URL=http://www.radikal.ru]

[/URL]
Они с раннего детства знакомы каждому из нас, и, казалось бы, в этих симпатичных сказочных созданиях уже не осталось ни загадок, ни секретов. Однако лукавство с притворством, как и магия, у фей в крови. Невинный, почти кукольный образ крылатых малюток — лишь яркий фасад, за которым маленький народец скрывает многочисленные тайны. Под их завесу мы сегодня попытаемся проникнуть.
РАЗМЕР ПРОБЛЕМЫ
Относительно родины маленького народца не существует ни малейших сомнений: фэйри — коренные западноевропейцы и чаще всего встречаются на Британских островах. А вот когда человек впервые познакомился с ними, остаётся только гадать. С уверенностью можно говорить лишь о том, что произошло это ещё в дохристианскую эпоху. Несмотря на столь почтенный возраст, привычный каждому ребёнку образ маленького человечка с крылышками, как у стрекозы или бабочки, появился сравнительно недавно — лишь в девятнадцатом веке. Писатели и художники викторианской эпохи пририсовали феям этот запоминающийся атрибут, а заодно уменьшили бедняг до совсем уж крошечных размеров, стремясь подчеркнуть их принадлежность к миру магии.
Фэйри из более древних историй похожи на обычных фэнтезийных эльфов — прекрасные бессмертные волшебные создания, непонятные и притягательные для смертных. Если фэйри и уступают нам ростом и сложением, то лишь самую малость, а на первый взгляд вполне могут сойти за человека. Недаром средневековые предания сохранили немало рассказов о романтических отношениях между фэйри и смертными. Правда, фэйри известны как умелые мастера перевоплощения и магии иллюзий, так что очень сложно судить об их истинном облике и размерах.

Феи были излюбленной темой многих художников девятнадцатого века.
Впрочем, не так уж и важно, похожи фэйри на людей или нет; основное их отличие от смертных кроется не во внешнем виде, а в характере и повадках. Такие понятия, как мораль и нравственность, глубоко чужды магическому народцу — или, по крайней мере, большинству его представителей. Это не означает, что все фэйри от природы злы и коварны — они всего лишь смотрят на мир иначе, нежели люди. Нравом фэйри подчас напоминают избалованного ребёнка, который в поведении руководствуется исключительно капризами и имеет весьма отдалённые представление о таких понятиях, как «добро» или «зло». Приглянувшийся им человек вполне может рассчитывать на щедрую помощь или дары, а вот сердить фэйри не стоит — потом бед не оберёшься.
В отличие от женщин- фэйри, мужчины маленького народца далеко не всегда могут похвастаться привлекательной внешностью.
Правда, волшебный народец настолько любит всевозможные проказы, что вполне может начать изводить попавшегося под руку смертного исключительно забавы ради. И, хотя с его точки зрения шутки могут оказаться весьма жестокими, сам фэйри будет считать их лишь невинным баловством.
Избежать проделок фэйри проще всего, подружившись с ними, — почти все источники сходятся на том, что они с радостью принимают от людей подарки и неравнодушны к свежей выпечке. Если же дошло дело до конфликта с фэйри — тут нет никаких сомнений: надёжнейшим средством борьбы с ними служит холодное железо, ведь оно разрушает их магию.
Окутано тайной и происхождение фэйри. Это даёт почву для многочисленных спекуляций, за которыми были замечены даже высокопоставленные церковные иерархи. Естественно, они видели в бессмертных волшебных созданиях порождения зла демонов, падших ангелов или утративших былую власть языческих божеств. Однако, судя по тому, что в большинстве своём фэйри абсолютно равнодушны к церковным символам или святой воде, эти версии можно отбросить как сомнительные. Несколько более распространены верования, согласно которым они либо неприкаянные души умерших людей, либо персонифицированные силы природы. Однако наиболее вероятно всё-таки, что словосочетание «волшебный народец» стоит понимать буквально, признав фэйри самостоятельным видом живых существ, причём весьма разношёрстным.
Из-за метаморфоз, которые пережил образ маленького народца за последние два века, далеко не всегда между понятиями «фея» и «фэйри» можно провести чёткую границу. Говоря сегодня о феях, мы обычно подразумеваем пресловутых крошечных крылатых созданий, ставших завсегдатаями детских сказок. Словом же «фэйри» всё чаще обозначается не конкретная магическая раса, а все обитатели волшебной страны или как минимум её дворянство. Последнее также нередко именуется на ирландский манер сидхе или ши.
• НАЗВАНИЕ: Фейвайлд
• ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Dungeons & Dragons 4th Edition
• МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ: фэйри, элдарианы, фомориане, гоблины
Согласно четвёртой редакции Dungeons & Dragons, у материального плана бытия существует несколько отражений, к которым принадлежит и мир фэйри — Фейвайлд. Мир этот хоть и прекрасен, но дик и полон опасностей. Его география и царящие здесь физические законы практически не отличаются от тех, к которым привыкли смертные, но магия в нём проявлена гораздо сильнее, и практически все обитатели Фейвайлда обладают какими-то сверхъестественными способностями. Именно отсюда в глубокой древности первые эльфы пришли в мир смертных, а их менее склонные к путешествиям сородичи до сих пор остаются самым могущественным народом Фейвайлда, хотя на эту роль претендуют и агрессивные гиганты фомориане.
Из всех параллельных планов лишь на Фейвалд можно угодить случайно: вратами в него служат так называемые перекрёстки фей — области пространства, где истончился барьер между двумя мирами.
СТРАНА ЧУДЕС
В древности фэйри, кажется, открыто жили по соседству со смертными и часто попадались им на глаза, но тяжёлая поступь прогресса заставила их укрыться от людских глаз. На Британских островах домами волшебного народца испокон веков было принято считать холмы — хотя не исключено, что они лишь скрывают проход в иную реальность.
Реальность, в которой властвует магия, не действуют привычные нам законы физики и даже время течёт иначе, чем на Земле. Прикоснувшись к этому волшебному миру, смертный едва ли останется прежним — ещё повезёт, если удастся отделаться лишь вечной тоской по сказочной стране, ведь многих она попросту сводит с ума. Надёжной защиты от подобных эффектов не известно, но чтобы снизить риски, гостям в мире фэйри не рекомендуется употреблять местную пищу и напитки или принимать какие-то дары от местных жителей.
Печально известна привычка фэйри похищать человеческих младенцев, подменяя их собственными сородичами. Причины для подобного поступка могут быть самые разные — от желания завести смертного раба до мести людям. А некоторые подменыши и вовсе паразитировали на людях, высасывая жизнь из ничего не подозревающих «родителей».
В пьесе «Сон в летнюю ночь» человеческий ребёнок становится причиной размолвки между королём фэйри Обероном и его супругой Титанией. Король хочет превратить мальчика в своего слугу, но у его соправительницы просыпается что-то вроде материнского инстинкта, и она начинает сама нянчиться с подменышем.
Примечательно, что подброшенный людям ребёнок-фэйри вполне может вырасти, ничего не подозревая о своём происхождении и способностях — по крайней мере, до поры. Этот мотив лёг в основу романа Тэда Уильямса «Война цветов»: музыкант Тео вполне неплохо чувствовал себя на Земле, не подозревая, что настоящие родители подбросили его смертным, чтобы защитить от смертельных интриг фэйри. Лишь повзрослев, он вернётся на историческую родину, чтобы помешать фашиствующим фэйри уничтожить народ, который его вырастил.
Шотландцы и ирландцы — общепризнанные эксперты в области фэйри — сходятся во мнении, что волшебный народец разделён на две противоборствующие фракции: Благой или Летний двор и Неблагой двор, ассоциирующийся с зимой. Представители первого обычно дружелюбны по отношению к людям, и даже если подшучивают над ними, то беззлобно. А вот неблагие фэйри смертных не слишком-то жалуют и без малейших колебаний причиняют им вред.
Фэйри — существа крайне старомодные. Они с большим недоверием относятся к плодам как технологического, так и социального прогресса. Поэтому неудивительно, что ни о какой демократии в волшебной стране и не слышали: при дворах царит самая что ни на есть абсолютная монархия, причём практически несменяемая. Большую роль при дворах играют вассальные отношения, строго чтутся договоры и древние неписаные традиции — словно в средневековье.
Естественно, дворы с трудом уживаются друг с дружкой. Так в цикле Джима Батчера «Досье Дрездена» Летние и Зимние фэйри ведут затяжную холодную войну — открытое противостояние между ними способно вызвать самый натуральный апокалипсис. Учитывая это, бороться им приходится в основном при помощи пешек-смертных, с которыми фэйри обожают заключать всевозможные договоры, где всегда найдётся какой-нибудь подвох, пусть даже напрямую лгать обитатели Небывальщины не умеют.

Чародей Дрезден крепко связан с фэйри — даже его крёстной была леди Зимнего двора.
Примечательно, что хотя Летние гораздо приятнее в общении, при необходимости они шагают по трупам с такой же лёгкостью, как их Зимние сородичи.
Подобно Батчеру, не питает иллюзий насчёт доброты фэйри и Лорел Гамильтон. Мэредит Джентри, фэйри-полукровка и принцесса Неблагого двора, большую часть жизни проработала детективом, а вернувшись в родные холмы, обнаружила, что гораздо безопаснее чувствовала себя среди преступников. Она оказывается в центре змеиного клубка интриг и застарелой вражды, а единственный её козырь — гламур, магия иллюзий и секса.

До Шекспира королевы фэйри были безымянными — именно у него впервые появляются имена Мэб и Титания.
Вообще, многие предания отмечают необыкновенную сексуальную притягательность фэйри, поэтому неудивительно, что в последнее время они становятся серьёзными конкурентами вампиров на ниве мистических лавбургеров. Любвеобильные фэйри уже успели прославить имена таких молодых писательниц, как Мелисса Марр и Кэрри Джонс.

Услугу пикси вполне можно купить за пиццу, а ценой сделок с высшими фэйри зачастую бывает жизнь.
Ошибка Конан Дойла
В начале двадцатого века настоящий фурор произвели фотографии, сделанные английскими девочками Элси Райт и Френсис Гриффитс, на которых те были изображены рядом с резвящимися феями. Снимки попались на глаза мистику Эдварду Л. Гарднеру, а затем и Артуру Конану Дойлу, который живо интересовался неизведанным. Оба были уверены, что им в руки попали доказательства существования фей; тем более что при первых экспертизах однозначно выявить фальсификацию не удалось. «Отец Шерлока Холмса» до конца жизни был уверен в подлинности «фей из Коттингли». Хотя большинство исследователей изначально относились к фотографиям скептически, споры об их подлинности более-менее поутихли лишь после того, как в 1983 году Элси и Френсис всё же признались в подделке.
МНОГОЛИКИЕ КРОШКИ

По версии Мэредит Джентри политика фэйри творится преимущественно в постели главной героини.

Романы Мелиссы Марр начали выходить у нас в конце позапрошлого года.
Фей-малышек одним из первых упоминает Шекспир — впрочем, почти наверняка великий драматург позаимствовал этот образ в более ранних преданиях, — но широкую известность и популярность они обрели лишь в викторианскую эпоху. Они стали частыми гостями на полотнах знаменитых художников, а затем за дело взялись и писатели во главе с Джеймсом Баррри. Легкомысленная, капризная, мнительная, но всё же добрая и отважная Динь-Динь стала не только верной спутницей Питера Пэна, но и образцом феи на многие поколения вперёд. А уж после того, как за дело взялась студия Disney, одним из символов которой стала Динь-Динь, она и вовсе превратилась в одного из самых узнаваемых персонажей двадцатого века.

По словам Диснея, свою Динь-Динь он рисовал с актрисы Маргарет Керри.
В наш циничный век даже добрые сказки Джеймса Барри могут превратиться в настоящие ужасы. В серии комиксов Grimm Fairy Tales: Neverland Питер Пэн сам превратился в фэйри, захватил власть на острове Нетинебудет и сделал фею Динь-Динь, которая успела стать знойной красоткой, своей любовницей и помощницей. С её помощью остроухий тиран похищает смертных детей и высасывает из них жизненную силу, чтобы обеспечить себе бессмертие

Феям вообще не стоит доверять, а уж поднаторевшим в бизнесе — тем более.

В Magic The Gathering феи куда больше напоминают насекомых, нежели в иных фэнтезийных вселенных.
В последние годы с крылышек фей всё чаще пытаются смахнуть волшебную пыльцу. И вот уже в «Шреке» Фея-крёстная превращается в коварную интриганку, приторговывающую магическими услугами и зельями. А в таких играх, как King’s Bounty или Magic The Gathering, феям и вовсе приходится примерить на себя роль рядовых бойцов. Воины из них обычно не самые выдающиеся, что, впрочем, нередко искупается количеством и незаурядными магическими способностями.
Ближайшие мифологические родичи «современных фей» — пикси и брауни. Первые по поведению почти неотличимы от фей, но не столь приятны на вид — в них с трудом угадывают человеческие черты, да и носить предпочитают тряпьё, но зато они совершенно незлобивы, хотя и могут напакостить шутки ради. А от брауни людям обычно бывает только польза: эти маленькие создания обожают селиться в наших домах и помогают поддерживать порядок, особенно если время от времени баловать их угощениями.
Титания
• НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ: Мэрироз
• СТАТУС: Королева благого двора
• ВСЕЛЕННАЯ: DC Comics
• СОЗДАТЕЛИ: Нил Гейман и Чарльз Весс
• ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ: 1990 год (Sandman # 19)
Фэйри можно не только родиться, но и стать, если достаточно долго прожить в их мире. Обычно дело ограничивается обретением каких-то магических способностей или необычных физических особенностей, но некоторым смертным удаётся подняться в волшебной стране до самых невероятных высот
Примером тому может служить Титания из DC Comics. Родившись в Средневековье простой смертной, она уже в детстве попала в страну фэйри, приглянулась королю благого двора Обри и со временем вышла за него замуж, став не только частью волшебного народца, но и его правительницей.
Титания впервые появилась в комиксе «Песочный человек» как эпизодический персонаж, но со временем обрела значительную популярность и обзавелась несколькими персональными мини-сериями.
МЕЧТАТЕЛИ И РАБЫ
Мало кто умеет из мешанины древних легенд и преданий выстраивать стройные и логичные миры так мастерски, как компания White Wolf. Не обошли вниманием создатели «Мира Тьмы» и фэйри, разработав линейку игр Changeling: The Dreaming, в которой те предстали в весьма необычном свете. Согласно этой мифологии феи, или подменыши, как они предпочитают себя именовать, обитают в мире человеческих фантазий. Когда мечтать для смертных было так же естественно, как дышать, феи могли свободно проникать в наш мир, однако чем сильнее человек полагался на разум, тем меньше оставалось места для грёз, и со временем фэйри пришлось покинуть ставшую им чуждой реальность, а граница между мирами стала почти непроницаемой. А на Земле остались лишь низшие фэйри — домовые, гоблины, тролли, — которым пришлось приспособиться к новым условиям и учиться жить тайно. Сначала они просто маскировались под смертных, но впоследствии научились помещать свои души в тела новорождённых детей.
Лишь после первого шага Нила Армстронга на Луну тем фэйри, которые укрылись в мире грёз, вновь открылась дорога на Землю. Правда, чтобы попасть туда, им приходится перерождаться в людских телах, что определяет их двойственную природу: выглядят они как простые смертные, а их дух пронизан волшебством, но истинную суть подменыша может разглядеть лишь другой фэйри.
Естественно, низшие не обрадовались новой встрече с бывшими хозяевами, и двум фракциям с трудом удалось заключить хрупкое перемирие. Но какие бы внутренние противоречия и застарелая вражда ни разделяли сообщество подменышей, главным их врагом остаётся Банальность — прагматизм и неверие, которые однажды уже едва не разрушили страну грёз.
Нашлось волшебному народцу место и в новом «Мире Тьмы» — на сей раз трактовка их образа оказалась более традиционной. Местные фэйри вполне комфортно чувствуют себя в собственном волшебном мире Аркадии и совсем не рвутся на Землю, а вот её трудовые ресурсы ценят весьма высоко и регулярно похищают смертных, превращая тех в своих рабов. Некоторым из этих подневольных слуг всё же удаётся бежать, но пребывание в Аркадии оставляет на них свой отпечаток: они приобретают отдельные черты фэйри, обзаводятся сверхъестественными способностями и становятся изгоями в мире смертных.
ФЕИ В ТРИКО
Хотя волшебство и феи связаны практически неразрывно, изредка всё же встречаются персонажи, которые при всём внешнем сходстве с этими созданиями не имеют к магии ни малейшего отношения. Ярким примером этого может служить Пикси — представительница плеяды молодых мутантов, присоединившихся к Людям Икс лишь в двадцать первом веке. Хотя сложно поверить, что тонкие стрекозиные крылышки способны поднять человека в воздух, Пикси с их помощью превосходно летает, к тому же девушка способна создавать магическую пыльцу, вызывающую у тех, кто её вдохнёт, галлюцинации.

Тролли, сатиры, красные шапки — тоже фэйри, пусть и низшие.
Товарка Пикси по вселенной Marvel Comics, отзывающаяся на прозвище Оса, получила способность превращаться в маленькое крылатое создание благодаря достижениям науки. Приняв сыворотку, разработанную доктором Пимом, также известным как Человек- муравей, она научилась уменьшаться до крошечных размеров, отращивать крылья, управлять насекомыми и генерировать интенсивные энергетические лучи. Хотя, казалось бы, по большей части способности у Осы не слишком полезные для героической деятельности, она была в числе основателей команды «Мстителей» и оставалась в её рядах на протяжении сорока с лишним лет — вплоть до своей смерти в 2008 году.

Кроме крыльев, мутанта в Пикси выдают уши и нечеловеческие глаза.
Феи давно и на постоянной основе прописались в детских сказках, но в мрачном и реалистичном современном фэнтези им прижиться сложнее. А вот их старшие и значительно более опасные сородичи постепенно выходят из тени и всё увереннее напоминают о себе столь опрометчиво позабывшим о них смертным.
Источник:
http://mirf.ru/Articles/art4562.htm