Киноэпопея " Вечный зов" охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.
Большинство людей признают, что фильм снят максимально правдоподобно. Это достигалось многократными дублями и продолжительностью съемок. 19 серий фильма снимали на протяжении 10 лет, с 1973 по 1983 год. К каждой из серий подходили как к отдельному художественному фильму, поэтому и выходило всего по три серии в год.
Первую серию показали в 1976 году, спустя три года с начала съемок.
Режиссеры фильма Валерий Усков и Владимир Краснопольский искусно воссоздали дух того времени. Они смогли передать жизнь и быт простого русского человека. Благодаря фильму неизвестные или малоизвестные актеры обрели популярность. Даже жители тех деревень, где снимали "Вечный зов", приняли участие в массовке или в эпизодах. С выходом каждой новой серии фильм показывали с самого начала. Последний показ по советскому телевидению датируется 1986 годом. Через десятилетия фильм неоднократно транслировали различные каналы.
Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. В первых четырех сериях прототипом деревни Михайловка послужила деревня Елабуга, которая находилась на берегу Юрюзани. Специально для фильма была выстроена околица. Сейчас на этом месте частная собственность и пчеловодческое хозяйство. От былой деревни вообще ничего не осталось. Даже заборов и развалин.
Остальные кадры и серии были сняты в деревне Калмаш, которая находится в 40 км от села Дуван. Здесь же жили на квартирах артисты. Как говорят жители, для съемок из деревни убрали все столбы электропроводов. Детей красиво одевали и забирали на съемки в деревню Елабуга.
В деревне Бурцовка, где снимали фильм "Вечный зов" тоже, сейчас не более 30 домов. Живут преимущественно старики и старушки. В селе Тастуба живет мужчина, который непосредственно принимал участие в съемках в роли гармониста (эпизод, где Кафтанов с любовницей на лошадях пересекают речку.)
По словам гармониста, режиссеры очень щепетильно относились к качеству и добивались максимальной правдоподобности. Одну и ту же сцену могли снимать по 13-14 раз. Две минуты фильма могли снимать весь день. В этом же селе - Бурцовке- находится дом, который был снят как дом Кафтанова. Актрисе, которая играла роль цыганки, пришлось танцевать больше десятка раз, так как режиссерам и постановщикам танца все время что-то не нравилось. Актриса на последних дублях уже была без сил, но от замены отказалась. Именно по этой причине каждый кадр, каждый момент фильма правдоподобен.
Копелян во время съемок одной сцены забыл снять часы. Заметили, когда уже эпизод был отснят. Но Валерий Усков заставил все снова переснимать. Тут не выдержал Копелян, который, приложив все свое мастерство, объяснил, кто есть кто и звать как. На такие моменты актеров режиссеры не обижались.
Сцена, где Анфиса дает пощечину своей дочери, запомнили многие. По одной простой причине, что актрисы уже играли мать и дочь в фильме "Безотцовщина", где героиня Тамары Семиной дает пощечину дочери, которую играла все та же Елена Драпеко.
Как рассказала сама Семина, и в прошлом фильме, и в "Вечном зове" отменная пощечина получилась только после 7-8 дубля. Партнерше Семиной пришлось терпеть, стиснув зубы, чтобы получился хороший кадр. Несмотря на это актрисы в жизни очень дружили.
Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков являются двоюродными братьями. Оба тесно дружили с автором книги и сценария Анатолием Ивановым. Часто ходили друг к другу в гости. Порой режиссеры звонили автору сценария из деревень, где снимали "Вечный зов", и просили добавить пару фраз для героев. Анатолий Иванов мог продиктовать прямо по телефону.
Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.
Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя.
Николай Иванов сыграл роль Ваньки Савельева. Родился актер в 1943 году. С конца 1960 года начинает сниматься в кино. "Вечный зов" принес ему известность. В 1992 году получил звание "Народный артист России".
В роли Антошки Савельева снимался
Валерий Хлевинский, 1943 года рождения. Через 4 года после окончания МХАТ получил роль в киноленте "Вечный зов".
Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре
Вадима Спиридонова.
Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.
(Из воспоминаний вдовы актера Вадима Спиридонова Валентины ) — На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла.
После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над этим образом для Вадима Семеновича сложнее всего были возрастные перевоплощения. Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны.
Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание!
Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным
Ефимом Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.
Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме
Тамарой Семиной. Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.
Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
Поликарпа в фильме сыграл
Петр Вельяминов. Родом он из дворянского рода и за участие с отцом в организации против власти Советов был арестован и осужден на 9 лет исправительных работ в пересыльном лагере. Многие сцены были переписаны по его просьбе, так как он считал, что его герой не мог сказать тех или иных слов.
— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывает актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»
Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра.
Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.
— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.
Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.
После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.
Тамара Дегтярева сыграла в кино лишь одну роль — Агаты Савельевой в «Вечном зове». Вспоминает съемки фильма в Белорецке. До него из Магнитогорска летал маленький Ан. Однажды актрисе нужно было пересесть на этот самолетик и не хватило билета. А в 9 часов начинались съемки, на которые она страшно боялась опоздать. Актриса умоляла начальника аэропорта: «Ну пожалуйста, отправьте меня как-нибудь, я маленькая». В конце концов ее посадили на «Ан», который вез мороженое. Всю дорогу она просидела на ледяной коробке с мороженым в морозилке! Пилоты сердобольные дали Тамаре какой-то кусок овчинки, но вылезла она совершенно окоченевшая.
Есть в фильме эпизод, когда Агата выходит на горку и встречает Ивана. Его режиссеру предложила сама актриса. Бабушка Тамары так ждала своего мужа, когда узнала, что он, раненый, возвращается из Сталинграда.
— На съемках в городе Белорецке, простите, жрать было совершенно нечего, — вспоминает актриса. — Даже хлеба не было, только лепешки и кумыс. В фильме есть сцена перед арестом Ивана, когда Агата беременна. Мне делали лицо с зеленоватым отливом и вешали «живот» на бретельках — в таком виде я появлялась на площадке. Местные женщины подумали, что я по-настоящему беременная и стали подкармливать. Но мужики рассекретили меня и пообещали, что если я не буду делиться, они расскажут, что живот ненастоящий. Пришлось делиться.
Не обошлось и без проблемных моментов. После съемок были обнаружены нарушения в распределении финансов. В связи с этим было начато следствие. В Москву вызывали даже жителей тех деревень, где снимали "Вечный зов". Город покорил жителей глубинки, и они отметили, что ни о чем не жалеют. Они брали лишь то, что им платили, а это были 3-5 рублей за каждый дубль. Но во время следствия пришлось несладко тем, кто отвечал за распределение средств. Один из них покончил с собой, не выдержав стресса.
Затем «Вечный зов» не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро. Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.
Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.
Источники : http://kakfb.ru/iskusstvo-i-razvlechenija/filmy/76621-gde-snimali-vechnyj-zov-istorija-filma-aktery-i.html
http://maxpark.com/community/5477/content/2422829