Alafiel:
08.09.11 20:14
Елена-Алена, так это и есть путешествие! Полистай более ранние страницы - мы о многих странах говорили. Климат не по мне, это да. Но ведь кому что... Картинки спрятала, которые партиями. Скажешь все - спрячу все. Хотя сегодня вообще медленно, не в картинках, думаю, дело. Ну да ладно. Продолжим. Но хватит о серьезном. Давайте посетим
Канкун.
Расположен на Карибском побережье полуострова Юкатан, входит в десятку лучших курортов мира. Его курортная зона — полоса суши между лагуной Ничупте и Карибским морем. Вдоль этой косы, тянущейся на 25 км, расположены развлекательные и торговые центры, дискотеки, яхт-клубы, рестораны и отели. Канкун прославился благодаря своим бесконечным пляжам с белоснежным песком и кристально чистой морской водой, а также близости к памятникам архитектуры цивилизации майя.
Береговая линия Канкуна с высоты птичьего полёта напоминает цифру «7», разделяя курорт на две части: короткую и длинную. Короткая часть характеризуется спокойным морем, поскольку от океана её закрывает «Остров Женщин» Исла-Мухэрес. Плюсы проживания в отелях этой части курорта — близость к развлекательным заведениям и центру города. Эту часть Канкуна можно также рекомендовать семейным парам с маленькими детьми: волны здесь совсем небольшие. Главная особенность «длинной части» — постоянные волны, не встречающие никаких преград на пути из открытого океана, и потому радующие любителей серфинга. Вода в этой части курорта очень чистая, пляж в идеальном состоянии, а морское дно — песчаное.
На берегах Канкуна — знаменитого курорта Мексики, максимальная глубина погружения — 18 метров. Под водой можно увидеть затонувший корабль, который стал своеобразной достопримечательностью Мексики — дайверской. Канкун — это еще и многочисленные подводные пещеры, которые привлекают ежегодно тысячи ныряльщиков со всего света. По преданию, пещеры — это вход в подземный мир богов, который скрыт от глаз человека и доступен только избранным. В древние времена ныряльщики не рисковали даже близко подплывать ко входам в пещеры, боясь гнева богов. Сегодня эти религиозные запреты сняты и опытные дайверы смело путешествуют по удивительному подводному миру Канкуна. Для тех, кто имеет небольшой стаж погружений, работает опытный наставник, который покажет самые интересные места и подстрахует в случае внезапных неприятностей. Подводных пещер в Мексике достаточно большое количество, но для всех едины правила, принятые на законодательном уровне: на одного гида не более четырех туристов, все участники должны иметь сертификат Open water, пройти краткий инструктаж о том, как грести ластами, подавать сигналы фонарем. Если говорить об окрестностях Канккуна, то здесь находится более трех тысяч разных по размерам сенотов — входов в подводные лабиринты. Многие из них сообщаются, а затем снова расходятся и так на протяжении множества километров. Самый длинный лабиринт — Nohoch Nah Chich, который имеет ход протяженностью почти 70 км, а самый глубокий — Dos Ojos, где максимальная глубина равна 106 метров
Удивительные достопримечательности Мексики — это не только причудливые исторические памятники, но и многочисленные пещеры — подводные и надводные, которые как настоящие чудеса света непохожи одна на другую.
Знаменитая пещера Chac Mool
На государственном флаге Мексики нарисован орел, который держит в своих когтях змею — известный символ Chac Mool, бога молний и дождя. В самом сердце джунглей Мексики скрыта таинственная пещера Chac Mool, в которой находится большое подземное озеро. Своей чистой, прозрачной водой оно привлекает дайверов. Погружение начинается с продвижения по узкому подводному ходу, который совмещает Chac Mool с соседним сеноте. По узким тоннелям, которых в этом озере довольно много можно переплывать их пещеры в пещеру, наслаждаясь их неповторимыми красотами. На глубине вода становится очень теплой и иногда достигает 28 градусов. С чем это связано, остается загадкой, но именно здесь вдруг из черной пещеры виднеется яркий голубой луч, который просто поражает ныряльщиков. Это настоящее чудо Chac Mool, которое не раз было запечатлено на многочисленных фото дайверов. Из множества пещер Мексики только в Chac Mool наблюдается такое явление.
Пещера кристаллов в Мексике
Мексиканская пещера Naica извесна многим туристам своими огромными кристаллами, которые образовались здесь за многие годы существования. Каждого человека приводит в трепет вид гигантских гипсовых лучей, которые в высоту достигают более 11 метров, а по весу бывают равны 50 тоннам. Эта пещера была обнаружена сравнительно недавно, в 2000 году, но уже стала настоящим памятником Мексики. Огромные кристаллы сформировались из гидротермальных жидкостей, которые находятся в пещерах. За многие тысячелетия вода накапливалась, приобретая определенную форму, застывая и увеличиваясь в размерах. В большой шахте Naica есть и еще одна подобная пещера, которую местные жители называют пещерой Мечей. Здесь тоже есть множество огромных лучей из гипса. Горы Мексики притягивают туристов, манят и зовут их. Природные памятники Мексики — это то, что притягивает туристов в эти удивительные края, то, что заставляет поверить в могущество природы и оценить ее великолепие.
Какая же Мексика без музыки? Мексиканцы — чрезвычайно темпераментные и зажигательные люди. Они любят свой национальный инструмент — гитару и среди представителей этого народа есть огромное число людей, которые отлично освоили гитару, чувствуют ее и могут сыграть неимоверно сложные композиции. Гитара в Мексике может быть 11 струнной и 12-ти струнной. Попадаются и варианты, которые привычные европейскому жителю — шестиструнные и семиструнные инструменты. Приезжая в туристическую поездку в Мексику можно приобрести отличный инструмент, который вы не купите за такие деньги у нас в стране, а огромный выбор обязательно сумеет удовлетворить любого покупателям.
Танцы в Мексике очень часто исполняются в сопровождении гитары, мексиканские танцы являются частью культуры, они исполняются часто босиком, в ярких национальных нарядах, у мужчин на головах надеты всемирно известные сомбреро. Эти шляпы являются обязательными составляющими национального костюма, при этом крестьянские сомбреро изготавливаются из соломы, в шляпах подороже применяется фетр. Следует заметить, что жители современных городов Мексики обходятся без сомбреро, однако в танцевальной культуре страны шляпы используются постоянно. Любая презентация Мексики не обходится без сомбреро, текилы и зажигательной игры на гитаре.
Неизвестная Мексика манит тех, кто открывает для себя новые страны и города, в ней скрыто столько загадок, культура майя и ацтеков влечет настоящих путешественников, завет в путь любителей текилы, боя быков, танцев и особого мексиканского колорита.
Сомбреро является почти абсолютным синонимом Мексике, месту, где оно появилось. Эта довольно странно выглядящая шляпа, похожая на помесь НЛО и приспособления для игры в воздушный хоккей или гигантский китайский котел с выпуклым днищем с высокой насыпью в середине. Сомбреро изготовляются из соломы, могут быть различно и богато раскрашены, и имеют веревку под подбородком, которая не дает ему слететь. Сомбреро изначально разрабатывались чтобы быть настолько широкими, чтобы обеспечивать надежную защиту от солнечного климата Мексики. Широкие поля шляпы высшего качества являются достаточно большими, чтобы затенить голову, шею и плечи владельца.
Сомбреро - испанское слово, которое наиболее вероятно развилось от слова «sombra», которое является испанским вариантом слова «тень».
Кстати, интересный факт - в созвездии Девы можно наблюдать галактику, которая так и называется - "Сомбреро":
Ну и пора наконец, поговорить о мексиканской кухне...
Мексиканская кухня славится своими кулинарными традициями во всем мире. Большинство блюд очень острые, но великолепные на вкус. Три типичных блюда национальной кухни это тортильяс – кукурузные лепешки, фасоль и острый кетчуп.
Тако – это тоже кукурузная лепешка с начинкой, обжаренная на углях, представляющая собой самое популярное блюдо мексиканской национальной кухни. Начинка зависит от вкуса и фантазии – мясо, овощи, фрукты, она кладется сверху. Заведения, в которых продают эти лепешки, именуются такериями. Во всем мире известна и заслужила большую популярность текила - крепкий мексиканский алкогольный напиток. Мексиканские соки, а также некоторые овощи, служат основой для целой гаммы прохладительных напитков.
Мексиканская кухня сосредоточена на трех национальных основных элементах: плоские маисовые лепёшки (тортиллы), бобы и перец чили. Тортиллы - тонкие круглые лепешки из пшеничной муки, приготовленные на сковородках. Бобы едят вареные, жареные или пережаренные, в супах, на плоских маисовых лепёшках или просто с чем -нибудь. Кроме удивительного множества свежевыжатых фруктовых соков, Мексика также известна ее алкогольными напитками – мецкал (mezcal) и текила в частности. Пулькэ (Pulque) - мягкий алкогольный напиток, полученный непосредственно из сока. Реальная мексиканская пища весьма непохожа на блюда, предлагаемые в большинстве мексиканских ресторанов в других странах. В туристских областях Вы найдете рестораны со знакомыми названиями и меню, хотя предложения часто будут далеки от высокого стандарта.
Сельское хозяйство Мексики процветает благодаря благодарному климату и умелым рукам местных жителей. Одним из основных овощей, на которые всегда большой спрос, является кукуруза. Ее едят и предлагают туристам на каждом шагу, в каждом городе или поселке. Удивляют и сами продавцы вареной кукурузы. Обычно это молодые парни, которые ездят по улицам на велосипедах, снабженных специальным котлом, в котором и варится кукуруза. Происходит это прямо в процессе движения, поскольку под котлом находятся горящие угли. Периодически парень останавливается и предлагает кукурузу всем желающим. Продает он ее так: извлекает початок, нанизывает его на тонкую выструганную палочку, толстой кистью обмазывает кукурузу кетчупом, затем майонезом и подает покупателю. Просто, быстро, дешево и очень вкусно. Вообще уличная еда в Мексике это нечто особенное, которое просто не возможно ни попробовать. На велосипедах также развозят домашнее мороженое, теплый хлеб, национальные сладости и напитки и многое другое. В традициях Мексики есть картошку и кактусы. Так было испокон веков, так есть и сейчас. Кактусы продают почти во всех магазинах на вес, они уже обработаны, с них срезаны колючки и твердая кожура. В некоторых супермаркетах кактусы продают даже нарезанными и фасованными. Выходит это дороже чем на вес, но все равно пользуется спросом. Местные жители едят даже кактусовые шишки, которые возникают после цветения. По вкусу они похожи на яблоки, а по размеру напоминают киви. Кактусы — популярные растения Мексики, из которых готовят очень много блюд. Туристам их могут предложить просто жаренными, запеченными с мясным фаршем, смешанными с фасолевым пюре. Кроме того, кактус идет и в начинку в тортильи — мексиканские блинчики. Вообще тортилья — это блюдо для всех и каждого. Если в доме есть колбаса, мясо, то их тоже добавляют в тортильи, если есть только помидоры и фасоль, то ограничиваются такой начинкой. Здесь главное, чтобы на столе были тортильи, а вот с чем они будут уже второй вопрос. Особый деликатес, который очень любят местные жители — это конфеты, щедро обсыпанные красным перцем. Вообще, перец — это особая приправа для мексиканцев, его любят все и используют очень часто. Им посыпают овощи, мясо, орехи, чипсы, конфеты, печенье. Чаще такие сладости можно встретить в южной Мексике, где на них особый спрос.
В Мескике, в небольших деревнях на откосах горных хребтов Западной Сьерра-Мадре, живут
индейцы племени Уичоли. Они бережно хранят свои традиции. Они называют себя висрарика, что переводится как «люди, живущие в местах с колючими растениями». Каждый год уичоли совершают паломничество в Вирикуту в поисках священного растения - кактуса пейоте. Когда путешественники возвращаются домой, шаманы начинают проводить священные церемонии. Пейоте считается лечебным средством и оберегом, во многих домах изображения кактуса охраняют мир и благополучие своих хозяев. Для шаманов священный кактус - это проводник в мир духов, открывающий путь к запредельным знаниям и великой мудрости. Еще во времена расцвета государства ацтеков ни одно важное государственное решение не принималось без участия шаманов племени Уичоли.
Важную роль в жизни племени играет ритуальное искусство - картины, скульптура, украшения из бисера. Их символы полны глубокого смысла, который открывается участникам церемоний во время их путешествий. Но иметь дело с пейоте могут лишь посвященные, вывоз священного кактуса за пределы Сьерры карается законом.
Есть среди магических картин и такие, которые служат проводником в мир духов. Это ньерика - двусторонние картины, выполненные из шерстяных ниток, наклеенных на твердую поверхность, покрытую смолой. Это - картина "с двумя лицами", а в середине ее имеется отверстие - "глаз", позволяющий людям и богам видеть друг друга. Индейский элемент неизбежно присутствует и в сувенирах, которые предлагают туристам. Это статуэтки бога Тлалоки, выполненные из камня, шерстяные накидки–пончо, плетеные маски и корзины, керамика, чеканка по меди и изделия из серебра, повторяющие древние образцы, и наконец, главный сувенир — ритуальный ацтекский нож, необходимая принадлежность жертвоприношений, с лезвием из обсидиана и рукояткой в виде головы орла, украшенной резьбой и самоцветами.
И раз заговорили об индейцах, вот еще немного информации:
Для доколумбовой Мексики было характерно большое этническое разнообразие. Один из ученых выделял на момент начала конкисты более 700 племенных групп. Эти народы разговаривали почти на 100 различных языках и диалектах двенадцати лингвистических семей.
В 1990 почти один миллион индейцев разговаривали только на 52 туземных языках и диалектах. Кроме того, более двух миллионов индейцев говорили как на родном, так и на испанском языках. К главным языкам индейцев, на которых все еще говорят в Мексике, относятся науатль (язык ацтеков, различные диалекты которого представляют самый большой лингвистический массив), миштекский, майя, сапотекский, отоми, тотонакский, масатекский, цоцильский, цендильский, масауа, михе, уастекский, чинантекский и тараско.
По оценкам в течение трех столетий колониального правления в Мексику мигрировали 300 тыс. испанцев. Они заключали браки с индейцами, и сегодня метисы преобладают в составе населения Мексики. Большинство негров, число которых по оценкам составляет менее 200 тыс. человек, завезенных в колониальный период для работы на шахтах и плантациях, было ассимилировано местным населением.
После достижения независимости крупномасштабной иммиграции в Мексику не наблюдалось. Однако имели место два основных периода притока – во время правления Диаса, когда в страну прибыло ок. 11 тыс. итальянских иммигрантов, и непосредственно после Гражданской войны в Испании (1936–1939), когда сюда в поисках политического убежища приехало ок. 25 тыс. беженцев-лоялистов. Небольшое число китайцев, японцев, немцев, англичан, французов и других европейцев также иммигрировали в Мексику. С середины 20 в. самые крупные перемещения людей происходили между Мексикой и США.
Ну а теперь поговорим о вещах с примесью готики, на наш взгляд. Но в том-то и дело, что только на наш...
Праздник Мертвых
«Слово «смерть» непроизносимо в Нью-Йорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает ее, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей», — писал в середине XX века Октавио Пас. И хотя с этим высказыванием нобелевского лауреата можно спорить, достаточно побывать в Мексике хотя бы однажды, чтобы понять: это не пустые слова. У ацтеков был сходный праздник в честь детей и умерших, главной фигурой на котором была Госпожа Мертвых - Миктекацихуатль. У индейцев поминальный день приходился приблизительно на июль-август, но после завоевания Южной Америки испанские священники решили, следуя излюбленной методе, переместить его на начало ноября - День Всех Святых. Таким образом, по их задумке, языческий фестиваль должен был трансформироваться в христианский. Однако задавить мощную аборигенскую культуру, как обычно, не удалось: перенос-то состоялся, но способы празднования по-прежнему несли на себе печать язычества. В частности, поминают мексиканцы вовсе не святых, как планировали церковники, а покойников. Как и многие другие явления мексиканской культуры, День мертвых — это результат слияния традиций завоевателей и завоеванных. Первые привезли с собой католический День поминовения усопших. Считалось, что в этот день можно помочь душам как можно быстрее перейти из Чистилища в Рай с помощью специальных служб, постов и подаяний (ofrendas) — последним придавалось особое значение. Отмечали его 2 ноября, то есть непосредственно после Дня Всех Святых.
Свои поминальные ритуалы имелись и у колонизованных индейцев. Среди них главными были летние Миккаилуитонтли, «праздник маленьких мертвых» (детей), и Сокотуэтци, «большой праздник мертвых». Став христианами, новообращенные индейцы постепенно превратили День поминовения усопших в Дни мертвых. В доме устраивают особый поминальный алтарь, на который кладут вещи, привлекательные для покойника. К таким предметам традиционно относится, опять же, еда, цветы, ароматические свечи, а также все то, что связано с памятью о почившем родиче: его фотографии, дипломы, одежда, украшения, безделушки и проч. Желательно, чтобы эти штучки были связаны с каким-то приятным моментом земной жизни.
Все это делается для того, чтобы привлечь покойного в дом, где он сможет временно воссоединиться с семьей. В некоторых районах Мексики, где традиции особенно сильны, живые даже выкладывают для мертвых дорожку из лепестков, которая ведет в дом - прямо к алтарю. 1 ноября они стали поминать детей («ангелочков»), 2 ноября — взрослых. И щедрые офрендас приносили в оба дня. Причем многозначное испанское слово ofrenda было воспринято не столько как «подаяние» (акт милосердия, призванный послужить ко спасению душ), сколько как «приношение» самим усопшим. А молитвы за души предков порой превращались в молитвы самим предкам. Миссионеры к таким новациям относились в целом терпимо. Им было довольно того, что их новые прихожане перестали приносить человеческие жертвы или держать останки предков дома, как это было принято у майя. Есть мнение, что особое отношение мексиканцев к смерти (если, конечно, не считать его мифом) — результат слияния двух довольно жестоких культур: ацтекской, с её массовыми человеческими жертвоприношениями, и испанской, с её корридой и инквизицией. Не случайно, что говорить об этом стали сразу после революции — периода невероятного насилия. Одним из первых эту мысль высказал Сергей Эйзенштейн: «Жестокость физическая в «аскезе» ли самобичевания монахов, в истязании ли других, в крови быка и в крови человека, чувственным причастием еженедельно после мессы напаивающих пески бесчисленных воскресных коррид; страницы истории беспримерной жестокости подавления бесчисленных восстаний пеонов, доведенных до иcступления барщиной помещиков, ответная жестокость вождей восстания... жестокость эта у мексиканца не только в членовредительстве и крови... нигде жестокий юмор мексиканца не проявляется ярче, чем в его отношении к смерти. Мексиканец презирает смерть…»
Так называемый национальный колорит — каким он виделся издалека — легче обнаружить в «приличных» кварталах столицы. На площади района Койокан, в прошлом богемного пригорода Мехико, по вечерам торговцы раскладывают на прилавках большие и маленькие черепа и скелеты — съедобные и несъедобные. В этом же районе расположен Дом-музей художницы Фриды Кало. Традиционные праздничные поделки можно найти и в нем — к началу ноября там сооружают офренду. Когда-то подобные «жертвы предкам» устанавливали только дома или на кладбищах, и они были очень просты: пара фотографий, цветы, фрукты, любимые предметы умершего. С недавних пор появились и стали популярны общественные приношения: впечатляющие инсталляции на тему Дня мертвых в музеях, государственных учреждениях и учебных заведениях. Прививать чувство национального самосознания маленьким мексиканцам начинают весьма рано: во дворе детского сада мы видели созданную малышами картину — держащиеся за руки скелеты новобрачных с трогательной подписью: «Да здравствуют жених и невеста!» Те, кто постарше, могут принять участие в конкурсах на лучшую офренду. Многие приношения посвящены памяти выдающихся мексиканцев, чаще всего Диего Риверы и Фриды Кало — самой знаменитой мексиканской пары. Праздничная офренда появляется и в Доме-музее их друга Льва Троцкого, расположенном в том же Койокане. Ее сооружением ежегодно занимается Организация по защите прав политических беженцев, разместившаяся во флигеле музея. В начале ноября можно видеть, как серп и молот на памятнике Троцкого причудливо сочетаются с мексиканскими тотемами на приношении в том же саду.
А самая главная — гигантская — офренда вырастает ко 2 ноября на центральной площади Сокало. Место это историческое. Когда-то примерно там, где сегодня громадный городской собор, красовался главный цомпантли (это ацтекские инсталляции из черепов принесенных в жертву пленников) ацтекской столицы Теночтитлан. Напротив него, по другую сторону площади — на месте резиденции Моктесумы II, — сейчас расположен Национальный дворец. В просторном патио первоначального здания Дворца, возведенного при Кортесе, прошли первые корриды новой колонии — любимая испанская забава быстро прижилась и здесь.
Еще одно возможное объяснение специфического отношения мексиканцев к смерти находят в верованиях древних индейцев. Смерть для них была не столько противопоставлена жизни, сколько представляла собой момент передачи жизненной силы. Соответственно, черепа и скелеты воспринимались не как символы тления, а как символы возрождения к новой жизни. Отсюда, возможно, отсутствие у мексиканцев страха перед лицом смерти или неприязни перед ее образами. Церковный дворик постепенно заполнялся людьми. Одни пришли посмотреть на арку, другие — украсить «невидимые» могилы. Оказывается, когда-то здесь было кладбище. Потом его перенесли за пределы деревни, но местное население помнит, где располагались могилы их предков. К середине дня в разных местах на церковном газоне появились цветы и приношения.
Кульминация праздника — ночь с 1 на 2 ноября, или Ночь мертвых, которую многие индейцы пурепеча проводят у могил родственников. Выглядит это так. На кладбище — тысячи свечей. Возле украшенных могил сидят молчаливые мексиканцы, укрытые теплыми пледами. Перед ними — корзинки с едой, которую они должны разделить с усопшими. Где-то расположились целые семьи, где-то — одинокие старики. Кажется, их не смущают вспышки камер и разговоры туристов, наводнивших кладбище. Толпа фотографов собралась вокруг девушки в белом, словно подвенечном, платье. Она сидит, поеживаясь, у могилы одна, но терпеливо сносит холод. Можно только удивляться бестактности обступивших ее людей. Впрочем, вскоре выяснилось, что девушка была специально наряжена в традиционный костюм и подсажена к жителям в качестве фотомодели.
Как оказалось, местных жителей не слишком раздражает то, что толпы туристов снимают их обряды и ненароком топчут могилы. Они верят, что мертвые все равно «присутствуют», наблюдая за происходящим. И если эти бдения и напоминают шоу, то его главные зрители — не туристы, а души усопших. И чем многолюднее, интереснее оно будет, тем лучше: «Господь дает душам возможность развеяться, ведь в Раю не очень повеселишься», — объяснила женщина у могилки. Нарушают чистоту деревенских традиций и современные дети, просящие по старинке «подать им за череп», но размахивающие при этом пластиковыми тыквами, — Хеллоуин проник и сюда. Как, впрочем, и черный юмор, более характерный для городского праздника. Сегодня только часть индейцев пурепеча благочестиво проводит ночь на кладбище. Другие торгуют и веселятся на праздничных ярмарках и гуляньях вместе с туристами. Такие перемены их устраивают. «Раньше было не так интересно: это был какой-то грустный день», — сожалел посреди веселья один старик: понятно, что грусть казалась ему неподходящей эмоцией для такого светлого праздника. С одной стороны, все это миф: они такие же, как и мы. Смерть — такое же горе, как и для нас с вами. С другой стороны, все эти живые традиции и традиции нарождающиеся, вроде культа Святой Смерти... Вообще, знаете ли, это сейчас очень модная тема. Современное отношение к смерти в США и Европе давно вызывает критику антропологов, психологов и вообще здравых людей. Мы всячески делаем вид, что смерти нет — кладбища у нас расположены на отшибе, старики изолированы в специальных приютах. Но это же страусиная политика: делать вид, будто смерти нет, не думать о ней. Или думать, что можно ее обмануть, избежать. А за причудливыми мексиканскими обычаями стоит, как ни странно, более здоровое отношение к смерти. Так что здесь не только есть что изучать. Здесь есть и чему поучиться. И День Мертвых - это еще не все. Как вам культ Святой Смерти?
Святая Смерть.
Новая мексиканская святая напоминает старое европейское изображение смерти — в капюшоне и с косой. Иногда, правда, она предстает в белом платье и с атрибутами Девы Марии: символика чистоты и невинности противоречит традиционному восприятию смерти как «плода греха». Отсюда еще одно ее название — Белая Девочка.
Культ Святой Смерти возник недавно, о происхождении его мало что известно. Кто-то — во времена моды на все ацтекское — возводит его к древним обычаям. Есть версия, что это новая ипостась святого Паскуаля, канонизированного монаха-францисканца, некогда популярного на юге Мексики и часто представляемого в виде скелета. Несомненно одно: культ возник среди маргиналов, в частности в криминальной среде, и только недавно распространился в широких кругах. Но и сегодня основные места отправления обрядов сконцентрированы в неблагополучных кварталах. По мнению продавца статуэток с рынка Сонора, культ Святой Смерти начал распространяться в начале 1990-х. «Как — не знаю, просто вот думаешь: ну может, она не поможет, а вдруг поможет? И она начинает помогать, а ты ей что-то обещаешь, она же помогает все больше и больше. Ну а потом у тебя есть друг, у друга есть проблема… ты и ему говоришь: попроси у Святой Смерти, она поможет. Так и пошло».
Считается, что она помогает там, где другие святые бессильны. Основная сфера ее компетенции — любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Кроме того, она охраняет всех, кто работает ночью: таксистов, музыкантов-марьячи, полицейских и проституток. «Мы веруем в тебя, так как ты справедлива. У тебя нет предпочтений. Ты забираешь как бедных, так и богатых», — говорится в специальной службе. Именно приписываемая святой справедливость делает ее столь привлекательной для тех, кто считает себя незаслуженно обделенным обществом или судьбой. Люди верят, что она воздает «каждому по заслугам». Бытует и мнение, что эта святая столь же сильна, сколь ревнива. Если вовремя не выказывать ей свое почтение, то она может забрать того, кто посвятил себя ей. Поэтому адепты культа носят отличительные знаки — медаль оны, кулоны, футболки или даже татуировки с ее изображением.
При этом большинство из них продолжают считать себя правоверными католиками. Мало того, в обращениях к своей покровительнице они нередко упоминают Христа и Деву Марию Гваделупскую. Церковь осуждает культ, но поскольку в стране свобода вероисповедания — его приверженцев не преследуют.
Ну и напоследок расскажу об одной очень необычной достопримечательности...
Кладбище кукол
В Мексике есть одно уникальное местечко, облюбованное туристами и широко разрекламированное, – La Isla de la Munecas, что на испанском означает “Остров Кукол”.
То, что ему предстоит увидеть, больше смахивает на кадры из фильма ужасов, на ночной кошмар. Рискнувший шагнуть на остров попадает в царство уродливых, грязных останков кукол, прикрученных проволокой за шею к стволам деревьев, свешивающихся с ветвей на веревках, подобно висельникам. Куклы образуют причудливые, пугающие композиции. У одних голова свернута на 180 градусов, у других вообще нет головы, рук или ног. Одни смотрят на вас наивно распахнутыми голубыми глазками, жутко контрастирующими с почерневшими мятыми лицами, другие – пустыми кукольными глазницами. Их платьица грязны и ободраны или их нет вовсе... Эта, одна из самых мистических достопримечательностей наших южных соседей находится недалеко от Мехико, около озера Teshuilo. Когда-то там плескалось другое озеро – древнее. Теперь от него остались лишь заросшие водорослям, сказочно-живописные дикие протоки, которые зовутся каналами Xochimilico. Но дух древних ацтеков, считают местные жители, по-прежнему витает над ними. Вот там-то и спрятался в густых тропических зарослях маленький неприметный островок, полный неразгаданных тайн и суеверий. Новую, еще более жуткую славу остров приобрел благодаря поселившемуся на нем отшельнику – странному человеку по имени Дон Джулиан Сантана. Поначалу он жил в обычном мексиканском городке – ла Асунсьон, среди обычных людей, отличался религиозностью и пристрастием к спиртному. Односельчане гнали его от себя, жалуясь местным властям на его попрошайничество и докучавшие им пьяные молитвы. А потом вдруг Дон Джулиан, без видимых на то причин, увлекся собирательством старых, выброшенных людьми кукол (на новых у него, видимо, просто не было денег), неважно каких – целлулоидных, пластмассовых, деревянных, резиновых, тряпичных, целых или поломанных, чистых или грязных, с головой или без, и просто по частям. Он таскал за собой бочку на колесах, в которую собирал кукол, рыская, как одержимый, по городу не только днем, но и ночью, рылся в мусорных баках и помойка, позволяя себе передохнуть, лишь когда очередная бочка наполнялась до краев драгоценными находками. В 1975 году, никому ничего не объяснив, Дон Джулиан оставил родной ла Асунсьон и жену, сел в лодку, забрав с собой только кукол, и уплыл, чтобы никогда уже не возвращаться. Облюбовав тот самый пустынный островок, окруженный заросшим водяными лилиями каналом, он поселился на нем вместе со своими куклами. Мексиканский Робинзон Крузо создал на острове целое хозяйство – построил себе хижину и начал со знанием дела выращивать фрукты и овощи, а в канале всегда мог поймать на обед рыбу. Но, как выяснилось вскоре, он был там не один. Легенда тех мест гласит, что много лет назад на острове у канала играли три девочки. Одна из них упала в воду и утонула. С тех пор душа утопленницы не находит успокоения. И когда на острове поселился одинокий отшельник, она возложила на него весь груз своих обид. По крайней мере Дон Джулиан начал ощущать чувство вины перед духом девочки за ее безвременную смерть, всячески пытаясь ее задобрить. Он создал подобие алтаря и развесил кругом кукол – то ли в качестве жертвоприношения, то ли чтобы порадовать душу ребенка. Единственным живым человеком, кто за многие годы отшельничества Дона Джулиана общался с ним, был его племянник Анастасио Сантана, привозивший ему на лодке еду, одежду, инвентарь и забиравший выращенные им фрукты и овощи, чтобы по просьбе дяди обменивать их на кукол.
Постепенно отжившие свой век, искалеченные на свалках куклы заполонили весь остров, не оставив ни одной свободной ветки. Их здесь тысячи. Они висят на заборе, в сарае, на крыше и под крышей, на стенах его избушки – снаружи и внутри. В 1991 году бригады экологов проводили очистку каналов от водорослей и водяных лилий, препятствовавших циркуляции воды. Тогда-то они и обнаружили впервые одинокого отшельника, жившего в окружении своих страшных кукол. Молва о нем мгновенно распространилась по округе. За экологами прибыли журналисты, рассказавшие всей Мексике об удивительном Острове Кукол и его не менее удивительном обитателе. С тех пор на острове не переводились туристы - местные и зарубежные. Чтобы задобрить нелюдимого отшельника, они привозили с собой кукол и монеты, а взамен получали от Дона Джулиана прекрасные овощи и фрукты, на выращивание которых он был большой мастер. Этот товарообмен еще больше увеличил его коллекцию. “Остров Кукол” производит неизгладимое впечатление. Казалось бы, старец не делал намеренно из них монстров – не уродовал, не выковыривал глаза, просто собирал и развешивал выброшенные людьми куклы, некогда весьма привлекательные – ведь их выпускали фабрики игрушек не для запугивания детей, а для их удовольствия. Но почему-то коллекция Дона Джулиана вызывает мистический ужас, а куклы воспринимаются как нечто живое и враждебное. Их прилипчивые глаза словно неотступно следят за каждым вашим шагом. По иронии или злому умыслу Судьбы, он утонул в том самом канале, в котором утонула девочка, чью душу он столько лет опекал. А мексиканские журналисты, изощряясь на все лады, окрестили останки детских развлечений “трупами кукол в разной стадии разложения”. Есть от чего содрогнуться. Ну хорошо, у старика-отшельника явно были не все дома, когда он занимался этим странным и жутковатым промыслом. Но что не так у тех, кто и после его смерти продолжает пропагандировать “Остров Кукол”, нагоняя на него еще большую жуть? Собственно, гадать особо не приходится. В основе лежит конечно же бизнес, стремление заманивать на остров как можно больше туристов, чтобы заработать на них. “Остров Кукол” Дона Джулиана, обозначенный во всех туристических проспектах Мексики, процветает. Туристы обожают посещать это место, особенно молодежь, падкая до всякого рода страшилок. Их как магнитом притягивают “мертвые лица кукол, которые никогда и не были живыми, но смотрят на посетителей так, будто обвиняют их в своей смерти” (еще одна цитата). Надо бы порекомендовать мексиканцам для пущей завлекательности переименовать“Остров Кукол” в “Кладбище Кукол”.
Вот такое путешествие получилось - тут и история, и курорты, и готическая атмосфера... В общем, Мексика - это Мексика. И ничего не вычеркнуть...
Приятных впечатлений и спокойной всем ночи! Отдельная благодарность
EI Viento Solar за предоставленную информацию и видеоматериалы.
...