Этвуд, Маргарет Элинор (англ. Atwood, Margaret Eleanor) (р. 1939), канадская писательница, критик. Одна из ведущих фигур на мировой литературной арене, ее произведения переведены более чем на 20 языков. При том что героинями Этвуд являются женщины, темы ее произведений универсальны: упущенные возможности, не сложившиеся отношения, призраки прошлого в настоящем, неведение и непонимание, усложняющие бытие людей.
Родилась 18 ноября 1939 в Оттаве. В 1961 получила степень бакалавра в Торонтском университете, в 1962 – степень магистра в Колледже Рэдклифф в Кеймбридже (шт. Массачусетс, США). Преподавала в разных университетах Канады.
Работа отца, энтомолога по профессии, вынуждала семью Этвуд забираться в самые глухие, необитаемые районы канадского Севера, что оказало определяющее влияние на творчество будущей писательницы. В ранних поэтических сборниках, первой своей книге Двойная Персефона (Double Persephone, 1961), а также в сборниках Детская игра (The Circle Game, 1966; премия генерал-губернатора, 1966) и Звери в этой стране (Animals in That Country, 1968), Этвуд прославляет мир природы, осуждает приверженность материальным интересам. С восторгом встреченный критикой, первый ее роман, Лакомый кусочек (The Edible Woman, 1969), продемонстрировал способность воссоздать внешнюю сторону жизни современной женщины. Ее героиня («лакомый кусочек») ощущает себя жертвой, воплощая собой «среднюю женщину», которую общество потребления воспринимает как безликую вещь.
В начале 1970-х годов Этвуд активно участвовала в возрождении канадской литературы, будучи редактором издательства «Ананси пресс» и политическим карикатуристом в левом журнале «Зис мэгэзин». Ее Дневники Сюзанны Муди (The Journals of Susanna Moodie, 1970) стали поэтическим переложением автобиографических набросков, сделанных в 1830-е годы первыми поселенцами в провинции Онтарио, чей ужас перед дикой и враждебной глушью претворяется в конечном счете в любовь, хотя и ценой великих жертв. Стихотворения книги Как вести себя под землей (Procedures for Underground, 1970) также строятся на метафорах «замкнутости». С мрачной язвительностью Этвуд формулирует свой воинственный феминизм в поэтическом сборнике Политика с позиции силы (Power Politics, 1971).
Второй роман Этвуд, Постижение (Surfacing, 1972), побудил критику сравнивать ее в Дж.Конрадом и Дж.Дики: как и у них, безжалостная и непостижимая природа ставит человека (в данном случае женщину) перед моральной дилеммой. Тогда же, в начале 1970-х годов, Этвуд опубликовала новаторское исследование Выживание: Тематика канадской литературы (Survival: A Thematic Guide to Canadian Literature, 1972) и поэтический сборник Вы счастливы (You Are Happy, 1974), с переделкой гомеровской Одиссеи, как бы написанной Цирцеей, что свидетельствует о стремлении пересмотреть мифологические сюжеты и образы с феминистских позиций.
Роман Женщина-оракул (Lady Oracle, 1976) примечателен почти в сюрреалистической манере показанным чревоугодием и пародированием дешевой псевдоготической романистики. Проблематичный статус женщины стал темой рассказов, составивших сборник Танцующие девушки (Dancing Girls, 1977). Неспешное повествование романа Жизнь до человека (Life Before Man, 1979) строится на событиях внутренней жизни, объединяемых лирическим подтекстом, детально отражающим место действия книги – Королевский музей Онтарио.
Общественно-политическая деятельности Этвуд на посту вице-председателя Канадской ассоциации писателей (1980), президента англо-канадского национального ПЕН-центра (1984–1986) и члена организации «Международная амнистия» обусловила ее участие в 1980-е годы в борьбе с тоталитаризмом и цензурой на международном уровне и определила содержание ее поэтической книги Правдивые истории (True Stories, 1981), отразившись также в романе Телесные повреждения (Bodily Harm, 1982), действие которого происходит во время политических волнений на одном из островов в Карибском море. В обеих книгах присутствуют тюрьмы и пытки и звучит убежденность в том, что ответственность за творящиеся в мире беззакония несут все люди.
Статьи и рецензии Этвуд составили книгу Вторичные слова (Second Words, 1982). Во втором сборнике рассказов Замок Синей Бороды (Bluebird's Castle, 1983) художественные приемы из арсенала сказок выявляют жестокость и женоненавистническую суть сказочных образов. На эту же тему (насилие «по половому признаку») писательница размышляет в стихотворениях в прозе, вошедших в книгу Убийство в темноте (Murder in the Dark, 1984).
В 1985 вышел из печати самый знаменитый роман Этвуд Рассказ служанки (The Handmaid's Tale). Отклики прессы были единодушно восторженными. Подобно романам О дивный новый мир (Brave New World) О.Хаксли и 1984 Дж.Оруэлла, книга стала классикой современной литературы. Затрудняясь обозначить ее жанр, ее рассматривали как «фэнтези» на тему будущего, сказку-предостережение, феминистский трактат. Книга, рисующая кошмарную патриархальную теократию, созданную мужчинами при содействии женщин и лишающую свободы тех и других, отвечая всем этим характеристикам, тем не менее не исчерпывается ими. Роман принес Этвуд вторую премию генерал-губернатора (1986) и был удачно экранизирован в 1990.
Этвуд принадлежат также романы Кошачий глаз (Cat's Eye, 1988), Невеста-воровка (The Robber Bride, 1993) и др. В 2000 она получила престижную премию «Букер» за роман Слепой убийца (Blind Assassin) – семейную сагу, в которую вмонтирован научно-фантастический роман.
За Избранными стихотворениями (Selected Poems, 1976) и сборником новых стихотворений Новолуние (Interlunar, 1984) последовали Избранные стихотворения II (1986), Избранные стихотворения. 1966–1984 (1990) и Стихотворения Маргарет Этвуд. 1965-1975 (Margaret Atwood Poems 1965–1975, 1991). Утро в сгоревшем доме (Morning in the Burned House, 1995), первый сборник стихотворений 1985–1995, свидетельствовал о новых источниках вдохновения Этвуд-поэтессы.
Другие ее произведения включают сборники рассказов Советы туристу в глуши (Wilderness Tips, 1991) и Славные кости (Good Bones, 1992), а также несколько детских книг и телеп
Романы:
1969 — Съедобная женщина / The Edible Woman
1972 — Постижение / Surfacing
1976 — Мадам Оракул / Lady Oracle
1979 — Мужчина и женщина в эпоху динозавров / Life Before Man (finalist for the Governor General's Award)
1981 — Телесные повреждения / Bodily Harm
1985 — Рассказ служанки / The Handmaid's Tale (winner of the 1987 Arthur C. Clarke Award and 1985 Governor General's Award, finalist for the 1986 Booker Prize)
1988 — Cat's Eye (finalist for the 1988 Governor General's Award and the 1989 Booker Prize)
1993 — The Robber Bride (finalist for the 1994 Governor General's Award and shortlisted for the James Tiptree, Jr. Award)
1996 — ...Она же "Грейс" / Alias Grace (winner of the 1996 Giller Prize, finalist for the 1996 Booker Prize and the 1996 Governor General's Award, shortlisted for the 1997 Orange Prize for Fiction)
2000 — Слепой убийца / The Blind Assassin (winner of the 2000 Booker Prize and finalist for the 2000 Governor General's Award, shortlisted for the 2001 Orange Prize for Fiction.)
2003 — Орикс и Коростель / Oryx and Crake (finalist for the 2003 Booker Prize and the 2003 Governor General's Award and shortlisted for the 2004 Orange Prize for Fiction.)
2005 — Пенелопиада / The Penelopiad (nominated for the 2006 Mythopoeic Fantasy Award for Adult Literature and longlisted for the 2007 IMPAC Award)
2009 — Год потопа / The Year of the Flood (Oryx and Crake companion, longlisted for the 2011 IMPAC Award)
2013 — MaddAddam (third novel in Oryx and Crake trilogy)
Рассказы:
1977 — Пожирательница грехов / Dancing Girls (winner of the St. Lawrence Award for Fiction and the award of The Periodical Distributors of Canada for Short Fiction)
1983 — Murder in the Dark
1983 — Bluebeard's Egg
1991 — Wilderness Tips (finalist for the Governor General's Award)
1992 — Good Bones
1994 — Good Bones and Simple Murders
1996 — The Labrador Fiasco
2006 — The Tent
2006 — Moral Disorder
Поэзия:
1961 — Double Persephone
1964 — The Circle Game (winner of the 1966 Governor General's Award)
1965 — Expeditions
1966 — Speeches for Doctor Frankenstein
1968 — The Animals in That Country
1970 — The Journals of Susanna Moodie
1970 — Procedures for Underground
1971 — Power Politics
1974 — You Are Happy
1976 — Selected Poems
1978 — Two-Headed Poems
1981 — True Stories
1983 — Love Songs of a Terminator
1983 — Snake Poems
1984 — Interlunar
1984 — Selected Poems 1966–1984 (Canada)
1986 — Selected Poems II: 1976–1986 (US)
1995 — Morning in the Burned House, McClelland & Stewart
1998 — Eating Fire: Selected Poems, 1965–1995 (UK)
1998 — "You Begin." – as recited by Margaret Atwood; included in all three most recent editions of her "Selected Poems" as listed above (US, CA, UK)
2007 — The Door
Поделитесь ссылкой с друзьями: