Спасибо за интересные рассуждения и аргументы!
Tannit писал(а):Зачем изобретать велосипед? Логика подсказывает, что прототипами были именно идеограммы, а выбирал их тот, кто лучше всего их знал – писец. Или коллектив писцов
Логика тут не работает. Скажу страшное: эта логика из того же ряда, что и бремя белого человека.
Современная лингвистика как наука в плане истории языка и языкознания была узурпирована белыми европейцами примерно в 19 веке, именно они с тех пор диктуют что есть мейнстрим, истина и благо. Их отношение к не-европейским языкам было дико предвзятое. Например, если почитать того же Фердинанда де Соссюра, то все африканские языки у него неполноценные: и словарный запас не такой, и грамматика не такая - бедная.
Отличный пример подобного узколобого отношения - язык жестов. До конца 20 века его и за язык не считали, так - подстрочник. Но потом оказалось, что у этого "подстрочника" есть и своя фонетика, и грамматика и синтаксис. Только непохожее все это на "традиционные" звуковые языки. И тем не менее, структура языка жестов, иерархия, словообразование и грамматические формы - все это при желании можно найти. Например, длительные времена обозначаются более медленными жестами и тд.
Возвращаясь к традиционным звуковым языкам, отсутствие внятной единой логики ярко проявляется в грамматических, лексических и синтаксических конструкциях. Надо думать на языке, чтобы постичь его личную, внутреннюю логику.
например, по-русски мы говорим "С днем рождения!", а по-французски нельзя так сказать. Надо сказать" Радостный день рождения".
и тогда вопрос: чем подход к лексике, семантике отличается от подхода к выбору графем? У каждого языка свой путь, разве нет?
Tannit писал(а):выбор слов не был случайным. Все они из основного лексикона – бытовые термины, части тела, домашние животные – т.е. наиболее часто употребляемые. Когда просят сказать слово на "Д", то первое, что придет на ум – это "дом". И буква "А" стала первой в алфавите тоже не случайно, потому "алеф"–бык - символ божественной мощи и царской власти.
Это опять же из логики "белого человека".
Сама же писала, что выбор лежит в психологии и особенностях той или иной нации.
ну, и политики.
Возьмем для примера спеллинг - назвать слово по буквам, как оно пишется. Для английского языка это жуть как актуально. У них там даже олимпиады проводятся по спеллингу, что понятно - пишут они черте как, совсем иначе, чем произносят. В русском языке спеллинг совсем не актуален,ибо пишем - как говорим (я не про орфографию, если что). Так вот, никому при спеллинге не приходит в голову называть буквы словами! Никто не говорит "Д как дом".
да, существует международная таблица для радиообмена, где для ясности передачи по буквам
буквы называют словами. Для английского это А -альфа, Б - Браво, Ф - фокстрот, Аш - отель и тд.
таблица создана волевым решением, принята и утверждена на самом верху и обязательна для всех: радиолюбителей, пилотов, яхтсменов...
но есть исключения и для нее. У арабов, где алкоголь вне закона, разрешено букву W заменить, они говорят "вашингтон" вместо "виски"

. И обрати внимание, что "вашингтон" - не арабское слово.
А вот у русских в традициях радиообмена
буквы называют именами собственными! А как Антон, И как Иван...
О чем это? О том, что логика - она ж от многого зависит. Англосаксам логично, что буква - это первая буква существительного, обозначающего некий предмет. А для русского - что это имена людей. И тем, и тем логично.
а что мы наблюдаем в языкознании?

Древним людям, вне зависимости от страны проживания, эпохи, моды, культуры и проч.навязывается единая логика того, как им логично записывать речь.
По идее, мы должны наблюдать бесконечное разнообразие на начальных этапах становления письменности. И не только наблюдать, но и всячески подчеркивать это, потому что нет и не может быть единой всечеловеческой логики.
А может быть только воля одного человека-лидера. В крайнем случае - коллективного выбора узкой группы лиц.
как в фонетическом алфавите диспетчеров.
то есть: мы должны отказаться от "произвольности выбора" графем. Никакой естественной эволюции от картинки к букве.
Что говорят мифы на сей счет? Письменность подарили боги.
я думаю, что человек, который придумал бы особенную письменность, которая меняла заведенный веками порядок (заменил идеограммы и пиктограммы на слоговое и звуко-буквенное написание устной речи), этот человек (или группа лиц) остался бы в памяти. Как остался в памяти тот же Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь огнем и мечом. Как остались Кирилл и Мефодий. Как фараон Эхнатон со своими реформами.
они бы не прятались за безличным определением "боги".
боги могли позволить, санкционировать, утвердить порядок, но не отменить гордость изобретателя. Не по всей планете. Талантливые люди стремятся часто к увековечиванию своего имени и требуют почета и поклонения себе и своей новомодной системе.
Звуко-буквенный письменный язык - это революция. Это борьба старого с новым. Старые жрецы (а письменность никогда не зарождалась на пустом месте, если не брать в расчет "подарки" от "просвещенных народов" всяким аборигенам) не примут покорно смену направления. Они бы этих реформаторов на костре сжигали за ересь.
Таких волевых людей должно быть много - для каждой цивилизации свой. И хоть где-то, в какой-то стране, в какой-то сказке, но сей факт должен бы быть зафиксирован.
Tannit писал(а):
На самом деле, к тому времени, когда "зета" была заимствована из ромейского, она утратила свое изначальное смысловое значение, а о финикийцах было давно забыто
это-то понятно. Непонятно мне другое: почему именно этот знак?
Есть такая новая наука фоносемантика. Она, грубо говоря, отвечает за разделение звуков речи. Наука новая, но именно нечто подобное и лежало в основе возникновения звуко-буквенной письменности. То есть прежде, чем придумывать букву, надо выделить звуки в слове. Что Д - это дом совсем не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому, кстати, сначала было слоговое письмо. Выделить отдельный звук сразу оказалось невозможно. И кстати, у каждого народа свой набор ключевых звуков-фонем. Они не всегда совпадают.
Так вот. Наверное, первым, кто заговорил о звуках в таком контексте, был наш Ломоносов. И говорил он об этом в каком-то мистическом, иррациональном ключе. У него твердые согласные были грубыми и тупыми, глухие- ленивыми...
цитату нашла: "Из согласных письмен твердые к, п, т и мягкие б, г, д имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и потому могут только служить в том, чтобы изобразить живяе действия тупые, ленивые и глухой звук имеющие, каков есть стук строящихся городов и домов, от конского топоту и от крику некоторых животных. Твердые с, ф, х, ц, ч, ш и плавкое р имеют произношение звонкое и стремительное, для того могут спомоществовать к лучшему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных и великолепных. Мягкие ж, з и плавкие в, л, м, н имеют произношение нежное и потому пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий"
По словам Г. А. Гуковского, «каждый звук имеет, по Ломоносову, свою содержательную энергию. Но эта энергия сама по себе не рациональна, а эмоциональна. Более того, она несёт в себе явственный признак иррационального»
Вот эту эмоциональность в наши дни с их протестантской языковой логикой и не учитывают. А зря. На мой вкус, иррационального в языке и тем более письменности куда больше, чем об этом говорят.
Tannit писал(а):Перековали мечи на орала, не?