Регистрация   Вход
На главную » Клубная жизнь »

Клуб историков-любителей


Увлекаетесь ли вы историей?

да, очень
66%
66% [ 154 ]
да, очень я по специальности и по призванию учитель истории
2%
2% [ 6 ]
м.ж. очень историческое, поневоле увлечешься
1%
1% [ 3 ]
нет, но хотелось бы
4%
4% [ 11 ]
По стольку по скольку...
5%
5% [ 12 ]
раньше улекалась(ся)
4%
4% [ 10 ]
скорее да, чем нет
14%
14% [ 33 ]
увлекаюсь историей и немного исторической реконструкцией
0%
0% [ 1 ]

Всего голосов: 230 Опрос завершён. Как создать в теме новый опрос?

Vlada:


 » АКБАР ДВАЖДЫ ВЕЛИКИЙ

ЧАСТЬ 2.

АКБАР ДВАЖДЫ ВЕЛИКИЙ
Информация взята с сайта http://grani.agni-age.net/articles5/acbar.htm


СМОТРЕТЬ: http://www.youtube.com/watch?v=zj0iN1o5F-s

Рождение Акбара и его гороскоп
Как это часто случалось накануне воплощения многих великих душ, незадолго до рождения Акбара было зарегистрировано несколько знамений, свидетельствовавших о том, что на свет должна появиться исключительная личность. Многочисленные источники того времени единодушно утверждают, например, что его отцу, Хумаюну, привиделось во сне, будто всемогущий Господь вознамерился подарить ему сына, чьё величие будет отмечено на его челе. А одному из родственников приснилось, будто ему с неба в руки упала Луна и голос произнёс, что из межбровной точки на лбу матери Акбара во время зачатия будет исходить яркий луч света.
По сведениям Абула Фазла, придворного историка и ближайшего сподвижника царя, Акбар родился 15 октября 1542 года по юлианскому календарю, примерно в 1 час 42 минуты по полуночи, в местечке Умаркот.

Акбар не умел ни читать, ни писать. Детские годы, самые продуктивные для обучения грамоте, он провёл вместе с семьёй в изгнании, дважды был похищен как заложник врагами его отца. В Дели прибыл в возрасте 12-13 лет, а через несколько месяцев занял престол и погрузился уже во взрослые дела. Безграмотность не помешала ему стать меценатом, тонким знатоком и ценителем литературы. Книги ему читали вслух, придворная библиотека насчитывала 24 тысячи манускриптов и сопровождала его в походах. Художники-оформители достигли высочайшего мастерства в книжной миниатюре, изображая людей с небывалым доселе портретным сходством, животных, придворных, боевые и бытовые сцены. При дворе повелителя индийские книги переводились на персидский, а древняя поэма «Рамаяна» была переведена с санскрита на современный хинди. Сделал этот перевод в стихах знаменитый поэт и певец Тансен, «жемчужина при дворе Акбара», позже считавшийся священным покровителем всех певцов и поэтов. Нужно ли говорить, что литераторы, живописцы и учёные были окружены почётом и уважением?
В обычае мусульманских правителей, начиная с Махмуда Газневи (ХI век), было разрушение языческих храмов, а уж поставить на развалинах мечеть считалось особо богоудным делом. Даже Бабур за короткие четыре года правления успел построить мечеть на месте разрушенного по его повелению святилища Рамы. Акбар не разрушал, он строил и строил грандиозно. Остановимся на самых значительных сооружениях. Первым (1560 год) стал мавзолей отца, Хумаюна в Дели, постронный 18-летним Акбаром и вдовой Хумаюна. Архитектура мавзолея традиционна для мусульманских построек – прямоугольная планировка, по периметру колонны со стрельчатыми арками, купола, обширный внутренний двор. Но строительный материал, красный песчаник в сочетании с белым мрамором, придаёт зданию индийский колорит. Хотите верьте, хотите нет, но в углах над входом в мавзолей белым камнем выложены две шестиконечные звезды царя Давида. Мавзолей окружён персидским садом с фонтанами, павильонами, парками – земной рай, только без гурий. Это первое могольское сооружение – образчик великолепия и могущества империи.
Акбар перенёс столицу из Дели в Агру и в 1565 над рекой Джамна началось строительство правительственной резиденции, Агра-форта, сооруженного в виде полумесяца из блоков красного песчаника. В архитектурном плане цитадель представляет синтез исламского и индийского зодчества. 6 лет строилась мощная, окружённая каменным рвом с водой двойная стена высотой в 21 метр, шириной в 10 метров,периметр – 2,4 км. На территории форта расположились дворцы, мечети, залы для аудиенций, бассейны. Здания монументальных строгих форм тоже из красного камня, что вместе со стеной звучит единым архитектурным аккордом. В 1983 году Красный форт Агры по праву занял место в реестре всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ему перевалило за двадцать, а жёны рожали только дочерей. Тщетно молил Акбар небеса о наследнике. В местечке Сикри недалеко от Агры жил отшельник-провидец, который предсказывал крестьянам дождь, засуху, виды на урожай и прочее. К нему обратился Акбар, и Селим, так звали отшельника, объявил, что первенец уже в дороге, а всего у повелителя будет трое сыновей. Пророчество исполнилось – вскоре жена-индуска родила сына, названного в честь старца Селимом, затем и родились ещё двое мальчиков.

Переехать в Агру отшельник отказался и тогда в пустыне возник сказочный город – Фатхпур-Сикри, новая столица империи. Мать наследника получила роскошный дворец, Селим - бело-мраморный мавзолей. Строился город из красного камня, в стиле, названном позднее «акбари».Узких и извилистых закоулков, характерных для восточного города той эпохи, тут не было. По широким улицам свободно шествовали роскошные процессии с войсками, конницей и слонами, оставалось место и для горожан, толпами собиравшихся смотреть на эти шествия. В городе было всё: мечети, дворцы, медресе, тронный и аудиенц-залы, монументальные Врата Великолепия, ведущие в пятничную мечеть. Не было только воды, искусственный водоём и ирригационные сооружения эту проблему не решали. Повелитель и двор вернулись в Агру, город постепенно опустел. Фатхпур-Сикри, город-мечта, превратился в город-призрак, посещаемый только туристами. А к могиле Селима и по сей день приходят индийцы молить о наследнике, говорят, помогает.
При Акбаре города и крепости связали великолепные, мощёные каменными плитами дороги с караван-сараями для путников. «Шахская дорога» из Агры в Лахор на всём протяжении была обсажена деревьями в виде тенистой аллеи.
Последняя величественная стройка Акбара – собственный мавзолей, спроектированный самим падишахом, на им же выбранном месте в 10 км от Агры. Строительство было начато за несколько лет до смерти повелителя и закончено его сыном. Мавзолей Акбара – это архитектурный комплекс, занимающий несколько гектаров с садами, фонтанами, мощёными дорогами. Ансамбль выполнен из красного камня и белого мрамора, окружён каменной оградой с 4-мя воротами. Главные, южные ворота – монументальное сооружение с угловыми башнями, напоминающими минареты. Сама усыпальница – пятиярусное здание, во внутреннем дворе на платформе стоит беломраморный декоративный саркофаг, покрытый резной вязью арабских изречений. Останки падишаха захоронены в тайных катакомбах под землей. Впреки требованиям ислама, Акбар повелел, чтобы его похоронили головой не к Каабе, а в сторону восходящего солнца. Поразительной красоты внутренняя отделка совершенно не пострадала от времени, жары и дождей, краски так же свежи, как 400 лет тому назад.

Описание Акбара
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=62suTaG_HLU&feature=related со слоном

Дневниковые записи португальских монахов-иезуитов, проживших два года при дворе Акбара, сохранили и донесли до нас его живой облик. «Внешность и лицо владыки соответствовали его царскому достоинству, так что с первого взгляда было ясно – это царь. У него широкие плечи, светло-коричневая кожа, а голову он держит слегка склонённой к правому плечу. У него широкий открытый лоб, глаза лучатся и сияют подобно озеру, искрящемуся в лучах солнца. Всё его тело необыкновенно пропорционально. Он ни худ, ни толст, зато здоров, силён и крепок. Смеётся он совершенно непринуждённо, изъясняется спокойно, ясно и открыто, с сознанием собственного достоинства, а если бывает сердит – то и с внушающим страх величием. Вопреки обычаям своего рода, он стрижёт волосы и носит на голове не накидку (куфию, как я понимаю), а тюрбан, из-под которого выбиваются пряди волос; говорят, что он это делает, чтобы понравиться своим индийским подданным».
ПЕРВОЕ СРАЖЕНИЕАКБАРА
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=0okF6YByjkU&feature=related военная сцена

Уже в первый год правления Акбару приходится применить свои боевые навыки. Осенью 1556 года некий индусский полководец нападает на империю с востока, захватывает Агру и Дели. При Панипате, в 80 километрах севернее Дели, 14-летний падишах выступает против намного превосходящего числом вражеского войска.
Лишь волей случая Акбар избегает поражения. Стрела попадает в глаз командующего армией противника, его войско в растерянности бежит. Солдаты тащат раненого к ногам малолетнего повелителя,и тот лично отрубает ему голову.
Моголы Акбара убивают несметное число пленных. Как Чингисхан, они замуровывают головы своих жертв в триумфальных башнях лицом наружу.
Вскоре Акбар избавляется от своего опекуна.В 1560 году он отправляет его в паломничество в Мекку, в почетную дипломатическую ссылку. Его держава региональное княжество средних размеров, которому предстоит стать ядром будущей великой империи.
К этому времени падишаху уже 18 лет. Это смуглый харизматичный атлет, темноглазый и чернобровый. На левой щеке у него родимое пятно. «Это признак славы и богатства в будущем», – шепчутся придворные.
Возмужавший Акбар планирует новые войны, чтобы занять своих полководцев. Ведь в мирное время они могли бы стать слишком влиятельными. Акбар лично проверяет, как идет литье пушек, сам разрабатывает новую военную технику, придумывает устройство для одновременного залпа.
Для начала Акбар направляет свою армию против индусского княжества Малва на юге империи. Во главе ее он ставит своего молочного брата, вскормленного вместе с ним одной кормилицей. Моголы грабят города, убивают женщин, детей и даже мусульман-единоверцев, которые держат в руках Коран. Акбар в бешенстве.
Хуже того: брат восстает против падишаха. В наказание тот приказывает сбросить его с террасы своего дворца. Провинившийся выживает при падении, но его снова тащат наверх и снова сбрасывают вниз. На этот раз – насмерть.
АКБАР ПОНИМАЕТ: полагаться только на семью и приближенных нельзя. Чтобы создать империю, нужен союз с исконными жителями Индии, и в первую очередь – с раджпутами, считающимися «сыновьями раджей», или «сыновьями царей».
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=Ivo-BsHAw3I&feature=related

Акбар был государем-тружеником, как Людовик ХIV или Пётр I, спал всего несколько часов в сутки, часами разбирал доклады чиновников, следил за работой помощников, обсуждал с ними новые проекты. В часы отдыха кипучая энергия Акбара находила выход в кузнечных работах, обработке камня и дерева. Обстричь верблюда он мог быстрее любого стригаля. Он был страстный охотник, однажды врукопашную одолел раненую разъярённую тигрицу. В другой раз укротил вышедшего из повиновения слона. Любил участвовать в спортивных состязаниях: скачках, гонках на слонах, придумал ночное поло – игру с горящим мячом. Подобно Гарун ар-Рашиду, переодевшись в простое платье, бродил по ночному городу. Как-то раз на него напали грабители и он в одиночку обратил их в бегство.
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=wnOIvkaQddk&feature=related сцена с мечом


Акбар обладал высоким душевным свойством, присущим далеко не всем владыкам - великодушием. Он умел прощать врагов, «скрытых друзей», как он называл их, даже заговорщиков. Попытки покушения на жизнь падишаха предпринимались неоднократно, в том числе по замыслу брата Хаким-хана (1562 год) и первенца Селима (1601-1602 годы). Акбар простил обоих и даже вернул конфискованные владения. Действовал он так не из слабости – этого за ним не водилось. Милосердие к раскаявшимся обращало их в преданных сторонников к его же, Акбара, пользе. Для сравнения предлагаю вспомнить гибель первенцев и наследников престола двух великих русских царей – Ивана Грозного и Петра Первого.
Акбар Великий правил 49 лет и скончался 15 октября 1605 года. Он, наверно, не был праведником, всё-таки кровь проливал, женщин любил. Но ни до, ни после него не было подобного ему императора в мусульманском мире, а может быть, и за его пределами.

Бирбал Всех талантов Акбара не счесть. Но один заслуживает особого внимания – умение подбирать помощников, в чём сказывается государственная мудрость правителя. Имена и деяния наиболее прославленных из них, по достоинству оценённых и приближенных к трону, сохранила история – мусульманина Абу-л Фазла и индуса Бирбала.
Абу-л Фазл Аллами (1551-1602 годы), высоко образованный интеллектуал, полиглот, переводчик Библии на фарси (персидский), был первым советником и соратником падишаха во всех начинаниях. Его представили Акбару как учёного и поэта, вскоре государь оценил его таланты и доверил придворную канцелярию, поручал дипломатические миссии и командование войсками во время войны в Декане. Абу-л Фазл предпринял гигантский труд – книгу «Акбар-наме», биографию монарха с подробным описанием его деяний. Читать её сегодня почти невозможно, витиеватый слог, обилие астрологических толкований и цветистых славословий в адрес владыки затмевают содержание. Но современникам автора она была доступна и понятна. В то время, когда не было газет и журналов, радио и телевидения, книга была единственным источником знаний, информации и идеологии. «Акбар-наме», по замыслу автора, должна была донести в первую очередь до противников Акбара идею божественной предопределённости его великих реформ. Закончить книгу он не успел, так как пал жертвой заговора первенца Акбара, Селима, против отца. Узнав об его убийстве, Акбар горестно воскликнул: «Если Селим так торопится занять трон, то лучше бы он убил меня, а не Абу-л Фазла!».
Бирбал (1528-1586 годы) родился в образованной, но обнищавшей брахманской семье, получил известность как поэт и писатель, мудрый и остроумный советник при дворах индийских раджей. Слава его дошла до Акбара, Бирбала пригласили ко двору в качестве советника. Позднее ему был пожалован титул раджи и должность великого визиря. Погиб Бирбал в битве при подавлении восстания афганских племён. Долго оплакивал его Акбар, но оба они, повелитель и визирь обрели бессмертие в индийском фольклоре – легенды, притчи и анекдоты о них живы до сих пор.

Фильмы об Акбаре Великом

1.


«Джодха и Акбар» 2008 странаИндия режиссерАшутош Говарикер сценарийХайдар Али, Ашутош Говарикер, K.P. Saxena продюсерЛоуренс Д'Соуза, Ашутош Говарикер, Ронни Скривала операторКиран Деоханс композиторА.Р. Рахман http://www.youtube.com/watch?v=KalRZQlWCHA&feature=related
В ролях: Ритик Рошан, Айшвария Рай, Сону Суд, Пунам Синха, Сухасини Малай, и др. Пронзительная история любви одного из самых знаменитых императоров Индии и прекрасной принцессы — эпическая сага времен XVI века. Джалалуддин Мохаммад Акбар (Акбар на арабском означает «великий »), оставивший след в истории как великий могол Акбар — мусульманин. Принцесса Раджпута, Джодха — индуистка. В то время, когда мусульмане и индуисты испытывали глубокую неприязнь друг к другу, их союз был призван не только соединить два сердца, но и две религии.
Но отдаст ли руку своей дочери раджа Бхармал Амер? Да, ведь предложение о браке исходило от него и ради мира в империи завоеватель Акбар принял его. Предполагал ли он, что непокорная и строптивая Джодха станет женщиной всей его жизни, и политический союз перерастет в любовь на всю жизнь…
2. «Акбар Велкикй»/ Akbar The Great. 1998 г.(57 серий) . Производство: Индия Продолжительность серии: 22 мин. Сериал «Акбар Великий» - это индийский исторический сериал, вышедший на экраны 1998 году.Сериал повествует о детстве и юности знаменитого правителя и становлении его империи. Всем любителям данного жанра наверняка придется по вкусу этот сериал.
ЧИТАЙ http://www.indiatv.ru/466?id=1216 страничка о фильме

...

Vlada:


 » Джахангир

Спасибо, я рада, что вам было интересно! Продолжаю выкладывать материал - там еще много интересного!

ЧАСТЬ 3.
Джахангир





Старший сын и наследник Акбара Селим в последние годы правления отца оказался в очень неопределенном положении. В 1599 г., собираясь вести войну в Декане, Акбар назначил Селима наместником Аджмира и поручил ему подчинить раджпутское княжество Мевар. Однако Селим вместо этого поселился в Аллахабаде, основал там собственный двор и управлял как независимый правитель Аудом и Бихаром - издавал фирманы и даровал джагиры. Он был причастен к убийству Абу-л-Фаза - соратника и близкого друга Акбара. Горе Акбара не знало границ, однако он не стал наказывать Селима и в 1603 г. примирился с ним. Тот продолжал пьянствовать и вести разгульную жизнь в Аллахабаде и даже довел до самоубийства свою жену. В последующие годы не раз обсуждался вопрос о том, чтобы, минуя Селима, престол перешел к его сыну Хусрау. Однако большинство представителей знати высказалось за то, чтобы порядок престолонаследия не нарушался, и перед смертью Акбар объявил Селима своим наследником. Во время коронации 24 октября 1605 г. тот принял имя Нур ад-дина Мухаммада Джихангир-падишаха Гази. Вскоре после этого Хусрау бежал в Пенджаб, собрал 12-тысячное войско и выступил против отца. Джихангир разбил его и свирепо расправился с мятежниками: они были посажены на кол в два ряда, и Хусрау по приказу отца провели между этими еще живыми шпалерами, а потом выкололи ему глаза (в 1622 г. он был задушен).
Джихангир начал свое царствование с завоевания горного и лесистого Мевара. Принц Хуррам, третий сын падишаха, был в 1613 г. поставлен отцом во главе армии. После тяжелой двухлетней войны он победил правителя Мевара Амар Сингха. В 1616 г. ему поручили другую тяжелую войну против государства низам-шахов в Декане. В борьбе с Деканом Хуррам добился значительных успехов, за что в 1617 г. получил имя Шах-Джихана (правителя мира). В 1620 г. он захватил столицу низам-шахов Харки. В том же году пала Кангра - почти неприступная крепость, господствовавшая над горной местностью между реками Рави и Сатледж. После этого власть моголов признали окрестные афганские племена.
Таковы были основные внешнеполитические события в годы правления Джихангира. Постепенно он отошел от государственных дел, всецело отдавшись пьянству и курению опиума. "Я дошел до такой крайности, - признается он в своих записках, - что уже не мог держать чарку в собственных руках; я пил, а другие держали чарку вместо меня". Управление государством взяла на себя любимая жена Джихангира. О ней расскажу подробнее. Селим рос романтичным и скромным юношей. Он увлекался поэзией и литературой, всё время проводил в императорской библиотеке, читая книги, которых в книгохранилище Акбара насчитывалось более двадцати тысяч. Когда же наследнику исполнилось тринадцать лет, он, прогуливаясь однажды по дворцовому саду, увидел девушку, в которую сразу же влюбился. Она была юна, скромна и так прекрасна, что молодой наследник захотел узнать её имя и познакомиться поближе. Красавицу звали Мехрунисой, и была она дочерью одного из служителей императорского дворца, старого перса Мирза Бека, который так боготворил дочь, что постарался привить ей любовь к музыке, искусству и поэзии. В науках Мехруниса разбиралась не хуже, чем девушки из самых богатых и знатных семей. Селим был так очарован, что сразу же направился к отцу и, раскрыв ему свои чувства, попросил разрешения на брак с возлюбленной. Император не только воспротивился столь неравному союзу сына, но и решил избавиться от неугодной девушки, насильно выдав её замуж за одного из своих приближённых, и выслал супругов в другой город. Перед отъездом Селим поклялся девушке любить её вечно, а та проливала горькие слёзы и обещала не забывать того, кого так страстно любила в своём сердце.Селим не простил обиду, нанесённую отцом. Всё сильнее он желал стать правителем империи и вернуть себе возлюбленную Мехрунису, а однажды даже организовал заговор против отца. Однако войско Акбара подавило мятеж, а Селим был великодушно прощён родителем, который в 1602 году сам назначил сына правителем моголов. В жёны Селим так же, как и Акбар, брал индусок, одна из которых родила правителю сына Хуррама, который много лет спустя поднял бунт и учинил заговор против отца. Окружив себя красавицами жёнами, падишах оставался несчастен. Его сердце, когда-то так страстно полюбившее юную Мехрунису, разрывалось от любви к ней. Он мечтал когда-нибудь увидеть возлюбленную, и его мечта, наконец, сбылась.Однажды верные слуги донесли до юного повелителя, что Мехруниса стала вдовой. Император пожелал увидеть молодую женщину и распорядился вернуть её в императорский дворец. За годы разлуки она стала ещё красивее и была так же мила Джахангиру. Спустя несколько месяцев она стала женой императора, приняв новое имя Нур Джахан. Однако правитель моголов называл её Мирзой Гийяз Бег, что означало «Светоч мира».
Недалеко от Лахора влюблённый Джахангир построил для возлюбленной великолепный дворец, чтобы не расставаться с нею надолго, когда он отправлялся на охоту. Дворец в фатихпурской крепости стал излюбленным местом супружеской четы, где те проводили много времени. Вскоре этот дворец стал летней резиденцией императора, вокруг него были посажены зеленеющие сады и разбиты благоухающие круглый год великолепные цветники. А сад Шалимар Багх, названный садом любви, был возведён в 1619 году в честь любимой супруги императора, Нур Джахан. Джахангир был счастлив. Он сочинял стихи и оды в честь любимой, писал книгу своих воспоминаний, увлекался музыкой и поэзией, окружал себя красивыми вещами и был слишком романтичен, чтобы серьёзно управлять государством. Однако красавица Нур Джахан делала это с лёгкостью и удовольствием, а вскоре стала первой дамой государства, получив от императора титул «Падишах Бегум». В 1622 году, когда супруг и вовсе отдалился от государственных дел, увлёкшись вином и опиумом, власть его жены стала безграничной. Влияние ее на мужа было огромно. (По словам Джихангира, он "передал ей государство за чашу вина и похлебку"; с 1624 г. имя Нур Джахин чеканилось на монетах рядом с именем падишаха.) Опасаясь властного и способного Шах-Джихана, который считался наследником Джихангира, Нур Джахан попыталась передать престол другому сыну падишаха - безвольному и ни к чему не пригодному Шахрийару, пьянице и сифилитику. Но Шах-Джахан был не из тех людей, что сдаются без борьбы. Зная о происках мачехи, он втайне готовился к мятежу. Обстоятельства благоприятствовали его замыслам и он, организовав заговор против отца, посадил его в тюрьму и стал единоличным правителем Империи Моголов. Джахангир сбежал из тюрьмы, а спустя некоторое время умер. Это произошло в 1627 году, а преданная возлюбленному Нур Джахан возвела прекраснейший мавзолей, в честь любви и верности своему супругу.После его смерти, спустя несколько сотен лет, Великую Империю Моголов завоевали англичане. Однако они не разрушили святыни великих могольских императоров: до сих пор недалеко от Лахора покоится тело великого романтика всей Могольской династии — непревзойдённого эстета, падишаха Джахангира. Недалеко от его гробницы, в небольшом мавзолее, спит вечным сном и его супруга — персидская красавица Нур Джахан.

...

Vlada:


 » ШАХ ДЖАХАН

С удовольствием!

ШАХ ДЖАХАН





Подробно о Джахане: http://human.cool4student.ru/potomki-chingisxana/shax-dzhaxan/
После смерти Джихангира, с октября 1627-го по февраль 1628 г., престол занимал его внук (сын Хусрау) Давар-Бахш. Но когда к столице приблизился Шах-Джахан, Давар-Бахш бежал в Персию. Чтобы исключить в дальнейшем всякие возмущения, Шах-Джахан велел "на всякий случай" перебить всех своих родных и двоюродных братьев. Встав во главе государства, он продолжил завоевания в Декане. В 1633 г. под власть моголов перешли остатки султаната низам-шахов. В 1636 г. во главе 50-тысячной армии Шах-Джахан двинулся против кутб-шахов Голконды и адил-шахов Биджапура. Оба правителя признали верховную власть Великого Могола и согласились на уплату дани. Шах-Джахан оставил наместником в Декане своего третьего сына Аурангзеба и вернулся в столицу. Время его правления было отмечено грандиозным строительством во многих городах империи. Самыми замечательными сооружениями этой эпохи стали мавзолей Тадж-Махал в Агре, Красный Форт, мечети Джами Масджид и Моти Масджид в Дели. Помимо них в Дели при Шах-Джахане был построен рядом со старым фактически новый город, названный Шахджиханпур.

Мумтаз-Махал (апрель 1593, Агра — 17 июня 1631) — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана. Данное имя своей невестке дал отец Шах-Джахана Джахангир во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение дворца». Её отец Абдул Хасан Асаф Хан был братом императрицы Нур Джехан, жены Джахангира. Арджуманад выдали замуж 10 мая 1612 года в возрасте 19 лет. Она стала третьей женой Шах-Джахана, родив ему 13 детей. При родах 14-го ребёнка в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, она скончалась. Опечаленный её гибелью Шах-Джахан повелел построить в столице своей империи мавзолей. Он был построен через 22 года и получил название Тадж-Махал. Там упокоился прах Мумтаз-Махал, а вскоре и Шах-Джахана. Сейчас данный символ великой любви и образец архитектурного совершенства является одной из главнейших достопримечательностей Индии. Хотя у принца Гурама (будущего шаха Джахана) было несколько жен и любовницы, Мумтаз была не только самой любимой женой, но и верной его сподвижницей с тех самых бурных и переменчивых времен его юности, когда принц скитался по свету, преследуемый своим отцом Джахангиром, когда добывал трон в жестокой борьбе со своими братьями. В 1627 г. Гурам, одержав окончательную победу и захватив отцовский трон. Принял титул шаха Джахана – «повелителя мира». Мумтаз, наконец. Стала царицей Индии. Мумтаз завоевала сердце своего мужа и безраздельно владела им до конца его дней. Это была любовь необыкновенно романтическая и поэтическая. Джахан обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей почести, устраивал в ее честь пышные приемы и грандиозные праздники, без нее не начиналась ни одна сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз присутствовала на заседаниях государственного совета. Ее мнение почти никогда не оспаривалось.
Дети Мумтаз-Махал
1. Хуралнисса Бегам (1613—1616)
2. Джаханара Бегам (1614—1681)
3. Шахзаде Дара Шикой (1615—1659)
4. Шахзаде Мухаммад Султан Шах Шуджа Бахадур (1616—1660)
5. Рошанара Бегам (1617—1671)
6. Падишах Мухйи уд-Дин Мухаммад Аурангзеб (1618—1707)
7. Шахзаде Султан Умид Бахш (1619—1622)
8. Сурайя Бану Бегам (1621—1628)
9. Шахзаде Султан Мурад Бахш (1624—1661)
10. Шахзаде Султан Луфталла (1626—1628)
11. Шахзаде Султан Даулат Афза (1628 — ?)
12. Хуснара Бегам (1630 — ?)
13. Гаухара Бегам (1631—1707)
О Тадж- Махале расскажу отдельно, когда поговорим о культуре того времени, НО:
А знаете ли вы, что в Тадж=Махале захоронены не только супруги, но и главная фрейлина Мумтаз – Сати-ун-Нисса Ханум. А также две гробницы жен Джахана – Кандхари Бегум и Бегум Фатехпур, а также гробницы остальных членов шахской семьи?

Художественный фильм "Тадж Махал"
СМОТРИТЕ ОТРЫВКИ:
http://www.youtube.com/watch?v=cymsgXVXq-8&feature=related из фильма ТМ
http://www.youtube.com/watch?v=BAQ98MXOF9w&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=ObCodwLQsyw&feature=related ч.4
http://www.youtube.com/watch?v=yveHWLu3ecE&feature=related ч.5
http://www.youtube.com/watch?v=XOrNjpSnCs0&feature=related ч.6

...

гелена:


Vlada, по 2 части: Джодха и есть та самая, кто родила Акбару сыновей

Было очень интересно. Very Happy Very Happy Very Happy И здорово, что ты нашла их портреты. Так всегда интересней: читаешь и видишь перед глазами про кого.
Жду продолжения! wo

...

Vlada:


 » АУРАНГЗЕБ и другие

Продолжаем путешествие! У Акбара было несколько жен, но Селима родила жена-индуска, в фиьме ее называли Джодха, а ее настоящее имя неизвестно. Что не удивительно. У многих русских князей не сохранились имена жен и дочерей...
ЧАСТЬ 4.
АУРАНГЗЕБ и другие



ИНДИЯ ВО ВРЕМЕНА Аурангзеба


В сентябре 1657 г. Шах-Джихан внезапно заболел. Это послужило сигналом к началу междоусобной войны между его сыновьями. Победителем из нее вышел Аурангзеб. В июне 1658 г. он занял Агру и заточил больного отца в крепости. Здесь тот и умер в январе 1666 г. Шах-Джихан, несмотря на многие недостатки, вполне заслуженно пользовался репутацией справедливого и мягкого правителя. Он старался облегчить страдания народа и зорко следил за своими чиновниками, пресекая их злоупотребления и лихоимство.
При Аурангзебе Могольская империя достигла своих максимальных размеров, но тогда же начался ее быстрый упадок, ускоренный ожесточенной борьбой с образовавшейся на юге державой маратхов.
После смерти Аурангзеба развернулась война за престол между его сыновьями. Старший из них, Шах-Алам, находился в Кабуле, второй, Азам, и третий, Кам-Баш, правили в Декане. Шах-Алам, узнав о кончине отца, быстро двинулся в Индию, занял Агру, завладел всеми сокровищами Великих Моголов и взошел на престол под именем Бахадур-шаха I. Вскоре к столице подступил Азам-шах, имевший под своим началом 100-тысячную армию. Решающая битва произошла 18 июня 1707 г. вблизи Джаджау, к югу от Агры. Азам был полностью разгромлен, он сам и двое его сыновей погибли. 13 января 1709 г. Бахадур-шах разбил при Хайдарабаде другого своего брата Кам-Баша, который умер от ран. Покончив с конкурентами, Бахадур-шаха начал упорную войну с сикхами, быстро набиравшими силу в Пенджабе. В 1710 г. он лично возглавил против них поход. Большое сражение с мятежниками произошло в декабре под Садхаурой. Войска сикхов, насчитывавшие до 30-40 тысяч конницы и множество пехоты, дрались с большим мужеством, но после ожесточенной и кровопролитной борьбы потерпели поражение. В 1711 г. моголы заняли Сирхинд, оттеснив остатки сикхской армии в предгорья Гималаев.
Бахадур-шах умер в феврале 1712 г. Сразу же началась борьба между четырьмя его сыновьями, Джихандаром, Азим аш-Шаном, Рафи аш-Шаном и Джаханом. Наиболее способным из них был второй сын Азим аш-Шан. Три брата объединились против него. В том же 1712 г. армия Азим аш-Шана была разбита, а сам он погиб. После этого власть сосредоточилась в руках Джихандара, пьяницы и развратника, от имени которого управлял главный визирь Зульфикар-хан. Одиннадцать месяцев спустя сын Азим аш-Шана Фаррух-Сийар нанес поражение своему дяде близ Агры. Джихандар был взят в плен и умерщвлен в тюрьме.
Фаррух-Сийар был слабым, лживым и трусливым правителем. Своей победой он целиком был обязан двум братьям-сайидам Абдаллах-хану и Хусайну Али. Абдаллах получил пост визиря и фактически сосредоточил власть в своих руках. Фаррух-Сийар тяготился его господством и тайно готовился к свержению братьев, но те его опередили. В 1719 г. в союзе с маратхами Хусайн Али взял Агру, низложил Фаррух-Сийара и спустя два месяца велел его умертвить. На престол был возведен другой внук Бахадур-шаха I, Рафи ад-дараджат. Больной туберкулезом, он начал очень быстро чахнуть и вскоре должен был уступить престол своему брату Шах-Джихану II, также болезненному юноше, который в сентябре 1719 г. умер. Престол перешел к его двоюродному брату Мухаммаду. Братья-сайиды к этому времени нажили себе многочисленных врагов. В Декане поднял против них восстание Низам ал-Мульк. Хусайн Али вместе с падишахом начал против него поход, но был убит, причем Мухаммад-шах потворствовал убийцам. Когда Абдаллах-хан узнал о смерти брата, он возвел на престол марионеточного султана Нику-Сийара (внука Аурангзеба), но армия Мухаммад-шаха повернула на север, и у Билочпура Абдаллах был наголову разбит. Спустя два года его отравили в тюрьме.
Вновь страна объединилась под властью одного правителя. Однако Мухаммад-шах был неспособен восстановить престиж власти падишаха и возродить славу его оружия. Он был человеком безвольным, предавался наслаждениям и предоставил событиям идти своим чередом. В период его длительного правления фактически завершился распад Могольской империи. Еще в 1714 г. мартахи заняли Хандеш, Гондвану и Берар. В 1724 г. под их власть перешел Гуджарат. В то же время в Пенджабе обрели независимость княжества сикхов. Фактически независимыми стали наместники падишаха - навабы. Самым могущественным из них был Низам ал-Мульк, которому дважды удавалось стать наместником могольского Декана (в 1713-1714 и 1720-1722 гг.) и побыть недолгое время (в 1722-1724 гг.) визирем империи. В конце концов он основал независимое государство с центром в Хайдарабаде. Фактически независимыми княжествами стали Бенгалия, Ауд, Карнатик и многие другие. Под непосредственной властью Мухаммада остался лишь Доаб с городами Дели, Кора и Аллахабад.
Смертельный удар Могольской империи нанесло вторжение иранского правителя Надир-шаха. Еще в ноябре 1738 г. он занял Пешавар, однако известие об этом не произвело никакого впечатления в Дели. Историк Гулям Хусайн несколько позднее писал: "Поскольку дороги не охранялись, всякий мог пройти по ним в любом направлении, оставаясь незамеченным; никакие разведывательные данные о происходивших событиях не поступали ко двору; и ни падишах, ни визирь никогда даже не спрашивали, почему они не получают этих сведений". Лишь в середине января 1739 г., когда персы выступили походом на Дели, Мухаммад-шах в сопровождении всего двора и министров, с громадным войском, при котором находилось 300 орудий и 2 тысячи боевых слонов, выступил ему навстречу. В конце февраля при Карнале (недалеко от Дели) произошло решающее сражение. Моголы имели огромное численное превосходство над врагом, но их армия уже никуда не годилась. Надир-шах с помощью хитрости напугал слонов падишаха: они обратились против индийского войска и прошибли в нем брешь, в которую ворвались персы. По преданию, побежденные потеряли 17 тысяч человек. 3 марта Мухаммад сдался Надир-шаху и по его требованию распустил свои войска. 20 марта победители без боя вступили в Дели и захватили колоссальную добычу, оцениваемую в 700 млн рупий. По мирному договору Мухаммад уступил Надир-шаху все свои владения к северу от Инда, вследствие чего моголы навсегда потеряли Афганистан. В середине мая, отягченные индийскими сокровищами, персы двинулись в обратный путь. После их ухода Могольская империя осталась "истекающей кровью и обессиленной". Ее слабость стала очевидна для всех, и от ее былого престижа не осталось и следа.
Мухаммад скончался в 1748 г. Перед смертью он совершенно утратил рассудок вследствие злоупотребления опиумом. Ему наследовал сын Ахмад-шах, такой же ничтожный и никчемный человек, как и его отец. В 1752 г. афганский шах Ахмад отобрал у моголов Кашмир. По мирному договору падишах передал афганцам всю восточную часть страны вплоть до Сирхинда. В 1754 г. он был свергнут и ослеплен своим визирем Гази ад-дином, который возвел на престол сына Джихандара Аламгира. Никакой реальной власти тот не имел и был послушным орудием в руках всесильного временщика. Достоинство падишаха в это время пало как никогда низко. Даже в Доабе Великий Могол не считался теперь полновластным правителем. В 1754 г. в Аллахабаде провозгласил себя независимым Мухаммад Кули-хан (правил до 1758 г.), а в 1756 г. в районе Агра-Дели возникло государство джатов, управляемое Сураджем Малой. В 1756-1757 гг. последовало новое вторжение в Индию афганского Ахмад-шаха. Он без боя вошел в Дели и взял огромную добычу, оцениваемую в 120 млн рупий. По новому договору Аламгир уступил ему Пенджаб, Кашмир и Синд. В 1757 г. Дели был захвачен маратхами. В 1759 г. афганцы отбили у них могольскую столицу и подвергли ее разгрому. Однако тотчас после их удаления Гази ад-дин с помощью маратхов снова взял город и велел заколоть падишаха (в ноябре 1759 г.). Сын Аламгира, Шах-Алам, сумел спастись и бежал под защиту наваба Ауда. Новым падишахом победители объявили внука Кам-Баша, Шах-Джихана III.
Это было время наивысшего могущества маратхской державы. Вслед за тем наступило ее быстрое ослабление. В 1760 г. Ахмад-шах взял Дели и возвел на престол сына Алпмгира, Шах-Алама. Он считается последним энергичным правителем из рода Великих Моголов. Но, несмотря на всю свою предприимчивость, Шах-Алам был не в силах изменить жалкого положения правящей династии. Власть падишаха не распространялась за стены Дели, да и здесь он не мог чувствовать себя в безопасности. В январе 1761 г. афганцы нанесли маратхам сокрушительное поражение в грандиозной битве при Панипате, после чего Ахмад-шах отдал Дели одному из своих союзников - вождю рогиллей Неджебу.
Тем не менее Шах-Алам пытался проводить активную внешнюю политику. В 1761 г. он назначил наваба Ауда своим визирем и выступил против старинного противника - наваба Патны. Последний был разбит. Но вскоре ему на выручку подоспела небольшая армия англичан (350 европейцев, 1 тысяча сипаев и союзная бенгальская армия наваба Мир Джафара, численностью 15 тысяч человек). 22 февраля 1761 г. они нанесли Шах-Аламу поражение под Патной и заставили отступить в Бегар. В апреле, собрав новую армию, падишах подступил к Патне и опять был разбит. Шах-Алам собрал еще одну армию, лучшую часть которой составлял отряд французских наемников под командованием Лау, но опять потерпел поражение в сражении с англичанами при Гиа. Однако война на этом не кончилась. В 1764 г. Шах-Алам сколотил новую антианглийскую коалицию, соединившись с навабом Ауда и свергнутым навабом Бенгалии Мир Касимом. Союзники двинулись к Бенаресу, но в сентябре 1764 г. потерпели поражение в битве при Буксаре. После этого падишах перестал бороться с англичанами, а напротив, постарался опереться на их поддержку в борьбе с другими врагами.
Эта политика вскоре дала благоприятный результат. В 1765 г. английский губернатор Клайв предоставил Шах-Аламу Кору и Аллахабад в качестве падишахского домена для поддержания его достоинства и покрытия личных расходов. А 25 декабря 1771 г. с помощью наваба Ауда Шах-Аламу удалось отобрать у рогиллей Дели. Новый великий визирь падишаха перс Мирза-Наджар добросовестно трудился над возрождением могольского государства. В 1776 г. он разбил в кровопролитном сражении при Барсане джатов. В том же году у Панипата были побеждены рогилли. В 1779 г. близ Мирата Мирза-Наджар нанес поражение маратхам. Престиж Великого Могола стал вновь укрепляться, однако в 1782 г. Мирза-Наджаф умер, и вместе с ним навсегда ушли в прошлое мечты о воссоздании империи.
При дворе началась борьба за власть. Вскоре престарелый падишах стал испытывать страх перед своими генералами. В 1784 г. по совету английского губернатора он обратился за поддержкой к могущественному правителю Гвалиора Мадгаве-Рао из маратхской династии Синдия. В марте 1785 г. Мадгава-Рао прибыл в Дели и принял начальство над армией Шах-Алама. Могольская знать с трудом переносила главенство индусов. В том же 1785 г. влиятельный мусульманский вельможа Хулам Кадир изгнал из Дели маратхский гарнизон и заставил Шах-Алама назначить себя на место Синдии. В ноябре 1787 г. Медгава-Рао потерпел поражение от армии Хулам Кадира при Шаксане. Лишившись его поддержки, Шах-Алам оказался совершенно беззащитен перед своеволием вассалов, озабоченных только собственной выгодой. В июне 1788 г. Хулам Кадир овладел Дели и разграбил его. Затем он низложил Шах-Алама и возвел на его место сына Ахмад-шаха Бидар-бахта. В поисках денег он велел обыскать всех жен и наложниц Шах-Алама, отнял у них драгоценности, пытал слуг и даже высек самого падишаха. 10 августа Хулам Кадир велел ослепить Шах-Алама. Приближение Синдии заставило Хулам Кадира покинуть Дели. Уходя, он велел поджечь дворец. В марте 1789 г. Хулам Кадир был разгромлен армией Медгава-Рао и после жестоких пыток повешен. Шах-Алам был восстановлен на престоле. В 1794 г. после смерти Медгава-Рао ему наследовал двоюродный племянник Даулат-Рао.
Столица Великого Могола оставалась под властью маратхов вплоть до начала XIX в., когда последние были окончательно разбиты англичанами. В сентябре 1803 г. Дели занял английский главнокомандующий лорд Лейк. Старый и немощный Шах-Алам перешел под покровительство англичан. 23 мая 1805 г. падишаху было назначено постоянное содержание - 120 тысяч фунтов стерлингов. С этого времени он перестал быть сюзереном и не управлял даже теми территориями, с которых получал доходы. В распоряжении Шах-Алама остался только Красный форт в Дели. За его стенами управление городом и окрестностями находилось в руках английского резидента. В следующем году Шах-Алам умер. Его сын Акбар II и внук Бахадур-шах II были только прихлебателями британской Ост-Индийской компании. Никакой власти они не имели и проводили время в обществе наложниц, придворных поэтов и музыкантов.
В последний раз Великим Моголам суждено было появиться на политической арене во время великого сипайского восстания. 11 мая 1857 г. восставшие заняли Дели и заставили Бахадур-шаха подписать воззвание, в котором падишах сообщал о восстановлении имперской власти и призывал всех индусов объединиться для борьбы за родину и веру. Таким образом, волею восставших беспомощный, слабый духом и телом старец был поставлен во главе антианглийского восстания. Его сыновьям предоставили видные посты в сипайской армии. Впрочем, никакого реального влияния на дела падишах не имел. Позднее, уже после подавления восстания в Дели, когда началось судебное разбирательство, Бахадур-шах дал показания, из которых следовало, что он полностью находился в руках сипаев. "Все документы, - сказал он, - которые сипаи считали необходимыми, составлялись по их приказанию. После этого их приносили ко мне и заставляли прикладывать к ним печать? Часто они прикладывали печать на пустые и незаполненные конверты? Всякий раз, когда принцы Мирза Могол, Мирза Хайр Султан или Абубакр приносили ко мне петиции, их неизменно сопровождали сипайские командиры, которые приносили приказы, какие им было желательно, уже написанные на отдельных листах бумаги, и заставляли их переписывать моей собственной рукой? Я был во власти солдат, и они с помощью силы делали, что им нравилось".
В сентябре 1858 г., после падения Дели, англичане объявили о ликвидации института Могольской империи. Бахадур-шах был арестован и по решению суда приговорен к ссылке. Он умер в 1862 г. в Рангуне. Двое его сыновей и внук были предательски убиты английским офицером Ходсоном.
БАХАДУР-шах


На этом история Империи Великих Моголов окончательно завершилась. Но осталась великая культура.

...

Vlada:


 » Искусство эпохи Великих Моголов

Вот и подходит к концу наше путешествие. В конце его познакомимся поближе с искусством этого периода.
Культура во времена Великих Моголов
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=3bIZ7DCLfX4 Джахангир-и Мхал Агра Индия.
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=9j3ndFBTZqE Красный форт Агры (Индия). Величие Моголов (1995) 2/2
ЧИТАЙ http://www.artexplorer.ru/novosti-vistavok/sokrovischnitsa-mira-uvelirnoe-iskusstvo-indii-v-epochu-velikich-mogolov.html ювелирное искусство Индии во времена ВМ
СМОТРИ http://video.yandex.ru/users/iri1034/view/14/ сокровища махараджей
ТАДЖ-МАХАЛ
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=Eg8ucexQv5s
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=c1RQnTRc4ng
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=TI7fjcH3AxM



Искусство эпохи Великих Моголов. Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизованное государство на всей её территории правитель Акбар (1556-1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Постепенно исчезли сдержанность и простота форм сооружений, архитектура и её убранство стали более сложными.
Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в.), находящийся недалеко от Агры – столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окружённом оградой с большими воротами. Главное здание имеет три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую террасу без покрытия, но по углам его находятся четыре небольших купола, каждый из которых поддерживают четыре стройные колонны. Во внутреннем дворе, выложенном мраморной мозаикой, возвышается ещё одна небольшая терраса – на ней стоит саркофаг Акбара, выполненный из белого мрамора.
Недалеко от Сикандры по приказу Акбара был выстроен город Фатхпур–Сикри, который служил правителю резиденцией. В нём находились здания самого различного назначения: дворец, зал для аудиенций, тронный зал, павильоны и, наконец, соборная мечеть с тремя куполами, в огромном дворе которой располагались два мавзолея. Белый и цветной мрамор, как и в гробнице Акбара, использовался при оформлении этой уникальной резиденции.При Шах-Джахане (1627—1658), одном из преемников Акбара, архитекторы вновь обратились к формам исламской архитектуры, что привело к возникновению своеобразного государственного стиля Моголов, характерным примером которого может служить мечеть Джами-Мазд-жид в Дели.
Выдающийся памятник архитектуры Индии – мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был выстроен Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею ведут дороги и канал. Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом.По углам платформы располагаются четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты. Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд с лучшими памятниками средневековой Индии.
В эпоху Великих Моголов высшего расцвета достигла индийская миниатюра. Она представлена тремя основными художественными школами: придворной могольской, Раджастхана и Пахари. Стиль миниатюр могольской школы во многом определялся особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались художники из разных городов и стран, в том числе и европейских. Создавались иллюстрации к индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок «Панчатантра». Важное место в придворной живописи занимали портреты исторических личностей. Отдельную группу составляли иллюстрации к биографическим и историческим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме», «Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские образцы. Художник наносил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной, пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины, обведённый тонким чётким контуром, имел своё цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утончённость.В двух других школах индийской живописи, в Раджаст-хане и возникшей несколько позже Пахари, основную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традиционных индийских школ живописи иллюстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурану» – классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли иллюстрации к месяцам года, связанные с определённым настроением человека, той или иной музыкой. Подобные миниатюры вновь говорили о нерасторжимой связи всего живого, о единстве природы и человека– о том главном, что всегда утверждало индийское искусство.
Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции – мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры. Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением западноевропейской цивилизации.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Ванина Е.Ю. Расцвет и падение империи Великих Моголов .Вопросы истории. № 12, 1997 ЧИТАТЬ http://annals.xlegio.ru/india/small/mogols.htm
Военное искусство в войнах государства Великих Моголов в Индии (XVI — XVII вв.)
ЧИТАТЬ http://militera.lib.ru/science/razin_ea/3/11.html

И НАПОСЛЕДОК ЕЩЕ РАЗ НАСЛАДИТЕСЬ
СМОТРИ http://www.youtube.com/watch?v=S51FkrJD_8M&feature=related сцена с мечом
ЧИТАЙ http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/197739/ рецензии на фильм Джодха и Акбар

...

Viol:


Девочки, смотрели ли вы "Культуру", лекцию по зарождению западноевропейского ср-ввья? Если да, согласны ли вы с ней, или нет. И вообще как вы считаете закономерно ли появление Ср-ввья после античности, и не ждёт ли нас новое "светлое" будущее?

...

Lapunya:


Viol писал(а):
Девочки, смотрели ли вы "Культуру", лекцию по зарождению западноевропейского ср-ввья?

это где?
Viol писал(а):
И вообще как вы считаете закономерно ли появление Ср-ввья после античности, и не ждёт ли нас новое "светлое" будущее?

да, я считаю, что все закономерно - мы развиваемся к чему-то новому. Всегда

...

IreneA:


Lapunya, "Культура" - это федеральный канал ТВ в России.Неплохие передачи у них в последнее время.
Девочки, в догонку к теме Средневековья:я смотрела "History", видела изумительную передачу о городе Каркассоне во Франции.Это нечто!Извините,но у меня сплошные эмоции! Embarassed Laughing

http://www.auto-neva.ru/karkasson Теперь мне срочно туда надо! Laughing

Влада, шикарные материалы, спасибо!

...

Viol:


Lapunya писал(а):
ух ты! Да, жаль у нас такого нет

Действительно жаль, выступала Наталия Басовская дин с темой "Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы". И она говорила и Ср-ввье (ЗЕ) как о синтезе 2х культур, на смену утратившим идентичность римлянам пришли германцы и именно их слияние и породило Ср-ввье. И вот сегодня ЗЕ цивилизация начала терять свою идентичность, и желающие получить её блага есть, что будет теперь?

...

IreneA:


Да, на примере Франции могу сказать, что не так ощущается самобытность страны.Конечно, все это- следствие недальновидной политики, ведь выходцы из бывших колоний наводнили столицу.И людей можно понять, но пленку назад не отмотаешь уже.Смешанные браки - и вот вам другая цивилизация, разные генотипы, разные культуры.

...

Viol:


Vlada писал(а):
Как-то пришлось мне помогать сыну с культурологией, ой не знала я, какая это сложная наука! Так некоторые культурологи ( к сожалению, не помню фамилии - чьи именно были идеи - но не Тойнби) утверждали, что история и культура развиваются по спирали.
Lapunya писал(а):
Тойнби, кажется, про циклы говорил. А про спирали я согласна - мы развиваемся и раскручиваемся. А потом виток кончается и начинается новая цивилизация

В одной из предыдущих лекций историк Пивоваров сказал, что история это наука, но наука которая не имеет своих законов, так как творит её человек, существо со свободной волей. Мне это так понравилось, но он же не отрицает существование закономерностей, ибо в стрессовых ситуациях (а именно они как правило меняют историю) у человек примерно одинаковый ответ, несмотря на эпоху. Так вот история Ср-ввья начинается с распада, а вернее с развала ЗРИ совпавшего и связанного с Великим переселением народов, и продолжается примерно до Возрождения, а то что между и называют Средними или Тёмными веками. Меня и беспокоит эта цикличность человеческого бытия, ведь несмотря на всю романтику высокого Ср-вья, были века, когда из обломков величайших творений человеческого гения строили сарай, а сами творения уничтожались в угоду новому богу. И вообще Ср-вье интереснейшая эпоха, Басовская назвала одной из характерных черт Ср.вв. совмещение несовместимого Wink

...

froellf:


 » Дракон в японской мифологии

IreneA писал(а):
ой, как жаль, что я эту передачу не посмотрела

гелена писал(а):
А то за всем невозможно уследить
Ну, что ж. Сегодня Н.Басовская будет про Столетнюю войну рассказывать на канале Культура. Правда это поздно ночью...в 1.55 по Москве. А завтра, то ли продолжение, то ли повторение, пораньше в 21.25 и 1.55 передача с тем же названием её же. И про Верону в 21.10...Ой! как много интересного завтра и в пятницу по Культуре...

А я хочу вот о чем рассказать...

Белый Дракон





В японских легендах и мифах Дракон олицетворяет могучие божественные силы, которые могут нести как добро, так и зло. Если к Дракону относиться с должным почтением и уважением, то он может щедро отблагодарить человека, потому что Драконы сказочно богаты. Например, в легенде о Короле-Драконе молодой самурай в награду за спасение дочери Дракона получает золотой пирог, который, сколько от него не отламывай, никогда не уменьшается. Японский Дракон также отличается от китайского тем, что у него не пять, а всего лишь три когтя. В Японии изображения Драконов украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением.

Дракон как персонаж японской народной мифологии и фольклора существует в японской традиции как бы в двух плоскостях: с одной стороны, он одна из ипостасей божества воды, а с другой - совершенное самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль.
Остров Эносима - одно из красивейших мест Канагавы. Этот небольшой островок, находящийся меньше чем в километре от берега, имеет длину береговой линии всего 4 км, зато самая высокая точка достигает 61 м. Сегодня он соединен автомобильным и пешеходным мостом с побережьем залива Сагами, а когда-то существовала даже профессия переправщика на Эносима, и плата различалась в зависимости от тяжести поклажи.

Согласно храмовым преданиям, впервые маленькая кумирня в честь Бога-Дракона появилась в 552 году на северной части острова Эносима, смотрящей на море. Эта сторона острова скалистая, обрывистая, а у самой воды, в отвесной скале - грот, в котором и обитает Пятиглавый Дракон - покровитель острова. Однако помимо Дракона на Эносима чтят и других богов, еще в древности, здесь поклонялись Богу моря и Богу безопасности мореплавания.
Храмовый комплекс Эносима-дзиндзя, состоящий из трех стоящих в разных местах острова зданий, создавался постепенно. Так, один из храмов - Накацуномия был построен в 853 г., и лишь в 1182 г. по приказу сёгуна Минамото Ёритомо было воздвигнуто основное здание - Хэцуномия. Сохранилось предание, что Минамото Ёритомо было видение - к нему явилась сама богиня Бэнтэн и попросила построить в ее честь храм на острове Эносима.

Бэнтэн и Дракон
Бэнтэн - любимая и очень почитаемая в Японии богиня. Она покровительствует женщинам, охраняет семейное счастье, кроме того, Бэнтэн считается богиней красноречия, а также всех видов музыкального и театрального искусства. Особую популярность культ Бэнтэн приобрел в XVI в., когда богиня была причислена к Семи богам счастья (Ситифукудзин). Храм на острове Эносима - один из трех самых главных храмов богини Бэнтэн в Японии.

Дракон, очарованный её красотой, посватался к Бэнтэн и она, как считается, дала свое согласие. Вступление Дракона в супружескую связь с богиней Бэнтэн привело к обожествлению образа Пятиглавого Дракона, который стал почитаться божеством - подателем влаги земли Сагами. Это божество стало именоваться Рюкомэйдзин, т.е. "Светлое божество Дракона". Одним из основных мест поклонения этому божеству в префектуре Канагава является буддийский храм Рюкодзи, на территории которого стоит небольшое синтоистское святилище - вместилище души Пятиглавого Дракона. Этот храм находится на побережье недалеко от острова Эносима. Принято считать, что богиня Бэнтэн и Божество-Дракон всегда должны быть рядом друг с другом.

Культ Дракона и Бэнтэн до сих пор занимает большое место в системе народных верований префектуры Канагава. Так, ежегодный праздник на Эносима становится событием префектурального значения. Это особая Большая церемония, которая проводится один раз в год, в первый день Змеи в новом году по лунному календарю (первый день Змеи приходится на конец марта - начало апреля по григорианскому календарю). Небывалого же размаха этот праздник достигает один раз в 60 лет, когда случается первый день Змеи в первом году Змеи нового 60-летнего цикла. Последний раз такое было в 2001 году, который был первым годом Змеи в новом 60-летнем цикле. Главным событием этого праздника было торжественное перенесение уникальной деревянной скульптуры Пятиглавого Дракона (годзу-но рю) из храма Рюкодзи в храм Эносима дзиндзя и следующая за этим "встреча" двух реликвий: скульптуры Дракона и статуи богини Бэнтэн, а, значит, соединение Дракона и Бэнтэн.
В принципе, соединение супругов происходит каждый год в первый день Змеи: из храма Рюкодзи несут микоси - закрытый паланкин, где восседает божество, но деревянную скульптуру выносят только один раз в 60 лет. Помимо Пятиглавого Дракона острова Эносима в префектуре Канагава почитают и других Драконов, о чем сохранилось упоминание в старинных легендах и преданиях.

...

Lapunya:


 » Одетта де Шандивер

froellf писал(а):
Мне так Драконы нравятся! Иногда я думаю, что они все же существовали, и кто знает....

да, очень интересно, спасибо. А на счет их существования ... Что ж, согласно эволюции их потомки - крокодилы и вараны, это как минимум.

Дамы, мы немного отвлеклись))) Поэтому возвращаясь к теме средних веков, хочу рассказать вам о девушке, о которой я узнала из романов Ж.Бенцони.
Итак, приступим

Одетта (Одинетта) де Шандивер (1385/89-1424/25)


Одетта (Одинетта) де Шандивер(1385/89-1424/25) - «маленькая королева», любовница короля Франции Карла VI. Одетту ошибочно называли дочерью парижского торговца лошадьми. На самом деле она была единственной дочерью бургундского дворянина Гийома де Шандивер, советника Жана Бесстрашного. Отец девушки также был бальи Аваля.

Устав от сумасшедшего супруга, королева Изабо нашла девушку, которая должна была занять ее место и выполнять при этом обязанности сиделки и шпиона. Это решение обсуждалось на королевском совете, и герцог Филипп Смелый предложил кандидатуру Одетты, надеясь круглосуточно иметь при короле верного и пробургундски настроенного человека. Ходили слухи, будто отец продал девушку герцогу Бургундскому.

С 1404 Одетта постоянно находилась с королем. Ее влияние на больного монарха можно оценить как однозначно положительное, в ее присутствии король забывал агрессию и сохранял относительное спокойствие даже в припадках безумия. Именно Одетте приписывается использование игры в карты для успокоения короля.


В 1407 году у Одетты родилась дочь Маргарита (ум. в 1458). В 1424 Маргарита поможет своему сводному брату Карлу раскрыть заговор высшего дворянства, а в 1427 он признал ее своей сестрой и позволил носить на гербе королевские лилии и называться Маргарита Валуа, через год она вышла замуж за пикардийского дворянина Жана д`Арпедана, сеньора де Белльвилль и Монтегю.

По утверждению Жана Маркаля от короля у Одетты родилась еще одна дочь, о которой ничего не известно. И хотя Одетту изначально хотели использовать как орудие пробургундского политики, о ее реальном политическом влиянии ничего неизвестно, а ее деятельность после смерти короля скорее подтверждает мысль о том, что ей были близки интересы арманьяков. Парижане, редко видевшие в столице Изабо, прозвали Одетту, повсюду сопровождавшую короля Карла, маленькой королевой «petite reine» (об этом сообщает монах Сен-Дени). Королева вряд ли считала Одетту своей соперницей, в 1412 ее величество отписала Одетте два дома с недвижимым имуществом, и король позже увеличил этот подарок.

Одетта оставалась с Карлом до самой его смерти, последовавшей в октябре 1422. Она была единственным близким человеком возле ложа умирающего, не было ни королевы Изабо, ни законных детей. После этого вдовствующая королева Франции отправила Одетту с дочерью в Сен-Жан-де-Лонь, а 1424 - в Дижон. Вернувшись в Бургундию, Одетта, по поручению Иоланды Арагонской, начала снабжать Карла VII ценной информацией о бургундцах и сразу же попыталась организовать антианглийский заговор. Филипп Бургундский, обеспокоенный такой деятельностью фактически держал Одетту под домашним арестом.

Одетта де Шандивер умерла вероятнее всего весной 1425 года, а ее дочь Маргарита Валуа вернулась во Францию, король Карл призвал ее ко двору. Маргарита жила при дворе королевы Мари Анжуйской в Бурже. Потомки Одетты де Шандиверы по линии сеньоров де Белльвилль известны до конца XVI века.

...

Vlada:


 » Агнесса Сорель

Эльфи, я тоже люблю драконов, потому что по гороскопу - ДРАКОН ( по году рождения), это единственный такой знак, волшебный и мистический!
Женя, ты прямо как в меня заглянула - я как раз хотела предложить тему "КОРОЛЕВСКИЕ ФАВОРИТКИ"! Спасибо за Одетту, а я в свою очередь предлагаю всем почитать об Агнессе Сорель.

Агнесса Сорель (дама де Боте) (1409?1422-9.02.1450) фаворитка короля Франции КарлаVII.
Агнесса родилась в беррийском городке Фроманто по одним данным в 1409, по другим, что более вероятно, в 1422. Ее отец Жан де Соро был приближённым графа де Клермона, который выгодно женился на Катрин де Меньеле, наследнице поместья Верней.
По протекции родственников в 1440-41 Агнесса получила место фрейлины при дворе Изабеллы Лотарингской, супруги короля Рене Анжуйского, однако герцогиня Изабелла отправилась в длительное путешествие в Италию, оставив Агнессу под опёкой своей матери королевы Иоланды, тёщи короля КарлаVII. Иоланда, заметившая цепкий ум и необычную красоту девушки, вероятно, планировала использовать её в своих целях, для влияния на слабовольного зятя, и так же, весьма вероятно, что именно с протекцией Иоланды Агнесса была представлена к королевскому двору, очевидно в 1443, незадолго до смерти самой королевы.
Влияние Агнессы на короля Карла было безграничным, именно она убедила его возобновить военные действия против англичан, которые завершились освобождением Нормандии, к тому же Агнесса умудрилась сохранить хорошие отношения с королевой Мари Анжуйской, которая дарила ей подарки. От короля Агнесса получила титулы дамы де Боте-сюр-Марн, Иссуден, Вернон и Рукесезьер, по первому титулу её называли дама Красоты (Боте - по-французски красота). У них было четверо детей, которых король безоговорочно узаконил и они носили родовое имя Валуа (Мари-Маргарита (1444-1473), Шарлотта(1446-1477), Жанна(1448-1467) и неназванная дочь, умершая младенцем в 1450). Агнессе приписывают введение таких новшеств как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь. Её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование простого люда и некоторых придворных, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: «У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».
После последних родов в январе 1450, Агнессе стало дурно, её мучили бесконечные боли в желудке. Предчувствуя свою смерть, Агнесса пожертвовала много денег церкви и все время каялась в своей грешной жизни. Она умерла 9 февраля 1450 в муках, и королю не осмелились показать её тело, так оно было изуродовано болезнью. Однако странные симптомы последней болезни Агнессы навеяли королю мысль, что её отравили. В отравлении королевской фаворитки обвиняли даже дофина Луи и Жака Кёра, который был одним из близких друзей Агнессы Сорель. После смерти Агнессы Сорель, её место возле короля заняла её кузина Антуанетта де Меньеле, дама де Виллекьё.
©
Агнессу много рисовали художники, в частности, Жан Фуке. придворный художник. ВОТ ОНА и НИЖЕ КАРЛ


...

Регистрация · Вход · Пользователи · VIP · Новости · Карта сайта · Контакты · Настроить это меню