Москвичка:
03.06.10 00:37
» Камины
Из истории каминов
Широкое распространение камины получили в европейских странах в силу определённых особенностей климатических условий. В Европе в течение года нет столь серьёзных перепадов температур, как в России или в других «морозных» странах, и для обогрева помещения требуются не такие значительные усилия. Однако известны факты наличия аналогов камина и за пределами Европы. Так, например, в Японии источником тепла в традиционном доме (как и в ряде замков Европы) служили переносные металлические, глиняные или керамические жаровни (
хибати) с тлеющем древесным углем. Однако "простота" не всегда равнозначна "эффективности" и ощутить тепло, исходящее от хибати, можно было только максимально приблизившись. Существовал и ещё один способ обогрева того или иного помещения – в полу комнаты закрепляли открытый очаг, забитый глиной и топившийся углём. Такой очаг назывался "
ирори" и ни в коем случае не использовался для приготовления пищи, максимум – кипятили на нём воду для чая. Этот очаг и был прародителем
котацу: над ним ставили низкий столик, который, как скатертью, накрывали толстым одеялом, а чтобы было удобно (и вообще возможно) ставить посуду и другие предметы, поверх одеяла клали толстую деревянную доску под размер столешницы. Вся семья садилась за стол, просовывая ноги под одеяло и подтыкая его за поясницу, чтобы тепло никуда не уходило. Таким образом, японцы наслаждались теплом как физическим – от жаровни, так и духовным – от единения с близкими.
Но прервём наше лирическое отступление и вернёмся из Азии в Европу.
Предком камина был обыкновенный открытый очаг, служивший не только для отопления жилища, но и для приготовления пищи. Вокруг очага складывали камни, "оправу" для огня, а газы, образующиеся в результате горения, выходили в атмосферу через специальное отверстие в крыше. Люди согревали замерзшие пальцы у единственного источника тепла в главном зале и часто спали прямо рядом с ним.
Интересен тот факт, что вначале источник огня старались размещать в центре помещения, т.к. это было продиктовано, прежде всего, требованиями обрядовых церемоний, и лишь позже хозяева дома стали больше задумываться не о религии, а о безопасности своего жилища. Отверстия, проделываемые в крыше дома для отвода дыма из помещений, однако, не всегда хорошо выполняли возложенные на них функции.
Известно немало случаев, когда по причине отсутствия вентиляции люди умирали во сне, отравившись продуктами сгорания. Только с активным ростом городов ситуация несколько изменилась. Над очагом стали применять специальные колпаки, располагать огнестойкие трубы, которые выводили дым из помещения и предотвращали распространение искр. И всё же, где впервые появился камин?
История зарождения камина
Если не принимать во внимание такой этап развития камина, как костёр древнего человека, можно сказать, что камин зародился в Древнем Риме. Сам термин "камин" происходит от латинского
caminus – открытый очаг.
Под многометровым слоем тибрского ила остались «законсервированными» древние города (Помпеи, Геркуланум, Остия) со всеми возведёнными жилыми строениями. Развалины этих и других известных древнеиталийских городов дают много интересных сведений по истории древнеримского строительства и особенностях отопления жилых помещений. Состоятельные римские граждане возводили в черте города богатые особняки, или
домусы, строительство которых обязательно увязывалось с окружающим ландшафтом. Наружные стены домов и жилищ не имели окон, помещения открывались только во внутренний дворик –
атриум.
В этот закрытый внутренний двор с бассейном, куда выходили комнаты для гостей, спальни и остальные помещения дома, был обязательным элементом древнеиталийского особняка. Уже в I веке до нашей эры атриум превратился в самую парадную и официальную комнату-залу, в которой принимали посетителей и велись важные деловые переговоры. В целом в интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.
Примечательно, что отопление в римских домах производилось различными способами, но чаще всего для этой цели использовали бронзовые переносные печи, сделанные в виде красивых чаш или ваз. Были и стационарные отопительные системы по типу используемых в термах (банях). В этом случае в бетонных стенах домов оставлялись каналы, а под полом жилого помещения – незаполненное пространство, по которому и проходил горячий газ, поднимавшийся снизу и обогревавший помещение. В качестве топлива обычно применяли древесный уголь.
Известно также, что во многих домах римлян в центральной части залы строились печи-каминусы с открытой топкой, уходящие трубою в потолок. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Так римские архитекторы стремились воплотить в своих творениях единство красоты и удобства, рационально дополняя роскошь и масштабность дома изысканностью и изяществом интерьера. И в этом отношении камин играл одну из главных ролей. С его помощью отапливали довольно большие помещения. Эти печи-каминусы монтировали в центре залы, что определило местоположение камина на несколько последующих веков. Именно в Древнем Риме камин обрёл свои современные черты.
Описание римских каминов доносит до нас Андрео Палладио – один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения – в своём знаменитом трактате об архитектуре и традициях античности: «Древние имели обыкновение строить в своих домах камины, использующиеся для обогрева помещений. Камин располагался в центре дома и представлял собой несколько колон, поддерживающих архитравы, над которыми высилась пирамида. Через неё из комнаты уходил наружу дым». Из этого описания можно сделать вывод, что в Древнем Риме камин представлял собой обособленное сооружение, никак не связанное со стенами зданий.
В те времена камин не только выполнял функции отопительной системы, но и продолжал играть сакральную роль. Именно с ним связывали защиту дома от действий нечисти и злых духов, которые, по преданиям, больше всего на свете боялись именно огня. Разумеется, не было речи о том, чтобы разрушить уже построенный камин. Это приравнивалось к святотатству со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Средневековье и Готика (V – XV века)
Средневековье – довольно продолжительный период европейской истории, начавшийся с окончательным падением Рима от ударов белых варваров Севера. (Кстати, среди этих варваров было много и наших с вами предков, или, как минимум, родственников: древними славянами были, например, вандалы). Приобщившись к развитой цивилизации Рима, предки современных европейцев начали активно строить величественные здания. Так родился стиль готика. Название стиля произошло от латинского
gotico - варварское. Это оскорбительное прозвище было дано зарождавшемуся стилю ещё художниками великого, но увядающего Рима. Готика – это соединение имперского величия и фанатичной веры в Бога, что было свойственно средневековью.
Итак, вначале готическая архитектура представляла собой нагромождение дикого камня, но из года в год она совершенствовалась. Сегодня готические соборы – это строгие формы, простота и величественность, устремленная в небеса.
И вот всё это величие – замки, монастыри, аббатства – все они обогревались каминами. Отличительной особенностью камина в Средние века становится внушительность размеров – под стать строениям - громадные, порою, просто гигантских размеров. Средневековые рыцари жарили в них быков на вертеле. Каминная топка могла достигать размера комнаты высотой в полтора человеческих роста, а в некоторых замках – с небольшой двухэтажный дом. Один из таких сохранившихся до наших дней каминов можно увидеть в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции. А в замке герцога Беррийского, что расположен во французском городке Пуатье, сохранился тройной камин, занимающий всю торцовую стену. Чтобы представить его размеры, достаточно сказать о том, что в каждое из трёх отделений мог поместиться небольшой двухэтажный дом. Портал этого очага украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом.
Несмотря на описанный выше случай, огромные камины были всё-таки редкостью. Их строили только в замках, и художественной ценности такие камины ещё не представляли.
Камины строились чаще около стены, а вернее, в большинстве случаев встраивалась в стену. Средневековый камин представлял собой выложенный из кирпича топливник, опирающийся на консоли или украшенные резьбой колонны. А дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом.
Во многих замках для каминов создавались целые помещения — каминные залы, где хранились военные и охотничьи доспехи доблестных рыцарей. Такие залы обычно украшали богатыми коврами, шкурами, убитых на охоте диких животных, дорогими картинами. Характерными
элементами
интерьера средневекового замка стали стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стёкла в свинцовом обрамлении из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки устанавливались обычно деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами, часто потолок был украшен декоративной росписью.
Ну, а в домах простых людей возводили небольшие и удобные камины, встраиваемые в стену и имевшие дымовую трубу, которая находилась прямо над очагом и опиралась на небольшие консоли или столбики. Обычно эту трубу штукатурили, белили и расписывали замысловатыми узорами.
Кроме того, камин часто служил оборудованием в домашней мастерской ремесленника. При помощи огня камина выливали свечи или красили ткани. Часто камин применяли для копчения мяса, а золу и сажу использовали в мыловаренном производстве.
В конце XIV века на смену каминам пришли кафельные печи. С отоплением дома они справлялись намного лучше, так как накапливали тепло и постепенно отдавали его воздуху за счёт процессов конвекции.
Возврат к античности (XV – XVI века)
В XV – XVI веках художники и архитекторы вновь обратились к идеалам античного искусства. В моду вошли статуи олимпийских богов, колонны, капители, пилястры (выступающие из стены полуколонны). Ими стали украшать как внутреннюю, так и внешнюю части здания. Разумеется, это коснулось и камина.
В эпоху Возрождения камин окончательно занял свое традиционное место у стены, и в большей степени менялся в художественно-оформительском плане. В первую очередь, это коснулось материалов, которые использовались при изготовлении и украшении камина. Вместо булыжника появились благородные гранит, мрамор, оникс и прочие виды природных камней, мозаика. Затем усложнилась форма и композиция порталов камина, появились те же элементы, что использовались в архитектуре самих зданий – колонны, пилястры, элементы античной мифологии. Без украшения не остается ни одна часть камина, даже вытяжная труба декорируется. С начала XV века в домах европейцев появились первые декоративные доски, которые использовались, как в качестве защитного элемента стен от чересчур сильного нагревания, так и в качестве украшения в задней части топки. Задняя стенка топки закрывается изразцовым чугунным листом, а верхняя и нижняя части оформляются карнизом и консолью соответственно.
Чувственность и лукавство аристократии (XVII – XVIII века)
На смену античности приходит барокко. Это уже XVII – XVIII века. Стиль барокко – воплощённая роскошь, парадность, страстность и пышность. В переводе с итальянского
barocco означает вычурный, причудливый, странный.
Вытяжные трубы, которые раньше нависали прямо над камином, отныне устанавливались перпендикулярно по отношению к каминным полкам. Кроме того, они украшались множеством разноцветных безделушек. Что касается низа и верха камина, то они оформлялись карнизом или цоколем, который во многом повторял пышное убранство всего остального интерьера.
В эту эпоху камины стали украшать флорентийской мозаикой, увеличились размеры их дымосборников, на порталах каминов появились резные украшения.
Следует отметить, что в стилях барокко и рококо украшения над каминами были небольшими по размерам, однако отличались тонкой отделкой, изящными линиями форм и исключительной декоративностью.
Сами декоративные орнаменты каминов впервые приобрели ассиметричные элементы, стали более подвижными, "текучими". Чаще всего – это вьющиеся растения (виноградные лозы, листья аканта, ветки роз). В орнамент включаются изображения насекомых, птиц, животных, играющих детей. Заднюю стенку каминной топки закрывают чугунными панелями, украшенными рельефами с изображением библейских сюжетов или военных баталий. В качестве материалов часто использовался белый мрамор в сочетании с золочёной бронзой. На каминной полке помещались часы, вазы, зеркала и роскошные канделябры. Перед топкой камина нередко ставили шёлковый каминный экран в деревянной или позолоченной раме. Рисунок такого экрана просвечивался светом пламени и создавал дополнительный декоративный эффект. Кроме того, экран рассеивал жар огня.
Забыла сказать, что в эпоху Ренессанса иногда строили камины "
машероне" – гротескное изображение лица с широко открытым ртом. Этот тип камина трансформировался впоследствии в камин-скульптуру с обтекаемыми формами из гнутых медных листов. В ХVIII веке графом фон Румфордом был впервые сконструирован камин, отражающий в помещение значительную часть тепла. Конструкция этого камина отличалась небольшой топкой и отражающей тепло задней стенкой. Несмотря на все ухищрения, КПД камина оставался очень низок по сравнению с печами, поэтому его все больше стали использовать как декоративный элемент интерьера, а зону у его открытого огня – для отдыха и проведения досуга.
Наполеон и Шерлок Холмс у камина (XIX век)
Как это обычно бывает, после периода роскоши и вычурности, людям захотелось чего-то более сдержанного, лаконичного и разумного (конец XVIII века). Так появился
классицизм. Этот стиль искусства возвратил каминам строгие пропорции и подчеркнутую монументальность, характерную для античных веков. Центром развития нового стиля стала Англия.
Архитектурное творчество каминов достигло своей вершины, когда в конце XVIII и в начале XIX века английские архитекторы Р. Адам и Д. Стоун построили камин с квадратными пропорциями топки. Такой тип каминов до сих пор именуют "английским". Камин в английском стиле – это спокойный аристократизм, элегантность и простота.
Главными целями теперь считаются не изысканность и внешний лоск, а чувство меры. Вместо узоров на каминах появляются военные эмблемы, традиционные старинные орнаменты, лаконичные украшения. Портал во времена классицизма оформлялся колоннами и скульптурами, а на карнизы ставились статуэтки, вазы и часы. Очень часто над каминами устанавливалось зеркало, которое отражало новую эпоху и неброское богатство интерьеров.
Камины этого направления отличает сдержанность декораций, форм и красок. Самым распространённым материалом для камина становится чёрный мрамор, скромно украшенный рельефами в античном стиле. Нам легко представить такие камины, поскольку мы видели их в фильме о Шерлоке Холмсе по роману Артура Конан-Дойля и в других фильмах об Англии XIX века. Классицизм – это деловой стиль. Дух римского практицизма пронёсся через поля Европы и дал всходы на благодатной британской почве.
В начале XIX века Франция, вслед за Британией, отказывается от стиля барокко. В эпоху правления Наполеона Бонапарта зарождается новый стиль, ставший синтезом английского лаконизма и величия французской империи. Ампир –
empire, в переводе с французского – империя. Ориентиром для новых художников Франции стал Рим периода расцвета. В моду входят помпезные колонны, военные сюжеты, оружие, лавровые венки. После египетских походов Бонапарта в декор каминов вошли сфинксы и египетский орнамент. Материалом монументальных каминов в стиле ампир становится мрамор.
Изменился и состав материалов, из которых делались камины. В частности, топочная часть изготавливалась из огнеупорного кирпича. Вообще, в новое время камины обзавелись множеством аксессуаров, которые облегчали пользование этим сооружением. Появляются колосниковые решетки для дров, решетчатые углесборники, щетки на длинной ручке, совки для чистки топки, вилки для ворошения топлива и специальные щипцы для переворачивания дров.
Все эти аксессуары отличались огромным разнообразием конструкций и отделки. В XVIII на смену всем вспомогательным приспособлениям пришло одно крайне простое, но эффективное устройство - кочерга. Примерно в это же время ведерки и ящики для угля постепенно заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива. В конце же XIX века у каминов появляется еще один важный элемент - специальные сетки, которые предотвращали разбрасывание углей во время горения.
К применяемым для отделки камина традиционным материалам добавляется и дерево. Деревянные порталы с выполненной по ним причудливой резьбой потрясающе красивы, они выполняются в том же стиле, что и стены помещений. Сегодня дубовый деревянный резной портал можно встретить разве что в музее.
В это время камин есть практически в каждом доме. С одной стороны, камин – все тот же предмет интерьера, подчеркивающий амбициозность аристократической прослойки общества. Тому свидетельство - неповторимые дворцы и имения Англии, Германии, Франции, Голландии и европейских других стран XIX века. С другой стороны, треск сухих поленьев в камине, обволакивающее тепло и завораживающий танец огня вдохновляли людей искусства (писателей, художников, композиторов) на создание шедевров в литературе, живописи и музыке. Наконец, простой человек в холодные вечера при помощи камина имел возможность обогревать свой дом, наслаждаясь особым теплом очага и семейным уютом.
Романтика сельской жизни (XIX – XX века)
Со временем камин всё более демократизировался, всё большее число людей могли его себе позволить. И простых европейцев (включая уже и русских) стали утомлять помпезные стили прошлого. Их идеалом стала простая тихая жизнь на лоне природы. Так появился стиль кантри или
рустикальный.
Кантри – это сельская пастораль, с её прекрасными пастушками, весёлыми мельниками и картинной беспечностью.
Эти направления стали отражением нового стиля в литературе XIX
века – романтизма. Возвышенному описанию подлежит простая деревенская архитектура, плетёная мебель, домотканые пледы и т.д. Прекрасная старина и спокойная жизнь. Камины выкладываются из простого кирпича, дымоход маскируется фанерным кожухом. Яркими представителями стиля кантри стали голландские камины.
Камины в России
В разных странах формировался свой подход к строительству камина. Он отражается как в конструктивных особенностях, так и во внешнем виде камина.
Камины английские имеют строгие формы, с прямым прямоугольным порталом, часто отделанным деревом.
Для немецких каминов всегда была важна их функциональность.
Французские камины делались богато украшенными.
На Руси история каминов отнюдь не такая длинная, как на Западе. В наших домах они появились только в эпоху Петра I, да и то первоначально ими могли пользоваться только богатые бояре. Простой же люд воспринимал их как забаву, коей они в принципе и являлись. В суровом климате гораздо эффективнее каминов обычные печи. Однако потихоньку западные веяния проникали и в нашу страну. Особенно же популярны стали камины у дворян, которые таким образом подчеркивали свой высокий статус и привилегии. Указ Петра, разрешающий строить камины и простым людям, вышел намного позже и сначала распространялся только на жителей Немецкой слободы в Москве.
В XVIII веке Россия вслед за Европой испытала на себе влияние классицизма. В моду входят простота и естественность, единство формы и содержания, сдержанное спокойствие и величественность. Менялись не только интерьеры домов, но и их внешний вид, который стал являться единством сдержанной торжественности и аллегорического декора. В подражание античным мастерам, зодчие начинают активно использовать мрамор и гранит, из которых делались стены, колонны, фризы и, конечно же, камины. Отражением торжества классицизма стал знаменитый мраморный дворец в Петербурге и Агатовы комнаты в Царском селе.
В наши дни камин полностью утратил свое утилитарное значение. Он используется только в целях удовлетворения эстетических потребностей человека и подчеркивает, как и много веков назад, незыблемость семейного очага.
Майоликовый камин (майолика - техника, распространённая в Италии XVI в.) «Вольга и Микула», выполненный по эскизам Михаила Врубеля (дом Бажанова в С.-Петербурге).
Камин мира высоких технологий (XXI век)
Стиль
хай-тек в архитектуре узнаётся, прежде всего, по обилию стекла (или его заменителей) в сочетании с металлом. Строительство многоэтажных, насквозь просвечиваемых атриумов с прозрачными лифтами, гигантских стеклянных отапливаемых мостов стало возможным исключительно благодаря развитию высоких технологий. Камины стиля хай-тек сверкают полированным металлом, имеют необычные формы, напоминающие, скорее, очертания космического корабля, чем домашней печи. При создании таких каминов широко применяются современные огнеупорные материалы (стекло, нержавеющая сталь, особый пластик, керамика). Порталы нередко отсутствуют совсем, а топки могут висеть над полом. Такой камин без труда можно переставить в новое место, а в случае переезда – забрать с собой. Линии каминов хай-тек резкие, пересекающиеся под разными углами. Всё напоминает о цивилизации и научно-техническом прогрессе.
...
Москвичка:
06.06.10 17:27
» Об особенностях русской дуэли
При переводах английских (и не только) романов довольно часто встречается упоминание о дуэлях. Но при этом предполагается, что читателю как бы всё об этом деле известно, ничего пояснять не надо...
Сегодня, в день рождения Пушкина, мне хотелось найти какой-нибудь материал, с одной стороны, имеющий отношение к поэту, а с другой - к Англии, Франции - к тем местам, где обычно развивается действие переводимых нами романов. И меня всё что-то не устраивало в тех темах, которые, казалось спервоначалу, можно было бы предложить. И вот к концу дня случайно наткнулась. По-моему, неплохо бы узнать поподробнее о том, что из себя представляла дуэль, каким правилам подчинялась.
Я выложила этот материал в клубе историков-любителей, но решила здесь продублировать - с тем, чтобы позже тему немного развить, описав какие-то моменты поподробней, более предметно - с учётом направления этой темы форума. Но пока...
Об особенностях русской дуэли
Условия дуэли Пушкина с Дантесом были максимально жестокими (дуэль была рассчитана на смертельный исход).
Дуэльный кодекс, вобравший в себя мудрость и опыт поединков, подробно описывал всё связанное с дуэлями: субъекты дуэли, степень тяжести оскорблений, права оскорбленного, роды дуэлей, правила их проведения. Например в одном из пунктов написано: «Поражать упавшего противника есть бесчестный поступок, влекущий за собой законные последствия».
Страшной особенностью русской дуэли, требовавшей от поединщика железного хладнокровия, было право сохранившего выстрел подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять на минимальном расстоянии как неподвижную мишень. Поэтому-то дуэлянты высокого класса не стреляли первыми. Так обычно поступал и Пушкин.
Даль писал: «Я слышал, что Пушкин был на четырёх поединках, из коих первые три кончились эпиграммой, а четвертый смертию его. Все четыре раза он стрелялся через барьер, давал своему противнику, где можно было, первый выстрел, а потом сам подходил к барьеру и подзывал противника». Европейский кодекс требовал: «Кто выстрелил, тот должен остановиться и выждать выстрел в совершенной неподвижности». Это требование было внесено в условия последней пушкинской дуэли по настоянию д’Аршиака, ориентированного на европейский гуманный кодекс.
Европейский кодекс требовал: «Для всех дуэлей на пистолетах одно и то же правило: Дистанция между противниками никогда не должна быть менее 15 шагов». 15 шагов было для Европы минимальным расстоянием, а обычным считалось 25 - 35 шагов.
В русских поединках минимальным расстоянием было 3 шага, дуэли на 6 шагах не были экзотикой, а средним расстоянием считалось 8 - 10 шагов. 15 шагов как минимальное расстояние, а тем более 25 - 35 шагов не встречались никогда.
20 шагов в дуэли Лермонтова с Барантом в 1840 году были явной уступкой французской стороне.
В европейском дуэльном кодексе дуэль на 10 шагах считалась столь же «необычайной», как и дуэль с одним заряженным пистолетом. Подобные варианты секундантам предлагалось «решительно отвергать».
По имеющейся статистике, во Франции при обилии поединков погибало в год (с 1839 по 1848) не более шести человек. Это говорит о том, что составители европейских дуэльных правил думали прежде всего именно о демонстрации готовности участников поединка к риску, к бою. В европейской дуэли оставался смертельный риск, но все возможное было сделано для того, чтобы кровавый исход оказывался уделом несчастного случая.
В русской дуэли всё ставилось так, что бескровный вариант был уделом счастливой случайности. Идея дуэли-возмездия, дуэли-противостояния государственной иерархии, дуэли как мятежного акта, требовала максимальной жестокости.
...