Итак, я прочитала роман Роберта Харриса «Империй». Это произведение о Цицероне и его восхождении. Начало романа – история первого выигранного очень громкого и сначала казавшегося бесперспективным процесса. Оканчивается роман победой Цицерона на консульских выборах.
Цитата:Вот так Марк Туллий Цицерон в свои сорок два года получил высший империй Республики, став самым молодым консулом в истории Рима.
Само повествование ведется от имени раба, который всю свою жизнь прослужил секретарем этого человека. Я читала об этом еще весной в документальной литературе – об особых связях между хозяином и рабом (который личный раб), там присутствует абсолютная преданность (это на уровне менталитета раба). Рабы лишали себя жизни после смерти хозяина – абсолютная норма. Древний мир – это другой мир, другой менталитет и другие традиции. Раб Цицерона, который представлен автором, абсолютно вписывается в эту схему. Более того, такой человек существовал на самом деле, и в эпиграфе к роману стоит отрывок из письма Цицерона своему рабу:
«Твои услуги по отношению ко мне неисчислимы: в домашней жизни, в суде, в Риме, в провинции, в частной, в общественной жизни, в моих занятиях и сочинениях». 7 ноября 50г. До н.э.
В романе есть очень много мест, которые просто хочется процитировать, но не буду. Там есть случаи, когда Цицерон участвует в абсолютно идентичных делах (суд над очень богатыми римлянами, которые занимались хищениями и коррупцией), только с одной разницей. В первом случае – он обвинитель, во втором – адвокат. Он выигрывает оба процесса. Для того, чтобы стать консулом, этот человек находит путь примирения со своим соперником, потому что он единственный, кто может ему помочь. В этом романе много чего интересного, но там нет лирической линии, это произведение именно о политике, гении Цицерона (его нестандартном подходе к неразрешимым ситуациям и очень остром уме). Это в первую очередь историческое произведение, и мне оно ОЧЕНЬ понравилось. Кроме этого, я для себя нашла новую интересную информацию. Когда смотрела «Рим» и триумф Цезаря, мне показалось, что убийство галльского царя в тот момент как-то портило всю пышность пурпурного действа. А в романе я вычитала, что подобные казни были обязательным условием триумфа. Я узнала, что речи Помпею Великому писал Цицерон, а еще я узнала, что в Риме была интересная профессия – взяткодатели (как правило, потомственные). Эти люди покупали голоса для своих хозяев
на выборах. Они умели и знали КАК грамотно это делать.
Бри, теперь несколько слов про «Камо грядеши». Я не читала этот роман у Сенкевича. Так получилось, что в юности данный автор прошел мимо меня. Читала я его уже ближе к 30 – «Крестоносцы». И взяла я роман только потому, что мне было интересно: что же такое написал Сенкевич, если получил Нобелевскую премию по литературе. Мне понравилось, автор не просто рассказывает историю, он дает хороший исторический срез, вводит много героев, причем разных слоев общества и совершенно разных характеров, которые помогают читателю войти во время и понять его, прочувствовать. Так что, не смотря на непрочитанный роман, я прекрасно могу представить себе его (к тому же, с учетом просмотренного фильма). Сам фильм очень антуражный, интересный, но тяжелый. Я смотрела его два дня. Время – ужасное. Мне кажется, самое страшное во всем Древнем Риме – время Нерона. Такой ужас на меня наводит еще Каллигула. И самая яркая роль для меня в этом фильме – именно Нерон. На мой взгляд, она сыграна просто потрясающе. Этот фильм, наверное, стоит посмотреть только ради того, чтобы увидеть Нерона. И страшно, и завораживающе одновременно. Еще один ключевой момент – смерть христиан на арене, вот это смотреть сложно – там, где мать и малыш, и на них бежит хищник. Для меня именно это место оказалось самым ужасным во всем фильме. Рим, показанный в «Камо грядеши» по-настоящему страшен.
Вот трейлер к фильму.
http://www.youtube.com/watch?v=0a-darnPa88&fe,ature=related
И все же, если сравнивать «Камо грядеши» и «Рим», я отдаю свое предпочтение «Риму», причем по многим позициям. И, в первую очередь потому, что, не смотря на то, что герои Сенкевича по мере повествования меняются: одни мудреют, другие опускаются, третьи – предают, они не шаблонные… но все равно все их можно разделить на положительных и отрицательных. В «Риме» такое деление отсутствует полностью. Там в КАЖДОМ герое намешано столько всего, что на экране появляются просто римляне – люди исчезнувшей империи. Конечно, этот фильм не претендует на 100% историческую достоверность и из повествования убраны многие личности. Как в «Унесенных ветром» - в книге у Скарлетт есть дети, в фильме – нет, чтобы не путались под ногами и не отвлекали от главного. Конечно, те герои, которые представлены на экране – это всего лишь результат работы автора сценария, режиссера и самих актеров. Какими были те личности? Мы знаем о них лишь из хроник, но хроники тоже писались на заказ, и они не говорят о многих психологических моментах, они лишь протоколируют события. Поэтому я буду писать ИСКЛЮИТЕЛЬНО О ГЕРОЯХ ФИЛЬМА.
В «Риме» у меня три любимых героя, и, соответственно, есть любимые сцены с ними. Первый – это Цицерон. По началу для меня было очень удивительно, что его играет мистер Коллинз из ГиП, но потом я прониклась. И так получилось, что все самые любимые моменты с ним идут в связке с Марком Антонием. Марк Антоний не так умен, он скорее напорист, Цицерон пытается извернуться и вынужден действовать за спиной, причем активно. А вот непосредственно в разговорах с М.А. он пугается, потому что тот ему то угрожает, то подавляет физически. Мне очень нравится момент, где М.А. целует Цицерону руки, говоря при этом, что если только услышит о заговоре против Цезаря – прибьет эти руки к дверям Сената. Я эту сцену раз пять пересматривала. Но Цицерон, конечно, тоже не промах, он нашел способ унизить М.А. публичным письмом. Мне было очень интересно наблюдать за их борьбой. Для меня в этом фильме Цицерон – одна из самых ярких ролей, и я очень рада за самого актера, потому что часто так бывает, что сыграв одну удачную роль, его потом начинают эксплуатировать именно в одном подобном амплуа.
Второй любимый персонаж, конечно, Марк Антоний. И если убрать в сторону всякие восторги по поводу «ах, какой мужчина», то скажу честно, я практически потрясена. Это надо было суметь – ТАК сыграть, вывести на сцену такого персонажа. Местами грубый и даже отвратительный, жестокий, имеющий все, что ходит, как политик - недалекий, но как личность – очень сильный. Еще один момент, который мне понравился в фильме, когда М.А. пригрозил Цицерону, потом встал, Цицерон в опасении метнулся в сторону, а М.А. всего лишь подошел к кадке с растением, чтобы помочиться. И не покидало ощущение, что он в принципе каждый раз это не делает, он просто демонстрирует Цицерону, что да – он плебей, но Цицерон будет сидеть и ждать, пока этот плебей облегчится и продолжит разговор. И при всем при этом, М.А. – это тот человек, который был с Цезарем до конца и поехал к нему, даже когда у Цезаря казалось, проигрывал, и все были уверены, что победит Помпей. Причем Помпей предлагал М.А. перейти на его сторону. М.А. не предал. М.А. встал на защиту своей любовницы, когда ее сын ударил мать и обозвал грязными словами. Он не позволил ее оскорбить. М.А. пришел в трущобы к своему бывшему легионеру и накостылял ему по полной программе, потому что тот, переживая личную драму, опускался как человек. После такой встряски, легионер стал возвращаться к жизни. Вот такая яркая личность.
Я долго не могла заставить себя посмотреть две последние серии, и именно из-за Марка Антония. Там есть момент, когда в Египте Клеопатра и М.А. принимают делегацию из Рима, и просто издеваются над ней. Это было что-то. Но следующий кадр – уже за закрытыми дверями – М.А. совсем другой, он лежит и говорит, что очень устал. После этого я два раза выключала ДВД, не могла смотреть дальше. Потому что именно с этого момента для меня было начало конца М.А. Он еще верит, что сильный. Он еще мечтает, что возвратится в Рим и будет на коне. Он еще сам не понимает, что на самом деле сломлен внутри. Он тоскует по своей стране, я сразу вспомнила русских эмигрантов после революции. Такая же вера, и такая же тоска, и принимать правду невозможно.
И еще была одна сцена, которая меня впечатлила – это когда М.А. получает письмо о смерти Клеопатры. Это такая боль, просто животная, после которой самоубийство – просто нормально, как-то легко прошло. Так и должно быть. Возможно, эта сцена не оказала бы на меня воздействия, если бы до этого 20 серий я не видела совершенно другого человека. А здесь – резкое сопоставление между М.А. в начале фильма и в конце. И именно в этот момент понимаешь, что значила для него Клеопатра, хотя заподозрить изначально, что М.А. способен на подобные чувства было просто нереально. Про Клеопатру писать не буду, единственное, упомяну, что тоже, с моей точки зрения интересно. В конце фильма, когда М.А. уже мертв и Октавиан видит его труп, на ум приходит мысль, что при всех своих недостатках, М.А. выше, чище и даже благороднее, что ли, чем Октавиан (хотя все эти эпитеты совершенно не для М.А.). И это поняла Клеопатра. Жаль, что так поздно.
Даю две ссылки на клипы с Марком Антонием.
Эту – только потому, что на прошлой неделе мы обсуждали мужские юбочки. Так вот – там есть - египетская мужская юбочка.
http://www.youtube.com/watch?v=awT2GIbStns
А вот эту – потому что там есть сцена, где М.А. целует руки Цицерону.
http://www.youtube.com/watch?v=XCJdikG1MDw
Третий мой любимый герой, на самом деле – героиня. Атия, мать Октавиана и любовница М.А. В ней всего намешано не меньше, чем в М.А. Я не хочу говорить обо всех ее пороках и преступлениях – вдруг, кто-нибудь захочет посмотреть фильм, тогда будет неинтересно. Скажу лишь одно, она – настоящая римлянка и все, что творила, делала не из-за подлости, а из желания выжить, возвыситься и поднять своего сына и род на небывалую высоту. В ней говорили гордость, честолюбие, она мстила ОЧЕНЬ жестоко, с легкостью обрекала людей на смерть и вместе с тем оказалась всего навсего женщиной. Причем способной очень глубоко любить. Это просто поразительно, видеть, как ТАКОЙ человек любит по-настоящему и тоскует в разлуке. В конце фильма она переживает сильнейшую драму. Бойтесь своих желаний, потому что они имеют привычку сбываться. Высшая почесть для римлянина – триумф, не все выдающиеся люди смогли проехаться под триумфальной аркой. Ее сын – смог. К этому дню она шла всю свою жизнь. Этот день стал самым горьким днем в ее жизни, потому что это был триумф над мужчиной, которого она любила. Я даже не представляю, каких сил ей стоило пойти на это действие, не просто пойти, а еще и поставить на место зарвавшуюся жену сына.
http://www.youtube.com/watch?v=QVLWB9HJK5M
И она сидела там, и смотрела на трофеи из Египта, и тело (или чучело, я не поняла) М.А. Для нее это были похороны.
Вообще в фильме много драм, таких, что сердце рвется, но я все стоически приняла. На триумфе я плакала. Скажу честно. Вот клип. Посмотрите его два раза. Первый раз – на лицо женщины. Второй раз – на ее шею, там жилка ходит как при рыдании. Вот эта жилка меня и доконала. Как можно было так сыграть?
http://www.youtube.com/watch?v=q8BLtnNM_Jc
Я никогда не скрывала, что преклоняюсь перед английской театральной школой, но в этот раз я просто покорена. Это лучший фильм, который я посмотрела в этом году.