Consuelo:
14.10.14 20:06
«По воле судьбы» («Владыки Рима» 5/7)
«Марий был «новым человеком» без родословной. Сулла имел родословную, но он не соответствовал ей…А Цезарь безупречен. У него нет ни одного уязвимого места, куда мог бы проникнуть самый узкий кинжал. Он не пьет вина, так что всегда ясно мыслит. Когда он говорит о чем-то невероятном, ты знаешь, что ему это доступно. Ты назвал его уникальным, Антоний, и ты не ошибся. Не отрицай, ты мечтаешь превзойти его, но без реальных шансов на то. И ни у кого из нас нет этих шансов. Так зачем понапрасну себя изнурять? Даже если отбросить его гениальность, останется нечто, чему нельзя найти объяснения…Пройдет хоть тысяча лет, нам подобного не достичь…»
Пятая книга в серии об истории последних дней существования Римской Республики написана на все том же высоком уровне, как в художественном плане, так и в историческом. Сюжет романа «По воле судьбы» повествует о взлете великого Гая Юлия Цезаря. Буквально сквозь каждую строчку читателю передается уважение и восхищение, которые автор питает к этой, без всяких прикрас, уникальной личностью в истории человечества. Поднимая Цезаря на недосягаемые высоты, Колин Маккалоу приводит и образы других героев, но объективно гораздо более значительнее. Гней Помпей, современник, заклятый друг, зять, враг – то же личность очень интересная, ведь не называют же «великим» прижизненно абы кого? Однако, у Помпея масса недостатков, и он заметно уступает Цезарю не только в размахе личности, не только в особенностях характера, не только в жизненном пути и его завершении, но и в чувствах, которые он вызывал у современников, и у историков, и у нас, как читателей. Трагична судьба юной Юлии, единственного законного ребенка Цезаря от любимой первой жены Корнелии Цинниллы, умершей в родах. Смерть любимой жены сильно ударила по Помпею, но еще сильнее она поразила Цезаря. Смерть жены будто бы убила в нем часть души, а потеря обожаемого ребенка, в котором продолжала жить Корнелия, словно вырвала у Цезаря нечто человеческое. К этой тяжелейшей потери прибавилась смерть матери, собственно и выковавшей характер Цезаря. Эпизоды об этих, одна за другой чередующихся, потерях читать было очень тяжело…Как всегда уделив много времени анализу психологических портретов своих героев, автор затронула и тему войны, а ее и нельзя было обойти, ибо это было время триумфальных побед Цезаря в «длинноволосой Галлии». Склоки и недопонимания между племенами, как их называли римляне, варваров, умелое и хладнокровное руководство своими солдатами Цезаря, привело к покорению очень сложного врага. Здесь и история о внебрачном сыне, и дипломатические хитрости, и политические тонкости, и борьба партий и различных сил, и удивительный самоконтроль Цезаря, и его талант в военном (и не только) дело, и его взаимоотношение с солдатами и отношение к окружающим. И, безусловно, столкновение бывших почти родственников Цезаря и Помпея, которое просто было невозможно избежать. Тот самый переход через Рубикон и вошедшая в историю фраза «жребий брошен». Вход Цезаря в Рим и бегство Помпея и его сторонников, а после и его убийство. И здесь уже мы видим Цезаря, образ которого покорил множество поколений, образ истинного Первого Человека в Риме…Да, Колин Маккалоу очень любит Цезаря, но ведь есть же за что! И эта любовь передается читателю))
Даже мысли не возникает при оценке романа, конечно же, «
5». В принципе, по первому роману серии было понятно, что влюблюсь я в этот цикл безоговорочно. Хорошо, что так и случилось))
...
Consuelo:
26.10.14 20:28
«Падение титана, или Октябрьский конь» («Владыки Рима» 6/7)
«...Для него мир наполнен вещами, которые надо упорядочить, и только он видит, как это надо сделать. Потому он постоянно задает всем вопросы, во всем разбирается, все анализирует, препарирует, потом соединяет разъятые части в единое целое, но уже лучшее, уже более практичное, если так можно сказать. Как получилось, что он, самый знатный аристократ, избежал присущих своему классу пороков? Откуда в нем способность заглядывать далеко-далеко? Ответ прост. Цезарь не принадлежит ни к какому сословию. Он вне сословий. Он единственный из тех, кого я знаю или о ком читал, видит как всю гигантскую картину мира, так и любую мельчайшую ее деталь…»
Сюжет шестого романа Колин Маккалоу из серии «Владыки Рима» повествует о действительно переломном моменте в истории Древнего Рима: падение Республики, возвышение в статус «Первого человека» Гая Юлия Цезаря и его убийство, гражданская война и установление принципата, иными словами, первый шаг на пути к неизбежному переходу в состояние империи. Гай Юлий Цезарь, безусловно, уникальная личность в истории. Его можно любить или ненавидеть, восхищаться или презирать, почитать за героя или признать алчным тираном, но нельзя отрицать ни величия всей его фигуры, ни дел и мыслей, чем отметился этот человек в истории своей родины и мировой цивилизации, золотыми буквами вписав свое прославленное имя на скрижалях вечности. Полярное мнение о Цезаре прослеживается не только у современных исследователей, но и, конечно, у современников героя, часть из которых, прикрываясь благородными идеями восстановления умирающей Республики, решается на заговор с целью свержения (иными словами, убийства) ненавистного диктатора. Колин Маккалоу совершенно недвусмысленно дает понять свое отношение ко всем своим персонажам: Цезарем она восхищается, а его соперников считает недостойными и мизинца триумфатора. Сначала можно возмутиться таким отношением автора к части героев сюжета, но есть одно оправдание (хотя этот автор в оправданиях не нуждается) – послесловие, в котором Колин Маккалоу объясняет свою точку зрения на рассматриваемые события и действующих лиц. Вообще, вот это послесловие автора, которым Маккалоу наделяет каждый из романов серии, вызывает восхищение писательницей, ее отношением к своему труду и, что очень приятно, внимание к читателям!
Возвращаясь к событиям романа, перед читателем проносится слава Гая Юлия Цезаря, его знаменитые взаимоотношения с Клеопатрой, последней царицей Египта. Клеопатра не показана красавицей, коей она не была, не представлена она и распутницей, что невозможно было в связи с ее положением и царственным статусом. Кроме того, автор не сомневается в отцовстве Цезаря в отношении Цезариона, старшего сына Клеопатры, а также показано трогательное отношение римского отца к своему египетскому сыну. Но, даже проявляя те или иные проявления живых чувств к окружающим, Цезарь остается, чуть ли не прижизненным памятником самому себе: строгий, справедливый, очень проницательный, видящий все и всех, желающий все контролировать и все понимать.
Враги его сущие недоразумения. Отмечу лишь Марка Юния Брута, ведь он так и вошел в историю, по большей части, из-за фразы, якобы сказанной умирающим Цезарем, при виде Брута с ножом в руке (
«И ты, Брут!»). Эта раза произнесена в романе не была, однако, поведение Брута хорошо раскрыто: очень неуверенный, сомневающийся, не желающий убивать Цезаря (который, как мы помним очень благоволил Бруту, так, что даже простил его после перехода Марка Юния на сторону Помпея). В общем-то, Цезарь, бывший одно время любовником матери Брута Сервилии (и даже, возможно, отцом ее дочери), относился настолько хорошо к Бруту, из-за нее же, отчасти (хотя Брут не единственный, прощенный Цезарем). Сервилия, замечу, часто называется одной из подстрекательниц к заговору против бывшего любовника, но Колин Маккалоу отвела подозрения от матери Брута на его вторую жену, Порцию Катон. В отношении этой женщины, автором была допущена историческая неточность, что, впрочем, как я выше писала, объясняется Маккалоу в послесловии.
Заговор не был полностью тайным, о нем предупреждали самого Цезаря, а тот не верил. Предсказатели предупреждали Цезаря о нависшей над ним угрозе, Кальпурния, последняя жена Цезаря, видела сон в канун убийства мужа и просила его не идти в мартовские иды, 15 марта 44 года до н.э., в Сенат. Но Цезарь не внял…Как и всегда, Цезарь шел по улицам Рима без охраны, в здание Сената он вошел один, заговорщики отвлекли его спутников, даже Марка Антония…23 удара кинжалами (про удар Брута, вернее, куда и по каким причинам, он ударил Цезаря было любопытно узнать). А вот народной поддержки, на которую так рассчитывали заговорщики, они не дождались. Убив Цезаря, сами заговорщики испугались своего преступления, и бросились бежать, бежать…Неразбериха вышла совершенная. По сути, народ не встал на сторону заговорщиков, ведь Цезаря простые люди любили, за его отношение к низшим слоям населения. А эти патриции-убийцы разработали теорию, а вот на практике оказались не способны захватить власть и восстановить Республику, за которую вроде бы и убили пожизненного диктатора…
«Я очень хотел бы стать еще одним Цезарем, но у меня нет его ума. Я не универсален. Я не могу писать пьесы, поэмы, произносить блестящие импровизации, проектировать мосты или осадные платформы. Не умею легко формулировать важнейшие из законов, играть на музыкальных инструментах, вести сражения, писать сжатые комментарии, драться со щитом и мечом в первых рядах, путешествовать быстрее ветра и диктовать четырем клеркам сразу. Не могу гениально выполнять и другие – очень многие – вещи, которые ему доступны благодаря уникальности его ума. Мое здоровье оставляет желать лучшего и может еще ухудшиться – я это вижу, вглядываясь ежедневно в свое лицо. Но я умею планировать, у меня есть интуиция, я быстро думаю и учусь извлекать максимум из тех немногих талантов, которыми обладаю. Если мы с Цезарем и имеем что-то общее, то это абсолютный отказ уступить или сдаться. И может быть, в конечном счете это и есть ключ ко всему. Как-то, каким-то образом, но я стану таким же великим, как Цезарь...Он хотел сохранить старую аристократию, хотел украсить свою фракцию великими древними именами. Он стал устанавливать свою автократию в пределах прежней якобы демократической структуры. И не справился с этим. Но я так не поступлю. Мое здоровье и мои вкусы не стремятся к великолепию, я никогда не смогу соперничать с его величием, когда он шел по Форуму в одеянии великого понтифика, с короной воинской доблести на голове, окутанный неподражаемой аурой несокрушимости и силы. Женщины, глядя на него, теряли рассудок, а мужчин терзала зависть. Они сильно проигрывали с ним рядом, ни в чем не могли ему соответствовать. И это несоответствие заставляло их ненавидеть его. А вот я буду их paterfamilias – их добрым, отзывчивым, сердечным и всегда улыбающимся папашей. Я позволю им думать, что они правят сами, и буду контролировать каждое их слово, каждый поступок. Превращу кирпичи Рима в мрамор. Наполню храмы Рима произведениями искусства, заново вымощу улицы, украшу площади, посажу деревья, построю общественные бани, накормлю неимущих и буду устраивать любые развлечения, какие они пожелают. Я буду и воевать, но только когда это необходимо, укрепляя незыблемость римских позиций…»
Последняя часть романа посвящена становлению внучатого племянника Цезаря, его наследника и усыновленного им Гая Октавия (Октавиана) и борьбе его с Марком Антонием за власть, а также непримиримая месть убийцам Цезаря. Каков Октавиан? Холодный, разумный, хитрый, жесткий и даже жестокий, прекрасно понимающий свои слабые стороны и ловко использующий свои стороны сильные. А они, как докажет история, у этого, пока еще восемнадцатилетнего мальчика, не воина от рождения, не сильного здоровьем, но зато обладателя холодного ума и таланта блистательного оратора, чем он и пользовался часто и удачно. Сравнивая молоденького и неопытного в боях Октавиана и сильного, но не слишком умного Марка Антония, волей-неволей, делаешь ставку на наследника Цезаря (хотя он и не ангелок, определенно, но и не мог быть таким в том положении). Марк Антоний не особо симпатичный герой: гуляка, забияка, не умен, алчный и проч. И уже автор «строит мостик» к следующему эпизоду истории – знаменитому эпизоду, воспетому во всех видах искусства – любви Антония и Клеопатры…
Оценка – «
5». Это очень сильный цикл романов, практически шедевр в области художественной литературы на тему Древнего Рима. Объем каждого из романов не мал, но читается все настолько интересно и легко, при том, что тема сложная: война, политика, нравы и т.д. Колин Маккалоу вызывает огромное уважение к тому труду и отношению к истории, героям и читателям. Жаль, что следующий роман – последний в серии…
...
Consuelo:
16.11.14 19:54
«Антоний и Клеопатра»(«Владыки Рима» 7/7)
Последний роман серии «Владыки Рима» повествует о противостоянии внучатого племянника Гая Юлия Цезаря Октавиана, прозванного Августом, и его визави в лице Марка Антония. Перед нами предстают два полярных характера: Антоний – воинственный, грубоватый, подверженный своим страстям и низменным помыслам и Октавиана – хладнокровный, жесткий, проницательный и целеустремленный. Октавиан все же побеждает, планомерно и постепенно, хотя по возрасту и по опыту, Антоний должен быть мудрее…но это же Марк Антоний с его буйным нравом. Он, конечно же, уверенный в себе, недооценил молодого соперника. Октавиан, конечно, не ангел небесный, а весьма, порой жестокий человек, но нельзя не отдать должное его железобетонной силе воли. Антоний же стал широко известен благодаря, прежде всего, своему трагическому роману с царицей Египта Клеопатрой VII. На Клеопатру у автора тоже свой взгляд, представляющий эту легендарную правительницу не чересчур интеллектуально развитой красавицей, а женщиной со своими чувствами и царицей, фараоном, держащимся за многовековые традиции правящей династии, к сожалению, лишь губящие и вырождающие. Интересен образ Цезариона, незаконнорожденного сына Клеопатры от самого Цезаря. Колин Маккалоу показала еще совсем юного мальчика достойным человеком, в ком искрятся проблески талантов его знаменитого отца. Автор по-своему представила смерть Цезариона, вложив кинжал в руки самого Октавиана (!). И, конечно, закономерная гибель Марка Антония и Клеопатры, отдавшая в руки Октавиана и Рима Египет. И это же время – окончательный конец даже призрачной идеи Республики, создание принципата, а по сути единоличной власти в руках наследника Цезаря.
Оценка – «
5».
Подведу итог прочитанной серии. «Владыки Рима» - серия книг, написанных на высоком качестве. Это весьма монументальный цикл исторических романов, содержащих в себе, как реальные факты, так и искусно вплетенный художественный вымысел. В каждом томе чувствуется главное, - дух Рима. Каждый из многочисленных персонажей этой эпопеи обладает своим собственным характером, мыслями и мотивами поведения. Конечно же, автор особенно трепетно отнеслась к фигуре Гая Юлия Цезаря, но в этом ее совершенно нельзя упрекнуть. Особо отмечу отношение Колин Маккалоу к своим читателям: каждая из книг дополнена пояснениями, картами, важными датами, изображениями и проч. Кроме того, в эпилоге автор поясняет, почему именно таким образом были изменены те или иные исторические реалии. Все это невероятно подкупает и вызывает уважение к Колин Маккалоу и ее блестящему труду, на подготовку и написание которого она посвятила более десяти лет! С удовольствием прочитала и обязательно перечитаю.
...
LuSt:
29.01.15 12:19
В Австралии умерла автор «Поющих в терновнике» Колин Маккалоу.
Знаменитая писательница, автор «Поющих в терновнике», скончалась в Австралии 29 января. Ей было 77 лет. Всемирно известная австралийская писательница Колин Маккалоу скончалась в больнице на острове Норфолк, пишет The Sydney Morning Herald. Она умерла днем 29 января после перенесенной серии небольших инсультов. Ранее Маккалоу потеряла зрение от макулодистрофии и передвигалась на инвалидной коляске.
...
Consuelo:
29.01.15 20:26
LuSt писал(а):В Австралии умерла автор «Поющих в терновнике» Колин Маккалоу.
Ах, какая печальная новость((
...
dilse:
29.01.15 23:12
LuSt писал(а):умерла автор «Поющих в терновнике» Колин Маккалоу
Ох... Хоть новости не читай, этот год начался очень печально: за один только январь месяц ушло очень много великих деятелей культуры и искусства... Искренне жаль Колин Маккалоу... Обожаю «Поющих в терновнике» (и саму книгу, и мини-сериал), а также большое впечатление произвели многие другие книги Маккалоу, например, исторический цикл «Владыки Рима», романы «Тим» и «Прикосновение»... Очень и очень жаль, что вместе с такими людьми, как Колин Маккалоу, и их творчеством, уходит целая эпоха... Свято место бывает пусто, незаменимые люди бывают...
...
читательница:
30.01.15 05:16
LuSt писал(а):В Австралии умерла автор «Поющих в терновнике» Колин Маккалоу.
Жаль.. скорблю...
Ее ,,Тим'' и ,,Непристойная страсть'' , до сих пор, вызывают душевное волнение, когда перечитываю ...
...
Юли-ана:
30.01.15 15:34
Хорошие книги у автора.Жаль, что уже не будет новых.Вечная память.
...
nursvet:
31.01.15 12:12
Тоже только узнала об этому. Сожалею. Замечательная женщина, отличный автор.
А кто читал ее последний роман "Горькая радость" ? Это что, продолжение "Поющих .... ?
...
Инет:
31.01.15 12:23
nursvet писал(а):А кто читал ее последний роман "Горькая радость" ? Это что, продолжение "Поющих .... ?
Аннотация.
Цитата:Австралия, первая треть двадцатого века. Страна еще благоденствует, еще живет ритмами джаза и танго, хотя вот-вот "тучные годы" сменятся черной полосой кризиса. Однако каким бы ни было время, никакие испытания не в силах погасить волю к жизни четырех дочерей пастора Латимера и их готовность рискнуть всем ради права воплотить в жизнь свои мечты. Блестящая карьера и светский успех, страстная любовь и радость материнства. У них будет все. Как будут и трагические потери, и жестокие разочарования, и крутые повороты судьбы, когда все придется начинать с самого начала… Четыре сестры. Четыре истории жизни… Колин Маккалоу вновь дарит читателям целый мир, в котором каждый найдет что-то необыкновенно важное лично для себя.
я пока не читала, но отзывы не очень
...
nursvet:
31.01.15 12:35
Инет, спасибо. Про аннотацию как то не подумала....
Прочла вот эту цитату :
".....
За всю свою жизнь Маккалоу написала 25 романов, последний из которых – «Горькая радость» – был опубликован в 2013 году. «Книга очень хорошо сделана, и она вернула многих читателей, которые потеряли интерес в ее творчеству», – сказала литературный агент и близкая подруга писательницы Селва Энтони.
и удивилась словам о потерянном интересе читателей
...
Инет:
31.01.15 13:29
nursvet писал(а):удивилась словам о потерянном интересе читателей
ну так не
оттенки же...
Каждая книга заставляет думать и размышлять, а потом ещё долго переживать и вспоминать.
Я вот увлеклась детективной серией, но переводить у нас перестали её
...
Инет:
31.01.15 20:00
Фуся писал(а):а что за серия?
Кармайн Дельмонико
Рекомендую. У нас в каталоге три книги, читать следует последовательно.
...
LuSt:
03.02.15 09:15
Цитата:А кто читал ее последний роман "Горькая радость" ? Это что, продолжение "Поющих .... ?
Я сейчас читаю. Нет, не продолжение, совершенно самостоятельная история.
...
Фуся:
09.02.15 00:14
отзыв продублирован
"Горькая радость"
C удовольствием прочитала этот роман. Он напомнил мне мой любимый сериал “Мисс Франни Фишер. Леди детектив». И местом действия, и там и там события происходят в Австралии, в Сиднее, Мельбурне и окрестностях этих городов. И героинями. Независимыми, сильными и образованными. Женщинами, которые уже не удовлетворяются званием только матери и жены, но хотят большего. Они добиваются профессии, заслуживают уважения в мире мужчин и пытаются найти своё счастье.
Очень интересно было читать о медицине и реформах происходящих в провинциальной больнице. О не легкой работе медсестер, о б их обучении и продвижении по службе. Читая, я невольно испытывала уважение к женщинам, которым приходилось с боем отвоевывать для себя образование. И, читая, невольно сравниваешь, как же хорошо живется нам, современным женщинам. Ведь у нас есть самое главное – право выбора.
Понравилась и атмосфера меленького городка. Даже не просто городка, а целой эпохи. Переполненная чаепитиями, сплетнями и всезнающими кумушками))) Эпохи, когда лучшим лекарством, будь то головная боль, нервный срыв или желудочная колика была чашечка чая и булочка с кремом)))
Уютная, добрая и замечательно атмосферная книга. Высший балл.
...