Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Mary:


Какую интересную тему вы подняли, девочки. Lapunya, замечательная статья. Я тоже много читала про Жанну д Арк и думаю, что просто девушке хотелось как-то выделиться,привлечь к себе внимание. Не верю я, как-то, что она была святой мученницей.

...

Lapunya:


Mary писал(а):
Я тоже много читала про Жанну д Арк и думаю, что просто девушке хотелось как-то выделиться,привлечь к себе внимание.

ну не знаю... Мне Жанна кажется начисто лишено подобных амбиций, хотя, возможно, за ней кто-то и стоял, желающий ее пропиарить, так сказать. Очень понравилась ее история у Бенцонни в романе Катрин. А вот фильм с Милой Йовович не понравился абсолютно

...

miroslava:


Mary писал(а):
Я тоже много читала про Жанну д Арк и думаю, что просто девушке хотелось как-то выделиться,привлечь к себе внимание. Не верю я, как-то, что она была святой мученницей.

Вот что я нашла в Интернете по этому поводу:

«В истории трудно найти более загадочную героиню, чем Жанна д’Арк. Здесь все тайна и мистификация, переходящая порой в откровенную фальсификацию. Начиная с имени, которым при жизни никто ее не называл, до гибели на костре, которая оспаривается серьезными исследователями. Есть даже сомнения насчет ее пола. Не сомневаемся мы лишь в том, что Жанна Дева действительно существовала. Все остальное ложь и вранье на службе у высокой политики. Словом, пример исторического пиара» .

Так лихо и эффектно начинаются очень многие современные публикации об Орлеанской Деве, выходящие под громким наименованием – «исторические исследования». Их достаточно в русскоязычном Интернете, и хотя официальной наукой такие «сенсации» всерьез не воспринимаются, недооценивать их влияние на умы нельзя, поскольку они читаются, одобряются и распространяются многими. Клеветнические нападки на образ Жанны Девы можно назвать частным проявлением настоящей эпидемии дискредитации великих имен, которая в наше время распространяется по планете. Все эти «разоблачения» отличает общая черта – к гигантам в них приложены мерки пигмеев, великое низведено до уровня обывателей, карьеристов и интриганов."


Одна ее мученическая смерть (которую, по свидетельству многих, она предчувствовала), говорит о том, что мелкие амбиции ей были совершенно чужды.

...

гелена:


miroslava писал(а):
Историки по этому вопросу будут спорить до бесконечности. Я же не владею специальными знаниями, чтобы вести такой спор. В своем посте просто выразила свое личное мнение: я нахожусь на стороне тех историков, которые доказывают, что крестьянская девушка, ведомая Господом, могла совершить для Франции чудо.

MIROSLAVA, не хотела тебя как-то задеть или обидеть!
Полностью согласна, что если сам не проводил исследования и не занимался вопросом серьёзно, то можешь высказать СВОЮ точку зрения. Я тоже не дока в этом вопросе, просто мне кажется, загадку Жанны мы уже не разгадаем! Но мне кажется(из всего того, что я читала), что навряд ли она была простолюдинкой
Mary писал(а):
просто девушке хотелось как-то выделиться,привлечь к себе внимание. Не верю я, как-то, что она была святой мученницей.

В святость конечно можно верить или нет-дело личное. Но для привлечения внимания слишком много испытаний и лишений!
Lapunya писал(а):
А вот фильм с Милой Йовович не понравился абсолютно

Не получилось у него!

...

miroslava:


гелена писал(а):
MIROSLAVA, не хотела тебя как-то задеть или обидеть!

Гелена, да ты меня ничуть не задела и не обидела!
гелена писал(а):
мне кажется, загадку Жанны мы уже не разгадаем!

Это точно! Столько мнений, столько версий! Еще одна загадка Жанны Дарк - многие уверены в том, что она не была казнена в Руане, там согжгли другую женщину, а Жанна осталась жива, и даже потом вышла замуж. Исторические хроники Франции того времени зафиксировали сразу несколько "самозванок" - народ не хотел верить, что их героиня трагически погибла...

...

Lapunya:


miroslava писал(а):
мелкие амбиции ей были совершенно чужды.

да, и я об этом
miroslava писал(а):
Исторические хроники Франции того времени зафиксировали сразу несколько "самозванок" - народ не хотел верить, что их героиня трагически погибла...

это частое явление, особенно для героических личностей. А вообще это яркий пример исторической спекуляции

...

гелена:


существует 4 версии истолкования рождения и смерти Жанны. Согласно первому "официальному" толкованию, Жанна родилась в 1412 году в Домреми и погибла на костре в1431 году.
2 версия: Жанна родилась 1412 году, но спаслась от костра в 1431 году и жила во Франции под именем Жанны Д'Армуаз
3 версия: Жанна-дочь Изабеллы Баварской родилась в 1407 году и как принцесса крови спаслась и жила под именем Жанны Д'Армуаз
и4 версия:Жанна была принцессой по крови , но погибла на костре
Выбирайте любую!

...

froellf:


 » Средние века. Период европейской истории.

Lapunya писал(а):
Arven писал(а): 23 августа - день падения Рима.

так может быть мы этой датой начнем новый цикл в наших заседаниях? Об истории средневековья?

Москвичка писал(а):
Кстати, какое средневековье берём? Или сразу всё охватываем
Lapunya писал(а):
в данный момент, любой вопрос в сфере истории средневековья - от 476 до конца 17 ст., начала Английской революции и Нового времени

Лапуня! Девочки!
Может не такой большой отрезок времени? Я бы предложила пока до Эпохи Возрождения... Как вам такая идея? А потом уже Возрождение!!!


Средние века — период европейской истории.
Начался около 500 года вскоре после падения Западной Римской империи и продлился приблизительно до 1500 года, после чего Средневековье сменила эпоха Нового времени. Состоит в свою очередь из трех периодов — Раннего (с 500 по 1000), Высокого (с 1000 по 1300) и Позднего (с 1300 по 1500) Средневековья.

Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.
Предлагалось считать таковым: написание "Комедии" Данте Алигьери (1321), падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (сер.XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517) или начало Английской революции (1640). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.


Средневековье - удивительная сраница в истории Западной Европы.
Это мир рыцарских турниров и гербов, крестовых походов и костров инквизиции, утопающих в роскоши феодальных замков и умирающих от голода и болезней деревень и городов. Это мир Карла Великого и Мухаммеда, Ричарда Львиное Сердце и Жанны д'Арк, Робина Гуда и короля Артура.

Великодушие и жестокость, роскошь и нищета, благородство и предательство были в этом мире настолько яркими и контрастными, а герои этой эпохи настолько легендарными, что этот мир часто представляется нам волшебной сказкой. Но это реальная историческая эпоха в жизни человечества, длившаяся более 1000 лет - с середины V до конца XV века.

Какой была эта эпоха на самом деле? Что представляла собой Европа в этот период? Чтобы ответить на эти вопросы мы должны обратиться к рассказам современников Средневековья. Но эти рассказы не будут похожи один на другой: представитель каждого из четырех сословий, которые население Европы делилось в средние века по своим правам и обязанностям, - священник, рыцарь, крестьянин и горожанин - каждый расскажет о "своей" средневековой Европе, совершенно не похожей на другие. И это не удивительно: не только права и обязанности, не только имущественное положение и быт, но даже мировоззрение, культура поведения и образ мышления каждого сословия имели свои значительные и неповторимые особенности.

Выберите себе проводника - представителя одного из сословий - и он поведет вас в удивительное путешествие по своему миру средневековой Европы. А мы сами будем проводниками, Правда?

...

Arven:


 » О Жанне д’Арк

Хочу тоже принять участие в дискуссии.
Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что Жанна Девственница Орлеанская была не только дворянского рода, но и принадлежала по праву рождения к высшей аристократии, будучи бастардом королевы Изабеллы Баварской и брата короля Луи Орлеанского. Тому есть немало подтверждений.
В уже упоминавшейся здесь книге Роберта Амбелена «Драмы и секреты истории. 1306 — 1643» (М., Издательская группа «Прогресс», 1993. – 304 с.; кстати, просто шикарная книга! Я наслаждалась каждой её страницей. В ней рассказывается не только про Жанну, а ещё об очень многих не менее интересных страничках истории Франции) есть слишком много самых подробнейших доказательств этого. Даже известнейший историк Е.Черняк в своих книгах тоже отмечал эти загадочные факты истории Жанны. Прямо он не сказал открытым текстом кем она была (не надо забывать про советскую цензуру!), но если внимательно читать, то, так сказать, «между строк», всё легко читалось.
Кстати в этом случае очень легко объясняется почему Жанна слышала все эти «голоса». Ибо с ТАКОЙ наследственностью, которую имели на тот момент отпрыски королевской крови можно было услышать не только голоса…
Позволю себе привести здесь и процитировать достаточно большой фрагмент из книги Амбелена (С. 159 – 161):
«…Карл де Валуа, брат Филиппа IV Красивого (1270 — 1325), вступил в брак со своей кузиной Маргаритой Неаполитанской и Сицилийской. В этом союзе трижды смешалась родственная кровь правящих семей Франции, Прованса и Венгрии. Вследствие этого их потомство страдало от шестикратного кровосмешения.
Сын Карла де Валуа и Маргариты Сицилийской, Филипп VI де Валуа (1293 — 1350), как уже было рассказано в одной из предыдущих глав, вступил в брак с Жанной Бургундской, которой суждено было войти в историю как Жанна Хромоножка или Жанна Хромая, сестрой Маргариты, умершей в Шато-Гайаре. Жанна Хромая, существо, отмеченное всеми скверными чертами от природы, доподлинная «королева Жанна» Нельской башни, как известно, приказывала утопить тех, кто в течение предыдущей ночи был ее любовником.
В своём труде «Патология королей Франции» доктор Огюст Бланше сообщает: «Для того чтобы скорректировать эти избытки единокровности, Филиппу VI следовало бы в своё время жениться на «посторонней» и влить в породу Валуа свежую кровь, которая могла бы обезвредить злокачественную наследственность». Первый король из семьи Валуа поступил как раз наоборот. Вместо того чтобы покончить с этой единокровностью, завещанной Людовиком Святым, у которого она уже была двойной (его отец Филипп III Смелый женился на своей кузине Изабелле Арагонской), он усугубил ее, сочетавшись браком со своей «тёткой на бретонский лад» (Обычно слова «дядя» или «тётка на бретонский лад» применяются по отношению к двоюродным братьям и сёстрам отца или матери. Точно так же «племянниками и племянницами на бретонский лад» называют сына или дочь двоюродного брата или сестры), внучкой Людовика Святого через свою мать Агнес Французскую. Заметим попутно, что королева Жанна Хромая, сестра Маргариты Бургундской, была дочерью Маго д’Артуа, о своеобразии которой уже говорилось. Порочность членов семьи Валуа усилилась в области эротомании.
Итак, Филипп VI Валуа женится на Жанне Бургундской, своей «тётке на бретонский лад». Впрочем, они одного возраста. Сын их, Жан II Добрый (Храбрый), тоже женится на кузине — Жанне Бурбонской.
Супруги, вступившие в этот брак по любви, происходили от Филиппа II Августа, от Гуго IV Бургундского и от Генриха V Люксембургского. Иначе говоря, их союз является единокровным более чем шестикратно. Тотчас же обнаруживаются черты вырождения.
Первый приступ буйного помешательства случился с королевой Жанной Бурбонской в 1373 г., когда ей было 35 лет. К этому примешался эротический бред. Карл V Мудрый был в великом отчаянии. Ее «армия» карликов и карлиц в ужасе не знала, куда спрятаться.
А за пять лет до этого у них родился их старший сын, Карл VI, прозванный Возлюбленным за свою доброту к народу. Он быстро превратился в Карла VI Безумного (1368 — 1422). Первый приступ буйного помешательства приключился с ним в Манском лесу в 1392 г., когда ему было 24 года. Но уже задолго до этого, в течение семи лет, его подготовила почти патологическая чувственность, превращавшаяся в сексуальное наваждение, а иной раз и в эротический бред. Король — пылкий участник коллективных оргий, так называемых балов Адама и Евы, где танцующие, раздетые донага, ссылались на то, что от факелов и каминов исходит жар, делающий костюмы невыносимыми. Королю подражал весь двор и в первую голову королева Изабо. Да и Луи Орлеанский, брат Карла VI, в течение одного из таких увеселений совокупился со своей кузиной Маргаритой де Эно, укрывшись за шторой.
Впрочем, с ним-то таких приступов не случалось, психических нарушений он избежал. Но в наследство ему досталась невероятно обострённая чувственность его непосредственных предков как по мужской, так и по женской линии. …Небесполезно воссоздать что-то вроде генеалогического древа поколений, о которых здесь идет речь, выделив их наследственные дефекты. Оно является весьма красноречивым:
Потомство Карла V Мудрого и Жанны Бургундской (Безумной):
Карл VI (Безумный) женился на Изабо Баварской,
Луи Орлеанский (страдал галлюцинациями),
Жанна Девственница (страдала галлюцинациями) потомства не имела,
Екатерина де Валуа (Вопрос в том, является ли Екатерина де Валуа дочерью Карла VI и Изабо или дочерью Луи Орлеанского и этой же королевы, ничего не меняет в той наследственности, которую ей было суждено передать своему сыну Генриху VI) была замужем за Генрихом V Английским,
Генрих VI Английский (Безумный) женился на Маргарите Анжуйской, а их сын Генрих (убит в 1471 г.) стал последним в династии Ланкастеров.
А если, как об этом свидетельствует всё, Жанна Девственница (которую при жизни никогда не называли Жанной д’Арк) — дочь Луи Орлеанского и Изабо Баварской, то мы постепенно постигаем причину одолевавших её видений и голосов, когда ей случалось беседовать с архангелом св.Михаилом, св.Екатериной Александрийской и св.Маргаритой Антиохийской. …
Нельзя отрицать своеобразие этой обстановки, в которой протекает жизнь Жанны: галлюцинации, свойства доподлинного медиума да и, не будем отрицать, дар ясновидения. Для честного историка, свободного от догм, оно служит подтверждением того, что Жанна была дочерью Луи Орлеанского и внучкой Жанны Бурбонской. Короче говоря — перед нами самая настоящая Орлеанская Девственница, как вскоре стали её называть. Что же касается утверждений о том, что её матерью была Изабелла де Вутон, прозванная Римлянкой, то придерживаться таких взглядов значило бы проявлять неразумное упрямство, ибо у этой Изабеллы не было ни зрительных, ни слуховых галлюцинаций! И ни безумцев, ни лиц, страдающих галлюцинациями, не было известных членов семейства д’Арк. Зато о прямых предках Жанны сказать этого было нельзя. Так, доказательство её королевского происхождения — это ещё и доказательство наследственной ущербности, которая сводит на нет божественное происхождение галлюцинаций, которым она была подвержена. Понятно, что некоторым историкам от этого делается не по себе...».

Если кто-нибудь захочет пообщаться более серьёзно по этой теме, то всегда пожалуйста. Обращайтесь. Потому что я про эту тему могу разговаривать часами, ибо в своё время проводила очень значительное исследование данного вопроса.

...

гелена:


Arven, я просто кайфовала!!!! Франция- моя любовь с 13 лет Laughing Тогда же по худ. лит-ре я составляла свои первые генеалогические схемы. Может посоветуешь ещё лит-ру? Очень интересно! Very Happy
А по поводу Жанны, все эти "между строк" в книгах по истории ,изданных в советский период и написанных советскими учёными, очень очевидны. Это сейчас мы имеем возможность читать зарубежные исследования , да и наши историки стали более открыто выдвигать гипотезы, а тогда...Вот и осталось у многих со школьных времен не всегда верное представление о многих ист. событиях
Хочу добавить к вышесказанному, что по свидетельству очевидцев и вела себя она не как простолюдинка: манеры и образованность, поведение и знание этикета упоминают все

...

Arven:


 » Сословное деление средневекового общества

Как говорится, "начнём вбрасывание"...

Этот кусочек, который я сейчас здесь размещаю написан мною для одной научно-популярной книги, написанием которой я с бóльшим или меньшим успехом занимаюсь в свободное от основной работы время. В ней он является параграфом в главе, посвящённой повседневной жизни и основным особенностям Средневековья и его уклада.
Итак,

Сословное деление средневекового общества.

Стоит начать с того, что средневековое общество (в отличие от более позднего времени) было строго иерархичным, и состояло из сословий, связи между которыми были чрезвычайно затруднены. Для официального перехода из одного сословия в другое требовались особые заслуги и оправдания.
Основу общества составляли крестьяне. Крестьяне, которым предоставлялись наделы, юридически делились на две группы: свободные – вилланы (1) и крепостные – сервы(2).
Серв был прикреплён к своему наделу, накрепко привязан к лену в котором родился и проживал, неправоспособен и обременён повинностями. Им принадлежали их дома, кое-какие домашние животные и орудия труда. Их зависимость от господ определялась многочисленными повинностями. Он платил налоги более тяжёлые, нежели виллан, не мог свидетельствовать на суде против свободного человека, стать священником и в полной мере пользоваться общественными благами. Однако его положение не имело ничего общего с положением раба в античности: он пользовался некоторыми юридическими правами и мог владеть наследственным имуществом. Сеньор, защищавший и покровительствующий ему, не имел права ни побить, ни убить, ни тем более продать серва(3).
При Людовике X Сварливом (1314 – 1316) сервы обоего пола, входившие в королевский домен, получали освобождение в обмен на выплату определённой, раз и навсегда установленной суммы. Зато в остальной части Франции, включая земли, зависимые от монастырей и аббатств, крестьянам для освобождения пришлось дожидаться революции 1789 г.(4). Так, если в некоторых областях (в Бретани, Нормандии, Анжу) крепостное право уже после ХII в. встречалось достаточно редко, то в других (Шампань, Ниверне), наоборот, почти всё крестьянское население состояло из сервов. Кроме того, подневольное положение крестьян различалось в зависимости от того, где они жили, — в феоде или сеньории.
Над крепостными на социальной лестнице находились вилланы — освобождённые крепостные, а также ремесленники, рабочие-строители, подмастерья, мелкие торговцы, мелкие земельные собственники в деревнях (их называли «алё»). Это были свободнорождённые люди, которые имели полную личную свободу. Они, политически зависимые от сеньора, тем не менее могли свободно передвигаться, жить, где хочется (т.е. менять место своего проживания) и никоим образом не были привязаны к какому-либо лену, а потому имели право иногда даже менять сеньорию.
Как правило, с конца XII века разница между свободными и зависимыми крестьянами ощущалась слабо. Сервы и вилланы вели одинаковую повседневную жизнь, и существовала тенденция к их объединению в одну социальную категорию с определёнными ограничениями и обязательствами, присущими поначалу только сервам: таковы, например, «фор-марьяж» — специальный налог, выплачиваемый крестьянином за женитьбу на женщине из другой сеньории, или «менморт» (право «мёртвой руки»), который следовало выплатить за право наследовать имущество и землю родственников. Так что разница между сервами и вилланами — скорее больше экономическая, чем юридическая. Различались не столько свободные и зависимые крестьяне, сколько богатые землепашцы, владевшие рабочими животными и орудиями труда, и бедняки, чьё богатство составляли лишь их руки да усердие. Повсюду можно было встретить нищих вилланов и мало-мальски зажиточных сервов.
Крестьянская среда к тому же уже имела своих достаточно «знатных» персон – тех, кто находился на службе у сеньора, его «должностных лиц», и назначавшихся, часто против своей воли, управлять сельской общиной. Эта община, состоявшая из глав семейств, играла важную роль в жизни деревни: она распоряжалась землями и общим стадом, решала вопросы севооборота, распределяла оброк, который следовало платить сеньору всем простолюдинам, живущим в сеньории.
Над вилланами возвышалось третье сословие, объединявшее мастеров-ремесленников (это звание передавалось по наследству внутри корпораций-гильдий), крупных торговцев, адвокатов, врачей, аптекарей, наследственных арендаторов, дворян, утративших свои дворянские права, а также потомство этих последних. Это сословие — буржуа (бюргеры). Иногда эти вышеперечисленные группы общества ещё называли разночинцами.
Все эти категории лиц, входивших в третье сословие, бóльшей своей частью проживали в городах. Зачастую, города по сути были лишь большими деревнями. Однако, начиная с XI века, на всём Западе наблюдается их неуклонный рост, связанный с возрождением торговли и торговых связей, развитием ремесла и некоторых форм производства, умножением числа муниципальных и профессиональных ассоциаций. Города привлекали новых жителей, приобретали вес в обществе, расширяли свою территорию. Их населению становилось всё труднее и труднее переносить власть и самоуправство со стороны местного сеньора. Поэтому возникали восстания, получившие название «коммунальное движение»(5). В разных городах это проявлялось не одинаково, но везде речь шла о том, чтобы либо силой, либо мирным соглашением добиться привилегий в виде освобождения от налогов и права самоуправления, закреплявшегося в коммунальных хартиях.
Города всё больше отличались от сельской местности и получив некоторые свободы, они стремились выйти из феодальной системы. И хотя политическое положение — организация и статус города — складывалось различными путями, социальное развитие практически везде протекало одинаково. Торговцы и ремесленники объединялись в профессиональные сообщества (будущие гильдии и цехи), оказывавшие всё более значительное влияние на жизнь города. Эти сообщества образовывали монополии, устанавливали заработную плату, продолжительность рабочего дня, условия найма работников, подавляли забастовки, проверяли качество товара, строго наказывая мошенничество и недоброкачественную работу, и, в конце концов, начали не только полностью управлять торговлей и производством, но также взяли в свои руки и всё муниципальное руководство. И так же, как и в деревне, иерархия устанавливалась не на юридической основе, а по экономическим критериям: с одной стороны — патриции, зажиточные торговцы, мастера-ремесленники, рантье, имевшие политическую власть, распределявшие и взимавшие налоги, владевшие домами и землями, которые приносили им определенный доход; а с другой — «маленькие» люди — ремесленники, рабочие, подмастерья, ученики разного рода — бедняки, такие, например, как те рабочие-ткачи, освобождённые Ивейном в романе «Рыцарь со львом», что могли лишь жаловаться на свою судьбу: «Мы всё время ткём шёлковые ткани и однако никогда не будем одеваться лучше. Мы всегда будем нищими и голыми; будем хотеть есть и пить. Мы никогда не зарабатываем достаточно, чтобы улучшить нашу еду […]. Так как тот, кто зарабатывает двадцать су в неделю, не может выбраться из нищеты […]. И в то время как мы нуждаемся, тот, для кого мы работаем, обогащается за счёт нашей работы…»(6).
Второе сословие составляло духовенство. Довольно любопытно в своей книге «Старый порядок» его характеризует историк И.Тэн: [Иполлит]: «До конца ХII столетия духовенство влияло на князей, обуздывая в них и в их окружающих грубые аппетиты, возмущение плоти и крови, рецидивы и припадки непреоборимой дикости, разрушавшей общество. В то же время в своих церквах и в своих монастырях оно хранило древние приобретения человеческого рода, …христианскую литературу и богословия, часть… и наук языческих, архитектуру, скульптуру, живопись… и промышленность, служившие для процветания культуры… более драгоценную, которая кормит человека, одежда, жилище, особенно же лучшую из всех людских приобретений и наиболее противную бродячему характеру ленивого варвара грабителя, я хочу сказать, привычку и любовь к труду. …К хлебу телесному присоедините ещё хлеб духовный, не менее необходимый, так как вместе с пищей нужно дать ещё человеку желание жить или, по крайней мере, покорность, помогающую ему выносить жизнь, и поэтическую или трогательную мечту, которая заменяет ему отсутствующее счастье. До середины ХIII ст. это доставлялось человеку почти исключительно духовенством. Своими бесчисленными легендами о святых, своими соборами и архитектурой, своими статуями и их выражением, своими богослужениями и их ещё прозрачным смыслом духовенство сделало доступным понятие о «Царстве Божьем» и воздвигло идеальный мир на границе мира реального, как великолепный золотой холл на вершине нищенской хижины. …Божественная легенда имела неоценимые достоинства в эпоху царства грубой силы, когда чтобы переносить жизнь, необходимо было вообразить другую и видеть её духовными очами столь же ясно, как первую очами телесными. В продолжение более чем двенадцати веков духовенство питало ею людей и по величине наград можно судить о глубине благодарности; их папы в продолжение двухсот лет были диктаторами Европы. Духовенство устраивало крестовые походы, развенчивало королей, раздавало государства. Его епископы и аббаты здесь становились князьями и владыками, там — покровителями и истинными создателями династий. Духовенство держало в своих руках половину доходов, треть земель, две трети всех капиталов Европы»(7).
Общество церковнослужителей выглядело довольно пёстро и не имело чётких границ с мирянами. Клириком назывался мужчина, получивший одну из низших церковных служебных должностей. Ему следовало выбрить на голове тонзуру и носить длинную рясу в соответствии с его положением. Статус клирика был довольно неустойчив, и среди них встречалось немало тех, кто занимал промежуточное положение между светскими людьми и духовенством.
Быть клириком считалось престижно, так как это давало значительные привилегии. Действительно, клирики отвечали только перед церковным судом, более снисходительным, нежели светский. Они освобождались от несения военной службы и уплаты большинства налогов сеньору. Их имущество и личность находились под особой защитой, наконец, они имели право на пользование церковными бенефициями(8). Но зато им запрещалось принимать участие в мирских делах, и в первую очередь заниматься торговлей. Тот, кто становился священнослужителем, не мог жениться, а монахи, дававшие обет бедности, теряли право на владение патримонием(9).
Священнослужители владели собственностью, на доходы с которой они жили, — бенефицием. Различали малые (церковные приходы, приорства, церкви при замках) и крупные бенефиции (архиепархии, епархии, аббатства). И во Франции, и в Англии церковь, как самый богатый собственник королевства, предоставляла часть своих владений тем, кто находился у неё на службе. Размер бенефиция пропорционально зависел от важности выполняемой человеком функции.
Епископ обычно избирался священниками кафедрального собора: канониками. Иногда за советом обращались к прихожанам. Однако довольно часто могущественный сеньор, король или папа навязывали своего кандидата. С конца XII в. деятельность епископа всё строже контролировалась Святейшим папским престолом, стремившимся ограничить его судебную компетенцию и проследить за тем, как именно он управляет диоцезом. Папа Иннокентий III даже взял за правило вызывать каждого епископа в Рим не реже одного раза в четыре года.
Архиепископом назывался настоятель архиепархии. Во Франции их было восемь (Руан, Реймс, Сане, Тур, Бордо, Бурж, Нарбонна и Ош), в Англии — два (Кентербери и Йорк). Архиепископ являлся исключительно влиятельной личностью, вызывавшей пристальное внимание и короля, и папы. Из-за этого случались частые конфликты по поводу назначений, как, например, продолжавшийся шесть лет (1207 1213) раздор между королём Англии Иоанном (Джоном) Безземельным и Иннокентием III, когда папа вместо королевского кандидата сделал архиепископом Кентерберийским, а таким образом, и главным духовным лицом в Англии своего друга Стефана Лангтона.
Назначениями на малые бенефиции внутри диоцеза занимался епископ, хотя сеньоры сохраняли право представлять своего кандидата для служения в основанных ими церквях, и, если он соответствовал каноническим правилам, епископ одобрял его кандидатуру. Тем не менее и здесь не обходилось без недоразумений и конфликтов.
Огромное большинство священников составляли те, кто служил в деревенских приходах. Они выбирались по месту жительства, и этот выбор нередко бывал далёк от совершенства. Считалось, что священник должен жить только на доход от бенефиция и бесплатно осуществлять богослужения и требы. Но практически везде существовала практика Симонии(10), и почти повсеместно вошло в обычай платить за крещение и отпевание. К тому же не всегда соблюдался обет безбрачия: в некоторых приходах викарий жил со «священницей» — сожительницей или, если так можно выразиться, даже «законной» женой. Впрочем, такую практику не следует преувеличивать: во многих местах она, в общем-то, практически совсем исчезла под влиянием прелатов-реформаторов(11). И даже если литература изобилует примерами корыстолюбивых, спесивых и развратных священников, а всё Средневековье пронизано неизменно агрессивным антиклерикальным движением, нельзя безоговорочно утверждать, что плохих священников встречалось больше, чем хороших.
На самом верху церковной иерархии стоял папа римский – наместник архангела Петра на земле.
Совершенно бесспорной истиной является тот факт, что история государства неразрывно связана с его политикой. Тем более тогда, когда речь идёт о самых высоких его представителях — королях, королевах, их потомках и родственниках, а также — иногда и в первую очередь — интересах церкви, самого папы и многочисленных церковных орденов, которые во времена Средневековья подчас были главными действующими лицами (вершителями) истории и политики государства.
Роль церкви в средневековом обществе невозможно переоценить. Связанные тогда ещё единой католической верой (протестанты явятся на страницах исторической действительности много, много позже), все монархи Западной Европы подчинялись или использовали для своих интересов волю единственного человека — папы, решения которого были обязательными.
К первому сословию относилась знать (дворянство): та, корни знатного происхождения которой терялись в глубине веков. Дворянство было родовое и служилое (полученное в результате принадлежности к рыцарству, придворной должности или занимаемого положения). Для обладания наследственным титулом-именем знатная семья должна была доказать наличие многочисленных рыцарей в своей родословной, а также участие в крестовых походах.
Рыцарство представляло собой общественный институт, появившийся в феодальной системе примерно в 1000 г. В строгом смысле слова, рыцарь — это любой мужчина, владеющий оружием и прошедший церемонию специального посвящения. Но быть лишь посвящённым — недостаточно для истинного рыцаря. Необходимо ещё следовать определённым правилам и вести особый образ жизни. Таким образом, рыцари — это не юридический класс, а специфическая социальная категория или, выражаясь современным языком, сообщество «профессионалов» конного боя (единственного эффективного способа военных действий вплоть до конца XIII в.), умевших вести ту особую жизнь, каковой представала жизнь рыцаря.
Теоретически рыцарство считалось доступным каждому получившему крещение: любой рыцарь имел право сделать рыцарем того, кого он считал достойным им быть, вне зависимости от происхождения и социального положения. Эпические песни, так называемые «жесты», изобилуют примерами простолюдинов (крестьян, лесников, свинопасов, торговцев, жонглеров, поваров, привратников и т.д.), посвящённых в рыцари в награду за оказанные герою услуги. Иногда упоминаются даже простые сервы. Так, в песне «Ами и Амиль» двое из них получают рыцарство из рук своего сеньора, которому они остались верны, несмотря на то, что тот заболел проказой:
«По этому случаю граф Ами […]
не забыл двух своих сервов:
в день излечения он посвятил
их обоих в рыцари»(12).
Однако в реальности дело обстояло совершенно иначе. С середины XII в. рыцари пополняли свои ряды почти исключительно за счёт сыновей рыцарей и, таким образом, образовывали наследственную касту. Посвящения в рыцари простолюдинов, если и не исчезли вовсе, то стали событием почти уникальным. Можно назвать две причины этого явления. Первая из них заключалась в том, что процесс принятия новых членов неизбежно приводил к присвоению земельной аристократией привилегии на образование рыцарства, не подчинявшейся никаким правовым нормам. Вторая, возможно, более важная, связана с социально-экономическими требованиями: лошадь, военное снаряжение, церемония и празднества по случаю посвящения в рыцари стоили дорого. К тому же и сам образ жизни рыцаря, состоявшей из удовольствий и праздности, предполагал наличие некоторого богатства, которое в ту эпоху основывалось только на обладании землей. Рыцарское звание действительно приносило честь и славу; но при этом следовало жить или за счёт щедрости богатого и могущественного покровителя (что удавалось ещё достаточно легко в начале XII в., но уже гораздо труднее спустя столетие), или на доходы от патримония. Многие, впрочем, придворным щедростям сеньора предпочитали получение пусть даже самого маленького феода.
Таким образом, уже к 1200 г. рыцари — это в основном сеньоры или сыновья сеньоров. Во Франции данный феномен принимал особо выраженный характер в течение XIII века, так что рыцарское звание уже практически не рассматривается как личностное, а становится наследственным качеством, доступным лишь высшим слоям аристократии. С этого времени и начинается процесс слияния рыцарства и аристократии.
Знать подвергалась иерархической дифференциаций в зависимости от занимаемых ею земель: простой лен принадлежал оруженосцам и простым рыцарям (шевалье, от французского слова «шеваль» - лошадь). Далее шли: барония, виконтство, графство, маркизат, герцогство, княжество, королевство, империя.
Ордонанс Филиппа IV Красивого о «боевых залогах» даёт нам представление об административных правилах этой феодальной иерархии, восходящей к Карлу Великому, и уточняет, какими подчинёнными ленами должен располагать любой главный лен:
— королевство: по крайней мере четыре прилегающих герцогства, или 16 графств, или 64 баронии;
— герцогство: по крайней мере четыре графства или 16 бароний;
— маркизах: по крайней мере пять-шесть бароний, каждая из которых включает в себя 10 дворян;
— графство: по крайней мере четыре бароний такого же значения;
— виконтство: по меньшей мере две-три бароний такого же рода;
— барония: по меньшей мере шесть дворянских земель, каждая из которых принадлежала одному рыцарю.
Рыцарь, владевший маленьким леном, должен был иметь возможность сформировать «копьё», то есть боевой отряд в составе пяти человек, куда входили бы: рыцарь, оруженосец и трое или четверо вооружённых всадников-слуг. Для перехода из оруженосцев в рыцари и для допущения к церемонии посвящения необходимо было предварительно принять участие по крайней мере в одном сражении. Сеньор, у которого было вдоволь вассалов для формирования многочисленного отряда дворян более низкого ранга, назывался знаменосцем, ибо он имел право носить знамя, а уже не флажок на острие копья.
Если «холопа» (manant) уличали в краже золотых шпор рыцаря или других ценных предметов, освящённых в боевых операциях, ему отрубали кисть правой руки, ибо речь шла о краже предметов, являвшихся объектом священной церемонии.
Для управления делами знати, для контроля и надзора за ней, для её защиты создавались так называемые гербовые советы, возглавлявшиеся на уровне королевства «гербовыми королями», опиравшимися на гербовых судей, гербовых герольдов и гербовых исполнителей. В них также принимали участие конюшенные объездчики: это были гонцы, облаченные, подобно гербовым герольдам, в короткую накидку с рукавами поверх доспехов. Наносить им телесные повреждения запрещалось под страхом самых ужасных кар.
Будучи своеобразной эмблемой-тотемом семьи, символом, наделенным священным характером, герб подчинялся правилам изощренной науки — геральдики, порожденной герметической традицией. Наряду с символами, фигурировавшими на основной, главной части герба, менялись и окружавшие ее символы. Это зависело от ранга, знатности, древности рода, от его разветвленности и т.д. Гербовники и книги дворянства находились в ведении и под неусыпным наблюдением гербовых судей. Именно они составляли гербы лиц, получивших дворянское звание, и представляли их на утверждение государя. В отличие от Англии, где разночинцам было запрещено носить гербы, во Франции такого запрета не существовало. Но гербы разночинцев не должны были сопровождаться внешними символами, составлявшими так называемый тэмбр, то есть коронами, шлемами и т.п., которые указывали на степень знатности их носителя.
Самая высшая, родовитая знать составляла из себя так называемую аристократию, на самом верху которой находился король и его ближайшие, так называемые «кровные» родственники.
Была в средневековом обществе ещё одна группа. Это были дворяне, временно утратившие своё дворянское звание. К этой категории относились урождённые дворяне, которые вследствие разорения не имели возможности приобретать оружие и служить своему сеньору по законам вассалитета. В этом случае дворянин терял принадлежавшую ему ранее землю (которая давалась дворянам в награду (обмен) на несение воинской службы в пользу сеньора). За счёт доходов от прежних маленьких (не основных) ленов он брал в аренду обрабатываемые земельные участки. Из-за Столетней войны и эпидемий чумы и моровой язвы эта группа и приобретала своих новых «членов». В случае если такие дворяне восстанавливали свои доходы или оказали какую-то услугу своему сюзерену, они могли обратиться к королю с прошением о восстановлении своего прежнего состояния.
В средневековом обществе выделялись и некоторые другие социальные категории: например, подкидыши — дети, брошенные на произвол судьбы, которых взял под своё покровительство сеньор данного лена. В этом случае они были крепостными (сервами).
Незаконнорожденные отпрыски знати, рожденные от матерей, числящихся по разряду разночинцев и не признанные своими отцами, хотя на деле ни для кого не было тайной их происхождение, пользовались в лене определёнными привилегиями и занимали несколько особое положение. Тем не менее, если отец официально не признавал своего ребёнка, то тот воспитывался матерью в статусе её сословия, и считался простолюдином.
Бастарды — незаконнорожденные дети знатного отца и простолюдинки, официально признанные как таковые, считались дворянами, воспитывались в соответствии с этим, и просто должны были иметь на гербах своих родителей особый геральдический символ, так называемую чёрную полосу (знак незаконнорожденности), в то время как их потомство, рождённое в законном браке, эту полосу в некоторых провинциях (например, в Дофине) не ставило. В своём правовом статусе бастарды имели определённые ограничения — даже будучи первенцами, эти дети не могли наследовать владения отца, если у того потом рождались дети в законном браке (т.е. на земли своего отца они имели права только в том случае, если у того не было ЗАКОННЫХ детей).
Особое место занимали дети, рождённые от так называемой «королевской крови», то есть незаконные дети короля или его родственников, знатных сеньоров-аристократов. Такие дети получали не только статус знатного сеньора, но и имя своего отца, а при удачном стечении обстоятельств могли наследовать и его владения (яркий тому пример — жизнь Вильгельма I Завоевателя, ставшего впоследствии королём Англии; многочисленных королевских бастардов, которые становились королями в Португалии).
В средневековье и даже позже было лучше оказаться бастардом знатного семейства, чем законнорожденным отпрыском разночинца. Людовик Орлеанский, большой любитель хорошеньких женщин, стал отцом множества незаконнорожденных детей, одному из которых было суждено прославиться. Речь идёт о Жане Дюнуа, бастарде Орлеанском. Бургундский герцог Филипп Добрый, у которого было три законных супруги и 24 любовницы, произвёл на свет при помощи этих последних 16 незаконных детей. У графа Клевского таковых насчитывалось 63. У епископа Камбре Жана Бургундского был хор в составе 36 человек. Все они были его детьми. Этот хор своим пением сопровождал церковные службы своего отца-епископа. В Португалии в XIV в. новую династию Авизов также основал бастард Иоанн I, а другой незаконнорожденный — Энрико де Транстамаре, побочный сын Альфонса XI Кастильского, стал там же королем под именем Энрико II.
С такими же случаями мы ещё встретимся в ходе данного исследования. Таинство брака явно не стояло на первом месте в глазах знати!
Знать всегда заботилась о своих бастардах. Короли, которые отказывались признавать их и заботиться о них вызывали в дворянской среде резкое осуждение. Так, например, дворянство всегда глухо ворчало в адрес Людовика Х Сварливого, который отрёкся от своей незаконной дочери Эделины Младшей, не признал её официально и заточил в монастыре Сен-Марсель, вместо того, чтобы признать её статус королевского бастарда, обеспечить приданным и достойно выдать замуж, как того требовал обычай(13). Точно такое же отношении, но уже много позже, будет и по отношению к королю Генриху IV Наваррскому, который тоже практически никогда не заботился о своих незаконнорожденных детях. По сути, Генрих IV признал всего лишь детей «своей обожаемой» Габриэль д’Эстре, единственной среди огромнейшего числа «пассий» любвеобильного монарха, которая получила статус официальной фаворитки(14). Остальные же бастарды так и канули в безвестности. Известный французский историк Р.Амбелен так писал по этому поводу: «Не было числа его незаконным детям, и (за редким исключением) он никогда не заботился о них. Даже если какая-нибудь женщина, ставшая матерью его ребёнка (когда-то опозоренная им и изгнанная из своей семьи из-за внебрачной беременности бедняжки), оказывалась затем в нужде, Генрих Наваррский даже и слышать о ней ничего не хотел. Так, например, Эстер Имбер… умерла в нищете, а он не удосужился её принять, выслушать, оказать хоть какую-то помощь своей бывшей возлюбленной и её ребёнку от него, т.е. своему собственному потомку королевских кровей. Поступая так, он нарушал традиции дворянства и королевских домов, согласно которым было не принято отказываться от своих побочных детей»(15).


Сноски:

1. Villanus (лат.) - житель деревни, поместья (villa)
2. Servus (лат.) - раб.
3. Довольно значительное отличие от той формы крепостного права, которое существовало в России вплоть до середины ХIХ в.
4. Уже начиная с ХI в. крепостных почти не оставалось ни в Нормандии, ни в Бретани.
5. Коммунальные движения, или так называемые «коммунальные революции», происходили в городах Северной Франции (Камбре, Сен-Кантен, Аррас, Амьен, Нуайон, Лан и др.), уже начиная с конца XI века.
6. Кретьен де Труа. Рыцарь со львом. (Chretien de Troyes. Le Chevalier au lion. Trad, d'apres l'edition de M.Roques. - Paris, I960, - vers 5292 – 5313). В хрестоматии под ред. Пуришева «Зарубежная литература средних веков» (М.: Просвещение, 1974) приведён один из эпизодов этого романа Кретьена — стихи 1406 - 2165 в пер. М.Замаховской.
7. Тэн И. Происхождение современной Франции. - Т. 1. Старый порядок. - СПб, 1907. - С. 11 - 12.
8. Beneflcium (лат.) — благодеяние — в раннем Средневековье — земельное владение, пожалованное феодалом своему вассалу за определённую службу, без права наследования, но с правом взимать повинности с крестьян; церковная должность в римско-католической церкви, связанная с определёнными доходами.
9. Patrimonium (лат.) — наследственное, родовое имущество.
10. Симония (от имени Симона-волхва) — продажа церковных должностей за деньги.
11. Praelatus (лат.) — предпочтённый, поставленный над кем-либо — в католических и англиканских церквях — название высших духовных сановников.
12. Le chanson d'Ami et d'Amile. Edition P. Dembrowski. - Paris, 1969. - vers 3264 - 3267.
13. Эделина Младшая родилась в 1305 г. от дворцовой кастелянши Эделины. Впоследствии она стала аббатисой монастыря Кларисс, правда, вряд ли это - то, что она, говоря сегодняшним языком, "продвинулась по служебной лестнице" являлось заслугой её отца…
14. Официальная фаворитка (фр. Maîtresse en titre) — статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. Отличие официальной фаворитки от всех остальных заключалось в том, что она имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения правящей фамилии. Первой официальной фавориткой во Франции стала Аньесс Сорель, возлюбленная короля Карла VII (1403 – 1461). Фаворитизм существовал ещё задолго до этого короля, но именно он провозгласил, что его возлюбленная, двадцатидвухлетняя Аньесс Сорель отныне имеет при дворе официальный статус — королевская фаворитка. Это выражалось, в частности, в том, что ей прислуживали, как принцессе и она носила самый длинный (после королевы) шлейф — длина шлейфа во времена Средневековья и Ренессанса определялись статусом женщины. В должность официальной фаворитки посвящали в присутствии всего королевского двора, ибо король давал понять, что это не «мимолётное увлечение», а акт высшего доверия к конкретной женщине. По мнению французского исследователя Ги Шоссинан-Ногаре, культ фаворитки при французском дворе — выродившаяся рыцарская традиция поклонения Прекрасной Даме.
15. Амбелен Р. Драмы и секреты истории. - С. 252 – 253.

Надеюсь, что Вам это было интересно...

...

Vlada:


 » Жанна Д,Арк в стихах.В. Солоухин

ВОТ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ МЕНЯ ВСЕГДА ДО СЛЕЗ ТРОГАЕТ!
В. Солоухин
Лозунги Жанны Д,Арк


Звучал с непонятной силой
Лозунг ее простой:
- За свободу Франции милой,
Кто любит меня – за мной!

Драпают пешие воины,
Смешался конников строй,
А она говорит спокойно:
- Кто любит меня – за мной!

Знамя подъемлет белое,
Его над собой неся,
Как будто идет за девою
Сзади Франция вся.

Истерзана милая Франция,
Проигран за боем бой.
Уже бесполезно драться.
Кто любит меня – за мной!

Шестнадцати лет девчонка,
Носительница огня,
Сменила свою юбчонку
На латы, меч и коня.

Свершая святое дело,
За ударом неся удар,
Едет нежная дева,
Железная Жанн Д,Арк.

В стане британцев – паника,
В стенах британцев – вой,
А она поднимается, ранена, -
Кто любит меня – за мной!

Конечно, мне лучше было бы
Цветы собирать в лесу,
Но гибнет Франция милая,
И Францию я спасу.

Девчонка я, мне бы все же –
Жених, ребятишки, дом.
Но если не я, то кто же?
Если не я – никто.

Будут изгнаны бритты,
Все как один уйдут.
Только те, что убиты,
Смогут остаться тут.



Хрупка я, но бог поможет,
Дух укрепляя мой.
Если не я, то кто же?
Кто любит меня – за мной!

В чем силы ее источник,
Загадка не решена.
Но все исполнилось в точности,
Как сказала она.

Победа – ее награда.
Как молния, меч сверкал.
С Орлеана снята осада,
Коронован в соборе Карл.

А дальше? Позор мужчинам.
Людям стыд и позор.
Суд заседает чинно.
В Руане горит костер.

Британцы или бургундцы,
Епископы или князья.
Девчонку мучить? Безумцы!
Отвагу судить? Нельзя.

А что же Франция милая?
Где же она была?
С легкостью изменила,
Походя предала.

И Карл, коронованный Жанной,
Где же тогда он был?
Король, как это ни странно,
Первым руки умыл.

А эти зеваки, толпы
Вокруг костра на ветру,
Почему не бросились, чтобы
Спасти из огня сестру?

Конечно, каре, охрана,
Войско во всей красе.
Но если бы ради Жанны
Бросились сразу все?

В больших городах и малых,
В селах и деревнях,
В харчевнях и пышных залах,
Пешими, на конях?

Трусы? Рабы обмана?
Горем сердца полны?
Не вас ли спасала Жанна,
Бросаясь в костер войны?

Люди, сделайте милость,
Пока не померк еще взор.
Одна за всех – получилось.
Все за одну…Позор!

Вечером под золою
Нашли в углях палачи
Сердце ее, как живое,
Только что не стучит.

Сердце бросили в Сену.
Чтобы стереть и след.
С тех пор прошло постепенно
Полтысячи с лишним лет.

Слава ее окрепла.
И там, где в беде народ,
Дева встает из пепла,
На помощь она идет!

Тогда всех других дороже
Лозунг, зовущий в бой:
Если не, то кто же?
Кто любит меня – за мной!

...

Arven:


гелена писал(а):
Arven, спасибо! Very Happy
Arven писал(а):
он является параграфом в главе, посвящённой повседневной жизни и основным особенностям Средневековья и его уклада.
А можно узнать что за книга? Я очень интересуюсь этой темой



Как я уже сказала, это должна была быть научно-популярная книга. Планы на неё у меня были столь глобальны, что иногда я с ужасом смотрю на подготовленный мною её примерный план, и думаю: в своём ли я была уме, когда решилась на ТАКОЕ исследование.
Честно говоря, когда мне в голову пришла мысль написать эту книгу, я была ещё достаточно дерзко-самоуверенная и считала, что напишу никак не хуже, чем те историки, которые профессионально занимаются разработкой данной проблемы. С годами моя самоуверенность ушла, а план, задумки и кое-что написанное - остались.
А теперь конкретнее.
Когда я прочитала уже упоминавшуюся выше книгу Амбелена, она настолько меня поразила, что я решила провести самостоятельное исследование проблемы происхождения Жанны Девственницы Орлеанской. Копаясь в книгах и журналах я обнаружила ряд вещей, которые дают мне право утверждать, что в этом деле всё было совсем не так просто, как об этом сейчас говорят. Там столько тайных, невидимых на первый взгляд пластов... Говоря сегодняшним языком, эти все события можно назвать удачнейшей разведывательно-подрывной, диверсионной работой, психологической обработкой противника и многими другими такими же словами. Политическая подоплёка всех происходивших тогда событий настолько глубина, что до конца её мало кто исследовал. Разные историки в своих трудах раскрывали различные грани проблемы, а вот всё целиком в одну книгу никто не сводил.
И вот я со страстью и самонадеянностью молодости решила, что именно мне, любимой, удастся свести это всё в одном исследовании. Разработала план, который - как я понимаю это уже сегодняшним разумом - содержит материала на десятки не то что кандидатских, а докторских диссертаций...
Чтобы не быть голословной и дать Вам всем понять насколько я была самоуверенна, я размещу здесь примерный план этого моего задуманного исследования, которым я тогда думала поразить всех и вся...

План:

I. Наш взгляд на историю [что-то вроде введения]

II. Средневековое общество.
1. Хронологическое деление Средневековья.
2. Сословное деление общества.
3. Повседневная жизнь рыцарства: занятия и привычки, рыцарские идеалы и добродетели.
4. Королевская власть: сакральный характер.
5. Законы вассалитета и политические отношения между вассалами и сюзеренами.
6. Место духовенства в жизни средневекового общества.
7. Психологическое состояние общества.

III. Проникновение французского дворянства на территорию Англии и начало формирования почвы для длительного конфликта между «островными» и «континентальными» французами за право владения ленами на территории Франции.
1. Вильгельм I Завоеватель и начало «французской экспансии» в Англию.
2. Кризис престолонаследия — причины воцарения в Англии француза Генриха II Плантагенета.
3. Иоанн Безземельный и его борьба за лены на территории Франции.
4. Франция и Англия накануне начала Столетней войны.

IV. Столетняя война: причины возникновения и что она из себя представляла
1. Дело «бургундских сестёр» и его последствия для престолонаследия во Франции. Конец прямой ветви Капетингов.
2. Между кем велась Столетняя война? [Генеалогический анализ монархов и высшей аристократии двух стран и их окружения].
3. Краткий анализ военных действий и положение стран в ходе Столетней войны. Достигнутое положение на момент появления Жанны Девственницы Орлеанской.

V. Официальная легенда и что происходило на самом деле.
1. Что пишется в учебниках истории энциклопедиях и художественной литературе про Жанну д’Арк.
2. Брак Карла VI Безумного с Изабеллой Баварской.
3. О незаконнорожденности Карла VII.
4. Рождение таинственного ребёнка.
5. Семейное родство Жанны.
6. О семействе д’Арк и о его знатности .
7. Иоланда Арагонская, графиня Анжуйская и её роль в этой истории. Что являл собой Анжуйский Дом в то время.
8. Мистицизм и Орлеанский Дом. Галлюцинации Жанны. Обвинения в колдовстве.
9. Отъезд из Вокулёра.
10. Шинонские почести. Тайна Шинона.
11. Герб Жанны Девственницы Орлеанской.
12. О тех, кто был влюблён в Жанну.
13. Чем была так важна коронация дофина в Реймсе?
14. Пленение Жанны о отношение к ней в течение всего времени её пребывания в плену.
15. Суд над Жанной – в чём была его особенность.
16. Странная казнь.
17. Тайный плен. Места предварительного заключения Жанны Орлеанской.
18. Лже-Девственницы.
19. Дама дез’Армуаз (д’Армуаз). Второе появление Жанны Орлеанской и свидетели её опознания.
20. Дальнейшие походы Жанны Орлеанской и конец эпопеи.
21. Реабилитация - оправдательный судебный процесс. Почему его начали именно в том году, когда начали, а никак не ранее и зачем он вообще был нужен.
22. Дело с канонизацией Жанны д’Арк.
23. Дело Шнайдера.

VI. Выводы из всего вышеизложенного (Вклад Жанны в историю, кем бы она ни была; вместо заключения).


Прочитав всё это, я полагаю, что Вы все убедились НАСКОЛЬКО я хорошо о себё тогда, в юности, думала...

Надеюсь, что я ответила на Ваш вопрос.

...

натаниэлла:


мне думается, что в истории с Жанной надо прежде всего учитывать средневековое мировоззрение и веру в чудо. в прагматический век технического прогресса такая история действительно кажется невероятной и вызывает множество споров. но в те времена люди иначе относились ко всем, кто был. что говорится. "отмечен богом". поэтому даже простолюдины могли беседовать с королями, осененные божественным покровительством. Было нечто неземное в Жанне или нет - не столь важно. Скорее она действовала и говорила вполне искренне. я лично склоняюсь именно к этому. Гораздо важнее, что ей действительно удалось одержать ряд побед и история англо-французских отношений пошла по совсем другой колее. причем все это именно благодаря ЕДИНСТВЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ, а не просто стечению объективных обстоятельств или воле случая. (Это к проблеме о роли личности)

...

Arven:


 » Ещё о Жанне...

Нет, нет и ещё раз нет.
Знаете, ну НЕ БЫЛА Жанна Дева Орлеанская ЕДИНСТВЕННЫМ человеком. Все её свершения были очень тщательно подготовлены и организованы.
Нисколько не желая умалить её роль, я всё-таки, опираясь на достаточное количество документов и исследований других специалистов, могу твёрдо заявить - за Жанной стояли достаточно влиятельные силы, которые использовали её предрасположенности в своих целях.
И это не голословное утверждение. Для того, чтобы не забредать в дебри политической ситуации в то время достаточно назвать одно-единственное имя - Иоланта Арагонская, графиня Анжуйская. Она была (кроме всего прочего) тёщей дофина Карла, сына королевы Изабеллы Баварской. Если внимательно изучить её жизненный путь и то, что она делала, то ясно можно увидеть, как она манипулировала разными ситуациями для того, чтобы муж её дочери взошёл на королевский престол.
Жанна Орлеанская – была очень сложным человеком. Она не была – в прямом смысле этого слова – ни мужчиной, ни женщиной. Она два раза проходила врачебное освидетельствование для определения её пола. Так получилось, что её женские половые органы были недоразвиты. Из-за этого для неё было невозможным вступать в брачные отношения. Я не знаю в курсе ли Вы, что когда Жанна Орлеанская попала в плен, то солдаты попытались её изнасиловать. Они сорвали с неё одежду и тут с шоком и недоумением поняли, что они НЕ СМОГУТ этого сделать!!! Это было физически невозможно сделать!!! Их удивления и шок длились достаточное количество времени для того, чтобы к месту событий успели добраться представители «командного состава». Они отогнали солдат, дали Жанне одежду и отвезли её к палатке герцога Бургундского. Это достоверный и достаточно известный факт.
Недоразвитость женской сущности Жанны привела к тому, что у неё развивалось достаточно много чисто мужских порывов и склонностей (эндокринная система посылала в кровь не женские гормоны, а мужские). Поэтому Жанна с детства привыкла заниматься, так сказать, «мужскими забавами». Она выросла превосходным воином.
Именно эти её склонности и способности и привлекли Иоланту Арагонскую. Она стремилась использовать в своих целях любое орудие, которое поможет ей в её борьбе. А тут есть ТАКОЙ материал для работы.
Кстати, именно предрасположенность веры в чудо и была использовано в целях «раскручивания» образа «девы-спасительницы». Незадолго до того, как Жанне предстояло «выйти на сцену» эмиссары Иоланты Арагонской провели огромнейшую работу по «внедрению в массы» мыслей о том, что «Францию погубила женщина (читай: конкурентка Иоланты Арагонской – королева Изабелла Баварская), и спасёт Францию тоже женщина, которая, точно так же как святая Женевьева в своё время спасла Париж, спасёт всю страну».
К приходу «спасительницы» было подготовлено всё общество, её все ждали и на неё надеялись. И когда, наконец, почва для появления была сформирована – ап! – явилась «спасительница», непорочная Дева.
Кроме того одним из верных товарищей Жанны был знаменитейший маршал Франции Жиль де Рэ, который впоследствии вошёл в историю уже из-за других своих "свершений". Жиль де Рэ любил Жанну - в самом чистом значении этого слова. Кроме всего прочего она притягивала Жиля де Рэ ещё и своими мальчишескими повадками. Он обучил Жанну очень многому, преподал ей тактику и стратегию ведения боёв. Не надо об этом забывать.
Я повторюсь, я нисколько не хочу умалить роль Жанны Девственницы Орлеанской, но её приход и деятельности были очень тщательно спланированы, подготовлены и осуществлены другими политическими силами. Её таланты были самым тщательнейшим образом использованы другими в процессе борьбы за власть во Франции.


Дорогая Lapunya! Большое спасибо за добрые слова!!!
Конечно, я изучала источники – а как же без них!
Одно время один мой знакомый поехал по обмену во Францию (а в наш Институт на этот же период приехал их сотрудник).
Перед его отъездом сложилась такая ситуация, что – я не стану вдаваться в подробности – я смогла оказать ему очень значительную услугу. Чувствуя признательность и благодарность он спросил у меня, что бы я хотела получить в качестве подарка. Я попросила его собрать для меня в тамошних архивах или библиотеках всё, что он найдёт по Жанне Девственнице Орлеанской.
Он работал во Франции год, и, приехав сюда, привёз мне столько всего интересного, что я – увидев всё это – просто рухнула…
Так что некоторые факты, о которых я говорю, были доставлены мне, так сказать, с «места событий»…

...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню