Из сизого тумана прошлого то, появляясь, то, исчезая, молча смотрит на своих детей мудрая, многая Макошь…
Она появилась так давно, что даже летописцы древней Руси не помнили, как правильно писать её имя. Мокошь, Макешь, а может быть Макрешь или Макуша?
Великая Мать… как её не называй, она была, есть и будет вездесущей, а потому имеющей много имён и воплощений. Для одного она прабабка из семейных легенд, для другого- любимая тёща, для кого - то, клочок земли в садовом товариществе, страстно желаемый и бережно возделываемый или река, или родной дом, деревня, город, всё то, что способно вместить в себя сердце…
Каждый день она помогает своим детям. Каждую ночь - оценивает их труд.
Каждую неделю она проявляет себя пятницей, днём шумного, весёлого торга, на котором плоды труда опять - таки оцениваются наличием спроса.
В каждом месяце средь четырёх пятниц одна главная, та, которая предшествует главному празднику этого месяца.
В каждом из времён года, праздничная неделя, а то и 12 дней перед солнечной фазой не обходятся без её участия.
Раз в году в череде 12 пятниц - сестриц, одна старшая. Чествуют её в конце осени и начале зимы, устраивая совместные пиры - братчины, на Руси - в конце октября, начале ноября, у южных и западных славян в начале декабря.
Куры да каша -
Макоши нашей!
Над чугунами
Девки колдуют:
Макошь могучая,
сделай как лучше нам,
Чтобы отведавший варева нашего,
Больше к соседским невестам не хаживал.
Да будут с нами,
Нас пусть целуют!
Кушайте кашу -
Будете наши!
Облик её, как и имя - изменчив. Макошь может явиться статной, высокой женщиной с натруженными, длинными руками, в рогатой кичке и с маленьким хвостиком. Может приковылять горбуньей на гусиных лапках, может померещиться лохматой, дёрганой кикиморой, путающей пряжу, ломающей вещи. Иногда она невидимкой хлопочет по хозяйству, а иногда беснуется невидимым "шумным духом". Людям она является в том виде и качестве, какой они заслужили. Как общей Матери, ей до всего и до всех есть дело.
Она прародительница, но у неё нет мужа. Ей нет пары, потому что нет ровни. На русских вышивках она одинока в своей огромности. И этот факт нисколько не смущал наших предков, живших в патриархальном обществе. Так же как и мы, они уважали своих пращуров, живших при матриархате, и не отвергали, хуля и осмеивая их мировоззрение, но помнили и бережно сохраняли его, искусно вплетая в ткань новой, современной им жизни.
В те далёкие времена, когда роль мужчины в продолжение рода ещё не осознавалась, когда считалось, что дети появляются от съеденной горошины или рыбы, люди не славили богов, потому что Боги ещё не родились.
Среди сомнищ упырей, берегинь, вил, русалок, леших и домовых была только одна богиня - Великая Мать, Ма - Дивия, Де Метра, Ма- Кошь. Её не славили, ей внимали благоговея, с ней делились и она защищала, кормила и учила своих детей.
Вспомните, вы сами, часто хвалите (славите) свою мать? Хвалить значит оценивать, а это дело родителей, а не детей.
Идеальная мать строга, но справедлива, а когда дети идут по кривой дорожке может стать и не милостивой. Именно такой стала Макошь во времена забвения веры предков. Тогда-то и появилась поговорка "бог не Макешь, чем ни будь да потешит".
А были времена, тешила Макошь!
Матерью сырой Землёй была она для детей своих. Кормила и поила живых, принимала в своё лоно умерших.
Она научила людей прядению и ткачеству. На льняную, с её помощью вытканную пелёнку, принимали новорождённого, льняную да посконную (из конопли) одежду носили всю жизнь, в лучших, льняных нарядах хоронили умерших.
Своих детей Макошь наделяла судьбою. Любимчиков - личным обаянием и удачливостью - Сречей. Про таких говорили: "кого Среча любит, у того и петухи несутся", и, наоборот: " Несреча тонко прядёт", а где тонко, там и рвётся…
Если её, знатную повитуху, забывали позвать на родины, приходила сама в образе злобной старухи Недоли и желала новорождённому что- нибудь в духе сказки "Спящая красавица": - вырастет девочка, будет умницей и красавицей, да уколется веретеном и умрёт!". Но добрая сторона Макоши - Доля, Среча, Удача давала шанс: "заснёт вечным сном, но сможет проснуться, если…".
Тем, кто не унывает, трудолюбив и обычаи чтит, вроде сиротки Золушки или Попелышки, приводит она на помощь своих помощников. Муравьи, сверчки, тараканы, лягушки, мыши, птицы, кошки, козы - вся мелкая живность находящая приют в человеческом жилище у неё под началом.
Древность её проявляется ещё и в том, что охраняет она гороховые поля от налётов ребятишек и птиц, а по хлебным нивам бегает безумной Полудницей, не охраняя, но, только пугая, тех, кто не чтит послеобеденный отдых. Ведь горох и жёлуди, травы да коренья были "бабьим взносом" в общественные закрома до появления земледелия, когда мужчины охотились, а женщины занимались собирательством.
Иногда её, распорядительницу жизни и смерти так и называли - Жива, жизнь и Мора, смерть - матушка.
Тёмная сторона Мокоши может явиться к нерадивым людям кикиморой, что значит волосатая, лохматая Мора, издающая птичий писк . Она месяцами не даёт дошить рубаху, спрясть пряжу. Тем, кто во время "цветения" не соблюдает древних запретов, сквасит что не надо, и, наоборот, пивное сусло не забродит, капуста не скиснет, тесто не подымется. В Словакии верят, что она может забрать непослушных детей обратно в брюхо. Когда мы в шутку говорим: мама, роди меня обратно, - мы понимаем, что нашей маме это не по силам, и потому, не боимся. А Макошь творит такие чудеса, особенно перед зимним солнцеворотом, когда случается наибольшее количество преждевременных смертей. Может насыпать в голову кострики, в глаза песку и они будут болеть до тех пор, пока Макешь не сжалится и даст своей живой воды для исцеления.
В летний солнцеворот, на Купалу, опускает она свои длинные руки к земле и тянет из неё обильный урожай, людям на радость. А в Коляду, когда солнце поворачивает на лето, а зима на мороз, поднимает руки к небу и ворожит, чтобы солнце разгоралось сильнее, чтобы поглотило оно избыток тьмы. В эти холодные дни является она серой гусыней, неуклюже ковыляющей на оранжевых лапках по замёрзшим водам и шепчет: "иду, иду, ночи выпью! Свет ночи выпьет! Да будет поровну и того и другого!" Долго взывает она….Но вот, услышав её, летят из-за моря перелётные птицы, приносят на крыльях Весну. С треском вскрываются реки и вслед за уходящими льдинами, плывёт она белой лебёдушкой, радуя глаз приветствующих её людей, стоящих по крутым берегам.
Наши предки верили, что каждая женщина являет собой образ и подобие прародительницы Макоши. В незатейливой на первый взгляд народной потешке отразились эти представления:
"Как Матрёшка ходит по дорожке?
- Переулочком - сизой уточкой,
А по улице идёт - белой лебедью плывёт!"
Причин, вызывающих такую резкую перемену походки у Матрёны может быть, по крайней мере, две: наличие большего количества зрителей на улице чем в переулке, то есть желание покрасоваться и труднопроходимость переулков заросших летом и особенно, заваленных зимой снегом, по сравнению с более или менее утоптанной улицей. Кстати, выступать павой на улице было в старину не личной, индивидуальной инициативой той или иной женщины, но обязательной нормой поведения, которая подчеркивала и подтверждала сакральность многолюдья. Об этом же говорят пословицы: "на миру и смерть красна", "в тесноте да не в обиде" и обычай принародного покаяния. По той или иной причине, но женщины в старину меняли походку, так же как Макошь - гусыня, особенно зимой, в тяжёлой одежде, народ заметил этот факт и отметил его в своём творчестве.
Имя героини рассматриваемой потешки - Матрёна - это латинское имя Матронна, то есть знатная женщина, Матёрая, Матерь. В восточнославянском фольклоре немного случайного. Заменяя исконные имена героев на христианские, народ понимал их внутреннее значение. В сказках царевна, олицетворение весны, называлась Анастасией, что значит воскресение, возрождение или Василисой, что собственно, и есть царица, царевна по- гречески.
В начале ХХ века "божественность" хромающей походки отметил в своём творчестве И. Мандельштам:
К пустой земле невольно припадая,
Неравномерной сладкою походкой
Она идёт - чуть-чуть опережая
Подругу быструю и юношу - погодка.
Её влечёт стеснённая свобода
Одушевляющего недостатка.
И, может статься, ясная догадка
В её походке хочет задержаться -
О том, что эта вешняя погода
Для нас - праматерь гробового свода,
И это будет вечно начинаться.
Есть женщины, сырой земле родные.
И каждый шаг их - гулкое рыданье,
Сопровождать воскресших и впервые
Приветствовать умерших - их призванье.
И ласки требовать от них преступно,
И расставаться с ними непосильно.
Сегодня - ангел, завтра - червь могильный,
А послезавтра только очертанье…
Что было поступь - станет недоступно…
Цветы бессмертны, небо целокупно,
И всё, что будет, - только обещанье.
Поэт, используя христианские термины и образы, по сути нарисовал образ древнейшей языческой богини - Матери и сопоставил его с обычной женщиной - хромоножкой. Три строчки народной "прибаутки" лаконично и ёмко говорят нам о том же.
Взрослели дети Великой Матери и начинали понимать, что у всех и у каждого есть ещё и отец. Образ вездесущей самодостаточной Макоши, вскармливающей землю своим грудным молоком - дождём, распался на две равные части и верхнюю половину занял отец, а нижнюю - мать. Мир стал мыслиться как союз божественной пары Небо- Отца и Матери- Земли, а дождь стал пониматься не как питание, но как оплодотворение.
Но Макошь наши предки не забыли, не отправили её в тартар, не превратили в злобного демона, как часто случалось со старыми богами у других народов. Макошь стала, в некотором смысле, частным представителем Матери Сырой Земли.
В древнем имени Ма - кошь (мать удачи, урожая) , стали слышать Мок-ошь - мокрота, влага. Для земледельца одно не противоречило другому. Зодиакальное созвездие Водолей на Руси назвали Макрешь, а в родственном индоевропейском языке санскрит сохранился термин "мокош", означающий истекание души из тела.
Стала Мокошь заведовать родниками, озёрами, колодцами, всей влагой земной. Но опять же в двух ипостасях. Добрая земля сырая, а не мокрая, переизбыток влаги это плохо, это болото. Огромное количество солёной воды непригодной для питья и полива называют словом "море" однокоренным со словом "смерть". Из этой же компании и кикимора, носящая в фольклоре эпитет "болотная".
Жизнь зарождается во влаге, но это не просто оптимальное количество воды. Влага должна быть кисловатой, солоноватой, иметь вкус. В ней должна присутствовать некая закваска, солод, она должна быть живой, то есть бродить. И тогда может произойти волшебство: из молока получится сыр, из воды пиво, из муки и воды тесто для хлеба, из мёда пенная медовуха - сурья. А Земля, получив такую влагу, станет Сырой и сможет родить.
Источник:
http://slavya.ru/trad/pyatn/makosh.htm