barsa:
27.10.09 11:30
» Отзыв о романе Паолы Маршалл "Эмма и граф"
Девочки, привет! Занимаюсь сейчас переводом, и во время краткого тайм-аута написала небольшой отзыв о романе
Паолы Маршалл "Эмма и граф", вдогонку теме
Гувернанток:
Уже исходя из названия становится понятно, что ГГ-й – слава Богу, не герцог
, но все же граф, а Эмма и есть наша гувернантка.
Чем же интересна эта история и ее герои?
Начинается она с того, что довольно непривлекательная полная девушка, краснеющая и заикающаяся от волнения при разговоре, но при этом получившая превосходное образование, способная, обладающая острым умом и сильной волей, встретила в свой первый сезон в Лондоне красивого молодого человека, и ее отец, будучи человеком состоятельным, давал за героиней весьма щедрое приданое, которое и должно было закрыть глаза избранника на ее недостатки. Избранником, как вы догадались, стал наш нищий, как церковная мышь, граф, которому, что нельзя не отметить, деньги требовались не на кутежи и прелестных дев, а на цель весьма благородную – восстановление родового гнезда. Но сути дела это не изменило, так как юный адонис весьма успешно запудрил девушке мозги так, что она поверила, что она немножечко ему нравится, и была сражена наповал.
Волею случая, за день до того, как граф собирался сделать предложение Эмилии, она неожиданно осознает, что реальность весьма жестока – ее внешность вызывает у избранника отвращение, о чем он весьма откровенно до грубости вещает своим пьяным приятелям. Шок. Мир рухнул, и наша героиня повзрослела за несколько мгновений.
Но она не впадает в истерику и, поразмыслив, принимает решение – отказать самодовольному графу Чарду, встряхнув его при этом, продемонстрировав ему, что не такой уж он бесценный приз для любой девицы на выданье, каким он себя считает. И она выполняет свой план: без оскорблений, тонко, умно, без всяких там «вы несносный отвратительный негодяй и не джентльмен», - чушь, которая уже набила оскомину и мне, и тем, кого этими эпитетами одаряют (сцена, к сожалению, слишком объемна для цитирования, но прописана великолепно). Граф теперь уже сам в шоке и ретируется с поля боя.
Цитата:И только когда звук его шагов окончательно затих, Эмилия с удивлением осознала, что с того момента, как услышала его оскорбительные замечания, ни разу не заикнулась. Где она обрела внутреннюю силу, поддерживавшую ее с того жуткого мгновения, она не знала. Как не знала и того, что эта сила еще долго будет поддерживать ее после того, как Доминик Хастингс (граф Чард) уйдет из ее жизни.
Героиня в тот же день завершает сезон и сообщает своему отцу о том, что она возвращается домой, где зализывает раны, и как феникс, возрождается к жизни, но уже как Эмма, а не Эмилия. Обновленная героиня более уверена в себе, она осознала и стала бороться со своими недостатками (заикание от шока пропало после подслушанных откровений, в деревне она сбрасывает лишний вес, и приобретает некий внутренний стержень). Но к сожалению (или к счастью), никто так и не стал свидетелем этого чудесного превращения, так как вследствие поворота судьбы она остается совсем одна, без отца, без денег, без какой-либо помощи и поддержки, и принимает следующее волевое решение – стать ею, гувернанткой. Превращение завершено, и теперь Эмма
Цитата:казалась скромной девушкой. Ее одежда была опрятной и неброской: полотняный воротничок с тонкой кружевной полоской слегка оживлял простое серое платье. Никаких украшений, никаких драгоценностей, только маленькие серебряные часики на черной муаровой ленте свисали с пояса. Волосы темные, вьющиеся, аккуратно стянутые на затылке. Здоровый цвет лица и большие выразительные глаза.
Вот она, воплощенная безликость, она прячет свой внутренний мир и настоящую себя под эту личину - это описание может подойти к десяткам других гувернанток в других романах. Безликость есть необходимое условие выживания в этой среде, она является следствием того, что гувернантка чужая среди чужих и для хозяев, и для слуг, а также того, что мимикрия – способность слиться с окружающей обстановкой - может помочь избежать приставаний со стороны мужских особей, считающих ее законной добычей, бесправной и беззащитной.
Спустя десять лет Эмма попадает в дом графа – ГГ-оя в качестве гувернантки его дочери, решившись на это, сопереживая одинокому и брошенному (как она считала) ребенку
Цитата:Сердце Эммы уже рвалось к заброшенному ребенку. Если раньше у нее были сомнения, принимать или не принимать предложенную должность, бесчувственность Чарда и его сестры полностью их развеяла.
, и граф ее не узнает. Здесь очевидно ее отношение к избранной стезе – это не просто способ зарабатывания средств к существованию, она не может остаться равнодушной к беде ребенка. Годы тяжелой работы не ожесточили ее, она набила шишек, научилась давать отпор домогательствам хозяев, но осталась самой собой.
Надо отдать должное Чарду – отказ Эммы выйти за него, когда он считал брак уже решенным делом, сильно повлиял на него, и пыль из него малость выбил, но жениться по расчету ему все-таки пришлось. Ирония судьбы в том, что девица ему попалась богатая, красивая, да только счастья в браке он с ней не нашел
Цитата:Я помню одну девушку, по своему упорно преследовавшую меня. Маленькая, толстая, заикающаяся девушка, почти ребенок, и я, да простит меня Бог, женился бы на ней ради ее богатства. Но по какой то причине, я никогда не узнаю почему, она отказала мне. К моему глубокому огорчению, поскольку мне казалось, что она любит меня, как это ни удивительно. И я никогда не узнаю, к счастью или нет, поскольку вскоре продался за деньги красавице. Видите, я пытаюсь соответствовать вашей честности, и, если вы презираете меня за это, так тому и быть. Время для лжи прошло. Наш брак оказался катастрофой.
– не любила она его нисколько и не считалась с ним вовсе; жена его умерла, а на полное восстановление поместья денег не хватило и тут наш герой опять оказался перед дилеммой – жениться по расчету во второй раз или все-таки, пораскинув умом, попытаться найти другой выход. Он предпочел последний вариант – жизнь чему-то его научила.
Возмужал наш граф, посерьезнел, сбросил лишнюю шелуху: оставил столичные кутежи и франтовство, посвятил себя имению и дочери. Вот таким Эмма и нашла его спустя примерно десять лет после их несостоявшейся помолвки. Поэтому первоначальная мысль о мести
Цитата:Внутренний голос нашептывал: много лет назад он — милорд — оскорбил тебя и причинил тебе боль, хоть и не знает об этом. Как прекрасно было бы отплатить ему той же монетой! Предположим, ты заставишь его страдать. Еще лучше, если ты останешься холодна к нему, как он к тебе когда то. Месть, говорят, сладка. Почему бы тебе, продолжал настойчивый голос, не насладиться ею? Не отплатить за презрение и насмешки охотнику за богатыми невестами?
покинула ее, постепенно сменившись уважением, симпатией, а потом и более глубокими чувствами по отношению к старому новому объекту ее привязанности.
Дальше в романе следует целая череда событий, в которых наши герои показывают себя людьми, достойными всяческого уважения. Но существует проблема: их тянет друг к другу, разница в социальном положении никуда не делась, поэтому с женитьбой - дело швах, а стать любовницей Эмма не стремится…
Но, не устояв перед соблазном, героиня уступает графу и, будучи цельной натурой, понимая, что и она, и Доминик перестанут уважать самих себя, если будут зажимать друг друга по углам графского дома, а жениться, как думает Эмма, граф на ней не собирается, наша героиня покидает поместье, исчезнув, как сон, как утренний туман. А граф действительно стал настоящим мужчиной и человеком чести и на самом деле собирался просить ее руки
Цитата:Его голос был ласковым, но сонным. Он хотел сказать ей, что жалеет ту бедную толстушку, вскоре исчезнувшую из общества, поскольку разорился ее отец. Он также хотел сказать ей, что любит ее и женится на ней, хотя в житейском смысле она ничего не принесет ему. Будь что будет. Она принесет ему любовь, а этого более чем достаточно. Но он не хотел нарушать нежные чары, окутавшие их, такими практическими рассуждениями.
, но не успел – невеста испарилась, и, бросившись на поиски, он возвращается домой ни с чем.
С новым поворотом событий Эмма обретает благосостояние и положение в обществе, и однажды на балу ей представляют небезызвестного графа Чарда. Но тут автор чуток сплоховала, потому что дальнейшие события немного отдают фарсом (поэтому немного поглумлюсь) – после выяснения отношений Чард отказывается от мысли жениться на Эмме из-за того, что боится, как бы она (и все вокруг) не подумали, что он хочет жениться на ней из-за ее денег. Опять! И этаким юношей гордым со взором горящим, а попросту говоря, дурачком, катится себе обратно колбаской в Нортумберленд. Бедная Эмма в обалдении – куда, куда вы удалились (чертов идиот, ведь счастье было так близко)?! Но нашу героиню на мякине не проведешь, и приняв решение добиться графа и стать счастливой, она едет за ним и добивается-таки, маладца!
Целеустремленная, решительная, с чувством юмора, умница, ну и просто цельная натура, допускающая ошибки по жизни, как все мы, но умеющая их исправлять, способная дать отпор негодяю и простить достойного прощения. Личность.
Несомненный плюс этой вещи для меня еще и в том, что на протяжении романа можно проследить, насколько изменились оба эти человека, вследствие ли обстоятельств, жизненных коллизий, или принятых ими решений, - не важно, так как развитие характеров ГГ-ев, становление каждого из них как личности - это все равно достижение и их самих, и автора, и тем интереснее, ценнее эта история.
Ну вот, первый блин. Надеюсь, не комом?
...
barsa:
27.10.09 13:19
Девочки, спасибо за добрые слова по поводу отзыва!
Spate писал(а):
Мирна, какая чудная музыка! С удовольствием снова ее послушала. Спасибо!
Мирна, присоединяюсь, спасибо за ссылку! Очень люблю оперу, но я как-то поздно ее для себя открыла: в детстве по абонементу побывала почти на всех классических балетах, хоть и повиснув буквально на люстре (это которая по центру зала на потолке) - то есть места были на самом верхнем ярусе, но все равно музыка и атмосфера оказывают столь мощное воздействие, что подробности па и фуэте тогда не имели большого значения. И только во взрослом возрасте, примерно в 20 лет поймала себя на мысли, что не была ни на одной опере, хотя кусками где-то что-то слышала и очень нравилось, и пошла на Цирюльника, потом на Кармен, и поняла, что люблю.
А по той ссылочке, что ты дала, есть отрывок из Тоски в исполнении Поваротти E lucevan le stelle - просто супер, обожаю эту вещь!
http://www.youtube.com/watch?v=boBaYL8ZnrM&NR=1
Spate писал(а):
Леди, что-то никто почти не отписал свои комментарии по нашему плану. Т.е. все согласны и мы его утверждаем? На всякий случай, напоминаю план:
28 октября - 10 ноября Гэскелл
11 - 24 ноября Учительницы
25 ноября - 8 декабря Колин Маккалоу
9 декабря - 23 декабря - Музыкантши и певицы
24 декабря и до конца года - Рождественская неделя
Что скажете, леди?
Говорю: Гэскелл - не читала ничего, слышала о Севере и Юге, смотрела Жены и дочери - это ее?
Учительницы - за
Колин Маккалоу - не читано ничего, кроме пресловутых Поющих...
Музыкантши и певицы - за
А все-таки что такое Рождественская неделя? хотя я за, вне зависимости от конкретики содержания, потому как люблю создавать соответствующее настроение.
...