Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом{132}. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск{133}. И. И. Малышевский выдвинул предположение, что основанием для перенесения родины Ольги из Пскова на близлежащее от него село Выбутино послужило житие Ольги, содержащееся в «Великих Четьях-Минеях» митрополита Макария (составлены в 30–40-х годах XVI века). В житии говорится, что во время женитьбы Игоря на Ольге города Пскова еще не существовало. «Степенная книга» развила эту мысль, рассказав, что Псков был основан Ольгой, когда она уже была христианкой{134}. Кроме того, в Никоновской летописи (XVI век) сохранилось известие о Будутине, как селе Ольги, в которое она сослала мать Владимира Святого Малушу после того, как та согрешила с сыном княгини Святославом, и которое Ольга «умирая» завещала «св. Богородице», то есть какой-то Богородичной церкви{135}. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.
Следует упомянуть и версию «Краткого Владимирского летописца» (XVI век) о том, что Ольга была болгарской княжной{136}. Версия эта была поддержана целым рядом исследователей (в XIX веке — архимандритом Леонидом, Д. И. Иловайским; в XX — М. Н. Тихомировым и др.). Однако еще вышеупомянутый И. И. Малышевский решительно опроверг эту версию, и его выводы кажутся нам убедительными. Вероятно, составитель «Краткого Владимирского летописца», обнаружив в ряде летописных сводов наименование Пскова «Плесковом», смешал «Плесков»-Псков с болгарской Плиской, исходя все из того же убеждения, что Псков был основан Ольгой и родиться, следовательно, она в нем не могла.
Любопытно сообщение ряда летописей XVII–XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого»{137}. За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.
Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем!{138} Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку — Ольге. Нечто подобное мы уже видели в истории Вещего Олега: один князь якобы подчинил себе все славянские племена, что на самом деле происходило в течение нескольких столетий — и до него и после него.
Несмотря на это замечание, связь Ольги с Новгородом несомненна. Она имела свой двор в Новгороде, а иначе, как там мог оказаться брат ее рабыни Малуши — Добрыня. Добрыня Любечанин играл в Новгороде заметную роль. Именно он в 6478 (970) году помог Владимиру Святославичу получить там власть. Правильнее всего будет предположить, что этот раб выдвинулся благодаря авторитету своей хозяйки. Наконец, Ольга имела на Новгород такое влияние, какого не имел до нее ни один русский князь. Именно ее и Игоря сын Святослав княжил в Новгороде{139}. Это тем более интересно, поскольку, как было сказано выше, до середины X века между Новгородом и Киевом не было стабильного контакта. Ольга была первой киевской княгиней, которая начала смотреть на Новгород как на свой город. Возможно, поэтому именно ей летописец и приписал мероприятия, направленные на обустройство Новгородской земли.
Повесть временных лет ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты{140}. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. И. И. Малышевский высказал предположение, что вывод о простом происхождении Ольги был сделан из предположения о сельском происхождении Ольги: «Если Ольга происходила из села, то она и была поселянка, простая сельская девушка. Такой вывод поощрялся и тем отмечаемым в житиях обстоятельством, что об именах отца и матери Ольги «нигде же писания изъяви». Следовательно, это были люди безвестные, простые»{141}. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова»{142}. Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега{143}. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи{144}. Иоакимовская летопись, которой пользовался В. Н. Татищев, сообщает, что «егда Игорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, иже Прекраса нарицашеся, а Олег преименова ю и нарече во свое имя Ольга»{145}. В другом месте своей «Истории» В. Н. Татищев добавляет, что Ольга была «внука Гостомыслова»{146}. Напомню, Гостомысл — легендарный славянский старейшина, которому в ряде поздних летописей приписывалась идея приглашения Рюрика и его братьев на княжение. В Мазуринском летописце (80-е годы XVII века) сообщается, что Ольга была «правнукою» Гостомысла{147}.
Разумеется, эти известия не стоит принимать буквально, но в них отразилась убежденность древнерусских книжников в том, что Ольга была знатной женщиной. О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь{148}. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» — термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.
Итак, Ольга принадлежала к знатному кривичскому (Псков и Изборск — центры кривичей), словенскому, варяжскому или даже финно-угорскому роду, влияние которого распространялось на Новгород и Псков, то есть вообще на русский Север-Запад. Вероятно, связи со знатью Севера обеспечивали ей авторитет среди русских князей и выделяли ее среди других жен Игоря, которые, в традициях того времени, конечно же, у него были.
Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12–15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами — Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.
Летописное известие о том, что Ольга управляла Вышгородом, может на первый взгляд показаться неожиданным. Женщина — правительница города?! В X веке? Это когда героями были дикие и суровые первые киевские князья, подчинявшие своему влиянию не менее дикие и вольнолюбивые славянские племена. Это в эпоху-то жестокости и варварства, потоков крови и разгула страстей! Когда существовал культ удальства и силы, доминирующей над разумом! В эпоху далеких походов за чужие моря, грабежа местного населения, насилия по отношению к пленницам! Летописцы-христиане, как мы видели, решительно осудили «звериные» и «скотские» брачные обычаи древлян, радимичей, вятичей и северян IX–X веков: кражи девиц у воды или во время игрищ, многоженство.
Еще более потрясающие картины из древнерусского быта рисует нам рассказ арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана, посетившего в 920-х годах столицу Волжской Булгарии город Булгар и ставшего свидетелем похорон какого-то знатного руса, прибывшего туда же по торговым делам. Что за русов наблюдал любопытный араб и из какой Руси (Киевской или Тмутараканской) прибыли они, так и останется неизвестным. Согласно сообщению Ибн Фадлана, когда умер богатый рус, то другие русские купцы из их поселения в Булгаре собрали все имущество покойного и поделили его на три части. Одну треть отдали его семье, за счет другой трети провели все приготовления к похоронам, а еще на одну треть купили вина и пищи, которые должны были быть выпиты и съедены на поминках. Затем члены семьи умершего обратились к девушкам из числа бывших наложниц покойника с вопросом: «Кто из вас умрет с ним?» Одна из девушек согласилась сделать это. Все последующие дни вплоть до дня похорон избранная пила вино, пела, веселилась, предаваясь всевозможным удовольствиям. В день похорон девушка бродила по поселку русов, заходила в каждый из домов, где отдавалась всем жившим в нем мужчинам. Таким образом русы-мужчины выражали свое уважение к памяти умершего товарища. Затем девушка отправилась в палатку, в которой находился труп ее господина. Следом за ней в палатку вошли шестеро мужчин, каждый из которых, по очереди, овладел девушкой. После этого девушку положили рядом с телом ее хозяина, двое из вошедших мужчин взяли ее за ноги, двое — за руки. В палатку вошла жившая в поселке русов старуха, которую, по словам Ибн Фадлана, русы называли «ангелом смерти». Она обвила вокруг шеи девушки веревку, противоположные концы которой дала мужчинам из числа вошедших и еще остававшихся не занятыми в действе. По сигналу «ангела смерти» мужчины начали душить девушку веревкой, а сама старуха одновременно принялась вонзать несчастной между ребрами острый кинжал с широким клинком. После совершенного таким образом убийства, руса и девушку поместили на ладье, туда же положили двух зарезанных быков, двух лошадей, петуха и курицу. Затем корабль подожгли. Не прошло и часа, как ладья со всем содержимым превратились в пепел. На месте сожжения русы насыпали большой курган и удалились по домам.
Два вышеописанных сообщения, одно из которых повествует о похищении женщин мужчинами, а другое — о девушке, ставшей жертвой эгоизма мужчин, пожелавших, чтобы и на тот свет их сопровождала, кроме скота и птицы, еще и красивая женщина, стали по существу определяющими в формировании мрачных представлений многих современных авторов о положении женщины в языческой Руси. Между тем при внимательном чтении приведенных источников можно обратить внимание на детали, которые несколько смягчают мрачность описанных летописцем и ученым арабом картин. Древнерусский книжник-христианин, возмущаясь дикостью нравов «поганых», слишком увлекался и не замечал, как проговаривался о том, что если у древлян невест воровали, то у большинства славянских племен было принято предварительно сговариваться с невестой об этом предприятии, добившись, разумеется, ее согласия на него. Выходит, что при всей своей первобытной дикости славяне сохраняли за женщиной право выбора, что свидетельствует о проявлении частных, индивидуальных интересов женщины, или, проще говоря, это свидетельствует о сохранении своего «я» у славянских женщин. Подобному преимуществу как право выбора могли позавидовать не только современницы просвещенного летописца, но и даже женщины конца XIX века, выдаваемые зачастую замуж без учета их мнения. Кстати, этнографы отмечают, что умыкание девушек с их согласия сохранилось как брачный ритуал в северных и зауральских землях, где в крестьянской среде и в XIX веке браки-«убегом» были частым явлением.
Что же касается рассказа Ибн Фадлана, то следует учитывать, что в представлениях древних народов женщина могла попасть в рай только вместе с мужчиной, то есть будучи похороненной вместе с ним. Следовательно, среди девушек могли быть и такие, которые добровольно вызывались на смерть. Кроме того, убитая девушка была наложницей покойного руса. Статус ее был близок к статусу рабыни, то есть она приравнивалась к скоту. И хотя представления у русов о «законном» браке в те времена были довольно-таки смутными, статус женщины, родившей от мужчины ребенка, а тем более статус его постоянной, «любимой» жены был, разумеется, выше, чем рабыни для плотских утех мужчины. В жертву, как правило, приносилась рабыня, в то время как жены, особенно имевшие детей, оставались в живых, наследовали имущество умершего и вместе с другими членами семьи выбирали девушку, которая должна была сопровождать мужчину в его далеком путешествии в страну предков. Кстати, сожжение с рабыней мог позволить себе лишь очень богатый человек, в то время как бедняка сжигали в полном «одиночестве» и в небольшой лодке. Тот же Ибн Фадлан, рассказывая об обычаях русов, четко противопоставлял «законных» жен рабыням, когда описывал украшения, которыми русские мужчины одаривали своих жен: «На шее они имеют золотые и серебряные цепи, ибо когда муж имеет 10 000 дирхемов, делает он жене цепь, когда имеет 20 000 дирхемов, делает он ей две цепи, подобным образом каждый раз, когда у него прибавляется 10 000 дирхемов, прибавляет он другую цепь своей жене, так что часто одна из них имеет много цепей на шее». Один дирхем — это серебряная монета весом около трех граммов. По существу цепи на шее жены, впрочем, как и сам внешний облик женщины, являлись показателем солидности, состоятельности ее мужа. И жен своих русы берегли и лелеяли.
Таким образом, следует признать неверными представления о женщине языческой эпохи как о несчастном забитом существе, не имеющем права выбора и обреченном умереть вместе с мужем. О том, что жены продолжали владеть имуществом и после смерти мужа, свидетельствует договор Руси с Византией 911 года, в котором сказано, что даже жена бежавшего убийцы получает часть его имущества, определенную законом. Кстати, те же договоры Руси с Византией позволяют нам утверждать, что женщины активно участвовали и в политической жизни Руси в X веке. Например, договор Руси и Византии 944 года, в заключении которого участвовали все русские князья, подписали наряду с мужчинами и несколько женщин — Ольга, жена киевского князя Игоря, Предслава и Сфандра. Участие женщин в политической жизни Руси того времени также свидетельствует об их самостоятельности. Для того чтобы участвовать в подписании внешнеполитического договора подобного уровня, женщина должна была управлять какой-нибудь территорией, иметь дружину и вести такой же образ жизни, что и князья-мужчины. О том, что у русских княгинь были свои дружины, не хуже дружин их мужей, свидетельствуют скандинавские саги. Можно вспомнить и изображение древнерусских женщин в былинах, где они наделены силой, хитростью и ничем не уступают мужчинам. Слава об уме, впрочем, как и о красоте, славянских женщин распространилась далеко за пределами Киевской Руси. Уже упоминавшийся восточный поэт XII века Низами в поэме «Семь красавиц», создавая обобщенный образ славянской княжны X–XII веков, писал:
Не улыбкой сладкой только и красой она, —
Нет, — она в любой науке столь была сильна,
Столь искушена, что в мире книги ни одной
Не осталось, не прочтенной девой молодой.
Тайным знаньям обучалась; птиц и тварей крик
Разумела, понимала, как родной язык.
Но жила, лицо скрывая кольцами кудрей,
Всем отказом отвечая сватавшимся к ней.
Искушены были княгини и в политике. Достаточно вспомнить одну расправу Ольги с древлянами.
Ольга, судя по всему, была могущественной княгиней. Правда, то, что Ольга владела Вышгородом и не жила в Киеве с Игорем, свидетельствует еще кое о чем. Возникает параллель со знаменитыми Малушей и Рогнедой. Ключница Малуша, согрешившая со Святославом, была отослана Ольгой в село Будутино (Будотино). Охладев к полоцкой княжне, киевский князь Владимир Святославич посадил Рогнеду с ее детьми сначала на Лыбеди, «где ныне стоит село Предславино». Туда он и ездил к ней, а после ее известного покушения на него, по совету бояр, передал ей с сыном город Изяславль. Судя по всему, существовал обычай наделять отвергнутых жен особыми владениями.
Обычай этот существовал у многих народов. В частности, в исландских сагах сохранились сообщения об этом обычае: «В то время, когда Норегом правил яр л Хакон, Эйрик был конунгом в Свитьод. […] Конунг Эйрик взял в жены Сигрид Суровую и был их сыном Олав Свенский. Так говорят люди, что этот конунг хотел расстаться с королевой Сигрид и не хотел выносить ее вспыльчивость и высокомерие, и стала она королевой над Гаутландом. А конунг потом взял в жены дочь ярла Хакона. Ему наследовал его сын Олав»{149}. Любопытно, что после смерти Эйрика к его богатой вдове, с которой он, правда, расстался еще при жизни, посватались Виссивальд, конунг из Аустрвега (с Востока, то есть из Руси), и Харальд Гренландец, конунг из Уппланда. «А она посчитала себя униженной тем, что к ней посватались мелкие конунги, а их самоуверенными, поскольку они посмели мечтать о такой королеве, и поэтому сожгла она тогда их обоих в доме одной ночью. И там же лишился жизни и благородный муж по имени Торир, отец Торира Собаки, который сражался с конунгом Олавом Святым при Стикластадире. И после этого поступка стали ее звать Сигрид Суровая». События эти произошли около 994/995 годов в Швеции. Исследователи неоднократно указывали на заметное сходство между этим мотивом в сагах и летописным преданием о древлянских послах, сватах князя Мала, сожженных по приказу Ольги в бане. Любопытно, что эта Сигрид, согласно сагам, была бабушкой Ингигерд, жены киевского князя первой половины XI века Ярослава Мудрого. Занятно и то, что в предании о Сигрид упоминается имя русского князя «с Востока» Виссивальда. Неясно, является ли сходство этих двух рассказов простым совпадением, мотив сожжения женихов в бане был заимствован одной культурой у другой. В связи с этим следует упомянуть об устном предании, бытовавшем на Псковщине и рассказанном в XIX веке П. И. Якушкину. Согласно этому преданию, к Ольге на перевозе сватался не Игорь, а некий князь Всеволод. Рассказ этот заканчивался тем, что Всеволод «отстал от Ольги», но «много она князей перевела: которого загубит, которого посадит в такое место… говорят тебе горазд хитра была»{150}. Параллель здесь с князем Всеволодом, сватавшимся к Сигрид, замечательная. Можно сделать вывод, что в представлении русских преданий Ольга была очень похожа на Сигрид как по своим поступкам, так и по своему положению. Таким образом, факт получения Ольгой в управление Вышгорода, вероятно, с согласия княжеского съезда, не желавшего ссориться с племенами Северо-Запада, может свидетельствовать о разводе Игоря и Ольги.
Выходит, у Ольги были достаточно «уважительные» причины для того, чтобы в конфликте русских князей с Игорем не поддержать киевского князя, а встать на сторону его противников. Кстати, учитывая положение Ольги как правительницы Вышгорода и их взаимные отношения с Игорем, вполне логичным кажется обращение древлян именно к ней. Сама манера их переговоров с Ольгой, их надежда на то, что удастся завершить дело миром (а если бы отношения Ольги с Игорем были нормальными, то у древлян не было бы причин надеяться на это), свидетельствуют о том, что они не думали, что это убийство Ольга сочтет преступлением, заслуживающим жестокой мести. Напротив, гибель Игоря могла разрешить конфликт, который назревал среди русских князей. Не случайно древляне назвали Игоря «волком», то есть изгоем, что было бы неверно, если бы он пользовался поддержкой в Киеве и в своей семье.
Теперь, кажется, все противоречия разрешены и представляется возможным изобразить события середины 40-х годов X века в следующем виде. Неудачный поход на греков подорвал авторитет Игоря в глазах других русских князей. Однако Игорь мог еще оправдаться тем, что все, кто не вернулись с ним на Русь после неудачного сражения у Иерона, погибли там или в последующих боях с греками. Брошенное им войско в составе дружины Хельгу продолжило борьбу, и в 945–946 годах остатки его с богатой добычей, захваченной в результате разорения Малой Азии и Бердаа, вернулись на Русь. Вполне возможно, что во главе этого войска стоял Свенельд. На Руси появилась серьезная вооруженная сила, еще более усилившая оппозицию Игорю среди князей. Теперь Игорь полностью себя скомпрометировал. К оппозиции присоединилась и Ольга — одна из жен Игоря, точнее, бывшая жена, происходившая из знатного северного рода и управлявшая Вышгородом. Не исключается, что она, при поддержке Свенельда, позднее ставшего ее помощником, и русских князей, совершила переворот в Киеве. Чтобы сохранить свое лицо хотя бы в глазах своей дружины, Игорь предпринял грабительский поход на древлян, но последние восстали и убили князя-«волка». Оказавшись во главе союза князей, Ольга все свои силы направила на восстановление пошатнувшегося единства Руси. Движение древлян было жестоко подавлено.
Все это построение основано на предположениях и на первый взгляд может показаться легковесным. Как быть, например, с полной трагизма летописной историей мщения Ольги древлянам за смерть мужа? Или с известием о том, что Ольга оплакивала мужа на его могиле, даже велела насыпать над ней высокий холм и приказала совершить тризну? С последним, впрочем, все просто. Ссылка на могилу Игоря, как и ранее на могилу Олега — традиционное замечание летописи. В окрестностях Искоростеня еще в XIX веке показывали холм — могилу Игоря. Раз есть холм, то, как рассуждал летописец, значит, была и тризна. Кроме того, согласно языческим поверьям, не погребенный подобающим его общественному положению образом покойник блуждал и тревожил других людей, прежде всего, своих близких. Поэтому Игоря могли и похоронить и оплакать даже его бывшие противники. Что же касается мести, точнее «местей», Ольги, то, возможно, летописцы «подчистили» ее биографию, превратив историю подавления выступления древлян в историю мщения киевской княгини за смерть мужа. Ведь, как показывают исследования летописи, рассказ об Игоре, Ольге и древлянах сложился в Вышгороде, резиденции Ольги.
Не следует забывать и о том, что летописный и житийный образ Ольги как бы двойственный. Так, в Повести временных лет Ольга представлена хорошей женой и матерью, любящей своего сына даже тогда, когда он издевается над ее христианской верой. Этот тип женщины был очень любим христианскими книжниками. Любили его и в народе. Именно поэтому в русских былинах так распространен образ матери героя — «честной вдовы». Исследователи обратили внимание на то, что в былинах «многоразумие» честной вдовы обыкновенно обуздывает буйные порывы сына, и в этом отношении предание об Ольге и сыне ее Святославе напоминает отчасти былины о Василии Буслаеве и его «желанной матушке, честной вдове Амелфе (или — Мамелфе) Тимофеевне». Как «любящая жена и мать» Ольга, став вдовой, жестоко мстит за своего убитого мужа. Правда, тут будущая святая несколько перестаралась и из-за образа «честной вдовы-христианки» неожиданно выступает совсем другой образ. Это образ жестокой и коварной мстительницы, женщины-воина, столь распространенный в кровожадных скандинавских сагах.
Двойственность образа Ольги ярко проявляется в сказании «Степенной книги» о первой встрече Игоря с Ол
...
aolchik:
Олюшка писал(а):Ольчик, вспомни где ты видела, я чего то этого не помню. Насколько я знаю о Глебе практически информации нет, и достоверно кто его мать тоже
Давно это было, еще в период чтения Светорады... Я вот сейчас ищу и ничего найти не могу, и думаю, а может мне это приснилось

?... Прям не знаю что и думать...
фьора писал(а): А она мне "Неа, я не про это! Я про нечисть!!!" ...и тут я в ступор ушла preved потому что не смогла дать однозначно отрицательного ответа
Прям анекдот из жизни... А я сестре дала НЛ почитать, посмотрим-посмотрим...
Mylene писал(а):Хейден Кристиансен
Милен, а мне нравится этот джидай (или как его там...)
аника писал(а):Но не думала, что Ставицкого столько человек поддержат.
Вот и я тоже не думала, что он у нас в лидерах будет
JuLyasha писал(а):Но думаю, большинство наших кандидаток всё равно писаными красавицами будут
Я тоже так думаю.
Аня, отзыв как всегда очень подробный, молодец!!!
goldann писал(а):я не удивлюсь, если его появление в следующих книгах окажется намного положительнее, может ей служить в благодарность станет?
Меня вот тоже такие мысли посещают
goldann писал(а):Только она была без памяти влюблена в мужа, ради него готова пожертвовать своим ребенком, то вдруг холодеет к нему, желает стать вновь ведьмой сильной, а, не успев на полную мощь использовать свои силы, решает жить с Малком среди людей. Что-то ее уж слишком закачало из стороны в сторону
А мне кажется автор все логично объяснила. Сначала у нее потеря памяти была, потом все вспомнила и жаждала отомстить, а потом действительно была какое-то опустошение и усталость, вот и потянуло ее на мирную жизнь
goldann писал(а):не способна Малфрида на сильные любовные чувства, отдачу без остатка, когда живет в ней на полную катушку ВЕДЬМА,
Вот и я все больше и больше думаю и прихожу к выводу, что "остановиться" Малфрида сможет лишь навсегда став Малфуткой. И может быть, тогда и Малку меняться особо не надо будет
goldann писал(а):Ольга сильно разогналась, получив и прочувствовав, что это такое – власть над Русью, и не позволит кому-нибудь ее отобрать, а мужчине подле нее придется туго, она подчиняться уже не будет.
Ой, моя фантазия меня понесла...

В свете моих последних поисков, я уже рискну предположить, что Свен с Ольгой будет и родится у них некий Володислав
goldann писал(а):И если Малк спасал больше ребенка Малфриды, то Свенельд же просто спасал ребенка, потому как поступить иначе – это пойти против своей совести.
goldann писал(а):Особенное место, если не главное, занимает Христианство, его постепенное завладевание умами русичей.
А мне интересно, а как Ольга у Вилар перейдет в христианство?... А может "всплывет" еще Глеб?...
фьора писал(а):Вот и твои коллективные чтения кончились
Так еще не все на финише... Ленусик где-то там читает
фьора писал(а):Конти веселится вовсю, лишь бы книгу не читать
А я яй Конти!!!! Когда уже отзыв напишешь на первую книгу?
фьора писал(а):чтобы помучить Светораду и дать ей оправдание
Олюшка писал(а):Я читала что Святослав был закоренелый язычник и в не очень близких отношения с матерью.
У меня уже прям "руки чешутся" так хочетс узнать как же Симона нам это преподнесет... Ведь наверняка она это обыграет в Ведьме
Nissa писал(а):И у меня тройной.
Ой, Оксана, а как же мы про тебя забыли то!!!!

Кстати, с новой авочкой тебя. Не теряйся надолго...
Nissa писал(а):кризис читательский
Наверное что-то на редкость гадкое попалось?
Lunnaya писал(а):Или тут у Симоны по принципу не тот отец кто родил, а кто воспитал?
Я так думаю, что да. Ну всяко Малк Добрыню своим сыном назовет.
Олюшка писал(а):Я не вижу что Свенельда особо оттолкнуло от Ольги, она в его сердце на всегда.

Я думаю, что Ольга там "прочно засела", это лишь мимолетное у него...
Ну и напоследок..
Настя, с новым колечком тебя
...
Lunnaya:
"Ведьма княгини"
Закончила читать книгу, прямо как сама сквозь древлянские чащи пробиралась несколько дней

Столько всякого повидать пришлось, аж даже Змея Горыныча повидала. А как же без него, если уже Кощей был, Яга, может еще Соловья-разбойника какого-нить вспомнить? Хотя Змей, кстати, фигово как-то выступил, быстро очень смотался. Я думала, если его уж разбудили, то надолго, хотя бы мортал комбат какой-нибудь надо было с ним устроить ведьме например.
Итак начинается книга с казни князя Игоря, и самое ужасно мы понимаем, что древлян подбивают поклонятся злым божествам. И Малк там в первых рядах, неприятное открытие.
Малфутка предстает перед нами опять простой влюбленной страстной девушкой. Но это ненадолго. Сперва Ольга ей пытается глаза открыть на ее сущность, потом и вовсе Кощей память возвращает. Очень мне было странно, что Малфрида так много Кощею пообещала. Ну ладно пыталась Свенельда выкупить, пообещала жертвы и золото, но ребенка как-то жирновасто мне кажется! Могла бы как-то поторговаться что ли, тем более он ведь хотел с ней вместе зло творить, т.е. сотрудничества хотел скажет так.
Обидно, что такие большие жертвы и обещания почти мгновенно Малфриде становятся безразличны, и она все выполняет чисто по инерции, без эмоций. Вообще всю книгу она и не ведьма то толком, не знаю зачем ей беременность эту придумали. Да помогает Ольге слегка советами, но в целом все равно оружие работает и авторитет Ольги во всех политических вопросах.Толку от ведьмы реально ноль, только птиц что ли в гнезда услала. Плюс лапа кощеева за нее работала, сколько раз выручала. Месть ее какая-то не страшная, врага своего она воскресила, как-то все не так... 9 месяцев ждала она возвращения своей силы, а после так как-то враз сдулась, и ничего ей уже стало не надо. Нашла себе тихую гавань, все забыть, все забыть. Не верю, кстати, я в это пристанище, надолго ли? Обратите внимание, что люди к ним с Малком по ночам продолжают приходить, тенденция то такая же как в Сладком Источнике, т.е. как еще закончится не ясно...
Свенельд очень мне понравился в этой книге, как человек, как боец. Что его все таки тянуло к Малфриде - меня радовало. Все ревновал, приглядывал за ней. Особенно в конце, в эпилоге забавно, по типу "ах какая женщина"..."жжет в груди сильней огня, не моя ты, не моя")))) НО очень удивляло, что его так коробила сущность Малфриды всю книгу. Все таки не чудищем она была, обычной женщиной на вид, и общались они нормально. Это при том, что он постоянно все 3 книги плотно
"общался" с нечестью! Мог бы уже сроднится с такими явлениями, подумаешь ведьма! Главное же страстная, не обижает его и все такое))
Не то что Малк. Предлагал Свенельду сойтись с ведьмой опять, а когда тот отказывался, сам думал что смог бы! Ну и смог в итоге. В этой книге Малк как всегда добрый малый, за исключением пролога. Молодец он, что к своим не вернулся, да и не думала я что он вернется ни разу. Даже странно было, что автор ему какие-то такие мысли все таки вложила в голову. Под конец книги стал настоящим воином, молодец. Но за любовь не боролся, уехал с Добрыней, а если бы не поехала Малфутка следом, тогда как, прощелкал бы счастье свое?!
В целом оба мужчины ведьмы мне очень понравились, в отличии от нее самой. Все таки она не доработанная какая-то получается. Без своего я, непонятная. Очень понравилось, как Свенельд и Малк общались, и без слов даже. Сблизились так.
В целом итог книги меня очень устраивает. Маланич устранен, вот Мокея не надо было конечно оживлять. Не знаю даже нужно ли продолжения вообще? Потому что, если продолжение будет боюсь я за Малфриду. Наверняка бросит Малка, будет шастать черти где, Мокей этот подлый всплывет. А то вдруг и влюбится в нее опять, а может и она в него, брррр....
Ставлю я 4, за обильное описание древлянских чащ непролазных и битв затяжных, когда уже все вроде падают, но еще стоят, за неполное какое-то описание развития самой ведьмы, ее сути, за отсутствие любовной линии.
...
JuLyasha:
Lunnaya писал(а):"Ведьма княгини"
Дочитала-таки
Анюта!

Ох, ну мне прям удивительно - и что вы все так эту книгу невзлюбили, раскритиковали?

Ну ладно - вторая - ужастик чуть ли не с... ладно, не будем об этом жанре. Наверное, правда память слаба стала. Мне вроде, когда читала, всё понравилось.

А здесь что ни отзыв, то разгром
Lunnaya писал(а):Закончила читать книгу, прямо как сама сквозь древлянские чащи пробиралась несколько дней

Столько всякого повидать пришлось, аж даже Змея Горыныча повидала. А как же без него, если уже Кощей был, Яга, может еще Соловья-разбойника какого-нить вспомнить? Хотя Змей, кстати, фигово как-то выступил, быстро очень смотался. Я думала, если его уж разбудили, то надолго, хотя бы мортал комбат какой-нибудь надо было с ним устроить ведьме например.
А что - очень мило, что народный фольклор хоть вспомнили, а то нам всё страсти да историю подавай
Lunnaya писал(а):Итак начинается книга с казни князя Игоря, и самое ужасно мы понимаем, что древлян подбивают поклонятся злым божествам. И Малк там в первых рядах, неприятное открытие.
Ну, запутался парень. С кем не бывает. Делал по принципу - хотел как лучше, а получилось... ну сами знаете - как всегда
Lunnaya писал(а):Малфутка предстает перед нами опять простой влюбленной страстной девушкой. Но это ненадолго. Сперва Ольга ей пытается глаза открыть на ее сущность, потом и вовсе Кощей память возвращает. Очень мне было странно, что Малфрида так много Кощею пообещала. Ну ладно пыталась Свенельда выкупить, пообещала жертвы и золото, но ребенка как-то жирновасто мне кажется! Могла бы как-то поторговаться что ли, тем более он ведь хотел с ней вместе зло творить, т.е. сотрудничества хотел скажет так.
Наверное, она просто не имела никаких материнских чувств. А может и даже недолюбливала этого ребенка. Как суррогатная мать была, по сути - её дитя, а ей по барабану, после родов отдаст.
Lunnaya писал(а):Обидно, что такие большие жертвы и обещания почти мгновенно Малфриде становятся безразличны, и она все выполняет чисто по инерции, без эмоций. Вообще всю книгу она и не ведьма то толком, не знаю зачем ей беременность эту придумали. Да помогает Ольге слегка советами, но в целом все равно оружие работает и авторитет Ольги во всех политических вопросах.Толку от ведьмы реально ноль, только птиц что ли в гнезда услала. Плюс лапа кощеева за нее работала, сколько раз выручала. Месть ее какая-то не страшная, врага своего она воскресила, как-то все не так... 9 месяцев ждала она возвращения своей силы, а после так как-то враз сдулась, и ничего ей уже стало не надо. Нашла себе тихую гавань, все забыть, все забыть. Не верю, кстати, я в это пристанище, надолго ли? Обратите внимание, что люди к ним с Малком по ночам продолжают приходить, тенденция то такая же как в Сладком Источнике, т.е. как еще закончится не ясно...
Ну не знаю,
Ань... Что беременность автор придумала - во-первых, если бы у Малфриды была её сила, книга закончилась бы куда быстрее - прилетела к Искоростеню, разметала город и жителей к такой-то матери, показала всем, где омары зимуют - и дело с концом. Разве не так? А еще, во-вторых, не проявила бы свой ум, смекалку, изобретательность. Не скажи, она головой неплохо работала, и я считаю ,что без неё у Ольги не получилось бы этого всего - ведь именно Ведьма ей с самого начала советовала, что и как.
Lunnaya писал(а):Свенельд очень мне понравился в этой книге, как человек, как боец. Что его все таки тянуло к Малфриде - меня радовало. Все ревновал, приглядывал за ней. Особенно в конце, в эпилоге забавно, по типу "ах какая женщина"..."жжет в груди сильней огня, не моя ты, не моя")))) НО очень удивляло, что его так коробила сущность Малфриды всю книгу. Все таки не чудищем она была, обычной женщиной на вид, и общались они нормально. Это при том, что он постоянно все 3 книги плотно "общался" с нечестью! Мог бы уже сроднится с такими явлениями, подумаешь ведьма! Главное же страстная, не обижает его и все такое))
Что-то я забыла - где Свенельд плотно с нечистью всё время общался? Если и приходилось - Баба Яга, на болоте, так это ж были "кратковременные сеансы" так сказать

и он был от них не в восторге. Всё-таки не так легко принять, что твоя жена - ведьма. Любой ли мужчина сейчас, например, узнав о таком, только рукой махнет и жену к сердцу прижмет?
Lunnaya писал(а):В целом итог книги меня очень устраивает. Маланич устранен, вот Мокея не надо было конечно оживлять. Не знаю даже нужно ли продолжения вообще? Потому что, если продолжение будет боюсь я за Малфриду. Наверняка бросит Малка, будет шастать черти где, Мокей этот подлый всплывет. А то вдруг и влюбится в нее опять, а может и она в него, брррр....
А продолжение напрашивается, потому что очевидно читателю, что не может вот так Малфрида успокоится. Неправдоподобно это.
Lunnaya писал(а):Ставлю я 4, за обильное описание древлянских чащ непролазных и битв затяжных, когда уже все вроде падают, но еще стоят, за неполное какое-то описание развития самой ведьмы, ее сути, за отсутствие любовной линии.
Ну вот, снова "4"!
...