Sokrovishe:
» ГРОМ-ПТИЦА
Ингеборг писал(а):Стихи про ведьм 5
Хорошая подборка!
Vrana писал(а):чем дальше продвигается человек в своих познаниях, тем больше мифов разрушается
Это точно
Вот еще для вас, мои милые)))
На земле воцарялась тьма, когда она летела, закрывая солнце.
Наблюдатели сравнивали её с парящей в небе горой.
А для потерпевших кораблекрушение она была единственным средством покинуть необитаемые острова.
Марко Поло передаёт с чужих слов, что её описывают, как гигантского орла с размахом крыльев в тридцать шагов.
Монгольский хан Хубилай снарядил экспедицию, чтобы добыть её перо.
Согласно рассказам арабских путешественников, она охотится на слонов: поднимает жертву в когтях, а потом бросает на землю и пожирает.
Такова эта птица - Гром-птица, которую арабы называют именем Рух, что восходит к общесемитскому ruh — «дыхание, ветер, божественный ветер»...
Бузург ибн Шахрияр (X в.), житель одного из портовых городов Персидского залива, автор известной в средние века книги «Чудеса Индии», записал сообщения морских капитанов о фантастической птице, охотнице за слонами.
Видимо, это первая литературная фиксация легенды, где повествуется о далёкой, но всё же доступной области мира. Любопытно, что имя птицы при этом ни разу не называется. О ней пишет, со слов собеседника, великий среднеазиатский ученый Х-ХI вв. аль-Бируни: но имя «Рух» неизвестно и последнему, якобы видевшему её во время своих странствий в степях севернее Китая.
Невероятные сведения о рогатой птице, затмевающей в полёте солнце, вызвали неподдельный интерес у энциклопедиста из Газни, хотя он и не скрывает своего относительно её свойств. Знаменитый арабский путешественник ХІІІ века ибн Баттута, проведя двадцать четыре года в странствиях, вернулся в родной город Танжер (Марокко) и вскоре, исполняя волю султана, продиктовал писцу свои воспоминания. Есть там и история встречи с птицей Рух. Из китайского порта Зайтун ибн Баттута отплыл в Индию на судне, принадлежавшем правителю Суматры.
Десять дней команда не видела солнца, и судно оказалось в незнакомом море. На сорок третий день плавания в море появилась гора, и ветер погнал на неё корабль. Все искали утешения в смиренных молитвах и в покаянии, вспоминает ибн Баттута; он даже составил список подаяний, которые купцы обещали раздать бедным в случае спасения. Вдруг при восходе солнца они увидели, что гора взлетела высоко в воздух!
Матросы стали прощаться друг с другом. На вопрос ибн Баттуты, что случилось, они ответили: это птица Рух, которую сначала все приняли за гору.
Она погубит корабль, если его увидит. В это время Аллах послал ветер, который увлёк судно в сторону; больше они страшную птицу не встречали...
Еще один старинный автор, Агапий Манбиджский, именует её асфур алфил (букв. «птица-слон»), что, по-видимому, должно было показать необычные размеры птицы.
В космографическом введении к своей «Книге заглавий» Агапий даёт описание первого «климата» — зоны мира, — соприкасающегося с «пылающей землёй». В этой зоне сосредоточены необычные природные явления, животные и птицы фантастических размеров.
Речь идёт о некоей пограничной территории, рубеже, где возможен переход космической (сакральной) реальности мифа в земную подлинность. Гигантская птица, парящая в божественном пространстве, преодолевая этот рубеж, обретает земные черты и новую родину.
«В этом климате имеются крупные животные, большие звери с телами безобразного вида, гадкого сложения, очень страшные, — пишет Агапий Манбиджский. — Там есть большие птицы. Среди этих птиц есть имеющие облик животных: страуса, жирафа, грифона. Есть птица, которую называют асфур алфил и которая бросается на большого и уносит его. В этом климате есть большие слоны и другие животные, которых никто не видел и о которых никто не слышал. Там имеются все виды огромных змей, большие драконы, обычные змеи и гадкие и страшные рептилии».
То, о чем рассказывали арабские капитаны в X в., с удивительной точностью было повторено во времена Магеллана. Пигафетта записал рассказ мавров из Бурне об огромной птице Гаруде, способной перетащить по воздуху буйвола или слона. Царь птиц Гаруда — герой индийского мифа; но здесь он стал персонажем приключенческой истории, претендующей на истинность.
Обитает эта птица в Китайском заливе южнее Большой Явы и гнездится на плодовом дереве. Ни одна джонка не может приблизиться к месту, где растёт это дерево, из-за бурных водоворотов у берегов. По словам мавров, люди впервые узнали об этом дереве после того, как одну джонку втянуло в водоворот и она разбилась в щепы, причём весь экипаж утонул и спасся чудесным образом только один мальчик, привязавший себя к толстой доске.
Он взобрался на дерево, не будучи никем замечен, и спрятался под крылом гигантской птицы. На другой день птица поднялась, чтобы лететь на берег и ловить буйволов, — а мальчик бежал и спасся. Многие из рассказчиков уверяли Пигафетту, что видели эту птицу. Добраться же до мест её обитания было невозможно...
Вероятнее всего, легенды о птице Рух сложены из фрагментов различных мифов, одним из которых, как мы видели, является миф о Гаруде, перекочевавший из Индии через Персию в арабский мир.
Согласно сообщению известного итальянского путешественника ХІІІ века Марко Поло, южнее Мадагаскара и Занзибара расположено множество островов, куда не рискуют плавать купцы, потому что морское течение не позволяет судну вернуться обратно.
На этих недоступных островах и обитает птица Рух. Марко Поло сначала решил было, что речь идёт о легендарном (не том, что известен орнитологам!) грифе — орле с телом льва. Но, поскольку описания этих двух существ не совпадали, он пришёл к оригинальному заключению.
Вот оно: «Рассказывают, что есть там птица гриф, появляется в известное время года, и во всем гриф не таков, как у нас думают и как его изображают; у нас рассказывают, что гриф наполовину птица, а наполовину лев; и это неправда. Те, кто его видел, рассказывают, что он совсем как орел, но только, говорят, чрезвычайно большой.
Кто его видел, описывают его, как я слышал, так: рассказывают, что гриф очень силён и очень велик; схватит слона и высоко-высоко унесёт его вверх, в воздух, а потом бросит его на землю, и слон разобьётся; гриф тут клюёт его, жрёт и упитывается им.
Кто видел грифа, рассказывают еще, что если он расправит крылья, так в них тридцать шагов, а перья в крыльях двенадцати шагов; по длине и толщина их. <...> Вот что рассказывают о грифе, кто его видел. О грифе вот ещё что нужно сказать: зовут его на островах руком, а по-нашему не называют и грифа не знают; но то гриф, судя по величине»
Художник, который в середине XIV в. иллюстрировал книгу Марко Поло, попал в трудную ситуацию. Согласно традиции, у грифа передняя часть туловища орлиная, а задняя — львиная; птица рух, которую Поло объявил «реальным» прототипом грифа, не имела звериного тела... как же поступить? И художник находит остроумный выход, изображая... две фигуры!
Одного грифа он рисует со слоном в клюве, при этом задняя часть тела чудовища скрыта за скалой; другой гриф представлен, как стопроцентная птица, нависшая над двумя слонами. Любопытный компромисс...
В дальнейшем рисовальщики уже не путали эти легендарные образы, европейский и арабский. На гравюре «Магеллан» голландского художника Иоанна Страдамуса (1523-1605) среди символических фигур, прославляющих открытие американского континента, есть изображение гигантской птицы рух, несущей в когтях слона.
В сказках «Тысячи и одной ночи», в рассказе о втором путешествии Синдбада-морехода, повествуется о встрече отважного героя с птицей рух. Действие разворачивается на одном из дальних островов, где спутники случайно забыли Синдбада.
Синдбад исследовал островГром-птица и обнаружил гигантское яйцо.
Вдруг солнце скрылось, кругом потемнело. Герой поднял голову и увидел большую птицу с широкими крыльями. Тогда он вспомнил, как люди рассказывали, что на неких островах есть огромная птица, называемая рух, которая кормит своих детей слонами. Синдбад привязал себя к ногам этой птицы, и она доставила его в обитаемые земли.
Кроме Синдбада, летать на гигантской птице отважились еще несколько героев, — а для потерпевших кораблекрушение у необитаемых островов это был, кажется, единственный и хорошо им известный способ выбраться из трудной ситуации. В знаменитой книге арабского космографа Закарии ибн Мухаммада ал-Казвини «Чудеса творения» (1280) путешественник из Исфахана рассказывает о кораблекрушении.
Один путник спасся и оказался на острове, где росло огромное дерево, а на нём было нечто похожее на широкий настил. «И тогда появилась огромная белая птица (я не видел творения больше её) и опустилась на этот настил. И тогда я спрятался, страшась, что она меня поймает.
Едва же забрезжил свет утра, птица встряхнула крыльями и улетела.
И была вторая ночь. Снова появилась птица и устроилась в своём гнезде. И тогда я потерял надежду на сохранение жизни, и в предчувствии гибели тосковала душа моя.
На следующее утро птица опять улетела.
На третью ночь я снова сидел рядом с птицей, пока не настало утро и птица не расправила свои крылья.
Тогда я прицепился за её ноги; она подняла меня и полетела. И ускоряла свой полёт, пока не поднялась к солнцу.
Когда взглянул я вниз, то увидел только пучину моря. Я напряг все силы, чтобы не отпустить её ноги и перевязь, которая причиняла мне боль.
Я терпел до тех пор, пока не взглянул вновь на землю и не увидел селения и возделанные земли. Тогда птица приблизилась к земле и стряхнула меня на кучу сухой травы в порту, и кто-то из жителей селения увидел меня. Птица же поднялась в воздух и скрылась от меня». (Пер. с арабского Юлии Гавриловой.)
В середине XII в. рабби Вениамин из Туделы объехал еврейские общины Ближнего Востока и Персидского залива. В одном из портовых городов он услышал несколько историй о приключениях мореходов, ищущих пути в Китай, в том числе — занимательный рассказ о гигантской птице, которую рабби Вениамин на западный манер именует грифоном.
Корабельщики рассказали ученому иудею, что из Цейлона в Китай есть морской путь, по которому можно достигнуть «замерзающего моря».
Там господствует созвездие Орион, часто вздымающее такие бури, что ни один мореход не может управлять своим кораблём; а когда буря загоняет корабль в замерзающее море, то он уже никак оттуда выбраться не может, и экипаж, израсходовав всю свою провизию, умирает голодной смертью.
Таким образом погибло много кораблей. Но люди придумали способ, как выбираться из этого гибельного места. Моряк берёт с собой телячьи шкуры; когда судно оказывается в замерзающем море, то он, захватив нож, влезает в шкуру и зашивается в нее так, чтобы вода не могла проникнуть внутрь.
В таком виде мореход бросается в море. Это видит большой орел, так называемый грифон; приняв плавающее тело за животное, он спускается с высоты, хвтает его и несёт на сушу, чтобы растерзать свою добычу. В это время человек мгновенно убивает орла ножом и, высвободив себя из шкуры, идёт отыскивать других людей.
Пожалуй, перед нами — довольно традиционные сказочные сюжеты, восходящие к древнейшим мифам о путешествиях героев в страну богов или в загробный мир и об их возвращении оттуда на чудесном крылатом существе. Но каким же образом явная легенда обрела признаки достоверных сообщений? Почему ей верили и простолюдины, и монархи?..
В поисках ответа обратим внимание на одну из историй, записанных Бузургом ибн Шахрияром.
«Ибн Лакис рассказывал мне, что, когда он был в Софале, к царю зинджей пришёл человек и сказал: «О царь! Птенец такой-то птицы, — Ибн Лакис забыл её название, — спустился в такую-то рощу, схватил слона и растерзал. Его поймали, когда он пожирал свою добычу».
Царь тотчас же встал и отправился в рощу; с ним пошла толпа народа, в которой находился и я. Птица ещё билась, когда мы к ней подошли, а слон валялся подле неё, объеденный на целую четверть.
Царь приказал вырвать из её крыльев перья; двенадцать из них, по шести в каждом крыле, были громадны. Кроме того, он взял несколько других перьев, клюв и часть когтей и кое-что из внутренностей. В ствол одного такого пера входило больше двух мехов воды. Говорили, что этот птенец — из птиц Софалы зинджей.
Пролетая над рощей, он увидел слона, схватил его когтями и поднял на воздух, а потом убил, бросив наземь. Люди, находившиеся там, заметили птенца, когда он, спустившись, пожирал свою добычу. Они изранили его отравленными стрелами и копьями, потом, наконец, опрокинули и убили».
Из приведённого рассказа следует, что зона обитания птицы рух («Софала зинджей») восточное побережье Африки с прилегающими к нему островами. Это уже — географическая конкретизация. И есть еще одна деталь, повторяющаяся во многих источниках...
Ибн Шахрияр пишет: «Ал-Хасан ибн Амр и другие лица со слов индийских шейхов сообщили мне разные сведения о птицах Забеджа, Кхмера, Сенфа и других индийских стран. Самый большой кусок пера, который я когда-либо видел, — это нижняя часть ствола пера, показанная мне Абул-Аббасом ас-Сирафи. Этот кусок был длиною около двух локтей; казалось, он мог вместить целый мех воды.
А капитан Исмаилуйя рассказывал мне, что где-то в Индии, в доме одного крупного купца, он видел ствол пера, в который наливали воду, точно в большой кувшин. «Не удивляйтесь! — продолжал Исмаилуйя, видя моё изумление, — один из капитанов Зинда рассказывал мне, будто у сирского царя он видел ствол пера, который вмещал двадцать пять мехов воды».
Отметив странное свойство пера чудо-птицы — способность служить вместительным сосудом, продолжим наш поиск истины
В XIII в. рассказы о птице рух дошли до слуха великих монгольских ханов. Хубилай, правивший Китаем, отправил своих людей на поиски места обитания этой птицы. И посланники... вернулось с чудовищным птичьим пером!
А в уже упоминавшихся нами сказках «Тысячи и одной ночи» есть рассказ о купце из Северной Африки, Абдар-Рахмане аль-Магриби (житель Магриба. Так арабы называли запад Северной Африки), носившем почётное прозвище «китаец», так как он долго жил в Поднебесной. Однажды в Китайском море он увидел вдали остров. Корабль пристал к этому острову, чтобы набрать воды и дров. На берегу матросы нашли белое блестящее яйцо длиной в сто локтей (около 50 метров ).
Они стали бить по нему топорами, камнями и палками, и яйцо раскололось, обнаружив птенца. Люди выдернули перо из его крыла и унесли на корабль. Вдруг прилетела птица рух, величиной с большое облако. В когтях она несла камень больше корабля. Догнав корабль, птица бросила этот камень на него. Но камень упал мимо, потому что Аллах начертал путникам благополучие и спас их от гибели. Итак, аль-Магриби привёз с какого-то острова перо птенца птицы рух. Как и в рассказах капитанов, поведавших о своих путешествиях Бузургу ибн Шахрияру, этот загадочный предмет можно было использовать для хранения воды!..
Вопрос помогли прояснить «настоящие» китайцы. Их сказителям и до Хубилая была известна эта птица. В китайском сочинении XIII в., описывающем китайскую и арабскую торговлю, говорится об островах Пемба и Мадагаскар, где обитают огромные птицы пёнг. В полете они закрывают солнце, так что оттенок солнечного диска меняется. Если кому-то повезёт найти перо этой птицы, то он может сделать из него сосуд для воды.
По мнению Хирта и Рокхилла, издавших перевод этого текста, птица пёнг — то же, что птица рух. Они считают, что указание на Мадагаскар, как на место обитания «убийцы слонов», связано с находимыми там ископаемыми яйцами гигантской страусообразной птицы эпиорнис, истреблённой человеком в XVII в.
Кроме того, многие племена, особенно в прибрежных областях Мадагаскара, пользовались сосудами для воды, сделанными из стволов большого бамбука, около 15 см в диаметре и двух метров длиной, — вот вам и «ствол пера»! Его наличие рядом со скорлупой колоссальных яиц делало сказку вполне «документальной»...
...
Irchic:
Натали , прекрасная и такая большая подборка стихов!
Даша, спасибо за статьи! Чего только на свете не бывает, и чего только впечатлительные люди не напридумывают)
...
DarkAngel:
А вот если дорогу перебежит сначала черная а потом белая кошка?
Просто реально по пути на работу такое случилось
Белая кошка должна отменить действие черной?
...
Мариночка:
по-идее, да.
...
Irchic:
DarkAngel писал(а):А вот если дорогу перебежит сначала черная а потом белая кошка?
Просто реально по пути на работу такое случилось
Белая кошка должна отменить действие черной?
Саша, юморист ты наш )) Нет конечно, белая кошка не имеет никакого значения. А черная кошка не приносит никаких неприятностей. Она просто предупреждает.
...
Sokrovishe:
» Девонширский дьявол
Irchic писал(а):Даша, спасибо за статьи!
Не за что, я ж для вас стараюсь.
Это еще, для познания...
В 1855 году в графстве Девоншир были обнаружены странные следы, которые крайне взволновали местных жителей: принадлежали ли они самому дьяволу, неизвестной науке птице или же их сотворила группа проказников?
Никто до сих пор не знает, что или кто оставил эти следы на земле.
Учёные 19 века выдвигали самые разнообразные гипотезы по этому поводу. Одна из них, феноменологическая, утверждала, что речь идёт о «нечто», что живёт между осязаемым и неосязаемым миром, иногда оставляет свидетельство своего существования, но всё равно является недосягаемым для человека.
Что же произошло тогда, снежной ночью далёкого 1855 года?
7 февраля в Девоншире прошёл обильный снегопад, и белым цветом окрасился весь обширный бассейн реки Экс.
Генри Пилк, булочник из деревни Топшем, в то утро поднялся очень рано, чтобы растопить печь и начать свою обычную работу. Он был один из первых, кто увидел чистый хрустящий снег, покрывший деревню и окружающие поля. Но на этом снегу он заметил нечто необычное: следы, которые, казалось, оставил очень маленький ослик.
Генри отметил ещё одну странность, кроме размера - хотя следы были ослиные, но совершенно не отличались друг от друга, и нельзя было понять, где какое отпечатолось копытце. Булочнику никогда не приходилось видеть, чтобы осёл или пони так необычно ходили.
Хотя его и заитриговали столь интересные отметины на снегу, но у него было слишком много работы в пекарне, чтобы уделять им внимание, и вскоре он вернулся к своим занятиям.
Альберт Брейлфорд, директор местной школы, отреагировал по-другому. Тем же утром Альберт превратился в организатора целой группы жителей, охваченных озартом охоты, и во главе их устремился по таинственным следам. Группа добралась до пекарни и получила разрешение у Генри войти во двор.
Но отсюда, как выяснилось, следы тянулись дальше через деревню. Обыватели высыпали из своих домов и побросали работу, чтобы присоединиться к группе.
Члены поисковой партии разделились, и каждая часть занялась обследованием своей территории, и все эти части доносили о том, что и у них обнаружились следы. Понемногу возбуждение перешло в страх, так как выяснилось, что кроме всего прочего, существо, прошедшее этой ночью, было способно перепрыгивать стены четырёхметровой высоты так, как их вовсе не было.
Следы объявились в Эксмуте, Лимпстоуне, Вудбери, Паудерхеме, Мехмеде, Доулише и других селениях графства, на территории общей протяжённостью в 150 км.
Доктор Бенсон, который практиковал в этой области, шёл по следам от Махмеда. Пересекая поля и луга, они уперлись в стог сена высотой в 6 метров. Доктор осторожно обошёл скирду и с удивлением обнаружил продолжение следов с другой стороны, словно бы препятствия вообще не существовало. Осмотрев сам стог, покрытый слоем чистого снега, Бенсон не нашёл на нём никаких следов. Всё, казалось, указывало на то, что каким-то необъяснимым образом, «нечто» перелетело скирду.
Два охотника из того же района шли по следам много часов по местности, где рос густой лес из колючих кустов. Цепочка следов здесь внезапно прервалась, но возникла заново на заснеженных крышах близстоящих домов.
Осмотрев то, что осталось от следов в садах, охотники поняли, что они ведут прямо к Махмеду. Устье Экса в некоторых местах достигало ширины почти в три километра, и вода ещё не замёрзла. Следы обрывались на одном берегу у самой кромки воды, но затем объявлялись вновь на другом, как будто существо перелетело черех широкое устье.
Когда следы начали понемногу изчезать под воздействием слабого февральского солнца, пробившегося из-за туч, то их вид изменился. Край их разделился и они стали походить на отметину от раздвоенного копыта. Вскоре состояние обывателей совершенно изменилось. Мужчины начали спешно вооружаться ружьями и разным инструментом - косами, вилами и граблями. В то время как самые отважные рыскали по полям в поисках ужасного существа из этого или другого мира, способного оставлять такие следы, большинство людей в страхе запирались в домах и баррикадировали двери. Начали появляться кресты, распятия и большие викторианские библии в кожанных переплётах, которые, как верили, могли защитить от любых демонских козней.
В это время охотники чуть не совершили одну ужасную ошибку. Дело в том, что в деревне Вудбери жил Дэниел Пламер, тихий безумец, который бродил в лохмотьях, украшенных перьями, по лесам и подражал голосам разных зверей и птиц. Обитатели Вудбери его хорошо знали и считали совершенно безобидным, большинство не принимало в его жизни никакого участия, хотя некоторые давали изредка ему поесть, когда он приходил к ним за милостыней.
К несчастью Дэниела, группа охотников, выслеживающих «чудище» в лесу, его не знала. Когда он попытался от них бежать, его быстро поймали и уже собрались с ним разделаться, считая, что он и есть то самое «чудище». Тут к охотникам подошёл эсквайр Бартоломью, местный мировой судья, и едва успел объяснить, кто такой Дэниел.
Итак, в ту февральскую ночь «нечто», непохожее ни на один вид зверей, живших в этой местности , оставило цепь следов в форме подковы на протяжении 150 км. Они выглядели совершенно иначе, чем отпечатки лап любого четвероногого или даже двуногого существа. С другой стороны, эти следы были выпуклые; значит, нога, копыто или что-то ещё было вогнутым.
Каждый след был отделён от предыдущего и последующего расстоянием в 20 см, и так они растянулись на многие и многие километры, причём дистанция сохранялась независимо от того, была ли под следами гора или ровная местность. Каждый имел 10 см в длину и 7 см в ширину, и эти размеры тоже оставались неизменными на всём пути.
Что или кто мог оставить такие следы?
Теорий на этот счёт возникло множество. «Иллюстрейтед Лондон ньюс», «Таймс», «Инвернесс курьер» и «Брайтон гардиан» запечатлели эхо этой истории.
В середине 19 века в Великобритании было много натуралистов - любителей, жаждавших поделиться своими гипотезами и с жаром их отстаивающих. Как и в случае с кругами на пшеничных полях, и здесь не исключена возможность, что следы были сделаны какими-то шутниками. Надо признать, что в викторианской Англии было много молодых аристократов, вполне обеспеченных деньгами и временем, которые маялись от безделья. Они как раз обожали такие шутки и мошенничества, и частенько сами признавались в авторстве тех или иных «умных загадок».
Однако, невозможно, чтобы один мужчина всего на ночь пробежал 150 км; следовательно, шутников должна была быть целая шайка. Кроме того, всем известно, как сложно скрыть такого рода тайну. Когда знающих её много, кто-нибудь да проговорится. Но никто так и не сказал по поводу девонширских следов: «Это моя компания их сделала».
Так как Девоншир находится на побережье и морская вода проникает в устье Экса, многие натуралисты сочли возможным, что следы оставила какая-нибудь раненая чайка. Но для любой чайки пробежать 150 км в подобных условиях - это подвиг. Никакая морская птица не пройдёт столько по земле, и не существует птиц, чьи лапы, без перепонок и когтей, могли бы оставить такие следы.
В одной статье, опубликованной в «Иллюстрейтед Лондон ньюс» за 10 марта 1855г., была ссылка на другую, в «Брайтон Гардиан» за конец февраля. А там, в свою очередь, есть ссылка на «Космос», книгу барона А.фон Гумбольда, в которой он говорит о полулегендарном странствии Бьерна Хериольфсона в 1001 году. Этот путешественник, который судя по всему, достиг побережья полуострова Лабрадор, описывает одно очень забавное животное, которое называет одноногом. У него, как видно из имени, всего одна лапа, но с её помощью это исключительное существо «способно летать, а скорее, бежать, с невероятной скоростью, часто отталкиваясь от земли, через равное расстояние...». Интересный рассказ, хотя его источники остаются неясны. Таким образом, и «Иллюстрейтед Лондон ньюс», и «Брайтон гардиан», в свою очередь, подсунули читателям ещё одну утку.
Скачущие крысы, жабы, лягушки, кролики, зайцы, барсуки и многие другие были предложены тогдашними натуралистами в качестве существа, оставившего свои следы. Но продолжительность цепочки следов, их исчезновение и появление вновь с другой стороны от препятствий, таких как скирда или широкие реки - все эти факты ослабляют подобные теории до их полного разрушения.
Другая интересная гипотеза заключалась в том, что какой-нибудь дирижабль или воздушный шар сорвался с якоря и был унесён ветром в Девон. Якобы именно его волочащаяся по земле цепь и оставляла такие подковообразные следы. Но их регулярность делает эту теорию несостоятельной. Любой шар во власти порывов ветра станет время от времени набирать и терять высоту,и цепь не станет выписывать на земле ровную линию из следов, а оставит их совершенно разными. Немаловажно и то, что в то время никто не заявлял о потере дирижабля или воздушного шара. К тому же в 1855 году воздушных шаров было очень мало.
Без сомнения, многие обитатели Девоншира, которые видели странные следы, серьёзно думали, что это дело самого дьявола, или, по крайней мере, каких - нибудь мелких бесов у него в подчинении. Всех тогда мучила идея греха, и мысль, что посланец ада бродит среди людей, приближаясь к их дверям и заглядывает в окна, многих весьма встревожила.
Есть загадки без разгадки - такова и эта, которая сопротивляется разрешению вот уже больше века, не сдаваясь перед современной наукой с её усовершенствованными методами исследования. Факты остаются просты, но обьяснение по-прежнему отсутствует, хотя по-прежнему привлекает внимание ученых, профессиональных исследователей, писателей, журналистов и просто пытливых людей. И нередко они находят новые документы – письменные свидетельства очевидцев, старые газетные публикации, - помогающие приблизиться к разгадке и дающие повод для предложения новых версий случившегося.
Одним из важнейших документов, относящихся к рассматриваемому происшествию, являются фрагменты книги «Загадки и заметки из Девона и Корнуолла», написанной дочерью пастора из местечка Доулиш, Генриеттой Ферсдон, и опубликованной на рубеже 50-х и 60-х годов XIX века: «Следы появились ночью. Поскольку мой отец был пастором, к нему пришли другие духовные лица из нашей англиканской епархии, и они все вместе стали рассуждать об этих необычных следах, которые можно было видеть по всему Доулишу. Следы имели форму небольшого копыта, внутри некоторых из них просматривались как бы отпечатки коготков. Особенно резко выделялась на заснеженном церковном подворье одна цепочка следов, тянувшаяся от порога нашего дома к ризнице. Другая подходила к стене колумбария, обрывалась перед ней, а затем продолжалась по другой стороне. Множество подобных следов было также на крышах домов в разных частях городка…
Я до сих пор помню, какими четкими были эти странные и какие-то зловещие следы, как много их было и какой страх они вселили в мою душу. Я тогда подумала, что такие следы могли оставить огромные дикие кошки, и очень боялась, что прислуга забудет запереть на ночь все двери…»
Осенью 1957 года в журнале «Tomorrow» появилась статья исследователя паранормальных явлений Эрика Дингуолла под названием «Дьявол снова разгуливает». В ней, в частности, приводился рассказ некоего Колина Уилсона о том, как летом 1950 года на одном из пустынных морских пляжей Девоншира он увидел на гладкой и плотной поверхности влажного песка, утрамбованного морскими волнами, странные отпечатки, похожие на следы копыт. На вид отпечатки были совершенно свежими и очень четкими, «словно их вырезали бритвой или отштамповали каким-то остро заточенным инструментом». Расстояние между отпечатками составляло около 180 сантиметров, и они были значительно глубже тех, которые оставались в песке от босых ног Уилсона. А он весил более 80 килограммов. Странные следы шли от самой кромки воды, но обратных следов, к воде, не было. При этом создавалось впечатление, что следы появились буквально за несколько минут до прихода Уилсона. Приди он на пляж чуть раньше, то, возможно, повстречался бы лицом к лицу с самим Девонширским Дьяволом!
Позднее Уилсон присоединился к числу исследователей загадки «дьявола», и в 1979 году в Лондоне вышла его книга «The Occult Mysteries» («Тайны сверхъестественных явлений»), где в главе, посвященной Девонширскому Дьяволу, автор пишет: «Следы выглядели так, словно это существо что-то искало. Оно плутало по задворкам домов и по крышам, и было похоже, что ему совершенно незнаком человеческий уклад жизни».
А далее Уилсон сообщает настоящую сенсацию: «Один из корреспондентов газеты «Illustrated London News» («Лондонские иллюстрированные новости») приводит фрагмент из записей знаменитого британского полярного исследователя Джеймса Росса, датированные маем 1840 года. Когда корабли Росса стали на якорь возле одного из островов антарктического архипелага Кергелен, члены экспедиции с удивлением увидели на заснеженном берегу следы копыт. Они пошли в ту сторону, куда вели следы, но вскоре достигли свободной от снега каменистой возвышенности, где следов уже не было видно. Появление в этих местах отпечатков копыт представлялось совершенно необъяснимым, поскольку никакие копытные животные на этих островах не водились».
Уже в наше время описанные выше события получили неожиданное и удивительное продолжение. Выяснилось, что один из членов экспедиции Росса, некий Кларк Перри, после увольнения из британского военно-морского флота поселился в графстве Девоншир, в уже упоминавшемся прибрежном городке Тинмуте, расположенном километрах в десяти юго-западнее Эксмута.
В 1980 году среди бумаг покойного Кларка обнаружился его дневник и дагерротип (старинная фотография), на котором был изображен сам Кларк, держащий в руке какой-то непонятный шарообразный предмет. Что касается дневника, то из его регулярных и пространных записей складывалась следующая картина событий.
Предмет, с которым сфотографирован Кларк, - это металлический шар, привезенный им с Кергелена. По утверждению Кларка, Джеймс Росс намеренно умолчал о том, что на острове, кроме необъяснимых следов на снегу, были обнаружены два странных металлических шара, причем один из них целый, а другой разбитый на куски.
Более того, отпечатки копыт начинались как раз от обломков разбитого шара и вели от него по идеально прямой линии к каменистому холму. По мнению Кларка, найденные ими шары упали с неба, при этом он добавляет, что во время пребывания на острове его не покидало ощущение постоянного присутствия рядом с членами экспедиции какого-то невидимого соглядатая, не спускавшего с них глаз.
Когда корабли экспедиции взяли курс на остров Тасманию, оба загадочных шара – и целый, и разбитый – лежали в матросском сундучке Кларка Перри. Однако, когда другие матросы узнали, какие сувениры везет Кларк с Кергелена, их охватил суеверный страх, и они стали уговаривать Кларка выбросить шары за борт.
Однако тот не послушался, и тогда матросы потребовали, чтобы Кларк вместе со своими шарами покинул корабль, как только они прибудут в Хобарт, главный город и порт Тасмании.
На этот раз Кларк подчинился и через некоторое время нанялся матросом на другой попутный корабль, на котором осенью 1842 года благополучно прибыл в Англию. На этот раз за время всего плавания он никому ни словом не обмолвился о том, что лежало на самом дне его сундучка.
Кларк поселился в Тинмуте, нашел там себе работу на берегу, а сундучок с таинственными сувенирами спрятал в подвале дома, где они и пролежали целых тринадцать лет, до 3 февраля 1855 года.
В тот злополучный вечер Кларк возвратился домой в компании нескольких приятелей, и все они были изрядно навеселе. Возлияния были продолжены, и по «пьяному делу» Кларк проговорился приятелям о шарах. Те пожелали немедленно осмотреть заморскую диковинку.
Все спустились в подвал, Кларк извлек шары из сундучка. По единогласному мнению целый и невредимый шар было решено вскрыть. Все по очереди начали что есть силы дубасить по шару тяжелым молотком. После одного из ударов изнутри шара донесся скрежет, и на его поверхности появилась трещина. Кларк моментально протрезвел, выпроводил приятелей их дому и отправился спать.
Собираясь на следующее утро на работу, Кларк увидел, что трещина на поверхности шара заметно увеличилась, и понял, что «сувенир» может в любую минуту расколоться...
После этого, вопреки обыкновению, в течение нескольких дней записи не появлялись, а затем 7 февраля 1855 года была записана всего одна фраза, гласившая, что в этот день Кларк выбросит шары в море на пляже в Тинмуте, а затем отправится в Эксмут, где проведет уик-энд у своего приятеля. На этом дневник Кларка Перри обрывался…
У живущих и по сей день в Тинмуте родственников Кларка удалось выяснить, что он умер в ночь с 8 на 9 февраля 1855 года в Биктоне, то есть там, где окончилось 160-километровое путешествие Девонширского Дьявола, начинавшееся на пляже в Эксмуте.
Не означает ли это, что дьявол действительно что-то искал, как утверждает в своей книге Колин Уилсон? И искал он именно Кларка Перри, с намерением убить его.
Ведь Кларк оказался единственным человеком, умершим в Девоншире упомянутой ночью...
Для ответа на третью часть вернемся к случаю, происшедшему с Колином Уилсоном на пляже летом 1950 года. Возможно, что и в 1855-м, и в 1950 году люди видели следы одного и того же существа, только за прошедшие 95 лет оно выросло и возмужало.
В разное время в печати сообщалось о появлении следов таинственных двуногих копытных – на снегу или на песчаных пляжах – не только в Девоншире и на Кергеленах: в Шотландии зимой 1839/1840 года (газета «Times» от 13 марта 1840 г.), в Польше в 1855 году (газета «Illustrated London News» от 17 марта 1885 г.), в Бельгии в 1945 году (журнал «Doubt» № 20 за 1945 г.), в Бразилии в 1954 году (книга Бернарда Хувельманса «По следам невиданных животных»).
Нелепо предполагать, что все эти сообщения являются вымыслом, значит, «в этом что-то есть», и это «что-то» - еще одна загадка...
В 2009г. на заднем дворе пенсионерки Джил Уэйд, сообщает Daily Mail Reporter, появились следы неизвестного науке существа. Загадочный дьявол из Девона вернулся?
«Я не могла в это поверить, — рассказала Джилл. — Следы были в форме расколотого копыта. Я бы очень хотела знать, кто же это был».
Ученые из местного зоологического центра изучили их — в длину отпечатки составили 13 сантиметров, а расстояние между ними — от 28 до 43 сантиметров.
Скептики склонны видеть в дьявольщине банальный случай: следы оленя с раздвоенными копытами и странной — человеческой — походкой. Примерно такого же мнения придерживается и управляющий центром Джонатан Доунс, который считает, что эти следы были оставлены зайцем или кроликом, передвигающимся на задних лапах!
Доунс отметил: «Тысячи людей по всему миру верят в сверхъестественные явления, но всему на свете есть объяснение».

...
DarkAngel:
Irchic писал(а): Нет конечно, белая кошка не имеет никакого значения
Обидно за кошку. Прямо дискриминация по цветовому признаку .
Надо пожаловаться в "Общество защиты мифических животных" наделить кошку способность предупреждать о приятностях всяких
Ведь белым кошкам не менее трудно они белые быстрее пачкаются и труднее отстирываются.))
...
Sokrovishe:
А я где-то вычитала, не помню где, что белая кошка наоборот к неудачам перебегает дорогу.... ...
Мариночка:
Sokrovishe писал(а):А я где-то вычитала, не помню где, что белая кошка наоборот к неудачам перебегает дорогу....
не верю
...
Vrana:
» Интересное о кошках
DarkAngel писал(а):Обидно за кошку. Прямо дискриминация по цветовому признаку .
Надо пожаловаться в "Общество защиты мифических животных" наделить кошку способность предупреждать о приятностях всяких
Приметы о белых кошках
Кошачьи приметы - улыбнуло
...
Irchic:
Мариночка писал(а):Sokrovishe писал(а):
А я где-то вычитала, не помню где, что белая кошка наоборот к неудачам перебегает дорогу....
не верю
Марина, правильно делаешь что не веришь )
Саша, не смущай народ и не смеши меня) Кошки, да и вообще все животные так же как люди все разные и их поведение, способности и особенности не зависят от масти.
Vrana, спасибо за ссылки на статьи!
Vrana писал(а):
Кошачьи приметы - улыбнуло
Аха, сборник абсурда, но забавно)
...
-Алинка-:
Всем приветик! Примите новенькую?
Очень люблю все мистическое и загадочное)))))
...
Irchic:
Алиночка , привет и добро пожаловать
...
Cascata:
» Александрова Кира "Любовница демона"
всем привет
новеньким добро пожаловать
я тут прочитала один роман
Александрова Кира "Любовница демона"
Аннотация:
Умеют ли демоны любить? А есть ли у них душа? Могла ли я сама когда-нибудь представить, что влюблюсь в... существо, о подобных которому раньше читала только в страшных сказках? Никогда не думала, что окажусь героиней современной сказки о Красавице и Чудовище, но вот поди ж ты. И как и полагается, сказка оказалась весьма далека от классических канонов...
...
Irchic:
Cascata писал(а):я тут прочитала один роман
Светик, а подробнее рассказать, что понравилось, о чем вообще ?
Кстати, радует что про демона, спасибо!
...