Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Vlada: > 27.06.10 18:29


По поводу Клеопатры. Моя статья касалась Древнего Египта. когда оно было самостоятельным государством. А Клеопатра, как мне помнится, была из рода Птолемеев. Т.е. уже греческое время, когда Египет был уже не тем великим государством, а после Клеопатры вообще стал Римским.

...

Lapunya: > 27.06.10 18:31


Vlada писал(а):
А Клеопатра, как мне помнится, была из рода Птолемеев. Т.е. уже греческое время, когда Египет был уже не тем великим государством, а после Клеопатры вообще стал Римским.

да, я это знаю, просто первое, о чем подумала, что она была царицей Египта, едва ли не единственной. Почему так случилось? Не было достойных? Либо же закон о престолонаследовании изменили?

...

Vlada: > 27.06.10 18:37


В Древнем Египте была одна царица, как исключение - Хатшепсут. При ней Египет процветал, развивалась торговля. Я вообще люблю женскую тему в истории, если вам будет интересно, я продолжу завтра.

...

Lapunya: > 27.06.10 18:38


Vlada писал(а):
В Древнем Египте была одна царица, как исключение - Хатшепсут. При ней Египет процветал, развивалась торговля. Я вообще люблю женскую тему в истории, если вам будет интересно, я продолжу завтра.

Точно!Хатшепсут - как только ты назвала имя, сразу вспомнилось. А тема интересная. Будем с нетерпением ждать

...

whiterose: > 28.06.10 14:49


Добрый день!
Женя, твою статью перенесла в свой архив Laughing
Влада, материал замечательный (особенно поэзия). Обожаю читать про быт и повседневную жизнь, она дает об эпохе не меньше представления, чем отдельные личности и поворотные сражения.
А я с очередной ссылкой. эта маленькая заметка о том, как праздники Древнего мира видоизменялись и жили еще несколько столетий. Laughing
https://lady.webnice.ru/little_alba/?act=article&v=514

...

Vlada: > 28.06.10 18:53


 » Царицы Египта:Хатшепсут и Арсиноя

Возвращаюсь к теме женщин в Древнем Египте. Был вопрос о престолонаследовании. Он действительно передавался по мужской линии, да вот только женщины не всегда хотели с этим мириться, поэтому порой узурпировали власть. Так кто же они, эти узурпаторши? Познакомьтесь с некоторыми из них.
1. Царица Хатшепсут.
Представительница 18 династии эпохи Нового царства . В переводе с древнеегипетского ее имя означает «первая из почтенных». Ее родителями были царица Яхмос и фараон Тутмос I, но Хатшепсут считалась дочерью верховного бога Амона-Ра. Вокруг Хатшепсут развернулась жестокая интрига, в которую были вовлечены отец-фараон, муж, жрецы и другие придворные. Всем хотелось, чтобы она стала игрушкой в их руках. Но они просчитались: женщина, получившая титул фараона, сумела сосредоточить вокруг себя влиятельных вельмож и даже бывших врагов, фактически отстранила мужа-соправителя от власти и объявила себя «фараоном-владычицей Верхнего и Нижнего Египта». Правила она 20 лет. Ее политическое значение было столь велико, что при коронации ей дали мужское тронное имя Мааткара-Хнум-Амон, а художники нередко изображали ее в мужской одежде, иногда даже с подвязанной бородкой. При Хатшепсут египетские войска не совершали завоевательных походов в чужие земли, ее деятельность полностью была направлена на упрочение внутреннего экономического и политического могущества страны. Древние надписи содержат похвалу царице за то, что она реставрировала многие храмы, а также снарядила экспедицию в страну Пунт, где было много благовоний. После смерти жены память о ней пытался искоренить ее преемник=муж Тутмос III.
2. Арсиноя.
Была одной из самых выдающихся женщин знаменитой Птолемеевской династии. Арсиноя II жила в 316-270 г. до н.э. По свидетельству античных историков, отличалась высокой образованностью, покровительствовала наукам и искусствам, но при этом была этакой бой-бабой, одержимой честолюбием и не чуждавшейся интриг, чтобы удовлетворить свою жажду власти. В возрасте 38 лет она вышла замуж за своего брата Птолемея II (правил в 285- 246 гг. до н.э.), который был на 8 лет ее моложе. Арсиноя, будучи соправительницей фараона, имела на него большое влияние. По ее инициативе Птолемей II строил храмы, производил грандиозные мелиоративные работы, соорудил в Александрии культурный и научный центр с библиотекой (Мусейон). Сама Арсиноя была жрицей Овна в одном из храмов, а когда она умерла. Ее причислили к сонму богов. Впоследствии культ Арсиноии ввели во всех храмах Египта.

Для Справки: История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100—28 00 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2800—2280 гг. до н.э.), в который включается время царствования III—IV династии; период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н.э.) — время царствования XI—ХП династий; период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.) —время царствования XVIII—XX династий египетских фараонов.

О другой великой царице из рода Птолемеев – Клеопатре – хочется поговорить отдельно.
Подробнее о Птолемеях: ЗДЕСЬ http://ru.wikipedia.org/wiki/Птолемеи

...

Vlada: > 01.07.10 18:28


 » Египет: КОСМЕТИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Приглашаю вас заглянуть в косметичку египтянок:

КОСМЕТИКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
Древнем Египте украшение тела с помощью косметических средств использовалось очень широко. В пирамидах, в гробницах фараонов Древнего Египта хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины пользовались белилами, румянами, применяли фосфоресцирующие краски.
Увлечение косметикой в Древнем Египте было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались. Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисовали зеленые круги вокруг глаз. Для подкрашивания век в Древнем Египте использовали мелко тертый сернистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах.
Многие косметические препараты Древнего Египта были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век служила также и как средство для отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень была также лекарством от глазных болезней.
Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица». Древним Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы Древнего Египта любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса. Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.
Царица Клеопатра имела для производства парфюмерных изделий целую фабрику. Археологи при раскопках в Древнем Египте обнаружили в районе Мертвого моря остатки строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Антоний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав, кореньев, минералов. Некоторые рецепты сохранились до наших дней. Туалетные процедуры в Древнем Египте выполнялись рабынями, причем каждая имела свою специальность.
В дошедших до нас египетских медицинских сочинениях, в так называемом папирусе Эберса, изданном в Лейпциге, папирусе Хертеса и других, кроме сведений по анатомии содержатся и некоторые рецепты по изготовлению косметических средств в Древнем Египте. Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это, прежде всего рецепты мазей, которые приготовлялись в храмах Древнего Египта. Скажем, для предотвращения седины использовали жир черных змей, кровь черных быков, яйца сорок, ворон. Парикмахеры Древнего Египта уверяли, что мази, приготовленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. В Древнем Египте ценились мази, в состав которых входили жир рыб, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и продавались за большие деньги.
http://epidarus.ucoz.com/news/2009-02-23-9

Древние египтяне верили: красота - дар богов, которым они отмечают лишь избранных. Божественное надо хранить, как высшую ценность, - поэтому косметика изначально имела на земле фараонов более высокое предназначение, чем в наше время. В настоящее время, несомненно, одно: та растворившаяся в веках красота была более одухотворенной, чем современная. А значит более красивой.
Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны.
Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног. Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.
Известный египтолог Георг Эберс в романе «Уарда» так описывает египтянку: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и... теплый, свежий и ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым... О чистоте крови говорили также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами»

Вот вам на всякий случай несколько советов от древних египтян:

Для того, чтобы лучше росли волосы, нужно положить мелкопорубленный салат-латук на ту часть, где волосы начинают выпадать. А для того, чтобы волосы не седели, нужно взять черный рог газели, смешать с маслом и сделать специальную мазь. Можно вместо рога газели использовать печень осла. Чтобы убрать лишние волосы с тела, нужно сделать специальную смесь - размельченные кости птиц, перемешанные с пометом, маслом, кленовым соком, смолой и огурцом. А вот вам рецепт как освежить свое дыхание: окись натрия плюс трава, содержащая натриевую соль или молоко.

...

froellf: > 01.07.10 22:00


 » МАРК ВИПСАНИЙ АГРИППА

АГРИППА, МАРК ВИПСАНИЙ (Marcus Vipsanius Agrippa) (ок. 63-12 до н.э.)

Агриппа родился около 63 года до н.э в Далмации.
Происходил он с Либурнийского побережья Адриатического моря, из части Далмации, которая была известна пиратами. Понятно, что в таком месте будущий флотоводец мог получить представление о морском деле.
Учась в риторской школе в Риме, Агриппа познакомился с Октавианом.
С детства Агриппа был близким другом и верным соратником Октавиана Августа (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), внучатого племянника Цезаря, которого по завещанию диктатор усыновил. Они были почти ровесниками, и дружба их возникла еще в молодые годы.
Агриппа трижды (в 37, 28, 27 до н.э.) занимал высшую в Риме магистратскую должность консула, а в 33 до н. э. был эдилом, отвечавшим за поставки продовольствия, общественные постройки и игры.
Агриппа был талантливым полководцем, и под его командованием одержаны почти все победы войск Октавиана. В 30 г до н э Октавиан породнился с Агриппой, выдав за него замуж свою племянницу Марцеллу, дочь Октавии.
В 29 г до н э после окончания гражданской войны Октавиан советовался с Агриппой и Меценатом о том, следует ли ему отказаться от власти или сохранить ее. Как передаёт Дион Касс, в речи Агриппы были такие слова:
«Не удивляйся, Цезарь, что я буду советовать тебе отказаться от единовластия, хотя лично я извлек из него множество благ, пока ты им владел…»
Октавиан, однако, не последовал совету Агриппы и предпочел единовластие. «Агриппа, хотя и держался иного мнения, очень охотно помогал ему во всем, как если бы он сам был инициатором» (Дион Касс. 52, 41).
Впоследствии возникло временное охлаждение в отношениях между Октавианом Августом и Агриппой. Причина заключалась в том, что Август в 25 г. до н.э. усыновил своего племянника Марцелла, сына Октавии, выдал за него замуж свою дочь Юлию Старшую и сделал его своим наследником. Агриппа обиделся, бросил все, уехал из Рима и некоторое время жил в Митиленах на острове Лесбосе.
В 23 г. до н.э. Марцелл умер.
Примирение
Между Октавианом и Агриппой наступило примирение. Октавиан был столь заинтересован в Агриппе, что стал просить свою сестру Октавию уступить ему зятя. Октавия, покорная воле брата, уговорила свою дочь Марцеллу развестись с Агриппой, хотя у них уже были дети. Став свободным, Агриппа, по желанию Октавиана, в 21 г. до н.э. женился на его дочери Юлии Старшей, вдове Марцелла (см.: Свет. Авг. 63; Плут. Ант. LXXXVII). У Агриппы и Юлии родилось пять детей, которых Октавиан считал своими наследниками.
Императоры Гай (больше известный как Калигула) и Нерон — соответственно внук и правнук Агриппы.
Агриппа оставался верным помощником Октавиана до своей кончины в 12 г. до н.э.
Он занимал высокие государственные посты, вел войны в Германии, а в Риме оставил о себе память сооружением значительных построек. По словам Диона Кассия, Агриппа в Риме «воздвиг храм, названный Пантеоном (храм всех богов). Называется этот храм так, быть может, благодаря изображениям многих богов на пьедесталах статуй Марса и Венеры. Агриппа хотел там водрузить статую Августа и присвоить зданию его имя. Но так как Август не разрешил ни того, ни другого, Агриппа поставил там статую первого Цезаря, а в преддверии храма — статую Августа и свою собственную» (Дион Касс. 53, 27, пер. Ф. А. Петровского в кн.: Зубов В. П., Петровский Ф. А. Архитектура античного мира. М., 1940, с. 449—450).
В 80 г. н. э. Пантеон сгорел и был заново выстроен в первой половине II в. Это здание существует и сейчас; на его фасаде начертано имя Агриппы.
Под непосредственным наблюдением Агриппы были проведены топографические исследования, результатом которых стала карта дорог Римской империи. Ее бронзовое изображение было помещено в портике Эмилиевой базилики. Известны принадлежавшие его перу труды по географии и истории.
Агриппа обессмертил себя также тем, что провел в Рим два водопровода и построил первые термы (роскошные бесплатные общественные бани). «Когда однажды римляне стали жаловаться на недостаток и дороговизну вина, Октавиан Август унял их строгими словами: «Мой зять Агриппа достаточно построил водопроводов, чтобы никто не страдал от жажды».
Один из водопроводов Агриппы работает до сих пор: это вода фонтана Треви, самого знаменитого из всех римских фонтанов. Первоначально водопровод назывался Aqua Virgo («вода девы»), так как источник, якобы, показала воинам Агриппы какая-то девушка. Aqua Virgo — самая вкусная вода в Риме; очевидно, поэтому возникла традиция, уезжая из Рима, напиться этой воды. Впоследствии традиция несколько изменилась: кто хочет снова вернуться в Рим, должен перед отъездом бросить монетку в бассейн фонтана Треви. Роскошное архитектурно-скульптурное оформление этого фонтана в стиле барокко относится к XVIII веку.

Использованы материалы книги: Федоровой Е.В. Императорский Рим в лицах. Ростов-на-Дону, Смоленск, 1998.
В следующий раз я расскажу вам о Пантеоне, на фронтоне которого увековечено имя Агриппы...

...

IreneA: > 02.07.10 18:32


Всем добрый вечер, тема Египта очень интересная.
Насчет "повседневной жизни"- занялась поиском этой серии с подачи Розочки.

Вот здесь эти книги можно скачать. Правда формат файлов потребует дальнейшей обработки, но это быстро и несложно, если что - подскажу.

...

miona: > 03.07.10 12:42


 » Медицина времен древних славян и скифов

Девочки, здравствуйте. Прошу прощ. за отсутствие - так получилось. От проклятущей пневмонии "вылечили" питерские "пульманологи" - в настоящей русской баньке под Выборгом - веником, веником - и в Вуоксу....пинком. Честно говоря, в море прыгать как-то поуютнее, попрозрачнее, а тут - вода темная и таакие щучищи и сомы! Бррр. До Помпеев не долетели - погодные условия... Пришлось довольствоваться рафинадной Швейцарией у родственников и несколькими днями в Тулузе у друга.  У друзей выклянчила раритетное издание "Херсонес в начале нашей эры", оч. интересно расписывается быт, воспитание, медицина, кулинария. парфюмерия(!) жителей. Сейчас попробую отсканировать.
попались по теме парочка интересно-забавных публикаций, улыбнитесь.
Почему зеленку применяют только в СНГ?
Обозреватель, 02.07.2010
     Пузырёк с ярко-зелёным спиртовым раствором "бриллиантовой зелени" - первое лекарство в жизни каждого человека, рождённого в России. Не удивлюсь, если и в СНГ - зелёнкой у нас испокон веку мазали только что завязанный пупок новорождённых. Чтобы не попала инфекция. Без зелёнки нет ни одной домашней аптечки. Обожают её и старики. А между тем нигде в мире её больше не применяют. Почему? Ответ на этот вопрос потребовал настоящего расследования.
Безумный Игнац
     В середине ХIХ века в просвещённой Европе каждая десятая роженица умирала от родильной горячки. Несмотря на то что роды принимали не какие-нибудь бабки-повитухи, а дипломированные врачи.
Молодой врач-акушер венской больницы Игнац Земмельвейс страшно переживал за своих пациенток, пытался понять причины. И додумался: врачи в то время много практиковали в прозекторской. Принимать роды часто прибегали прямо от трупа, вытерев руки носовыми платками. Игнац и решил, что они заражают рожениц "трупным ядом". И предложил перед тем, как подойти к роженице, держать руки в растворе хлорной извести. Смертность сократилась в 7 раз.
     Но коллеги новомодных идей Земмельвейса не приняли, поднимали его на смех, травили. Не убедила врачебное сообщество даже смерть немецкого врача Густава Михаэлиса. Тот смеялся над идеями Игнаца, но решил проверить их на практике. И когда смертность среди его пациенток тоже упала в разы, не выдержал унижения и покончил с собой.
     А бедный Игнац тоже закончил плохо: сначала угодил в психлечебницу, а вскоре умер, по иронии судьбы - от сепсиса, того самого, от чего умирали пациентки до его блестящего озарения. Потом благодарные потомки, правда, поставили ему памятник. Это мы умеем.

Умный Луи и разумный Вильям
     А примерно в то же время в Париже Луи Пастер додумался, что открытые ещё за 175 лет до него Антоном ван Левенгуком "анималькули" - известные теперь как бактерии - заразны и являются причиной многих болезней, объяснений которым прежде не находили.
И ещё примерно тогда же любознательный молодой химик Вильям Перкин в городе Лондоне пытался создать новое лекарство от малярии и экспериментировал с каменноугольной смолой. Капал на неё кислотой, возгонял, дистиллировал и т.д. И вдруг получил вещество радикально-лилового цвета, которое позже назвал мовеином (от английского названия цветка мальвы). Цвет оказался настолько стойким, что отстирать его пятна с рубашки прачка не смогла. Но папаша Перкин, строитель, не стал ругать сынка, а возрадовался: не знаю, как там лекарство от малярии, а на кусок хлеба с маслом ты уже заработал. И открыл первый завод по производству смоляных (анилиновых) красителей. Молодец Вилли бросил науку и так преуспел в производстве красителей, что под конец жизни был возведён в рыцари и стал сэром.
     В те же годы были синтезированы и другие органические красители: от чёрного до жёлтого. Они быстро вытеснили красители натуральные типа индиго или кошенили, которые были значительно дороже, но не могли дать стандартно-стойкий цвет тканям. Врачи стали применять новые красители для окрашивания препаратов разных микроорганизмов, чтобы лучше разглядывать их под микроскопом. И увидели, что эти вещества убивают микробы наповал. Но так определилась другая стезя красителей - медицинская.

Карболка, сулема, ляпис и К
     После открытий Пастера в медицине начался расцвет антисептики. То есть способов борьбы с болезнетворными бактериями. Врачи наперебой придумывали новые способы обеззараживания ран, инструментов, перевязочных материалов, собственных рук. Хирургия расцветала на глазах.
В качестве антисептических средств тогда применяли соли ртути (меркурохром и сулему) и серебра (ляпис), ту же зелёнку и спиртовый раствор йода. А также карболовую кислоту, или фенол. Он и сейчас частично идёт на изготовление антисептиков, например, в США из него делают препарат орасепт для лечения инфекций полости рта и горла - на это обратите особое внимание. Но главным образом - на производство всем знакомых эпоксидных смол, нейлона и капрона, пестицидов и... аспирина. Однако есть информация, что сама по себе ядовитая карболка обладает ещё и канцерогенными свойствами.
     Сегодня в медицине применяются другие, более современные антисептики. Но и старая добрая хлорка не списана со счёта. По крайней мере все мы покупаем домашние средства для обеззараживания с громко рекламируемым хлоринолом, в том числе и импортные. Но это просто красивое имя для гипохлорита натрия - родного брата нашей любимой хлорной извести, то есть хлорки. И никто не удивляется её живучести.

Бриллианты для диктатуры бизнеса
     А вот зелёнку многие поборники современности готовы стереть с лица земли. Аргумент - нигде на Западе её не применяют.
      Давайте разбираться. Во-первых, что в ней такого бриллиантового? Другие красители имеют названия поскромней. Есть малахитовый зелёный, есть метиленовый синий и фиолетовый. Есть жёлтый риванол и красный фуксин. И он один - бриллиантовый.
     В сухом виде, до растворения в спирте, это золотисто-зелёные комочки, по латыни viridis nitentis, то есть "зелёный блестящий". Переводя название на французский, неведомый химик использовал слово brillant - по-французски "блестящий". Ну а какой-то наш балбес, как безграмотные переводчики и сейчас, перевёл как "бриллиантовый". И всё.
     Мы привыкли любую царапину, ссадину и порез обрабатывать зелёнкой, особенно детям, которые в подобных случаях верещат от йода и боятся шипящей перекиси водорода. Но за границей, ни в одной аптеке зелёнку мы не обнаружим. И удивляемся: как это они живут без неё? А они удивляются, увидев наших детей, раскрашенных, как диковинные зелёные леопарды.
     Так почему же за цивилизованной границей зелёнки нет? С этим вопросом я приставала как минимум к десятку известных фармакологов, дерматологов, педиатров. Большинство ответа не дало.
- Да потому что на Западе принята доктрина доказательной медицины, - объяснил наконец декан фармацевтического факультета Российского государственного медицинского университета профессор Иван Козлов. - А молекулярный механизм действия зелёнки и других красителей неизвестен до сих пор. Чтобы это выяснить, надо провести сложные и дорогие исследования. А кто же это будет делать для столь старого препарата?
    А что же туманные разговоры о том, что зелёнка обладает канцерогенными свойствами, как, например, карболка? Есть в этом хоть капля истины?
- А тоже никто не знает, - разводит руками профессор. - Обязательные тесты лекарств на канцерогенность были введены много позже её появления. И проводить их никто не думает всё по тем же причинам.
Чьи примеры заразительней
     Ещё одно предположение высказал главный врач Московского городского кожно-венерологического диспансера Петр Богуш.
- В западной медицине помимо эффективности важна и эстетическая сторона. А у нас по традиции на комфорт пациента особого внимания не обращают. Хотя в нашем диспансере для обработки язвочек, трещин и прочих повреждений кожи мы рекомендуем так называемую жидкость Кастеллани, но бесцветную, без фуксина, который придает ей ярко-малиновый цвет. Необязательно ведь подчёркивать свои проблемы красителем.
Американцы же в подобных случаях используют мази на основе антибиотиков и, не поверите, обычный сахар в смеси с бетадином - это одно из соединений йода. Своими глазами читала в интернете советы их педиатра смешать пять унций сахара и полторы бетадина и мазать этим ребёнка. Ну, не знаю... По мне, так зелёнкой или тем же фукорцином (то есть малиновым фуксином) разрисовать отпрыска куда веселее. К тому же на сахар ведь могут и мухи полететь. Да хорошо, если мухи, а вдруг пчёлы? Нет, наша простушка зелёнка всё же как-то милей.
Медицина времен древних славян и скифов    
Славяне издревле населяли южные берега Балтийского моря, берега Вислы, Днепра, Днестра и их притоков. Через южные степные просторы нашей Родины пролегали пути многих кочевых народов, с которыми восточным славянам приходилось вести ожесточенную борьбу, отстаивая право на существование и свои земли. Предки славян, как свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, жили большими поселениями.

     Их поселения - городища были укреплены земляными валами и рвами. Во время раскопок таких городищ найдены не только остатки жилищ, но и следы гончарного, кузнечного и литейного ремесел. По более поздним летописям, племена славян отличались между собой обычаями и бытом, «имяху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, каждо свой нрав» (Лаврентьевская летопись). Занимались они главным образом земледелием, выращивали сельскохозяйственные культуры, разводили скот, занимались охотой, рыболовством. К Х в. все они были язычниками. Как ведущую верховную силу славили бога солнца, верили в существование всяких сверхъестественных существ, которые якобы живут в болотах, лесах, на полях, в источниках, жилищах людей. Среди этих сверхъестественных существ были добрые и злые существа, которые могли вселяться в человека и вызывать различные болезни. Уже в те времена среди славян были мужчины и женщины, которые лучше других разбирались в целебном действии растений, умели помогать при болезнях и ранах. Это были волхвы, знахари, ведуны.

     Старославянская религия имела свои обряды, святилища-храмы, которые строились обычно из дерева на берегах рек и озер. Арабский писатель Аль-Масуди (первая половина Х в. Н.э.) пишет, что у славян был храм на Черной горе, который окружали прекрасные источники с целебными водами. В храме стоял большой идол, которому и приносили жертвы. Культовые обряды, как и у других древних народов, предусматривали также мероприятия гигиенического характера.

     Исследователи древнего быта восточных славян считают, что местом культа предков были бани. Об обязательном обычае пользоваться ими свидетельствует договор Руси с Византией 907 г., в котором отдельно отмечается право русичей при посещении Константинополя пользоваться банями - «... и да творят им мовь (баню) елико хотят».

     Арабские писатели Ибн-Донстара и Ибн-Фадлан (XII в. Н.э.) рассказывают о славянах: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам. Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом». Греческий историк Диакон пишет о воинах Святослава: «Этот народ отважный до безумия, храбрый, сильный».

      Из древних народов, населявших степные южные земли и с которыми наши предки имели отношения, больше всего памятников оставили после себя скифы. Скифы в VII в. до н. э населяли Крым и территорию между Днепром и Дунаем. Они создали крупное объединение племен. В V-IV в. до н. э. часть скифов-кочевников начинает переходить к оседлости, у них образуется примитивное государство с пережитками первобытнообщинных отношений. Скифы имели торговые и культурные связи с греческими городами-колониями: Ольвией - в устье Днепровско-Бугского лимана, Тирой - в устье Днестра, Херсонесом - возле современного Севастополя, Пантикапеем - на месте нынешней Керчи.

      О скифах мы узнаем из раскопок многочисленных могильников, городищ по Днепру, в Крыму, из литературных источников греческих писателей, в частности из трудов греческого историка Геродота, который посетил наши южные земли. О них упоминает в своих трудах и Гиппократ, но он в Скифии не бывал. Скифы, как и южные славянские племена, торговали с греками продуктами скотоводства, пушниной, хлебом, лекарственными растениями, деревом, а получали от них разные ремесленные изделия, предметы быта, посуду, украшения. Скифы, как и каждый народ, имели определенные знания относительно лечения различных заболеваний, как приобретенные эмпирическим путем, так и мистического характера. У них были свои знахари. Во время раскопок Чертомлицкого кургана близ Никополя, Куль-Обского кургана недалеко от Керчи были найдены золотые и серебряные вазы с изображением скифов. На одной из них изображены скифы, которые оказывали врачебную помощь (перевязка нижней конечности, извлечение зуба). Некоторые скифы были знакомы с медициной античных греков, имели большую врачебную практику в Афинах (Анахарсис, Томсарис).

      В меньшей степени, чем скифы, имели торговые и культурные связи с греческими колониями в те времена и южные племена наших предков. Во II в. до н. е. на наши южные земли вторглись с востока кочевые племена сарматов, которые вытеснили (отчасти ассимилировали) скифов и заняли степи Приазовья и Нижнего Приднепровья, столкнувшись непосредственно с южными славянскими племенами. В I в. н. э приднепровские сарматы были ассимилированы славянскими племенами, которые из глубины лесостепи продвинулись к берегам Черного моря. Это еще больше способствовало расширению связей наших предков со странами Востока и Запада.

      Отделение ремесел от земледелия, развитие ремесел и торговли способствовали разложению первобытнообщинного строя, возникновению социального расслоения. Постоянная опасность нападения воинственных кочевников вынуждала славянские племена объединяться, создавать военные отряды способные сопротивляться сильным врагам. С этим связано выделение вождей, военной верхушки.

      Распад первобытнообщинного строя у наших предков сопровождался зарождением и развитием феодального строя, минуя рабовладельческий период. Основной формой государственного образования стали княжества, которые, объединяясь, образовали в конце VIII в. большие Новгородское и Киевское княжества. В IX в. возникла мощное раннефеодальное государство - Киевская Русь.

      Отметим еще некоторые особенности медицинских знаний скифов, сарматов и других племен и народов Северного Причерноморья. Скифская медицина - народная медицина. На протяжении долгих столетий самобытная, а в ряде случаев вполне оригинальная, скифская медицина накопила обширный опыт лечения больных и предотвращения заболеваний. И хотя она находилась в значительной мере под религиозным влиянием, что наложило на нее свой отпечаток (в ее арсенале рядом с очень ценными, значились также средства, целесообразность которых весьма сомнительна), но все же нельзя сказать, что скифская медицина была только знахарством. В целом народ враждебно относился к знахарям, он не верил в их медицинские умения и даже жестоко наказывал. Это свидетельствует о том, что скифская медицина выросла на базе извечного опыта - эмпирии и включает в себя рациональные основы. Представители скифской народной медицины получали свои знания путем непосредственного знакомства с предметами окружающей природы. Развитие условий материальной жизни был основной причиной возникновения и развития медицины.

     Важнейший инструмент скифской медицины - лечебные средства растительного происхождения. Оседлое скифское население нашло множество лекарственных растений в связи с земледелием и жизнью нередко от лесов, кочевники - в связи с постоянным выпаса скота. Уже античные писатели отметили, что пастухи открыли ряд целебных растений, а это возможно было только благодаря долгому наблюдение над прирученными животными. Наблюдая действия растений на животных, они переносили свои наблюдения на человека. В течение долгих веков скифское население изучило множество целебных растений как диких, так и выращиваемых на огородах, из которых значительное количество не потеряло своего значения и сегодня, не только в народной, но и в научной медицине. Взять хотя бы горицвет, сладкий корень, ревень, подорожник, не говоря уже о луке, чесноке и многих других растениях.

     Среди целебных растений в скифской медицине было немало сильнодействующих, а то даже и ядовитых. Они также использовались скифами для лечения. Для уменьшения токсического действия сильнодействующих и ядовитых растений скифская народная медицина добавляла к ним различные примеси и вывары.

     Античные писатели называли только небольшую часть лечебных растений, употребляемых скифской народной медициной. Зато они заметили тот важный факт, что самые ценные из них скифы культивировали на плантациях и развозили их по всему древнему мире как товар.

     Широкое применение в скифской медицине имели также средства животного происхождения (бобровая струя, жиры, мозг). Скифской медицине были известны «панты», ценный медицинский товар из высушенных рогов молодого пятнистого оленя.

     Что касается санитарно-гигиенических мероприятий у скифского населения, то здесь необходимо подчеркнуть особое значение паровой «скифской бани». Достаточно было у скифов рациональных мер и в уходе за детьми и охране их здоровья.

     Скифская народная медицина пользовалась издревле также хирургическими методами лечения и здесь также достигла значительных успехов. Развилась она из представления хирургической помощи домашним животным и направлялась, очевидно, только на лечение органов и тканей, доступных без вскрытия полостей. Такие операции, как вправления вывихов, лечение переломов, разрезание абсцессов и даже ампутация конечностей, не говоря уже о вырывании зубов, были обычны у скифов. При хирургическом лечении скифы применяли обезболивающие средства, такие как опьянение, опий, корни мандрагоры т.д. Для лечения применяли змеиный яд. Следует отметить, что скифские врачи, их лечебные средства и методы оказывали свое влияние на греческих врачей, возможно даже, что и на Гиппократа.

      Мумификация и бальзамирование умерших проводились скифами на короткое время и скорее всего с предохранительной целью. Скифский способ бальзамирования был оригинальным и разработанным без существенного чужого влияния.

      Медицина скифов обработала за все время своего развития много рациональных методов лечения, но было в ней также немало иррациональных лечебных средств и мероприятий, которые не имели ничего общего с научной медициной, а в своей рациональной части медицина скифов шла по тому же пути, которым шла китайская медицина, индийская, тибетская и медицина других народов.

...

Briseida: > 03.07.10 17:39


 » и еще о Трое

Давно я обещалась здесь отметиться Embarassed
Я понимаю, что вы уже на Египетские древности перешли, но я вернусь немного к теме Древней Греции.
Мой излюбленный период в истории Древней Греции - крито-микенский, а излюбленная тема - тема Трои и Троянской войны.
Расскажу немного о Трое - загадочном городе древности, называемом иначе Илион. Все, наверное, читали Илиаду и знакомы с событиями той войны - войны троянцев и ахейцев, в которой и тем и другим помогали боги.
Что правда в "Илиаде", что вымысел - неизвестно, но, похоже, Троя действительно существовала...
Тро́я (греч. Τροία, Τροίη или Wilios, хетт. Wilusa (URUWi-lu-ša ); тур. Truva), иначе называемая Илио́н (греч. Ἴλιον, хетт. Wilusa), Дардания и Скамандр — древнее укреплённое поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Это город, воспетый в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, воспетые Гомером, в нынешнем представлении историков, относятся к крито-микенской эпохе (Троя VII). Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.
Все вы, наверное слышали об открытии Трои Генрихом Шлиманом, однако мало кто знает о том, что в ученом мире до сих пор, по выражению немецкого ученого Эриха Цорена, идет "Троянская война".
Начало этой "войны" да и нынешние "бомбардировки" частенько уходят корнями в элементарные чувства зависти, неприязни к преуспевшему дилетанту, -- ведь археология -- сложнейшая из наук, несмотря на кажущуюся простоту и доступность ее едва ли не каждому, взявшему в руки кайло. Все это и так, и не так. Вот уже сто двадцать пять лет не утихают и настоящие научные дискуссии на тему -- которая же Троя -- та, Гомеровская?..

"Дилетант" Шлиман, охваченный навязчивой идеей откопать Гомеровскую Трою (а ведь нашел-то он ее с текстом "Илиады" в руках!), сам того не подозревая, на столетие раньше совершил и еще одно открытие: пренебрегая верхними (поздними) культурными слоями, он докопался до скалы -- материка, как принято говорить в археологии. Теперь ученые так поступают сознательно, хотя и по другим, чем Генрих Шлиман, причинам...
Да, купец, забросивший свое дело и взявшийся за археологию, мягко говоря, порезвился (хотя и за свой счет). Однако никто не станет спорить, -- ему, дилетанту, очень везло. Он ведь раскопал не только Трою, но и царские гробницы в Микенах. Правда, так и не осознав, чьи же захоронения он там откопал. Он написал семь книг. Он знал многие языки -- английский, французский... (впрочем, смотри карту Европы). За шесть недель в 1866 году (ему было 44!) освоил древнегреческий, -- чтобы читать греческих авторов в подлиннике! Это ему было очень необходимо: ведь Генрих Шлиман поставил перед собой задачу последовать за "поэтом поэтов" Гомером буквально построчно и найти легендарную Трою. Вероятно, ему казалось, что Троянский конь все еще стоит на древних улицах, а петли на его деревянной дверце еще не проржавели. Ах, да! Ведь Троя была сожжена! Как жаль: значит, конь сгорел в пожаре.

Генрих Шлиман упорно копал глубже. Хотя Троянский холм он нашел еще в 1868 году, постоял на нем и... молча удалился: писать свою восторженную вторую книгу "Итака, Пелопоннес и Троя". В ней он сам себе поставил задачу, решение которой уже знал. Другое дело -- не предполагал вариантов.
Археологи были злы на него. Особенно педантичные немцы: как это так -- проскочить все культурные слои?..
Шлиман по-своему определил Гомеровский слой: самый нижний представлял город каким-то убогим и примитивным... Нет, не мог великий поэт вдохновиться маленьким поселочком!.. Величественной и с признаками пожара оказалась Троя II, окруженная городской стеной. Стена была массивной, с остатками широких ворот (их было двое) и такой же формы калиточкой... Не имея никакого понятия о стратиграфии, Шлиман решал, который слой больше всего подходит именоваться Троей...
Один уважаемый профессор -- видимо, пытаясь подделаться под "ненаучное" происхождение Шлимана, -- сказал, что Шлиман свое состояние нажил в России (это-то так и есть), занимаясь контрабандной торговлей селитрой!.. Такой ненаучный подход "авторитета" археологии многим вдруг показался вполне приемлемым, и другие всерьез объявили о том, что, видимо, свое "сокровище Приама" Шлиман "заранее закопал на месте находки".
Удовлетворившись своей трехлетней работой и откопав желанную Трою, он постановил завершить работу 15 июня 1873 года и уехать домой, чтобы засесть за описание результатов и составление полного отчета. И вот за сутки до этого, 14 июня, в отверстии стены недалеко от западных ворот что-то блеснуло! Шлиман моментально принял решение и отослал под приемлемым предлогом всех рабочих. Оставшись вдвоем с женой Софией, он полез в отверстие в стене и... извлек из него массу вещей -- килограммы великолепных золотых изделий (флакон весом 403 грамма, 200-граммовый кубок, 601-граммовый ладьеобразный кубок, золотые диадемы, цепочки, браслеты, перстни, пуговицы, бесконечное множество мелких золотых изделий, -- всего 8700 изделий из чистого золота), посуду из серебра, электра, меди, разные изделия из слоновой кости, полудрагоценных камней...

Да. Несомненно, раз сокровище найдено неподалеку от дворца (а он, конечно же, принадлежал Приаму!), значит, царь Приам, видя, что Троя обречена и делать нечего, решил замуровать свои сокровища в городской стене у западных ворот (тайник там был заготовлен заранее).

С великими усилиями (история почти детективная, -- потом такой способ нелегального провоза переймут большевики) Шлиман в корзине с овощами вывез "сокровища Приама" за пределы Турции.

И... поступил, извините, как самый заурядный купец: он начал торговаться с правительствами Франции и Англии, потом России, -- с тем, чтобы повыгоднее продать золотой клад Трои....

Что же там на этих раскопках, которые, к слову, ведутся до сих пор, есть на самом деле?
Среди современных Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 г. Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. По иронии судьбы, участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя I) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного (площадью свыше 200 тыс. м²) поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Корфмана, площадь ок. 170 тыс. м² для нижнего города, ок. 23 тыс. м² для цитадели.

* Кумтепе, или Троя 0 — неолитическое поселение, существовавшее в окрестностях Трои.
* Троя I (3000–2600 гг. до н. э.): Первое Троянское поселение, диаметром 100 м, было застроено очень примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Судя по оставшимся следам, оно погибло во время пожара. Керамика имеет сходство с керамикой культуры Езеро в Болгарии[5].
* Троя II (2600—2300 гг. до н. э.): Следующее поселение выглядит более развитым и богатым. В 1873 году немецкий археолог Шлиман обнаружил в этом слое знаменитый троянский клад, который состоял из многочисленного оружия, медных безделушек, частей драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит доисторического и раннеисторического периода. В III тысячелетии до н. э. эта высокоразвитая культура была также уничтожена пожаром.
* Троя III—IV—V (2300—1900 гг. до н. э.): Эти слои свидетельствуют о периоде упадка в истории древнего города.
* Троя VI (1900—1300 гг. до н. э.): Город увеличился в диаметре до 200 метров. Поселение стало жертвой сильного землетрясения 1300 года до н. э.
* Троя VII-A (1300—1200 гг. до н. э.): К этому периоду относится знаменитая Троянская война. Позднее афиняне разграбили и разрушили поселение.
* Троя VII-B (1200—900 гг. до н. э.): Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами.
* Троя VIII (900—350 гг. до н. э.): В это время город населяли алеанские греки. Царь Ксеркс посещал тогда Трою и принес здесь в жертву более чем 1000 голов скота.
* Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.): Довольно крупный центр эллинистической эпохи.

Что касается ответа на вопрос: "Действительно ли Шлиман откопал Трою?", то его до сих пор нет....











___________________________________
Использованы материалы из Википедии и с сайта www.turkey-info.ru

...

Vlada: > 03.07.10 18:16


История зеленки - это оказалось так интересно, надо же - только мы мажемся! Спасибо, буду всем рассказывать
А вот Шлиману большое спасибо, именно его жизнь вдохновила меня в детстве ходить в кружок археологии. И хотя археологом я не стала, раскопки веду только книжные, все же любовь к археологам осталась на всю жизнь. Есть у меня много на эту темку, нужно тоже добавть!

...

Vlada: > 03.07.10 18:47


присоединяюсь к поздравлениям! Very Happy

Генрих Шлиман, между прочим, имеет тесную связь с нашей страной. Первой женой его была русская, да и бизнес был открыт им у нас. Шлиман изучил семь европейских языков, а оказавшись на службе в компании Шредеров, которая вела торговлю с Петербургом, стал изучать русский язык. Он покупал в лавках переводные книги, рядом клал оригинал и, сличая тексты, пытался проникнуть в смысл русских слов. Он выучил наизусть «Телемахиду» Василия Тредиаковского, которая отличалась архаичной лексикой. Купцы из России поднимали его на смех. Он хохотал вместе с ними, просил поправить и учился, учился…А потом компания направила его работать в Петербург. Россия стала для Генриха полем финансовых чудес. Спустя год он стал владельцем собственной компании. Конечно, в бизнесе он иногда ловчил, за что был обещан быть повешен русским царем! В России он женился на девушке Кате, принадлежавшей к богатейшей купеческой семье. Но она оказалась далека от немецкого идеала жены. Ее своенравие и суровый характер приводили Генриха в ужас! У Шлиманов родилось трое детей, но назвать их брак счастливым нельзя. И Шлиман, переживая кризис среднего возраста, решает изменить жизнь и покидает Петербург. А потом отправляется искать свою Трою. И нашел ее! Правда, действительно, ученые до сих пор спорят какая именно из Трой была Троей Шлимана. Шлиман вторично женился на гречанке Софье Энгастроменос, имел детей, названных древнегреческими именами: Андромаха и Агамемнон. Жена Софья, в которую Шлиман был безумно влюблен, выказала себя верной сторонницей муж, полной противоположностью первой супруге.

Кроме Шлимана, Троянские раскопки вел опытный археолог Вильгельм Дерпфельд. А за ним американец карл Блеген. В ХХ веке на холме Гиссарлык работала команда международных археологов под руководством Манфреда Корфмана из Тюбингенского университета.

Завтра продолжу!

...

miona: > 04.07.10 11:59


 » АНТИЧНЫЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ


ГЕТЕРЫ ДРЕВНОСТИ НОСИЛИ НАНО-ХИТОНЫ
Раскрыть одну из загадок нарядов красавиц античного времени удалось ученым Харьковского национального университета имени В. Каразина. Они исследовали редкую находку — фрагмент златотканной парчи времен античности площадью всего несколько квадратных сантиметров. Драгоценный лоскут был обнаружен в захоронении римского времени в национальном заповеднике "Херсонес Таврический", расположенном на территории современного Севастополя.

АНТИЧНЫЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ

Античная парча состоит из удивительных двухслойных нитей — на тончайшую основу из серозной оболочки кишок животного раскатана фольга из сплава золота, которое составляет примерно 80%, серебра и меди. Причем фольга имеет толщину всего полтора микрона! На ней и сейчас практически не видно следов коррозии, хотя этим золотым нитям исполнилось уже 2000 лет. Чтобы понять секреты античной нанотехнологии, харьковские ученые применили метод комплексного изучения образца ткани, включая электронную микроскопию.

Находки даже отдельных фрагментов текстиля столь давних времен во всем мире — большая редкость. На территории Украины отдельные образцы были найдены в Херсонесе, в позднескифском Усть-Альминском могильнике, в Соколовой могиле и в Ногайчикском кургане — вот и все. Ученых, которые занимаются исследованиями археологического текстиля, тоже можно пересчитать по пальцам. Одна из них — молодой археолог Татьяна Крупа, исследовавшая находку вместе с университетским физиком Александром Крышталем.

Татьяна — сотрудник Музея археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ, заместитель начальника археологической экспедиции "Цитадель", работающей в Херсонесе, и член Европейской ассоциации по использованию эксперимента в археологии. За серию работ по применению естественнонаучных методов при исследовании археологического текстиля она была награждена Грамотой Президиума НАН Украины. Перу харьковчанки принадлежит удивительно интересная книга — "Зеркало Лаиды. История античных гетер: первый опыт феминизма". В книжных магазинах, увы, вы ее не найдете — она была издана в России и уже стала библиографической редкостью, за которой охотятся знатоки.

Кто именно был погребен в Херсонесе в дорогой златотканой одежде, точно сказать невозможно. Один из вариантов, — считают ученые, — это гетера. В древней Греции так называли незамужних, зачастую образованных женщин, ведущих независимый свободный образ жизни. Их появление было связано с культом греческой богини любви и красоты Афродиты. Романтизированным примером гетеры античности может служить образ Таис Афинской, героини одноименного романа Ивана Ефремова.

Гетеры жили и в древнем Херсонесе, что зафиксировано в переписке управителей этой северночерноморской колонии и римской администрации на заре нашей эры. Руководство римских войск, расположенных на территории города, решило повысить размер податей с гетер, чем "нарушило вековые устои города" и создало целую проблему. Характерно, что в этом документе нет ни малейшего осуждения образа жизни этих женщин, они воспринимаются как неотъемлемые спутники культа любви.

КОМУ ПРЯСТЬ, А КОМУ МУЖЧИН ОЧАРОВЫВАТЬ

— Татьяна, у многих людей представление о женщинах античности связано с образом Пенелопы...

— Положение основной массы женщин в античной Греции иллюстрирует древняя поговорка "Сидит дома, прядет шерсть". Так, некий Фукидид утверждал, что лучшая среди женщин та, о которой "реже всего вспоминают посторонние, независимо от того, с похвалой или порицанием". Он полагал, что величайшее достоинство женщины состоит в замкнутости и домоседстве, поскольку не внешность, а благонравие должно составлять ее славу в обществе. Брак в гомеровскую эпоху обычно заключался по имущественным соображениям с помощью договора купли-продажи невесты, где, с одной стороны выступал отец девушки, ее брат или опекун, а с другой — жених.

— Понятно, Пенелопа — типичная жена...

— ...зато гетеры ни от кого не зависели и свободно общались с мужчинами. Самые известные из них были не только очень хороши собой, изысканно одеты и отличались тонким вкусом, но и образованны, знали музыку, философию, литературу. Они служили наглядным примером образа жизни, отмеченного гармоническим сочетанием утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий. Такой образ жизни весьма почитался греками того времени.

Мужчин притягивала к гетерам не только и не столько их доступность — она была относительной, поскольку красавицы стоили немалых денег и были вольны отказать поклоннику, — сколько умение превратить жизнь в удовольствие, в праздник. Гетеры обладали не всегда присущей женам способностью прощать мужчине слабости, зато ценить его достоинства. Единственная ситуация, в которой они не знали жалости и снисхождения — это безденежье поклонников. Впрочем, и мужчины могли обойтись с ними жестоко, например, бросить с детьми, не чувствуя за собой никаких моральных обязательств.

— Чтобы привлекать мужчин, гетеры должны были быть не только красивыми и умными, но и хорошо одетыми?

— Да, они оказывали существенное влияние на повседневную жизнь общества, начиная от новых тенденций в моде. Сам крой в античные времена был развит слабо — женщины носили двойные хитоны и хитоны, украшенные оборкой. Однако их шили из разнообразных тканей — шерстяных, шелковых, льняных и шелково-льняных, а также парчи. Для их окраски использовались самые разнообразные красители — индиго, пурпур, китайские желтые ягоды, марена красильная. Было широко распространено искусство украшения одежды рисованным, вытканным, вышитым или нашитым орнаментом в виде пальметты, меандры, растений. Так, Тацит писал о хламиде, полностью сотканной из золотых нитей, а Апулей — о плаще, затканном "мерцающими звездами".

— А какую обувь носили красавицы античности?

— Обувь могла быть как самодельной, так и более изящной, изготовленной в ремесленных мастерских. Особое внимание привлекала деревянная подошва. Найденные сложносоставные подошвы, в том числе и у нас в Северном Причерноморье, свидетельствуют о распространенности женской обуви такого типа. Толщина "платформ" достигала двух с половиной сантиметров, при этом они были еще и раскрашены по бокам. Пантикапейская подошва была красно-бело-золотого цвета, а подошва из Кеп — красного. Использовалась деревянная обувь с каблуками и ажурным декором или ажурным тиснением. Все это дало основание Ювеналу посетовать, что женщины конструируют свою внешность, увеличивая рост при помощи котурнов.

— А были ли у гетер парфюмерия и косметика?

— Конечно. И мужчины потворствовали им в этом увлечении. Римский поэт Овидий, например, в своем труде "Притиранья для лица" приводит множество рецептов кремов, масок, скрабов и прочих средств по уходу за телом. Чего только не было в составе снадобий! Зерна, панты, бобы, мед, ладан, камедь, мирра, укроп, лепестки розы, мак. Овидий писал: "Женщины! Вот вам урок: учитесь, как можно сделать прекрасней лицо и сохранить красоту". Впрочем, другой поэт — Лукиллий — насмехался над излишним усердием в этом деле. Известна, например, такая его эпиграмма: "Мед покупаешь ты с воском, румяна, и косы, и зубы. Стало б дешевле тебе сразу купить все лицо".

— А какие у гетер были прически?

— Говоря о красоте женщины или богини, греки обязательно обращали внимание на ее волосы. Однако обычно они имели ввиду не прическу — здесь особого разнообразия не было. Женщины заплетали волосы в косы и убирали их под покрывала и головные уборы-саккосы. Короткие стрижки вызывали суровое осуждение, не носили волосы и распущенными. Зато уже в те времена особенно красивыми считались белокурые женщины. Блондинками, по представлению древних, были даже богини, хотя и у греков, и у римлян натуральные светлые волосы были редкостью!

— И уж точно не могли обойтись гетеры без украшений...

— Да, драгоценные и полудрагоценные камни играли огромную роль в декоре одежды. Поклонники часто дарили гетерам драгоценности в знак своей любви и благодарности. В обиходе античных женщин были камни африканского, сицилийского и индийского происхождения. Артемидор даже указывал в своем "Соннике", что хорошим предзнаменованием служит сон, в котором женщина видит "ожерелья, цепочки, дорогие камни и всевозможные шейные украшения".

ГЕТЕРЫ, МЕНЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ

Благодаря своему уму и тонкости в обращении, самые знаменитые гетеры собирали вокруг себя прославленных мудрецов и выдающихся государственных мужей. Их чествовали известные поэты, живописцы и скульпторы. Гетеры достигали даже политического влияния в обществе. Имена прославленных флейтисток и гетер носили прекраснейшие здания Александрии, статуи таких женщин устанавливались в храмах и других общественных строениях рядом со скульптурными портретами полководцев и политиков. В памяти человечества сохранились имена знаменитых гетер — Аспасии, Гликерии, Таис, Фрины, Лаиды, Ламии. Прекрасная Фрина послужила моделью Праксителю для его статуи Афродиты Книдской, а Апелессу — для его Анадиомены.

Редким сочетанием политической прозорливости, образованности, даровитости, красоты и грации была одарена Аспасия. Известный политический деятель Перикл, которому Афины обязаны развитием демократии, увлекся ею, когда ему было почти 50 лет. Но жениться он, увы, не мог, поскольку его возлюбленная происходила из Милета. А такой брак не мог считаться законным, родившиеся в нем дети не могли претендовать на афинское гражданство. По иронии судьбы, такой закон был принят по инициативе самого Перикла еще до знакомства с Аспасией!

В доме влюбленных собиралось множество талантливых людей: Анаксагор, Платон, Ксенофонт, Фидий, Сократ. Жизнь с Аспасией служила Периклу источником счастья. Уходя из дома и приходя домой, он целовал свою возлюбленную на глазах у всех, чем поражал афинян, не позволявших себе тогда с женами подобных нежностей. Влияние Аспасии на вождя афинского народа было столь явным, что, стремясь выставить политику Перикла на посмешище, недоброжелатели даже пустили слух, что гетера пишет ему речи и дает советы.

Когда Периклу было уже за 60 лет, он заболел холерой. Аспасия искала помощи везде, где могла. Она даже обратилась к магии и чарам, но и это средство не помогло.

Во все времена, включая "золотой век человечества", существовали прекрасные женщины, которые умели любить, невзирая на свой социальный статус. И верная жена Пенелопа, и гетера Аспасия. Обе подарили своим любимым мужчинам сыновей. Может быть, именно с тех пор женщины в соответствии со своим характером и делятся на традиционалисток и феминисток?
Материал публикуется с разрешения Т.Крупы.

...

Lapunya: > 04.07.10 22:56


Принцесса Пиратов писал(а):
Привет. Я люблю историю и по этому я хочу выступит ваш клуб. мне понравилось статьи которые вы выложили в этой теме. Спасибо всем.

Привет! Рады новому любителю истории в наших рядах. Вступить очень просто - еще одно сообщение и ты завербована Laughing Если есть что-то интересное по нашей текущей теме Древнего мира - будем только рады!

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение