Регистрация   Вход

Consuelo: > 09.03.16 10:33


«Земля»

Роман «Земля», на мой скромный взгляд, является, пожалуй, одним из наиболее тяжелых по своему сюжету. Автор окунает нас в жизнь французской деревни второй половины XIX века. Как и ожидалось, Эмиль Золя верен выбранному пути реализма в литературе. Деревня показана далеко не пасторальной идиллической картиной в светлых тонах. Вся возможная низменность, заложенная в человеке, и им развиваемая по велению природного нутра или внешних обстоятельств, здесь расцвела буйным цветом. Просто калейдоскоп мерзости, в которой и посочувствовать практически некому. Главным побудительным мотивом для многих омерзительных поступков жителей деревни выступает земля и наследство. Дети ждут - не дождутся, когда отправятся на тот свет их родители, чтобы побороться друг с другом за кусочки наследственного пирога. Родные сестры убивают друг друга ради кусочка земли и дома, причем если поначалу младшей сестре еще можно посочувствовать, то в конце концов и она показывает, что недалеко от сестрицы ушла. И среди всего этого Жан Маккар, который для деревни чужой, в итоге, вынужден покинуть ее. Читать роман тяжело, беспросветно, одна грязь, грязь, грязь…

Я, конечно, поставлю 5, несмотря на то, что время чтения романа доставило далеко не самое приятное впечатление.

...

Consuelo: > 14.03.16 13:37


«Радость жизни»

Название романа несколько вводит в заблуждении, так как никакого буйства радости и счастья сюжет не предлагает. Главной героиней является Полина Кеню, дочь Лизы Маккар и г-на Кеню, владельцев колбасной лавки и хорошо знакомых по роману «Чрево Парижа» (мне особенно было интересно читать «Радость жизни», так как именно с «Чрева Парижа» началось мое знакомство с Эмилем Золя). В возрасте десяти лет девочка остается круглой сиротой, которую берут к себе родственники из провинции. На первый взгляд, кажется, что поступок родни свидетельствует лишь о доброте их сердец и неравнодушие к ребенку, тем более, родственнице. Но Эмиль Золя недолго позволял радоваться человечности своих героев, тут же обнажив их неблаговидные пороки. Семейство Шанто оказалось не таким правильным и порядочным. Отец семейства страдает от подагры, сын Лазар – самолюбив и избалован, а вот г-жа Шанто постепенно обирает сироту Полину. Между тем, в девочке растет сильная привязанность к приютившей ее семье. Она не просто не замечает того, что вытворяет тетушка, но и просто закрывает на это глаза, боясь показаться неблагодарной и отказать в помощи полюбившимся ей людям. Вместе с тем, возросла и привязанность Полины к Лазару, перешедшая в искреннюю любовь. Полина готова выручать любимого, а посему мать Лазара выманивает у девушки оставленное ей родителями наследство. Пока Полина была выгодной партией, мамаша Шанто всячески способствовала будущему браку сына с девушкой, а когда на горизонте появилась жертва с лучшим достатком, а не обираемая годами сирота, г-жа Шанто прямо в присутствии тяжело больной Полины, подбивает Луизу обратить внимание на Лазара. Лазар – слабый, себялюбивый, избалованный юноша, не достойный такой цельной личности как Полина рядом с собой. Полина же, будучи младше Лазара, не получившая такого образования и возможностей пробовать и искать себя, оказалась намного мудрее и сильнее характером. Полина - образец добра и жертвенности. Пожалуй, Полина и есть радость для тех, кто оказывается рядом с ней, ведь она готова протянуть руку абсолютно каждому. Тем не менее, роман морально непростой, хотя он и на вполне семейно-бытовую тему. Поведение героев вызывает различных оттенков эмоции.

Оценка – 5.

...

Consuelo: > 15.04.16 14:56


«Человек-зверь»

«Нечего и говорить, железные дороги - чудесная штука. Ездить можно быстро, да и народ становится от них как будто умнее... Звери, однако, остаются зверьми, и какую бы хитрую механику ни выдумали люди, все-таки звери от нее не выведутся...»

Роман «Человек-зверь» - один из самых тяжелых и страшных в серии Ругон-Маккары. Эмиль Золя верен себе до конца, а значит, психология каждого мало-мальски серьезного явления будет раскрыта в полной мере. Однако при этом автор не старается стать в позицию судьи, нет, он позволяет читателю взглянуть на ситуацию со стороны, не осуждая и не хваля, но отражая лишь действительность. Каждый из героев романа, основательно погрязших в пороках и различной степени сумасшествии, настолько живой, что от этого становится неимоверно жутко, ведь такие люди или «люди» не остались в далеком прошлом, а рождаются и, к сожалению, будут еще рождаться в нашем мире. Герои же, совершающие свои злодеяния по разным причинам, из-за ревности, мести или просто вследствие врожденного помешательства, не только не сожалеют о содеянном, но их ужасные поступки не ведут к желаемым последствиям, оставляя преступления бессмысленными. Удивительно, насколько психологически точно Эмилю Золя удалось словно скальпелем обнажить психологию и внутреннее состояние человека, готового совершить преступление, будь то ослепленный эмоциями порыв или же наследственная болезнь, ожидающая постоянного кровавого жертвоприношения. Особенно стоит отметить и образ Лизон – паровоза, заполненного солдатами, отправляющимися на войну, мчащегося вдаль, никем не контролируемого, - это аллюзия на общество в целом, и франко-прусскую войну 1870-1871 гг…

Оценка – 5. Жак Лантье, видимо, сын Жервезы из «Западни», но это странно, ведь упоминаются только два сына – Клод и Этьен. Как я поняла, автор добавил этот роман в серию позже, дав Жаку такие родственные связи.

...

Consuelo: > 26.05.16 11:21


«Разгром»

Роман «Разгром» был опубликован в 1892 году, и написан на события неудачной для Франции войны с Пруссией в 1870-1871 гг. В центре сюжета кровавые бойни военных времен, прежде всего, битва при Седане, а также уничтожение не оправдавшей надежд Парижской коммуны. Среди героев романа встречается и хорошо знакомый нам по роману «Земля» Жан Маккар, у которого после трагичной попытки семейной жизни не осталось ничего, кроме как вернуться в армейские ряды. В военные годы что только не творится: одни пытаются бороться и выжить, другие стараются урвать как можно больше, третьи ухитряются разжиться на несчастье прочих. Жан Маккар оказывается нормальным человеком в пекле войны, также как и молодой Морис и его сестра Генриетта. Между двумя солдатами сложились хорошие дружеские узы, настолько, что они не раз спасали друг другу жизнь, делились скудным пайком и всячески поддерживали друг другу. Это особенно приятно встретить на страницах романов мастера реализма со всей ее неприглядной подноготной. Хотя, конечно, себе изменять Эмиль Золя не стал, а посему и ужасы войны и падение Парижской коммуны описаны вполне детально. Роман, таким образом, показал две ипостаси вооруженного конфликта: войну международную и войну гражданскую.
Оценка – 5.

...

Consuelo: > 30.06.16 15:26


«Доктор Паскаль»

«Истинная мудрость и мужество заключаются в том, чтобы жить полной жизнью со всеми её страданиями, не возмущаясь, не восставая против неё и не думая, что она станет лучше, если из неё убрать страдания...»

Последний роман двадцатитомного цикла Эмиля Зол «Ругон-Маккары», повествующего о судьбах нескольких поколений одной семьи, разворачивающихся на фоне драматических событий французской истории второй половины XIX века, поставил окончательную точку в череде взлетов и падений представителей Ругонов и Маккаров, а также их боковых ветвей. Конечно, у этого семейства есть продолжение, но судьба его туманна. В заключительном романе автор упоминает почти всех главных героев предыдущих историй, потому как доктор Паскаль, ученый, положивши свою жизнь на дело изучения пороков, внутренних устремлений и патологий родного семейства. Именно в этом романе подводится черта под судьбы хорошо знакомых персонажей этого поистине романа-реки.

На фоне исследований человеческих судеб рассказана история любви самого доктора Паскаля и его племянницы и ученицы Клотильды. И несмотря на мое внутреннее неприятие такой пары, доктор действительно разительно отличается от многих своих родственников, прежде всего, разумностью и добротой. Совершенно не удивительно, что такой человек, глядя на эскапады собственного семейства, решил заняться изучением вопросов наследственности. Паскаль с особой тщательностью и дотошностью собирает и классифицирует малейшие грехи своих родных и предков, пытается проследить ростки наследственных отклонений, таких как безумие, темным пятном окрасившее фамильное древо. И рядом с ним его верная помощница Клотильда. Да, их пара кажется (особенно на фоне родни) светло и даже чистой, но все же такое близкое родство…Нет. Меня это оттолкнуло совершенно точно.

Разумеется, не мог Эмиль Золя, мастер реализма в литературе, затронуть лишь моральные, но и социальные аспекты в своем произведений. За что и особенно люблю творчество автора – так это его умение подать материал, т.е. жизнь, такой, какая она есть, без прикрас, и способность заглянуть в самые потайные уголки человеческой души.

Тем менее, оглядываясь на всю череду этих двадцати романов, которые, к слову, читались с огромным интересом не могу не заметить, что сюжеты разные, чувства в них сквозят тоже разные, и характеры также не идентичны друг другу. В целом, безусловно, масштабное произведение, которое обязательно заслуживает прочтения.

Оценка – 5. Благо Эмиль Золя не ограничился написанием только «Ругон-Маккаров», у него есть еще что почитать)

...

Consuelo: > 27.07.16 21:58


«Тереза Ракен»

«Случается, что люди умирают, - прошептала она наконец. -Только это опасно для тех, кто остается…»

Роман «Тереза Ракен» впервые был напечатан в 1867 году, и, как и следовало ожидать, принял на себя шквал критики. История, рассказанная в романе, страшная и скандальная, конечно же, не могла не привлечь к себе интерес читающей публики. В центре романа адюльтер и убийство любовниками мешавшегося мужа главной героини (и это не спойлер, так как автор раскрывает этот поворот сюжета уже в предисловии, однако, развязка и, самое главное, мастерское проникновение в психологию персонажей никоим образом не пострадали). Наиболее сложным является нервический характер Терезы Ракен, девушки, которая с детства была приучена подчиняться другим, подавляя проявления собственной натуры. Она была воспитана в доме тетушки, главной заботой которой было выхаживание слабого здоровьем сына. Жизнь девочки оказалась крепко связана с этим духом постоянной опеки над больным человеком. Достигнув совершеннолетия Тереза безропотно вышла замуж за кузена Камилла, ибо к мысли об этом браке была готова с детства. Однако ни любви, ни привязанности к мужу девушка не испытывала. Со временем, поддавшись желанию Камилла построить карьеру чиновника, маленькое семейство переезжает из здоровой провинции в душный Париж, жизнь в котором для Терезы становится настоящей отупляющей пыткой, без надежды на какие-либо изменения. Но однажды Камилл приводит в дом своего старого друга Лорана, лишь взглянув на которого Тереза впервые почувствовала некое волнение…

Свое отношение к героям Эмиль Золя разъяснил еще в предисловии. Он не строит иллюзий и не пытается выгородить Терезу и Лорана. Даже метания этой парочки не выглядят страданиями заблудших душ или гласом совести, скорее, животным страхом перед ответственностью, перед содеянным, плодами которого они не сумели воспользоваться. Даже любовь этой парочки вовсе не кается чем-то трагически возвышенным, а скорее плотским, на уровне примитивных инстинктов.

Верный стезе реализма, автор не просто препарирует психологическое состояние участников разыгравшейся трагедии, но и дает живое представление о том замкнутом мирке мелких буржуа, в котором существовали герои. Это действительно сильный роман, не зря он произвел впечатление на современников, да и в наше время не растерял эффектности. Оценка – 5.

...

Амарант: > 16.07.17 21:01


Карьера Ругонов

Оценка:
4

Сразу поясню, почему любимому мной французскому классику 4, а не 5. Надоедали описания в романе, да и вся политика оказалась за гранью понимания. Пришлось лезть в учебник 8 класса, чтобы освежить память о том, что такое Вторая Империя, кто такой Наполеон III. Но, честно, всё это прошло мимо меня. Поэтому политические дрязги оставили равнодушной. Если читая Митчелл, мне не надо лезть в Википедию, то здесь всё наоборот. Потом я махнула рукой и стала читать, не пытаясь разобраться в этом.

Итак, 1 книга в серии эпопеи об этой семейке моральных уродов. Только сейчас дочитала до конца – была попытка около десяти лет назад, но я бросила где-то на 70-ых страницах, уж очень всё было муторно тогда. Но Золя умеет вознаградить читателя, не бросавшего его. Описание гнусностей Антуана, этого таракана, что так охота затоптать ногой, его погружение в пучину порока завораживало, это самая интересная часть в книге.

Разумеется, меня тронул Сильвер, но только он один, Мьетта прошла мимо тоже, как и описания. Вот умирает она, а мне жаль её любимого, какой бы муж ей достался (особенно если сравнивать его с окружающим их сбродом букашек, а вовсе не людей).

В процессе чтения всё больше утверждалась в мысли, что доктор Паскаль – это замаскировавшийся под своего персонажа сам Золя.

...

Амарант: > 18.07.17 19:15


Его превосходительство Эжен Ругон

Оценка: 2

Я сдаюсь. Я не смогла дочитать и до 55 %. Я с таким облегчением удалила книгу с телефона! Я промучилась аж 9 часов. Я потеряла 9 часов на эту книгу. А ведь могла прочитать нечто более полезное, может, развлекательное, лёгкое, заставляющее посмеяться, приятно провести время.

Где Золя? Да и Золя ли это? Где пороки общества, тёмное дно человеческой души, где характеры героев, которые вызывали б негодование, жалость, слёзы, мысли о том, что этих ничтожных букашек я постоянно вижу в своём окружении? Где те редкие персонажи (типа Сильвера и Мьетты в "Карьере Ругонов"), которым сочувствуешь? Где натурализм Золя, за который я его и полюбила? Что за невразумительные образы Эжена и Клоринды, вызывающие неимоверную скуку и желание спать (я правда один раз чуть не уснула, даже снотворное не понадобилось)? Где интриги, описания, что видишь перед глазами, как фильм? Где всё это? Я более чем разочарована. Я в гневе.

...

Чеширская Лиса: > 07.10.17 21:35


Читала "Жерминаль", перед тем, как читать, надо быть всё-таки морально подготовленным к тому, что это натурализм, а значит, автор пишет мрачно, много жестокости и шокирующих деталей. Если ты морально готов к этому, то можно насладиться великолепным языком и потрясающими образами и поворотами.

...

Амарант: > 06.10.18 11:12


Эмиль Золя "Добыча" (дубль из ЧЗ)

Оценка: 4

И вновь натурализм Золя, но приходится привыкать к тому, что в его книгах едва ли найдётся персонаж хоть чем-то симпатичный, да и то, почитав внимательнее, увидишь, что и он непригляден. "Добыча" не стала исключением, не знаю, считать ли это недостатком писателя или достоинством.

Снова проходит, как у Гоголя, не люди, а фраки и носы, платья, ножки дам, костюмы, в которых нет людей... Просыпается иногда, на жалкое мгновение, в героях совесть или ростки жизни, но им, как мы знаем, не дано проявиться. Неудивительно, что о смерти Рене Золя сообщает мимоходом, одной строчкой, ибо вовсе её не жаль, она такой же костюм, как и все, набросившиеся на добычу.

Что касается стиля автора - ненавижу описания Золя, хотя понимаю, что без них не обойтись, но они такие громоздкие, не добавляющие ничего по существу, я читала со скрипом эти абзацы, заставляя читать, считая строчки до того момента, когда автор возвращался к действию.

...

Амарант: > 22.10.18 00:43


Эмиль Золя "Деньги" (дубль из ЧЗ)

Оценка: 4

Ну вот это дают французы - прийти на бал с мужчиной, зная, что все окружающие в курсе того, что он заплатил тебе за ночь 200 тысяч франков и гордиться этим! Нет, я не понимаю эту нацию.
На этот раз я увидела, почувствовала знакомого Золя - с жизненными трагедиями, падением нравов, тяжелейшим детством персонажей, с замечательными описаниями и характеристиками. Вот таким я его люблю, единственное, за что могу упрекнуть, так это за то, что куча экономических терминов испортили впечатление во время чтения, а в Википедию лезть желания не возникло.
Так кто же такой Саккар? Для меня ничтожество, и его приют не оправдание его бредовой горячке с банком и насилию. Да и Каролина,


Юная чета - Поль и Марсель понравились, как и многим читателям, я готова была прибить Буша, этого Гобсека, пьющего кровь из людей. Как хорошо, что боль впоследствии он прочувствовал сполна.
Многое было предсказуемо, но у автора не было других задач, как показать очередные ужасы Парижа. По описанию почти не прекращавшегося дождя можно сразу понять, что добром дело не кончится.

...

Амарант: > 26.10.18 21:35


Эмиль Золя "Чрево Парижа" (дубль из ЧЗ)

Оценка: 3

Увы, сплошное разочарование. Чрево лишь пахнуло на меня смрадом несвежего сыра, разложившейся плоти свиных туш и людской мелочности и греховности. Лишь Лиза - оплот житейской мудрости как-то зацепила. Как я согласна с ней во всем, что касается революций и устройства жизни. О Флоране мне нечего сказать, он бледен и неосязаем, как и все тощие.

Описания рынка наводили скуку, да на первых страницах можно почувствовать зверский аппетит - так вкусно всё описано! Но когда число описаний достигает апогея, то зевать охота. Я эту книгу и слушала, и читала, но политические дрязги Флорана и его шайки, абсолютно бессмысленная, заставляла всё выключать, закрывать и ложиться спать.

...

Consuelo: > 27.10.18 22:45


Дубль из Читального зала

«Лурд»

«…Вечная потребность в сверхъестественном будет поддерживать в несчастном человечестве вечную веру…»

Романом «Лурд», опубликованном в 1894 г., открывается трилогия Эмиля Золя «Три города», в которую ещё входят «Рим» и «Париж». Задумка написать книгу, сюжет которой развивается в этом необычном южно-французском городе, пришла автору в 1891 г., во время первого посещения Лурда. В следующем году Золя вновь посетил это необычное место и, как и в прошлый раз, провёл много времени в окружении паломников, устремлявшихся к гроту Масабьель. И в наши дни Лурд остаётся одним из самых посещаемых паломниками мест, благодаря событиям середины XX века. Речь идёт о неоднократном явлении Девы Марии Бернадетт Субиру, малограмотной девушке из очень бедной семьи. Эмиль Золя отличался довольно критическим отношением к институту церкви и к религии, как таковой, поэтому неудивительно его более рациональное толкование чуда или «чуда», благодаря которому юная окситанка была канонизирована Римско-католической церковью (в 1933 г.). Но уже при жизни находились, как сторонники версии Бернадетт, так и противники, находившие более реальные объяснения того, что произошло с девушкой. История Бернадетт развивается параллельно главной сюжетной линии, а именно паломничеству Мари де Герсен в компании отца и друга детства, аббата Пьера Фромана. Мари несколько лет прикована к кровати, испытывает страшные боли, и последней возможностью исцелиться считает прикосновение к святому месту и помощь Девы Марии. Пьер же терзаем сомнениями. Молодой человек надел сутану по желанию матери, таким образом, пытавшуюся искупить грехи его отца-учёного. Конечно, настоящие желания и стремления сына её мало волновали. А взор Пьера всё чаще падал на юную соседку, Мари де Герсен. И теперь Пьер решает, что если Мари исцелится, то, возможно, увидев такое чудо, его душа сможет обрести столь желанный для человека, а тем более, для священнослужителя покой и непоколебимую веру.

«…Когда человек до дна испил горечь жизни, он обращается к божественной иллюзии - вот где исходная точка всех религий…»

Первая встреча с героями происходит в вагоне поезда, заполненного паломниками и страждущими исцеления. Эмиль Золя никогда не изменяет стремлению наиболее реально описать события, в которых очутились его герои. В вагоне поезда, следующего из Парижа в Лурд, нечем дышать, постоянно слышны стоны людей, страдающих от страшных недугов. Здесь есть и маленькие дети, непонятно за какие грехи вынужденные мучиться, их безутешные матери, бледные и уставшие от столь изматывающей борьбы за жизнь самого сокровенного существа. Здесь есть и молодые девушки и юноши, обезображенные болезнью. Здесь есть и пожилые люди, чей уход в мир иной сопровождается нечеловеческим муками. И все эти люди, в сопровождении сестёр милосердия, священников, врачей и благодетелей, устремляются к своей последней надежде.

Лурд – место удивительное, кто-то найдёт здесь исцеление, кто-то упадёт духом, кто-то преисполнится сомнения. Мари де Герсен страстно убеждена в том, что Дева Мария обязательно её исцелит, ведь она видит как, чуть ли не каждый день, происходят исцеления. Пьер же в это время мечется между попытками поверить и неотступными сомнениями: правда ли люди исцеляются, чудо ли это, или же это просто сила самовнушения? Скепсис молодого аббата вызывает и то, каким образом всё устроено в Лурде, нацелено на прибыль, как на вере людей наживаются в этом месте. Да и сам процесс исцеления, экзальтация людей, которые в исступлённой вере все вместе, с различными болезнями, опускаются в воду, - не добавляет веру в душе Пьера, а наоборот, вызывает массу вопросов о чистоте такой процедуре и необходимости защиты от микробов. Кроме того, Эмиль Золя через мысли Пьера даёт своё рациональное объяснение «чудесных» исцелений, которое далеко от сверхъестественного. Пьер, несмотря ни на что, так и не найдёт покоя, а последние мгновения романа, который заканчивается в вагоне того же самого поезда, но уже идущего обратно в столицу, совсем не прибавляет уверенности религиозным чувствам героя…

Очень сильный роман, тяжёлый эмоционально, заставляющий задуматься на определённые темы, написанный исключительно честно, как впрочем, и всё, что выходило из-под мастерского пера Эмиля Золя. К тому же, прибавилось в моём списке героев-священников, а этот типаж вызывает у меня стойкий интерес.

Оценка – 5.

...

Амарант: > 29.10.18 20:38


Завоевание Плассана (дубль из ЧЗ)

Оценка: 4

Только начала читать, и уже меня поразило такое качество Муре, как страсть к подглядыванию и собиранию сплетен. Судя по отзывам, именно его я должна пожалеть в конце книги. Сейчас персонаж вызывает только недоумение своей мужской несостоятельностью. Старуха Фожа подобна сторожевой собаке, что без ума от хозяина, думаю, не очень-то из неё хорошая мать. Сам аббат Фожа уже выдал себя фразой о жителях городка, что смеялись над ним, а ведь его, как Божьего человека, такие вещи волновать не должны. В целом повествование без нудных, обычных для Золя описаний, сильно ускоряет чтение и делает его более приятным.

Неудивительно то, что Марте стал нравиться аббат Фожа, ведь муж часто донимает её своими насмешками.

Вот и начался процесс изгнания хозяина дома. Эта служанка Роза уже успела меня достать своей тупостью и злобой. А сам Муре виноват в том, что не сумел вовремя стукнуть кулаком по столу, а смог лишь лить слёзы по потерянной дочери и покориться судьбе.

А дочка с мужем хороши, понимаю госпожу Фожа, почему она так молится на сына, ведь он по сравнению с этими зверьками и правда вполне ничего.

Да, теперь мне очень жаль Муре, ибо его жена в религиозном экстазе, схожем с помешательством, а поступки её вовсе не христианские. Непонятно, то ли это страсть к аббату, то ли внезапно открывшаяся религиозность, но не бывает так, чтобы человек мирно жил в качестве атеиста, а потом в религию ударился, бывает наоборот. Значит, это было в Марте изначально.

Политические дрязги лишь навевают скуку. Если в очередном томе двадцатитомника опять будет политика, боюсь, читать не смогу, так как ну очень скучно!
Финал силён и закономерен, так всем и надо.

...

Амарант: > 15.11.18 15:10


Эмиль Золя

Страница любви (дубль из ЧЗ)


Оценка: 3

Увы, творчество Золя или стало надоедать, или попалась книга не на то настроение. Роман показался пустым, сопливым и неинтересным. Жанна, дочь героини, раздражала ревностью, ремня бы ей, а не утешительных бесед. Ревность у неё, видите ли. Ладно бы, было бы ей лет пять, так это дылда 12-летняя.

Вновь интриги, убивание времени, пустые разговоры, нецепляющие герои... Сплетни, обеды, обсуждение других не трогают, увы. Странно даже, что автор романа - мужчина, от книг серии "Очарование" мало чем отличается. Один господин Рамбо вызвал симпатию.
Ни одной страницы любви не прочла, лишь страсть и мечты. Описания Парижа и звёзд были безжалостно пролистаны.

...

Зарегистрируйтесь для получения дополнительных возможностей на сайте и форуме
Полная версия · Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение