Fantastic Lady:
29.05.15 15:48
«Письмо незнакомки»«Тебе, никогда не знавшему меня»
Замечательная новелла! Авторский стиль, умение писателя словами оживить свое произведение, заставить читателя проникнуться сюжетом, после прочтения мысленно возвращаться к драматичной истории героев и задаваться вопросами касательно их поступков, возможности для них поступить иначе и не позволить бессмертной любви наложить на всю жизнь отпечаток печали.
К содержанию новеллы можно относиться по-разному, ведь история жизни, одиночества любви и душевных терзаний, рассказанная главной героиней в своем прощальном письме, письме-исповеди, производит необычное впечатление! С одной стороны – мне грустно было читать каждую строку печального послания, в котором раскрывалась прожитая жизнь, полная переживаний и одиночества, в которой единственным светлым пятном был придуманный образ возлюбленного, волнения из-за его взгляда, мучения неизвестностью и постоянные вопросы, вызванные надеждой - узнал ли он ее или нет, вспомнил ли? Но, с другой стороны – я не понимала, и по правде сказать, немного осуждала героиню за ее линию поведения, выбор, за то, что даже не попыталась узнать лучше своего возлюбленного, убедиться – действительно ли он тот, кто ей нужен, кто достоин ее всепоглощающей любви. Видимо, есть такой тип людей, которым нравится в своих собственных глазах и в глазах других выглядеть страдальцами, искать виновных в своих несчастьях, своей бесхарактерности, трусости. Верю, что если бы героиня не жила пустыми мечтами, а решилась на откровенный разговор, проявила настойчивость и просто была бы искренней, то смогла бы стать счастливой и возможно, с объектом своего обожания!
Мне очень понравилось произведение, понравилось, как Стефан Цвейг передал историю любви с первого взгляда, зародившуюся в сердце юной девушки, пронесенную ею через всю жизнь, и сохраненную до последнего вздоха!
(5) ...
Инет:
16.05.16 17:11
Письмо незнакомки
Удивительная любовь.
Откуда знать кто достоин, а кто не достоин такого глубокого чувства. Как по мне, так герой совершенно легковесный, живущий от вдохновения к вдохновению случайными необременяющими связями. Мне показалось, что это такая жертвенная любовь - это мечта мечтателя.
Но в любом случае, история трогательная.
Отчасти она напомнила мне аналогичную беззаветную любовь героя Куприна.
Слушала постановку, но вернулась к чтению - так лучше
...
Настёна СПб:
13.08.16 00:17
Копирую.
"МАРИЯ СТЮАРТ"
"Только благодаря страсти, убившей в ней все человеческое, имя ее еще и сегодня живет в стихах и спорах" (Стефан Цвейг).
"История прекрасной королевы Шотландии, дерзнувшей вступить в заведомо проигрышное противостояние с Елизаветой Английской. История трагической любви и чудовищного преступления, беспечной юности и печального конца и сейчас потрясает читателя..."
Мария Стюарт (8.12.1542-8.02.1587) окутана дымкой загадочности. Она - поэтический трагический образ. Сохранилось множество документов, на основе которых личность королевы трактуют так по-разному - то убийцей, то мученицей, то неумелой интриганкой, то святой. Для шотландцев Мария Стюарт - безвинная жертва подлой клеветы, для англичан - убийца.
Стефан Цвейг делает акцент на двух годах жизни королевы:
"До двадцати трех лет чувства ее все еще покоятся тихой заводью, да и потом, начиная с двадцати пяти, ни разу не всколыхнутся они бурным прибоем, и только в течении короткого двухлетия клокочет разбушевавшаяся стихия - так обычная, будничная судьба превращается в трагедию античного масштаба..."
Тут я не согласна с автором. Считаю, что Мария Стюарт на протяжении всей жизни была пылкой, страстной, ярко чувствующей, подчиняющейся сердцу, а не разуму. А по-поводу "писем из ларца" - принимаю точку зрения Цвейга - подлинные.
Чем стала я, зачем еще дышу?
Я тело без души, я тень былого.
Носимая по воле вихря злого,
У жизни только смерти я прошу.
(Мария Стюарт)
Оценка - 5.
...
Машенька Шкабардина:
09.12.16 09:19
Приятно читать таких писателей, как Цвейг, каждое из произведений которого наполнено глубоким психологизмом...
...
Fantastic Lady:
20.02.17 15:29
«Двадцать четыре часа из жизни женщины»
«Большинство людей не отличается богатым воображением то, что происходит где-то далеко, не задевает их чувств, едва их трогает; но стоит даже ничтожному происшествию произойти у них на глазах, ощутимо близко, как разгораются страсти. В таких случаях люди как бы возмещают обычное свое равнодушие необузданной и излишней горячностью»
Во время отдыха на Ривьере в пансионе, объединившим под своей крышей незнакомых между собой людей, разыгралась драма семьи, производившей хорошее впечатление своей респектабельностью. Мадам Анриэт, жена и мать двух дочерей тайно сбежала со своим возлюбленным после непродолжительного знакомства. Жителей пансиона, ставших невольными свидетелями неожиданного происшествия, отчаяния раздавленного горем супруга, взволновал поступок женщины и стал темой для дальнейших обсуждений, вызывая осуждение и оправдание, презрение и понимание.
Повествование ведется от лица героя, занимающего сторону защиты и пытающегося оправдать легкомысленный поступок мадам Анриэт. Как он говорит:
«Мне лично приятнее понимать людей, чем судить их», поэтому еще одна обитательница пансиона, пожилая англичанка решает поведать ему собственную историю о двадцати четырех часах, способных перевернуть жизнь и заставить совершать несвойственные натуре, безумные поступки.
Писатель на примере ситуаций двух женщин поднимает непростую моральную проблему и дает возможность читателю задуматься о том, что важнее в жизни женщины – любовь, стремление стать счастливой, свободной в своем чувстве или оковы обязанностей, страх чужого мнения и сожаление о неиспользованных возможностях…
Признаться, я не настолько великодушна как рассказчик, оттого побег мадам Анриэт, готовность сбежать от всех миссис К. не находят у меня сочувствия. Можно расстаться с нелюбимым мужчиной, мужем, сделав это не тайно, а честно и открыто, но бросить собственных детей ради любовника непростительно.
Не будет преувеличением сказать, что Стефан Цвейг написал новеллу по-настоящему блестяще, передал всю глубину и противоречия непростой истории! А как он описал руки игроков, охваченных азартом, жаждой легкой наживы… Восторг!
(5) ...
Samlandski:
24.07.18 18:59
"Мария Стюарт".
Романизированная биография, как определяют это произведение. Захватывает, держит в напряжении, изумительно раскладывает по крупице внутренний мир героев - и шотландской королевы с роковой судьбой, которую погубили притязание на английский престол и страсть, и великолепно описанного Босуэла, её убийственной для других людей любви.
Исследование событий, доказательств и попытка открыть, что творилось в душах этих людей, а также Елизаветы, других игроков на поле власти, и народов.
Прочитала зимой, долго была под впечатлением. Это прекрасно, 5 из 5.
...
Peony Rose:
29.07.18 20:53
Привет
Цвейга читала давно, и сейчас начала читать повторно - кое-что заново, кое-что впервые.
Дублирую отзывы из ЧЗ.
«Амок»
Амок (малайск. amoq «впасть в слепую ярость и убивать») - внезапно возникающее психическое расстройство (возбуждение с агрессией, бессмысленным убийством), описанное преимущественно у аборигенов Малайского архипелага. Рассматривают как разновидность сумеречного состояния. (СБЭ)
Новелла, как и все произведения автора, касается одного из самых странных и таинственных психологических состояний человека. Описываемое неким рассказчиком происшествие – это история помешательства одного врача, служившего в индонезийской колонии голландцев. Проведя десять лет в глуши, без компании, одинокий и утомленный врач встречает властную англичанку, которая втайне от мужа забеременела и ищет того, кто сделает аборт.
Врач, в прошлом имевший дело с подобной женщиной доминаторного типа и переживший тяжкий удар по самолюбию, делает попытку сломить ее гордость, но после неудачи и ее отъезда им овладевает то самое состояние «амока» - бешенства. Разница в том, что он страстно хочет не убить, а спасти пациентку, выполнить ее просьбу, а она, напуганная его настойчивым преследованием, всячески отталкивает его от себя.
Гордыня англичанки приводит ее к предсказуемо печальному концу, но история врача на этом не заканчивается. Закончится она позднее и в крайне необычных обстоятельствах…
Откровенно говоря, сочувствия не вызывал ни один из героев новеллы. Каждый сам и сознательно выбрал свою судьбу и, повинуясь собственным слепым инстинктам, вопреки разуму и добродетели себя же и разрушил. Жаль разве что ни в чем не повинного нерожденного малыша, ставшего расходной монетой в чужой злой забаве.
Да, и снова убедилась, что мужчина, не знающий или не понимающий собственных интимных предпочтений, со слабой волей – ходячая бомба с часовым механизмом. А женщина, ослепшая от самолюбия – по факту хуже атомной войны. Не дай Бог с такой встретиться.
Оценка –
4.
***
"Жгучая тайна"
Мастер психологической драмы, автор и здесь себе не изменил ничуть - все та же скрупулезность, тот же четкий, ясный, немного холодный стиль, та же проницательность в отношении самых сложных человеческих эмоций.
Молодой барон приезжает в отпуск на австрийский горный курорт и пускается на поиски приключений, самым интересным из которых считает интрижку с женщиной. Среди гостей курорта - жена венского адвоката Матильда и ее сын-подросток Эдгар. Барон сразу же замечает тревожную красоту Матильды и намечает себе жертву, а чтобы подобраться к ней, использует доверчивого Эдгара.
Пока взрослые играют в свои игры, Эдгар переживает мучительные этапы взросления: от восхищения перед бароном до острой ненависти к врагу, посмевшему похитить у него мать и веру в настоящую дружбу. Во что бы то ни стало мальчик решает помешать барону добиться цели, пусть даже и не знает точно, в чем она заключается...
Эдгар, или Эди - один из самых запоминающихся образов, просто хотелось обнять, расцеловать и утешить, Матильду отчасти жаль, но впредь будет ей наука, а барон... жаль, мало ему досталось, бездарному прощелыге.
Оценка -
5. На мой взгляд, одна из лучших вещей, касающихся именно психологии подростков, родителям и учителям обязательно к прочтению.
Есть экранизация 1988 года.
***
"Письмо незнакомки"
Новелла не о любви, а об одержимой, патологической страсти. Героиня-эгоистка с мазохистской жилкой могла бросать свою жизнь на чей угодно алтарь, ее выбор, но вот тащить ребенка за собой в ад - права не имела. Смерть ребенка на ее совести, а последняя попытка навязать себя другому эгоисту вообще за гранью добра и зла. Точнее, это возмущенный вопль из серии "я так тебя обожала, а ты не оценил, подлец!". А с чего бы ему было высоко оценивать такую патологию, пардон?
Воистину, нет для женщины худшего врага, чем она сама.
Проза, как всегда, блестящая, но героиня настолько неприятна (про "чистую и прекрасную" можете школьницам вещать), что оценку снижу. Долой юношеские охи и ахи, вперед к трезвому взгляду на психологию женщин.
Оценка -
4.
...
Spate:
29.07.18 21:18
Peony Rose писал(а):Эдгар, или Эди - один из самых запоминающихся образов, просто хотелось обнять, расцеловать и утешить, Матильду отчасти жаль, но впредь будет ей наука, а барон... жаль, мало ему досталось, бездарному прощелыге.
Да, давно читала, уже и забыла почти, а сейчас отзыв глянула, и сразу образ мальчика всплыл, сильный образ, благородный характер, очень переживала за него. Вот мальчик же, а какой внутренний стержень! куда там "властным тряпкам"...
Надо мне перечитать новеллы, и тоже прийти с отзывом. Цвейга я всегда любила, в разные годы. Мой автор на все сто процентов, хоть это и звучит примитивно. Но важна же суть)
...