Торопиться надо
Понедельник, 03/03/2014 22:55
Для свежего украинского правительства сейчас наступает страшное и многообещающее время – оно будет вынуждено начать реформы в экономике – резко, жестко и без оглядки на предвыборные планы. Вечное проклятие украинских реформаторов – выборы. Президентские и парламентские проходили реально чуть ли не раз в два года: 2004, 2006, 2007, 2010, 2012, 2014. Разумеется, каждое правительство имело в голове по гвоздю – необходимость задобрить перед выборами самую бедную и самую многочисленную часть избирателей.
Реформы откладывались «на потом», то есть – «на никогда». Сейчас ситуация по-своему уникальна. Судите сами: ни один из реальных кандидатов в президенты прямой ответственности за болезненную часть последствий реформ нести не будет. Вчерашняя оппозиция со спокойной душой может свалить все на предшественников, которые оставили ей полупустые резервы Нацбанка и пустые счета Госказначейства. То есть особых сдерживающих мотивов нет.
В свою очередь, вчерашняя оппозиция остро нуждается в финансовой помощи извне. Ровно по тем же причинам – запасов валюты явно недостаточно, предшественники налоги брали с бизнеса наперед, счета в Госказначействе практически пусты. Да и с экономикой в начале года дела были невеселые, а значит, налоговых поступлений по итогам января-февраля-марта будет меньше обычного.
Причин для реформ, на самом деле, целых две. Первая – очевидна: нужно реформировать экономику ради того, чтобы улучшить ее перспективы и подстегнуть ее рост. Украинская экономика падает с лета 2012 года, так что возобновить рост – первоочередная задача. А вторая причина – острая нужда в иностранной финансовой помощи. Как бы ни радовались ЕС и США победе демократии в Украине, а кредиты дадут только при условии запуска экономических реформ.
Разумеется, первые деньги, как предполагается, должен дать МВФ. В свою очередь, Международный валютный фонд готов кредитовать Украину при нескольких весьма жестких условиях. С точки зрения грамотного финансиста, условия вполне разумных – потому что если не ввести режим экономии государственных средств, Украина просто не сможет в будущем рассчитаться по кредитам, взятым у МВФ.
Начнем перечислять – что за реформы нас ожидают впереди.
Первая – пенсионная. С нее начал потому, что она самая болезненная и самая дорогая. Да, правительство Азарова провело то, что они назвали пенсионной реформой. А точнее – удлинили сроки выхода на пенсию. Пообещали, что будет создан накопительный уровень пенсионной системы. То есть когда часть пенсионного сбора, взятого с работника, будет куда-то там инвестироваться, чтобы потом, когда придет время получать пенсию, он за счет этих инвестиций вел обеспеченную жизнь. Однако накопительный уровень собирались ввести только после того, как Пенсионный фонд перестанет работать с дефицитом. При нынешних украинских реалиях это означает, что накопительный уровень не будет введен никогда.
Так что на самом деле все просто: МВФ настаивает, чтобы Пенсионный фонд перестал быть черной дырой украинского бюджета. И увеличение сроков выхода на пенсию было предпринято только ради того, чтобы угодить МВФ и получить от него новые кредиты. О реальной реформе тут речь не шла.
Единственный реальный путь выхода из замкнутого пенсионного круга – снизить ставки пенсионных сборов в надежде на то, чтобы их начали платить не только с «белой» части зарплат, но и со всех выплачиваемых наемным работникам денег. Но если это сделать, то первые несколько месяцев платежи в адрес Пенсионного фонда упадут. Правда, затем начнут расти и в конце концов превысят нынешний уровень. Но на этот период, когда поступления в Пенсионный фонд упадут, его придется как-то финансировать. Иначе будет просто нечем платить пенсионерам, которые, кстати, являются самыми активными участниками выборов.
Сколько ресурсов потребует украинская пенсионная система на этот переходный период, толком никто не считал. В любом случае, речь идет о сумме, измеряемой без малого сотней миллиардов гривен. Почему так много? Да потому, что число пенсионеров в стране практически сравнялось с числом работающих. То есть сейчас за счет пенсионных взносов одного нынешнего работника содержат одного нынешнего пенсионера. Если уменьшить ставки взносов хотя бы на треть, а даже этого недостаточно, то примерно каждому третьему пенсионеру первые несколько месяцев будет не доставаться денег. Чтобы все-таки хватило, придется искать деньги. За счет увеличения других налогов – не прокатит, так как экономика и так падает. Значит, придется на реформу пенсионной системы найти 8-11 млрд долларов внешнего финансирования.
Вторая реформа – налоговая. Нынешний Налоговый кодекс – дико сложный, очень хорошо способствующий коррупции, особенно, когда речь идет о налоге на добавленную стоимость. Я не представляю себе, что новая власть рискнет с ним сделать. Главный из потенциальных кредиторов Украины – Международный валютный фонд – в декабре 2013 года очень активно напоминал о том, что снижать ставки налогов нельзя. В надежде на будущие кредиты правительство Азарова отложило уже запланированное снижение ставок налогов. Но МВФ говорит одно, а вот многие экономисты говорят совершенно иное: ниже ставки налогов – быстрее рост экономики – больше собирается налогов даже при низких ставках.
Кроме того, не исключаю, что могут посягнуть на упрощенную систему налогообложения. В МВФ «на полном серьезе» уверены, что из-за нашей «упрощенки» бюджет недополучает много доходов. В 2005 году ликвидировать «упрощенку» попыталась было Тимошенко. Ей тогда не дали. Надеюсь, и сейчас «упрощенка» выживет.
Третья реформа – в финансах. Нужно наводить порядок в банках, в системе валютного регулирования. В смысле валютного режима Украина – сугубо полицейское государство, запрещено почти все. Даже на то, чтобы всего лишь открыть счет в иностранном банке, украинскому гражданину требуется индивидуальное(!) разрешение НБУ. Это противоречит и здравому смыслу, и практике в развитых странах. Но сейчас, когда банки шатаются, а курс гривны скачет, как припадочный, расширения валютных вольностей лично я не прогнозирую.
Четвертая реформа – дерегуляция предпринимательской деятельности. Сама идея дерегуляции – то есть сужения контрольных функций государственных и местных властей по отношению к бизнесу и обычным граждам – очень хорошо ложится в русло борьбы против коррупции. Нет «разрешателей» - нет и взяток за выдачу разрешений. Так что здесь вижу самые сильные подвижки. И мы все этому порадуемся в самом скором времени. Тем более, что затрат от государства не требуется, более того – за счет сокращения части чиновников и процедур появится некая экономия в бюджетных тратах.
Пятая реформа – прозрачность власти. Я уверен, что в ближайшее время под давлением гражданских активистов резко расширится информирование общества о действиях власти, а также контроль за ее действиями. Для этого есть все предпосылки: веб-сайты позволяют выдавать информацию не только быстро и полно, но также дешево, что очень важно во времена экономического кризиса. Да, прогнозирую лютый саботаж в этой сфере со стороны действующих чиновников. Но довольно быстро его подавят и мы сможем, например, видеть, куда наш ЖЭК тратит деньги, полученные от нас в виде квартплаты.
Шестая реформа – расширение прав местного самоуправления. Тут политика – скажете? А нет – чистая экономика. Именно с местной властью имеет дело малый и средний бизнес. Если местные власти получат больше полномочий, то они смогут лучше стимулировать развитие бизнеса на своей территории. Дополнительных затрат это все не требует. Просто центральным властям, а точнее – чиновникам в соответствующих органах власти – придется умерить свои коррупционные аппетиты. Ну, так их не особо жаль, верно?
http://vesti.ua/blogs/o-finansah/242-toropitsja-nado