О моде на яркую косметику свидетельствуют все иностранцы, побывавшие на русской земле. По их мнению, броский макияж и яркие, богатые наряды напрямую связаны со страстной натурой русских людей, живших в холодном климате.
Английский врач Самуэл Коллинз, служивший при дворе царя Алексея Михайловича в 1659—1666 годах, отмечая манеру знатных дам ярко румяниться и сильно белиться, писал, что свинцовые белила оказывают пагубное воздействие на организм женщин. От использования свинца портились зубы, поэтому приходилось их чернить их, чтобы скрыть дефекты. Эта традиция сохранилась в Белозерске и Торопце до середины XIX века.
Знаток русской истории Иван Забелин писал: «Белизна лица уподоблялась белому снегу, естественно было украшать его белилами в такой степени, что в цвете кожи не оставалось уже ничего живого или поэтического и эстетически ценного...Щеки — маков цвет, или щечки — аленький цветочек, точно так же свое идеальное низводили слишком прямо и непосредственно к простому материальному уподоблению красному цветку мака. Маков цвет должен был покрывать, как бы цветок на самом деле, только ягодицы щек; таким образом снегоподобная белизна должна была довольно резко освещаться ярким алым румянцем, который не разливался по всему лицу, а горел лишь на ягодицах. Очень понятно, что при таком сочетании на лице белого и красного цвета требовался и цвет волос на бровях и ресницах наиболее определенный, который как можно сильнее выделял эту писаную красоту всего лица. Конечно, для такой цели ничего не могло быть красивее черных волос соболя, тонких, мягких, нежных, блестящих. Оттого соболь становится исключительным идеалом для характеристики бровей, и черная соболиная бровь, проведенная колесом, является необходимым символом красоты. Все это вместе служило самой выгодной обстановкой именно для светлости и ясности глаз. Ясные очи своим блеском, а вместе и взглядом, указывали идеал ясного сокола, который, по всему вероятию, и ясным обозначался тоже за особую светлость своих глаз...»
Н. Г. Чернышевский считал, что мода на яркий макияж сформировалась при восточном влиянии.
«Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие. Не говорим о том, что иметь черные зубы считалось принадлежностью хорошего тона, — действительно, от белил, употребляемых нашими неиспорченными западом модницами, необходимо чернеют зубы — стало быть, иметь белые зубы может только женщина, не заботящаяся о своей красоте, не соблюдающая условий хорошего тона; а женщины хорошего тона румянились и белились без всякой умеренности, точно так же беспощадно сурмили брови и ресницы, — даже расписывали на лице жилки синей краскою, — все это и теперь можно видеть».
Василий Осипович Ключевский полагал, что этот обычай «... делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одаренных поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных...»
Знатные дамы пользовались дорогой, заграничной косметикой, женщины со средним достатком – более дешевой, местного производства. Привозные румяна стоили примерно в восемь раз дороже отечественных.
Самыми распространенным был платеный, кисейный румянец, сделанный из сандала. Через Архангельск из Германии и Голландии в бочонках везли туалетные белила и кармин (красный краситель, добываемый из тел бескрылых самок насекомых — кошенили). Таможенные книги по Устюгу свидетельствуют, что в 1675—1676 годах из Архангельска в Устюг привезли 9 дюжин «бочечек маленьких немецких», их делали из серебра или простого металла для хранения косметики. Спустя два года привезли 3 фунта «руменца», вероятно, «лекового» (леко — натуральная кость, брусок, кубик). Так же использовались ступичные или ступочные румяна – «бакан турский», т.е. турецкий (бакан — в живописи ярко-красная краска).
Сохранился рецепт изготовления белил: тонкий листовой свинец, свернутый в незамкнутую трубочку, ставился в горшок и заливался древесным уксусом. Вместо уксуса можно было использовать раствор из дрожжей с добавлением меда. Выдержав смесь 15 суток, массу протирали.
В Москве белильный ряд был устроен «ниже Покрова Пресвятой Богородицы» (собора Василия Блаженного), по царскому указу, при перепланировке Китай-города после большого пожара, в 1626 году. По «Книге об устройстве торговых Городских рядов», торговали «белилами и румянцом, приносом в коробьях, накрывая в шалашах», поскольку на площади было запрещено строить лавки. Шалаш, как торговая точка, имел площадь 1/2 сажени (примерно, 1м кв). Так же, румяна и белила продавались в Москательном и Овощном рядах.
Из 1368 торговых мест, в тот период, 33 принадлежали продавцам белил и румян, в основном, женами и вдовам стрельцов.
В переписной книге Москвы за 1670 год упоминается румянишник Тимофей, проживавший на Пятницкой, по «правую руку если ехать с Живого моста», соседствовавший с шатерным мастером, дьяком и пороховщиком, и белильник Мелентий Микитин с Чекенева.
Косметика была одним из обязательных подарков к свадьбе. Жених дарил невесте маленькое зеркальце, мыло, белила и румяна. Этот обычай сохранился в разных губерниях России до начала XX века.
Однако далеко не все могли позволить себе покупную косметику, поэтому в ход шли травы и коренья, обладающие косметическим эффектом. Сохранившиеся книги - Травники и Зелейники – содержат составы не только лечебных средств, но рецепты красоты.
«Гвоздика часто приятна — очам светлость наводит, мушкатный орех на тощее сердце прият утре (полореха) благолепие лицу наводит».
Овсяная мука, варенная в воде, делала лицо свежим и белым. Румяна заменялись бодягой, сухим корнем или свежими ягодами ландыша — ими натирали щеки, использовали свекольный сок, брови чернили (наводили) сурьмой или углем.
О хранении косметики
Хранили косметические средства – белила, румяна, бальзамы, помада, клей для волос, сурьму для бровей – в небольших емкостях, обложенных золотом и серебром, украшенных жемчугом и драгоценными камнями, или серебряных, с медальонами из финифти. Ароматная вода – в воды в хрустальных «скляницах». Для этих наборов делались специальные ларцы, ящички и шкатулки.
У княгини А. Л. Воротынской имелся «ларчик черепаховый обложен серебром, а в нем две суремницы низанные (жемчугом), две белиленки серебряные». Жена стольника М. Ф. Ртищева Прасковья Семеновна являлась обладательницей «ларца кипарисового, оправленного серебром, а в нем белилница, румянница, суремьница и клеяльница серебряные, золочены».
В 1685 году в декабре в хоромах царевны Феодосии Алексеевны велели сделать два погребчика к 32 сулейкам (скляницам), один на четыре грани, другой «на шесть граней о 16 местах, где быть сулейкам».
В казне царевны Ирины хранились шкатулки деревянные, расписанные золотом или оклеенные «червчатым» бархатом, созданные руками немецких мастеров. В них лежали флаконы — «скляницы» с оловянными или серебряными пробками-завертками «шурубцами», а в шкатулке Софьи Алексеевны хранился золотой ароматник, украшенный алмазами.
Как Церковь боролась с косметикой
"Что может ожидать от Небес женщина,
когда она с мольбой поднимает лицо,
которое Создатель не смог бы узнать?"
Святой Иероним Стридонский (4-5 вв).
Женская красота, всегда считавшаяся неоспоримым достоинством, порицалась еще раннехристианскими теологами. По их мнению, христианка была обязана полностью отказаться от косметических средств - "припарок греха".
Православная церковь, в деле борьбы с косметикой не отставала от католической.
«Гражданство обычаев детских», педагогическое сочинение:
«Вопрос: Каковы имутъ быти ланиты, или ягодицы. (Какими должны быть губы и щеки?)
Ответ: Не натиранием, ниже присъстроеными красками мазаны, но прирожденым и естественным стыдом».
«Накрашенных» женщин не пускали в церковь.
Об отправлении молебствий по случаю войны со Швецией и Польшей, в 1656 году поповским старостой Шенкурского острога Федором Прокопьевым:
«... и пришед кто в церковь, православные Християне, мужы и жены, во время святого пения стояли в церкви со страхом и с трепетом и молилися Богу сокрушенным сердцем и смирением, кийждо о своем согрешении, а повестей бы излишных и мирских бесед и говор стоя меж собою в церкви не говорили и не смеялись; и жен в церковь в белилах пущать не велел».
Порицали вдов, пользующиеся косметикой.
Симеон Полоцкий в стихотворении «Вдовство» писал:
Не имей раба красна пред тобою,
ни в красну ризу одежди (облекай) плоть твою;
В доме ти пиров да не сотвориши;
и на чуждыя да не участиши;
Гусли ушию да не услаждают;
очи на землю твои да смотряют;
Ягодиц твоих да не румяниши,
бровей не черни, лица не белиши, —
Вся бо сия суть страсти буждение,
наводящая всех осуждение.
Протопоп Аввакум сурово обличал модников:
«А прелюбодейца белилами, румянами умазалася, брови и очи подсурмила, уста багряноносна, поклоны ниски, словеса гладки, вопросы тихи, ответы мягки; приветы сладки, взгляды благочинны, шествие по пути изрядно, рубаха белая, ризы красные, сапоги сафьянныя. Как быть хороша — вторая египтяныня Петерфийна жена, или Самсонова Диалида... Посмотри-тко, дурка, на душу свою, какова она красна...»
В литературном памятнике XVII века «Беседа отца с сыном о женской злобе» отец, делится с сыном жизненным опытом:
«Такоже и прокудливая (проказливая) жена нравом злее змия василиска, ибо прехитра себе украшает и опрягни сандалия обувает, и вежда (брови) свои ощиплет, и духами учинит, и лице, и шыю вапами повапит (красками раскрасит) и румяностию, и черностию во очесех себе украсит, и в одеяние червленое себе облачает, и перстни на руце возлагает и верх главы своея златом и камением драгим украшает и на лукавые дела тщится».
Усилия церкви, направленные на борьбу с косметикой, встречали яростный отпор паствы. Ярким примером тому служит случай с протопопом Логгином, который навлек на себя гнев местного воеводы, жену которого он неоднократно уличал в распутном поведении.
«Был раз у воеводы в гостях, супруга его подошла под благословение, и я обличил ее за белила на лице», - свидетельствовал Логин, что было воспринято всеми присутствовавшими, как оскорбление.
«Ты, протопоп, хулишь белила, а без белил и образов не напишешь», - сказали ему.
«Эти составы составляют иконописцы; а если на ваши лица эти составы положить, то вы и сами не захотите. Да и Сам Спас и Богородица честнее своих образов», - возразил проповедник.
Воевода обвинил Логгина в оскорблении властей, арестовал и предал суду патриаршей власти. Собор 1653 года обвинил проповедника в хулении икон Спасителя, Богородицы и святых. Протопопа подвергли экзекуции и бросили в темницу.