Tannit:
» Загадочная Карелия (подборка статей от Tannit)
натаниэлла писал(а):Tannit писал(а):Нат, а есть прорисовки петроглифов?
У меня нет.
Только фотки.
Спасибо. Интересная живопись. Я с ней уже немного разобралась, с основными трактовками, но с первого взгляда ясно, что у древних карелов был дремучий патриархат.

Много мужской символики.
Принесла тебе кой-чего интересное, по теме.
http://www.vottovaara.ru/taieni-i-zagadki-narodov-karelii-v-statyax-a.popova.html
ТАЙНА «ЗОЛОТОЙ ЧАШИ» ВИКИНГОВ
Человечество всегда было небезразлично к сказаниям и легендам о древних сокровищах и «зарытых кладах». Искали и ищут их повсеместно, в том числе и у нас, в Карелии.
До сих пор еще популярны легенды о сокровищах Муромского монастыря, якобы вывезенных монахами на нескольких подводах сразу же после Октябрьской революции 1917 года и схороненных где-то в необъятных девственных лесах пудожского края.
И всегда вопросов больше, чем ответов. Где сокровища старообрядцев из великой «Выговской пустыни»? Где древняя библиотека и иконы монастырей Олонецкой губернии, сведения о которых обрываются уже в начале 19 века? А знаменитая реликвия языческого мира «Золотая баба», свято чтимая всем языческим миром русского севера! Легенды свидетельствуют, что схоронили ее от «лихих людей» на берегах карельского Водлозера. А случилось это аж в 16 веке.
Можно продолжать и далее. Однако, уже становится ясным, что и наша карельская земля умеет хранить свои тайны.
Сегодня наш рассказ о том, к чему так стремились и русские масоны, и специальные подразделения НКВД и КГБ, и специальные подразделения СС фашисткой Германии, и просто искатели приключений – поиску «Золотой Чаши Викингов». Не нашли. Однако, «упрямая» народная молва неустанно повторяет – «видели», «лежит». И все это у нас под боком – в Беломорском районе.
Из глубины памяти всплывает скрытая, сокровенная «подцель» поездки Н. Рериха в г. Сердоболь (ныне Сортавала). Великий художник и мистик, еще будучи в Петрограде и серьезно занимаясь археологией и древнейшей историей, почерпнул сведения о «Золотой Чаше Викингов» и о возможном ее местонахождении в каких-то секретных масонских источниках (ими пользовался Рерих, планируя экспедицию на Восток, в Гималаи). Он указывал, что эти источники восходят к древнейшим и абсолютно подлинным документам. Последние, уже в средние века, попали, якобы, к тамплиерам, а после уничтожения и запрета ордена стали достоянием других тайных обществ. Где-то хранятся они и поныне.
История возникновения легенды о «Золотой Чаше Викингов» столь таинственна, что, похоже, археологи и этнографы боятся касаться этого вопроса. Чтобы пролить свет на захватывающие приключения, героями которых стали исследователи этой проблемы, нам нужно погрузиться в предания и историю нашего края.
Мы не отвергаем предания седой древности, как бы не хотелось этого любителям все упрощать, потому что легенды гораздо более соотносятся с реальными историческими фактами, чем принято думать. Разумеется, в них существует особый мир символов, который надо научиться понимать, точно так же, как водителю автомобиля, прежде чем садиться за руль, необходимо изучить условные знаки, расставленные на дорогах. Специалисты, занимающиеся исследованием преданий, легенд, мифов и сказок отмечают, что многое фантастическое, волшебное при пристальном рассмотрении оказывается чем-то реальным и только скрыто под загадочной маской. Сколько раз в легендах наши предки сообщали вполне реальные факты, пусть и опосредованно, в виде криптограмм и головоломок.
Эта удивительная, загадочная и странная история уходит в далекое прошлое, во время торжества язычества, когда христианство практически не было известно на нашем Севере. В глубочайшем мраке давности сокрылись те времена, когда отдельные финские выходцы, заняв Двинскую речную систему, расположенную ныне в Архангельской области, распространили здесь множество мелких поселений, составивших впоследствии отдельный народ Чудь заволоцкую. Это было особое племя финского происхождения, отличавшееся от других племен, ему родственных, строгою оседлостью, порядком самоуправления, высоким умственным развитием, прекрасным столичным городом, международной торговлей, а главное, особой святынею своего языческого культа. Само название «заволоцкая Чудь» появилось с легкой руки новгородцев и указывало на северное население, проживавшее за длинными, труднопроходимыми водными порогами и связывалось с необходимостью тянуть лодки волоком или переносить их.
По историческим свидетельствам и преданиям известно, что религия древней Чуди состояла в почитании верховного бога Юмаллы; ему поклонялись и древние корелы. Само имя Юмаллы обозначает бога, живущего на небесах.
Русский историк П. Ефименко писал, что «истукан бога Юмаллы, сделанный весьма искусно из самого лучшего дерева, был украшен золотом и драгоценными камнями, ярко озарявшими все вокруг. На голове Юмаллы блистала золотая корона с двенадцатью редкими камнями. На коленях его стояла золотая огромная чаша, наполненная золотыми изделиями и монетами. Его одежда превосходила ценою груз самого богатого корабля».
Памятная книга Куростровской церкви (Архангельская обл.) за 1887 год добавляет: «Ни денег, ни идола украсть было нельзя, потому что Чудь крепко берегла своего бога; постоянно около него стояли часовые, а дабы они не пропустили каких-либо воров, около самого идола были проведены пружины; кто дотронется до идола хоть одним пальцем, сейчас пружины заиграют, зазвенят разного рода колокольчиками, и тут никуда не уйдешь, часовые сейчас же подбегут».
С какого времени оказался здесь языческий идол, предания не говорят. Однако известно, что произошло это много ранее знакомства Чуди с новгородцами. Это время грозных викингов, направлявших уже в девятом веке свои взгляды на Север отчасти с воинственными, отчасти с торговыми целями.
Вплоть до 12 века в Норвегии снаряжались целые экспедиции, которые по Северному Ледовитому океану и Белому морю пробирались в Чудь заволоцкую для приобретения богатств посредством меновой торговли и хищнических нападений. О характере этих походов можно судить по ряду оставшихся исторических документов.
«Около 920 года, - повествует норвежский летописец, - некий Эрик совершил поход на Чудь, одержал большую победу над туземцами и вернулся в Норвегию с богатой добычей. Сын этого Эрика, Гаральд отправился в поход в 964 году. Он также одержал много побед и вернулся домой с громадной добычей золота, серебра и другого добра».
Особенную известность получил поход в 1025 – 1026 годах одного из придворных короля Олафа - знатного Корка и его брата Гунштейна. Они запаслись товаром и, по приказанию короля, «отправились попытать счастья в Чудь заволоцкую. Они благополучно прошли на судах в устье Северной Двины и получили хороший барыш от своей торговли. Но этого им показалось недостаточно, и вспомнили они о храме Юмаллы.
И вот задумали скандинавы туда пробиться, чтобы завладеть этими священными сокровищами. Часть их осталась стеречь корабли, а другая под вечер направилась к лесу, «обозначая свой путь корою, сдираемой со стволов деревьев. После полуночи они пришли на прогалину, где находился храм, окруженный высоким тыном с крепко запертыми воротами. Он охранялся шестью туземцами, менявшимися в течение ночи».
Викинги ухитрились напасть на храм как раз во время замедлившейся по каким-то причинам смены. Они захватили так много золота, что более невозможно было им унести, но чрезмерная жадность погубила смелых разбойников: «Гунштейн вернулся к Юмаллу и похитил чашу, наполненную золотыми монетами, стоящую у идола на коленях; золото он высыпал за пазуху своей одежды, а чашу взял в руки, собираясь бежать. Увидев это, Корк бросился к Юмалле и, увидев на шее его толстое золотое ожерелье, метнул свою секиру и рассек цепь. Удар этот оказался столь сильным, что отрубленная голова идола полетела в сторону; при этом произошел такой гул, что для всех это показалось чудом».
В лесу поднялась тревога. Чудь сбежались на защиту своего храма и окружили скандинавов, не успевших укрыться в лесу со своей добычей. Им пришлось пробиваться мечом и хитростью к своим судам. Часть из них, во главе со своими предводителями, спаслась и добралась до Белого моря, но была застигнута штормом и вынуждена была скрываться от ветра на берегу. Однако, Чудь продолжала преследование. Гунштейн и Корк, с небольшим отрядом, двинулись вглубь материка, ища спасения, но, предвидя неминуемое, спрятали все сокровища в небольшом озерке. Легенды свидетельствуют, что даже взятые в плен, викинги ни словом не обмолвились о месте затопления сокровищ.
С тех пор их ищут, поскольку стоимость их баснословна. Считается также, что сама чаша обладает магическими свойствами. Бытуют легенды, что местные жители находили разнообразные золотые предметы, разбросанные по берегу Белого моря на значительной территории.
Как бы то ни было, исследования продолжаются в надежде когда-нибудь разгадать эту многовековую загадку.
ТАЙНА КАРЕЛЬСКОЙ «ЗОЛОТОЙ БАБЫ».
«Мифология не басня, а истина, действительность»
Н. Федоров (русский философ 19 века)
Из глубин родовой памяти встает образ «золотой матери», владычицы и хозяйки священной прародины, утерянного рая, откуда ушли наши далекие предки... Никто не знает, откуда она пришла и куда ушла. Есть только бесчисленные предположения о судьбе золотой статуи, которой поклонялись многие народы. Считалось, что это очень древний языческий идол, отлитый из чистого золота и передаваемый по наследству от поколения к поколению и даже от одного народа к другому. В честь «золотой матери» (Златой – Золотой - Бабы) устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные, чье мясо тотчас же зажаривалось и поедалось жрецами и всем народом. В чашу, стоявшую рядом, складывались дорогие пожертвования – преимущественно золото и серебро.
Одни говорят, что статуя «золотой богини» была при¬несена из Китая, другие — из Ирана или Индии, третьи — из Древнего Рима времен гибели Римской империи, кое-кто считает ее произведением местных сибирских мастеров. Последний раз ее видели в 30-х годах XX столетия в тайном святилище казымских хантов в бассейне реки Оби.
А древнейшее упоминание о статуе на Руси мы находим в Новгородской летописи за 1398 год. Оно было записано после миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, в святилищах пермяков спорил с жрецами. В летописи сказано: «Сей научи Пермъскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Златой Бабе».
Главное же, что заставляет исследователей заниматься изучением историй о «золотой богине» — влияние (через родовую память) забытого мифа: ведь «златая матерь», Златогорка по славянской мифологии — дочь Святогора, а он был царем Атлантиды. То есть, если быть последовательным, то следовало бы говорить о привносе культа «золотой богини» из Атлантиды, но какой уважаю¬щий себя ученый рискнет на такое заявление? Родство же культов «великой матери» на всех континентах Земли действительно существует.
Славяно-уральские истоки легенды о «золотой матери» подтверждаются также и ее именем у русских: «золотая баба». Именно так во всех славянских землях именовали «Богиню-мать».
В древние эпохи культ «золотой матери» мог двигаться на Урал с запада: из Атлантиды, Африки и Передней Азии. Древнейшие связи между атлантической и гиперборейской (северной) цивилизациями подтверждаются общим культом «Матери Мира».
Вполне вероятно, что ее происхождение восходит ко времени матриархата и к общемировому культу «великой богини». Предполагают, что двое детей, иногда изображавшиеся возле нее – это Артемида и Аполлон, и, следовательно, сама «богиня» – их мать, титанида Лето; по наиболее архаичным сведениям, она зачала от громовержца Зевса и родила детей на Севере, в гиперборейских пределах.
Удивительные параллели обнаруживаются и в других мифологиях, как финно-угорских (в том числе и карельской), так и индоевропейских. Так или иначе, золотое изваяние считалось величайшим сокровищем и теми, кто им обладал, и теми, кто за ним охотился. Оно являлось могучим талисманом, а его обладатель, явный или тайный, возносился на высочайшую ступень среди практикующих магов и колдунов.
С приходом христианства древний культ «Матери» был потеснен богородичным культом. Культ «золотой бабы», вместе с гонимыми язычниками, стал откатываться все дальше на восток. Последние известные пристанища «золотой богини» были в бассейнах рек Оби и Иртыша, в Белогорье, согласно казачьим летописям.
Название страны, где особо почитали «золотую бабу», - Биармия, - восходит к имени бога Бармы (индийского Брахмы). Любопытно и загадочно сообщение о столице Биармии. Она носила то же название, что и вся страна – Корела. Великий русский историк В.Н. Татищев считал, что этим местом может быть остров между двумя рукавами реки Вуокса, впадающей в Ладожское озеро; здесь, согласно летописям, еще в конце 12 века была построена русская крепость Корела, переименованная захватившими ее впоследствии шведами в Кексгольм (ныне – город Приозерск Ленинградской области).
Название «биармия» связывают с названием народа «пермь» (или «коми»), в древности известного под именем «беормас». Однако известно, что население коми в этих местах было незначительным, а самые ранние жители состояли из «заволоцкой чуди», то есть из переселенцев вепского и карельского происхождения. Уже в литературе 19 века вопрос о биармах был тесно связан с историей карельского народа.
Биармия простиралась почти на всем пространстве нынешних северных русских губерний: Архангельской, Карельской, Вологодской, Вятской и Пермской. К Биармии направлялся за золотом греческий торговый путь. Греческие историки указывали, что золото получалось именно отсюда, то есть с «дальнего севера».
Миф о «золотой деве» сложился среди предков карел и финнов задолго до принятия ими христианства, и культ ее был достаточно распространенным у древних карел о чем, в частности, свидетельствуют тексты академического издания «Карело-финского народного эпоса», изданного Российской Академией наук в 1994 году.
«Карело-финский народный эпос» - первое научное двуязычное издание бытующей среди карел и финнов песенной эпической поэзии. В книгу вошли лучшие образцы рун, благодаря чему перед нами предстает достаточно целостная картина карело-финского эпоса, отразившая историю, этнографию, психологию и нравы народа.
Изготавливающими (кующими) «золотую деву» чаще всего изображены творец мира, бог порядка и согласия Вяйнямейнен или божество воздуха, огня и воды кузнец Ильмаринен. Кстати, сюжет эпической песни о том, как выкована «золотая дева», использован Леннротом в 37-й руне полного издания «Калевалы» и в композиции этого эпоса, подготовленным академиком О. Куусиненом.
Удивительно, но память о «золотой богине» до сих пор сохраняется в глухих таежных уголках Карелии. Иначе как отнестись к тому, что авторами статьи совсем недавно записано уникальное предание о «златой бабе», бытующее в настоящее время в деревне Куганаволок Пудожского района. Рассказал его один из местных старожилов, 80-летний старик, сам узнавший о нем от своего отца и деда. Предание это передавалось от поколения к поколению и связано с процессом христианизации края.
Вообще, пудожский край является в Карелии древнейшей населенной людьми территорией. Свидетельство тому – каменная живопись, так называемые петроглифы Бесова Носа . Выбитые на гранитных скалах рисунки птиц, рыб, зверей, предметы человеческого обихода позволяют нашему современнику наглядно представить быт и окружение племен, живших здесь три, четыре тысячи лет назад.
Начиная с 1227 года, в период княжения новгородского князя Ярослава Всеволодовича, усилиями новгородских боярских дружин здесь внедрялась и укреплялась христианская вера. Однако языческие верования оказались столь живучими, что сохранились до 50-х годов двадцатого столетия.
Предание повествует, что в далеком прошлом «золотая богиня» хранилась на одном из островов живописного Водлозера, на берегу которого, много лет спустя, появилась и деревня Куганаволок. Считается, что на этом острове до сих пор произрастают «священные деревья», которые занимали важное место в религиозных верованиях народов, проживавших на территории современной Карелии, и требовали особого почитания.
Но еще большим почитанием была окружена священная «золотая богиня». Сведения о появлении языческого идола в Пудожских лесах навсегда утеряны и не поддаются восстановлению, но предание указывает, что в 16 веке, когда наступление христианской религии принимало все более угрожающие для язычества формы, статуя была перевезена через Водлозеро и отправлена в более безопасное место, скорее всего на север.
В предании есть одна примечательная деталь. Несмотря на все предосторожности, при переправе у «золотой богини» по какой-то причине на руке сломался мизинец и упал в воду и, якобы, на протяжении достаточно длительного времени над этим местом появлялось свечение, абсолютно нехарактерное для этих мест. Оно представляло собой световой столб, выходящий из глубины вод и растворяющийся в воздухе.
Таково предание, и каким бы ни было к нему наше отношение, оно в очередной раз свидетельствует о богатой заповедной истории нашего края и дополняет еще одну страничку в исследованиях, посвященных «золотой богине».
Загадка калевальского Сампо
А. ПОПОВ вице-президент Международной академии меганауки (Петрозаводск) Молодёжная газета № 36 2004г.
«Калевала» — как она известна современному читателю — бережно обработанный и скомпонованный в единую книгу фольклорный материал, собранный в 19 веке Э. Лённротом среди карел и финнов. Они свято хранили древние руны, уходящие своими истоками в глубины времён, поэтому «Калевала» считается одним из древнейших эпических произведений человечества. Точная датировка большинства её сюжетов вообще затруднительна.
«Калевала» — языческая книга. Как указывал финляндский ученый M. Хаавио, «культурная традиция, в которой жили ранние поэты, создавшие песни о Вяйнямейнене, была культурой шаманов. Те, кто творил поэмы о Вяйнямейнене, жили во времена когда шаман, мудрый человек, волшебник и колдун, играл важную роль в религиозной и социальной жизни древних корел и финнов. Благодаря его знаниям, он был посредником между человеком и миром духов, он владел также и другими сверхъестественными способностями».
Считалось ли такое колдовство одним суеверием или же искусством, которое основывалось на глубоком знании «сокровенных» сил природы и которое умышленно скрывалось и облекалось таинственностью? Хорошо известно, что у многих народов древности, в том числе у финнов и корел, были группы людей, члены которых владели исключительными знаниями, недоступными для «непосвященных», впоследствии же, эти знания постепенно утрачивались, а колдовство сделалось собственно суеверием, чем и является в наши дни.
Об этом говорится и в «Калевале»:
«Старый, верный Вяйнямейнен…
Пел дела времен минувших,
Пел вещей происхожденье,
Что теперь ни малым детям.
Ни героям непонятно.
… Распевал свои он песни,
Песни мудрости великой.
Древние герои «Калевалы» были героями песни и мудрости. Первые между ними - отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Вяйнямейнен был сильнейшим из героев, так как он был мудрейший из людей. В этом-то именно и лежит основная черта, отличающая карело-финское миросозерцание, в частности, от скандинавского, геройство которого всегда заключалось в воинских подвигах. У финнов и корелов геройская сила духовного свойства: дух владычествует над миром, сила есть только следствие мудрости, и сила без мудрости становится или смешной, или злополучной.
Суть содержания эпоса «Калевала» заключается в описании взаимоотношений, иногда враждебных, между двумя народами, один из которых живет в стране Калевы, а другой — в Похьеле.
Калева — имя родоначальника богов (героев), действующих в эпосе, поэтому край, где они совершают свои подвиги, и называется Калевалою. Калева являлся отцом Вяйнямейнена и Леммикяйнена, а также родоначальником целого народа это же слово употребляется и в собирательном смысле для жителей Калевалы вообще. Очевидно, Калева был идеалом и началом богатырской доблести.
Что касается Похьелы, то, по мнению ряда исследователей, под этим именем подразумевается крайний север — Лапландия. В эпосе нередко используется и другое название Похьелы, в частности, Сариола (от финского «саари» — остров). Многие события карело-финского эпоса происходят в этой далекой и таинственной северной стране, расположенной на острове. Она одновременно и враждебна героям и является средоточием всех культурных и материальных благ. Яблоком раздора между финнами и лапландцами является какое-то сокровище под названием Сампо. Что такое Сампо неясно до сих пор. Известно только то, что оно наделено огромной благодетельной силой, ибо с его помощью можно получать хлеб, вот почему оба народа оспаривают друг у друга эту «драгоценность». Известные карельские исследователи эпоса Э. Киуру и А. Мишин в своей книге «Фольклорные истоки «Калевалы», изданной в Петрозаводске в 2001 году, писали: «В «Калевалу» Э. Леннрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале - является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена».
Хотя, таинственность, окружающая образ Сампо, довела самого Э Леннрота до весьма оригинального предположении, о чем он писал в письме академику Гроту. Э Леннрот предполагал, что имя Похьелы означает не Лапландию, а Биармию и что Сампо есть «истукан» верховного бога биармийцев Юмаллы (в «Калевале» он известен под именем Укко), наделенного большой магической силой. Биармийцы называли «истукан» Сампо, от русских слов сам бог.
Попытки вразумительного объяснения, что же такое «Сампо», предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо — древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.
Наиболее вероятное объяснение загадке Сампо дал профессор В H Демин. В своей интерпретации Сампо он исходил из дошедшего до наших дней мифе о Золотом веке человечества. Золотой век — эпоха справедливости и благоденствия, которую античные авторы однозначно связывали с северной Гипербореей . Эта удивительная страна в глубокой древности располагалась на обширных пространствах европейского Севера, включающих в себя и территорию современной Карелии.
По мнению В. Демина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о Золотом веке У карело-финских народов, например, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующей в потустороннем мире.
В русском фольклоре также имеются воспоминания о чудесной мельнице — символе вечного изобилия и счастья. Это — известный сюжет о волшебных жерновках. Герой добывает их на небе, взобравшись туда по стволу огромного дуба.
Ясно одно. За образом Сампо скрывается некое легендарное знание, по мнению наших далёких предков настолько важное, что память о нём свято ими оберегалась. Интересно, что не только нашими предками, но и предками практически всех народов Земли Образ мельницы является неким обобщенным символом, известным многим народам.
В исландских и норвежских преданиях герой по имени Амлоди является владельцем сказочной мельницы, которая некогда исторгала из себя золото, мир и изобилие. Вращать это гигантское сооружение призваны были две великанши, Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Затем мельницу похитил морской царь Мизингер и погрузил на свой корабль.
Мельница продолжала молоть, даже когда корабль начал тонуть Она вращалась и на дне морском, перемалывая камни и песок, одновременно с этим создавая огромный водоворот Мальстрим.
Любой человек, знакомый с содержанием «Калевалы», увидит здесь знакомые мотивы. Подобно мельнице Феньи и Меньи, Сампо также, в конце концов, крадут и грузят на корабль. После чего она разлетается на куски.
Согласно преданиям индейцев чероки, «у людей Юга была кукурузная мельница, однако люди с Севера, завидовавшие их процветанию, разрушили мельницу и украли кукурузную муку. Возвращаясь обратно, они просыпали муку, оставляя позади себя белый след. Теперь на этом месте находится Млечный путь.
В одном из сохранившихся мифов племени атцеков говорится, что "Когда мельница перемолола кости людей, погибших во время всемирного потопа, в муку, а боги напустили в нее крови, то получилась плоть нынешних людей». Похожая «мельничная» тема всплывает и в Японии, и в Центральной Америке, и у племени маори Новой Зеландии и т.д.
Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ «мельницы», пришел к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришел к выводу, что образ «мельницы» — символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы.
Кстати, некоторые исследователи выдвигают весьма экстравагантную гипотезу, согласно которой слово «сампо» происходит от санскритского «скамбха», что означает «каркас вселенной».
В «Атарведе», одном из древнейших произведений индийской литературы, есть целый гимн, посвященный Скамбхе, « в которой заключена земля, атмосфера, небо, огонь, луна, солнце и ветер… Скамбха сохраняет небо и землю. В Скамбху входит все сущее…»
Великий американский поэт Уитни, переводивший «Атарведу», с недоумением комментировал, что «скамбха» в этом гимне используется в значении «каркас вселенной».
Однако, познакомившись с комплексом идей, которые связывались с образом «мельницы», уже не считаешь древнеиндийское значение этого слова особенно странным. В этом образе символически обозначен некий космический механизм, влияющий на земную жизнь и сменяющий земные эпохи.
Именно поэтому «мельница» всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Именно поэтому, наряду с «мельницей», множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях. Поэтому неудивительно, что все наши ранние цивилизации сохранили живейшие воспоминания о грандиозных катаклизмах, которые пережили их предшественники.
Более того, подобные глобальные катастрофы могут произойти и в будущем. Сколько еще раз «мельница» будет «разрушаться» и человечеству вновь придется отстраивать свою жизнь? А разве сейчас мы не стоим на грани ядерной или экологической катастроф, напитывая Космос и Землю своей агрессией? Мы настойчиво пытаемся привести в движение «жернова» «космической мельницы», которая, в конце концов, перемелет нас в «муку» и в прах.
Отчетливое осознание своей истории — это одно из свойств, которое отличает людей от животных. В отличие от них, мы имеем возможность учиться на опыте наших предшественников.
Мы ставим себя в опасное положение, не прислушиваясь к голосам наших предков, которые доносятся до нас в виде мифов.
А сказать они пытались следующее: периодическое, почти полное уничтожение человечества, является неотъемлемой частью жизни на нашей планете.
То же самое было, как гласит Библия, в мире перед Потопом: «Ибо, как во дни перед Потопом, ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел Потоп и не истребил всех».
http://www.vottovaara.ru/zagadochnie-sobitiya-na-ladoge.html
Загадочные события на Ладоге
«Краевед. 10 лет».
(Под редакцией И. А. Черняковой. Петрозаводск. Издательство Петрозаводского университета. 1999 г.)
Было это в середине шестидесятых годов, в одной из геологических экспедиций. В Карелии, на Заонежском полуострове, на западном берегу губы Святуха, в несуществующей уже деревне Быково мое внимание привлекла красивая и только немного задетая временем часовенка. Подойдя к ней поближе, я споткнулся о лежавший на земле большой крест. По своей величине он был несоизмерим с часовней, он был «ростом» примерно в половину ее высоты. Значит, он стоял отдельно? Но зачем? Долго я шел к этой разгадке, расспрашивая местных жителей, пока не встретил одного старика, поведавшего мне странное предание, в которое поначалу и поверить было трудно... Итак, предание гласит, что в самом начале XX века, в ночь под Новый год, обитатели деревни Быково услышали первоначально слабый подземный гул, который все нарастал и усиливался. Вскоре задребезжали стекла в окнах, зазвенела посуда в горках, останавливались ходики.В какое-то мгновение все ощутили, как дрожит земля под ногами. В большом испуге люди выбегали из домов. К счастью, все вскоре прекратилось и «вздрагивание» земли продолжения не имело. Но богобоязненные жители все же поставили крест в знак благодарности за Божью милость... Вот о него я и споткнулся в зарослях крапивы и бурьяна вблизи старой часовенки. Этот рассказ старика побудил меня к поиску, ибо если только местное предание не красиво придуманная легенда, то должны были обнаружиться и геологически обоснованные следы землетрясений, имевших место в относительно недавнем геологическом прошлом. И действительно, в ходе наших полевых исследований, продолжившихся в середине шестидесятых годов на том же Заонежском полуострове были обнаружены следы крупных землетрясений, ранее неизвестных в геологической литературе. Наиболее четко они выражены на восточном берегу губы Святуха и особенно в ее южном конце, в губе Церковной, где в результате сильного подземного удара откололась часть скалы высотой около семи метров, с островершинным окончанием, действительно похожим на крест1.
В дальнейшем было установлено, что мест с четко выраженными следами проявления сильных землетрясений на Заонежском полуострове множество. Впоследствии, по предложению известного ученого в области новейших тектонических движений Н. И. Николаева, они получили звучное наименование «сейсмодислокации», что очень соответствовало природе их проявления2. Они приурочены к «долгоживущим» разломам в земной коре. Их возраст установить хотя бы до столетия — невозможно. Активность земной коры по этим разломам проявлялась, конечно же, в разное время, но известно, что наблюдаемые нами сейсмодислокации не древнее послеледникового времени. Их возможный возраст — 6000 — 3000 лет тому назад. Среди сейсмодислокации, или, проще говоря, среди четко выраженных следов землетрясений в современном рельефе есть и очень молодые, случившиеся уже в наше историческое время. О них в поэтической форме рассказал нам старый Вяйнемёйнен:
«Всколыхалися озера,
Горы медные дрожали,
Камни твердые трещали,
Со скалы скала валилась,
Раздроблялися утесы...»3.
Землетрясения в Карелии случались и в XX веке. Так, сейсмическая станция в районе современного города Апатиты Мурманской области зафиксировала в пределах северной Карелии ряд толчков в земной коре в начале нашего столетия: «1902 г., 10 апреля, 18 часов 11 минут. В треугольнике Кемь — Кестеньга — Кимасозеро в избах раздался звон посуды, качались висячие керосиновые лампы, дребезжали стекла в окнах, останавливались маятники часов, двери открывались семи по себе. 1910 г., 1 января, 18 часов. В результате сильного подземного толчка в районе Ухты появились в стенах каменных домов трещины, люди в испуге покинули свои жилища. 1911 г., 30 июля, 7 часов 12 минут. Кандалакша — Гридино — Воронье испытывают сильный подземный удар в течение 4-5 секунд. Удар сопровождается подземным гулом, в домах сдвигается мебель. 1913 г., 9 марта. Землетрясение в городе Кеми. По рассказам очевидцев, в 1924 г. на дне Ладожского озера, в окрестностях архипелага островов Валаам, в результате (предположительно) сдвига в земной коре произошло опускание отдельного блока на 50 метров. Об этом говорили рыбаки, которые в обычном месте ставили сети, но дна не достигли. 1926 г., 18 августа, 2 часа ночи. Происходит сильное землетрясение в районе озера Ковдозера. Содрогаются станы изб, сдвигаются различные предметы мебели в домах, слышится звон посуды4. Этот список впечатляет: значит, землетрясения в Карелии были, следовательно, могут снова случиться. Готовы ли мы к этому? И снова вспоминаются слова из эпической поэмы:
«Всколыхалися озера...»
Что старый добрый Вяйнемёйнен имел в виду? Эта фраза звучит очень странно. Он не мог ее придумать просто так, он должен был быть очевидцем события, при котором озеро действительно всколыхнулось, иными словами, заволновалось без видимых на то причин. 140 лет назад знаменитый французский писатель Александр Дюма побывал в России. Среди многих других мест — и на Ладожском озере, желая «познакомиться с Финляндией». Об этом напоминает известный исследователь землетрясений доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Объединенного института физики Земли РАН (г. Москва) Андрей Алексеевич Никонов. Он неоднократно бывал на Ладоге с петербургским сейсмологом Б. А. Ассиновской. Итак, цитирую: «Судно с А. Дюма шло от острова Коневец на север... Вдруг все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле. ...Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубине бездонного озера. ...Туман все сгущался, раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском. Воды озера вздымались все выше и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания. ...Все это длилось часа два»5 Оказывается, подобный глубинный гул хорошо известен и нынешним обитателям ладожских берегов. Он даже получил название — «барантида»6.
Согласно рассказу местного капитана, его судно лет десять тому назад на Ладожском озере, неподалеку от Валаама попало в полосу необъяснимо бурлившей воды. А. А. Никонов приходит к выводу, что в западной части акватории Ладожского озера, под его дном располагается постоянный источник сейсмотектонических возмущений. Это подтверждается также данными сравнительно недавних наблюдений. Так, в пятидесятые годы чувствительные сейсмографы отметили в бассейне Ладоги совсем современное землетрясение. В заключение хотелось бы отметить, что многие показания и наблюдения говорят о том, что Ладога, равно как и Онего7, живут своей неотектонической жизнью. Возможно, эта жизнь во многом схожа между ними. Сегодня трудно ответить, могут ли на этих крупнейших озерах Европы снова возникнуть такие сильные землетрясения, следы которых мы наблюдали не раз как на Онежском озере, так и на Ладожском. Этот вопрос должен проявиться в среде ученых-геологов и геофизиков. Из опыта жизни мы знаем, что землетрясения повторяются, и пора об этом серьезно подумать.
1 Лак Г. Рельеф земли нашей // Север. 1971. № 7. С. 116; Он же. Дом на Зареке // Север. 1998. № 5. С. 102.
2 Там же. С. 104.
3 Калевала: Карело-финский народный эпос / Пер. Л. Бельского. Под ред. К. Чистова. Лит. ред. Ю. Слюсарева. Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 50.
4 Панасенко Г. Д. Каталог землетрясений Кольского полуострова и северной Карелии (с начала XVIII в. по 1955 г.) // Бюллетень сейсмической станции Апатиты. Кировск, 1956. № 1, июль — декабрь. С. 31—35.
5 Ассиновская Б. А., Никонов А. А. Загадочные явления на Ладожском озере // Природа. 1998. № 5. С. 52.
6 «Барантида», или «бронтида» — глухие раскатистые звуки, идущие со дна озера. Происхождение их до конца не объяснено. Возможно, они связаны со стоячими волнами — сейшами. См.: Ладога / Сост. М. Ивин, Д. Строженцов. Ленинград: Советский писатель, 1985. С. 288.
7 Лак Г. Рельеф земли нашей... С. 101.
Загадочные явления на Ладожском озере А. А. Никонов, доктор геолого-минералогических наук
Б. А. Ассиновская, кандидат физико-математических наук
Объединенный институт физики Земли РАН Москва
Публикация: журнал «Природа», 1998, №5. НАБЛЮДЕНИЯ МОНАХОВ
В далеком 1914 г. в Главную физическую обсерваторию в Петербурге пришло письмо, подписанное делопроизводителем Валаамского монастыря иеромонахом Поликарпом. Вот выдержки из этого послания: «...за истекшия пять лет у нас наблюдается следующее явление: в юго-западной и западной сторонах Ладожского озера слышатся иногда подземные звуки, имеющие сходство с отдаленными пушечными выстрелами. Этот подземный гул бывает разной степени: иное время он бывает слышен вдали, в озере, как бы исходя из водной пучины, в редких случаях гул этот слышится явственно, раздаваясь под землею и по большей части а западной части Валаама. В последнем случае случайно приходилось наблюдать, что подземный гул, слышанный на острове, сопровождался едва уловимым сотрясением земли. ... 28 минувшего сентября и 9 сего октября подземный гул, слышанный в западной части острова Валаама, сопровождался чуть заметным содроганием почвы. Как отражается этот подземный шум на водной поверхности Ладожского озера и вызывает ли на поверхности воды волнение, этого не приходилось наблюдать по той причине, что Ладожское озеро редко бывает в спокойном состоянии...»[1] Монахов интересовало, нельзя ли определить происхождение подземного гула. Их обращение не осталось без ответа. Письмо попало в организованную при обсерватории князем Б. Б. Голицыным Сейсмическую комиссию. Сейсмология в России в первые десятилетия века переживала период бурного развития во многом благодаря усилиям именно Бориса Борисовича Голицына. Им же был создан сейсмограф нового типа. В это время в России работали помимо центральной сейсмической станции в Пулкове (с 1906 г.) более 20 станций. Но в относительно северных широтах на просторах империи, да и Европы, высококачественные постоянные записи велись только в Пулкове. Однако ладожские явления на сейсмической станции зафиксированы не были. Считалось, что причиной подземных звуков могли быть или резкие изменения атмосферного давления, или слабые землетрясения. Центральное бюро Сейсмической комиссии на своем заседании 15 апреля 1915 г. решает «признать желательным, производство наблюдений на о. Валаам при помощи барографа и горизонтального маятника Цельнера для механической регистрации, а также особого вертикального сейсмографа с коротким периодом и параллельно вести точную статистику подземных звуков».[2] Голицын, кроме того, предложил соорудить на острове специальный колодец для установки мареографа — прибора по измерению уровня воды. Монастырь охотно подготовил подходящие помещения и поручил одному из иноков производить наблюдения. Приборы начали функционировать в августе 1916 г., но проработали лишь несколько месяцев — помещение затоплялось водой. Известно, что к июню 1917 г «лаборатория» была переоборудована но о продолжении сейсмической регистрации сведений нет, не найдены и сами сейсмограммы. Сохранились лишь записи визуальных наблюдений, которые в 1916-1917 гг. вел безвестный монах Юлиан. В качестве примера приведем одно из его донесений: «Канцелярия монастыря спешит сообщить, что сегодня (5 марта 1917 г. - Б.А., А Н.) в 2 час. 17 мин. утра был наблюдаем очень сильный подземный удар, центральная сила которого была очень слышна на главном острове, где раскинут монастырь. Удар был одиночный, протяжный, наподобие громового удара, длительность явления простиралась до 30 с. Впечатление от этого удара получилось такое, что как будто после разразившегося подземногозвука вблизи монастыря отзвук этого явления покатился на восток постепенно замирая в своей силе и звучности…»[3] Монахи продолжали свои наблюдения до 1927 г., а возможно, и позднее. К настоящему времени удалось обнаружить в архивах сведения о 125 событиях такого рода на Валааме. Но валаамские монахи вовсе не были первыми, кто заметил на Ладоге необычные природные явления. В 1858 г. на озере побывал знаменитый французский писатель Александр Дюма. Вот что он наблюдал в конце июня того года. Судно шло от о.Коневиц к северу: «...все заволоклось таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле. <...> Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубинах бездонного, озера. <...> Туман все сгущался, раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском; воды озера вздымались все выше и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания. <...> Все это длилось часа два».
ФАКТЫ НАШИХ ДНЕЙ
Специалисты признают, что источниками подземных гулов бывают слабые землетрясения, очаговые зоны которых расположены в непосредственной близости. Сила звуков определяется энергетической величиной толчка и расстоянием до наблюдателя. Количество ударов зависит от волновой характеристики события — прохождения продольных и поперечных волн. Хорошо известно, что слабые, а тем более сильные землетрясения в зпицентральной области часто сопровождаются центростремительным подземным гулом и свечением атмосферы. А моретрясения и «кипение воды» при полном штиле также многократно описаны моряками и путешественниками разных времен и народов. Так что геодинамическая и сейсмическая природа данных событий по существу сомнений вызывать не должна. Но вопросов по ним накопилось много. Вот почему летом 1997 г. мы отправились на Ладогу провести рекогносцировку и наблюдения на месте. Существующая сейсмологическая сеть, в том числе высокочувствительная финская, не регистрировала землетрясений из района Ладожского озера. Скорее всего описанные явления слабые, сейсмические станции расположены далеко, а их частотные характеристики находятся вне спектра волн от Валаамских событий. Возможно, Валаамские землетрясения происходили лишь в начале XX в., и с тех пор наступило полное сейсмическое затишье? Но первые же контакты с местными жителями, начиная с сотрудников метеостанции (спасибо им!), убедили в том, что подземный гул на озере им хорошо знаком. Настолько, что даже имеет местный термин — «барантида». Такой гул слышали и незадолго до нашего появления на острове. Обычно он идет со стороны озера, с юго-запада, продолжается секунды, его сравнивают с эффектом проезжающего вдали поезда. К сожалению, в отличие от монахов, метеорологи не взяли на себя труд фиксировать такие явления в рабочих журналах. Одна дама-экскурсовод, много лет регулярно посещавшая остров, вспомнила, что летом 1992 г., будучи на Красном ските (юго-западный берег острова), она и ее спутники пережили «барантиду». Гул был весьма явственным, шел со стороны озера (с юго-запада) и сопровождался сотрясениями дома, вполне ощутимыми (3-4балла). Геофизики, проводившие в том же году на Ладоге специальный эксперимент, фиксировали в отдельные дни до 10 толчков от слабых землетрясений. Другая примечательная информация поступила от капитана местной флотилии.
Лет 10 назад его судно на пути к Валааму (т.е. южнее острова) неожиданно попало в участок бурлящих вод, что не объяснялось никакими погодными условиями. Невозможно не обратить внимания на согласные свидетельства всех очевидцев о месте возникновения звуков — к юго-западу и западу от о. Валаам. Если обратиться к карте рельефа дна озера, легко обнаружить, что именно к западу и юго-западу от Валаама просматриваются желоба и гряды северо-западного протяжения с наибольшими на всей акватории глубинами до 200—260 м.. По-видимому, здесь располагается некая морфологически выраженная грабенообразная структура, которая скорее всего ответственна за происходящие здесь геодинамические явления.
НОВЫЕ ВОПРОСЫ
Однако теперь встают новые вопросы. Два из них особенно актуальны. Во-первых, конечно, нужно уточнить место возникновения гула и колебаний. Идут ли они из одного или нескольких источников, стабильны ли, какова вытянутость их источника, глубина, спектральные характеристики колебаний. Необходимо разместить по берегам Ладоги хотя бы временные, но чувствительные и особым образом настроенные сейсмические станции и геофоны. Второй важнейший вопрос — какой максимальной силы и как часто могут возникать в Ладожской структуре собственно землетрясения, могут ли они быть разрушительными? Иными словами, речь идет о научной оценке сейсмического потенциала региона. Отсутствие сведений о сильных землетрясениях на протяжении письменной истории района (напомним: монастыри на берегах озера начали основывать в XIV в.) еще не означает их отсутствия в более раннем прошлом, а следовательно, и возможном возникновении в будущем. Но как это узнать? Для этого есть несколько путей. Один из них чисто кабинетный, обычно используемый сейсмологами. Вместо конкретного участка с малой статистикой событий берется крупная сейсмогенная область, с представительным материалом по инструментально зарегистрированным землетрясениям и определяются сейсмические характеристики такой зоны. Считается, что они должны быть присущи в долговременном аспекте и интересующему нас малому участку. В сейсмическом отношении Ладожский грабен относят к крупной (около 1000 км в длину) региональной Ладожско-Ботнической зоне северо-западного протяжения, пересекающей Финляндию вплоть до Ботнического залива. В ней в течение нашего века зарегистрировано значительное число сейсмических событий, в том числе и вполне ощутимых, с магнитудой М>4. После составления графика повторяемости землетрясений для всей этой зоны оказалось, что возможность возникновения в ней событий с М=5 — одно в 2000 лет. А такие землетрясения уже опасны, они могут сопровождаться не только сильно ощущаемыми сотрясениями, но и разрушениями на поверхности. Эти оценки нельзя отнести лишь к теоретическим и потому абстрактным. Достаточно вспомнить, что на Балтийском щите в сходных геотектонических условиях происходили еще более сильные землетрясения с М=б, например, в начале нашего столетия в грабене Осло, а в XVII в. — в Кандалакшском. Но, конечно, для более уверенных суждений хотелось бы получить и другие, независимые и более определенные свидетельства возникновения землетрясений именно на Ладоге, пусть даже и во времена отдаленные. Работая на Валааме, мы постарались применить палеосейсмогеологический подход, но в новой, только еще разрабатываемой модификации. Суть его —в выделении следов динамических природных воздействий на скальные обрывы и слагающиеих блоки скальных пород. Рекогносцировка показала, что на ряде участков юго-западного скального берега острова при тщательном обследовании, действительно, достаточно отчетливо выявляются спады динамических воздействий, объяснить которые иначе чем сейсмическими импульсами не представляется возможным. Исследования в этом направлении будут продолжены, но уже сейчас по выявленным признакам можно заключить, что берега Валаама испытывали сильные сейсмические колебания интенсивностью не менее 7 баллов. Когда же это происходило? Предварительные определения по соотношению с береговыми формами ладожских трансгрессий позволяют считать, что события имели место в позднем голоцене за последние 3.5—3.0 тыс. лет. Таким образом, становится ясной не только важность задачи, но и пути ее решения с помощью современных методов. Ладога ждет сейсмологов с аппаратурой и новыми подходами.
[1] Архив РАН. Ф.148. Оп.1. Д.217. Л.55. [2] Там же. Д.265 Л.216. [3] Там же. Д.369. Л.73.
Статьи науч-поповские, претендующие на некоторую сенсационность, так понимаю, это первоисточники тех двух скомпилированных статей, которые есть в этой теме. Но, может, еще наковыряешь из этих булочек с изюмом еще немного изюма.
Цитата:То, что охрой - это краска поверх, ее всегда видно. А серое - только при подсветке. Меня смущает египетский Анкх - очень похоже. Серые петроглифы древнее раскрашенных на 1-2 тысячелетие.
Это - капкан-самолов. Идентифицируется. Карелы - охотники и рыболовы.
В сюжете с лыжниками чувак почти такой же устанавливает.
...
натаниэлла:
» Глава 7


ГЛАВА 7, в которой я иду на почту
17 июня, среда
Утро началось с пронзительного звона будильника, который поставил Макс, и с мучительного стона последнего. Вместо того, чтобы отключить звук, этот герой алкогольных высот лишь спрятал голову под подушкой. Пришлось мне спешно протирать глаза и искать его телефон на прикроватной тумбочке. Бросив взгляд на таймер, я обнаружила, что сейчас ровно 8.30.
Ладно, я не в отпуске и работу никто не отменял.
Я спустила ноги на пол и потянулась. Чудинов, полностью скрытый одеялом, не подавал признаков жизни, и, поскольку завтрак в «Карельском чуде» сервировали до девяти утра, я принялась его активно расталкивать.
– Макс, вставай, если не хочешь ходить голодным до обеда!
Мне еще не приходилось будить по утрам мужчин, не желающих быть разбуженными. Да что там: мне вообще не приходилось их будить; поэтому, из-за отсутствия опыта, я и потратила добрых пять минут, чтобы добиться от Макса хоть какой-то реакции. Я была очень настойчива: ведь завел же он за каким-то этот дурацкий будильник?
Наконец, Чудинов не только открыл глаза, но в них появился еще и проблеск осмысленности.
– Макс, мы останемся без завтрака! Уже почти без пятнадцати девять. Ты думаешь вставать или нет?
И тут Мистер Совершенство (хотя я не была уверена, что после вчерашнего он по-прежнему достоин носить это высокое звание) сделал кое-что неожиданное. Он откинул одеяло, благо еще спал одетым, и в каком-то сумасшедшем порыве рванулся ко мне, обхватив мои колени руками и уткнувшись головой в живот.
– Лерочка, – просипел он, – ну, почему ты вчера бросила меня одного?
Я обалдела. Упершись пятками в узкую полоску пола между нашими кроватями, а руками в край постели, я постаралась отодвинуться, но Макс держал крепко. Может, он все еще под воздействием алкоголя? Я понятия не имела, как быстро люди трезвеют, мне казалось, что на утро все выветривается…
– Послушай, ты, кажется, вчера перебрал, – сказала я, пытаясь отодрать его от себя. Чудинов сопротивлялся, но мне было не до обнимашек, во всяком случае, их я себе представляла вовсе не такими.
– Это потому, что ты меня бросила в одиночестве, – повторил Чудинов. – Мне так плохо!
– Плохо, потому что кое-кто не знает меры! – я удвоила усилия, и он со стоном выпустил меня, позволяя встать. Я подскочила к столу, схватила бутылку с минералкой от петрозаводского шопинга, и сунула Максу в руки. Тот обрадовался воде как манне небесной.
– Ты моя спасительница!
Я фыркнула, подхватила рюкзак и скрылась в ванной.
– И вообще, это производственная травма! – донеслось до меня сквозь закрытую дверь.
Пока я умывалась и одевалась, Чудинов выполз из постели, разыскал в чемодане свежий комплект одежды и даже успел расстегнуть помятую и пропахшую рубашку.
– В столовую идешь или сегодня у тебя разгрузочный день? – поинтересовалась я, появляясь из ванной.
– Иду, – вздохнул он. – Подожди меня, я сейчас…
– Я займу столик, – крикнула я и выбежала во двор. Еще бы найти, где столовая..
Догадки у меня, конечно, были, и, к счастью, они оправдались.
– Доброе утро, – приветствовала меня администраторша Инга, а по совместительству, как оказалось, еще и официантка. – Я уж полагала, вы не придете.
– Здравствуйте, – ответила я, – мы едва не проспали. Надеюсь, еще можно рассчитывать на завтрак?
– Конечно, сейчас принесу. Располагайтесь!
Макс нагнал меня в дверях, ведущих в обеденный зал. Он мимоходом улыбнулся Инге (точнее будет сказать — ее бюсту, потому как выше взгляд не поднялся) и, подхватив меня под локоть, увлек к столу с номером нашей комнаты.
– Наше законное место! – провозгласил он, отодвигая мне стул. Выглядел он слегка потускневшим, но вовсе не так скверно, как я боялась. Перегаром от него не несло, а отросшая щетина даже придавала шарма. – Садись, а я схожу за салатами на кухню, помогу этой девахе, а то она вечно не торопится. Тебе кофе или чай?
– Кофе. А кроме салатов?
– Скорей всего, какая-нибудь жуткая кашка с комочками, – Макс притворно вздохнул и хотел отпустить очередную шутку, но придержал язык, потому что Инга уже тащила с кухни поднос с тарелками.
– Манная каша и стакан парного молока! – объявила она с небывалым пафосом, словно церемониймейстер, возвещающий вторую часть Марлезонского балета. – Между прочим, в нашем молоке содержится очень много полезных для здоровья витаминов!
– Благодарю, – Макс откашлялся и помог девушке разгрузить поднос. – А что у нас планируется на ужин, милая барышня?
Инга засветилась от счастья, что великий и могучий Чудинов назвал ее милой, и бойко отрапортовала:
– Запеченный хариус с картофелем по-милански. Записать вам две порции или одну?
– Ты сегодня поужинаешь со мной? – Чудинов устремил на меня пронзительный взгляд. – Или опять пропадешь?
– Думаю, что поужинаю, – я кивнула для большей убедительности.
– Инга, вы слышали? Две порции. В крайнем случае, я съем обе. Здесь недурной повар, как оказалось.
– Приятного аппетита! – Инга, стрельнув в Макса подведенными ради такого случая глазками, величественно удалилась. Бедрами она виляла не хуже манекенщицы на подиуме. Правда, у манекенщиц не столь пышные формы, но мужикам такое нравится.
– Ладно, я обещал тебе салаты и кофе, – сказал Чудинов, отводя взгляд от соблазнительного зрелища, – пойду все-таки попытаюсь разжалобить Ивана Сергеевича, это местный кулинар. А то манную кашу я с детства терпеть не могу.
Он убежал на кухню (хотелось верить, что действительно к повару, а не к нашей официантке), а я, процитировав себе пословицу, что горбатого лишь могила исправит, наконец-то нашла время осмотреться.
Помещение столовой представляло собой немного темноватый зал, условно разделенный на три части. Слева от входа было устроено что-то вроде бара, сейчас пустынного. Там же, на приставном столике стоял кофейный автомат, чайники, чистые блюдца и чашки, солонки и сахарницы. Как я догадалась, всем этим можно было пользоваться в любое время дня и ночи. В центре зала были расставлены обычные деревянные столы на четыре персоны, без скатертей, но зато с выжженными номерками посередине, указывавшими место для каждого постояльца, видимо, чтобы те не передрались, выбирая, кому сидеть у окна, а кому у стенки. Я бы не удивилась, если бы владелец гостиницы был ярым фанатом порядка, какой-нибудь «орднунг юбер аллес». Наконец, в дальнем углу за низенькой ширмой из плетенной циновки, украшенной искусственными подсолнухами, прятался бильярдный стол и пара совершенно роскошных кожаных диванов.
Сейчас в столовой царила тишина, прерываемая лишь тихим звяканьем посуды на далекой кухне и лаем собаки, проникающим сквозь раскрытое окно. Но по вечерам, я была уверена, в баре и в бильярдной кипела жизнь, работал на полную громкость огромный телевизор, в данный момент отсвечивающий темным экраном со стены, и с сухим треском сталкивались шары из слоновой кости...
Как оказалось, мы были не единственными, кто припозднился с завтраком. Через столик от нашего, тоже у окошка сидел некрупный, благообразного вида пенсионер и с усердием, не отвлекаясь ни на что, поедал пресловутую манную кашу. Рядом с его тарелкой лежала свернутая в несколько раз газета. Я решила, что это и есть наш сосед, навещающий могилы предков. На рыбака, даже под прикрытием, он точно не тянул.
Макс все-таки кого-то разжалобил и притащил две порции овощного салата, сыр, два стаканчика йогурта и ароматную булочку с маком.
– Последняя была, – огорченно пояснил он, указывая на булочку.
От булочки я благородно отказалась в его пользу и с удовольствием принялась за йогурт и салат.
– Где ты вчера пропала? – задал мне вопрос Чудинов, разрезая булку и ложечкой щедро накладывая внутрь йогурт.
– У краеведа, – я пожала плечами, – я же говорила.
– До полуночи торчала в музее? – не поверил Макс. – Он что, размером с Третьяковскую галерею?
– Нет, конечно, мы долго беседовали об истории края. И меня любезно накормили ужином.
– Тебе повезло.
– Верно. Но когда я вернулась в гостиницу, ты валялся на раскладушке и страшно храпел. Вряд ли это везение — заиметь под боком такого шумного соседа.
– Я? Храпел? – Чудинов оскорбился.
– Да, ты тоже.
– А кто еще?
Я кивнула головой в сторону старичка. Мы говорили вполголоса, но вдруг у него, вопреки возрасту, тонкий слух? Макс взглянул в указанном направлении и выгнул бровь.
– К тому же ты надрался!
– Просто выпил. Мне пришлось. Там чуть ли не полгорода собралось.
– На заезжего журналиста посмотреть?
– Я не виноват, что выступил в качестве главной новости часа. Бабка Никитична всех позвала.
– А та бутылка, что ты припрятал в ванной комнате под раковиной?
– А это… это… – Макс щелкнул пальцами и задумался, подбирая слова.
– Гуманитарная помощь в похмельное утро?
– Сувенир, – поправил Чудинов. – Местная самогонка, без которой меня не желали отпускать. Кстати, где она?
– Извини, я от нее избавилась, – я подпустила в голос немного стальных ноток, – Макс, это будет мое единственное, но непреложное условие: никакого алкоголя в нашем номере! Уж коли мы делим с тобой одно пространство, уважь, пожалуйста, эту просьбу. С некоторых пор мне становится плохо от одного только запаха, а твоя самогонка воняла просто адски. Бутылка даже без пробки стояла!
Макс хмыкнул:
– Верно, пробку я по дороге потерял. Искал в траве, да там не видно было ни черта… Ладно, избавилась – и бог с ней, но не хочешь ли ты сказать, что вообще не пьешь?
– Именно так, – ответила я.
– Даже шампанское на Новый год? Что-то раньше не припомню за тобой подобной праведности.
Он имел право как сердиться, так и сомневаться, но и я уступать не желала. Алкоголь однажды стал для меня причиной настоящей трагедии, и мне не хотелось, чтобы Макс счел мое заявление пустым капризом или придиркой.
– Это было взвешенным решением с моей стороны, и я менять его не собираюсь. И потом, Макс, признайся, ты уж и забыл, какая я была в институте и чем занималась!
– Я на память, Лера, не жалуюсь. Не буду утверждать, что ты злоупотребляла или вела разгульный образ жизни, чего нет, того нет, но и трезвенницей никогда не слыла. Например, я отлично помню, как ты поглощала ромовые коктейли на вечеринке у Леньки Большакова. Тогда тебя адский запах совершенно не смущал.
Больнее ударить он меня не мог. Что ж, сама напросилась. Имя Большакова подняло во мне чудовищную волну ненависти и омерзения. Внутренне сжавшись, я тем не менее сохранила на лице «каменную маску».
– С тех пор многое изменилось, – произнесла я, радуясь, что хотя бы голос мой не дрожал. – Так что, если хочешь сохранить нормальные рабочие отношения, не тащи в номер всякую гадость. Пей где угодно и сколько угодно, но вдали от меня. Больше я ни о чем не прошу.
– Ты уж меня прямо пьяницей выставляешь, – недовольно проговорил Чудинов. – А можно узнать причину внезапного отвращения?
– Нельзя, – отрезала я, – это личное!
– Понял, – Макс криво улыбнулся, пытаясь сгладить неловкость момента. Признаться, я тоже чувствовала себя скверно: зря все это затеяла! Чай, не сахарная, не распалась бы на атомы от присутствия в комнате вонючей бутылки. Но слово-то не воробей...
– Что ж, Лера, если напоить тебя водкой до положения риз не удастся, может, настал момент, чтобы кофе принести?
Я кивнула, избегая встречаться с ним глазами.
Макс встал и принес два кофе: мне со сливками и сахаром, а себе наикрепчайший, ядреный. Верно, никак не мог проснуться.
– Хоть не зря с Никитичной вчера весь вечер общался? – поинтересовалась я, предпринимая попытку вернуть беседу в правильное русло.
– Не знаю, – Макс потер лицо, словно стирая неприятные воспоминания. – Там у меня на диктофоне три часа наговорено. Но больше половины фигня. К ним в Койвуяги год назад фольклорная экспедиция приезжала, студенты из Питера. Так вот старики мне ту же программу по второму кругу включили. Сказки там всякие, плачи, руны...
– Какие руны – песни что ли?
– Из «Калевалы» что-то, свадебные обрядовые, заговоры и прочее. Там на целую книжку, не меньше.
Я качнула головой:
– Да ты счастливчик, наблюдал последнюю уходящую натуру. Сегодняшняя деревня для фольклора, говорят, почти утрачена.
– Вот только я не этнограф, – Макс поморщился.
Я вздохнула, потому что все это было действительно достойно сожаления. Синтез, парадокс, метафора стремительно уходили из повседневной речи, уступая место утилитарности, блатной фене и непечатным оборотам. Я и сама чувствовала, насколько примитивны порой становятся мои собственные тексты. В «Женском сердце» нас намеренно просили упрощать, чтобы не оттолкнуть домохозяек чересчур заумными оборотами, и я следовала указаниям, безжалостно вымарывая из статей любые поэтичные обороты. Постепенно я привыкла писать броско, краткими предложениями, и иногда это даже казалось мне единственно правильным. Потому не удивлюсь, если вскоре мы все, включая меня, вплотную приблизимся к словарному запасу Эллочки-Людоедки.
– А ты как сходила? – спросил Чудинов.
– Нормально. Еще пойду.
– Зачем? Краевед так сильно тебя очаровал?
Я понимала, что Макс шутит, но все равно предсказуемо смутилась. И это, как и вообще любая оплошность собеседника, тотчас дало повод проницательному Мистеру Совершенство подозревать правду.
– Сколько же лет этому знатоку исторических нюансов?
Вопрос меня слегка позабавил, да и реакция Макса была весьма любопытной. Он прямо с утра, как начал откидывать коленца, так и не мог остановиться. Соблазнительную мысль, что он меня ревнует, я подавила в зародыше как совершенно фантастическую, однако чувствовалось, что в небрежном вопросе таился особый смысл.
– Не спрашивала, – ответила я, – но на вид Сергею Сергеевичу лет эдак шестьдесят. И он действительно ужасно милый, интеллигентный и образованный человек.
– Фотографии сделала?
– Не совсем. Заслушалась и упустила из виду. Потому и планирую вернуться. Там во дворе музея есть совершенно потрясающие деревянные идолы и камни с петроглифами, которые просто просятся на иллюстрации. Однако на обратном пути я все же немного поснимала местность и Варозеро.
– Ладно, – Макс покончил с кофе и вытер рот салфеткой. – Чем ты еще сегодня планируешь заняться, кроме фотосессии?
Это был весьма забавный вопрос в устах непосредственного начальника. Моя предыдущая шефиня из «Женского сердца» отдавала распоряжения исключительно в приказном порядке. Нет, как же хорошо, что я сменила место работы!
– Меня везут смотреть на сейды, – я вытащила телефон и взглянула на часы: – через час пятьдесят минут. Так что если у тебя не будет других поручений...
– Сейды? – Чудинов встрепенулся. – А куда именно?
– Говорят, в лесу, недалеко от Койвуяги. Что покажут, то и посмотрю. Вроде бы речь шла о руинах главного храма Юмалы и «сейдовой тропе». Хочешь с нами?
– Увы, не могу… – на лице Максима читалась явное сожаление. – Мне надо быть в другом месте. Весь день сегодняшний расписан.
– Что ж, тогда я привезу тебе фотографии.
– Знаешь, Лер, отпускать тебя одну в лес мне тоже как-то не хочется, – выдал вдруг Макс. – Может, перенесешь или отменишь?
Я удивилась:
– Во-первых, я не одна, а во-вторых, уж если так хочется поехать, что мешает подкорректировать твои собственные планы? Или ты успел напроситься к кому-то из власть имущих на интервью?
– Я в полицию иду. Участковый вчера пообещал показать сводку по городу за последние месяцы. Он просил с утра пораньше встретиться, но я уверен, что встреча затянется до обеда, не меньше. Слово за слово, как обычно это бывает… ну, сама понимаешь.
– Неужто ты с местным аниськиным вчера на брудершафт пил? – восхитилась я.
– Да ладно, господин Калехмайнен нормальный мужик. И выпили мы самую малость, хорош уже придираться.
– Ладно, не буду, – покладисто согласилась я.
– У меня к тебе поручение: сходи обязательно сегодня на почту, разыщи Марину Миронову. Может, будет толк от разговора с ней. Вдруг, покойная пенсионерка что-то для нас оставляла или велела передать на словах. Или Марина сама что-то видела, знает. Попытай ее хорошенько.
– Слушаюсь, шеф, – я шутливо взяла под козырек. – Как раз перед поездкой к сейдам у меня есть лишний час, проведу его с пользой.
Макс, уже поднявшийся, замер на месте:
– Все-таки не отказалась от планов тащиться в лес?
Я пожала плечами:
– Мне неудобно все переигрывать, особенно без причины.
– А ты знаешь, что кельтские друиды запрещали женщинам приближаться к своим святыням? – спросил вдруг Чудинов. – Они считали, что женщина у дольмена — к несчастью.
– Ага, – я нервно передернула плечами, потому что не любила, когда меня пугают подобными вещами, – а моряки говорили, что женщина на корабле к беде. Что же нам теперь и не плавать вовсе? Дома взаперти сидеть, носки вязать?
– Я просто за тебя волнуюсь, Лера, в каждой местности свои традиции и запреты. Как бы тебе не нарушить равновесие и не попасть впросак.
Макс и правду всем своим видом выражал беспокойство. Вроде бы улыбался, прикалывался даже, но в глубине глаз тлело что-то тревожное, пугающее. Но я не желала продолжать разговор в подобном ключе:
– Я тебя поняла и буду очень осторожна. Обещаю, что не навернусь на разбросанных по тропе валунах.
– Слушай, Лера, ну давай не сегодня? – Чудинов уселся обратно на стул. Меня его настойчивость удивила. – Давай если не ну их сосем, то хотя бы потом, когда мы во всем разберемся, а? Я сам тебя туда отвезу. Без сопровожатых.
– Да в чем дело-то? – теперь я возмутилась не на шутку. Макс явно темнил, но я никак не могла понять, отчего. – Тебе что-то рассказали вчера про эти заброшенные руины что ли?
– Я слышал мельком, что на сейдовой тропе небезопасно.
Помнится и Сергей Сергеевич вчера не выказывал большого энтузиазма, чтобы Андрей вез меня в лес. Но Андрей с ним совершенно не согласился. Странно это. Я с трудом представляла себе, по какой причине лесная тропа может сделаться опасной.
Макс же развил тему:
– И вообще, Лера, мне кажется, что сейды каким-то образом связаны с тем, что здесь происходит, со всей этой чертовщиной. Я бы оставил их на самый последний день. Когда все станет более или менее ясно.
Ах вот в чем дело! Я как-то упустила из виду, что Макс принимает всерьез россказни про нацистов и потусторонние дела.
– Не впадай в суеверия! – сказала я. – Сейды это обычный памятник культуры, охраняются государством. Их туристам показывают — помнишь, мы в газете читали? Ничего там со мной не случится. Да и не одна я буду, а с местным жителем. Уж он-то дурного не посоветует.
Про Андрея я намеренно не стала упоминать. Пусть думает, что я еду с директором музея. В конце концов, его это не касается. Для Чудинова основное, чтобы работу свою я выполняла исправно, а моя личная жизнь… Ну, правда, не питать же мне ложных надежд на его счет, сколько можно! Никогда я не стану для Макса единственной, а делить его с многочисленными соперницами было бы слишком больно и неправильно.
– Хорошо, – Макс вроде как смирился, – наверное, ты права, я просто нагнетаю. Только к ужину обязательно возвращайся. У меня будет для тебя сюрприз.
– Какой?
– Увидишь, – он улыбнулся и встал. – Ах, да, чуть не забыл! -- Чудинов вытащил из кармана и положил на стол пачку банкнот. – Это твои командировочные. Пообедать, купить сувениры. Заплатить, если потребуется, за информацию. Все от щедрот спонсора, так что ни в чем себе не отказывай.
Я пялилась на деньги и глазам не верила.
– Вот прямо так, без росписи и бумаг?! Авансом?
– Лера, ты же не думала, что я все финансы себе прикарманю? Мы с тобой сняли с карты достаточно, и коли разделяемся, не стоит тебе совсем без средств по городу расхаживать. Да – и чеки можешь не сохранять, я тебе верю.
– Спасибо, – я нерешительно протянула руку, не представляя, куда все это запихнуть. В карман джинсов? Они тугие, топорщиться будет. В декольте? В ботинок? Идеи были, надо признать, дурацкие, но сумка-то моя осталась в номере… Прямо в руках через двор тащить?
– Ну все, я побежал! – Чудинов беззаботно помахал мне и ретировался.
А я осталась сидеть за столом, сжимая в руке банкноты. Тут был чуть ли не месячный оклад! Я не верила, что мне, неудачнице, в кои веки так крупно повезло с работой.
Старичок-сосед, покончив с завтраком, неторопливо встал из-за стола. На звук отодвигаемого стула я оглянулась и сунула руку с деньгами за спину. Заметив мой взгляд, сосед, успевший нахлобучить на голову шляпу, тотчас приподнял ее и поклонился в качестве приветствия. Я тоже склонила голову.
Старичок был худ, невысок и одет в мешковатый и весьма старомодный наряд: костюм тройку из твида. Сетчатая летняя шляпа с узкими полями и широкой, в тон костюму, лентой на тулье, сидела на нем как влитая, дополняя образ дореволюционного провинциала. Протянув руку, он подхватил трость, стоявшую прислоненной к стене под окном, и, опираясь на нее, захромал к выходу. Трость была черная, с каким-то интересным набалдашником, который я не успела толком разглядеть. Наконечник у нее тоже был металлический и громко стучал по деревянным доскам пола.
Проводив соседа глазами, я тоже встала, соображая, принято ли тут убрать за собой тарелки или правильнее оставить их на столе. К тому же купюры буквально жгли ладонь и ужасно мешали. Инга выглянула из кухни и прочитала на моем лице все сомнения:
– Даже не думайте, Валерия, я сама все приберу! – сказала она.
Я поблагодарила ее и направилась в номер, чтобы убрать большую часть денег в рюкзак и захватить сумку с диктофоном и фотоаппаратом. До назначенной встречи с Андреем Никольским оставалось еще полтора часа, и я рассчитывала, что вполне успею пообщаться с Мариной Мироновой на почте.
...