После того, как я прочитала первую половину книги Герритсен «Хирург», в голове появились названия моего будущего эссе. Среди них доминировали такие: «Тесс Герритсен, или если бы Джеймс Паттерсон был женщиной», «Паттерсон, как образец для копирки в творчестве других писателей» и «Найди пять отличий между Паттерсоном и Герритсен».
В общем, думаю, все уже поняли, чему будет посвящено мое эссе. И как бы я не старалась отвлечься и разделить этих авторов в своей голове, у меня все равно ничего не получалось.
Может быть, во всем виновата экранизация. По книгам Геррритсен из цикла «Джейн Риццоли» снимается сериал, причем одну из главных героинь (Джейн) играет та же актриса, которая играет главную героиню в сериале по мотивам книг Паттерсона из серии «Женский клуб».
Возможно и такое, что это случайное совпадение. Но с другой стороны, разве этот факт не является еще одним показателем того, что типажи и характеры героинь очень схожи? И хотя первые романы из этих серий изданы в один и то же год, я (как и рейтинги «Нью-Йорк Таймс) склонна отдавать пальму первенства в этом жанре мужчине. И не потому, что не считаю женщин способных написать поистине страшных и захватывающий триллер. О нет, та же Агата Кристи порой описывала маньяков так, что в своей бытности и тривиальности они казались гораздо страшней современных героев «Пилы» .
Но после бессонной ночи я пришла к выводу, что у Тесс Герритсен просто не хватит силенок, чтобы написать книгу, от которой бы кровь стыла в жилах. Так что «психологический триллер» (что было написано в аннотации), это явное преувеличение издателя.
В пять утра о кору моего мозга с силой билось лишь одно слово: «халтура»! Нет, я понимаю желание автора пощекотать читателям нервы, написав детектив о страшном маньяке, третирующем женщин. Но тут вспоминается один очень полезный совет для молодых писателей о том, как правильно писать о сексе:
« Хотите знать, как написать хорошую лесбийскую сцену? Пожалуйста: хорошая лесбийская сцена ничем не отличается от любой хорошей эротической сцены. Так что если вы думаете, что можно сказать читателю: "Смотри, чувак, - тёлки!", а дальше халтурить, то сами вы тёлка».
Так вот Герритсен явно «телка» если соотносить ее книгу с этим полезным (вы даже не представляете насколько) советом. Так как она засунула в свою книгу маньяка (1 штука), классическую феминистку детектива с отсутствием вкуса (1 штука), запуганную, но несломленную жертву маньяка (судя по ее поведению, то 0,5 штуки) и несколько персонажей для массовки, но забыла, что любой хороший триллер мало чем отличается от хорошего детектива, вне зависимости от количества маньяков и крутости героини. По-моему мнению, автор как-то беспечно полагала, что запихнув их всех в одну книгу и состряпав банальный сюжетец, что неоднократно описывался у других писателей, она сможет на этом выехать. Ну что ж… выехала Герритсен только за счет того, что опять же она – «телка».
Вот тут мы и возвращаемся к моему заявлению о том, что у Паттерсона как у мужчины, книги лучше. Потому, что мужчина никогда не будет писать о неинтересной ни ему, ни читателю героини, только чтобы потом показать, в какую золушку она может превратиться. И да, как не тяжко это сознавать, но порой логика у мужчин сильнее. А логика в детективах – это наше все.
А вот у Герритсен этой логики порой недостаточно. Поэтому что Джейн Риццоли ведет себя неадекватно, что жертва, на которую ведется охота. И ладно бы они были преподнесены автором как две блондинки в розовом, так нет же. Обе умные и волевые женщины, которые не пасуют в экстремальных ситуациях. Это в теории. А на практике выходит как-то странно. Одна глупышка стреляет в невиновного, не медля ни секунды, справедливо полагая, что он все равно негодяй, так почему бы и нет (все вспомнили Глеба Жеглова и его сакраментальное – «невиновных без вины не бывает»?), но затем эта же особа, как героиня тупой комедии «Очень страшное кино», решает самостоятельно завалить маньяка. Причем она знает, что он смертельно опасен.
Ну да ладно, хочется ей что-то кому-то доказать, но зачем же тогда оставлять пистолет в стороне?! Вот тут я вскричала раненным зверем. Все помнят как в «Молчании ягнят» агент Старлинг точно так же по счастливой случайности обнаруживает логово маньяка? Так вот, там она не бросается вытягивать героиню из колодца, зная, что убийца рядом, и стоит только ей отложить «пушку» в сторону, как ее темечку предстоит нежная встреча с его кулаком. Это в лучшем случае. Так почему же эта тридцатитрехлетняя дурында ведет себя так глупо и чуть не погибает? Ответ прост, чтобы подольше сохранить интригу, и чтобы к ее многочисленным комплексам прибавился еще один. О чем можно будет смачно написать в следующей книге. И это лишь один из эпизодов, которые вызывают недоумение.
Ну и раз уж речь зашла о комплексах. Вот! Вот тут-то и раскрывается секрет того, как при таком посредственном сюжете писательнице удалось-таки выжить в жестком издательском мире. Потому что сотни тысяч женщин, читающих ее книги, покупаются именно на это. Им все равно, что детектив слабоват, а героиня странновата. Главное, что у нее есть Сомнения. Именно так с большой буквы. То есть в принципе все просто, она заядлая феминистка борется за место под солнцем в мире таких страшных и коварных мужчин. Не знаком типаж? Ну, так я продолжу.
Джейн Риццоли еще один пример, бедной американки, которая посвятила себя работе. Но разве бы автора читали, если бы она пошла по более правдивому пути и написала, что пока ее героиня не прикупила к своему ужасному костюму пару приличных туфель и перестала собачиться с каждым встречным, то на нее никто и не взглянул бы? Ни за что! Надо обязательно придумать красивую историю, как один агент углядел за скверным характером и плохими шмотками ее богатый внутренний мир и прекрасную душу. Кажется такое тоже уже было. Угу, в сказке «Дюймовочка», которую никому не взбрело в голову обозвать психологическим триллером, а ведь если подумать, чем не маньяк вам старый крот, а мышке идеально бы подошла роль старухи наркоманки из нижнего Бруклина.
Другими словами, в первой книге эта героиня вроде ружья на стене. И вроде бы никому не нужна и на сюжет не влияет, но в ответственный момент должна выстрелить, чтобы хоть как-то расшевелить местное болото.
В общем, выходит и не триллер (обращаясь к этимологии слова, дыхание в зобу не спирает), и не детектив (ибо сразу ясно, что к чему и интрига не прослеживается), и не любовный роман (потому что все как-то вяло, создается полное впечатление, что любовная линия вписана лишь для того, чтобы книги хоть кто-то покупал). Я вовсе не хочу сказать, что нельзя написать некий хороший «фьюжн» собрав лучшие из нескольких жанров. Можно, просто для этого надо постараться и забыть о том, что ты женщина с кучей комплексов, с пунктиками на расизме и эмансипации.
Например, о скрещении несхожих жанров. Даже если вы не читали книги Томаса Хариса, то уж упомянутый мной фильм о Ганнибале Лекторе Вы скорее всего смотрели. Но поверьте, книги намного… страшнее, да. И в то же время прекрасней. Не смотря на тематику каннибализма, они не вызывают отвращения, а скорее пугающее откровение и трепет. А как там написано о любви! Хотя если подумать, то там нет и не может быть сцен со слезливыми признаниями, лобзаниями и прочей ерундой. Зато благодаря писательскому таланту, от такой любви искалеченного человека (маньяка, убийцы, эстета, гения и каннибала в одном лице) к агенту Старлинг становится воистину страшно. Страшно и восхитительно одновременно.
Но да ладно, не будем забираться на подобную высоту полета творческой мысли. Вернемся к тому, с чего начали – к Паттерсону. Как я уже говорила, очень много похожих моментов. Сама книга «Хирург» будто написана по мотивам его более ранней книги из серии об Алексе Кроссе. Ну, я понимаю, что ничто не ново на земле, но нельзя же так! Выжившая героиня тоже врач, маньяки напарники, один завершает дело другого, любовь следователя к выжившей героине и многое другое. Но вот только у Паттерсона финал гораздо более непредсказуем и интересен. Герритсен за всю книгу не подкинула ничего нового - сразу было ясно, что это напарник, и что он работает в больнице. У Паттерсона – это местный полицейский, что добавляет накала.
Опять же и у Паттерсона в его серии «Женский клуб» героиня довольно независимая, и пытается быть лучшей в изначально мужской профессии. Но там все как-то без фанатизма. Да, она тоже совершает ошибки. Хотя по большей части они оправданны. Она платит за них дорогой ценой и платит сознательно. Идеальных людей нет, но есть те, в кого можно поверить и те, о ком можно прочитать в автобусе и забыть. Пока книги Герритсен у меня в стопке тех, что буду читать в транспорте.
Напоследок хочу сказать, что легко критиковать, а попробуй сам напиши подобную книгу да не одну, а потом злословь на ее счет. Поэтому при всей моей антипатии к прочитанным 1,5 книгам, я собираюсь читать дальше, в надежде, что это были лишь пробы пера, а дальше серия будет гораздо более логичная и менее «паттерсоновская». Считайте меня оптимистом. Или все объясняется гораздо проще – мне нравится фамилия детектива Риццоли. Напоминает мне любимое итальянское блюдо. Хотелось бы быть уверенной, что эту глупышку с вкусной фамилией не прихлопнут в конце, и она таки купит себе нормальные туфли!
______________________________
Привет, мои милые The писаки. Скучали без меня?
Ну, вот я и вернулась из далеких краев, где грелась под жарким солнышком и снова с вами, мои дорогие. Но не просто так, а с подарочком. У меня для вас в этом месяце припасена новая забористая вкусняшка: Тесс Герритсен. Автор – нет, вы только представьте – медицинского триллера. Впечатлены? Скажу вам больше, лапочка Тесс сама долго работала врачом, поэтому в ее книжечках жуть как много подробностей и всяких умных названий. Поэтому после завтрака вы ее лучше не читайте. И после обеда не надо. И после ужина не стоит. Но вот как надумаете сесть на диету… Поняли, да?
Но зато, прочитав любую из книг Герритсен, вы будете знать, что такое люминол или лучевая кость и всегда сможете этим похвастать на вечеринке. Если, конечно, начав рассказывать, не забудете под конец, что это на самом деле такое и для чего вообще надо. Но всегда ведь можно сделать шпаргалку, правда?
К сожалению, сама писательница живет где-то в селе и вечеринки не любит, поэтому в ее книгах вы не найдете описаний красивых платьев, или новых брендов, или элитной косметики, или статных красавцев-брюнетов, с кубиками пресса и сильными руками, и ослепительной улыбкой, и… ой. Не найдете, в общем. Зато на страницах Герритсен вы встретите горы трупиков, реки кровищечки, груды переломанных костяшечек, толпы унылых закомплексованных людишечек – особенно девочек - и сможете выучить еще два умных слова и даже не про медицину: феминизм и социопат. Разве не круто?
Конечно, для того, чтобы по-настоящему клево оттянуться с Тесс Герритсен нужно прочитать не одну ее книжку, а… ммм… больше, чем одну, в общем. К счастью, она написала их целую кучу: и романтические триллеры, и медицинские и даже целую серию детективов, по которым недавно начали снимать сериал. Уже два сезона наснимали даже. Я пока не видела, но говорят, прикольный. Так что вы пока читайте и перенимайте манеру мастера, которой сам Стивен Кинг восхищается, а я побегу первую серию смотреть.
Пока-пока, чмоки, лавки.