neangel:
(написано под впечатлением от прочитанной дискуссии)
Наблюдая в последнее время некие "обсуждения" в окололитературной среде, хочется отметить, что вся их суть сводится к набору определенных посылов друг другу.
И это не от слова "посылать", хотя и такого добра тоже с лихвой хватает, но обращать внимание на хамство просто ни к чему. Я говорю о запросах, которые периодически выставляют читатели авторскому сообществу.
Одни запросы затрагивают темы, которые мы регулярно обсуждаем, другие проявляют тенденции в развитии отрасли или жанра в целом, и отношений автор - читатель в частности.
И что характерно, на любой, да практически любой вменяемый запрос со стороны читателей, который никак нельзя принять за грубость или неадекватность, авторское сообщество, мгновенно обрастает иголками, подобно дикобразу, и отвечает в тоне - а че такого? не нравится - не ешь? сам дурак! не любишь фэнтези - чего приперся? вали читать классику, если по нраву современные тексты... И много еще чего подобного в этом же роде.
Я допускаю, что все это частные мнения отписавшихся, но почему-то они регулярно сливаются в один гармоничный хор, имени Святого Графомана Первозванного, на все голоса исполняющие арию Сам дурак.
Сам дурак, что пытаешься отыскать в современном русском фэнтези какой-то смысл помимо койки или пути в эту койку.
Сам дурак, что вообще открыл фэнтези, потому что искать там в принципе нечего, да и не нужно.
Сам дурак, что ищешь там даже само присутствие фэнтези как такового.
И вообще, ты просто самдурак.
Если что, авторы, этот самдурак - ваш читатель. И если он задается каким-то вопросами, значит, что всего это не находит в ваших же текстах.
И почему-то никого не смущает тот факт, что каждый самдурак - это еще и ваш потенциальный покупатель.
Я читатель, который любит фэнтези, к примеру. Почему я должна бросать этот жанр, если нашим авторам лень вообще хоть что-то делать?
Хотя мысли такие возникают все чаще в последнее время, именно потому что я вижу тенденции развития жанра в частности. И они меня не радуют.
Упрощение и примитивизм, размывание сути истории на фоне стремления к раздуванию объемов текста за счет воды, и клонирование как персонажей, которые по сути ничем не отличаются друг от друга, так и сюжетных линий. Прочитал одну книжку - прочитал все в предлагаемой линейке.
Происходящее можно описать одной известной фразой, позволю себе ее здесь процитировать - Казалось, что падать уже некуда... когда снизу вежливо постучали.
Сейчас уже не вежливо стучат, а ломятся со всей дури.
И нет никаких шансов на выправление ситуации, пока сами авторы будут искать виноватых среди читателей, или пока издателям окончательно не надоест производить подобные отходы. А легкие жанры только называются легкими, писать в них порой куда сложнее. И легкость - не синоним примитивизму, убожеству или пошлости.
Автор всегда отвечает за свои тексты, за тот посыл, который несет читателю, и за ту идею, которая вкладывается в произведение.
Тексты, в которых все это отсутствует, это не романы, не литературные произведения, и не важно в каких жанрах они создаются. Принижение жанров самими участниками процесса - не показатель их современности. Это попытка оправдать собственное бессилие и неспособность пусть постепенно, но становиться настоящими авторами, а не только наборщиками текстов.
Особенно порадовала одна дама, заявившая, что через век кто-то будет считать и их классиками 21 века... И что же они подумают... о том смысле, который они закладывали в своих произведениях, как мы сейчас говорим о классических авторах...
Не льстите себе, не будут.
Графоманы были всегда, они есть и они будут, а классиками становились и становятся единицы. И происходит это именно потому, что классик задает общечеловеческие вопросы, которые вечны по сути своей, а потому актуальны для человека в любом веке и любом обществе. А графоманы забываются, и это тоже закономерно.
...
Verka:
Нина, а че с горшком-то? Все по теме.
neangel писал(а):(написано под впечатлением от прочитанной дискуссии)
Дискуссию не читала, но сама подумай, какой смысл требовать от МТА, который только-только научился собственные фантазии кое-как в стандартный сюжет оформлять и в доступной для понимания форме предоставлять на суд читателей, каких-то рассуждений о высоких идеях и уникальных сюжетных ходов. Запросы читателей может и вменяемы, но объективно автору что-то конструктивное на них ответить нечего, уровень еще не тот. А отвечать что-то надо, поскольку сейчас игнорирование читателя есть непростительный грех со стороны автора. Опять же, часть запросов поступает от таких же МТА в роли "читателей", сама знаешь для чего. Вменяемость некоторых читателей, если судить по постам, тоже под вопросом. То от первого лица только графоманы пишут, это был на Пехова наезд (Стругацких тоже в графоманы запишем?), то роман не может быть одновременно НФ и фэнтези (не догадываясь об этом, те же Стругацкие написали "Понедельник" и "Тройку"). В общем, многим "читателям" мне тоже иногда хочется посоветовать мыслить "ширше" и "глыбже".
А вообще, ромфант предлагаю расшифровывать не "романтическое фэнтези" а "романтические фантазии" . И я бы добавила еще жанры Эрофант и Порнофант. Тогда провокационных для МТА запросов станет на порядок меньше.
...
Verka:
neangel писал(а):Вер, ну так они же не об МТА пишут, а о читателях, которые - идиоты такие - посмели искать в женском фэнтези, прости Господи, само наличие фэнтези. И обвиняют их же в том, что они в принципе читают романы в этом жанре, если хотят увидеть там историю, мир, сюжет и идею произведения, кроме люби некой девицы и пары - тройки претендентов на ее драгоценный ливер.
Причем на любой вопрос - ответ исключительно такой - идите лесом.
Читатель дурак в принципе уже лишь потому, что вообще открывает их же собственные вирши?
Знаешь, наверное, читатель, задающий автору такие вопросы, действительно в каком-то смысле дурак, как это ни печально. От этих вопросов в уже написанном романе фэнтези волшебным способом не появится.
neangel писал(а):и отвечает в тоне - а че такого? не нравится - не ешь? сам дурак! не любишь фэнтези - чего приперся? вали читать классику, если по нраву современные тексты... И много еще чего подобного в этом же роде.
На это только остается ответить: Да, действительно, спасибо, что просветили, не стоит мне в ваши романы больше заглядывать, не буду и друзьям-книголюбам отсоветую, чтобы понапрасну вас не беспокоили всякими глупостями. И скриншот нашего с вами диалога послужит отличной гарантией вашего спокойствия.
...
Spate:
Как я вами согласна, дамы!
Вот тоже сегодня думала над одной книженцией, где полет подростковой фантазии заменяет все. Сейчас странное отношение к труду, если раньше еще многие помнили, что труд облагораживает человека, то сейчас трудиться не модно, важнее генерировать идеи, творить - точнее, вытворять и т.п. Придумать идею, а реализация - фигня вопрос)
А главное, это проще и легче, вот и пишутся-читаются-издаются пустышки без малейшей мысли, одни фантазии, и те нездоровые. И претензии, на самом деле, ко всем - хотя в первую очередь к издателям. Затопив рынок фигней, подсадили читателей на ту простоту, что хуже воровства, а авторов этих нетленок уверили в том, что и так сойдет, что главное раскрутить в сетях и продать тираж. Многим же важно именно сделать тираж, а не написать хороший роман. Собственно, о чем мы регулярно говорим. А качество при таком подходе вообще никому по сути не нужно - нужны однодневки за быстрые деньги, желательно серийные, чтоб купив одно, обязательно взял другое, иначе не комплект.
И это, кстати, проблема не только книжного рынка. Товар от самоуверенных недоучек, которые умеют преподнести и впарить любую лабуду.
Кстати, на той же ЛЭ, как я поняла, учат писать продаваемый товар, а не грамотности, литературным приемам и т.п. Авторы ищут себе бет, которые вычитают и исправят ошибки, а по хорошему многим нужны учителя с красной ручкой - избавляться от ошибок, чтобы не тащить из текста в текст. А еще - многих хорошо бы научить хотя бы азам - как строить сюжет, композицию, какие приемы есть в литературе и пр.
К счастью, несмотря на тенденции и моду, все равно есть и будут хорошие писатели и интересные книги.
Но очень жду, когда наконец перестанут издавать массово фигню. Или хотя бы основную фигню начнут издавать в покет-формате)
...
Verka:
Spate писал(а):Кстати, на той же ЛЭ, как я поняла, учат писать продаваемый товар, а не грамотности, литературным приемам и т.п
Потому что писать учат в школе.

И если человек окончив школу так и не научился писать на уровне сочинений для выпускного экзамена, это забота исключительно самого автора. А теоретически сейчас можно продать текст даже на таком уровне мастерства. Для дальнейшего совершенствования в литературном плане есть учебники по русскому языку и литературе, не для школы, так для вузов. А вот как продать сочинение, в школе точно не научат, если только одноклассники опытом поделятся. Другое дело, реально ли обучение на лит. порталах способствует успешным продажам, тут я ничего сказать не могу, данные и даже отзывы не попадались.
И девушки, вы так вкусно рассказываете про то, что сейчас миллионы читателей готовы читать и платить за всякую фигню, что я когда-нибудь соблазнюсь и начну писать сагу о какой-нибудь бойкой эмансипированной девице, которая ходит по разным мирам, ищет приключений на свои вторые девяносто и в каждом мире находит себе ухажера-любовника-жениха, но опять же каждый раз понимает, что он не любовь всей ее жизни и, наведя шороху в очередном мире, уходит в закат.
А че? Каноны знаю, замужем давно, звучный псевдоним мне тут уже обещали, знание лит.приемов и грамотности, сами говорите, не принципиально. Правда я уже какую неделю даже отзывом ни как не разрожусь.

Но вдруг и во мне проснется великий графоман и меня понесет...
...
Sheraleyainn:
Я буду оптимистом - ищут бет это же уже хорошо! Раньше только заикнешься о грамотности в каком обсуждении, сразу ушат какашек от группы поддержки. А этих корявых текстов, от которых даже ворд окошками пестрит -- куча на платных площадках (но это конечно читатель виноват, не догадался по запаху, куда кровные перевел). Да что там электронка, даже в изданных попадаются. Это раньше там бумажки вклеивали, дескать на 133 странице ошибочка вышла, а сейчас наверное и смысла нет, можно и мини-книгу собрать.
Но раз народ, пусть и не весь, заранее как-то этим озадачиваться начал, может оно и не так плохо все в целом?
Ну и еще я смотрю на вопрос иголок вот так -- по сути наши МТА это такое не огромное в целом сообщество, они все тусят в одном интернете, в своих еще комнатах-чатиках, репостят друг дружку по вконтактам. Ну так ходят иногда группами лэ против пм, но в целом все одно. Конечно же стоит читателю или отщепенцу задать неправильный вопрос, как и волна сразу. Ну а как же не вступиться за подруженьку, с которой уже и репостами делились и мнения друг на дружку по флешмобу писали? Надо поддерживать друг друга и всю свою чатиковую братию.
Раньше все ж таки был океан СИ и по нему мерили всякое и "семьями" так не дружили, а теперь с одной стороны вместо океана пара морей и озерцо, но благодаря соцсетям свои группки друг друга нашли и сплотились от вражин.
Не знаю, мне как-то так эта проблема видится.
...
LuSt:
Увидела тут цитату Елены Минкиной-Тайчер: Раньше писатель был обижен цензурой, а сегодня унижен коммерческой оценкой своего труда.
Думаю вот, и к кино тоже имеет отношение.
...
Verka:
LuSt писал(а):Думаю вот, и к кино тоже имеет отношение.
Музыка и изобразительное искусство тоже.
...
Птица-Фея:
Девочки, у меня вот такой вопрос:
Просматривая сегодня одну известную группу в ВК, увидела вот такое обсуждение:
Аноним выложил кусок чужой книги и подчеркнул там ошибки.
Все обсуждатели высказывались по-разному, кто-то видел там прям реально трэш и ужас, кому-то это было вполне норм.
Вот в частности один из комментов от известного автора.
А как вы думаете, это все-таки трэш или норм?
Я лично такое правила бы нещадно и да -посчитала бы за ужас-кошмар-где мои глаза.
Но, может, это я такая принципиальная?
PS. Я не постебаться и не для того, чтобы лишний раз обругать неграмотность очередного автора.
Я строго ради личного интереса, потому что над вычиткой своих текстов очень заморачиваюсь, вот как раз выправляя подобное.
Так может быть я и впрямь слишком заморачиваюсь?
...
Ejevichka:
Птица-Фея писал(а):А как вы думаете, это все-таки трэш или норм?
Я лично такое правила бы нещадно и да -посчитала бы за ужас-кошмар-где мои глаза.
Но, может, это я такая принципиальная?
Ну, я обычно выражаюсь более мягко... Но мне глаза режет, и еще как! Произведения с такими ошибками я закрываю сразу. Да, не у всех есть возможность платить за вычитку, но можно поискать разные варианты. Здесь, к примеру, многие авторы нашли своих бет среди читателей...
...
Sheraleyainn:
Ну вообще в глаза очень бросается. Не знаю, как книга в целом, но отрывок вообще какой-то ээ. Короткие рваные предложения, микроабзацики, вот эти вот "нас" подряд.. Белый стих прям, а не роман. В общем, резать ***, не дожидаясь перитонита
...
Фёкла Гогенцоллерн:
Я поддержу точку зрения Жильцовой. Меня достала нелепая мода на вычёркивание местоимений, некоторые авторы теряют всякую меру в борьбе с ними, охотятся за "я" и "мы", как фанатик-инквизитор за ведьмами. Эту бы энергию - да в мирных целях. И получаются корявые тексты, из к-рых не поймёшь, "кто на ком стоял"(с). Сейчас сгенерю что-то подобное тому, что прочитано неоднократно:
"Вышли на улицу.
- Поедешь к Саше? - спросил, иронично вскинув бровь.
- Ещё подумаю, - поправила ремешок сумки, глядя в сторону.
- Могу подвезти, - плотоядно ухмыльнулся.
- Спасибо, я на метле! - отвернулась, гордо вздёрнула подбородок, решительно зацокала шпильками по тротуару".
Утрированно, да, но, повторюсь, нечто подобное мне попадалось и продолжает попадаться. Убей Бог, не понимаю, откуда пошла эта дикая мода - шарахаться от местоимений, как от прокажённых? М.б., когда появилось много переводной литературы, какие-то иноязычные правила решили применить к русскому языку? Не лингвист, просто предполагаю, буду благодарна, если кто-то разъяснит.
Пы.Сы. Отрывок, приведённый в качестве примера, просто плох, и его главная беда вовсе не в количестве местоимений, это ясно любому человеку с языковым чутьём.
...
Spate:
Фёкла Гогенцоллерн писал(а):Я поддержу точку зрения Жильцовой.
И я. Как раз часть местоимений спокойно можно оставить.
Фёкла Гогенцоллерн писал(а):Пы.Сы. Отрывок, приведённый в качестве примера, просто плох, и его главная беда вовсе не в количестве местоимений, это ясно любому человеку с языковым чутьём.
И с этим согласна. В отрывке беда именно с языковым чутьем автора, я бы просто треть предложений полностью переписала, там правки по подчеркиванию будет мало. Вот пара строк в середине с кровью и ладонью - вообще мне не нравятся.
То есть тут и автор, и "корректор" средней руки))
...
LuSt:
Тут не в местоимениях проблема, а в телеграфном стиле, из-за которого предложения выглядят куцыми, а местоимения - кучными. Поддержу Феклу в ее недоумении, меня тоже бесит охота на местоимения, когда авторы/переводчики с водой выплескивают ребенка.
...
Фёкла Гогенцоллерн:
Повилика писал(а):
Фёкла Гогенцоллерн писал(а):"Вышли на улицу.
Но и таким текстом не проникнешься, тоже глаз режет, как будто чего-то не хватает, а вообще всё хорошо в меру. И смотреть надо весь текст, а не кусками.
Чем тут проникаться, отрицательным примером?

Я взяла приём "удаление местоимений по максимуму" и довела его до абсурда, настучала за пару минут этого уродца. А некоторые в таком стиле целые романы строчат.
За положительным примером далеко ходить не буду, сразу назову Ольгу Громыко с её ярким, узнаваемым стилем: местоимения не выполоты, а чётко выверены, талантливый писатель знает/ощущает, где они нужны, на то он и писатель, а не графоман. Вот отрывок из "Профессия - ведьма". Попробуйте удалить из него столь ненавистные некоторым авторессам местоимения. Ну как? Зато "ничего лишнего".
Цитата:Наверное, я поставила мировой рекорд в беге на короткие дистанции. Сначала меня подгоняли охотничий азарт и желание утвердиться в своей догадке. Потом – леденящий ужас, когда оно, догадавшись о моем намерении, поднялось в полный рост и, уже не таясь, завыло и затопало за моей спиной, жуткое, бесплотное, яростное.
А здесь столько местоимений, что у авторесс наверняка бы припекло афедрон. Но это - естественная разговорная речь персонажа, без пафоса и красивостей.
Цитата:Из тебя выйдет отличная магичка, Вольха. Я безгранично благодарен тебе за помощь и сгораю от стыда за свое дурацкое поведение. Мне следовало больше доверять тебе и рассказать все с самого начала. Прости меня, пожалуйста.
...