Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Mary:


Lapunya писал(а):
Mary писал(а):
Нет, я - повар
ух ты! Классно. А я вот историк)))

Завидую. Надо было и мне пойти на исторический.


Lapunya писал(а):
тогда будем с нетерпением ждать от тебя интересных историй

Каких именно? Точнее о чём?

У меня вот кстати есть вопрос к историкам. Кроме увлечения историей, я, как и многие на форуме, пытаюсь писать. Пишу любовно-исторический роман. Эпоха: Правление Екатерины Великой. 1785 год. Так вот меня интересует вопрос, касаемый крепостного права. Вы разрешите мне его задать в клубе? Не будет это наглостью с моей стороны?

...

Arven:


Дорогая Mary! Добро пожаловать в Клуб!!! Мы всегда рады новым членам!!!
Это почему "наглость"??? Клуб - он, кроме всего прочего, и создан, чтобы давать ответы на вопросы страждущих...

...

Mary:


Arven, спасибо за гостеприимство. Ну, раз так, то осмелюсь задать вопрос. Он даже не о крепостном праве, а скорее о внебрачных детях. Не секрет, что у помещиков частенько после связи с крепостными женщинами рождались незаконнорождённые дети. Так вот меня интересует: могло ли такое быть, что дитя помещика от крепостной воспитывалось в усадьбе, как его дочь. Но по каким-либо причинам, помещик не дал ни ей, не её матери вольную. И как вобще проходило офицальное признание внебрачного ребёнка?

...

Arven:


 » особенности положения бастардов

Mary писал(а):
Arven, спасибо за гостеприимство. Ну, раз так, то осмелюсь задать вопрос. Он даже не о крепостном праве, а скорее о внебрачных детях. Не секрет, что у помещиков частенько после связи с крепостными женщинами рождались незаконнорождённые дети. Так вот меня интересует: могло ли такое быть, что дитя помещика от крепостной воспитывалось в усадьбе, как его дочь. Но по каким-либо причинам, помещик не дал ни ей, не её матери вольную. И как вобще проходило офицальное признание внебрачного ребёнка?


Дорогая Mary!
Относительно бастардов (так называли незаконных детей дворян) всё ВСЕГДА упиралось в личное желание (или же нежелание) отца ребёнка. Причём так дело было не только в России, но и во всех других странах Западной Европы. Отличие было только в том, что в России было поголовное крепостное право.
Поясняю. Для примера начну со стран Европы.
Со времён Средневековья в обществе было очень сильнó сословное деление. Переход из одного сословия в другое (как это стало распространено во времена Нового времени) в тот период был практически невозможен. Исключение составляли лишь так называемые бастарды — незаконнорожденные дети знатного отца и простолюдинки. Однако и тут были свои деления. Как правило (кроме одного случая о котором мы поговорим чуть ниже), бастарды носили фамилию своей матери. Если отец официально не признавал своего ребёнка, то тот воспитывался матерью в статусе её сословия, и считался простолюдином. Если же отец признавал своего сына, то тот получал место в сословии своего отца, и воспитывался как знатный человек. Однако и он имел определённые проблемы в своём статусе — эти дети всё равно носили фамилию своей матери и даже будучи первенцами не могли наследовать владения своего отца, если у того потом рождались дети в законном браке. Особое место занимали дети, рождённые от так называемой «королевской крови», то есть незаконные дети короля или его родственников. Такие дети получали не только статус знатного сеньора, но и имя своего отца, а при удачном стечении обстоятельств могли наследовать и его владения (яркий пример тому — жизнь Вильгельма Завоевателя ставшего впоследствии королём Англии; многочисленных королевских бастардов, которые становились королями в Португалии). Однако, поскольку отношение к детям, рождённым от законного брака и от незаконного «сожительства» в те времена было весьма различным, незаконный статус ребёнка всё равно должен был быть высветлен, дабы вся аристократия точно знала, что это так называемая «побочная ветвь». Для того, чтобы ярко выразить данный факт в Англии был применён совершенно особый способ. Там таким детям давали фамилию, которая состояла из имени его отца с приставкой «фитц-» как неопровержимое свидетельство его незаконнорожденности. Отсюда и ведут своё происхождение такие фамилии как, например, Фитцуильям, Фитцадам, Фитцджералд, Фитцстефан, Фитцхью, Фитцалан, Фитцрой, Фитцгерберт, Фитцпатрик и так далее.
В России всего этого не было.
Так как все крестьяне были крепостными, то ребёнок, рождавшийся от крепостной становился крепостным с момента рождения. Исключение было только если помещик давал беременной матери своего будущего ребёнка вольную. Тогда ребёнок рождался свободным, но в границах своего сословия.
Правда и здесь случались исключения. Ярчайший пример этого - ребёнок графа Шереметьева и его крепостной Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). В отличие от других представителей своего сословия, граф настолько любил эту женщину, что, когда выяснилось, что она ждёт ребёнка, он, пройдя достаточно трудные для человека его сословия душевные "метания" и "терзания" в конце концов дал ей вольную и женился на ней. Его сын родился в законном браке и стал впоследствии следующим графом Шереметьевым.
Но это, повторяю, исключение из правила.
Обычно же в России бастарды воспитывались в границах своего сословия и были крепостными. Хотя его - т.е. незаконного ребёнка хозяина - могли воспитывать в хозяйском доме и он мог играть с законными детьми дворянина...

...

Mary:


Дорогая Arven, спасибо тебе за ответ. Но, скажи пожалуйста( ничего что я на "ты"?) мог ли этот бастард ещё и получить образование вместе с законными детьми помещика? Учиться вместе с ними?

...

Arven:


Да, мог.
Повторюсь - очень многое в судьбе бастарда зависило от личности его отца. Если он был добр и любил своего отпрыска, он мог себе позволить дать ему такое же точно образование, как и его законным детям. Если он не был таким, то бастарда воспитывали, так сказать, на конюшне...
Кроме того, достаточно распространёнными среди дворян России были увлечения театром и другими искусствами. Поэтому крепостных специально обучали всему, для того, чтобы впоследствии пользоваться плодами их талантов. Недаром, среди крепостных было так много талантливых художников, музыкантов, из них состояли крепостные театры дворян (достаточно вспомнить театр графа Шереметьева, состоявший из крепостных актёров и актрис).

...

гелена:


Lapunya писал(а):
Дамы, по средним векам продолжение будет?

Ну я не любитель Др. Рима. И с компьютером на "вы" , поэтому информ. выуживаю из памяти и из своих книг Laughing Поэтому, как будет "моя" тема или вопрос, то с удовольствием приму участие в обсуждении!
Mary писал(а):
В школе была по ней отличницей, да и сама ей интересуюсь. в своё время моя учительница в школе уговаривала меня пойти на исторический, да, как-то не получилось. Теперь жалею.

Мэри, не жалей! Не всегда образование становится профессией! А вот увлечение- на всю жизнь Very Happy

...

Lapunya:


Mary писал(а):
Каких именно? Точнее о чём?

в данный момент, любой вопрос в сфере истории средневековья - от 476 до конца 17 ст., начала Английской революции и Нового времени
Arven, очень интересное сообщение! Браво!
гелена писал(а):
Ну я не любитель Др. Рима.

Так ведь средние века - это не Древний Рим))) Можно написать много о чем в тех хронологических рамках, о которых я писала выше
гелена писал(а):
Поэтому, как будет "моя" тема или вопрос, то с удовольствием приму участие в обсуждении!

а какая тема "твоя"?

...

miroslava:


 » Средневековье. Положение незаконнорожденных

Хочу добавить немного к вопросу о положении незаконнорожденных.

В древнем мире, насколько я знаю, незаконнорожденность не являлась каким-то ужасным недостатком, хотя особенно и не приветствовалась. Сожительство мужчины и женщины вне официального брака называлось в Древнем Риме «конкубинат» и рассматривалось как особая, низшая форма супружества. Положение детей, рожденных от таких союзов, целиком зависело от отношения отца. Но насколько мне известно, дети конкубины не подвергались особым оскорблениям.

Отношение к таким детям начало меняться с наступлением средневековья и немалую роль здесь сыграла христианская церковь, которая рассматривала любое сожительство мужчины и женщины вне брака как смертный грех, а детей, рождавшихся от таких связей, клеймила званием «дьявольских отродий» (т.к. они рождались от греха, а источником греха, как известно, был дьявол).

Огромную роль в складывании отрицательного отношения к незаконнорожденным сыграл и материальный фактор. В эпоху средневековья, особенно раннего, люди жили тесными общинами (сельскими или городскими) и уровень жизни был достаточно низким. Одинокая женщина, как правило, не могла владеть наделом земли, чтобы обрабатывать его и кормить себя и ребенка, или владеть каким-то ремеслом для той же цели. Если отец ребенка или семья матери-одиночки отказывались поддерживать ее и ребенка (а такое случалось довольно часто), то обязанность по их содержанию возлагалась на плечи общины. Существовал специальный фонд для поддержания жизни калек и престарелых, который, как правило, формировался за счет взносов дееспособных членов общины, а его распределением ведала церковь. Из этого фонда и приходилось брать деньги на содержание незаконнорожденных. В более поздней Англии эти взносы трансформировались в так называемый «налог на бедных».

А теперь скажите: кто из нас любит платить налоги? Нет таковых? Еще меньше «любителей» этого дела было в средневековой Европе с ее постоянными неурожаями, голодовками, эпидемиями, военными конфликтами. Полуголодное, а зачастую и просто голодное существование было нормой для средневекового простолюдина. Теперь представьте, как он мог относиться к незаконному сыну или дочери соседки, для содержания которой ему приходилось отдавать пусть и небольшие, но свои деньги. Голос собственного голодного желудка и плач собственных голодных детей напрочь перекрывал голос справедливости, который твердил, что дети как раз ни в чем не виноваты. А еще местный священник каждое воскресенье во время проповеди в церкви клеймит беспутную мамашу и ее отродье... Такое положение и сформировало предельно жестокое отношение к незаконнорожденным детям, которое было характерно для всего средневековья. Их обзывали и унижали в течение всей их жизни. Слово «ублюдок», которое звучит довольно скромно для современного уха, в те времена использовалось наряду с самой грязной матерщиной. Да и современное русское слово «ублюдок» - это всего лишь литературная переделка гораздо более хлесткого термина, которое использовалось до середины 19 века. Тогда незаконнорожденных называли — как бы это поскромнее объяснить... Вместо буквы «у» в начале слова вставьте «вы», а букву «ю» в середине слова замените на «я». Чувствуете, насколько более позорно и грязно это звучит? А ведь с этим званием приходилось жить всю жизнь — его говорили человеку и в глаза и за глаза. Я встречала это слово и в записках Пушкина, и даже в официальных документах — например, в распоряжении императора Павла I о санкт-петербургских гулящих девицах (т.е. проститутках) и их отпрысках.

В некоторых странах средневековой Европы незаконнорожденным запрещалось занимать высшие церковные и государственные должности. Я здесь, конечно, говорю не о незаконнорожденном потомстве королей и знати — их положение было другим, как правило папаши заботились о таковых своих отпрысках и не бросали на произвол судьбы. Но их было меньшинство, а подавляющему большинству незаконнорожденных жизнь сполна отвешивала унижений и боли.

Положение незаконнорожденных стало несколько улучшаться с наступлением нового времени. Во-первых, христианская церковь уже не обладала монополией на истину, и многие люди уже не прислушивались к ее проклятиям и поучениям. Во-вторых, в большинстве стран Европы (и в России) сложилась система так называемых «воспитательных домов» или сиротских приютов, куда можно было подкинуть незаконнорожденного отпрыска. Жизнь детей там, как правило, была ужасающей, но они уже не мозолили глаза соседей и не вызывали враждебного отношения к себе одним своим видом. Можно сказать, что в 18-19 векам к незаконнорожденным стали относиться как в наше время относятся к больным СПИДом: в лицо их мало кто оскорблял, но в близкие отношения все-таки редко кто рисковал вступать...

...

uurta:


 » необычный взгляд на Жанну Д*Арк

Если уж начали про незаконорожденность, то я недавно искала на эту тему интересный материал и нашла необычную статью:
Святая пастушка или незаконнорожденная принцесса?
30 мая официальная история считает днем казни Жанны д’Арк (Jeanne d'Arc), простой крестьянки, которая до сих пор почитаема во Франции как национальная героиня; девушки, которую сначала сожгли на костре по обвинению в ереси и колдовстве, а спустя почти пятьсот лет (в 1920 году) признали святой. Ее образ был воспет в различных художественных и литературных произведениях — в том числе Вольтером и Шиллером. В кино роль Жанны играли Инна Чурикова и Милла Йовович. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это — а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

Святая пастушка или незаконнорожденная принцесса?
Изображение Жанны д'Арк, нарисованное между 1450 и 1500 годами.

Официальная история жизни Орлеанской Девственницы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках. Жанна д’Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д’Арка (Jacques или Jacquot d’Arc, около 1375–1431) и его супруги Изабеллы (Isabelle d’Arc, урожденная Isabelle Romee de Vouthon, 1377–1458) около 1412 года.

Это было тяжелое для Франции время. Уже более семидесяти лет шла Столетняя война (1337–1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства. В 1413 году в Париже вспыхнуло восстание. В 1415 году англичане высадились в Нормандии с войском под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V (Henry V, 1387–1422). Осенью 1415 состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой. В 1420 даже был заключен мирный договор в Труа, согласно которому французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер, и в Столетней войне начался новый виток.

В возрасте 13 лет у Жанны начинались «видения» — она слышала «голоса», разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, что ей являлись, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, и другая женщина, причем девственница, спасет страну.

Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (Charles VII, 1403–1461), рассказывает ему о своем предназначении. Тот, поверив ей, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы все просто и ясно.

Однако на протяжении уже нескольких десятилетий официальную версию систематически оспаривают некоторые историки, преимущественно французские, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны. Почему хронисты колеблются в названии даты казни девы? Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской (1685–1770), имевший доступ к французским хроникам, называет датой казни 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (William Caxton, 1422–1491) и Полидор Вергилий (Polydore Vergil, 1470–1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года.

И это не единственное «темное место». Много сомнений вызывает и сама странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?

Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (Yolande d’Aragon, duchess d’Anjou, 1379–1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (Marie d’Anjou, 1404–1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а «крестьянку» пустили к нему практически сразу.

«Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории» сообщает, что «в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии». Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати — кентен, игра в кольцо. Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

Святая пастушка или незаконнорожденная принцесса?
"Жанна д'Арк на коронации Карла VII" 1854
Художник Жан Огюст Доминик Энгр

Во время коронации Карла в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня из двенадцати лошадей.

Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о ее плебейском происхождении. Наверное, Робер Амбелен (Robert Ambelain, 1907–1997) — известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, — был первым, кто решил связать ее прозвище «Орлеанская», под которым она фигурирует, например, в поэме Вольтера «Орлеанская девственница» (La Pucelle d’Orleans), с еще одним известным «Орлеанцем» — Орлеанским Бастардом (Le Batard d’Orleans, 1403–1468).

Орлеанский Бастард, или Жан Дюнуа, был незаконнорожденным сыном герцога Луи Орлеанского (Louis de France, Duc d’Orleans, 1372–1407) и Мариэтты Ангенской (Mariette d’Enghien). В своей книге «Драмы и секреты истории» («Drames et secrets de l'histoire, 1306–1643»), изданной в Париже в 1980 году и переведенной на русский в 1993 году, Амбелен доказывает, что именно на принадлежность к Орлеанской династии указывает прозвище воительницы.

Тогда объяснима та легкость, с которой Жанна была принята при дворе, и те почести, что ей оказывались, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями.

Итак, отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д'Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (Charles d'Orleans, 1394–1465), а Орлеанский Бастард, обращаясь к ней, называл ее «Благородная Дама». Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом, Этьен Вейль-Рейналь (Etienne Weil-Reynal) и Жерар Пем (Gerard Pesme) считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (Isabeau de Baviere, 1371–1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

Карл VI по прозвищу Безумный (Charles VI le Fou, 1368–1422) не выносил и вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом, по крайней мере, двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398) и Карла (род. в 1402). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и сразу ее отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д’Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка «де» в фамилии выдает дворянское происхождение. Представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: «Во второй день июня 1429 года … господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил … гербом названную Жанну …». По описанию Жана Жакоби (Jean Jacoby) в книге «Знатность и герб Жанны д’Арк» («La noblesse et les armes de Jeanne d’Arc». Paris, 1937), герб представлял собой «щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной». Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом «принцев и принцесс крови», что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны. Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (Catherine de Valois, 1401–1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (Henry VI, 1421–1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен, и является темой отдельной статьи.

Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: «На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться…наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…». По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее, колпак на лице, сказать с уверенностью, что это была за женщина, не представляется возможным.

Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц, как современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: «В конце концов, велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее». А настоятель Собора св. Тибо в Меце пишет спустя пять лет после казни: «В городе Руане … она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное».

Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах допросов девы отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.

Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

В 1436 году, через пять лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: «Благородный Робер дез Армуаз (Robert des Armoises) сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года». Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее. В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров «за добрую службу, оказанную городу во время осады». Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (Gilles de Rais, 1404–1440), Жан Дюнуа и многие другие.

Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года — именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти. Только после этого ее «братьев» (имеются в виду сыновья Жака д’Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть «братьями покойной Жанны Девственницы» и «Изабеллой, матерью покойной Девственницы».

Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

Другая версия гласит, что Жанна д’Арк — это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер (Odette (Odinette) de Champdivers, 1385/89–1424/25). Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, так как два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о «вмешательстве Божьих сил».

Так рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанны д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать — постоянное верховенство женщины над войском было ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанны. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита — Жанна прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.

Но обе упомянутые нами версии схожи в одном: жизнь Жанны гораздо сложнее и интереснее, чем нам пытаются внушить со школьной скамьи.

Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д’Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем непросто.

Как вы думаете,могло ли так быть?

...

miroslava:


Я слышала и читала о такой версии происхождения Жанны, но лично я придерживаюсь официальной точки зрения. Почему? Слишком часто в истории заслуги так называемых "простолюдинов" воспринимались сильными мира сего как оскорбление их собственной бездарности и бездеятельности. Если не было возможности опорочить выдающегося простолюдина другим путем и принизить его ум и способности, то, как правило, ему приписывали "благородное" происхождение, как это и случилось с Жанной. В этом конкретном случае сыглало свою роль средневековое мировоззрение, о котором уже было сказано:
uurta писал(а):
Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится; Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились, как к животным.

То, что простая крестьянская девушка добилась того, что не удалось знатным рыцарям и военоначальникам, многими в те времена воспринималась как пощечина всему знатному сословию. Поэтому предположения о знатном происхождении Жанны начали циркулировать еще при ее жизни. Ну а после смерти, как говорится, постфактум, эти слухи еще больше раздули.
uurta писал(а):
Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих «голосах»?

Я нахожу объяснение этого явления в религиозной обстановке того времени. Как бы не были горды рыцари и неприступна знать, но все они так или иначе тушевались при проявлениях религиозного "чуда", экстаза, непонятного и необъяснимого земными способами. А Жанна и воспринималась многими французами того времени, как чудо, более того - чудо долгожданное и ожидаемое, которого истерзанная и потерявшая надежду Франция ждала много лет. Сословной спеси пришлось отступить перед "мнением народным".

Что касается других доводов, то мне приходилось в исторической литературе встречать и "контрдоводы", но я просто сейчас не упомню их, так как специально этой темой не интересовалась. Слухи и выдумки о доказательствах знатного происхождения Жанны могли плодиться в то время и фиксироваться в исторических сочинениях тех лет, а спустя столетия уже невозможно разобрать, что было в действительности, а что придумано.

В заключение могу сказать, что неверие в выдающиеся способности знаменитых простолюдинов вызвали многие легенды. Так, Ломоносову, как и Жанне приписывается "знатное" происхождение аж от самого Петра I. Ну, а у тех, кому не смогли найти знатных предков, просто-напросто отнимают их заслуги. Например, автором произведений Шекспира называют либо дворянина Фрэнсиса Бэкона, либо саму королеву Елизавету II. А блистательные комедии Мольера, оказывается, были написаны королем Людовиком XIV... Ну не могут же быть настолько талантливыми и способными дочь французского крестьянина, или сын архангелогородского мужика, или сын перчаточника из Стратффорда на Эйвоне, или сын мелкого обойщика Поклена...

...

гелена:


Lapunya писал(а):
Так ведь средние века - это не Древний Рим))) Можно написать много о чем в тех хронологических рамках, о которых я писала выше


Я не знала, что можно написать о любой стране. Думала в хронолог. порядке и с Рима
Мирослава, можно поспорить с вами по поводу Жанны и её происхождения.
miroslava писал(а):
Если не было возможности опорочить выдающегося простолюдина другим путем и принизить его ум и способности, то, как правило, ему приписывали "благородное" происхождение, как это и случилось с Жанной. В этом конкретном случае сыглало свою роль средневековое мировоззрение, о котором уже было сказано:

miroslava писал(а):
Как бы не были горды рыцари и неприступна знать, но все они так или иначе тушевались при проявлениях религиозного "чуда", экстаза, непонятного и необъяснимого земными способами. А Жанна и воспринималась многими французами того времени, как чудо, более того - чудо долгожданное и ожидаемое, которого истерзанная и потерявшая надежду Франция ждала много лет. Сословной спеси пришлось отступить перед "мнением народным".

Я не оспариваю то, что Жанна Была "чудом", и что вел её Господь- кто знает? Но почему вам кажется не реальным её благородное происхождение? Менее вероятно то, что крестьянская девушка добилась аудиенции у короля и убедила его в своём предназначении да и некоторые интересные моменты процесса над ней заставляют задуматься кем же была Жанна?

...

Lapunya:


гелена писал(а):
Я не знала, что можно написать о любой стране. Думала в хронолог. порядке и с Рима

нет-нет, просто я начала статьей о падении Рима в 476 г., поскольку именно эта дата считается началом эпохи средневековья. Можно писать о любой стране, любом событии, лишь бы это совпадало с хронологией средних веков
гелена писал(а):
Менее вероятно то, что крестьянская девушка добилась аудиенции у короля и убедила его в своём предназначении да и некоторые интересные моменты процесса над ней заставляют задуматься кем же была Жанна?

возможно, дело в психологии.

...

miroslava:


гелена писал(а):
Но почему вам кажется не реальным её благородное происхождение?

Я уже объяснила: потому что это слишком похоже на истории других великих простолюдинов (их имена я привела), которых так же стремились "облагородить" или лишить их заслуг на том основании, что они вышли из народа. "Всяк сверчок знай свой шесток", "Что позволено Юпитеру, то не позволено быку" и т.д. и т.п.

На каждый довод, приведенный в материале о знатном происхождении Жанны, можно привести множество контрдоводов. Я нашла некоторые в Интернете, просто задав вопрос в справочной системе "Жанна Дарк: происхождение". Но привести все материалы не могу - нет времени, да и места много займет. Историки по этому вопросу будут спорить до бесконечности. Я же не владею специальными знаниями, чтобы вести такой спор. В своем посте просто выразила свое личное мнение: я нахожусь на стороне тех историков, которые доказывают, что крестьянская девушка, ведомая Господом, могла совершить для Франции чудо.

...

Lapunya:


miroslava писал(а):
я нахожусь на стороне тех историков, которые доказывают, что крестьянская девушка, ведомая Господом, могла совершить для Франции чудо.

для меня здесь сомнительно лишь религиозное прозрение. Феномен Жанны я склона пояснять именно психологическим аспектом
вот здесь потрясающая история Жанны, описанная на документах

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню