Modiano:
12.07.15 12:15
В пору моей юности в деревне у папы на родине попались мне в руки пачки старых журналов - "Юность", "Смена", "Огонек". И вот в "Юности" печаталось много всего очень хорошего. Я запомнила повесть одну, название-то забыла, конечно, а уж совсем недавно отыскала, вспомнив имена героев. Это "Если ты назвался смелым" Марии Красавицкой. Действие происходит в Латвии. Почитайте, вещь стоящая!
...
Gerxard:
12.07.15 12:45
Алина мне напомнила, еще про одного советского писателя
Кира Булычева ( настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко ). Помните знаменитый фильм "Гостья из будущего". Именно в одном из таких газет я прочитала один из его рассказов про приключения Алисы Селезневой "Рабыня Заури". ( наверное по анологии с "Рабыней Изаурой
) . А потом появились книги "Приключения Алисы". Всего их было 6 книг. Шестую я так и не достала. А потом мне подруга говорила, что и седьмая появилась. Эх, прям ностальгия взяла... Хорошее у меня было детство.
Были у него и другие фантастические романы, но для меня он так и остался автором книг про девочку из будущего-Алису Селезневу.
...
Настёна СПб:
12.07.15 13:22
Ой, а я вспомнила о брошюрах
"Библиотечка советской милиции" (журналы "Щит и меч", "На страже закона"): "По наклонной", "Хулиганству - бой!", "Снисхождения не будет" и др. Небольшие рассказы о том, куда и к чему приводит нарушение закона.
Поучительно, познавательно, с примерами из уголовных дел. Я и сейчас иногда их перечитываю с большим интересом, хоть они и изданы примерно в год моего рождения.
...
Esmerald:
12.07.15 13:46
Собственно, по горячим следам написала отзыв на одну из моих самых любимых книг.
...
Наведнись, в другой теме Вика (Кармен), когда я пропесочила фильмы и романы Николаса Спаркса (хотя отдельные его вещи мне нравятся),
спросила меня есть ли такие вещи, которые нравятся мне АХ, АХ!!!
Я не назвала эту вещь... врасплох застал вопрос... Но именно АХ!!! как мне нравится эта повесть.
Владимир Короткевич "Дикая Охота Короля Стаха" 1964
Описание: Поиски древних сказаний и поверий привели ученого-фольклориста Андрея Белорецкого в глухой уголок Беларуси — поместье Болотные Ели.
Здесь в старом замке живет юная Надежда — последняя из шляхетного рода Яновских.
Согласно легенде, когда-то предок Надежды Роман заманил на охоту и предательски убил легендарного короля Стаха.
Умирающий Стах напророчил проклятье и вечную месть «дикой охоты» всему роду Яновских. Появляющиеся «привидения» всадников держат в страхе всю округу: «дикая охота» может убить любого…
Последней жертвой проклятья должна стать Надежда.
Почти готический сюжет ... но, все-таки, не готический.
Мастерство автора позволяет ВЗАХЛЕБ читать повесть с серьезной социальной темой... не дает оторваться, затягивает, полностью погружает в атмосферу старого дома, сырых мрачных болот...
Социальную тематику начинаешь рассматривать, когда она начинает тебя волновать, т.е. с годами...
...
Когда читала впервые, мне было лет 13. Тогда сюжет для меня был таинственным, детективным, романтическим... загадочным... но только не социальным.
...
По жизни я поклонница замков с привидениями, заброшенных домов, старых сундуков, писем, семейных реликвий, портретов... и желательно, чтобы фоном служил мрачный осенний пейзаж.
Наверное, это была своеобразная попытка сбежать от своей серости в серость чужую, но захватывающую...
...
"Дикая охота..." написана невероятным языком.
Это я отмечала всегда. Неспроста главный герой повести - фольклорист (от его лица идет рассказ). Само повествование очень походит на народную легенду... Певучее, протяжное, и такое
до боли родное... что щемит сердце...
...
Андрей Белорецкий - главный герой повести, собирает предания, легенды, сказки местных народов.
Судьба заносит его в отдаленное белорусское поместье Болотные Ялины, где в огромном барском доме живет его хозяйка, до смерти напуганная молоденькая девушка, Надежда Яновская.
Она благородна, добра, умна и образованна, несмотря на то, что никогда не выезжала за пределы дома.
Андрей удивлен, что Надее знакомы литературоведческие термины, но порой она говорит очень странные вещи.
Её рассказы о Малом Человеке Болотных Ялин, что топает в коридорах замка, о Голубой Женщине, сходящей по ночам с фамильного портрета...
... и о Дикой Охоте, что бесшумно скачет по болотам и пустошам, призывая последнего из потомков рода Яновских настолько взволновали и заинтересовали Андрея,
что он решает остаться и разобраться со всем, что происходит вокруг. Кому и зачем нужно так пугать девушку?
...
И начинается его путешествие по бесконечным комнатам дома, знакомства со странными людьми, живущими рядом, с родней Надежды и с простым рабочим народом, которому есть за что ненавидеть дворян...
Вместе со всем меняется и отношение Андрея к Надежде, она перестает быть для него жалкой и некрасивой, серой и сумасшедшей; она становится самым дорогим человеком...
Цитата:"Любопытство мое достигло пределов возможного. Нет, я не уеду отсюда завтра, как думал, я должен разгадать все это.
Женщина, подарившая мне сегодня еще одно хорошее воспоминание, сходит с ума от ужаса, здесь творится что-то не совместимое с законами природы, а я уеду.
Но кто поможет мне в поисках? Кто? И припомнились мне слова Свециловича: «Приползу к ногам ее и умру». Да, с ним я и должен встретиться. Мы поймаем эту мерзость, а если нет — я поверю в существование зеленых привидений и ангелов господних.
… Хватит! Победа или Волотова прорва — все равно.
Оставить? Ну нет, я не мог оставить этот омерзительный холодный дом, потому что здесь жила та, которую я полюбил. Да, полюбил. И я не стыдился этого".
...
А еще со временем "Дикая Охота..." стала для меня повестью о любви, любви невероятной и красивой.
Из той оперы, когда только в 25 я, таки поняла, что
описание любовной сцены можно назвать настоящим искусством.
Цитата:— Проклятые деньги! Проклятые деньги! Заберите, заберите меня отсюда, заберите!… Сильный, большой человек, мой властелин, забери меня отсюда!
Здесь так страшно, так холодно, так мрачно! Я не хочу, не хочу умирать…
Я перенес ее на кровать, легкую, как дитя. «Копыта» все еще грохотали за окном. Она так уцепилась в мои руки, что я почувствовал боль.
— Забери, забери меня!… Я не могу, не могу…
И все прижималась ко мне, ловила мой взгляд, пряталась у меня на груди.
Я отворачивал лицо, я задыхался. Но я не мог совладать с собой. Это налетело, как вихрь, и слабый человек не устоял.
Все слилось, завертелось в огненном круговороте, и она простила мне даже боль…
Луна скрылась за домом, последние отсветы падали на ее лицо, волосы, рассыпавшиеся на моей руке, на радостные, спокойные глаза, глядевшие во мрак.
Готовый разрыдаться от счастья, которое всегда возникает от близости с первой, разрыдаться от сознания, что никто прежде не касался так лицом твоей руки, я с ужасом думал, что она, моя первая, единственная, навсегда моя, могла, если б эти негодяи добились своего, стать похожей на ту, в доме Кульши.
Этого не будет. Нежностью, добротой, вечной благодарностью я сделаю так, что исчезнет ее сомнамбулизм.
Ни одного черствого слова не услышит она от меня. Разве не венчал нас немыслимый страх, ожидание смерти, обоюдное желание обычного тепла?
Разве не рисковали мы друг ради друга? Разве не получил я ее как величайшее счастье, на которое не надеялся?
...
...Словом, пересказывать сюжет нет смысла.
С одной стороны развязка шокирует, а с другой - станет абсолютно логичной.
Именно в процессе чтения понимаешь, что сама ты уже не здесь, а там, в белорусской пустоши, видишь, как летит по земле Дикая Охота, и начинаешь понимать, что это за потрясающая метафора... которой автор так много сказал...
Цитата:В жутком молчании бешено скачет над землей дикая охота короля Стаха.
Я просыпаюсь и думаю, что не прошло ее время, пока существуют мрак, голод, неравноправие и темный ужас на земле.
Она — символ всего этого.
Утопая наполовину в тумане, мчит над мрачной землей дикая охота.
...
Modiano:
13.07.15 15:00
Вот трудно даже объяснить почему, но "Дикая охота" у меня сразу вызывает в памяти такую вещь "Тревожный месяц вересень" Виктора Смирнова. И фильм есть, но после книги не то, конечно.
...
Gerxard:
13.07.15 22:42
Привет, девочки !
Дочитала книгу
Ивана Стаднюка " Максим Перепелица". Книга
Не хуже фильма. Много моментов в фильме просто нет. Наконец, поняла дело с этими гарбузами-тыквами. А то в начале фильма не разобралась что к чему. Юмор на высоте. Это замечательная смесь украинских выражений с русскими!
Теперь, по главному герою. Если бы сейчас проводился опрос "Лучший герой фильма "Максим Перепелица" я бы проголосовала за Степану Леваду, если бы " Лучший герой книги "Максим Перепелица"-то однозначно за Максима.В фильме он мне почему-то напоминал немножечко "авантюриста".Но в книге повествование ведется от его имени, ты читаешь его мысли и просто невозможно не влюбится в этого неплохого, верного, отзывчивого баламута и ветрогона. Да я его только за один этот эпизод с библиотекаршей Зиной полюбила :
"...Ну, а я поближе к Зине: «Как, мол, живете да что нового?» Она так охотно отвечает, вроде ей очень приятно со мной беседовать.Мне бы тут только разговор поддерживать на зависть всем солдатам нашего отделения, которые издали наблюдают за этой встречей. А я, дурень, размечтался. Смотрю на эту самую Зину и думаю… да, о Марусе Козак нашей яблонивской думаю! Куда там Зине до Маруси! Та как посмотрит на тебя, даже жаром полыхнет. Покраснеешь, а в сердце что то теплое шевельнется. Никак в очах у Маруси бесенята сидят. У Зины же глаза спокойные, внимательные."
Вот такой он верный парень! Разговаривает с хорошенькой девушкой, а думает о любимой.
А в финале меня тронули вот эти слова про любовь:
" Узнал, что такое любовь. Узнал, да словами об этом не скажешь. Только сердце может найти подходящие слова. Но, видать, потому оно и немое, сердце то мое, что еще нет таких слов. А если кто вам скажет, что есть, – стоит верить! Да, да, нужно верить! Как знать, может у кого нибудь сердце уже и словами заговорило! А может, песней. В песне тоже смысл бывает. А в песне сердца – тем более!
И не забывайте, что все это сказал вам я, Максим Перепелица. Не забывайте и к своему сердцу прислушивайтесь. Может, оно уже говорит или поет?"
Лучше про любовь и не скажешь!
Так что, если у вас плохое настроение, и вы захандрили, возьмите эту книгу и почитайте и хандра сразу отступит ибо "Невозможного ничего нет."
А завтра начну читать "Дикую охоту короля Стаха".
...
Cama s ytra:
13.07.15 23:56
Esmerald писал(а):Книжка же совсем короткая! И мне очень интересны мнения именно поклонников советской литературы, которые не будут сравнивать с А.К.Дойлем!
А мне и К. Дойл нравится *
в детстве им зачитывалась*, и советская литература. Но сравнивать их мне бы и в голову не пришло.
А вот Короткевича не читала.
Всегда была с историей в напряженных отношениях, поэтому и не бралась. Но сейчас, после такой замечательной рецензии
Кристины, обязательно прочту.
Gerxard писал(а):В том же 1955 году был снят фильм «Солдат Иван Бровкин» с очень похожим сюжетом; автор сценария и литературного оригинала Иван Стаднюк открыто обвинял создателей «Ивана Бровкина» (Ивана Лукинского и Георгия Мдивани) — в плагиате.
Не знаю кто там у кого э-э... сплагиатил, но когда-то я реально путала эти фильмы.
...
Esmerald:
14.07.15 10:49
Cama s ytra писал(а):А мне и К. Дойл нравится *в детстве им зачитывалась*
Настёна СПб писал(а):Сейчас как раз дочитываю "Дикую охоту". И понимаю, почему ее сравнивают с Дойлем ( с "Собакой Баскервилей"?).
Да и мне тоже нравился Конан Дойл, и именно "Сабака Баскервилей", особенно люблю наш фильм.
Но вот именно на форуме мне было довольно резко сказано, что Короткевич - это плагиат на "Собаку ... ".
Я, честно говоря, в шоке была, т.к. и близко не сравнивала: и тематика другая, и не в детективе даже дело...
Насколько "Охота..." трагичней и глубже говорить не стану..., кто читал знает, кто не увидел, ну что ж поделать, все люди разные...
Кто-то и Достоевского читает спокойно, как детектив, и я, кстати, не в укор это говорю.
Поэтому, собственно, А.К.Дойла и вспомнила.
Настёна СПб писал(а):Нет, тут скорее Гоголь, Лесков и "Олеся" Куприна. Завтра попробую отписаться.
P.S. Вот к слову о фильме. Насколько здорово поставлена "собака Баскервилей", настолько считаю неудачной постановку "Дикой Охоты...".
Т.е., как отдельное кино, без притязаний на источник, неплохой фильм, с задумкой, ... из оперы "другое кино", но как экранизация... нет.
...
Настёна СПб:
14.07.15 14:41
Владимир Короткевич
"Дикая охота короля Стаха"
Андрей Белорецкий - ученый-фольклорист, реалист и материалист - волей судьбы или неких темных сил попадает в затерянный на болотах дворец шляхтичей Яновских. Его встречает хозяйка Болотных Ялин Надея Романовна, последняя в роду, трогательная и до смерти напуганная девочка. Дом населён зловещими призраками, предвестниками смерти, а по округе кружит охота короля Стаха, вечная расплата за преступление далекого предка. "Не звякают удила, прямо сидят в седлах немые всадники, ветер развивает их волосы, плащи, гривы коней, и одинокая звезда горит над их головами. В жутком молчании бешено скачет над землей дикая охота короля Стаха".
Произведение сравнивают с "Собакой Баскервилей" А.К. Дойля. Я же увидела Гоголя, Лескова и "Олесю" Куприна.
Невероятно волшебным, образным, богатым песнями и поговорками языком в повести описаны вековой темный ужас и вековые же людские злодеяния и подлость. И , конечно, любовь. Светлая и единственная, ради которой - лечь в яму, превратиться в пыль, отдать душу...
Но есть одно большое "НО", что мне очень резало глаз. Классовая ненависть и социальная непримиримость, в упор стреляющая с каждой страницы. Человек, искренне и глубоко любящий Родину, не может не резать шляхту. И сама вырождающаяся шляхта, измывающаяся над народом. Кровь за кровь - разве эта непрекращающаяся резня может привести к светлому будущему?
Оценка, все же - 4.
...
laribonn:
14.07.15 18:22
Думала писать, не писать? Короткевича не люблю! Вот, написала! Я к мистике и фэнтэзи вообще плохо отношусь, не люблю этот жанр! Дикую охоту читала лет 16 назад на белорусском, у матери мужа была эта книга, ей младший сын привез, а мы были в гостях. Читала трудновато, все таки язык не совсем знакомый, хоть и очень похож на украинский. Переводный вариант не читала. Музыка языка заворожила и я книгу прочитала, но, честно, не понравилась, намешано там много, но вот все же незрелость и какое-то неустаявшееся отношение самого автора к происходящему очень ощущалось! Шурин был в полном восторге от книжки, меня заклеймил снобкой и консерваторшей из-за моего непонимания злости автора на шляхту! Я вообще очень осторожно отношусь к аля патриотам и националистам, а Короткевич - националист! Более поздние его книги более уравновешенные и зрелые, уже четко чувствуется безграничная любовь к Белоруссии, но без истерии. В переводах Короткевич проигрывает, так как его язык намного более сочен и красив. Много прочитала комментариев о его книгах и основной линией идет рефрен-читайте в подлиннике! А Охоту Короткевич написал в 19 лет! Издал позже, слегка переработав, но влияние классиков чувствуется и это-то как раз и хорошо! А образ Андрея на мой взгляд, Короткевич списал с самого себя, и не столько любимую девушку он защищал, сколько любовь всей своей жизни - Белоруссь.
...
Gerxard:
15.07.15 11:13
Прочитала книгу "Беспокойный человек" еще до "Максима Перепелицы", а отзыв никак не оставлю. Исправляюсь.
Любовь Воронкова "Беспокойный человек"
Замечательный юношеский роман. Поначалу, читая думала, ну конечно идеальная героиня ! Честная, справедливая, бороющаяся за правду. А потом думаю: Стоп! А что тут нереального. Героиня еще молоденькая, максималистка, у нее еще все в жизни белое и черное. Что нереального, в том, что она верит в свое дело и любит его. Да и не сразу же она решилась начать борьбу с Марфой Тихоновной за телят. Сомневалась, не решалась, боялась.Все как в жизни. Что нереального в том, что детям поручалось шефство над животными ( было такое), а они гордились этим и стремились его получить. Разве я не хотела и не мечтала быть октябренком или пионером.Разве в молодости нас не возмущала несправедливость.Разве не верили мы во все хорошее, в правое дело и что добро всегда побеждает зло. Мы как -то позабыли обо всем этом. И не заметно стали скептиками и немножко циниками, что когда начинаем читать такие светлые, добрые романы, скептически поднимаем бровь и уже не верим, что бывают в жизни такие люди.
Марфа Петровна мне поначалу понравилась. Этакая боевая женщина, способная на скаку остановить коня и войти в горящую избу. Но в конце она меня разачаровала.Не достойно такой женщины не признать, что она была не права, еще и разыгрывать из себя несправедливо обиженную.
А какие в романе диалоги! Особенно, связанные с дедом Антоном. Вот некоторые из них:
Агроном предлагает поставить на крыше клуба громкоговаритель, на это председатель отвечает :
"...— Приемник? Ну уж, братец, нет, это не выйдет! — резко возразил Василий Степаныч. — Зачем же это нужно нам день и ночь под музыкой жить? Это, может, ангелы на небе день и ночь музыку слушают, да ведь им делать-то нечего! А у нас, братец, жизнь другая, нам работать нужно. Уж и так радио-любители с этими говорителями одурели совсем — в каждый уголок стараются впихнуть. А зачем это делать? Там дети уроки учат, а приемник свое орет. Там бухгалтер или счетовод считает, а приемник все свое галдит. Там человек с работы пришел, просто отдохнуть хочет, а тут ему над ухом какой-нибудь хор зажаривает… Ну что, кроме досады? Так музыкой-то и обкормить недолго, как Демьян своего соседа ухой обкормил.
— Василий Степаныч, — снисходительно сказал агроном, — вы не понимаете музыки. Да ведь это культура!
— Музыка — культура, да. Для этого надо поставить в клубе хороший приемник. Кто захотел послушать музыку, беседу, лекцию, рассказ какой-нибудь — пожалуйста, зайди, послушай. Наслаждайся сам, а другому, который в эту минуту занят или просто не в настроении слушать музыку, другому, брат, не навязывай. Любить и знать музыку — это культура, а вот оглушать людей музыкой день и ночь — это уж, братец, совсем другое. А я хочу, чтобы в нашем колхозе действительно культурно было!
— Не знаю, не знаю… — пожал плечами агроном. — А я, представьте, под громкоговоритель вполне спать могу!
— Бывают и такие, — пожал плечами Василий Степаныч. — Но не на это рассчитывал Попов, когда придумывал радио."
А здесь Катерина читает соседям отрывок из пьесы "Отелло и Дездемона"
— Э-ка дурак! — сказал вдруг дед Антон. — Ну что он с этим платком к ней привязался? «Платок, платок»! Велика важность — платок!
— Да ведь он думает, что она его Кассию подарила! — горячо возразила Анка. — Ревнует, видишь! А она и не знает ничего!
— Ну, спросил бы раз, да и ладно!.. — проворчал дед Антон. — А то эва — пристал с ножом к горлу!
После окончания чтения пьесы:
— Эх, голова! — заговорил наконец дед Антон. — Эва, как поступил глупо! А ведь, небось, тоже ученый был!"
"— Дедушка Антон, а ты свою бабку Анну, чай, тоже бил? — озорно спросила уже повеселевшая Анка.
Дед Антон усмехнулся:
— А как же? Пробовал. Я ее кулаком, а она меня ухватом. Да так и отстал. Свяжись только с вами, с бабами!"
Мать проважает Катерину на совещание по поводу телят :
"— Ты там полегче, поаккуратней. Не обижай старуху. А еще лучше, если бы и совсем ты ее не трогала. Василий Степаныч за нее горой и дед Антон тоже. Перессоришься со всеми, а к чему?
Катерина ответила ей:
— Обижать не собираюсь, а сказать — скажу. Не могу не сказать, мама. Должна сказать, ведь я же комсомолка! И так слишком долго молчали!
— Вот видишь, — вмешалась бабушка, — а не была бы комсомолкой- как бы спокойно было!"
А вот этот диалог между дедом Антоном и его женой задел меня лично :
" Дед Антон надел шапку, но с места не встал. — Что там в Корее, читала ай нет?
Бабушка Анна живо надела свои большие новые очки и взяла газету:
— Ну что в Корее? Бомбят американцы, да и всё. Вот вишь: «Сегодня ночью американские бомбардировщики подвергли зверской бомбардировке и обстрелу западные районы Пхеньяна…» И фугаски бросают и напалмом каким-то жгут. Уж, чай, живого места на той земле не осталось — огонь да смерть… Чай, и на полях-то там ничего не родится…
— Ну, скажешь тоже! Что ж там, на полях, родиться будет, когда поле не хлебом, а бомбами засеяно. Растерзанная земля лежит! Каково ж там людям?
— А вот ты гляди, старик, всё держатся, всё не сдаются! Крепкий народ оказался!
— Да ведь как же, голова, — родина всякому дорога. Можно ли жить-то без родины? Вспомни, как в твой дом враги вошли…
— Ой, не поминай, старик, не поминай! Как все это сердце вынесло, не знаю.
— Но ведь у нас-то они и были всего недели две. А если б так вот и остались надолго?
— Ой, старик, что ты, типун тебе на язык! Да лучше умереть!
— Ну вот, и они так же думают: умрем, польем своей кровью родную землю, а врагу ее не отдадим. Вот и держатся. А как же, голова? Разве может человек остаться без родины!
— Теперь и пожалеешь, что бога нет, — сказала бабушка Анна: — уж он бы этих бандитов Трумэнов за такие дела трахнул! А то вон что — ни старым, ни малым пощады нет! Детей с самолета расстреливают!
— И без бога когда-нибудь трахнут, — ответил дед Антон, — свой же народ трахнет, а пока их не уймут, не будет покоя на земле. — И, уже взявшись за скобу, попросил: — Посмотри тут еще чего в газете-то… тогда за обедом раскажешь. А я в правление пойду."
...
Gerxard:
16.07.15 13:03
Владимир Короткевич "Дикая охота короля Стаха"
Спасибо
Кристине за отзыв, который побудил меня наконец почитать данную книгу. Мне очень понравилось, несмотря на тяжелый и грустный конец. Я тоже не любительница современного фэнтези,но загадки, семейные предания и легенды, фольклор очень люблю. Литературный язык бесподобен.И это в переводе ! А что тогда говорит о оригинале! Красивые описания природы, замка. Я полностью погрузилась в описываемую историю автора. Я словно была там с героями, переживала их чувства, их страх, боль. Я очень ценю это в романах.
Теперь насчет классовой ненависти. Да в романе она присутствует. Но честно, говоря она и в нашей жизни есть. Я тоже, как герой презираю и осуждаю поведение нынешней элиты. Хотя им это и до одного места.
И вот эти слова героя мне напомнили наше время, а не то прошлое:
"... Одни жрали как не в себя, другие умирали под их окнами от голода. Вот поваленный крест над тем, кто бесился с жиру, а вот умирающий от голода ребенок. Веками существовала эта граница между одними и другими... "
Ничего в мире не меняется.
Прочитав больше половину романа, я не увидела призыва героя к убийству шляхтичей. Наоборот после дуэли с Вороном он думает :
"Только теперь я понял, какой это ужас убить человека! Наверное, лучше подохнуть самому. И не потому, что я был таким уж святым. Совсем иное дело, если в стычке, в бою, в порыве ярости. А тут темная комната и человек, который прячется от тебя, словно крыса от фокстерьера."
Ему нравится шляхтич Дубатовк, шляхтич Свецилович, уже не говоря что он близко к сердцу принял судьбу шляхтянки Надежды Яновской. Да герой презирает шляхту, возмущается их поведением, восхищается революционерами в лице Свециловича. Но такой сильной ненависти я пока не вижу, так же как и призыва к убийству. Честно говоря, вначале, я не понимала зачем автор вообще подымает эти вопросы в этом романе, они немного отвлекали от сюжета.Только к концу поняла.
И вот дошла почти до конца романа и звучат следующие, полные ненависти, слова Рыгора :
"Мужики терпят, мужики прощают, мужики у нас святые. Но тут я сам потребую, чтоб с этими… как с конокрадами: прибить осиновыми кольями к земле руки и ноги, а потом такой же кол, только побольше, в задний проход, до самого нутра. И от ихних хат даже уголька не оставлю, все пущу пеплом, чтоб даже духа… чтоб духа ихнего смердючего не осталось. — Подумал и добавил: — И ты берегись. Может, и в твоей душе когда-нибудь панский дух забродит. Тогда и с тобой так… пане."
А в ответ герой ему отвечает :
"Дурак ты, Рыгор... — Свецилович тоже был паном, а всю свою короткую жизнь вас, олухов, от жадной шляхты да кичливых судей защищал. Слышал, как над ним голосили? И я могу так погибнуть… за вас. Молчал бы лучше, если Бог разума не дал."
Ведь правильные слова сказал. И призыва к убийству шляхты я в его словах не услышала.
И вот дохожу до битвы и здесь, действительно, появляются эти ужасные мысли героя :
"Я кипел от мерзостей, о которых рассказывал этот человек. Только теперь мне открылась бездна шляхетского падения. И я внутренне согласился с Рыгором, что эту породу нужно уничтожить, что она начала смердеть на весь свет."
Он как-то сам себе противоречит. Ведь еще недавно он говорил другое Рыгору, что не все шляхтичи такие. Но с психологической точки зрения это верно. Так и бывает. Во время войны, революции, гражданских войн, восстаний, люди звереют, они отключают человеческое сочувствие. У них нет оттенков, только черное и белое. Только месть, обида, злость и ненависть. Им все равно тогда, что не все богатые плохие, что у них есть дети, что не все они притесняли бедных, что их, в конце концов, так воспитывали. И что всех их не перебьешь, а ненависть порождает ненависть. Как сказал Рыгор "
… Думаешь, мне не жалко? Сердце кровью обливается. Спать спокойно, кажется, никогда в жизни не смогу. Но терпеть так терпеть, а уж коли начали, так до конца. Чтоб ни одного не оставить, чтоб только мы одни, под круговой порукой, знали…"
И я согласна с Настеной, что если бы не Андрей, крестьяне скорее всего, не пощадили бы и Надежду.
После прочтения этой кровавой бойни мне стало как-то грустно на душе. Даже счастливый конец не радовал. Грустно от понимания того, что некоторые люди ради богатства, власти, своего тщеславия, спеси, честолюбия до сих пор готовы убивать, унижать, презирать, относится по-свински к людям, стоящим ниже их по социальной лестнице. Они забывают такие золотые слова" Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»" или "Все возвращается бумерангом".И однажды терпение простых людей опять лопнет и опять кровь, ненависть, убийства, смерть невинных. Ведь в революциях не разбирают, виновен ты или нет.И щадит там некого не будут : не малых, не больших. Там будет править ненависть и злость.
Да, в романах Короткевича чувствуется ненависть к шляхте и призыв к революции. И мне кажется, что это личное автора, его позиция, а не потому что это советский писатель, как написала об этом одна из читательниц.Но может стоит нам, все-таки, к нему прислушаться. Чтобы больше такого в нашей жизни не повторялось.Перестать считать себя выше других людей и то что некоторым в этой жизни все позволено. Стать ближе к простым людям.Богатство на тот свет все равно не заберешь. Пока мы еще все смертны : и бедные и богатые. Пора нам оценивать людей не по его положению и кошельку, а по человеческим качествам. Пора учиться слышать других людей. А пока такого в мире нет и не помогают в этом ни революции, ни смены строев . Мы убиваем одних, а на смену им приходят другие. Как говорил Буаст : "Какой прок менять правление, если люди и нравы не меняются." Пора нам уже меняться и взрослеть. Всем : и богатым и бедным !
Роману поставлю 5. Он вызвал в моей душе столько эмоций. Вон сколько написала !
Равнодушной меня точно не оставил. Даже захотелось перечитать "Черный замок Ольшанский". Наверное так и сделаю.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
laribonn писал(а):Я вообще очень осторожно отношусь к аля патриотам и националистам, а Короткевич - националист!
Знаете, я тут решила сделать заявку на добавление автора Димарова в каталог. И наткнулась на его интервью. Он оказывается националист-бандеровец, хотя и родился в Полтавской области. При том раньше, как он говорит был сталинистом. Я даже подумала "Видать ты и не сталинист и не националист, а приспособленец". И честно, не хотелось даже добавлять его в каталог. Но все же преодолела свою неприязнь к автору, вызванную данным интервью. Все таки его роман "Идол" произвел на меня большое впечатление, что я до сих пор помню некоторые эпизоды и даже имя возлюбленного дочери главной героини! И хорошо, что я раньше об этом не знала. Иначе и в руки не взяла бы его книги.
...
laribonn:
16.07.15 14:12
» Константин Михайлович Симонов "Жди меня"
Ксюша, спасибо за такой проникновенный пост! Мне потому не очень понравилась Охота, что крови-то многовато было, и читала я намного раньше в году 1992-м, я думала позже, а вот посчитала и оказалось на самом перепутье, когда бандеровцы головы-то поподнимали... Но, с Короткевичем не все так просто, он талант, причем мощный и яркий в своей индивидуальности! Я тут его сказки нашла, попробую почитать, отзывы просто отпадные! Но есть разница между националистом и нацистом, нацизма у Короткевича нет!
А вот Димаров-нацист!
Меня, когда-то в юности, преподаватель Харьковского универа научила одному правилу: нельзя не любить то, чего ты не читала или просто не знаешь! Разговор тогда шел о Чехове и Достоевском. После этого я прочитала всего Достоевского, а Чехова я и до этого всего прочитала. И скажу так, не люблю Достоевского, человек не должен свою болезнь ставить выше таланта, а он поставил! Его философия мне не по нутру, уж пусть извинит меня великий классик, смирения во мне-ноль!
Мне кажется, что личность самого писателя часто накладывается на его произведения, при этом , если личность неадекватна, то каким бы талантом человек не обладал, все равно это скажется на качестве его писаний! Яркий пример -Шевченко, он так любил свою неньку, что спился в дрызг, слабак! И талант загубил!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А теперь по теме.
Константин Симонов. Жди меня...
Константи́н (Кири́лл) Миха́йлович Си́монов (28 ноября 1915, Петроград — 28 августа 1979, Москва) — русский советский писатель, поэт, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Заместитель генерального секретаря СП СССР. Член ВКП(б) с 1942 года.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/Konstantin_Michailowitsch_Simonow_1943.jpg
Вот история написания этого стихотворения.
Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм, где мама сыграла главную роль.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Валентина_Серова_и_Константин_Симонов.jpg/200px-Валентина_Серова_и_Константин_Симонов.jpg
Я сама не раз читала это стихотворение на вечерах поэзии, которые устраивали молодежь на предприятии, где я работала. О Симонове, думаю, знают все, поэтому биографию не буду выкладывать. Самый значительный его роман "Живые и мертвые" и самая известная пьеса "Парень из нашего города", были сняты фильмы и по роману, и по пьесе. По мотивам стихотворения снят фильм Жди меня с Серовой Валентиной в главной роли. С ней была связана история о невернувшемся Бунине из Парижа. Симонова делегировали в Париж, чтобы он уговорил Бунина вернуться в СССР, но Серова успела незаметно шепнуть ему на ушко, чтобы ни в коем случае тот не возвращался. После этого Серова стала невыездной.
...
Gerxard:
16.07.15 16:12
Спасибо девочки за теплые слова ! Очень приятно! Я так волновалась, когда писала отзыв, столько эмоций меня переполняло. Всем от меня
Насчет Симонова. В юности прочитала три его романа: "Дни и ночи", "Случай с Полыниным"и "Дым отечества". Первые два уже не помню. А последний запомнился несколькими эпизодами. Особенно началом. Автор написал данный роман под впечатлением от поездки в Америку. Вот они :
Но вот он, Басаргин, жалеет ли он, что этот пункт, с английским языком, оказался в его анкете? Первое время ему порой до отчаяния ясным казалось: да, жалеет, очень жалеет, и никогда не перестанет жалеть! Он тосковал по всему сразу: по жене, по русским лицам, по русской природе, по русской печи. Его удручала неопределенность срока работы, то, что нельзя было даже отсчитывать оставшиеся до возвращения или хотя бы до отпуска дни.
Он с трудом привыкал к чуждой ему системе отношений между людьми, к разрозненности людских интересов, к слову «выгодно» вместо слова «нужно», к тому, что некому было сказать: «Давайте возьмемся, товарищи», и, наконец, к тому, что логика справедливости пасовала здесь перед логикой денег почти всякий раз, когда дело переходило от мелочей к чему-нибудь крупному.
Но еще трудней привыкал он к той двойной бухгалтерии в оценке потерь и страданий народов, в существование которой он не хотел верить, командуя своим противотанковым дивизионом.
В июне сорок пятого года, еще в Нюрнберге, сидя рядом с Басаргиным в баре и почти не стесняясь его присутствия, двое журналистов и офицер из английской разведки спорили о достоверности официально сообщенной русскими цифры потерь – семь миллионов убитых. Смысл их спора не оставлял сомнений: им хотелось, чтобы официальные сведения оказались преуменьшенными.
– Но если даже их данные точны, – в заключение сказал один из журналистов, – то семь миллионов тоже порядочно. – Он выговорил это с нескрываемым удовлетворением.
Басаргину хотелось ударить этого человека. Но это было бы как раз то, чего он не имел права делать. Однако и промолчать было свыше его сил. «Да и почему, собственно, надо молчать?» – подумал он и, повернувшись вместе с табуретом к своим соседям, побледнев, сказал, тщательно выговаривая английские слова:
– Вы сначала на два года позже, чем могли, открыли второй фронт, дождавшись того, чтобы мы успели потерять эти семь миллионов, а теперь пытаетесь свысока разговаривать с нами на мирных конференциях только потому, что мы потеряли в семь раз больше, чем вы. Ваша программа не удастся, можете быть уверены.
Наступило молчание. Потом английский офицер, почувствовав неловкость, примирительно сказал:
– Давайте лучше выпьем, майор! Заниматься всеми этими счетами – не наше с вами солдатское дело.
Басаргин отхлебнул глоток разбавленного водой виски, вихор на его голове запальчиво взъерошился.
– По-солдатски я бы поговорил с вашими солдатами, которые дрались и умирали в Дюнкерке. А с вами у нас, после того, что я слышал, какие уж тут солдатские разговоры! За здоровье ваших, оставшихся в живых соотечественников! В противоположность вам, я бы не хотел, чтобы солдатских могил оказалось больше, чем пишут в газетах. Нигде, в том числе и у вас! – Он большим глотком опорожнил свой стакан, встал и, поклонившись, пошел к выходу.
Это была только одна из многих встреч и один из многих разговоров. Они утомительно повторялись.
– Это правда, что у вас разрушено более тысячи городов?
– Да, это правда.
– Абсолютная правда? Без преувеличений?
– Да.
– Вам будет очень трудно самим все это восстановить.
– Да, нам будет очень трудно.
Собеседник – представитель фирмы, изготовляющей стальные цельнотянутые трубы. Фирма уже поставила первую партию труб для газопровода Саратов – Москва. Из-за спешности заказа за трубы было заплачено дороже, чем обычно. Представителю фирмы хочется спросить Басаргина: что этот заказ – случайность или система? Но деловой такт не позволяет ему задать такого вопроса, и он только, присвистнув, повторяет:
– Тысяча городов, это здорово много!
Басаргин видит его довольное лицо и вспоминает зимние развалины только что освобожденного Ростова, сквозные обледенелые коробки домов, пустую мертвую улицу и одинокого мужчину, бредущего с санками по мостовой. Мужчина налегает грудью на веревку, санки скользят и едут боком; на них стоит маленький детский гроб, сколоченный из двух фанерных ящиков. На фанере надпись: «Папиросы «Дукат». Ростов-на-Дону».
– Что вы замолчали? – спрашивает Басаргина его собеседник.
Басаргин смотрит ему в лицо и молчит.И уже перед самым отъездом из Америки – на этот раз собеседником Басаргина оказывается видный журналист. Разговор заходит о хлебе.
– Говорят, что у вас в этом году небывалый неурожай. Что такого не было пятьдесят лет. Да?
Басаргин подтверждает.
– Я слышал, что у вас уже сократили нормы выдачи хлеба. Вам будет очень трудно с хлебом в этом году.
Басаргин следит за лицом собеседника. Тот с торжествующей бесцеремонностью продолжает развивать мысль о возможности голода в России и даже не дает себе труда выразить на лице сочувствие.
Басаргин встречается с этим журналистом уже не в первый раз и знает, что он не садист и не убийца, что он не ест детей и не убивает женщин; напротив, он, как говорится, вполне порядочный человек, участвовал в войне, был ранен и потерял на Филиппинах сына. Но ему доставляет удовольствие мысль о возможности голода в России. Ему кажется, что недостаток хлеба в России даст лишние аргументы для жестких разговоров с русскими.
– Вы согласны со мной, что ваше положение с хлебным балансом будет очень трудным? – заключает журналист.
– Да, но я не люблю, когда о страданиях моего народа говорят улыбаясь.
– Честное слово, вам это показалось.
– Нет, это вам показалось, что мы продадим социализм за чечевичную похлебку. А мы не продадим, мы им не торгуем, – в свою очередь через силу улыбаясь, говорит Басаргин.
Да, поистине, если вспомнить эти годы – они были жестоким воспитанием воли.
А еще вот этот отрывок произвел на меня впечатление.
Басаргин снял с верхней полки чемодан, огляделся – не забыл ли чего, и, заметив под подушкой пестрый номер «Кольерса», купленный в день отплытия на нью-йоркской пристани, хотел сунуть его в карман, но журнал выскользнул и упал на пол.
Инженер поднял его, чтобы передать Басаргину, но фотография на раскрытой странице задержала его внимание. Он постоял несколько секунд, внимательно разглядывая ее, и, протягивая Басаргину журнал, спросил – не может ли тот объяснить, что здесь изображено.
В «Кольерсе» была сфотографирована последняя забавная сенсация Нью-Йорка – молодая парочка венчалась на выступе крыши, стоя на цыпочках, на ободке флагштока и вцепившись во флагшток руками. Священник посылал им благословение снизу, с мостовой.
Басаргин добросовестно перевел инженеру и его жене подпись под фотографией. В ней были названы фамилии новобрачных и сообщалось, что это первый в истории Соединенных Штатов случай венчания на флагштоке.
В купе все молчали. Поезд уже начал замедлять ход перед станцией. Басаргин надел пальто и шляпу.
– Зачем они это? – сказала жена инженера.
– Что, – так венчались?
– Да. Стыдно просто. Что же редактор смотрел? Есть же там у них редакторы?
– Есть, – сказал Басаргин и вдруг понял, что этот вопрос, в первое мгновение показавшийся ему наивным, был совсем не наивен. Это был естественный вопрос одного мира, обращенный к другому.
Было что-то невыразимо постыдное для послевоенного человечества в этой напечатанной на сверкающей дорогой бумаге крикливой и вздорной фотографии. Она выглядела особенно позорно здесь, среди ледяных полей, усеянных бесчисленными могилами, среди выжженных деревень и курящихся из-под снега землянок.
Были еще несколько эпизодов, которые на меня произвели впечатление. Но эти два особо тронули.
...
anel:
18.07.15 11:53
Спасибо огромное за тему!! Очень люблю советские произведения!! Именно за искренность, за патриотизм, за отдачу самого себя во благо Родине.. Еще со школьной скамьи полюбила Тихий Дон, Вечный зов и Молодую гвардию..А Два капитана - моя самая любимая книга из всех мною прочитанных по сей день. Подписалась на тему и я обязательно приду со своими отзывами ))
В опросе конечно же проголосовала за Саню Григорьева - мой идеал мужчины.
Ну и да начну с
Вениамин Каверин - Два капитана.
Книга на все времена. Самое лучшее произведение того времени, оно и сейчас читается на одном дыхании. Перечитывала эту книгу не раз и будучи в подростковом возрасте и сейчас, когда далеко за тридцать. Я думаю «Два капитана» обязательна для прочтения 12-летним мальчикам. Да, где-то наивно, где-то слишком сладко, иногда до оскомины идеально, но именно по таким книгам и надо воспитывать молодое поколение, когда наглядно показано что хорошо, а что плохо. Саня Григорьев на долгие годы стал для меня идеалом. Всегда восхищалась его смелостью, чувству долга и самоотверженности. Его стремление найти капитана Татаринова восхищает. Ведь многие из нас давно бы опустили руки, а он несмотря ни на что, шел к своей цели, гордо подняв голову. По развитию сюжета ему противопоставляется то меркантильный Ромашка, то малодушный Валька, то подлый Николай Антонович.
Но мне кажется, что это книга не только о героизме, хотя он здесь присутствует, и не о жизненных перепитиях главных героев, это книга о ЛЮБВИ, как она влияет на поступки людей. Ведь все поступки Николая Антоновича, Ромашки и Сани продиктованы этим чувством. Любовь словно катализатор всей сущности человека, вытаскивая наружу всё, что сидит в глубине души у человека: его пороки и достоинства. Кого-то она делает героем, кого-то предателем, а кого-то братоубийцей. И нельзя сказать, что кто-то из них любит больше или меньше, просто любить можно по разному. Любовью можно убить, можно покалечить, а можно осчастливить. Да, это истина, но в «Двух капитанах», как ни в одном другом произведении, видна четко и ясно.
Читала, читаю и буду перечитывать «Два капитана».
На счет фильмов. Как раз таки мне нравится пятисерийный фильм по этому произведению. Актерский состав безупречный. И Саня Григорьев в моем представлении сошелся с Борисом Токаревым и Катя красавица. Нежно люблю этот фильм, так же как и книгу.
...