Москвичка:
28.01.13 11:58
» Бедлам
В наших переводах частенько упоминается Бедлам. Но я и подумать не могла, что, оказывается, он из себя представлял. Воистину ужас...
Английские археологи раскопали Бедлам
При строительстве новой линии подземки в Лондоне было найдено кладбище, на котором с XVI века хоронили пациентов знаменитой психиатрической больницы, известной под названием Бедлам. Антропологи надеются, что после изучения скелетов они получат новую информацию о смертности, рационе и болезнях людей того времени.
Бетлемская королевская больница (
Bethlem Royal Hospital) была заложена в 1247 году монахами ордена Вифлеемской звезды: первоначально это был монастырь, при котором существовала больница Св. Марии Вифлеемской. В 1337 году монастырь полностью преобразовали в госпиталь и примерно через 20 лет после этого сюда начали помещать душевнобольных пациентов, хотя в то время это ещё не стало специализацией госпиталя. Примерно тогда же получила распространение аббревиатура Бедлам, ставшая впоследствии нарицательным именем. Сначала это слово было синонимом сумасшедшего дома, а позднее стало обозначать беспорядок и неразбериху.
Слово «бедлам» внушало ужас жителям Лондона. Всем было прекрасно известно, что опасных пациентов там приковывали цепями к полу или стенам, фактически ни у одного больного не было кровати, и мало кому из пациентов удавалось выйти оттуда на свободу – некоторые из них жили в больнице десятилетиями. К концу XVII века больница была переведена в Мурфилдс на севере Лондона, в то место, где сейчас находится цирк Финсбери. Несмотря на то, что помещение больницы окружали прекрасные сады, уход за душевнобольными не улучшился. В XVIII веке любой желающий мог за один пенни сходить в больницу, как в музей(!), где экспонатами служили пациенты. Страшные условия жизни в этой больнице были запечатлены на картине Уильяма Хогарта 1735 года, заключительной в цикле «Карьера мота», в котором Хогарт рассказал историю жизни молодого наследника, который растратил все свои деньги на выпивку, проституток и азартные игры. В конце концов, мот попал в тюрьму Флит на берегу Темзы и закончил свою жизнь в Бедламе.
Сейчас этого сумасшедшего дома уже нет, но больница под названием Бетлемский королевский госпиталь до сих пор существует на юго-востоке Лондона в Бромли.
Источник: журнал "History Illustrated" ...
NatalyNN:
28.01.13 12:06
» Бедлам
Мока, лови
!
вот еще нашла про этот Бедлам:
Это заведение стало известно жителям города под именем госпиталя Святой Марии Вифлеемской или St. Mary Bethlehem Hospital. В следующие сто лет название госпиталя постепенно сокращалось, превратившись сначала в Бетлехем Хоспитал, затем в Бетлехем, потом в Бетлем и, наконец, в Бедлам. Но, возможно, не только английская привычка глотать слова и буквы привела название больницы в такой вид. Возможно, это произошло из-за созвучия названия дома скорби со словами Bed - постель и lam (to lam)- бить, колотить, так как это подходит к описанию методов лечения, использовавшихся до середины XIX века в этом богоугодном доме. В русском языке это слово впервые появилось в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.
Но эта больница известна не только как синоним сумасшедшего дома, но и как место, где зародилась психиатрия как наука в современном её понимании. Сначала Бедлам был просто тюрьмой для тех, кого врачи посчитали безумным. А так как наука в те времена еще только зарождалась и не обладала достаточным опытом и запасом знаний, в умалишённые частенько записывали и тех, кто был вполне вменяем. Отдельно остановимся на методах лечения психических недугов в этом доме скорби.
Вплоть до 18 века было широко распространено мнение, что безумие является следствием либо неправильного воспитания, либо повреждения мозга, либо дурными наклонностями самого пациента. Это, видимо, и объясняло, почему Бедлам (дом призрения) и Бридуэлл (тюрьма) имели общее начальство и финансирование в течение долгого времени.
Вифлеемская королевская больница в Лондоне была одним из первых в мире психиатрических заведений. Обитатели были заперты по клеткам, кельям и стойлам для скота, прикованы к стенам, их избивали. Для усмирения особо буйных, да и с целью экономии, часто практиковалось «лечебное голодание», вплоть до полного истощения.
Средневековые методы «лечения» не страдали излишней гуманностью. Пациента клали в гроб, закрывали крышку и погружали в бассейн с водой, а затем открывали крышку и пытались его оживить. Был целый ряд подобных устройств, хотя во время процедуры смертность была очень высока. Беспокойных или маниакальных пациентов заворачивали в холодную простыню и кидали в воду. Буйно помешанные переставали буйствовать из-за жестоких наказаний кнутом. Но раз симптомы проходили, то вполне закономерен вывод о правильности лечения. В таком случае, оборачивая пациентов и макая их в холодную воду, врачи не издеваются над пациентами, а выводят из их тела токсины. Впрочем, любому зверству можно придать видимость научного подхода.
Королевский госпиталь Св. Марии Вифлеемской всегда был действительно лечебным учреждением, то есть пациентов принимали туда для того, чтобы излечивать. Но, как правило, если выздоровление не наступало уже в первое время, то такой пациент не мог рассчитывать на восстановление своей психики и в течение многих лет. Первый полный список пациентов, датированный 1598 годом, включает в себя только одного пациента, который пребывал в больнице в течение 25 лет, а десять из двадцати одного больного смогли излечиться в течение года или меньше.
В следующем столетии была введена практика отсеивания тех, у кого было мало надежды на выздоровление. Таким образом появилось правило, что ни один пациент не должен оставаться в лечебном заведении дольше, чем 12 месяцев.
Никто и не скрывал, что за каменной оградой знаменитой больницы на протяжении нескольких веков подряд, вплоть до последней трети 18 века, был земной филиал Ада. Прикованные цепями или запертые в крошечных камерах, голые, имея в качестве кровати только солому, люди месяцами не видели солнечного света. Если же добавить сюда голод, холод и сырость, спертый, пахнущий нечистотами воздух, то удивительно, как еще кто-то умудрялся выжить в таких условиях. И все это – на фоне постоянно шума – криков, ударов плетей, грохота цепей и диких драк.
К началу пятнадцатого века в больнице находилось всего 9 человек, а к началу шестнадцатого она содержала уже 31 пациента, хотя и была рассчитана на 24. По документальным данным, рева, криков, грохота цепей и шума драк было достаточно, чтобы свести с ума и попавшего туда случайно здравомыслящего человека.
Однако Дом призрения не мог обеспечить своих постояльцев даже минимумом еды. Поэтому не слишком буйные пациенты отпускались в город за пропитанием. Голодные и в рубищах, они бродили по дорогам, прося подаяния. То была самая низшая степень падения, ибо эти несчастные даже не сознавали своего ужасного положения. Они развлекали горожан жалобными песнями и странным, иногда – просто диким - поведением. Пациентов больницы отличала оловянная бляшка, которую они носили на левой руке. Впрочем, даже у них были конкуренты – юродивые и мнимые сумасшедшие. Первые - бывшие узники Бедлама, признанные условно безопасными, которым было отказано в дальнейшем содержании. Вторые - те, кто умело прикидывался ненормальным и таким образом обманывал жалостливых горожан.
Постоянно присутствие этих несчастных стало для жителей Лондона и его предместий явлением хоть шумным и беспокойным, но вполне обыденным, создающим особый городской колорит.
Ужасная жизнь пациентов Королевского госпиталя для умалишенных не раз была отражена не только в английской литературе и народном творчестве, но и в живописи.
...
Москвичка:
31.01.13 15:39
» landscape gardener
Профессия landscape gardener - ландшафтный дизайнер
Вчера задали вопрос в "Трудностях...". Наш вопрос - как назывались прежде ландшафтные дизайнеры?
Проектированием парков и садов занимались архитекторы - в т.ч. и те самые, которые проектировали и строили дома. Вообще слово "архитектор" прежде было более ёмким понятием, чем сегодня. Эти люди стремились создать не только прекрасное здание, но и добиться гармонии вокруг дома, в доме - до такой степени, что, бывало, даже мебель проектировали и всё внутреннее убранство (правда, о мебельщиках, проектирующих дома, мне неизвестно
). Были корабельные \морских судов архитекторы и т.д.
Если кому-то из зодчих XVIII-XIХ в.в. наиболее удавались проекты парков и садов (или надо было в разговоре подчеркнуть эту их способность), к их "титулу" добавляли определение "садовый", но, в принципе, изначально школа у всех была одна. Понятие "садовый архитектор" (и "садовый мастер" - так тоже говорили, но эти мастера проектировали только сады, в то время как архитектор мог быть и только садовым мастером, но мог быть также и архитектором в современном смысле) появилось в России в начале XVIII в.
Кстати, слово "ландшафт", "ландшафтный" появилось тоже примерно в одно время с "архитектором" - позже, может, всего на несколько лет. Но применяли его исключительно, говоря про вид сельской местности, картины сельской природы, быта; а что касается специальности, то понятие использовалось применительно к художнику, пишущему эти виды: ландшафтный живописец. Но вот "ландшафтный архитектор" мне не попадалось - это уже век ХХ. В крайнем случае, думаю, самый конец ХIХ-ого.
Итак, в исторических романах переводим
landscape gardener - садовый \огродный архитектор; садовый мастер ...
Мел Эванс:
31.01.13 15:55
Мока, спасибо, очень интересно!
Знала про мебель, созданную Гауди, но думала, что это исключение, а не традиция
...
makeevich:
08.02.13 16:03
Вопросик.
Цитата:THE FIRST THING SIMON NOTICED about Sir Rupert’s study was the prints on the walls. Botanical prints.
По сюжету 1760 год.
В современном языке и вовсе есть словечко "принты" - напечатанные на холсте картины, но что это было в 18 веке? Гравюра, литография, репродукция?
На картинах детально изображены растения.
...
Москвичка:
08.02.13 22:16
makeevich писал(а):В современном языке и вовсе есть словечко "принты" - напечатанные на холсте картины, но что это было в 18 веке? Гравюра, литография, репродукция?
Галя, я думаю, что это настенная роспись. В 18 веке была весьма популярна, вспомни музеи - всё расписано (какие картины!) - и стены, и потолки. Сюжеты самые разные, и растительные узоры тоже. Скорее всего и здесь речь о каких-то картинах на стенах: фрески, стенные панно, росписи-обманки (когда трудно определить, настоящий это элемент декора или нарисованный, правда окно в сад и цветы в том саду - или картина). Была популярна "женская тематика": гирлянды, цветы, птицы, ангелочки... Думаю, не стоит грузить читателя точным названием (я могу лишь предполагать, что имеется в виду - вероятно, энкаустика, но вполне может быть и что-то иное), какая именно фреска, каким методом нанесена краска - фреска, она фреска и есть. Или настенное панно.
Уникальная фреска 18-го века в Клементинуме (Прага).
...
makeevich:
08.02.13 22:38
На самом деле, не знаю - В другом кусочке автор напрямую проговорился, что вроде engraving - гравюра. К тому же указывает, что в багете. Хотя не факт, что автор сам в курсе дела.
Первым, что заметил Саймон в кабинете сэра Руперта, были гравюры на стенах. Ботанические гравюры.
За его спиной дворецкий Флетчера сообщил:
- Сэр Руперт сейчас подойдет, милорд.
Саймон кивнул, уже приблизившись к гравюре, изображающей сучковатую ветку с нежными цветками и неуместным свисающим плодом. Внизу вязью была начертана надпись: “Prunus cerasus”. Вишня обыкновенная. Он перевел взгляд на соседнюю гравюру в позолоченной раме: “Brassica oleracea”. Дикая капуста. Листья были изогнуты так витиевато, словно оперение/перья экзотической птицы.
THE FIRST THING SIMON NOTICED about Sir Rupert’s study was the prints on the walls. Botanical prints.
Behind him, Fletcher’s butler said, “Sir Rupert will see you shortly, my lord.”
He nodded, already advancing on an engraving that depicted a gnarled branch with delicate flowers above and, incongruently, the fruit below. On the bottom of the picture, in archaic script, was the legend, Prunus cerasus. Sour cherry. He looked at the next, framed in gilt: Brassica oleracea. Wild cabbage. The leaves were so ornately curled they might have been exotic bird plumes.
P.S. Специально покопалась чтоб узнать, мог ли наш герой знать в 1760 году классификацию растений Линнея - выходит, что мог - труд впервые опубликован в 1753 году. Хотя Лондонское Линнеевское общество было образовано только в 1788 году.
...
Москвичка:
08.02.13 23:06
Галя, ну это другое дело! Сначала он увидел просто какие-то
картины, рисунки, подошёл ближе - гравюры в рамочках, эдакий гербарий. Хозяин ботаник что ли?
...
Нюрочек:
08.02.13 23:06
Насколько помню по тексту, это или гравюры, или рисунки.
...
makeevich:
08.02.13 23:11
Значит, будут гравюрами
Мока, Аня, мерси!
...
Sig ra Elena:
08.02.13 23:41
Гал, точно совершенно ботанические гравюры. Только закончила вычитывать главу
Карменн, где она это дело описывает.
...
Москвичка:
09.02.13 13:32
» Улицы и люди в конце ХIХ века
Нашла интересные документальные кадры. Надеюсь, они вам помогут при описании картин конца позапрошлого века.
Рим, Милан, Турин, Шамони, Лион, Париж, Лондон, Ливерпуль, Абердин, Берлин в конце ХIХ века
...
Amica:
11.02.13 14:24
Девочки, прошу вашей помощи.
"Застряла" вроде бы на обычном предложении.
She painted her nails and face. - Она красила ногти и
делала макияж.
Всё бы ничего, но в романе на дворе - начало 19-того века, 1818 г.
"Она" - пятидесятилетняя леди.
Слово "макияж", мне кажется, тогда не употребляли?..
А что тогда?..
...
makeevich:
11.02.13 14:31
Наложила косметику - тоже слишком современно?
...
Amica:
11.02.13 14:33
Галь, может и нет, просто хочу в этом убедиться.
...