Gerxard:
22.08.17 05:35
laribonn писал(а):Марья Васильевна была странной, не от мира сего, закрытая сама в себе.
она уже была мертва в душе, а поняв, что предала мужа, убила и тело!
Поэтому и Кораблеву она отказала, что чувствовала себя мертвой в душе и не хотела ломать ему жизнь... А еще, мне кажется, что глубоко в душе в ней жила крупица надежды, что муж жив...Ведь как известно надежда умирает последней...
uljascha писал(а): для меня было ох, как много))) казалось. что в таком возрасте уже все поздно)))))
А для меня они всегда были юными и молодыми...
Я даже, почему-то не задумывалась над их возрастом...
Лида, спасибо за отзыв!
...
Klementinka:
22.08.17 19:26
Отзыв копирован из темы "Читальный зал"
«Прощание с Матёрой» (В.Г.Распутин)
(Прошу прощения за небольшие спойлеры - без них просто невозможно передать полученные от чтения эмоции...)
Как умирают деревни? Деревни умирают молча…
Всё, для себя я окончательно решила – я больше не буду читать произведения, вышедшие из-под пера Валентина Распутина! С меня хватит! Я больше не хочу так сильно переживать за героев, я больше не хочу плакать над прочитанным текстом и пить корвалол!
О том, что повесть будет очень грустной, я поняла сразу же, едва только прочтя первое предложение:
«И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название…». Но всё же я решила рискнуть и… прочитать произведение. Прочитала…
В целом, сюжет такой:
Жила-была одна деревня: маленькая, скромненькая, но безумно любимая всеми своими жителями; каждый житель имел свой домик, маленькое хозяйство и безграничную любовь к родному краю. Каждое утро над Матёрой всходило солнышко, и освещало своими тёплыми, ласковыми лучиками землю. Каждый вечер на небе появлялись огромные звёзды и их хозяин - красавец месяц. И, казалось, так будет всегда. Но нет: перемены обычно приходят в те моменты, когда их совсем и не ждёшь. Недалеко от Матёры решено было строить гидроэлектростанцию, и поэтому все ближайшие к ней участки в скором времени должны быть затоплены. Приказ уже отдан, обратного пути нет. Жителям будут выделены новые квартиры, а сама Матёра совсем скоро навсегда исчезнет с лица земли. Приказ-то отдан, а сколько человеческих жизней загублено? Нет, не в прямом смысле этого слова, конечно, а в переносном, душевном. Ведь кто такие эти жители Матёры? Это старые люди – бабушки и дедушки, которые всю свою жизнь прожили в милой для сердца деревне; их отцы и деды тоже встретили старость в Матёре, и теперь их тела покоятся на местном кладбище. Как же можно уехать с такого места? С Родного места. С дорогого для сердца места. Места, где прошла вся твоя жизнь; места, где родились твои дети; места, где умерли твои родители. «Такого же не бывает, чтобы целые деревни исчезали с лица земли!» - твердили жители деревни, подсознательно понимая, насколько сильно они ошибаются. Ведь в этой жизни возможно всё…
Очень душевно, живо, ярко переданы переживания жителей деревни: стариков и старушек. Описаны их слёзы, их волнения перед новой, неизвестной жизнью. На примере деда Егора и его жены, Настасьи, показано, что Матёра – их самое любимое детище, то, из-за чего они всё ещё живут в этом мире. Детей у них нет (насколько я поняла, сыновей забрала война), и единственное, что осталось у никому ненужных стариков – это Матёра, милая для сердца деревушка, которая таит в себе множество приятных воспоминаний! И старики жили, жили этими воспоминаниями, и даже подумать не могли о том, что когда-нибудь (уже совсем скоро), им придётся расстаться и с ними тоже, навсегда задуть тот самый последний язычок пламени, который всё ещё соединял их с жизнью…
Я читала повесть со слезами на глазах, временами мне даже было трудно дышать. Возможно из-за того, что моё детство прошло в деревне, такой же миленькой и маленькой, как и Матёра. Единственное отличие – Матёра со всех сторон окружена водой, рекой Ангарой, а деревню моего детства со всех сторон обнимал лес, настоящий сосновый лес. Уже много лет прошло с тех пор, как умерла бабушка, уже много лет я не была в этой деревне, но воспоминания о ней до сих пор хранятся в моём сердце, они до сих пор греют мою душу. Нет, моя деревушка жива, в ней до сих пор живут люди, но… Стоит мне только вспомнить, какой маленькой, уютненькой и красивой она была, сколько моих радостных улыбок и счастливого смеха сохранила, как сразу же хочется плакать…
Как умирают деревни? Деревни умирают молча. Они или сгорают в огне (как Матёра), или рассыпаются со временем, перестают существовать, оставшись без жителей…
У каждой деревни есть свой собственный Хозяин – он всегда на страже, он тщательно охраняет вверенное ему хозяйство. И когда деревня умирает, Хозяину приходится очень плохо – ведь он умирает вместе с ней, навсегда уходит в небытие, становится историей…
Наверное, повесть «Прощание с Матёрой» - чуть ли не единственное произведение, открытый финал которого меня не разочаровал. Сожжённая дотла деревня, горсточка местных жителей, ютящихся в последнем, уцелевшем домике, и густой туман, опустившийся на землю…
Вот она – жизнь.
Оценка:
5+++ ...
Gerxard:
17.09.17 06:50
Трилогия А.Н. Толстого "Хождение по мукам"
В то время вдохновение, а не спокойное раздумье двигало человеческой волей. Ревел ураган событий, бушевало человеческое море, каждый чувствовал себя спасителем гибнущего корабля и, размахивая револьвером на пляшущем мостике, командовал –направо или налево руля…
… с обеих сторон дрались русские люди… Одни – за неведомую новую жизнь, другие- за то, чтоб старое стояло нерушимо.
Когда начинала опрос , не хотела читать про революцию и гражданскую войну. Настроение было не подходящее, и думала, что пропущу голосование. Но, к концу, лета у меня появилось желание прочитать данную трилогию. Я заметила, что уже третий год подряд летом я читаю книги, посвященные гражданской войне . В 2015г. это была «Белая гвардия» , в 2016 г.- «Тихий Дон»… В этом году «Хождение по мукам»…
В первой книге автор рассказывает историю сестер Булавиных на фоне происходивших событий в стране : разговоров о необходимости перемен и революции , Первой мировой войны и произошедшей революции.
Вторую книгу автор посвящает Гражданской войне, и она становится главным героем, а герои предыдущей книги отходят на второй план… И , мне кажется, что если не знать, хотя бы немного о Гражданской войне и исторических лиц того времени, то читать эту часть будет тяжеловато.
Больше всего мне запомнился эпизод , посвященный затоплению Черноморского флота по приказу большевиков, чтобы он не достался немцам… Нарисованная картина так и вставала перед глазами и сердце сжималось от гибели кораблей...
В третьей книге истории Гражданской войны и героев стало поровну. Появились новые интересные персонажи... Согласна с Лидой финал получился скомканным... Неожиданно все стало хорошо, все встретились и метания героев закончились...Мне не то ,чтобы не поверилось, что такое невозможно. В жизни все возможно, но было такое чувство, что автору надоело писать и он все быстро завершил.
В целом , книга оставила неоднозначное впечатление. Не скажу, что не понравилось, но для меня некоторые мотивы поступков героев остались непонятными...
Я не поняла , почему Телегин ушел служить именно в Красную Армию… Он, добрый, преданный, нежный, семейный человек, и как он и сам, говорил не интересующийся политикой… Правильно его охарактеризовал Сапожков
« Долг, любовь и самокритичность. Честнейший служака и добрейший парень» . Я могу представить, что он первый вызовется добровольцем во время Великой Отечественной, но в гражданскую войну…
Ладно, время было такое, взгляды "красных" для него были ближе, а тут еще проблемы с Дашей…
Подходим теперь к Рощину … Для него революция трагедия, ему кажется, что Россия погибла… И он переходит на сторону "белых"…Все понятно и логично. Я верю , что он в конце разочаровался... Его романтические представления о правой борьбе "белых" разбились…Он увидел ненависть, жестокость, неоправданные убийства ( да, сейчас принято идеализировать "белых", но ангелами они не были, как впрочем и "красные"… Война она есть война, тем более гражданская. К своим врагам, и их семьям все были жестоки…) А тут еще ему не доверяют… Он перестал понимать за что он воюет… Кстати, недавно мне попалось случайно воспоминание участника Белого движения генерала Якова Слащева
Тогда я ни во что не верил. Если меня спросят, за что я боролся и каково было мое настроение, я чистосердечно отвечу, что не знаю… Не скрою, что в моем сознании иногда мелькали мысли о том, что не большинство ли русского народа на стороне большевиков, — ведь невозможно же, что они и теперь торжествуют благодаря лишь немцам и т. п. Но эти мысли я как-то трусливо сам отгонял от себя и противопоставлял им слухи о восстаниях внутри России и т. п. Это было ужасное время, когда я не мог сказать твёрдо и прямо своим подчинённым, за что я борюсь.»…
Все логично, я верю... верю, что он оставляет "белых"… но дальше, я не пойму, почему Рощин переходит на другую сторону… Я бы предположила, что он скорей всего вообще, отказался принимать участие на любой стороне… Не то , чтобы я вообще, не верю в такую возможность… Но, автор меня не убедил… С чего герой так поменял свои взгляды ?
А ведь дальше он искренне воюет за "красных..."
Из сестер мне больше понравилась Катя , и я ей поверила, и в то, что она силы нашла сказать « нет»… Каждый человек, даже не приспособленный в жизни, в определенный момент может проявит твердость. Я рада, что она нашла себя, свое дело, она из всех героев, больше всего выросла «духовно»…
Раздражала меня Даша? Нет... Мне она была непонятна… Вначале ее все занимала мысль, кому бы подарить свою девственность… У меня, во всяком случае, сложилось такое впечатление… Затем ввязалась в заговор «Союза защиты родины и свободы».. Зачем? Мне показалось, что автор втянул туда Дашу, чтобы рассказать об этой организации… В финале она уже немного взрослеет... В целом, отрицательных эмоций она у меня не вызвала… Согласна, что с Телегиным, они разные… Но, в этом, наверное, и крепость их союза… Каждый ли сможет выдержать ее характер и чудачества ? А Телегин всегда будет преданно ее любит, чтобы она не совершила…
Но, больше всего мне запомнились и полюбились второстепенные персонажи : Анисья, Кузьма Кузьмич и Маруся… Они у автора вышли яркими и «настоящими»…
Хотелось бы также отметить замечательно нарисованные портреты исторических личностей, таких как Сорокин ( признаюсь, я не слышала о нем
) и Нестор Махно… Интересными они получились у автора, «живыми» и я бы не сказала, что совсем отрицательными… Сорокина мне даже было немного жаль…
«Тихий Дон» , как история трагедии Гражданской войны, во мне оставила больший след… Толстой показал и разруху, и борьбу за власть, и слезы, и горе, упоминает о напрасной и ненужной гибели солдат по приказу советского высшего командования, о красивых, но не выполняемых обещаниях, верхушки… Но, несмотря на это, в двух последних книгах проскальзывает идейность, философские рассуждения, которые было читать скучновато… Автор показывает жестокость "белых", упоминает он и о жестокости "красных", но вскользь… В этом отличие от романа Шолохова, где автор оценок не дает, а просто наблюдает и рассказывает со стороны о происходивших событиях…
Оценю на 4+
А голос я свой отдаю Кузьме Кузьмичу… Нравятся мне такие персонажи , с хитрецой…
Но, да поп-расстрига, умеет выкрутиться из любой ситуации, можно назвать и «мошенником»… Но, Даша бы без него пропала, а заботился он о ней от чистого сердца...
Насчет фильмов, фильм 1957г. мне понравился… Эмоционально, показана жизнь героев на фоне происходящих в стране событий… Очень понравились и Рощин и Телегин… Вот в опросе по фильму я бы отдала свой голос без колебания Телегину…
Единственное, мне Николай Николаевич, муж Кати не понравился, карикатурно получилось…Здесь мне ближе Николай Николаевич из сериала 70-х… И Анисья не произвела на меня впечатление, мне показалась она жестковатой и угрюмой… А Маруся хороша!...
Из сериала я посмотрела одну серию… Кстати, начала смотреть первым, но мне было скучно... Я нормально отношусь к Алферовой, в « Мушкетерах» мне она нравится, но здесь, они никакая… Даша в моем представлении девушка "живая", а не меланхоличная… А Катя, вообще, похожа на шлюху… Пока я отложила просмотр сериала, возможно гляну попозже и мнение мое поменяется… Все-таки, судить по первой серии не стоит…
...
Кроля Рыжая:
21.09.17 16:33
Ксюша, Настя , привет
!
Сегодня я кратенько
!
С детства я очень полюбила этот роман , а фильмом с Нифонтовой, Веселовской и Ко, была просто очарованна. Что ж поделать , люблю видеть
на таких ролях не только талантливых, но и красивых , содержательных,породистых таких актеров,имхо.
А какая дикция, голоса
. Если описал Толстой своих героев красивыми, надо чтоб актеры были тоже красивые.
О Толстом и этом романе "ходила" молва: написал его он , чтоб советская власть позволила ему вернуться в Россию из эмиграции. Не знаю , может так и было. Вот если б и другие желающие вернуться создавали бы такие шедевры.
Роман получился таким, что и придраться-то не к чему.
Его нужно читать не отрываясь. Как логично, последовательно повествование
.
Писатель проявил уважение ко всем слоям общества.
...
Esmerald:
23.09.17 01:03
"Женщины" Ирина Велембовская (настоящая фамилия — Шухгальтер; 1922 — 1990).
...
Всем привет.
...
Прочитала я
"Женщин" да все никак руки до отзыва не доходят.
Конечно, я познакомилась с повестью по одноименному фильму, могу сказать,
НЕ сравнивать его с первоисточником у меня не получилось.
Не знаю, найдутся ли такие, кто сумел отделить их друг от друга.
Единственное, уверена была, что объем произведения горааааааааздо больше. Временной период охвачен довольно объемный. Однако, автору удалось в такое малое количество страниц уместить несколько жизней не одного поколения.
И при этом повествование не казалось скорым и поверхностным. Сегодняшним авторам с их многотомниками поучиться бы…
…
Еще один момент… не обсуждаемый, как говорится, но обойти стороной трудно.
Т.к. я тех времен не видела (сразу слышится: да что ты-то о тех годах знаешь?), но те года отлично знает моя мама, она как раз из поколения Альки.
... и фильм я смотрела под ее комментарии и воспоминания. И вот что поняла. У нас в семье Союз всегда во многом идеализировали, в особенности с точки зрения морали.
Мама и по сей день говорит, что среди ее окружения ни о каких отношениях с мужчинами до свадьбы и мысли не шло… а в истории "Женщин" таких моментов… ммм… и не один.
Откуда, если не из жизни, у автора могли взяться такие сюжеты. Когда я спрашиваю маман об этом, она улыбается: мол, у кого-то и такое было, но это не афишировалось, не говоря уже о том, что этим не гордились.
…
Истории девушек мне не близки, скажем прямо. Но задевают чем-то… чисто житейским, потому как со стороны я наблюдаю за такими историями постоянно... и, кажется, что смотришь на соседей.
Их жизни
не выдуманные, героини не шаблонные… они настоящие.
И думать заставляют о настоящем.
Почему кто-то встречает свою судьбу, несмотря на ошибки молодости, а кто-то так и вязнет в этих ошибках?
А кто-то вообще ошибок не совершает, все всегда правильно и хорошо, да только жизнь не складывается вовсе.
И стоит ли осуждать мать за то, что она мечтала о лучшей доле для сына…
и в чем заключается это "лучшее"?
...
Героини книги более простые… в чем-то грубее, в чем-то наивнее, нежели на экране…
Я больше поражалась на Дусю, и меня больше удивляла Аля… К Катерине сложились вполне ровные чувства, но она оказалась жестче, чем в кино… даже, может быть, злее…
Ее досаду понять можно. Она посвятила жизнь сыну – и именно это ее самый большой "грех" (кавычки все видим?).
...
Аля… не моя героиня… и дело не в детях, дело в характере. Она никогда не чувствовала себя в чем-то неправой… и, может быть, так и надо…
Дусю мне почему-то жаль больше всех… жизнь ее не баловала… а в чем будущее непонятно… в труде, видимо… в искуплении каком-то…
...
В общем, поначалу у меня не отзыв на историю, а кокой-то детальный анализ получился, но потом я все это дело удалила…
И скажу только, как трудно читать что-то современное после ТОЙ нашей прозы, не насыщенной страстями, надуманными событиями и порнографией, но отчего-то такой щемящей и родной, что даже если поступки героев не казались тебе близкими, ты все равно выносишь что-то из всего этого для себя лично… что-то главное...
И ощущения остаются светлые…
В этом и есть чудо советской литературы… ОНА НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ МИМО.
Как-то так…
...
Gerxard:
23.09.17 09:05
Кристина, спасибо за отзыв!
А я даже фильм не смотрела...
Esmerald писал(а):И ощущения остаются светлые… В этом и есть чудо советской литературы… ОНА НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ МИМО.
Согласна...
Из прочитанных советских книг не одна не оставила равнодушной...Да, есть идейность, есть воспитательные нотки ( кстати, не во всех, как принято считать), есть когда я не верю в мотивы поступков героев, но при этом в ней что-то светлое и доброе... Вера в человека, в его силу и мужество... Даже книги и фильмы о самом тяжелом периоде в советской истории- Великой Отечественной войне не вызывают полную безнадегу... Там и грусть, и печаль и... вера в лучшее... А иногда читаешь современную прозу или смотришь современные фильмы и создается, впечатление, что у автора желание запугать всех, вогнать в депрессию, такая безнадежность... Даже, думаешь, а зачем тогда жить? Какой в этом смысл?
Настёна СПб писал(а):Ой, читать, читать бы мне "красного графа"... И описываемое время мое любимое...
Мне, кажется, ты больше 4 не поставишь... Ведь, даже я 5 не поставила...
Кроля Рыжая писал(а):О Толстом и этом романе "ходила" молва: написал его он , чтоб советская власть позволила ему вернуться в Россию из эмиграции.
Может быть... Возможно первая книга "Сестры" написанная в эмиграции и не была под заказ, а вот последующие две, написанные в Советском Союзе, могли...Поэтому многие и пишут, что поступки героев стали нелогичными, а другие, что у автора изменились взгляды...
Вот нашла в интернете объяснение Толстого, почему он вернулся из эмиграции :
«В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед. В эти годы погибли два моих брата — один зарублен, другой умер от ран, расстреляны двое моих дядьев, восемь человек моих родных умерло от голода и болезней. Я сам с семьей страдал ужасно. Мне было за что ненавидеть. Красные одолели, междоусобная война кончилась, но мы, русские эмигранты в Париже, все еще продолжали жить инерцией бывшей борьбы...
Я бы очень хотел, чтобы у власти сидели люди, которым нельзя было бы сказать: вы убили. Но для того, предположим, чтобы посадить этих незапятнанных людей — нужно опять-таки начать с убийств... Порочный круг. И опять я повторяю: я не могу сказать — я невинен в лившейся русской крови, я чист, на моей совести нет пятен... Все, мы все, скопом соборно виноваты во всем совершившемся. И совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра».
В другом высказывании, он говорил, что он циник и просто хочет хорошо жить, но если все думают, что писать на заказ книги легко, то ошибаются...Нужно склеивать столько различных нюансов.
А, все-таки, несмотря на некоторую идейность трилогии, автор смог показать то время... И, действительно, некоторым нашим писателям, еще надо поучится так писать книги под заказ...
Кроля Рыжая писал(а):С детства я очень полюбила этот роман , а фильмом с Нифонтовой, Веселовской и Ко, была просто очарованна.
В фильме мне главные герои больше понравились, чем в книге...Более "живыми" получились... И в фильме, у меня вопросов, почему Телегин пошел воевать за красных, а Рощин после всех метаний тоже выбрал красных не вызывало...Поверила...
...
Gerxard:
23.09.17 15:39
Пора мне уже подводить итоги по нашему опросу, посвященному трилогии Алексея Толстого "Хождение по мукам"...
Победителем стал Вадим Рощин ( я даже не сомневалась в этом, даже, когда еще книгу не прочитала) , второе место разделили Иван Телегин и Катя Булавина (Смоковникова, Рощина)... На третьем Даша Булавина (Телегина)... На четвертом месте- женщина с нелегкой судьбой Анисья и поп-расстрига Кузьма Кузьмич...
Результаты опроса
Любимый персонаж трилогии А. Толстого "Хождение по мукам":
Вадим Рощин - 41% [ 7 ]
Екатерина Булавина- 18% [ 3 ]
Иван Телегин- 18% [ 3 ]
Дарья Булавина (Телегина)- 12% [ 2 ]
Анисья- 6% [ 1 ]
Кузьма Кузьмич- 6% [ 1 ]
Агриппина Чебрец - 0% [ 0 ]
Алексей Бессонов - 0% [ 0 ]
Алексей Красильников- 0% [ 0 ]
Доктор Булавин, отец Даши и Кати- 0% [ 0 ]
Иван Гора - 0% [ 0 ]
Николай Смоковников- 0% [ 0 ]
Всего голосов: 17
Всем спасибо!
И такой вопрос: будем проводить опрос по экранизации романа, я поняла, что фильм 1957 г. более известный и популярный, или нет ? Думаю, сам победитель не изменится... Хотя , кто знает...Телегин в исполнении Медведева тоже хорош... ...
Peony Rose:
23.09.17 22:19
Велембовская Ирина «Несовершеннолетняя»
Повесть Велембовской – о тех сороковых годах, военных и послевоенных, когда человеческие жизни порой зависели от малой малости. О мужестве и подлости, о предательстве и спасении, порой неожиданном.
Нужда свела в эвакуации Марианну и ее мачеху Ангелину с деревенским печником Рядковым, немолодым и жадным мужиком, бывшим колчаковцем и заключенным. Ленивая и надменная Ангелина из страха голода ушла из школы, бросив работу учительницы, и стала «постельницей», иначе говоря, содержанкой у мужика, которого втайне презирала. Уговаривая себя, что делает это ради падчерицы, она на самом деле спасала себя. Но цена оказалась столь велика, а мерзость жизни с таким человеком – столь огромна, что Ангелина попыталась уйти и начать жизнь с чистого листа. Однако все сложилось иначе, трагически… Свидетелем этих событий стал слабенький мальчишка Зорька.
Марианна попала в детский дом, и нашла там подругу Шурку, она делилась с нею пайком и в благодарность Шурка решила всегда о подружке заботиться. Так все и было, когда девочки подросли: Шурка пристроила Марианну к себе на производство, добывала еду, но встал между подругами ушлый спекулянт и выпивоха Марк, и разошлись пути-дорожки… и наверное, к лучшему. Ведь алкоголь губит даже самых стойких, и судьба Шурки, судя по всему, счастливой уже не станет.
Умница Марианна вновь встретила Зорьку-Светозара, молодого парня. Его мать, Зоя, в свое время полюбила «князя», а потом потеряла его навсегда и сошла с ума. Эта сюжетная линия проходит через книгу, как темная, горькая полоса.
А история любви Марианны и Светозара, любви непростой, с маленькими шагами навстречу друг другу – это сильное, ровное пламя, за которым так приятно наблюдать со стороны. Они разные, но в чем-то похожи – в честности, открытости душевной, в том, что хотят дарить, а не только брать у других людей. И хотя финал открытый, но есть ощущение, что все у героев сложится как надо. Пусть их ждут впереди препятствия, но связь, начавшаяся когда-то с мрачного холодного дня, только укрепится и поможет выйти на широкую дорогу.
Очень хороши у автора описания деревни – зачиталась, чудесные детали схвачены, и картина как живая. Хороши второстепенные герои, к примеру, Федор и Нестор Лазуткины или няня Марианны. Психологически тяжелые моменты даны аккуратно. И конечно, есть та самая атмосфера нашей Родины, которую хоть где нынче ищи – не отыщешь.
Хорошая, серьезная книга, есть над чем подумать, оценю на
4.
***
Esmerald писал(а):"Женщины" Ирина Велембовская
Спасибо за отзыв. Я когда увидела в каталоге названия, вспомнила, что смотрела и "Женщины", и "Сладкая женщина". Поэтому взяла другую книгу для разнообразия ))
...
Consuelo:
27.09.17 15:46
Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой телёнок»
«…Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие, и были усмирены картофельные бунты, люди научились брить бороды. Полетел первый воздушный шар. Были изобретены железные близнецы – пароход и паровоз. Затрубили автомашины. А дорога осталась такой же, какой она была при Соловье-разбойнике…»
Из-под острого сатирического пера Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли яркие и харизматичные образы, главным из которых, безусловно, является великий комбинатор Остапа Бендер. Романы советских авторов можно буквально растащить на цитаты, которые, впрочем, давно и прочно закрепились в памяти общества. В «Золотом телёнке» товарищ Бендер, сын турецкого верноподданного, выживший после кровавых событий финала романа «Двенадцать стульев», пускается в очередную криминальную авантюру. Однако Остап очевидно вырос, стал более осторожным и менее романтичным, но стремление заполучить финансовые блага не совсем (а точнее, совсем не) четным путем, никуда не подевалось. В этот раз, один из «сыновей лейтенанта Шмидта», удачно растрогав провинциального чиновника, получает от того денежку, но чуть ли не нос к носу сталкивается с внезапно объявившимся «молочным братом», в миру Шурой Балагановым. А далее происходит новая встреча с оставшимися двумя членами – Козлевичем и Паниковским - будущего экипажа «Антилопа», автопробегом которого Бендер решает «ударить по бездорожью и разгильдяйству», ну, а для себя любимого лелеет «хрустальную мечту детства» - отправиться в Рио-де-Жанейро, где люди, как известно, ходят в белых штанах. За авто-ширмой скрывается, конечно же, очередная авантюра, а именно, непреодолимое стремление воочию узреть и познакомиться с подпольным миллионером из южного Черноморска…
Роман, являющейся сатирой социальной жизни, очень ярко живописует современное бытие, как на уровне вполне житейском, так и проводит тонкие мазки политической жизни молодого Советского государства. Безусловно, товарищ Бендер обаятелен до невозможности, несмотря на весь криминальный флёр:
«У меня нет крыльев, но я чту уголовный кодекс. Это моя слабость».
«- Вот я и миллионер! - воскликнул Остап с веселым удивлением. - Сбылись мечты идиота!»
Оценка –
5. Читать и перечитывать, отличное настроение гарантировано!)
...
Настёна СПб:
27.09.17 21:41
Consuelo писал(а):Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой телёнок»
Кристина, держи -
! А "Двенадцать стульев" читала? Мне "Стулья" нравятся чуть больше "Теленка".
...
Consuelo:
28.09.17 21:40
Дорогие леди, спасибо за сердечки!
Настёна СПб писал(а):Кристина, держи - !
Спасибо!)
Настёна СПб писал(а):А "Двенадцать стульев" читала?
Да, конечно)
Настёна СПб писал(а):Мне "Стулья" нравятся чуть больше "Теленка".
Мне, наверное, тоже. Может, дело в том, что первый роман легче, в хорошем смысле, динамичнее, а в "Золотом теленке" все-таки видно развитие мастерства авторов, да и политики побольше, романтики поменьше.
...
Peony Rose:
28.09.17 22:06
"Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Лед тронулся!"
Остап, конечно, обаятельный мерзавец ))) Но Балаганов, Паниковский и Козлевич - тоже шикарны.
"О, этот гусь! Это песня, Бендер! Это поэма..." "Пилите, Шура, пилите, они золотые!" Сплошь любимые цитаты...
А знаете, в книге ведь был альтернативный финал.
Глава 34
В Черноморске гремели крыши и по улицам гуляли сквозняки. Силою неожиданно напавшего на город северо-восточного ветра нежное бабье лето было загнано к мусорным ящикам, желобам и выступам домов. Там оно помирало среди обугленных кленовых листьев и разорванных трамвайных билетов. Холодные хризантемы тонули в мисках цветочниц. Хлопали зеленые ставни закрытых квасных будок. Голуби говорили «умру, умру». Воробьи согревались, клюя горячий навоз. Черноморцы брели против ветра, опустив головы, как быки. Хуже всех пришлось пикейным жилетам. Ветер срывал с них канотье и панамские шляпы и катил их по паркетной мостовой вниз, к бульвару. Старики бежали за ними, задыхаясь и негодуя. Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и приходили в себя, только приткнувшись к мокрым ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего посреди площади.
Антилопа на своей стоянке издавала корабельные скрипы. Если раньше машина Козлевича вызывала веселое недоумение, то сейчас она внушала жалость: левое заднее крыло было подвязано канатом, порядочная часть ветрового стекла была заменена фанерой, и вместо утерянной при катастрофе груши с матчишем висел на веревочке никелированный председательский колокольчик. Даже рулевое колесо, на котором покоились честные руки Адама Казимировича, несколько свернулось на сторону. На тротуаре, рядом с Антилопой, стоял великий комбинатор. Облокотившись о борт машины, он говорил:
— Я обманул вас, Адам. Я не могу подарить вам ни «Изотто-Фраскини», ни «Линкольна», ни «Бьюика», ни даже «Форда». Я не могу купить новой машины. Государство не считает меня покупателем. Я частное лицо. Единственно, что можно было бы приобрести по объявлению в газете, это такую же рухлядь, как наша Антилопа.
— Почему же, — возразил Козлевич, — мой «Лорен-Дитрих» добрая машина. Вот если бы еще подержанный маслопроводный шланг, не нужно мне тогда никаких «Бьюиков» .
— Шланг я вам привез, — сказал Остап, — вот он. И это единственное, дорогой Адам, чем я могу помочь вам по части механизации транспорта.
Козлевич очень обрадовался шлангу, долго вертел его в руках и тут же стал прилаживать. Остап толкнул колокольчик, который издал заседательский звон, и горячо начал:
— Вы знаете, Адам, новость — на каждого гражданина давит столб воздуха силою в 214 кило.
— Нет, — сказал Адам, — а что?
— Как что! Это научно-медицинский факт. И мне это стало с недавнего времени тяжело. Вы только подумайте! 214 кило! Давит круглые сутки, в особенности по ночам. Я плохо сплю. Что?
— Ничего, я слушаю, — ласково ответил Козлевич.
— Мне очень плохо, Адам. У меня слишком большое сердце. Водитель Антилопы хмыкнул, Остап продолжал болтать:
— Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно. Я хочу умереть. У меня налицо все пошлые признаки влюбленности: отсутствие аппетита, бессонница и маниакальное стремление сочинять стихи. Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете электрической лампы: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А?
— Нет, нет, продолжайте, — сказал Козлевич сочувственно.
— Так вот и живу, — продолжал Остап с дрожью в голосе. — Тело мое прописано в гостинице «Каир», а душа манкирует, ей даже в Рио-де-Жанейро не хочется. А тут еще атмосферный столб душит.
— А вы у нее были? — спросил прямолинейный Козлевич. — У Зоси Викторовны?
— Не пойду, — сказал Остап, — по причине гордой застенчивости. Во мне проснулись янычары. Я этой негодяйке послал из Москвы на триста пятьдесят рублей телеграмм и не получил ответа даже на полтинник. Это я-то, которого любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной врач! Нет, Адам, я туда не пойду. До свидания, Адам!
Козлевич долго смотрел вслед удаляющемуся Остапу, потом задумчиво завел мотор и поехал прочь.
Великий комбинатор отправился в гостиницу, вытащил из-под кровати чемодан с миллионом, который валялся рядом со стоптанными башмаками. Некоторое время он смотрел на него довольно тупо, потом взял его за ручку и выбрался на улицу. Ветер схватил Остапа за плечи и потащил к приморскому бульвару. Здесь было пустынно, никто не сидел на белых скамейках, изрезанных за лето любовными надписями. На внешний рейд, огибая маяк, выходил низкий грузовик с толстыми прямыми мачтами.
— Довольно, — сказал Остап, — золотой теленок не про меня. Пусть берет кто хочет. Пусть миллионерствует на просторе!
Он оглянулся и, видя, что вокруг никого нет, бросил чемодан на гравий.
— Пожалуйста, — промолвил он, обращаясь к черным кленам, и расшаркался. Он пошел по аллее не оглядываясь. Сначала он шел медленно, шагом гуляющего, потом заложил руки в карманы, потому что они вдруг стали ему мешать, и усилил ход, чтобы победить колебания. Он заставил себя повернуть за угол и даже запеть песенку, но уже через минуту побежал назад. Чемодан лежал на прежнем месте. Однако,с противоположной стороны к нему, нагибаясь и вытягивая руки, подходил гражданин средних лет и весьма обыкновенной наружности.
— Ты куда?! — закричал Остап еще издали. — Я тебе покажу хватать чужие чемоданы! На секунду оставить нельзя! Безобразие!
Гражданин недовольно пожал плечами и отступил. А Бендер снова потащился с золотым теленком в руках.
«Что ж теперь делать? — размышлял он. — Как распорядиться проклятым кушем, который обогащает меня только моральными муками? Сжечь его, что ли?»
На этой мысли великий комбинатор остановился с удовольствием.
«Как раз в моем номере есть камин. Сжечь в камине! Это величественно! Поступок Клеопатры! В огонь! Пачка за пачкой! Чего мне с ними возиться? Хотя нет, глупо. Жечь деньги — пижонство! Гусарство! А что я могу на них сделать, кроме нэпмановского жранья? Дурацкое положение! Музейный заведующий собирается за триста рублей Лувр учинить, любой коллектив каких-нибудь водников или кооперативная корпорация драмписателей за миллион может выстроить полунебоскреб с плоской крышей для лекций на свежем воздухе!
А Остап Бендер, потомок янычаров, ни черта не может сделать! Вот навалился класс-гегемон на миллионера-одиночку!»
Размышляя о том, как поступить с миллионом, великий комбинатор бегал по аллеям, садился на цементный парапет и сердито смотрел на качающийся за волнорезом пароход.
«Нет, от пожара придется отказаться. Жечь деньги — это трусливо и не грациозно. Нужно придумать какой-нибудь эффектный жест. Основать разве стипендию имени Балаганова для учащихся заочного радиотехникума? Купить пятьдесят тысяч серебряных ложечек, отлить из них конную статую Паниковского и установить на могиле? Инкрустировать Антилопу перламутром? А может быть…»
Великий комбинатор соскочил с парапета, озаренный новой мыслью. Не медля ни минуты, он покинул бульвар и, стойко выдерживая натиск фронтальных и боковых ветров, пошел на почтамт. Там по его просьбе чемодан зашили в рогожку и накрест перевязали бечевой. Получилась простецкая с виду посылка, какие почтамт принимает ежедневно тысячами и в каких граждане отправляют своим родственникам свиное сало, варенье или яблоки.
Остап взял химический карандаш и, возбужденно махнув им в воздухе, надписал:
Ценная
Народному комиссару финансов
Москва
И посылка, сброшенная рукой дюжего почтовика, рухнула на груду овальных тюков, торбочек и ящиков. Засовывая в карман квитанцию, Остап увидел, что его миллион вместе с прочим грузом уже увозит на тележке в соседний зал ленивый старик с белыми молниями в петлицах.
— Заседание продолжается, — сказал великий комбинатор, — на этот раз без участия депутата сумасшедших аграриев О. Бендера.
Он долго еще сидел под аркой почтамта, то одобряя свой поступок, то сожалея о нем. Ветер забрался под макинтош Остапа. Ему стало холодно, и он с огорчением вспомнил, что так и не купил второй шубы.
Тонкий звон председательского колокольчика, свидетельствовавший о приближении Антилопы, отвлек Остапа от его мыслей. Заметив командора, Адам Казимирович остановил машину и стал манить его пальцем. Позади водителя машины, отвернувшись в сторону, сидела внучка старого ребусника.
— Такси свободен, прошу садиться, — предложил Козлевич, — я за вами в гостиницу «Каир» заезжал, ищу вас по всему городу. Прошу.
И водитель Антилопы, отведя руку назад, отворил дверцу.
— А, Козлевич! — радостно сказал Остап, не глядя на Зосю. — Как маслопроводный шланг? Функционирует?
— Садись, садись! — повторил Козлевич сурово.
— А вот лучше я пойду пешком, — сказал командор, влезая в машину. Председательский колокольчик отчаянно позвонил, и Антилопа, припадая на переднюю рессору, медленно поехала. Зося внимательно читала вывески на правой стороне улицы. Остап смотрел в спину Адама Казимировича.
— Может быть, я вам мешаю? — спросил он после длительного молчания. Не оглядываясь, Зося быстро ответила:
— Вы сели на мое платье. Отодвиньтесь, пожалуйста.
— Пожалуйста, — ядовито ответил рыцарь, лишенный наследства. Снова наступило молчание, прерванное треском и ругательством, которое еле слышно произнес Козлевич. Антилопа остановилась. Шофер залез под машину, а Зося, перегнувшись через борт, давала ему бессмысленные советы. У самой обочины тротуара жарко разговаривали два человека с портфелями. Оба были в демисезонных пальто, из-под которых виднелись белые летние брюки. Их беседа вскоре заинтересовала Остапа.
— Вы вовремя ушли из Геркулеса, товарищ Противотеченский, — говорил один, — там теперь такое делается!.. Разгром!
— Весь город говорит! — вздохнул другой.
— Вчера чистили Скумбриевича, — сладострастно сказал первый, — пробиться нельзя было. Сначала все было замечательно. Скумбриевич рассказал свою биографию так, что ему все аплодировали. А потом из публики кто-то спросил: «Скажите, вы не помните, был такой торговый дом «Скумбриевич и сын». Вы не тот Скумбриевич?» И тут этот дурак возьми и скажи: «Я не «Скумбриевич», я сын». Можете себе представить, что теперь с ним будет? Первая категория обеспечена.
— Да, товарищ Вайнторг, прямо ужас! А сегодня кого чистят?
— О! Сегодня большой день. Берлага. Знаете, который спасался в сумасшедшем доме. Потом сам маэстро Полыхаев. И эта гадюка Серна Михайловна, его жена. Она в Геркулесе никому дышать не давала. Приду сегодня часа за два, а то не протолкаешься. Кроме того, Бомзе…
Козлевич уселся за руль, машина тронулась, и Остап так и не узнал, что случилось с Адольфом Николаевичем Бомзе. Да это сейчас его и не волновало.
— Вы знаете, Зося, — сказал Остап, — что на каждого человека, даже партийного, давит атмосферный столб весом в 214 кило. Вы этого не замечали?
Зося не ответила.
В это время Антилопа со скрипом проезжала мимо кино «Капитолий». Остап быстро посмотрел наискось, в сторону, где помещалась летом учрежденная им контора, и издал тихий возглас. Через все здание тянулась широкая вывеска:
Гособъединение Рога и Копыта
Во всех окнах были видны пишущие машинки и портреты государственных деятелей. У входа с победной улыбкой стоял молодец-курьер, не чета Паниковскому. В открытые ворота с дощечкой «Базисный склад» въезжали трехтонные грузовики, нагруженные доверху кондиционными рогами и копытами. По всему было видно, что детище Остапа идет по правильному пути.
— Вот навалился класс-гегемон, — повторил Остап, — даже мою легкомысленную идею, и ту использовал для своих целей. А меня оттерли. Зося! Слышите, меня оттерли. Я несчастен. Скажите мне слово утешения.
— И после всего, что было, — сказала Зося, впервые поворачиваясь к Остапу, — в утешении нуждаетесь вы?
— Да, я.
— Ну, это свинство.
— Не сердитесь, Зося. Примите во внимание атмосферный столб. Мне кажется даже, что он давит на меня значительно сильнее, чем на других граждан. Это от любви к вам. И кроме того, я не член профсоюза. От этого тоже.
— Почему вы всегда врете?
— Это не ложь. Это закон физики. А может быть, действительно никакого столба нет. Я уже ничего не понимаю.
Говоря так, пассажиры Антилопы смотрели друг на друга с нежной внимательностью. Они не заметили, что машина уже несколько минут стоит на месте, а Козлевич смотрит на них, подкручивая двумя руками свои кондукторские усы. Приведя усы в порядок, Адам Казимирович, кряхтя, сошел на землю, отстегнул дверцу и громогласно сообщил:
— Прошу выходить. Приехали. Еще нет четырех часов, как раз успеете. У них это быстро, не то, что в костеле — китайские церемонии. Раз, раз — и готово. А я здесь подожду.
Остап ошеломленно посмотрел перед собой и увидел обыкновенный серенький домик с обыкновеннейшей серенькой вывеской: «Отдел Записей Актов Гражданского Состояния».
— Это что? — спросил он Козлевича. — Так нужно?
— Обязательно, — ответил водитель Антилопы.
— Слышите, Зося, Адам говорит, что это обязательно нужно.
— Ну, раз Адам так говорит… — сказала девушка дрожащим голосом. Командор и внучка старого ребусника вошли в серенький домик, а Козлевич снова залез под машину. Он задумал во время свадебного шествия в дом невесты дать Антилопе предельную скорость — двенадцать километров. Для этого надо было проверить механизмы.
Он все еще лежал под автомобилем, когда супруги вышли из Отдела Записей.
— Мне тридцать три года, — сказал великий комбинатор грустно, — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор? Учения я не создал, учеников разбазарил, мертвого не воскресил.
— Вы еще воскресите мертвого, — воскликнула Зося, смеясь.
— Нет, — сказал Остап, — не выйдет. Я всю жизнь пытался это сделать, но не смог. Придется переквалифицироваться в управдомы.
И он посмотрел на Зосю. На ней было шершавое пальтецо, короче платья, и синий берет с детским помпоном. Правой рукой она придерживала сдуваемую ветром полу пальто, и на среднем пальце Остап увидел маленькое чернильное пятно, посаженное только что, когда Зося выводила свою фамилию в венчальной книге. Перед ним стояла жена.
Илья Ильф
Евгений Петров
1931 год
Москва
Эх, люблю я Ильфа и Петрова. Люблю, и все тут.
...
Настёна СПб:
03.10.17 00:42
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ "ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ"
"Но то, что происходит вокруг, - вся Россия, - какой это пылающий очаг! Должно же там родиться новое счастье... Если бы люди не верили в это, разве бы стали так ненавидеть, уничтожать друг друга..."
Трилогия "красного графа" долго мне не давалась, но к столетнему юбилею Октября я все же роман прочитала
.
Действие книги начинается в Петербурге в канун Первой мировой войны. Петербург - это какой-то морок, его жители, словно в предчувствии чего-то страшного, безудержно веселятся. Героини романа - сестры Булавины - похожи друг на друга, но одновременно и разные. Катя - легкомысленная, увлечённая искусством жена успешного адвоката. Даша - ходит на курсы, "ищет себя", мечтает о настоящей любви. Поначалу Даша меня раздражала. Особенно в эпизоде, когда заявила сестре, что та обязана рассказать мужу об измене. А сама-то откуда только что пришла, девушка?.. И вот в уютный мирок кисейных барышень, не знающих жизни, с их личными переживаниями, врываются, сметая все на пути, войны и революции. Все привычное рушится на глазах, впереди лишь хаос, неизвестность, метания не только русской интеллигенции, но и всего народа.
Два главных героя романа, далеких от политики, прошедших мировую войну, вначале оказываются по разные стороны баррикад. И вот тут начинаются вопросы. Иван Телегин, муж Даши, инженер, мирный, семейный человек уходит воевать за красных. Зачем, почему? Мне было понятно, что Телегин всеми руками за революцию, но пойти в армию? Потому что в семье не все ладно, потому что показалось, что Даша его разлюбила?.. Второй муж Кати, Вадим Рощин, для которого Россия погибла безвозвратно, воюет в Добровольческой армии. Ему не все доверяют, она сам больше не может сражаться за непонятную идею, убивать русских людей. Но вместо того, чтобы или застрелиться, или дезертировать, найти Катю, Рощин переходит в Красную армию. И вновь убивает русских людей, но теперь во имя светлого будущего и мирового добра.
В описании боевых действий Толстой не мастер, больше напоминает сводку с фронта. И есть небольшой перекос в "правильную" сторону большевиков. Красные сражаются за "униженных и оскорбленных" (как это поняла Даша), а белым просто нравится убивать. Конечно, нужно было похвалить Сталина и проехаться по Троцкому (это же он главнокомандующий в пенсне?). Но мне из красных военачальников больше всего запомнился колоритный командарм Сорокин.
В хаосе Гражданской потерялись судьбы героинь. Если Даше и Телегину уделено хоть сколько-то времени, то Катя и Рощин появляются эпизодически. Вот Катя на махновской тачанке, вот - в невестах Красильникова, а вот уже учительствует в Москве. Но обе сестры повзрослели, выстояли и закалились. Особенно Катя.
Еще не могу не отметить образы поэта Бессонова и незабвенного Мамонта Дальского. Кстати, у Анисьи детей сначала звали Ваня и Маша, а позже автор их переименовал в Петрушу и Анюту. А вот кто мне не понравился категорически, так это сгинувший "министр" доктор Булавин.
Финал скомкан просто потрясающе! Такое чувство, что Толстой решил побыстрее завершить роман. Череда случайных встреч и событий и - бац! - все счастливы и верят, что
"на развалинах нищего их государства они устроят в самом ближайшем времени справедливое коммунистическое общество".
Оценка - 4.
Проголосовала бы или за Катю, или за Рощина
.
...
Кроля Рыжая:
05.10.17 21:21
Настёна СПб
Цитата: Ага, и всего лишь за неделю
Настя, да у Толстого А. очень читабельный легкий стиль написания.
Я еще в детском возрасте читала-перечитала не раз
.
Даже сторонники и противники не могут ни к чему придраться в этом романе.
Я обсуждала как-то.
Да и все его известные произведения очень интересны и написаны хорошим русским я зыком.
...
Настёна СПб:
05.10.17 22:01
Кроля Рыжая писал(а):Настя, да у Толстого А. очень читабельный легкий стиль написания.
Таня, нет
. По моему мнению, А.Н. Толстой ни разу не баталист. Если мне у того же Льва Николаевича описание военных действий читать было увлекательно и интересно, то у Алексея Николаевича - тягомотно и скучно.
Кроля Рыжая писал(а):Даже сторонники и противники не могут ни к чему придраться в этом романе
На счет сторонников ничего не могу сказать, но противники считают, что две последних части трилогии по художественной ценности не равнозначны первой. На мой взгляд, эти части очень различны по своему стилю. Да и по содержанию. А уж лекция по ГОЭЛРО меня добила
.
...