Кеану:
25.10.11 22:34
» Цвет. Имя розы
Имя розы или "цвет бедра испуганной нимфы".
Ах (женщина в розовом может ахать с чистой совестью – все примут как должное её восторженность), каких только названий нет у разных оттенков розового!
В честь
маркизы де Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV, назван был особый цвет, используемый при росписи севрского фарфора.
А восхитительно-выспренний "
цвет бедра испуганной нимфы"? Считается, что именно так был назван сорт розы, выведенный в самом начале XIX века, розовый с лёгким жёлтым оттенком. И в "
панталонах цвета cuisse de nymphe effrayée, как он сам говорил", является на приём князь Ипполит в "Войне и мире". А где "бёдра испуганной нимфы", там и
"ляжка испуганной Машки" – так обыгрывали когда-то название цвета подкладок офицерских, и, соответственно, солдатских мундиров при императоре Павле (да, не такой уж, получается, и "исключительно дамский", этот розовый цвет).
Розовый букет названий – "
парнасская роза" с фиолетовым отливом, "
старая роза" – грязно-розовый, "
пепел розы" – серый с розовым отливом,
фрезовый (от фр. fraise, земляника) – с сиреневым оттенком,
"гортензия" – нежно-розовый. "
Резвая пастушка" и "весёлая вдова" (XVIII век был не прочь пошалить с названиями).
Словом, есть из чего выбрать, правда?
И начали выбирать.
Говорят, что Козимо Медичи, правивший Флоренцией в XV веке, полагал – благородного из мужчины сделают два тюка розовой ткани. У достойного горожанина должна быть достойная же одежда...
Знакомая нам по романам Дюма французская королева Екатерина Медичи носила роскошное, усыпанное жемчугом платье, нижние рукава которого, как и виднеющаяся в разрезе юбка, были из нежно-розового атласа.
Из розового атласа же были и нижние рукава чёрных докторских мантий, а маленький король Шотландии, будущий король Англии Иаков VI, носил розовые чулки.
В XVII веке розовый почувствовал себя ещё увереннее – нежно-розовые юбки, жакеты, галстуки, мелькающие в разрезах яркие подкладки.
Но царствовать он начал в веке XVIII, веке столь же кокетливом и галантном, как сам розовый цвет. Эпоха пастельных оттенков, эпоха пудреных париков (порою розовых!), пышных, как цветы у махровых роз, юбок...
XIX век не захочет расставаться с розовым.
В каком платье отправятся на свой первый бал Наташа Ростова и Соня?
"На них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже".
"Военный, застегивая перчатку, сторонился у двери и, поглаживая усы, любовался на розовую Кити. Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и ее домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этою высокою прической, с розой и двумя листками наверху ее. Когда старая княгиня пред входом в залу хотела оправить на ней завернувшуюся ленту пояса, Кити слегка отклонилась. Она чувствовала, что все само собою должно быть хорошо и грациозно на ней и что поправлять ничего не нужно. Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались; розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку, Густые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив ее формы. Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем другом могло еще быть сомненье, но бархатка была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на нее в зеркало. В обнаженных плечах и руках Кити чувствовала холодную мраморность, чувство, которое она особенно любила. Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности..."
Розовыми были бальные платья, домашние, прогулочные – нежные и жизнерадостные.
Но розовый – это и
Так описана героиня одного из романов Золя: "Теперь он рассмотрел ее туалет – платье из бледно-розового индийского кашемира, очень мягкое, облегавшее ее, как пеньюар; оно не столько одевало, сколько раздевало ее. Нежная ткань колыхалась, как живая, на ее руках и груди; пышные складки мягкой юбки подчеркивали округлость ног. Это была нагота – искуснейшая, обдуманная и соблазнительная. Все было рассчитано: даже талия сделана повыше, чтобы резче выделить бедра. Из-под платья не виднелось ни краешка нижних юбок – на ней, казалось, вовсе не было белья. И при всем том она была чудесно одета".
Ведь, помимо прочего, это цвет тела.
ХХ век не отставал.
"Бриллианты – лучшие друзья девушек", а одним из лучших друзей Эльзы Скьяпарелли, знаменитого итальянского модельера, оказался розовый бриллиант, принадлежавший одной из её клиенток. Он и вдохновил Эльзу на создание цвета, который навсегда останется связанным с её именем – "шокирующий розовый". Она описывала его так: "жизнерадостный, словно весь свет, и все птицы и рыбы в мире соединились воедино, цвет Китая и Перу, но не Запада". Однако Запад его принял, а Скьяпарелли с наслаждением с ним играла.
Розовый "каблук" её знаменитой чёрной бархатной шляпки в виде туфельки – автором эскиза был знаменитый художник Сальвадор Дали, и шляпку, воплощённую Эльзой, носили и она сама, и Гала Дали, супруга художника.
Кто-то создавал строгие костюмы, кто-то – подчёркнуто-элегантные, а Скьяпарелли, прежде всего, смелые, даже дерзкие. И зачастую именно розовые, своего "фирменного" цвета. Вот вечернее платье, чей яркий розовый цвет приглушён полупрозрачным верхним слоем, делается из вызывающего почти нежным. А ещё были жакеты, картонки для шляп, и даже обложка автобиографии.
Говорят, похоронили Скьяпарелли тоже в ярко-розовом...
Но розовый, который мог быть и ярким, и спокойным, любила не только она.
Розовым восхищался Кристиан Диор, в розовом творил Кристобаль Баленсиага. Розовый временами уходит только для того, чтобы вернуться – очередным модным оттенком.
С какими другими цветами можно сочетать розовый?
О, тут нельзя не вспомнить Чехова, надолго заклеймившего сочетание розового и зелёного.
Помните пьесу "Три сестры"? Входит героиня "в розовом платье, с зелёным поясом".
Ольга. (Вполголоса испуганно.) На вас зеленый пояс! Милая, это не хорошо!
Наташа. Разве есть примета?
Ольга. Нет, просто не идет... и как-то странно...
Наташа (плачущим голосом). Да? Но ведь это не зеленый, а скорее матовый.
Предполагал ли Антон Павлович, что эти несколько строчек и много лет спустя станут не то чтобы неписаным – как раз писаным, из знаменитой пьесы – правилом для множества женщин? Розовое с зелёным сочетать нельзя!
А ведь с этим можно и нужно поспорить... Кто знает, какого именно оттенка были платье и пояс Наташи – быть может, они и в самом деле не сочетались друг с другом, но ведь дело именно в оттенках.
Сочетание розового и зелёного носили до Чехова, носили и после. Даже выше герой "Войны и мира", заметим, был не только в розовых панталонах, но и в тёмно-зелёном фраке... Главное, выбрать цвета так, что бы они смотрелись не менее гармонично, чем розовая роза на фоне своих зелёных листьев.
Бледный, нежный розовый – с бледно-серым же или фисташковым.
Ярко-розовый? Можно попробовать фиолетовый или тёмно-зелёный.
Фуксия? Может быть, сливовый? Да мало ли – кремовый, лавандовый, и даже (не падайте в обморок, ценители сдержанных сочетаний) оранжевый. Просто нужно "угадать".
И тогда, если вам встретится описание "зелёного платья, вышитого розовым бисером", вы уже не будете морщиться, а попытаетесь представить, как это – может быть, действительно красиво?
И если подруга подарит вам кремовый платок с узором из розовых цветов и светло-зелёных листьев, не упадёте в обморок, а присмотритесь и поймёте – да, что-то в этом есть...
И смело повяжете к тёмно-серому пальто шарф цвета фуксии.
http://www.sweetstyle.ru/main/raz/trend/1343 ...