла удержаться.


Юли пока нет, попробую как редактор ответить за нее. Меня озадачило Ваше мнение, что ее МНОГИЕ видели, хотя мы специально строили сюжет так, что она "с корабля на бал" спела НА ОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ВЕЧЕРЕ у Радзинских и потом вышла на сцену В ОДНОМ представлении. Музыкальный вечер и ВЕЛИКОСВЕТСКИЙ бал - это весьма разные понятия. Были, кстати, еще и так называемые домашние балы и вечера, на которых требования этикета были значительно ниже, так что вовсе не каждый бал в 19 веке являлся великосветским, а танцы после музыкального вечера и вовсе балом не считались. Насколько мне известно, приглашать на танец можно было любого из числа приглашенных, за состав гостей отвечал хозяин, а Гедеонов специально привез ее именно по просьбе хозяина, так что приглашать ее в принципе было можно, хотя на практике нужно было быть бунтующим против отца Полем, чтобы пойти на это. Человек, пекущийся о безупречной репутации, на такое, пожалуй, не пошел бы. Но на вечере у Радзинского ее и не объявляли КАК АКТРИСУ, ведь так? А в театре она, разумеется, была одета и загримирована по роли, так что можно допустить, что за один раз не рассмотрели и не очень запомнили новое лицо. Такие вот были авторские и редакторские допущения, и мы решили, что в качестве актрисы Юлю практически и не видели: на музыкальном вечере она еще не была собственно актрисой, ее пригласили в театр "по итогам выступления", а один спектакль в костюме и гриме - не смертельно, и бал у сестры Горчакова был для нее, по сути, первым великосветским балом. И то, что ей пришлось выступать в театре, никак не отменяет ее дворянского происхождения, и тогда, кстати, очень многие аристократы серьезно занимались музыкой. Правда, тогда считалось, что это для аристократа несколько неблагородно, того же Пушкина, профессионально занявшегося литературой, не особо жаловали. А вот дипломат Грибоедов, в свободное от основной работы время написавший "Горе от ума" - это можно. Кстати, граф Шереметев женился на КРЕПОСТНОЙ АКТРИСЕ Прасковье Жемчуговой значительно раньше - в 1801 году, получив на это разрешение царя, и в свете ее, хоть и кривили аристократические лица, но принимали.

Хотя в том, что касается исторической достоверности - девочки, мы можем прочитать одни и те же мемуары, но сделать из них диаметрально противоположные выводы. Есть куча вещей и понятий, которые и тогда, и сейчас закладываются чуть ли не подсознательно, и человеку в голову не приходит, что можно себя вести по-другому. То, что у дворянства и аристократии были все права, мы сейчас зачастую воспринимаем как то, что они могли делать все, что хотели, и перекладываем на свои понятия иногда так, что в результате получаем портреты нынешних "авторитетов", только в тогдашних одеждах. А ведь этого и близко не было!

...

-Алиса-:


Лера писал(а):
Спасибо за продолжение! Как все хорошо сложилось для Жюли и Павла... интересно, а папенька ничего не задумал, а то как то подозрительно легко смирился с женитьбой сына...

sveta-voskhod писал(а):
Спасибо за продолжение! Все чудесно разъяснилось и уладилось! Но...Где-то в далекие раскаты грома...Папенька, да и сами молодые, призовут его на свои головы.

Лера, Света, , абсолютно верное ощущение. Не все так гладко, как видится на первый взгляд. Конечно, внешне, Николай Матвеевич принял свою невестку, но только внешне.
Августа писал(а):
А Поль ревнует )) Но что это зарождающееся чувство любви или чувство собственности? С удовольствием буду следить за развитием событий. С нетерпением жду продолжения!

Нина, привет. Я, думаю, это все же первое. Изначально Жюли привлекла Павла своей яркостью, вызвала в нем примитивное желание, но сейчас он начинает к ней присматриваться, замечать то, на что раньше не обращал внимание.
alenatara писал(а):
Все таки Юле предстоит набираться житейской мудрости, не умеет она пока сглаживать острые углы и избегать ссор по пустякам - ну ляпнула глупость, так пойди первая на примирение, а она даже до конца решиться не может, еще и пролитые слезы считает.

Алёнчик, привет. Мудрость придет с возрастом, все ж не будем забывать, что Жюли всего 17 лет.
alenatara писал(а):
Рассуждения Полин о предстоящем браке с Мишелем отдают некотором цинизмом - понятно, что приятней когда тебя любят, чем мучатся самой от безответных чувств, но и без взаимной любви ничего хорошего не выйдет, потому как любящему может надоесть постоянно эмоционально отдавать и не получать взамен того же. Остается надеяться, что Мишель сможет влюбить в себя свою невесту

Полин можно понять. Она вполне справедливо полагает, что это ее первый и последний сезон в Петербурге и намерена использовать все имеющиеся у нее возможности. И если уж не получилось выйти замуж по любви, почему бы не сделать этого по расчету.
alenatara писал(а):
равда, очень сомневаюсь, что отец Павла действительно смирится с этим фактом когда-нибудь. И хоть здесь Полю повезло -

Здесь, что говорится: сделал хорошую мину при плохой игре.
alenatara писал(а):
Все таки Левашов хоть и неосознанно, но создал проблемы Юле и Павлу. Чего уж так взглядом пожирать чужую жену?! Вот Поль весь и изревновался, что снова накалил обстановку в своем доме - ему бы тоже научиться хотя бы извиняться за резкости.

Скажем так, молодой граф Левашов не остался равнодушным.
alenatara писал(а):
И уж менее всего доверяла бы Мари, которая имела виды на Павла -

И по сей день не рассталась со своими иллюзиями.
dulina писал(а):
Хотя должна признать, что давненько уже мы не бодались так уперто, и была пара мест, где бодались буквально из-за каждого слова.

Надеюсь, на пользу дела ))))
mariya-krasa писал(а):
Юля, большое спасибо за главу))))

Пожалуйста )))
Черныйлебедь писал(а):
А, с другой стороны, у меня ощущение, что сейчас наступила этакое затишье. Ну, так бывает, перед грозой. Становится так тихо-тихо, а потом наступает "ад") Думаю, что предстоит пережить много всего, что им может "устроить" папенька Поля)

Наташа, привет. Да, им еще многое предстоит, но папенька Павла будет здесь ни причем. Судьба, так сказать.
Vitoriy писал(а):
Молодец Поль! Я думаю все будет хорошо теперь))

Вика, привет. Будет хорошо, но недолго)))
Ma-DL-eN писал(а):
Хорошо, что одна проблема решилась и Юлю больше не считают любовницей. Матери Поля Юлино лицо показалось знакомо... Может она знакома с ее родней и видела портрет Юлиной бабушки. А может и с Юлией-старшей была знакома.

Верной дорогой, идете дорогие мои читательницы. ))))
uuchka писал(а):
Юля, спасибо за продолжение! Очень уж легко отец Поля принял факт женитьбы Наводит на мысль, что гром и молнии еще будут, но позже..Буду ждать следующую главу!

Пожалуйста, конечно, их проблемы еще не закончились, все еще впереди.
Лиля, привет. Очень рада, что ты по-прежнему рядом )))
Люция писал(а):
А родители Поля поняли, что Юля бывшая актерка или им еще предстоит об этом узнать. И как они на это отреагируют.

Пока еще даже не догадываются, но все еще впереди.
Аэлита писал(а):
Здравствуйте, Юля! Очень нравятся ваши исторические романы, бывают неточности, но у кого их нет.

Здравствуйте, Аэлита. Очень приятно было прочитать.
Аэлита писал(а):
Особенно понравился роман "Не говори мне о любви". Но вот роман "Звезда любви" слегка разочаровывает. Обычно я молча читаю и восторгаюсь, но здесь удивили несколько моментов, поэтому даже решила зарегистрироваться, может вы сможете их объяснить. Вы уж простите, но чтобы князь, как бы он не был увлечен, пригласил актрису на танец на великосветском балу?! В те времена это было исключено. Там присутствовали юные девушки, порядочные замужние женщины и такой поворот событий просто был невозможен.

Вообще-то я с большой осторожностью пишу о чем бы то ни было и, конечно, пока пишу ищу подтверждения своим мыслям из достоверных исторических источников. Обычно это произведения современников того времени или воспоминания или мемуары. К сожаления, мне нигде не попадалось упоминание того, что князь не мог пригласить на вальс актрису, приглашенную спеть на вечере. (Буду благодарна за ссылку). Потому хочу заметить следующее: следуя нормам морали того времени, князь не смог бы пригласить на танец мадмуазель Ла Фонтейн, потому как ни для кого не было секретом, кем она является для него. Когда он приглашает Анну - это не должно вызвать каких бы то ни было кривотолков. Никто толком не знает кто она.
Аэлита писал(а):
Также как и триумфальное появление Юли под руку с мужем на балу у Горчакова. Ведь многие видели ее в качестве актрисы и когда она пела, и после в театре. И что всем все равно? Никакого скандала, только поздравления?

Жюли-Анна один раз появилась в обществе на балу у Радзинских, не думаю, что ее запомнил весь Петербург. На сцене девушка выступала в гриме. К тому же Павел женат не на Анне Быстрицкой, а на Юлии Львовне Кошелевой, девице дворянского происхождения. Ну и на последок, граф Николай Петрович Шереметев (1751—1809) — граф Российской империи из рода Шереметевых, сын графа Петра Борисовича; покровитель искусств, меценат; музыкант. Обер-камергер, действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка был женат на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой и в обществе никто от него не отвернулся и его потомков с удовольствием принимали в лучших домах.

...

Аэлита:


Юли пока нет, попробую как редактор ответить за нее. Меня озадачило Ваше мнение, что ее МНОГИЕ видели, хотя мы специально строили сюжет так, что она "с корабля на бал" спела НА ОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ВЕЧЕРЕ у Радзинских и потом вышла на сцену В ОДНОМ представлении.
Музыкальный вечер и ВЕЛИКОСВЕТСКИЙ бал - это весьма разные понятия.

Цитирую: "Юля никогда не видела такого блестящего собрания. Наряды дам пленяли многоцветьем, от блеска настоящих драгоценностей слепило глаза. Бальный зал поражал своим великолепием и роскошью отделки".
Может быть, исходя из этого собрание мне показалось достаточно великосветским Smile

Но на вечере у Радзинского ее и не объявляли КАК АКТРИСУ, ведь так?

А это что? Smile "На подгибающихся ногах Юля подошла к роялю и застыла, повернувшись к гостям Радзинских. Гедеонов выступил вперед и поднял руку, прося тишины.
- Господа, разрешите мне представить Вашему вниманию открытие этого театрального сезона mademoiselle Анну Быстрицкую!"

Извините, но мне все же интересно будет узнать мнение автора на этот счет Smile

Пока печатала, появилось мнение автора Smile Теперь мне понятна ваша позиция. Хочу заметить только, что граф Шереметев был баснословно богат и имел репутацию большого оригинала, если не сказать, чудака, поэтому позволял себе многое. Но даже ему для того, чтобы жениться на Прасковье, пришлось сочинять басню, что она из рода Ковалевских и т.д., на венчании присутствовали только свидетели и в свете факт венчания оценивали крайне отрицательно. У Поля же несколько иные вводные - гвардейский офицер, зависим от отца и т.д.
Но спор я прекращаю, в конце концов, у каждого своя правда Smile

И еще, может пригодится - "mon cher" с французского переводится - "мой дорогой", и соответственно к женщине лучше обращаться "ma chérie" - "моя дорогая".
Всем удачного дня Smile

...

-Алиса-:


Аэлита писал(а):
Пока печатала, появилось мнение автора Теперь мне понятна ваша позиция. Хочу заметить только, что граф Шереметев был баснословно богат и имел репутацию большого оригинала, если не сказать, чудака, поэтому позволял себе многое. Но даже ему для того, чтобы жениться на Прасковье, пришлось сочинять басню, что она из рода Ковалевских и т.д., на венчании присутствовали только свидетели и в свете факт венчания оценивали крайне отрицательно. У Поля же несколько иные вводные - гвардейский офицер, зависим от отца и т.д.
Но спор я прекращаю, в конце концов, у каждого своя правда

Князь Шеховской, персонаж хоть и выдуманный но далеко не бедный, к тому же жениться ему пришлось не на Анне Быстрицкой, а на девице Кошелевой дворянского происхождения. Да, Поль гвардейский офицер и потому я постаралась максимально приближенно к реальности передать то, чем ему грозила женитьба без разрешения на то полкового командира. Я прекрасно знакома с историей женитьбы графа Шереметьева, как я уже писала, прежде чем писать, ищу подтверждение.
Аэлита писал(а):
И еще, может пригодится - "mon cher" с французского переводится - "мой дорогой", и соответственно к женщине лучше обращаться "ma chérie" - "моя дорогая".

Спасибо, учту.

...

dulina:


Аэлита писал(а):
Цитирую: "Юля никогда не видела такого блестящего собрания. Наряды дам пленяли многоцветьем, от блеска настоящих драгоценностей слепило глаза. Бальный зал поражал своим великолепием и роскошью отделки".
Может быть, исходя из этого собрание мне показалось достаточно великосветским Smile


Я говорила не о месте проведения, а о статусе мероприятия, у музыкального вечера статус был куда ниже. Или музыкальные и поэтические вечера положено было проводить на кухнях и в каретных сараях?


Аэлита писал(а):
Но на вечере у Радзинского ее и не объявляли КАК АКТРИСУ, ведь так?
А это что? Smile "На подгибающихся ногах Юля подошла к роялю и застыла, повернувшись к гостям Радзинских. Гедеонов выступил вперед и поднял руку, прося тишины. - Господа, разрешите мне представить Вашему вниманию открытие этого театрального сезона mademoiselle Анну Быстрицкую!"


"Открытие театрального сезона" и "Актриса императорского театра" - это опять РАЗНЫЕ понятия. Ее вполне могли открыть, она вполне могла выступить на музыкальном вечере, а контракт подписывать отказаться. Кстати, вас не удивило, что даже брат узнал о ее театральной карьере только с ее слов? Ах, как много народу, оказывается, ее видело!


Аэлита писал(а):
Пока печатала, появилось мнение автора Smile Теперь мне понятна ваша позиция. Хочу заметить только, что граф Шереметев был баснословно богат и имел репутацию большого оригинала, если не сказать, чудака, поэтому позволял себе многое. Но даже ему для того, чтобы жениться на Прасковье, пришлось сочинять басню, что она из рода Ковалевских и т.д., на венчании присутствовали только свидетели и в свете факт венчания оценивали крайне отрицательно. У Поля же несколько иные вводные - гвардейский офицер, зависим от отца и т.д.


Несмотря на, как вы пишете, отрицательное отношение к факту венчания и репутацию большого оригинала, сын Шереметева и Жемчуговой полжизни провел в свите Николая I и резко вышел в отставку, когда император положил глаз на его первую жену. Гвардейский офицер, как и любой прочий офицер в то время, в любой момент мог подать в отставку, и даже 2 недели отрабатывать не должен был. От отца - да, зависим, но не вечно же?

Аэлита писал(а):
Но спор я прекращаю, в конце концов, у каждого своя правда Smile


И правда своя, и право на вымысел тоже. Как бы мы ни старались влезть в историю, в наших головах сегодняшние понятия, а не тогдашние.

...

-Алиса-:


Девочки, доброго времени суток. Не люблю утверждать что-либо будучи голословной. К критике отношусь терпимо, (более того приветствую, если она обоснована и подкрепляется фактами и ссылками). Потому почти всю ночь не спала, а утром села искать.
У меня, конечно, нет ни возможности, ни времени, чтобы сделать подобные исследования самостоятельно, поэтому я воспользуюсь плодами чужих трудов и приведу отрывок из статьи Кривцуна Олега Александровича, специалиста по эстетике, философии культуры. Доктора философских наук, профессора.

В 20-40-е годы широкое распространение получают артистические пикники-кавалькады за город с аристократами, причем современники подчеркивают их веселый и приличный характер. Браки с актрисами, ведущие к постепенным сословным смешениям, уже не взрывают общественного мнения и не считаются предосудительными. Напротив, завоевать расположение актрисы порой становится делом нелегким. В одной из таких нашумевших историй конца 20-х годов в качестве посредника оказался замешан Грибоедов, который был даже вызван на дуэль, где получил легкое ранение руки.
Правда, если актриса выходила замуж за аристократа, считалось естественным, что она должна покинуть сцену. В тех очень редких случаях, когда работа в труппе продолжалась, повседневная жизнь актрисы обставлялась со всем шиком, подобающим новому положению. Так, выдающаяся русская актриса Екатерина Семенова, выйдя замуж за князя Гагарина, приезжала на репетиции в дом актеров Брянских в своей карете с ливрейным лакеем.

Таким образом, получается, что приглашение актрисы на танец князем Шеховским на частном музыкальном вечере, бурного восторга бы не вызвало, но и всеобщего порицания тоже.

Ссылка на источник:

http://www.deol.ru/users/krivtsun/article1.htm

...

kosmatulja:


Юлечка, привет! Хотела дождаться окончания романа и потом прочитать, но не удержалась, прочла все за вечер! Я не разбираюсь в этикете того времени, так, что от меня ни в коем случае никаких тапок!!!!! Мне настолько все нравится, что нет слов передать эмоции после прочтения! Юля, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за твой легкий слог, за историю очень занимательную, впрочем как и все твои творения!!!!!! С нетерпением жду продолжения!!!!! Пиши!!!!! Удачи!!!!!!!! Very Happy Very Happy Very Happy Very Happy Very Happy Very Happy Very Happy Very Happy

...

Магдалена:


Хорошо, что Юлю наконец-то приняли, как жену Павла Шаховского и родители смирились с их браком! Интересно, что дальше будет с молодой четой? Похоже, что отец Павла никогда не смирися с браком сына на Жюли и постарается отравить их семейную жизнь. Но надеюсь, что мать Павла поможет сыну и Жюли, мне показалось, что Жюли ей понравилось. Не нравится мне эта бедная родственница -Мари, она явно влюблена в Павла и может тоже отравить жизнь Жюли и Павлу. Да, отношения между Павлом и Юлей становятся всё хуже и хуже. Боюсь, что это долго не продлится и в конце- концов, Павел захочет расстаться с Юлей, она уже сейчас начала его раздражать и по-моему любви у него нет к ней никакой, только страсть и то, что он относится к ней как собственник. Рада, что Михаил понял, что любит Полину и не стал сердиться на сестру подстроющую ему ловушку. Надеюсь хоть они будут счастливы!

...

-Алиса-:


kosmatulja писал(а):
Юлечка, привет! Хотела дождаться окончания романа и потом прочитать, но не удержалась, прочла все за вечер! Я не разбираюсь в этикете того времени, так, что от меня ни в коем случае никаких тапок!!!!! Мне настолько все нравится, что нет слов передать эмоции после прочтения! Юля, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за твой легкий слог, за историю очень занимательную, впрочем как и все твои творения!!!!!! С нетерпением жду продолжения!!!!! Пиши!!!!! Удачи!!!!!!!!

kosmatulja , Спасибо за такой отзыв, настраивающий автора на позитивный лад. Очень рада, что Вам понравилось ))))
Магдалена писал(а):
Хорошо, что Юлю наконец-то приняли, как жену Павла Шаховского и родители смирились с их браком! Интересно, что дальше будет с молодой четой? Похоже, что отец Павла никогда не смирится с браком сына на Жюли и постарается отравить их семейную жизнь. Но надеюсь, что мать Павла поможет сыну и Жюли, мне показалось, что Жюли ей понравилось.

Да, Николай Матвеевич невестку еще долго в штыки воспринимать будет, а вот мать Павла уже вполне смирилась с выбором сына, но вряд ли открыто встанет на его сторону.
Магдалена писал(а):
Не нравится мне эта бедная родственница -Мари, она явно влюблена в Павла и может тоже отравить жизнь Жюли и Павлу. Да, отношения между Павлом и Юлей становятся всё хуже и хуже. Боюсь, что это долго не продлится и в конце- концов, Павел захочет расстаться с Юлей, она уже сейчас начала его раздражать и по-моему любви у него нет к ней никакой, только страсть и то, что он относится к ней как собственник. Рада, что Михаил понял, что любит Полину и не стал сердиться на сестру подстроющую ему ловушку. Надеюсь хоть они будут счастливы!

Мари, конечно, к молодому князю не равнодушна, но более всего к всего общественному статусу и безусловно от нее можно ожидать мелких пакостей в сторону Жюли. Здесь скорее не ухудшение отношений, а просто не знание друг друга и не умение разговаривать. Оба боятся поступиться своей гордостью и откровенно поговорить друг с другом.
Я бы не назвала чувства Михаила к Полин безоглядной любовью, скорее она ему нравится, он влюблен, но пока рано говорить о чем-то серьезном. У этой пары тоже вряд ли все будет гладко с первых же дней супружеской жизни.

...

-Алиса-:


 » Глава 16

Глава 16

После переезда в особняк Шеховских на Сергиевской Павел с удовольствием вернулся к привычной жизни: дела службы, посещение фехтовальной студии и манежа, дабы держать себя в хорошей форме. Куда тяжелее пришлось Юленьке: не успела она устроиться в квартире на Морской, как вся ее налаженная жизнь закончилась, и если там она была хозяйкой, то тут… Николай Матвеевич и не пытался скрывать своего неодобрения к избраннице сына, а Софья Андреевна, хоть и была добра и приветлива с невесткой, но куда больше внимания уделяла Мари, которую сама привезла в дом в надежде заинтересовать ею Павла, и поэтому чувствовала себя перед нею в какой-то мере виноватой. Мари же, еще с детства влюбленная в Поля и после приглашения княгини Шеховской возомнившая себя почти невестой, сейчас чувствовала себя оскорбленной в лучших чувствах и не пропускала случая продемонстрировать это самозванке, как она про себя называла Жюли.
В южном крыле дома был небольшой музыкальный салон, и, однажды случайно заглянув в комнату из чистого любопытства, Юленька с тех пор стала часто бывать здесь. Музыкой в Кузьминках с ней и Полиной занималась Лариса Афанасьевна, но если Полина с удовольствием часами просиживала за роялем, то у непоседливой по природе Юли на гаммы с сонатами не хватало терпения, и только в присутствии Льва Алексеевича она занималась с удовольствием, стараясь порадовать отца. Как же теперь жалела она, что забросила музыку после его смерти, когда неловкими пальцами пыталась аккомпанировать себе самостоятельно! Привлеченная звуками музыки, в салон заглянула Мари. Чего было не отнять у девицы Валевской, так это прекрасных способностей к музыке. Несколько раз скривившись, когда Жюли сбивалась с ритма и попадала не на те клавиши, Мари решительно вошла и направилась к роялю.
- Можно мне? – улыбнулась она.
Юля кивнула и поднялась, уступая ей место за инструментом.
- Что это Вы пытались играть? – поинтересовалась девушка, заглядывая в ноты. – А, Даргомыжский!
Пробежав глазами открытую страничку, Мари уверенно взяла несколько аккордов и заиграла вступление, а Юля, дождавшись нужного момента, запела:
- В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…
Николай Матвеевич невольно остановился в дверях салона, прислушиваясь к исполнению. Едва стихли последние аккорды, он несколько раз хлопнул в ладоши, привлекая к себе внимание.
- Браво, Юлия Львовна! Или мне лучше Анной Вас величать? Право, сударыня, чем лучше узнаю Вас, тем более Вы меня поражаете. Ведь он еще тогда потерял от Вас голову, на вечере у Радзинских, - пояснил князь, встретив недоуменный взгляд Мари. - Мне бы, дураку старому, сразу это понять, но я подумал, что это всего лишь очередное мимолетное увлечение, и не обратил на него никакого внимания. Нам только актерок в семье и не хватало!
- Не будьте ханжой, отец, - бросил Павел, входя в комнату. – Вам ведь ничто не мешает водить дружбу с графом Шереметевым, а меж тем мать его была не просто актрисой, а крепостной актрисой, и Вам это известно не хуже, чем мне.
Присев за рояль рядом с кузиной, Поль легко коснулся клавиш инструмента. Мари улыбнулась, узнав знакомую мелодию, и подхватила свою партию. Старый князь, недовольно поджав губы, удалился.
Слушая их дуэт, Юленька отошла к окну и, отодвинув кисейную занавеску, выглянула на улицу. Мелкий колючий снег под порывами холодного ветра превратился в настоящую метель, скрывая в густой белой пелене очертания дома напротив. Она зябко повела плечами: несмотря на то, что в комнате было жарко натоплено, она вдруг ощутила, как холодный озноб пробежал по спине. Обернувшись, посмотрела на сидевших за роялем супруга и Мари. Две светлые головы, склоненные друг к другу, улыбка мужа, обращенная не к ней. Красивая пара! - кольнуло в сердце иглой ревности. Как легко они общаются меж собой, сразу видно, что они не чужие друг другу, и играют в четыре руки явно не в первый раз, в то время, как для самой Жюли муж по-прежнему оставался незнакомцем.
- Дамы, - прервал музицирование Поль, - князь Горчаков предлагает нам нынче составить компанию ему и его невесте в театре.
- Чудесно! – оживилась Мари.
- А Вы что скажете, ma chérie? – поднялся с банкетки Павел.
- Думаю, мне лучше остаться дома, - неуверенно улыбнулась в ответ Юленька.
- Глупости! - нахмурился Шеховской. – Нельзя всю жизнь, как курица, прятать голову под крыло.
- Вы назвали меня курицей?! – тут же вскинулась Жюли.
- Я не назвал Вас курицей, madam, а всего лишь с сравнил Ваше поведение с поведением этой глупой птицы, - усмехнулся Поль. – Рано или поздно не только мой отец сопоставит княгиню Шеховскую с Анной Быстрицкой, потому Вам лучше уже сейчас быть готовой к тому, - подходя к ней и обнимая за плечи, продолжил Шеховской.
- Вот уж не думала, Павел Николаевич, что Ваша любовь к театру столь велика, - не удержалась от сарказма Мари.
- Машенька, - повернулся к ней Павел, смерив кузину предостерегающим взглядом, - спрячьте Ваши коготки, а то, неровен час, сами же и поранитесь!
Но Мари было уже не остановить. Ревность вкупе с ненавистью к этой провинциальной выскочке, умудрившейся заполучить сердце самого желанного холостяка во всем Петербурге, буквально ослепила ее.
- Жюли, какая, однако, у Вас интересная жизнь! - невинно хлопая ресницами, продолжила она. – Глядя на Вас, можно решить, что благопристойность нынче не в моде, и мужчины ценят в женщинах совершено иные качества.
- Вы правы, Мари, - отозвался Павел. – Благопристойность порой невыносимо глупа, скучна и навевает невозможную тоску, особенно когда забывает о приличиях.
Лицо mademoiselle Валевской тотчас пошло некрасивыми красными пятнами. Поднявшись с банкетки и резко захлопнув крышку рояля, она удалилась из салона, высоко подняв голову с видом оскорбленной добродетели.
От того, что он вступился за нее, у Юли потеплело на сердце, хотя ей показалось, что он слишком грубо поставил на место Мари, и это оставило в душе неприятный осадок.
Несмотря на уверения супруга в том, что ей не стоит мучить себя страхами и сомнениями, собираясь вечером в театр, Юля не могла не думать о том, что ее театральное прошлое в любой момент может стать самой скандальной светской новостью. Казалось, стоит ей только появиться в ложе Горчакова, и в ней тотчас узнают актрису императорского театра Анну Быстрицкую. Общество отвернется от нее, а супруг, вне всякого сомнения, еще не раз пожалеет о том, что связал с ней свою жизнь. Ее действительно узнали - но вовсе не скучающая публика, что лорнировала друг друга перед началом представления. В антракте к их маленькой компании подошел Гедеонов:
- Павел Николаевич, Юлия Львовна, позвольте поздравить Вас, - улыбнулся Александр Михайлович.
- Благодарю! Александр Михайлович, Вы не могли бы уделить мне немного Вашего драгоценного времени? – обратился к нему Шеховской.
- Чем могу быть полезен, Ваше сиятельство?
- Мне бы хотелось поговорить с Вами с глазу на глаз.
- Тогда прошу в мой кабинет!
Оставив супругу в обществе Мари, Мишеля и Полин, Павел удалился вместе с Гедеоновым.
По пути к кабинету директора императорских театров Шеховской едва не столкнулся с его помощником. Павел запамятовал имя молодого человека, но его фамилия тотчас всплыла в памяти: Поплавский. Павел чуть кивнул ему при встрече, но Поплавский как-то странно посмотрел на него, отступая в сторону.
Аристарх Павлович проводил настороженным взглядом высокую фигуру князя. Предчувствие надвигающейся беды было настолько острым, что Поплавский буквально ощутил, как воображаемая петля затягивается у него на шее. Не просто так Шеховской пожелал говорить наедине с Гедеоновым! Аристарх нутром чуял, что разговор пойдет об убийстве mademoiselle Ла Фонтейн. Стоя за кулисами, как всегда перед началом представления, он даже вздрогнул, увидев князя Шеховского с молодой супругой в ложе Горчакова
- Змея, все из-за нее! - пробормотал он себе под нос, на чем свет кляня юную княгиню.
Не спутай она ему все карты своим нелепым признанием, ему бы не пришлось нынче трястись от страха, ожидая каждый день прихода полицейского урядника. После того, как Шеховского признали невиновным в убийстве Элен, полицейские, не больно-то усердствуя в поисках убийцы, еще несколько раз допрашивали его, но он как заведенный твердил, что не видел никого, кроме князя Шеховского, в тот злополучный вечер. Однако если же Павел Николаевич, как лицо заинтересованное, начнет копаться в этом деле, то ему не составит труда сопоставить все факты и прийти к правильному выводу. Оглянувшись по сторонам, Аристарх Павлович последовал за Шеховским и Гедеоновым, стараясь держаться на почтительном расстоянии в полутемном коридоре.
Гедеонов распахнул двери в небольшой кабинет, пропуская Павла вперед.
- Я Вас слушаю, Павел Николаевич, – закрывая за собой дверь, начал он.
- Александр Михайлович, как Вы знаете, убийца mademoiselle Ла Фонтейн так и не был найден, потому я не могу ощущать себя совершенно спокойным, пока негодяй не понесет заслуженного наказания.
- Да, весьма печальная история. Нам очень не хватает Елены Леопольдовны, - вздохнул Гедеонов. – Но, помилуйте, отчего Вы решили, что я могу что-то знать об этом деле?
- Может быть, я ошибаюсь, - задумчиво произнес Поль, - но все ж мне кажется, что убийца Элен был весьма близко знаком с нею, и потому имеет смысл начать поиски злоумышленника отсюда.
- Может, Вы и правы, - отозвался Александр Михайлович. – Театр, знаете ли, еще тот рассадник интриг и зависти.
- Вы не припомните, может быть, у Элен были недоброжелатели?
- Конечно, были! - пожал плечами Гедеонов. – Елена Леопольдовна не отличалась, прости меня, Господи, ни мягкостью характера, ни добросердечием, но за это ведь не убивают?
- А поклонники, или, быть может, покровитель, после того, как мы расстались? – слегка смутился Павел.
- Насколько мне известно, Павел Николаевич, после того, как Вы расстались с нею, Элен получала предложения о покровительстве, но ни одно из них не приняла. Я думаю, Вам лучше поговорить о том с моим помощником, Поплавским Аристархом Павловичем. Незадолго до смерти Елены Леопольдовны он принимал весьма деятельное участие в ее делах, даже, говорят, помог ей найти квартиру.
- Благодарю Вас, Александр Михайлович.
- Право, не стоит, ведь я ничем Вам не помог!
Поплавский едва успел спрятаться за бархатной портьерой, как дверь распахнулась, и князь Шеховской вышел из кабинета. Разговор с Гедеоновым, на который он возлагал такие надежды, ничего не дал, но Павел чувствовал, что он на верном пути. Убийство Элен так или иначе связано с театром. Однако его попытка тут же разыскать Поплавского не увенчалась успехом: Аристарх Павлович, который ранее то и дело мелькал за кулисами, словно сквозь землю провалился. Отложив разговор с ним на потом, Павел вернулся в ложу, когда пьеса уже почти закончилась. Жюли, обеспокоенная его долгим отсутствием, вздохнула с облегчением, когда он присел подле нее, положив руку на спинку ее кресла.
Для светского Петербурга Рождество и Новый год были любимейшим временем. На молодую чету Шеховских посыпались приглашения на балы, музыкальные вчера, маскарады. Окунувшись в круговерть этих развлечений, Павел отложил собственное расследование убийства бывшей любовницы. Почти детский восторг его молодой супруги от всего происходящего оказался весьма заразительным - Шеховской не помнил, когда в последний раз получал такое удовольствие от светских раутов.
Новый год в доме Шуваловых собирались встречать балом-маскарадом. Мари, которая рассчитывала в этот вечер единолично завладеть вниманием своего сиятельного кузена, - да что греха таить, девушка строила далеко идущие матримониальные планы относительно Павла Николаевича, заручившись поддержкой его маменьки, - была страшно разочарована тайной женитьбой последнего. Впрочем, разочарована была не только Мари, не в одной девичей спальне проливались горькие слезы после памятного бала в доме Чернышевых.
Маскарад! Само это слово будоражило кровь, настраивало на игривый лад. Ах, как много безумств творилось порою, когда лица скрыты шелковыми масками!
Вход на бал-маскарад к Шуваловым был строго по именным приглашениям. Входя в дом, гости подавали распорядителю свою карточку вместе с приглашением и проходили в зал без объявления имен прибывших. Графиня Софья Львовна Шувалова пожелала избрать темой маскарада Египет, и в этот вечер особняк на Фонтанке представлял собой причудливое зрелище. Стены бального зала, задрапированные золотистой парчой, символизировали варварскую роскошь дворцов египетских фараонов. Из оранжереи принесли несколько кадок с пальмами и установили их у выхода на террасу, создав уютный зеленый уголок, немного отгороженный от бального зала.
Павел от маскарадного костюма отказался, предпочтя традиционный фрак, отдав дань маскараду лишь черной шелковой маской, а вот Жюли выбрала для себя костюм Клеопатры. Простое белое шелковое платье в египетском стиле, перехваченное в талии тонким золотистым поясом, и золотистая маска составили ее костюм. Мари же нарядилась восточной принцессой, с головы до ног укутавшись в полупрозрачную лавандовую чадру, скрывавшую ее лучше любой маски. По лестнице они поднимались втроем, но стоило им переступить порог бальной залы, как их тут же разделили, закружив в каком-то сумасшедшем хороводе. Остановившись, Жюли попыталась отыскать глазами высокую фигуру супруга и экзотическую восточную красавицу, но безуспешно: увы, в этот вечер не один Шеховский не пожелал скрываться под маскарадным костюмом, и черный фрак в этом зале был далеко не один. Осторожно пробираясь между гостей с бокалом шампанского, который ей с улыбкой вручил, судя по костюму, какой-то восточный султан или шейх, Юленька высматривала во всем этом хаосе черный фрак и золотистую макушку мужа, когда хозяйка вечера объявила котильон. Пары со смехом выстроились вслед за хозяевами бала, и не успела Жюли оглянуться, как ее свободной рукой завладел римский легионер.
- О, прекраснейшая из цариц, позвольте пригласить Вас! - лукаво блеснули голубые глаза в прорезях маски.
Забрав из ее рук полупустой бокал и поставив на поднос стоящего около стены лакея, римлянин увлек ее в круг танцующих пар. Где-то впереди Жюли заметила черный фрак и яркий костюм Мари. Только-только унявшаяся ревность вновь подняла свою змеиную голову, жаля в самое сердце. Уязвленная до глубины души, Юля ослепительно улыбнулась своему кавалеру, отчего голубые глаза удивленно расширились, и ответная улыбка, полная очарования записного повесы, осветила скрытое полумаской лицо.
- Богиня, - шепнул он, обхватывая ее за талию и кружа по паркету в очередной фигуре танца, - царица души моей, властительница дум!
- Вы льстите, Цезарь, мне! - рассмеялась она в ответ.
- Нисколько, прекрасная Клеопатра! Стоило мне Вас увидеть, и я навеки распростился с душевный покоем.
Оглянувшись, Жюли вновь заметила лавандовую чадру. Павел вел кузину в танце с безупречной грацией. Наконец, умолкли звуки музыки, и танцевавшие пары разошлись. Не спуская глаз с Мари и ее спутника, Жюли торопливо извинилась перед легионером и попыталась пробраться к интересующей ее паре. Оказавшись рядом, она осторожно положила руку на рукав фрака спутника Мари.
- Поль, я…
- Простите, сударыня, - обернулся молодой человек, - не имею чести быть Вам представленным, - снимая маску, улыбнулся он ей в ответ.
- Ох, простите, простите! Это все маскарад, - растерянно улыбнулась Жюли. – Мари, - обратилась она к девушке, - Вы Павла Николаевича не видали?
Маша небрежно пожала покатым плечиком, откинула с лица чадру и поднесла к губам бокал с шампанским.
- В последний раз мы виделись у оазиса, - указала она сложенным веером на пальмы около выхода на террасу.
- Благодарю.
Развернувшись, Юля направилась к затененному зеленому уголку, но среди пальм не оказалось никого. Устав от напрасных поисков, Жюли присела на низенький диванчик и решила дождаться полуночи, когда все маски по обычаю будут сняты.
- Вот Вы куда спрятались! - услышала она над ухом бархатный баритон.
Это был все тот же римлянин.
- Далеко ли до полуночи? – поинтересовалась она.
- Четверть часа, - радостно ответил легионер, указывая на большие напольные часы, которые совершено терялись на фоне золотистой парчи.
Только он успел произнести эти слова, как толпа гостей устремилась на открытую террасу.
- Идемте! – подхватил он ее под руку. – В полночь будет фейерверк.
Зябко обхватив себя за плечи, Юля замерла на террасе, устремив взгляд в ночное небо, усыпанное бриллиантами звезд. Ровно в полночь грянул первый залп. С воем в небо взвилась шутиха и взорвалась, освещая ночь, следом за ней еще одна и еще. Огненная феерия продолжалась минут пять. Воздух запах порохом. Гости, сняв маски, кинулись поздравлять друг друга.
- С Новым годом, Юлия Львовна, - услышала она за своей спиной и обернулась.
Граф Левашов, сняв маску, с улыбкой смотрел на нее.
- Сергей Александрович, Вы?!
- Удивлены?
- Безмерно! - рассмеялась она. – Забавная шутка вышла.
- Забавная, - согласился Левашов, но как-то невесело, с какой-то затаенной грустью.
- А Вы Павла Николаевича не видели?
- Я здесь, - выступил из-за спины Левашова Шеховской. – С Новым, Сергей Александрович! - добавил он, приветствуя Сержа.
- Вы не замерзли, ma chérie? - повернулся он к жене, обнимая ее за плечи собственническим жестом.
- О да, морозец нынче знатный, - отозвалась Юленька, позволяя ему увести себя. – Я думала, Вы с Мари.
- А я думал, что Вы не станете прятаться от меня этим вечером, - недовольно бросил князь.
- Но я вовсе не пряталась! Я искала Вас. Да спросите хоть у Мари.
- Искали? В компании графа Левашова, надо полагать?
- Поль, Вы что, ревнуете?! – удивлённо распахнула глаза Юля.
- Удивлены? – передразнил он Левашова. – Да, я ревную, и мне это совершенно не нравится! И потому, mon coeur , мы сей же час отправляемся домой!
За этой перепалкой Жюли и не заметила, как они дошли до выхода из бального зала, где, насупившись, их ожидала Маша. Простившись с хозяевами, выразившими сожаление, что князь Шеховской со своими очаровательными спутницами торопится покинуть этот вечер, все трое проследовали к поданному к крыльцу экипажу.
Это столь неожиданное признание мужа в том, что она не безразлична ему, было так приятно Юле, что неизбывная нежность теплом разлилась в груди. Не сдержав порыва, Жюли потянулась к нему и коснулась поцелуем его щеки. Павел поймал ее маленькую ладошку и поднес к губам. Он явственно ощутил в ее порыве тот же призыв, что толкнул их в объятья друг друга в тесной съемной квартирке Анны, тогда они оба забылись, и только хруст осколков разбитой вазы под его сапогом вывел их из состояния блаженной истомы, и сейчас он откликнулся на него всем сердцем, сжимая в горячей ладони ее руку. Только присутствие Мари удержало его от того, чтобы тут же стиснуть в крепком объятье хрупкие плечи и впиться алчным поцелуем в манящие губы.
Наблюдая за супругами, которые, казалось, совершенно забыли о ее присутствии, Мари с досады прикусила губу. Все, чего ей хотелось сейчас - это вцепиться в волосы самозванке, на которую тот, о ком она грезила, сколько помнила себя, смотрит сейчас так, как ни разу в жизни не посмотрел на нее.
Войдя в дом, Шеховской не пошел в свои покои, а направился вслед за женой в ее спальню. Один только взгляд серых глаз, и горничная Жюли молча удалилась, оставив барина наедине с его женой. Эта ночь была наполнена той нежностью, что бывает лишь между влюбленными, когда каждое прикосновение, каждый поцелуй, каждое слово идут от самого сердца, когда, отдавая, получаешь взамен еще больше.
Проснувшись поутру, Жюли томно потянулась, и рука ее тотчас наткнулась на теплое крепкое плечо спящего супруга. Приподнявшись на локте, она кончиками пальцев легко откинула золотистую прядь с высокого лба, провела по колючей щеке, мягким тёплым губам. Длинные темные ресницы вспорхнули, и она утонула в его взгляде.
- Что ж тебе не спится, душа моя? – чуть хриплым шепотом поинтересовался князь, притягивая ее в свои объятья.
- Не спится нынче, - уютно устраиваясь на его плече, тихо прошептала в ответ, счастливая от этой нежности и тепла.
Нынешним вечером им предстояло снова выходить в свет. На этот раз их ожидали в доме графа Шереметева. На то время в Петербурге гастролировала итальянская оперная труппа, и Дмитрий Николаевич, страстный поклонник певческого искусства, пригласил итальянскую приму сеньору Джулию Гризи спеть на музыкальном вечере. Предваряя ее выступление, он обратился к многочисленным гостям.
- Дамы и господа! Весной уже прошлого года мы с моей незабвенной Анной Сергеевной слушали выступление Джулии Гризи в Большом Петровском театре в Москве и еще тогда пригласили сеньору Гризи спеть у нас в Фонтанном доме, когда она будет гастролировать в Петербурге. Моей супруги уже полгода нет со мною, но я не могу не исполнить этой ее едва ли не последней просьбы и хочу посвятить сегодняшний концерт ее памяти.
Под аплодисменты присутствующих оперная дива вышла к роялю, чуть склонила голову, принимая дань уважения ее таланту, и запела.
Павел, наблюдая за женой, что так и застыла при первых же нотах, взятых итальянской певицей, не мог отвести глаз. Ее лицо в эти минуты выражало такой неподдельный восторг, что он невольно залюбовался и ярким румянцем, и восторженным блеском карих глаз. Как же она красива сейчас, когда так увлечена дивным исполнением оперной арии! А ведь ей только семнадцать, красота ее еще только расцветает, вот лет через пять она станет совершенно неотразимой, а главное, к ней придет осознание своей красоты, - вздохнул Шеховской. Будет ли она тогда с таким же восторгом смотреть на него? Будет ли так, как сейчас, желать его, или же остынет к нему, превратившись в бездушную светскую кокетку, привыкшую играть чужими страстями с чувствами? Два дня тому назад отец заговорил с ним о наследнике, но Павел даже слушать его не захотел. Жюли еще так молода, успеется, - отрезал он. Он мечтал на будущий год показать ей Европу, повезти ее в Рим, Париж, Вену, но сейчас вдруг отчего-то захотелось изменить свое решение, привязать ее к себе узами покрепче любви. Любовь ведь может и пройти, - думал он, - но никакая мать, если она мать, а не кукушка, не оставит свое дитя, и почему-то он ни минуты не сомневался в том, что Юленька будет хорошей матерью их детям.
Во время выступления итальянки к ним подсел Александр Михайлович Гедеонов. Директор императорских театров восторженно внимал пению сеньоры Гризи, и, пожалуй, аплодировал громче всех, когда ее выступление закончилось.
- Юлия Львовна, - обратился он к молодой княгине, - я поведал графу Шереметеву о Вашем чудном таланте. Прошу Вас, не откажите, спойте!
- Мне, право, даже неловко, - смутилась Жюли, оглядываясь на супруга.
- Спойте, mon ange! - улыбнулся Шеховской. – Покажите итальянцам, как умеют петь у нас в России.
- Ну, если Вы настаиваете… - улыбнулась Жюли. – Только что же мне спеть?
- Спойте «Гори, гори, моя звезда…», - попросил Гедеонов.
- Но кто будет аккомпанировать? Право, я сама не сильна в том, – растерялась Юленька.
- Позвольте мне, - подошел к ним стоящий чуть поодаль молодой человек.
- Юлия Львовна, позвольте представить Вам автора сего произведения, - улыбнулся Гедеонов, - Булахов Петр Петрович, прошу любить и жаловать!
- К вашим услугам, - склонил голову молодой композитор. – Прошу Вас, Ваше сиятельство! - указал он рукой на рояль.
Волнуясь до дрожи в коленях, Юленька вышла к роялю. Взгляды присутствующих устремились на нее.
- Господа, - вышел вперед граф Шереметев, - княгиня Шеховская любезно согласилась исполнить для нас романс Петра Петровича «Гори, гори, моя звезда…».
Булахов заиграл вступление. Я не смогу, - мелькнула было паническая мысль, но встретившись взглядом с серыми глазами супруга, она ощутила, как на нее снизошло спокойствие. Разве ж может она не суметь, когда он так смотрит на нее? И она запела - не для них, собравшихся здесь, для него, единственного.
Краем глаза она видела, как замерла итальянка, прислушиваясь, потом тихо заговорила с Шереметевым быстро жестикулируя. Отведя глаза от итальянской примы, она скользнула глазами по лицам гостей, внимающих ей с удивлением.
- Браво! Браво! - раздалось со всех сторон, когда она допела последнюю ноту.
- Юлия Львовна, - поднялся из-за рояля Булахов, - благодарю Вас! Это лучшее исполнение романса, что мне довелось слышать, - с чувством произнес он, склоняясь над ее рукой.
Юленька огляделась. Сеньора Гризи явно торопилась покинуть блестящее собрание, но тепло ей улыбнулась и кивнула головой, прощаясь. Сквозь толпу окруживших ее поклонников к княгине уже пробирался граф Шереметев.
- Юлия Львовна, голубушка, от всего сердца благодарю! Вот уж действительно порадовали!
- Ну что Вы, Ваше сиятельство, право, не стоит, - улыбнулась Жюли.
- Сеньора Гризи просила Вам передать, что Вы непременно должны поехать в Италию. Такой дивный голос, как Ваш, нуждается в огранке, Вы можете достичь небывалых высот мастерства.
- Благодарю, - смутилась Жюли. – Мне слава и известность без надобности, я вполне счастлива тем, что имею.
Павел собрался подойти к жене, но чье-то легкое прикосновение к рукаву его мундира заставило остановиться.
- Павел Николаевич, добрый вечер, - улыбнулась ему Александра Радзинская. – Какой сюрприз, однако! - указала она глазами на Жюли.
- Да, Алекс, жизнь наша полна сюрпризов, - задумчиво ответил Шеховской.
- Но мне не понятно: как вышло так, что супругу Вашу Юлией Львовной, а не Анной зовут?
- Анна Быстрицкая – сценический псевдоним, - улыбнулся Поль. – Жюли - дочь наших соседей по имению в Липецкой губернии.
Александра широко распахнула глаза.
- Однако как же Вы не признали ее на том вечере у нас?
- Это долгая история, Алекс, - усмехнулся Павел.
- Пожалейте меня, Павел Николаевич, - я умру от любопытства!
Склонившись к Радзинской, Шеховской вполголоса коротко поведал ей обо всех событиях, приведших его под венец с Жюли.
- Это так романтично! – не удержалась Алекс.
- Вы считаете меня романтиком?! – приподнял бровь Павел.
- Более того, влюбленным романтиком! И не отпирайтесь! - рассмеялась Александра. – Представляете, какую ужасную ошибку мы бы с Вами совершили, если бы поддались на уговоры родителей?
- Вы правы Алекс, во всем правы.
Юленька, которой поначалу бурная светская жизнь и развлечения были в новинку, как-то быстро устала от бесконечных праздников. Вот вроде и без труда давалась ей та роль, которую на нее накладывало ее положение супруги князя Шеховского, тем более, что все домашние хлопоты по-прежнему лежали на плечах ее свекрови, но в какой-то момент вся эта жизнь с ее ослепительным блеском, интригами и сплетнями вдруг показалась ей не настоящей, насквозь фальшивой. Как можно так жить? – недоумевала она. – Впустую, бездумно в вечной праздности.
Как-то после обеда, сидя у себя в будуаре, она разбирала почту. Приглашение, еще одно приглашение… Боже! Как хочется тишины и покоя. Задумавшись и уставившись невидящим взглядом в окно, она не заметила, как неслышно открылась дверь, и, тихо ступая по толстому ковру, в комнату вошел Павел и остановился за ее спиной. Тонкая рука ее с зажатым между пальцами письмом безвольно свисала с подлокотника. Юля выглядела печальной, задумчивой, в тонких чертах легко читалась усталость. Шеховской осторожно коснулся ее плеча.
- Жюли, mon coeur (сердце мое), что с тобой? Ты не захворала? – обеспокоенно спросил он, и его горячая рука скользнула на прохладный лоб жены.
- Нет, не захворала. Устала, - едва заметно улыбнулась она. – В деревню хочется! - вздохнула она.
- В деревню? – удивленно переспросил Павел.
- Ну да, в деревню. На санях прокатиться меж полей, чтобы вокруг, куда взгляд ни кинь, только белый простор да синь небесная, да колокольчик под дугой заливался - мечтательно улыбнулась она. – С горки прокатиться, чтобы щеки горели от мороза, а потом прийти домой, присесть около печки и обжигающего чайку с медом липовым испить прямо из блюдца, как купчиха, безо всякого этикету.
Шеховской задумался.
- Ну что ж, душа моя, можно и в деревню, - отозвался он. – Думаю, тебе понравится в Павлово, и горка там имеется, насколько я помню, - с улыбкой добавил он.
Не дожидаясь конца сезона и масленичной недели, когда весь светский Петербург на какое-то время впадал в не знающее удержу бесшабашное веселье - катались с ледяных гор, что сооружались на Марсовом поле, участвовали в гуляньях на Адмиралтейской площади, где строились временные торговые лотки и устраивалось нечто вроде ярмарки с непременными блинами и балаганами, лихо катались на санях, запряженных тройками резвых рысаков, - молодая чета Шеховских отбыла в Павлово. Софья Андреевна тоже пожелала оставить столицу и отправиться в родовое имение, прихватив с собой и весьма недовольную таким положением дел Мари, чтобы по пути завезти ее в имение Валевских в пяти верстах от Павлова.


/

...

alenatara:


А Поль неплохо так устроился - вернулся в родительский дом, вернул прежний образ жизни и прежние увлечения, оно, конечно все неплохо, вот только как бы теперь Юля ему лишней не стала. Все таки для него все привычное, а вот для Юли это все таки новый мир, где нужно привыкать к постоянному вниманию к своей персоне, причем в большей степени внимание это негативное, нужно соответствовать новому статусу и хотя она справляется с этим, но видно, что такое положение для нее в тягость.
Тем более, что она только на квартире устроилась, а тут снова нужно менять образ жизни - слишком много для нее перемен...
Все таки получается, вроде как и в проигрыше от нынешней ситуации - Поль ничего не потерял в итоге, жизнь его не особо изменилась, в то время как Юле постоянно приходится подстраиваться под новые обстоятельства и при этом не может заниматься чем пожелает...Там на квартире она, по крайней мере, была хозяйкой их дома, а в доме Шеховских она всего лишь невестка, причем неугодная. Даже мать Павла хоть и не нападает на Юлю, но и облегчить жизнь невестке не торопится...
Да и не привыкла Юля без дела сидеть и такой ритм жизни в постоянном веселье явно не для нее, ей бы заняться чем-то лично для себя, может и легче уживаться было бы...
Вот Мари меня откровенно раздражает - чего уж ядом плеваться, когда все равно она ничего изменить не сможет и эти ее выпады только накаляют обстановку. При такой родственнице лучше не расслабляться...
И кстати поведение Левашова тоже немного напрягает - чего он возле Юли-то постоянно вертится?! Нет, я могу понять его приглашения на танец, но ведь он постоянно возле нее увивается. Он не друг семьи, даже не друг Павла и такое его внимание к чужой жене...как-то это наталкивает на мысль, что он чрезмерно увлекся юной княгиней Шеховской. Как бы Поля это на глупости какие не толкнуло...
Поль таки решил искать убийцу Ла Фонтейн, так что тут еще и Поплавский может создать проблем...
В общем, не смотря на вполне мирную обстановку в семейной жизни героев, чувствуется, что обстановка накаляется - слишком много недоброжелателей как у Юли, так и у Поля...
Юля, спасибо за главку!

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню