Так, я задалась вчера вопросом писали ли классики для ЦА, и решила поискать ответ. Хотя прежде, чем я начала искать, я уже поняла, что одна ЦА у них точно была: дети! Вспомните, что в детстве вам (или вы сами!) читали рассказы Толстого, адресованные именно детям. А что касается взрослой литературы, то тот же Лев Николаевич считал, что «Войну и мир» он писал для интеллигенции, а "Анну Каренину" для думающих женщин, разрывающихся между хочу и надо. Чем не ЦА? Маяковский писал для молодого бунтующего поколения. И т.д. и т.п. Так что писать для ЦА не зазорно. Другое дело, что один и тот же читатель может относиться к разной целевой аудитории. И это совершенно естественно! Скажу о себе. Самый мой любимый жанр художественной литературы – детектив. Очень долгое время я читала жесткие мрачные детективы и триллеры. Кровавые))). Но как-то заметила, что один из моих постоянных читателей постоянно спрашивает исторические детективы ( в основном - российских авторов). И я решила взглянуть, что же так привлекает мужчину в этих книгах. Взглянула. И теперь являюсь преданной поклонницей подобных историй, и у меня собралась весьма приличная коллекция дома. Еще я люблю исторические романы, хотя не все эпохи мне интересны, но так как я особенно выделяю для себя древнюю историю славян и викторианскую эпоху, то неудивительно, что однажды я очень даже легко стала читать так называемое славянское фэнтези и готические романы, пропитанные духом викторианства. Был у меня двухлетний период в жизни, когда я запоем читала маленькие современные любовные романы из серии «Панорама»))). То есть на тот период я входила в ЦА женщин, упивающихся такими историями. То есть по факту любой из нас как читатель может быть членом самых разных целевых аудиторий, для которых пишут писатели свои книги. ЦА объединить могут: возраст, жизненный опыт, знания, ценности, интересы, даже юмор. И если автор в своих книгах все это учитывает, то скорее всего я прочту его.
Лев Николаевич считал, что «Войну и мир» он писал для интеллигенции, а "Анну Каренину" для думающих женщин, разрывающихся между хочу и надо. Чем не ЦА?
Не ЦА.
Это слишком обще, чтобы считаться ЦА.
Не беру сейчас детскую литературу (там понятно: дети и родители малышей, которые это покупают, там на первом месте картинки, крупные буквы и тп), но в других случаях определение типа "интеллигенция" это ни о чем.
Привожу цитату, услужливо подобранную Алисой:
"Чтобы определить целевую аудиторию, нужно ответить на несколько вопросов:
Какой пол, возраст и социальный статус у потенциальных читателей?
Каков их уровень образования и круг интересов?
Что именно они ищут в литературных произведениях — развлечение, вдохновение, личностный рост или что-то другое?
Где читатели предпочитают проводить время и что они любят делать в свободное время?
Какие ценности и убеждения характерны для целевой аудитории?"
Понимаете, в чем прикол? Если писатель (прежде чем сесть за продумывание нового романа) начнет задумываться обо всех этих тонкостях, он рискует повторить судьбу сороконожки, задумавшейся над вопросом "как она ходит".
Ни Толстой, ни Маяковский не продумывали политику продаж. Они создавали то, что требовало сердце и вдохновение, и уж потом, после создания, прикидывали и определяли, к кому обращаются, кому это интересно. После, а не до.
Не надо ставить, как мне кажется, телегу впереди лошади и искать ЦА для еще не написанной книги.
Но именно последнее от современных писателей требуют все издатели и тренеры, которые "учат становиться популярным". Прежде чем писать - говорят они - представьте себе вашу ЦА. Сегодня популярны академки и попаданки? Отлично - пишите про это. Не хотите? Ваше право, но тогда не жалуйтесь.
Все перевернули с ног на голову. Чтобы продать книгу, раньше надо было эту книгу иметь для начала. Теперь книги еще нет(!), а ее уже авторы должны продавать, чтобы облегчить участь продавцов, не желающих выполнять свои обязанности.
Это продавец обязан искать ЦА и создавать под нее рекламу. Однако в наш парадоксальный век продавец больше НЕ читает книгу, которую продает. В лучшем случае первые 7 листов,а то и синопсис. Ему некогда. Поэтому продавец (=издатель) не знает, о чем книга, кому она может понравится, как и где ее рекламировать - он ждет этого от автора. Автор-то свою книгу читал! Пусть ему разжует. А лучше даже не присылает самотеком то, что неизвестно кому продавать.
Когда я была маленькой, ну как маленькой - в школе училась, я ходила на литобъединение , которое вели популярные писатели-фантасты (Войскунский, в частности, Биленкин). Они нас, начинающих, учили так: можешь не писать - не пиши, а если душа требует писать - пиши, и если книга будет хороша, она сама найдет своего читателя рано или поздно.
"Книга сама найдет..." Тогда это звучало нормально. Тогда казалось, что раз душа просит, то это и есть самое настоящее, стоящее. Это мерило таланта, почувствовавшего крылья за спиной. Чтобы книга была хороша - говорили те писатели - над ней надо много работать, писать и переписывать. Знать то, о чем пишешь.
Сегодня от авторов требуют писать быстро, желательно по 3 и больше книги в год, чтобы продавать 2 и 3 книгу на волне первой. В интернете требуют продавать "в процессе" - по сути, черновики, "с колес". Большие объемы делят на мелкие (читатель , кстати, эти продолжения не любит - ждать долго). "Война и мир" целиком никому не нужна - слишком много букв за раз. Качество не важно. Знание материала - не важно (да и какой-такой материал нужен для попаданок в мир магии и оборотней?)
Единственное, что важно, это ЦА.
По-моему, это путь в никуда. И прямое следствие, что мы с этим зашли в тупик, это обилие совершенно бездарных, вредных, ошибочных и нечитабельных книг. Научная фантастика деградировала до категории "мягкой" и тупого подражания американцам. (Дошло до того, что читатели мне писали - не на Леди, слава богу, здесь люди адекватные: "Надо же, у вас книжка про космос, а имена героев русские, как необычно!")
И не только самиздат этим грешит, но и бумажные книги на полках. Исторические романы, которые требуют от автора знание истории, перестали почти и писать, и печатать, везде царит альтернатива. Так проще. Умным книгам не пробиться.
А началось это безобразие в девяностые, когда издательства плодились как кролики. После советского дефицита, когда книги покупали по талонам, бизнес решил заработать на самой читающей нации в мире. Но очень скоро столкнулся с проблемой: им нечего печатать! Где брать авторов? Выпустив "Дюму и Гюгу", они принялись искать современников, а их не было в таком количестве, чтобы не простаивали типографии. И начали они гнать всякую шнягу - "читающая нация" по первости сметала все.
Планку понизили. Придумали и поставили на поток литературных негров (чтобы не раскручивать новые имена, а наживаться на уже взлетевших в топ). И тогда же издатели перестали читать то, что издавали.
Сегодня, когда ситуация дошла до ручки, наследники тех бизнесменов грустят о барышах предшественников и пытаются спасти умирающую отрасль. Поднимают цены на книги - они просто неприличны. Печатают богатых графоманов за их личные деньги - любая ваша фантазия без вычитки и корректуры. И вот эти требования про ЦА, чтобы оптимизировать собственный штат.
Электронные книжки и литплощадки в интернете повторяют общий тренд.
Текст этой главы доступен только для читателей, имеющих хотя бы одно информативное сообщение в теме.
Оставьте сообщение в теме, например, поделитесь своими впечатлениями об уже прочитанном.
Здравствуйте. Теперь я точно убеждена, что как только история закончится, для меня она начнётся снова.... Надо прочитать заново, запоем и думаю, что увижу персонажей в новом свете 😉Ирина, спасибо за доставленное удовольствие 🌹
Здравствуйте. Теперь я точно убеждена, что как только история закончится, для меня она начнётся снова.... Надо прочитать заново, запоем и думаю, что увижу персонажей в новом свете 😉Ирина, спасибо за доставленное удовольствие 🌹
Маша, добрый день, спасибо большое за поддержку! Мне очень приятно, что книга так понравилась, что хочется перечитать) Спасибо вам от души. В новую историю тоже обязательно приходите
Drug okko Sestra писал(а):
Ирина,спасибо за продолжение,обидно за Славу, но ждем следующих глав,,,,,
спасибо вам тоже! Да, за Славу неприятненько, но есть надежда на 59-ю главу
Нат,
натаниэлла писал(а):
Понимаете, в чем прикол? Если писатель (прежде чем сесть за продумывание нового романа) начнет задумываться обо всех этих тонкостях, он рискует повторить судьбу сороконожки, задумавшейся над вопросом "как она ходит".
именно. Это и происходит. И тенденции сейчас ровно такие, какие ты обозначила. Автор - и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Ты не просто творец, создающий миры, драмы и интриги, ты ещё и продаван, маркетолог, блогер - нужное подчеркнуть. И вот вопрос, а если ты хороший писатель, но плохой маркетолог? Тогда что? Куда, в таком случае, приведёт тебя твой творческий путь? Как по мне, литагенты для этого и существуют. Я знаю, что на недружественном западе есть такая профессия, и литагент - не равно издатель, т.е. это конкретный человек, пристраивающий твою рукопись и думающий за тебя, как, где и кому она будет продаваться.
У нас это не популярно, хотя литагенты есть. Но о книге заявляют в большей степени через определённый набор инструментов - это таргет, реклама у блогеров, реклама на площадках, соцсети и т.д.
натаниэлла писал(а):
Не надо ставить, как мне кажется, телегу впереди лошади и искать ЦА для еще не написанной книги.
Ну вот есть то, как должно быть, и то, как есть в наших реалиях. И оно не совпадает.
натаниэлла писал(а):
Когда я была маленькой, ну как маленькой - в школе училась, я ходила на литобъединение , которое вели популярные писатели-фантасты (Войскунский, в частности, Биленкин). Они нас, начинающих, учили так: можешь не писать - не пиши, а если душа требует писать - пиши, и если книга будет хороша, она сама найдет своего читателя рано или поздно.
Господи, ну какие же слова... У меня прям от них на сердце одновременно и тепло, и грустно становится. Как раз потому, что это - про творчество, про вдохновение, про мастерство. Чувствуется дух старой школы. Жаль, что сейчас всё не так.
натаниэлла писал(а):
"Книга сама найдет..." Тогда это звучало нормально. Тогда казалось, что раз душа просит, то это и есть самое настоящее, стоящее. Это мерило таланта, почувствовавшего крылья за спиной. Чтобы книга была хороша - говорили те писатели - над ней надо много работать, писать и переписывать. Знать то, о чем пишешь.
Вероятно, так и рождается качественная литература. Или даже не так - при таком подходе у неё больше шансов родиться. Когда ты много работаешь, ты в любом случае набиваешь руку, совершенствуешься, и совершенствуешь свою историю. И не торопишь выдать ещё 10 таких же, т.к. за тобой никто не стоит с хлыстом.
натаниэлла писал(а):
Сегодня от авторов требуют писать быстро, желательно по 3 и больше книги в год, чтобы продавать 2 и 3 книгу на волне первой. В интернете требуют продавать "в процессе" - по сути, черновики, "с колес". Большие объемы делят на мелкие (читатель , кстати, эти продолжения не любит - ждать долго). "Война и мир" целиком никому не нужна - слишком много букв за раз. Качество не важно. Знание материала - не важно (да и какой-такой материал нужен для попаданок в мир магии и оборотней?)
Попался мне как-то отрывок, где герои летят в бизнес-классе ( ) в некое южное направление по РФ - в город, в котором нет аэропорта в принципе. И не было никогда. Но это ладно, у нас тоже про Домодедово говорят - Москва, хотя если бы это было так, я бы считалась москвичкой)))) Но дело в том, что там, куда летят эти герои, небо закрыто ещё с 2022 года. В РФ есть список городов, куда сейчас просто невозможно попасть самолётом, даже несмотря на наличие аэропортов. И автор, который это писал, либо находится в тотальном вакууме и не знает, что происходит в стране, либо в принципе не заморачивается над реалистичностью. И вообще, книга про босса и отпуск, а не про закрытые аэропорты, читай - что дали, и не вякай
Меня тригернуло, потому что я в этой сфере работаю. И когда мы делаем мероприятие в таких городах, у меня каждый раз танцы с бубнами - как доставить туда группу людей, если даже плацкарты у туалета "с дембелями и цыганами" раскупаются в первые 10 минут после того, как поезд появился в расписании.
А в книжке - ничего, норм. Летят регулярным рейсом в бизнес-классе. Во И как сказал Богдан Титомир, "пипл хавает". Всем норм. Одна я негодую
натаниэлла писал(а):
Научная фантастика деградировала до категории "мягкой" и тупого подражания американцам. (Дошло до того, что читатели мне писали - не на Леди, слава богу, здесь люди адекватные: "Надо же, у вас книжка про космос, а имена героев русские, как необычно!")
Меня это прям повеселило))) да ладно, это мило))) читатель, скорее всего, просто привык, что в НФ обычно Джоны и Смиты, а у тебя русские имена - и правда необычно))) Хорошо ещё, что тебе это не в укор написали, а просто отметили факт. Забавно)
натаниэлла писал(а):
И не только самиздат этим грешит, но и бумажные книги на полках. Исторические романы, которые требуют от автора знание истории, перестали почти и писать, и печатать, везде царит альтернатива. Так проще. Умным книгам не пробиться.
Я ушла из ИЛР, чтобы этим не грешить. Настал момент, когда мне стало очевидно, что моей базы недостаточно для именно исторических книг, а не книг в исторических декорациях. Теперь я каждый раз думаю - вот будут это читать люди, которые более подкованы, чем я, и будут надо мной ржать, как я над той историей про аэропорты)))) Не хочу писать откровенную хрень, как-то уже совесть не позволяет, хотя раньше позволяла - но, кстати, не из-за амбиций, а скорее от более лёгкого отношения к творчеству в рамках СИ. Сейчас я на это смотрю по-другому. Выросла, что ли. Не знаю. Но знаю точно, что не буду сознательно писать то, в чём не уверена на 100%, дабы не сесть в лужу. Понятно, что ошибиться можно везде - не ошибается тот, кто ничего не делает - но если я, например, мало знаю про какой-нибудь Древний Рим, я не буду называть себя вторым Сенкевичем и писать то, чего не было, даже если мне кажется, что было или могло быть.
натаниэлла писал(а):
Планку понизили. Придумали и поставили на поток литературных негров (чтобы не раскручивать новые имена, а наживаться на уже взлетевших в топ). И тогда же издатели перестали читать то, что издавали.
это очень грустно, особенно на фоне того, что среди нераскрученных авторов очень много классных. А их просто не видно.
натаниэлла писал(а):
Поднимают цены на книги - они просто неприличны. Печатают богатых графоманов за их личные деньги - любая ваша фантазия без вычитки и корректуры. И вот эти требования про ЦА, чтобы оптимизировать собственный штат.
и такое тоже есть. и очень мне от этого грустно.
натаниэлла писал(а):
Электронные книжки и литплощадки в интернете повторяют общий тренд. ИМХО, это очень грустно. Бабло победило зло
Да. Но я не могу понять одного - откуда у всего этого берётся такое огромное кол-во читателей? Читают - почему? Нравится? Так, получается? У меня ещё когда была жива мама, покупала много книг в бумаге, и пару раз было то, о чём ты говоришь - в бумажной книге отсутствовала редактура/корректура, и у автора были перепутаны фамилии героев, были пунктуационные ошибки. Я тогда знатно обалдела. Мне как-то всегда казалось, что раз уж книгу напечатали, значит, как минимум несколько человек проверили - а, оказывается, это не всегда так. Про СИ я вообще молчу
Почему? Наоборот же интересно послушать разные мнения
Потому что, в отрицании ЦА для меня есть некий элемент интеллектуального снобизма. Типа целевая аудитория - это не те читатели, что нужны автору. Поскольку я читатель,я рассуждаю с позиции читателя.
Потому что, в отрицании ЦА для меня есть некий элемент интеллектуального снобизма. Типа целевая аудитория - это не те читатели, что нужны автор
Интересно, кто это отрицает?
Просто ЦА - это не про творчество, а про маркетинг. Котлеты отдельно, мухи отдельно.
И вообще, сапоги должен тачать сапожник, а не повар.
Нет, ну я-то понятие ЦА не отрицаю. Я же с того и начала: есть проблема, отток читателей и моё личное непопадание в эту самую ЦА.
Если раньше я примерно представляла, как выглядит моя аудитория, то сейчас, увы, нет. И вопрос, который я поднимала, звучал скорее так - что с этим, собственно, делать? Ответ на него, кажется, такой: "писать в тренды". А все остальные рассуждения больше о том, что это сложно, когда в трендах попаданцы и драконы, а у тебя душа лежит совсем не к ним.
Я же с того и начала: есть проблема, отток читателей и моё личное непопадание в эту самую ЦА
Ира, я, видимо, снова что-то пропустила.
Но если ты про отток на Леди, так я тебе и раньше говорила, что люди отсюда ушли. Ты не при чем вообще. И твое творчество - не переживай. Лит.площадок стало много, конкуренция свою лепту внесла.
Но здесь отличный ресурс, чтобы поболтать, обкатать черновик, спросить и получить ответ.
Искать массового читателя надо, наверное, на других площадках - там, где их много и прибавляется с каждым днем. А тут просто общаться в приятной компании.
что с этим, собственно, делать? Ответ на него, кажется, такой: "писать в тренды".
Ну почему же? Ответов может быть много, вопрос лишь в том, какой из них автору ближе. И чего именно автор добивается ( я сейчас не о конкретном авторе, а вообще): хочет ли он печататься, или ему достаточно сетевых площадок, или же он хочет печататься и зарабатывать на этом деньги - это совершенно другая история. В зависимости от этого и решения будут несколько разные. По крайне мере, я вижу это так. Литературное творчество - интеллектуальный продукт деятельности человека. Как и, например, сочинение песен или балетов. Последние, к слову, часто писались по заказу, и само собой, оплачивались. Но почему то к писательству у нас сложилось отношение, что если человек пишет по заказу, это заведомо плохое произведение. Потому что вдохновение не продается! А что, тому же композитору вдохновение не нужно?
Леди, я не призываю всех писать под заказ и только за деньги, ни в коей мере. Выбор всегда за автором. И да, мое мнение, всего лишь скромное мнение любопытного читателя. У меня есть печатные книги двух авторов, пишущих в разных жанрах, которые начинали с публикаций на нашем форуме. Я искренне рада за них! Но я также переживаю за тех авторов, которых читаю здесь, и хочу, чтобы они все нашли своих читателей.
Но если ты про отток на Леди, так я тебе и раньше говорила, что люди отсюда ушли. Ты не при чем вообще. И твое творчество - не переживай. Лит.площадок стало много, конкуренция свою лепту внесла.
не, там была немного другая тема. Про конкретных читателей, которые ушли лично от меня. Они не ушли с форума и замечательно общаются в других темах, и более того, некоторые из них продолжают общаться со мной лично, например, в чатах. Т.е. это не из-за каких-то взаимных обид или претензий ко мне как к человеку. Но именно как автор я стала им неинтересна. И таких людей не 1, не 2, и даже не 5. Их ощутимо много. Вот это-то меня и удивило, отсюда неизбежные вопросы: значит, я стала хуже писать? Или я стала писать не то?
натаниэлла писал(а):
Но здесь отличный ресурс, чтобы поболтать, обкатать черновик, спросить и получить ответ.
это совершенно верно, и это греет душу. Я очень рада, что за столько лет атмосфера у нас по-прежнему добрая и адекватная, несмотря ни на что.
натаниэлла писал(а):
Искать массового читателя надо, наверное, на других площадках - там, где их много и прибавляется с каждым днем. А тут просто общаться в приятной компании.
на других площадках ко мне пришёл целый 1 читатель за год пребывания книги в бесплатном доступе. И это с рекламой. Я бы посмеялась, если бы не было так грустно)))
Влада,
Vlada писал(а):
Ответов может быть много, вопрос лишь в том, какой из них автору ближе. И чего именно автор добивается ( я сейчас не о конкретном авторе, а вообще): хочет ли он печататься, или ему достаточно сетевых площадок, или же он хочет печататься и зарабатывать на этом деньги - это совершенно другая история.
и получается, у каждого из этих путей свои алгоритмы. Надо просто выбрать, что удобно конкретно автору. Ну да, в этом есть смысл.
Vlada писал(а):
Литературное творчество - интеллектуальный продукт деятельности человека. Как и, например, сочинение песен или балетов. Последние, к слову, часто писались по заказу, и само собой, оплачивались.
про балеты я не думала, потому что никогда их не писала. А насчёт песен, ИМХО, в среднем это занимает чуть меньше времени, чем написание полновесного романа. Понятно, что есть песни, которые пишутся оооочень долго, а есть книги, которые ваяются за пару недель. Но скажу за себя: я, например, могу написать по заказу любое стихотворение примерно за 1-2 дня. И скорее всего, оно будет даже неплохое - во всяком случае, с рифмами точно Я раньше писала много стихов к своим же книгам, для меня эта работа не требует особых усилий. А вот роман за день-два я не напишу никогда. Это гораздо сложнее чем стих или песня.
Vlada писал(а):
Но почему то к писательству у нас сложилось отношение, что если человек пишет по заказу, это заведомо плохое произведение. Потому что вдохновение не продается! А что, тому же композитору вдохновение не нужно?
всем нужно. А что плохое - так не всегда и не везде. Опять же, я приводила в пример Роулинг, которая лично мне как автор детективов нравится намного больше, чем как автор фентези. Человек под двумя разными псевдонимами охватил более широкую ЦА. Молодец? Молодец. Разве ж плохо?
Плохо тут только то, что я сама так не умею
Vlada писал(а):
У меня есть печатные книги двух авторов, пишущих в разных жанрах, которые начинали с публикаций на нашем форуме. Я искренне рада за них!
ой, я тоже всегда так радуюсь, когда вижу, что кто-то издался. Даже если лично не знакомы, но всё равно по форуму так или иначе знаешь их, думаешь каждый раз - вот ведь девчата молодцы!!!
Vlada писал(а):
Но я также переживаю за тех авторов, которых читаю здесь, и хочу, чтобы они все нашли своих читателей.
спасибо
глядишь, рано или поздно куда-то кривая да выведет. Будем посмотреть