Виктория В:
                            
                        Настя, приветствую! 
 
 
Настёна СПб писал(а):
На мой взгляд, этот момент не вполне оправдан, как-то ничто не предвещало. Или когда отец начал Фёдора душить, у него в голове помутилось
 Ох, я уже окончательно перестала понимать кто кого хотел задушить или зарезать и зачем. 
 
 
Настёна СПб писал(а):Ну, Феденька только серьги хотел прикарманить, а вот Данилыч... кхм
 
Надо же, для любовника серьги пожалел. 

 Не-е, непохоже, что у Ивана Васильевича была такая прижимистость. 
 
 
Настёна СПб писал(а):
Чтобы царю еще больше нравился  (извини). Можешь представлять его суровым, туповатым, бородатым дядькой, как в фильме "Царь", чтобы ни у кого ненужных мыслей не возникало  ...  
 Ты немного не поняла мой вопрос. Я спрашивала не о том красивый Федор или нет, а о том, откуда взяли, что он был женоподобный. Хотя вспоминаются строки Толстого "с девичьей улыбкой, с змеиной душой... " От Алексея Толстого пошло сие утверждение?
Настёна СПб писал(а):Но если Фёдор служил в рындах, то должен быть красивым, других не брали. 
 
Хоть что-то конкретное. 
 
 
Еще добавлю, что у Михаила Кузнецова при всей тонкости и изящества черт его лица вовсе не женоподобная внешность. 
 
 
Настёна СПб писал(а):В источниках говорится, что он юноша и фаворит, со стремительным карьерным взлетом, по которому потом царь вклады делал.
 И больше ничего не говорится?
Настёна СПб писал(а):Художник показал его в очень конкретном наряде  . Васильковый венок со времени выхода фильма "Князь Серебряный" стал символом ... э-э-э... фаворитизма Фёдора
 
Васильковый венок вовсе не делает маленькую спину большой. 
 
 
Настёна СПб писал(а):Вспомнила, как не хотела смотреть сериал "Версаль" из-за Филиппа Орлеанского. Боялась, что от того, как его покажут, меня будет воротить. А оказалось - наоборот, и, как и у многих, герцог стал моим любимым героем.
 
Да, красота - страшная сила! 

 Понимаю тебя! 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Настёна СПб:
                            
                        Виктория В писал(а):Надо же, для любовника серьги пожалел. Не-е, непохоже, что у Ивана Васильевича была такая прижимистость. 
 
Иоанн там для Феденьки ничего не жалел. Это Данилыч отобрал у сына серьги, и со словами "Мы не воры! Все в царскую казну!", спрятал их в собственный карман 

 .
Виктория В писал(а):перестала понимать кто кого хотел задушить или зарезать и зачем. 
 
Как же. Федя пошел казнить папу, а тот стал требовать с него клятву сохранить все награбленное им и постараться поставить род Басмановых выше царского. Федя начал рыдать, что не способен на такое, а Данилыч хвать его за горло и крестик к губам сует 

 .
Виктория В писал(а): Я спрашивала не о том красивый Федор или нет, а о том, откуда взяли, что он был женоподобный
 
Я поняла, просто ответила коряво. Да, думаю это пошло от литераторов XIX века. 
Виктория В писал(а):И больше ничего не говорится?
 
Конечно же нет. Про царскую-то внешность немного упоминается, что уж про облик его окружения говорить. 
Виктория В писал(а):Васильковый венок вовсе не делает маленькую спину большой.
  
 Тогда у Фёдора с детства были задатки определенного свойства 

 .
Виктория В писал(а):Да, красота - страшная сила
 
Ну, дело не только в красоте 

 .                        
...
                        
                 
                
                        
                          Виктория В:
                            
                        Настёна СПб писал(а):Иоанн там для Феденьки ничего не жалел. Это Данилыч отобрал у сына серьги, и со словами "Мы не воры! Все в царскую казну!", спрятал их в собственный карман 
 
Настёна СПб писал(а):
Как же. Федя пошел казнить папу, а тот стал требовать с него клятву сохранить все награбленное им и постараться поставить род Басмановых выше царского. Федя начал рыдать, что не способен на такое, а Данилыч хвать его за горло и крестик к губам сует
 
Все чудастее и чудастее становится. 
 
 
Настёна СПб писал(а):Тогда у Фёдора с детства были задатки определенного свойства
 
Или художников охватила та же эпидемия слэша, что и литераторов. 
 
 
Настёна СПб писал(а):
Ну, дело не только в красоте
 
Все равно Орлеанский с Федей не сравнится. 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Виктория В:
                            
                         » Глава двадцать первая. Белоозеро
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Margot Valois:
                            
                        Викуся, дорогие Леди, всем самого добрейшего времени суток и благодарю за продолжение!  
 
 
Описано всё так ярко, образно и зримо, что просто невозможно оставаться равнодушным. 
Очень эмоционально передан путь Михаила и их отношения с Федором от вражды до сопереживания и поддержки. Очень люблю подобные моменты. Переосмысление собственной жизни Михаилом вышло сильным, и в то же время трогательным, светлым и таким душевным.
Теперь остается надеяться и верить, что удаль и удача не изменят Федору, и он сможет выжить.                        
...
                        
                 
                
                        
                          натаниэлла:
                            
                        Привет!
Вика, спасибо за чудесную, светлую главу! 

  душа отдыхала, когда ее читала. Такая неожиданная чистая струя посреди мрачных человеческих пороков и суровой природы. Очень понравилось.
Образ Михаила -Артемия получился глубоким и сильным. Я под впечатлением. 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Виктория В:
                            
                        Милые Леди, С 1 Мая!  
 
 
Margot Valois писал(а):Викуся, дорогие Леди, всем самого добрейшего времени суток и благодарю за продолжение!   
Описано всё так ярко, образно и зримо, что просто невозможно оставаться равнодушным.
 
Риточка, приветствую и благодарю за душевный обстоятельный отзыв! 
 
 
Margot Valois писал(а):Очень эмоционально передан путь Михаила и их отношения с Федором от вражды до сопереживания и поддержки. Очень люблю подобные моменты.
 
Помню, наши Музы тесно сотрудничают. 
 
 
Margot Valois писал(а):Переосмысление собственной жизни Михаилом вышло сильным, и в то же время трогательным, светлым и таким душевным. 
 На мой взгляд, такое Чудо возможно только в христианстве - религии Любви, а Белоозеро в Средневековье было главным столпом русского Православия на Севере.
Margot Valois писал(а):
Теперь остается надеяться и верить, что удаль и удача не изменят Федору, и он сможет выжить.
 
Увы, удача не может быть бесконечной. Судьба и так баловала Федора. 
 
 
натаниэлла писал(а):Вика, спасибо за чудесную, светлую главу!  душа отдыхала, когда ее читала. Такая неожиданная чистая струя посреди мрачных человеческих пороков и суровой природы. Очень понравилось.
 
Нат, я обещала, что в последних главах будут светлые моменты. 
 
 
натаниэлла писал(а):Образ Михаила -Артемия получился глубоким и сильным. Я под впечатлением.
 
Да, когда человек начинает думать не только о себе, но и других он разительно меняется. 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Настёна СПб:
                            
                        Вика, спасибо за светлую, одухотворенную главу! 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Виктория В:
                            
                        Настя, спасибо за фото Кирилло-Белозерского монастыря. 
 
 
Кажется, он сохранился в наши дни в своем первозданном виде, без всяких перестроек и реконструкций. 
 
                        ...
                        
                 
                
                        
                          Настёна СПб:
                            
                        Виктория В писал(а):Кажется, он сохранился в наши дни в своем первозданном виде, без всяких перестроек и реконструкций
 
Надеюсь, в отпуске поеду и посмотрю собственными глазами 

 .
Кстати, 
Вика, вопрос по главе. Монастырские узники и ссыльные могли принять постриг без царского позволения? Известно, что Грозный одно время вообще запрещал уходить в монастырь без своего разрешения.                        
...
                        
                 
                
                        
                          Виктория В:
                            
                        Настёна СПб писал(а):
Надеюсь, в отпуске поеду и посмотрю собственными глазами
 
Настя, а в Елизарово ты была? 
 
 
Настёна СПб писал(а):Кстати, Вика, вопрос по главе. Монастырские узники и ссыльные могли принять постриг без царского позволения? Известно, что Грозный одно время вообще запрещал уходить в монастырь без своего разрешения.
 
Похоже, что могли - решение о постриге принимал настоятель монастыря. И судя по негативному отношению Грозного к постриженным опальным боярам, постриг они приняли без его согласия.
Пожалуй, эта проблема составляет самый жгучий политический и полемический нерв всего послания 1573 года. Испорченность обителей наступает вследствие прихода туда "любострастных бояр". Истинное иноческое житие у Троицы разрушил "бес" Вассиан (Василий Шереметев) в конце 1530-х годов, а в Кирилловом - его сын Иона (Иван Шереметев, по жесткой оценке царя - "бесов сын") в начале 1570-х годов 23. Обзывание "бесом" было в XVI веке распространенным способом политической ругани. Например, князь А. М. Курбский в своем послании к Грозному (1564 г.) называет царских советников "бесосогласными ласкателями" (т. е. угодниками дьявола). Помимо политической неприязни, в таком "комплименте" могло скрываться и подозрение в каком-то святотатстве, еретичестве. Постоянное соскальзывание от благочестивой набожности к антихристианскому глумлению было характерно для литературного стиля Грозного и свойственно его поведению 25. 
Боярских постриженников в Кирилловом монастыре - Иоасафа Хабарова ("дурак и упырь") и Варлама Собакина ("злобесный пес") - Грозный считает поругателями монашеского образа (С. 359). Он беспощадно издевается над религиозностью Хабарова в миру и его слабостью к мирским привычкам после пострижения. Еще больше достается Собакину - тот и в монашестве-то ничего не понимает и не разбирается даже в монашеской одежде (С. 359, 366). 
Не оставляет в покое царь и уже умерших к 1573 году лиц. Так, он негодует по поводу возведения (ок. 1554 г.) над гробницей князя Вл. Ив. Воротынского церкви во имя Великого Киевского князя Владимира Святого, ибо только царской власти подобает воздавать честь церковью, покровом и гробницей, а для Воротынского это лишь образец гордости и высокомерия (С. 357). Возмущен Иван IV и тем, что Иона Шереметев восседает в своей келье, словно царь, рассылает по кельям вина, пастилу, коврижки, другие сладости, принимает у себя монахов, как гостей, держит своих холопов, кухню, имеет свои запасы и двор. 
Не мог не припомнить Грозный кирилловским монахам их постриженника Сильвестра: "...другой на вас Сильвестр наскочил, видно вы одной с ним породы" (С. 363). Протопопу Кремлевского Благовещенского собора особенно досталось от Грозного в первом послании к Курбскому. Там в вину ему вменялось то, что Сильвестр, будучи священником, соблазнился мирской властью, попытался вмешиваться во властные прерогативы самого царя, а ведь священникам не подобает творить царские дела (С. 294, 298). Иван IV считает, что наделить монаха властью, - все равно что мертвеца посадить на лошадь. С другой стороны, отсечение монахов от большой политики, по мнению царя, гарантирует им безопасность в ходе политических коллизий. Кто же посмеет тронуть монаха, подвергнуть его мучениям? "У монахов остались братья в миру, и мне есть на кого возложить опалу", - важно рассуждает царь (С. 363). 
Здесь необходимо отметить полное несоответствие всех этих положений исторической реальности России XVI века. Иван Грозный напрасно так лихо отстранял монашество от участия в политике. Оно в ней участвовало. Об этом говорят хотя бы акты земских соборов второй половины XVI века, которые были подписаны в числе прочих и представителями черного духовенства 26. Напрасно он гарантировал и безопасность монахам, поскольку и до и после 1573 года они не раз подвергались самым изощренным надругательствам и мучениям 27. 
Общим выпадом Грозного и против боярства, и против духовенства выглядит его фраза в послании к А. Курбскому 1564 года: "Не хотим быть под властью попа и под вашим злодейским повелением" (С. 288). Страны, где цари слушали церковных советников, погибали (С. 294). Явно не согласен Иван IV с иосифлянством, когда требует: "И пусть мне никто не говорит этих постыдных слов - если нам с бояры не знаться, монастырь без даяний оскудеет" (С. 365). Данные "постыдные слова" говорили иосифляне. Иосиф Волоцкий считал для монастырей вполне приемлемым земельное и денежно-вещевое обогащение, необходимое для их длительного процветания, широкого размаха благотворительности, пополнения кадров высшего духовенства28.
...
                        
                 
                
                        
                          Кейт Уолкер:
                            
                        Привет, Вика. Должна признаться, мои отношения с данным романом по-прежнему складываются весьма непросто. Наверное, всё-таки не моя эпоха, и с этим, к сожалению, ничего не поделаешь. Твоя сильная сторона - это внимание к деталям. Ты подробнейшим образом описываешь всё, что только можно, благодаря чему  сразу видишь живую картину перед глазами. И конечно, твоё знание той далёкой эпохи достойно всяческого восхищения и целого моря комплиментов.  
 
  
 Прости, что не могу давать отзывы ко всем главам, как в случае с "Роковой дуэлью".                        
...
                        
                 
                
                        
                          Диана Казанцева:
                            
                        Привет! 
Вика, поздравляю со всеми праздниками, прошедшими и настоящими! 
 
 
Спасибо за продолжение!  
 Маше
 Маше за коллаж!  

 Вот так вот, князь Вельяминов постригся в монахи 

  Стало быть, он по-настоящему был влюблен в Настасью. А ведь и у них могла быть счастливая жизнь, жаль, что не сложилось. Жизнь в монастыре научила его терпению, выявила в его душе самые светлые стороны. Именно поэтому он помог своему бывшему врагу, не дал Федору помереть, даже предупредил его о предстоящей опасности, нож ему вручил. А что там удумал Скуратов? Зашлет убийцу в монастырь?                        
...
                        
                 
                
                        
                          Виктория В:
                            
                        Кейт Уолкер писал(а):
Привет, Вика. Должна признаться, мои отношения с данным романом по-прежнему складываются весьма непросто. Наверное, всё-таки не моя эпоха, и с этим, к сожалению, ничего не поделаешь.
 
Кейт, я тебя понимаю! 
 
 
Чтобы читать исторический роман, нужно испытывать живой интерес к изображаемой эпохе, иначе чтение будет идти туго. 
Кейт Уолкер писал(а): Твоя сильная сторона - это внимание к деталям. Ты подробнейшим образом описываешь всё, что только можно, благодаря чему сразу видишь живую картину перед глазами. И конечно, твоё знание той далёкой эпохи достойно всяческого восхищения и целого моря комплиментов.
 Спасибо, что отметила мои старания и стиль. 
 
Кейт Уолкер писал(а):Прости, что не могу давать отзывы ко всем главам, как в случае с "Роковой дуэлью".
 
Ты поделилась своим мнением о романе и этого достаточно. Благодарю за визит. 
 
 
Настёна СПб писал(а):Вика, не сыпь мне соль на рану  . Я не была нигде, кроме своего северо-запада. В этом отпуске все же надеюсь доехать до Кирилло-Белозерского с Вологдой и Александровой слободы с Троице-Сергиевой лаврой (плюс Владимир и Суздаль, хотя хотела в Переславль-Залесский). У меня вообще планировалось одно, а получается другое
 
Настя, какие твои годы, у тебя все еще впереди! 

 Надеюсь на твой отчет о поездке. 
 
 
Настёна СПб писал(а):Я именно об этом. Цитату я сейчас не найду, но Грозный где-то в 1565/66 г. конкретно запретил "идти в монахи" без его позволения. Вот я про ссыльных/ узников подумала, что они тем более не вольны в своих действиях.
 
Настя, насколько я понимаю, смысл запрета Грозного состоит в том, чтобы бояре без его согласия не шли в монастырь и тем самым не оказывались вне досягаемости. В случае нарушения царского запрета страдали семьи ослушников. У князя Михаила Вельяминова и Федора несколько иная ситуация - они уже в монастыре по воле царя, который определил им в качестве наказания пожизненное монастырское заключение. Для самодержца по большому счету уже неважно - содержатся они как миряне в темнице или же как монахи выполняют монастырское послушание, тем более, что смягчение участи узника монастырским постригом укладывается в рамки христианской морали. Главное, чтобы осужденные находились на месте своего наказания. Словом, все зависит от обстоятельств и монашеский постриг - прерогатива духовной власти, а не светской. Царь мог что-то запрещать подданным, пока они жили в миру.                        
...
                        
                 
                
                        
                          Настёна СПб:
                            
                        Виктория В писал(а):они уже в монастыре по воле царя, который определил им в качестве наказания пожизненное монастырское заключение.
 
Все же я очень сомневаюсь, что узник, сосланный по царскому указу в монастырскую темницу, а не просто в монастырь, мог без разрешения Грозного изменить условия своего заключения.
Виктория В писал(а):Для самодержца по большому счету уже неважно - содержатся они как миряне в темнице или же как монахи выполняют монастырское послушание
 
Важно. Если бы ему было все равно, то не существовало бы два вида наказания: насильственный постриг и монастырская тюрьма. В случае необходимости, царь мог узника из темницы освободить и вновь принять на службу. Как, например, два раза происходило с Михаилом Воротынским.
Виктория В писал(а):Царь мог что-то запрещать подданным, пока они жили в миру.
 
Так и Вельяминов, находясь в ссылке, был мирянином, подвластным царю 

 .
Виктория В писал(а):Настя, какие твои годы
  Ой, я с удивлением обнаруживаю, что мне уже не 20 

 ... и даже не 30 

 .
Виктория В писал(а):Надеюсь на твой отчет о поездке. 
  Обязательно 

 . Но для начала надо доехать  

 .                        
...